Научная статья на тему 'Семантика слова «Хлеб» в поэзии Алексея Решетова'

Семантика слова «Хлеб» в поэзии Алексея Решетова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
466
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНЦЕПТ / ЛЕКСЕМА / ЯЗЫКОВАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Глущенко Т. Н.

Макроконцепт «хлеб», будучи культурной и языковой константой, уже на протяжении многих веков выступает одним из фундаментальных концептов русской культуры и русского языка. В предлагаемой статье анализируется семантическое пространство, формирующее концепт «хлеб», репрезентантом (именем) которого служит лексема «хлеб – пищевой продукт, выпекаемый из муки». Исследуемое семантическое поле подвергается комплексному семантико-функциональному и лингвокультурологическому анализу с привлечением поэтических текстов А. Решетова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF THE WORD "BREAD" IN ALEXEY RESHETOV''S POETRY

Macroconcept "bread", being a cultural and language constant, throughout many centuries appears one of fundamental concepts of the Russian culture and Russian. In offered article the semantic space creating a concept "bread" is analyzed, as a reprezentant which (name) the lexeme "bread – the foodstuff baked of a flour" serves. The researched semantic field is exposed to the complex semantiko-functional and lingvokulturologichesky analysis with attraction of poetic texts of A.Reshetov.

Текст научной работы на тему «Семантика слова «Хлеб» в поэзии Алексея Решетова»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 811.161.1

СЕМАНТИКА СЛОВА «ХЛЕБ» В ПОЭЗИИ АЛЕКСЕЯ РЕШЕТОВА

Т.Н. Глущенко

Иорданский государственный университет e-mail: tatina2003@mail.ru

Макроконцепт «хлеб», будучи культурной и языковой константой, уже на протяжении многих веков выступает одним из фундаментальных концептов русской культуры и русского языка. В предлагаемой статье анализируется семантическое пространство, формирующее концепт «хлеб», репрезентантом (именем) которого служит лексема «хлеб - пищевой продукт, выпекаемый из муки». Исследуемое семантическое поле подвергается комплексному семантико-функциональному и лингвокультурологическому анализу с привлечением поэтических текстов А. Решетова.

Ключевые слова: семантическое пространство, концепт, лексема, языковая концептосфера, аксиологическая категория.

Алексей Решетов вошел в уральскую поэзию в конце 50-х годов XX столетия, однако его книги никогда не становились предметом пристального внимания и углублённого анализа, имя поэта не вписано в контекст русской поэзии последних десятилетий. Несколько газетных рецензий, предисловие в книге «Станция Жизнь», редкие упоминания в журнальных обзорах - вот и весь литературоведческий интерес. Как и многие поэты провинциальной России, Алексей Решетов остался замкнутым в локальном пермском контексте. Между тем его драматически напряжённый и художественно сосредоточенный поэтический мир имеет далеко не местное значение. Это крупное явление русской поэзии последних десятилетий. Явление, которое, к сожалению, осталось непрочитанным, неузнанным. И виной тому не столько географическая отдаленность от столиц, сколько ощутимое, хотя и не вполне проявленное противоречие, даже противостоянье решетовского мира своему поколению и времени - тому яркому, противоречивому, насыщенному поисками и открытиями периоду, который мы называем шестидесятыми годами ушедшего XX века.

Некоторые внешние совпадения со временем, его эстетикой и пафосом, безусловно, есть, ведь стилистически поэзия А. Решетова почти растворена в шестидесятых. Нетрудно найти переклички, например, с В. Соколовым, Е. Винокуровым, К.

Ваншенкиным, Н. Рубцовым, но, вчитываясь в решетовские строки, приходишь к мысли, что эти сходства имеют лишь внешний характер. Внутренне, по существу своего художественного созерцания, Решетов скорее расходится с популярными стилистическими вариациями поэзии шестидесятых, чем совпадает с ними. И если шестидесятников больше волновало общественное, национальное, историческое, то в поэзии Решетова с неподдельной глубиной выразилась тяга к экзистенциальной проблематике человеческого бытия. Один из немногих он не поддался двусмысленности, скрытой в эпохе, обнаружив всем своим творчеством тихое, но упорное сопротивление соблазну той неизбежно фальшивой общественности, которую только и могли предложить те годы вне откровенно диссидентской стратегии поведения.

Противостояние - не пустое слово в применении к творчеству А. Решетова. Его осенняя тишина была слишком громкой на общем натужно бравурном фоне. В июле 1968 года областная пермская газета «Звезда» среди материалов о «горячем одобрении политики партии» (начинались военные действия в Чехословакии) поместила разносный отклик на одобрительную статью о книге А. Решетова «Белый лист». Главным объектом партийной критики стал, конечно, сам поэт1.

Читая Решетова сегодня, мы стараемся выявить фундаментальные черты его лирического лица, поэтического мира и слова как средства воплощения его оригинального мироощущения.

Обратимся к проблеме семантики слова «хлеб» в поэзии Алексея Решетова.

Концептосфера языка заключает в себе фундаментальные национально- и культурно значимые понятия, обобщенные в слове. Системное обследование концептосферы языка предполагает установление и описание составляющих его концептов. Каждый культурный концепт представляет собой фрагмент концептосферы языка и последовательное раскрытие культурного и языкового содержания концепта есть шаг на пути познания и освоения концептосферы языка и языка в целом.

Одним из фундаментальных концептов русской культуры и русского языка выступает уже на протяжении многих веков макроконцепт «хлеб». Комплексное лингвокультурное описание его структуры, этнокультурного и семантического планов позволяет с уверенностью говорить о том, что концепт «хлеб», будучи культурной и языковой константой, находится в самом центре концептосферы русского языка. В русской духовной культуре (книжной и народной), в национальной ментальности, в повседневном быту и соответственно в постоянном словоупотреблении макроконцепт «хлеб» несет в себе не только и не столько смысл естественного жизнеобеспечения, но и целый спектр значений духовного образа жизни русского народа.

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «хлеб» имеет несколько значений.

Основное (прямое) значение:

Хлеб 1 - пищевой продукт, выпекаемый из муки. Ржаной или черный хлеб.

Второстепенные (производные) значения:

Хлеб 2 - зерно, из которого делают муку.

Хлеб 3 - хлебный злак.

Хлеб 4 (перен.) - средство к существованию, заработок2.

1 Абашев В.В. Алексей Решетов // Литература Урала: Очерки и портреты / науч. ред. Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург, 1998.-С.296.

2 Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1975. - С. 792.

Каждой из лексем может быть приписана информация разного типа -морфологическая, стилистическая, семантическая, прагматическая, коммуникативная,

о моделях управления, сочетаемостная, фразеологическая.

Концепт «хлеб», имея многовековую историю, вбирает в себя как языческие, так и христианские представления. Репрезентантом концепта является лексема хлеб со значением «еда», а предмет, обозначенный словом «хлеб», выступает как символ жизни. Философский реализм, характеризующийся существованием для каждого значения своего слова, проявляется в наличии разных грамматических категорий у каждой лексемы с новым значением.

Хлеб - широко распространенный символ ранних христиан, который символизирует новую жизнь во Христе. Зерно должно умереть в земле, чтобы взойти новым колосом; свое единство зерна обретают в хлебе, соединяясь в единое целое. Так и человек, который хочет стать христианином, должен умереть для греховной жизни через таинство Крещения (образ зерна) и принести духовный плод (образ колоса) и, в конце концов, соединиться с другими людьми (зернами) в единстве Церкви как Тела Христова (образ хлеба). Вера во Христа Спасителя вместе с пребыванием в единстве церковной жизни являются условиями нашего спасения и обретения новой жизни в Царстве Небесном. Соединение символов хлеба и рыбы является символом Евхаристии - нашего соединения со Христом.

Фундаментальность концепта «хлеб» для образа жизни русского народа и его ментальности находит яркое отражение в художественной русской литературе и, особенно, в устном народном творчестве, в пословицах, поговорках, загадках, назиданиях.

В поэзии Алексей Решетова такие понятия, как «хлеб», «труд», «жизнь» служат основой для создания идеологемы «хлеб» - особой аксиологической категории XX века.

У каждого поэта биография является одним из сильнейших источников его творчества. Знакомясь с решетовскими стихами, читатель легко восстанавливает биографическую канву, вехи жизни, ставшие узлами судьбы поэта. Рождение («я, как волк, появился в апреле»), потеря отца («когда отца в тридцать седьмом / Оклеветали и забрали»), военное детство («я из черного теста, из пепла войны»), смерть матери, труд в шахте и труд поэта, одиночество («нет детей у меня, лишь стихи, окружают меня, словно дети»). Это «я» имеет к тому же подчёркнутую социальную определённость - провинциальность, простонародность («в простонародном страхе я на банкете ем»). Это «я» психологически конкретно, его эмоциональные реакции и предпочтения ожидаемы - неизменная печаль, жалость ко всему малому, самоирония, детскость, которая сказывается не только в особой ностальгии по детскому раю («золотые врата, мелодично звеня, пропустите в далёкое детство меня»), но и в особой инфантильной точке зрения, необходимой в качестве художественного средства3.

Мы в детстве были много откровенней:

- Что у тебя на завтрак? - Ничего.

- А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего...

Г ода прошли, и мы иными стали,

Теперь никто не спросит никого:

- Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

3 Абашев В.В. Алексей Решетов // Литература Урала: Очерки и портреты / науч. ред. Н.Л. Лейдерман. -Екатеринбург, 1998.-С.297.

Возьми немного света моего...4

Пронзительные стихи! Сколько света и человеческого тепла вложено в эти строки. Какое глубокое обобщение! Не стерлись из памяти еще 50-е года прошлого столетия, когда многие дети, находясь в стесненных материальных обстоятельствах (бывало, за день во рту не было и корочки хлеба), получали внимание и помощь совершенно незнакомых людей. Многие народы воспринимают хлеб как символ дружбы, поэтому и существует такой обычай: люди, переломившие и поделившие хлеб -становятся на всю жизнь друзьями. Помнятся времена, когда люди, уходя из дома, не всегда даже закрывали двери на замки, были всегда открыты для общения с друзьями и знакомыми.

Обширное семантическое поле «пища» отражает древние представления о хлебе, который у славян и других индоевропейских народов был важнейшим продуктом питания и потому, естественно, не мог не стать ритуальным атрибутом, мифологическим символом и объектом воспевания в фольклоре. Долгое время этимологи были убеждены, что славянское слово хлеб - заимствование из готского восходящее

к реконструированному прагерманскому *х1а1Ьаг. Лишь недавно Ю.В. Откупщиков убедительно доказал, что это слово связано с рядом балтийских наименований хлеба

- латыш. кШрв и лит. кНерав, и далее с глагольным корнем *(8)кН-р-/*(8)к1оьр, *(з)кН-р «отрезок, кусок»5. Видимо, это значение и было исходным для названий хлеба и у славян, и у балтов6.

Есть нечто глубоко символичное в этом исконном значении. Ведь отрезать можно только от целого, единого. В отрезанном от хлебного каравая ломте - справедливое распределение материальных благ в общине или в семье, и желание поделиться с ближними самым необходимым, и в то же время причастность к тому социальному целому, трудом которого эти блага созданы. Вот почему бережное и благоговейное отношение к хлебу передавалось с древнейших времен от поколения к поколению.

Я помню: с тихою улыбкой

Скрипач, что на войне ослеп,

Водил смычком над тёмной скрипкой,

у

Как будто резал чёрный хлеб...

Поколение, пережившие голод и невзгоды войны знает хлебу цену. И цену эту каждый понимает по-своему. Для одних это бумажная бирочка с цифрами, для других -истинная стоимость Победы, которую невозможно измерить деньгами.

В лирике А. Решетова постоянно наблюдается тенденция к расширению сферы применения концепта «хлеб», в результате чего он начинает использоваться для осмысления явлений, принадлежащих к самым разным аспектам реальности - как физической, так и социальной. Результатом этого процесса оказывается повышение абстрактности концепта: из средства категоризации узкой сферы действительности концепт превращается в гибкий инструмент осмысления самых разнообразных сторон человеческого опыта. Подобное усложнение структуры концепта «хлеб» имеет прямую аналогию с процессом метафоризации. Как указывает Н.Д. Арутюнова, «чем более многопризнаковым, информативно богатым и нерасчлененным является значение

4 Решетов А. Лирика. - М.: Молодая гвардия, 1984. - С. 7.

5 Откупщиков Ю.В. О древнем названии хлеба в балтийском, славянском и германском // Известия АН Латвийской ССР. - 1973. - № 2 (307). - С. 84-89.

6 Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. - СПб.: Фо-лио-Пресс, 1999. - С. 341.

7 Решетов А. Чаша: книга стихов. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - С. 17.

слова, тем легче оно метафоризуется» . Очевидно, что ценностный концепт по определению должен быть информативно богатым: как уже указывалось, он представляет фрагмент действительности, особенно важный для данной культуры, а, следовательно, является, во-первых, выделенной, а во-вторых, сложной единицей. По этой причине усложнение структуры концепта можно рассматривать как суть процесса перехода концепта в ранг ценностных единиц той или иной культуры. По-видимому, это справедливо и для других концептов.

Это становится более понятным, если учесть, что ценностный концепт соотносится с действительно важным (даже жизненно важным) предметом или явлением. В частности, концепт «хлеб» обозначает не только продукт, но и вообще то, что нас подпитывает, поддерживая нашу жизнь; трудно представить себе, чтобы в том же значении употреблялись существительные «картофель» или «картошка» (несмотря на распространенность и «знаковость» этого продукта). В проанализированном примере мы имеем дело с метафорическим переносом значения. В других случаях такое изменение функционирования концепта может иметь иной характер. Но даже концепт «хлеб» допускает рассмотрение под углом зрения не метафоризации, а расширение сферы применения, поскольку последнее является не чем иным, как следствием метафоризации.

- Что у тебя на завтрак? - Ничего.

- А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего...

С исторической точки зрения образование концепта, прежде всего ценностно окрашенного, проявляется в том числе и как усложнение структуры лексемы-маркера, которая формирует ядро соответствующей концептуальной структуры.

Обратимся к стихотворению «Память».

Горите, флаги красные, горите!

Я с детства помню слезы ранних вдов,

Заиндевевший громкоговоритель

И снег в морщинах сбившихся платков.

Я помню, как сирена завывала,

Я помню хруст оконного стекла.

Гремели взрывы...

В печке остывала

Зола позавчерашнего тепла.

И умещались двести хлебных граммов

На сводке с фронта в двадцать строгих строк.

И первоклассник худенький упрямо

- Мы не рабы! - заучивал урок9.

Концепт «хлеб» в исследуемом стихотворении репрезентируется семантическим полем «хлеб военной поры». Исследуемый концепт эксплицируется в оппозиции хлеб для фронта, для победы // без хлеба (ничего) для себя. Кроме того, концепт «хлеб» в рассмотренных стихотворениях взаимосвязан с концептом «время», что подтверждает влияние на содержание концепта экстралингвистических факторов.

В балладе «Хозяйка маков» дается указание на один из поминальных обрядов, связанных с использованием хлеба.

8 Арутюнова Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 296.

9 Решетов А. Чаша: книга стихов. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - С. 8.

Три грядки серых под весенним небом,

И грядки те напоминали ей То три кусочка аржаного хлеба,

ГГ- - 10

I о три могилки русых сыновей .

В Библии упоминается «хлеб печали», т.е. пища, добытая с большим трудом. Вспомним, что у Великой Отечественной войны был свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, добытый огромными человеческими жертвами, и поэтому еще больше необходимый, чем в мирное время.

Как известно, хлеб - сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия, требующий к себе особо почтительного и почти религиозного отношения, потому что осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо. Хлеб символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и умершими. Он теснейшим образом связан с миром усопших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке хлеба и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.

В стихотворении «Мой брат» продолжает развиваться тема смерти, потустороннего мира. Но в данном тексте присутствует очень интересный образ - образ теплого хлеба, символизирующий неизменность течения повседневной жизни.

Мой брат, твой адрес - кладбище, бурьян,

Земля сырая, мир потусторонний.

Когда тебе из наших дальних стран Снесут письмо усталые вороны?

Когда расскажут липы на ветру,

Что ни одна звезда не почернела,

И тёплый хлеб нас будит поутру,

И нет у жизни края и предела?11

Образ теплого хлеба - конечный образ процесса производства хлеба, а процесс подразумевается как длительный, требующий больших усилий, являющийся символом культурного и психического развития. Каждому этапу развития соответствует одна из стадий получения хлеба: сев, рост хлебов, жатва, помол муки, просеивание, замешивание теста, выпечка в печи, раздел за семейным столом. Потому и процесс выращивания хлеба так же бесконечно вечен, как и сама жизнь.

Э. Эппли указывает, что хлеб как всеобщее кушанье является «наиболее привычным и одновременно священным»: «Путь от пшеничного зерна, брошенного в темную борозду пашни, от нежно зеленеющего поля, от золотых волн колосящегося моря через работу жнеца, молотильщика, процесс помола, просеивания, приготовления теста, прохождение через жар печи и затем, наконец, общая раздача за семейным столом - каждая стадия становления этой пищи полна символики и свидетельствует, применительно к человеку, о пути человеческой культуры»12.

В заключении следует отметить, что константный характер концепта «хлеб» в русском языке и соответственно в поэзии Алексея Решетова достаточно убедительно подтверждается широкой разветвленностью лексико-семантической группы от ключевого слова «хлеб». Лексическое гнездо с заглавным мотивирующим словом «хлеб»

10 Там же. - С. 34.

11 Там же. - С. 64.

12 Бидерманн Г. Энциклопедия символов / общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. - М.: Республика, 1996. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ezospirit.com.ua

представлено разными знаменательными частями речи, отличаясь при этом многообразием словообразовательных моделей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описание значения слова возможно на уровне лексикографического, психолингвистического, коммуникативного значений.

Коммуникативно-семантический анализ значения позволяет выявить многочисленные значения, не имеющие лексикографической фиксации.

В случаях совпадения лексикографических и коммуникативных значений их статус в семантеме может существенно различаться: основные значения в словарях далеко не всегда совпадают с основными значениями в реальной коммуникации и поэтическом творчестве Алексея Решетова.

Исследование показало, что высокая частотность слова «хлеб» в поэзии Алексея Решетова коррелирует с многозначностью данной языковой единицы и определяет ее семантический потенциал, который может быть охарактеризован по большому количеству значений, актуализирующих периферийные семы.

Список литературы

1. Решетов, А. Чаша: книга стихов. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - 223 с.

2. Решетов, А. Лирика. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 63 с.

3. Абашев, В.В. Алексей Решетов // Литература Урала: Очерки и портреты / науч. ред. Н.Л.

Лейдерман. - Екатеринбург, 1998. - С. 289-309.

4. Арутюнова, Н.Д. Метафора // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с.

5. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов / общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. - М.: Республика, 1996. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.ezospirit.com.ua

6. Мокиенко, В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. -СПб.: Фолио-Пресс, 1999. - 464 с.

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1975. -846 с.

8. Откупщиков, Ю.В. О древнем названии хлеба в балтийском, славянском и германском // Известия АН Латвийской ССР. - 1973. - № 2 (307). - С. 84-89.

SEMANTICS OF ТИК WORD "BREAD" IN ALEXEY RESHETOV'S POETRY

T.N. Glushchenko

Jordanian state university e-mail: tatina2003@mail.ru

Macroconcept "bread", being a cultural and language constant, throughout many centuries appears one of fundamental concepts of the Russian culture and Russian. In offered article the semantic space creating a concept "bread" is analyzed, as a reprezentant which (name) the lexeme "bread - the foodstuff baked of a flour" serves. The researched semantic field is exposed to the complex semantiko-functional and lingvokul-turologichesky analysis with attraction of poetic texts of A.Reshetov.

Keywords: semantic space, concept, lexeme, language kontseptosfer, axiological category.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.