Научная статья на тему 'Семантика слова баба в дискурсе В. П. Астафьева'

Семантика слова баба в дискурсе В. П. Астафьева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
773
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П. АСТАФЬЕВ / БАБА / СЕМАНТИКА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / V. P. ASTAFIEV / A RUSSIAN WORD BABA / SEMANTICS / SEMANTIC LANGUAGE PERSONALITY / GENDER STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Башкова И. В.

В статье анализируется семантика слова баба в художественном дискурсе В.П. Астафьева. Выделяется семь значений слова баба: «женщина»; «деревенская женщина, крестьянка»; «жена»; «женщина, находящаяся в интимных отношениях с кем-л.», «бабушка», «старая женщина». Отмечается, что в произведениях В.П. Астафьева это слово обладает отрицательными и положительными коннотациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS OF A WORD BABA (“A WOMAN, A PEASANT WOMAN” RUS.) IN V. P. ASTAFIEV''S DISCOURSE

The article is devoted to the meaning of a Russian word baba in V. P. Astafiev''s discourse. There are seven meanings of this word: ''a woman''; ''a village woman, a peasant woman''; ''a wife''; ''a fancy woman''; ''an uncivil woman''; ''a granny''; ''an old woman''. This word has both negative and positive connotations in Astafiev''s works.

Текст научной работы на тему «Семантика слова баба в дискурсе В. П. Астафьева»

Библиографический список

1. Иванцова, Е.В. Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности. - Томск, 2010.

2. Башкова, И.В. Изучение языковой личности в современной российской лингвистике. - Красноярск, 2011.

3. Шестакова, Л.Л. Русская авторская лексикография: Теория, история, современность. - М., 2011.

4. Апресян, Ю.Д. Предисловие // Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. - М., 2003.

5. Коннор, Д. Рецензия на книги: Мужской сборник. Вып. 1, 2, 3 // Антропологический форум. - 2010. - № 9.

6. Горошко, Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1996.

7. Малишевская, Д.Ч. Базовые концепты культуры в свете гендерного подхода (на примере оппозиции «Мужчина/Женщина») // Фразеология в контексте культуры. - М., 1999.

8. Прокудина, И.С. Гендерная идентификация языковой личности // Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку: учеб. пособие / под ред. Н.В. Мельник. - Кемерово, 2009.

9. Фомин, А.Г. Психолингвистическая концепция гендерной языковой личности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Барнаул, 2004.

10. Гайфуллина, А.Н. Мужчина VS. Мужик в интернет-дискурсе // Вестник Вятского государственного университета. - 2008. - Т. 2. - № 4.

11. Ефремов, В.А. Номинации мужчины в русском языке: от мужа к мужику // Мир русского слова. - 2009. - № 1.

12. Жаданова, Н.И. Стереотипы маскулинности в лингвистическом и политическом дискурсе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - 2012. - № 2. - Сер. «Общественные науки».

13. Кувшинова, Е.А. Лексема мужик как стилистически маркированная единица в языке произведений А.С. Пушкина // Вестник Московского государственного областного университета. - 2010. - № 4. - Сер. «Русская филология».

14. Лян Сюдзюань. Новые семантические оппозиции «мужик - мужчина» и «баба - женщина» // Современные гуманитарные исследования. - 2009. - № 4.

15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. - М., 1938. - Т. 2.

16. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой: в 4 т. - М., 1999. - Т. 2.

17. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - 2009 [Э/р]. - Р/д: www.gramota.ru/slovari/dic

18. Астафьев, В.П. Собрание сочинений: в 15 т. - Красноярск, 1997. Ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы в скобках.

19. Карасик, В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

20. Ким, И.Е. Социальные субъекты: принципы номинации // Вестник Новгородского гос. ун-та. - 2010. - № 57. - Сер. «Филология. История».

Bibliography

1. Ivancova, E.V. Lingvopersonologiya: Osnovih teorii yazihkovoyj lichnosti. - Tomsk, 2010.

2. Bashkova, I.V. Izuchenie yazihkovoyj lichnosti v sovremennoyj rossiyjskoyj lingvistike. - Krasnoyarsk, 2011.

3. Shestakova, L.L. Russkaya avtorskaya leksikografiya: Teoriya, istoriya, sovremennostj. - M., 2011.

4. Apresyan, Yu.D. Predislovie // Novihyj objhyasniteljnihyj slovarj sinonimov russkogo yazihka. - M., 2003.

5. Konnor, D. Recenziya na knigi: Muzhskoyj sbornik. Vihp. 1, 2, 3 // Antropologicheskiyj forum. - 2010. - № 9.

6. Goroshko, E.I. Osobennosti muzhskogo i zhenskogo verbaljnogo povedeniya (psikholingvisticheskiyj analiz): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk.

- M., 1996.

7. Malishevskaya, D.Ch. Bazovihe konceptih kuljturih v svete gendernogo podkhoda (na primere oppozicii «Muzhchina/Zhenthina») // Frazeologiya v kontekste kuljturih. - M., 1999.

8. Prokudina, I.S. Gendernaya identifikaciya yazihkovoyj lichnosti // Lingvopersonologiya i lichnostno-orientirovannoe obuchenie yazihku: ucheb. posobie / pod red. N.V. Meljnik. - Kemerovo, 2009.

9. Fomin, A.G. Psikholingvisticheskaya koncepciya gendernoyj yazihkovoyj lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. - Barnaul, 2004.

10. Gayjfullina, A.N. Muzhchina VS. Muzhik v internet-diskurse // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - T. 2. - № 4.

11. Efremov, V.A. Nominacii muzhchinih v russkom yazihke: ot muzha k muzhiku // Mir russkogo slova. - 2009. - № 1.

12. Zhadanova, N.I. Stereotipih maskulinnosti v lingvisticheskom i politicheskom diskurse // Izvestiya vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj. Severo-Kavkazskiyj region. - 2012. - № 2. - Ser. «Obthestvennihe nauki».

13. Kuvshinova, E.A. Leksema muzhik kak stilisticheski markirovannaya edinica v yazihke proizvedeniyj A.S. Pushkina // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. - 2010. - № 4. - Ser. «Russkaya filologiya».

14. Lyan Syudzyuanj. Novihe semanticheskie oppozicii «muzhik - muzhchina» i «baba - zhenthina» // Sovremennihe gumanitarnihe issledovaniya.

- 2009. - № 4.

15. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / pod red. D.N. Ushakova: v 4 t. - M., 1938. - T. 2.

16. Slovarj russkogo yazihka / pod red. A.P. Evgenjevoyj: v 4 t. - M., 1999. - T. 2.

17. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / gl. red. S.A. Kuznecov. - 2009 [Eh/r]. - R/d: www.gramota.ru/slovari/dic

18. Astafjev, V.P. Sobranie sochineniyj: v 15 t. - Krasnoyarsk, 1997. Ssihlki na ehto izdanie dayutsya v tekste s ukazaniem toma i stranicih v skobkakh.

19. Karasik, V.I. Yazihk socialjnogo statusa. - M., 1992.

20. Kim, I.E. Socialjnihe subjhektih: principih nominacii // Vestnik Novgorodskogo gos. un-ta. - 2010. - № 57. - Ser. «Filologiya. Istoriya».

Статья поступила в редакцию 30.07.14

УДК 81'37

Bashkova I. SEMANTICS OF A WORD BABA ("A WOMAN, A PEASANT WOMAN" - RUS.) IN V. P. ASTAFIEV'S DISCOURSE. The article is devoted to the meaning of a Russian word baba in V. P. Astafiev's discourse. There are seven meanings of this word: 'a woman'; 'a village woman, a peasant woman'; 'a wife'; 'a fancy woman'; 'an uncivil woman'; 'a granny'; 'an old woman'. This word has both negative and positive connotations in Astafiev's works.

Key words: V. P. Astafiev, a Russian word baba, semantics, semantic language personality, gender stereotypes.

И.В. Башкова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. русского языка и речевой коммуникации Сибирского

федерального университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]

СЕМАНТИКА СЛОВА БАБА В ДИСКУРСЕ В.П. АСТАФЬЕВА

В статье анализируется семантика слова баба в художественном дискурсе В.П. Астафьева. Выделяется семь значений слова баба: «женщина»; «деревенская женщина, крестьянка»; «жена»; «женщина, находящаяся в интимных отношениях с кем-л.», «бабушка», «старая женщина». Отмечается, что в произведениях В.П. Астафьева это слово обладает отрицательными и положительными коннотациями.

Ключевые слова: В.П. Астафьев, баба, семантика, семантическая лингвоперсонология, тендерные стереотипы.

Настоящая работа является продолжением анализа проблем, рассмотренных в статье «Семантика слова мужик в дискурсе В.П. Астафьева»: в ней с позиций лингвистической персо-нологии на основе анализа семантики слов, обозначающих человека, реконструируется фрагмент авторской картины мира, делаются выводы о гендерных стереотипах, представленных писателем.

Слово баба входит в число наиболее употребительных обозначений человека в художественном дискурсе В.П. Астафьева, но слово мужик писатель использует значительно чаще. Частота употребления этих слов в его наиболее значимых произведениях следующая: в книге «Последний поклон» баба встречается 186 раз, мужик - 231, в повествовании «Царь-рыба» баба - 50, мужик - 103, в романе «Прокляты и убиты» баба - 76, мужик - 94, в повести «Пастух и пастушка» баба - 10, мужик -11. Такое количественное соотношение рассматриваемых слов связано с тематикой творчества В.П. Астафьева: темы взросления мальчика, сибирской деревни и тайги, войны в большей степени связаны с мужским, чем с женским, миром. Главный герой большинства его произведений автобиографичен - это мальчик, парень, мужчина, поэтому мир представлен преимущественно с мужской точки зрения. В семантике и синтагматике слова баба мужской взгляд на мир тоже находит яркое проявление.

Слово баба многозначное. В толковых словарях русского языка его значения, связанные с именованием человека, определяются следующим образом:

«БАБА ж. Замужняя женщина низших сословий, особенно после первых лет, когда она была молодкою, молодицею, или вдова <...> | Мать отцова или материна, жена деда <...> | Жена; крестьянин редко иначе назовет в глаза жену свою, разве хозяйкою <...> | Повитуха, повивальная бабка, приемница <...> | Бранно, мужчину зовут бабою <...>» [1, с. 32].

«БАмБА, ы, ж. 1. В устах «господ» (прежде) и в крестьянском быту - замужняя крестьянка; противоп. девка <...> 2. Жена (простореч.) <...> 3. Вообще женщина (разг. вульг.) <...> 4. пе-рен. Мужчина робкого нрава, слабый, нерешительный (разг. презрит.) <...> [2, стб. 73-74].

«БАмБА, -ы, ж. 1. Устар. Замужняя крестьянка <...> || Простая, необразованная женщина <...> 2. Прост. и обл. Жена <...> 3. Прост., обычно пренебр. Женщина вообще <...> 4. Разг. пре-зр. О слабом, нерешительном мужчине, мальчике <...> 5. (обычно с именем собственным). Разг. То же, что бабушка [3, с. 53].

«БАБА, -ы; ж. 1. Трад.-нар. Деревенская (обычно замужняя) женщина, крестьянка <...> 2. Разг.-сниж. О любой женщине <...> // О неопрятной женщине. 3. Разг.-сниж. Женщина, находящаяся в интимных отношениях с кем-л.; жена <...> 4. В речи детей: бабушка <...> 5. Презрит. О робком, слабохарактерном мужчине, мальчике <...>» [4].

Большинство значений слова баба в словарях XX века сопровождается стилистическими пометами, многие из которых указывают на отрицательную оценку человека, названного этим словом: вульгарное, пренебрежительное, разговорно-сниженное, презрительное.

В художественном дискурсе В.П. Астафьева слово баба имеет следующие значения:

1. О любой женщине: Она баба, женщина, хоть в крике забывается, отходит, облегчается ее изнывшая душа [5, т. 6]; Жена его, из местных чалдонок, баба боевая и тоже здоровая <...> [5, т. 6].

2. Деревенская (обычно замужняя) женщина, крестьянка, противоп. девка, старуха: Тишком, бочком просочатся деревенские бабы в избу учителя и забудут там кринку молока либо сметанки, творогу, брусники туесок [5, т. 4]; И все же, пусть и сквозь слепящую пленку, Лешка Шестаков заметил впереди на безлюдной улице бабу в клетчатом полушалке, в валенках, насунутых на босую ногу, с коромыслом и ведрами на плечах [5, т. 10].

3. Жена: - <...> Ты вот чё, как выспишься, ко мне валяй -дрова пилить поможешь, баба покормит [5, т. 5]; - Вот эть какая-то несчастная жэншина тебе в бабы достанется... [5, т. 10]; - <...>Ты чё задумал-то, о-о-ой! У меня ж баба, парнишка растет. - У меня тоже баба, двое детей, малых [5, т. 10].

4. Женщина, находящаяся в интимных отношениях с кем-л.: «Баба у тебя на фронте, конечно, была?» - «Была». -«И не одна?» - «Не одна». - «Много?» - «Не считал, некогда, воевать же надобно...» [5, т. 10]; За фронтом тучей движется надзорное войско, строгое, умытое, сытое, с бабами, с музы-

кой, со своими штандартами, установками для подслушивания, пыточными инструментами <...> [5, т. 10]; - Этот человек без особых претензий к миру - водка, баба, конвой помилосердней [5, т. 10]; Битва, бабы, шнапс - это и есть жизнь настоящего воина [5, т. 10].

5. Неопрятная, грубая женщина: Неуклюже ступающая, изрядно поддатая баба в ржаво-оплесканной куртке, которая еще в первой пятилетке была белой, разносила уху в щедро наполненных тарелках, из которых торчали аппетитные осетровые хрящи. Принесла Луконину - ничего. Юре принесла - тоже ничего. Но как пошла ко мне, тревожно мне сделалось: совсем развезло бабу, едва ковыляет, вцепившись в тарелку, погрузив оба больших пальца в горячее варево. Нарывают, видно, пальцы-то, врачи велели их в теплом держать. «Ой, кабы не облила она меня!» - подумал я, и только так подумал, баба хлесь мне уху па брюки, на французские-то. Угодила точь-в-точь ниже живота... Я вскочил, петухом закукарекал, брюки горячие оттягиваю, чтобы спасти что еще от войны осталось, а баба мне: «Расселся тута, как хер на именинах!..» [5, т. 5].

6. Бабушка, мать отца или матери (преимущественно в речи детей): Растили Ксюшку, однако, дед с бабой, нежили и баловали ребенка, потому как зятя перевели в еще более отдаленный район, чуть ли не в дикую Монголию сунули [5, т. 10]; Не разнимая рук, я кубарем перевалился через городьбу нашего огорода и, увидев бабушку, полющую гряды, завопил: «Баба! Баба!» [5, т. 4]; - Ешь и ступай к дедушке на заимку. - Один, баба? [5, т. 4].

7. Старая женщина (в сочетании с именем собственным, так называют хороших знакомых): Понял я, что папа, будучи под градусами, возжаждал общения и подался за речку Быков-ку к бабе Даше - «на беседу». К бабе Даше приехал младший сын, тоже большой выпивоха и страшный охотник, да и Пару-ня тут случилась [5, т. 5]; Как про бэ-тэ-тэи вымолвили, баба Капитолина и слегла, думая, что так нынче именуется энка-вэдэ [5, т. 5]; Смотрю в окошко через переулок. В огороде ковыряется глухая баба Ульяна, из-под серенького платочка цигарка торчит [5, т. 5].

С позиций компонентного анализа общие семы всех семи значений слова баба - 'человек', 'женский пол', 'взрослый', именно они составляют первое значение слова. Семантические признаки 'человек' и 'женский пол' указывают на физические качества, признак 'взрослый' связан с физической и социальной сферами, поэтому даже в этом, первом значении слово баба обозначает социальное лицо (см.: [6]). В произведениях В.П. Астафьева социальный компонент значения этого слова отчетливо выражен, что проявляется и в синтагматике его дериватов: И у меня была тетка. По отцу. Звали ее Авдотьей, но на селе знали как Дуню, потому что до взрослого бабьего звания она здесь не дотянула [5, т. 5].

Выделенные в данной статье 2-7-е значения слова баба включают в себя семы, указывающие на социальный статус, социальное поведение, социальные, межличностные отношения.

Прагматический компонент наиболее ярко представлен в 4-7-ом значениях слова баба. 4-е и 5-е значения содержат отрицательную, пренебрежительную оценку человека, названного данным словом. 6-е и 7-е значения выражают положительную оценку, во многом обусловленную включением человека, названного словом баба, в личную сферу говорящего.

Употребление слова в 1-3-ем значениях сопровождается как положительной, так и отрицательной оценками. В художественном дискурсе В.П. Астафьева оценка бабы во многом обусловлена позицией человека, дающего эту оценку: самого автора или персонажа. Получается, что оценка бабы характеризует не только бабу, но и автора оценки.

В художественном дискурсе В.П. Астафьева слово баба обладает следующими коннотациями:

1. У бабы трудная, тяжелая жизнь: Умерла тетка Агафья. Сергеевская Агафья - так звали ее на селе. Жизнь прожила она длинную и трудную, как и многие овсянские бабы [5, т. 5]; <...> война будет долгой, и на долю нашего народа, стало быть, прежде всего на женскую долю падут такие тяжести, какие только нашим русским бабам и посильны [5, т. 5].

2. В жизни бабы много горя, тоски: Тетка Васеня торопливо утерлась передником, сидит, опершись на стол, тупая, послушная. В позе, в лице, в движениях ее такая неизбывная, дна не имеющая тоска, что и сравнить ее не с чем, потому что не для горя-тоски рождался этот человек, и оттого это

горе-тоска раньше других баб размоют ее, разорвут, как злая вешняя вода рыхлую пашню [5, т. 5]; Сникли бабы, головами затрясли, платками заутирались: - Да уж, ниверситет дак нивер-ситет, будь он проклятой! Есть чё вспомянуть! До горла в снегу, на военной пайке-голодайке... Мужицки чембары подпояшешь, топор-пилу в руки - и на мороз, в трещебник!.. Слез-то сколько пролито, горя-то сколько пережито... [5, т. 5].

3. Баба бедна: Как суетились бабы по селу, спешно собирая у соседей и родственников шубенки, телогрейки, все равно бедновато, шибко бедновато одеты ребятишки [5, т. 4]; Надо сказать, что достаток людей в нашем селе определялся по-чудному. Считалось, например, если у бабы нет штанов, то уж распоследняя это, никудышняя баба, и грош ей цена! [5, т. 4]; <...> в городу ишшо милиция гонит, лучишко не даст продавать. Что как расейская баба богатой сделается, в ка-питалиски выйдет? [5, т. 5].

4. Многие бабы необразованны, бабе вредна грамота: Сама хозяйка была неграмотная, и в ней, как и во многих русских отсталых бабах, жила неистребимая мечта: во что бы то ни стало хоть одну девку вывести в настоящие, в культурные люди. Ради осуществления этой затеи не щадила она ни себя, ни девок. Конечно, по деревенским активисткам Авдотья Матвеевна видела - бабе грамота и лишняя умственность вредна, от нее разлад в голове и в бабьем организме [5, т. 10].

5. Баба своим трудом, своими способностями обеспечивает семейное благополучие: Переживает дедушка. Думает, отчего он такой бесталанный уродился, все у него идет через пень-колоду... ладно вот баба попалась удалая, пропал бы без нее, пропа-а-ал! Тут и говорить нечего и думать не об чем [5, т. 4]; Бабушка из Сисима, которой дед был всем обязан и виноват перед нею на веки вечные, умела, как и всякая русская баба, обратить потраченную ею во благо семьи доброту на угнетение супруга <...> [5, т. 4].

6. У многих баб нет нормальных мужей, они одни воспитывают детей: Но больше наскоком жили самоходы. Пошумев, поозорничав, утащат чего-нибудь и испарятся навсегда, оставив молодую бабу с ребенком <...> [5, т. 5]; - А вот не бродяжничай, не бродяжничай! Эт-то что же ты за моду взял: наскочишь, бабу обрюхатишь и как вихорь унесешься? - корила Терентия бабушка Катерина Петровна <...> - Ты подумал бы башкой своей удалой <...> как твои детки тута? Пить-есть чего у них имеется? [5, т. 4]; В память навсегда вклеилась привычная шурыш-карская картина - в мужицкое одетая, мужиковато шагающая, курящая, пьющая баба, ведущая дом и хозяйство, в доме у нее выводок детей недогляженных, растущих, что в поле трава, куда-то потом навсегда исчезающих, словно в бездонный человеческий омут заныривающих [5, т. 10].

7. Баба - объект сексуального удовольствия для мужчины: Обер-лейтенант, конечно, культурно отдыхает, глядит на фотки с голыми бабами... [5, т. 10]; - Я, сучий рот, в мерзлоту, в вечную вбуривался и там, в мерзлоте вечной, харч добывал, выпить добывал. Когда и бабу! - в который уже раз похвастался бродяга Шорохов [5, т. 10]; На другом, на живом берегу, телефонисты тревожили постоянную жгучую тему -трепались про баб - голодной куме все хлеб на уме [5, т. 10]; [Мохнаков]: - Мне вот юбку на бочонок с селедкой надень или платье на полевую кухню надень и скажи - баба, дай выпить -и полезу, никакой огонь меня не остановит! [5, т. 3].

8. Одно из главных свойств бабы - любить мужчину, заботиться о нем: Баба, она все-таки есть баба, хоть и в чинах, и при должности. Наград у нее больше, чем у мужа, характер рубаки, умна, самоотверженна и в то же время слаба - расстанется со своим оболтусом, скажет себе: «Все!», - да через неделю затоскует о нем, захочет его нестерпимо и поедет на попутной в полк, чтобы потом опять сутками стоять возле операционного стола, отрабатывая «увольнение», и выпрашивать затем внеочередной выходной [5, т. 10]; - Вот, - откидывая рукой выбившиеся из-под платка волосы, заговорила Люся, кивая на гимнастерку. - Ухаживать за любимым мужчиной, оказывается, так приятно! - и сокрушенно покачала головой: - Баба все-таки есть баба! Никакое равноправие ей не поможет... [5, т. 3].

9. Несмотря ни на какие трудности, бабы поют: - Эй, подружки, на печаль не сворачивай! - вмешивалась бабушка в разговор. - Печали наши до гроба с нами дойдут, от могилы в сторону увильнут и ко другим бабам прилипнут. Давайте еще споем. Пущай не слышно будет, как воем, а слышно, как поем [5, т. 4]; <...> все бабы с какой-то забубенностью, отча-

янием, со слезливой растроганностью подхватывали протяжные песни [5, т. 4].

10. Бабы борются и побеждают: Но битых баб во главе с закачинским «прокурором» - теткой Талей голой рукой не возьмешь, все они видели, всех победили вплоть до собственных мужей. В наступ бабы пошли, представительную комиссию отбросили за Качу, в руины старого базара [5, т. 5]; - <...> Как вы, героически сокращая линию фронта, до Искитимских степей дойдете, мы, бабы, обороняться начнем от фашиста, станем по очереди палить из этого единственного на три деревни оружия [5, т. 10].

Соотносительное положение бабы в социальной системе В.П. Астафьев показывает через оппозиции, в которые входит слово баба. Их члены противопоставлены по признаку пола (бабы - мужики) и возраста (бабы - девчонки, девки, старухи). В отличие от слова мужик, слово баба не входит в оппозиции по месту в политической системе управления и месту жительства: в авторской картине мира В.П. Астафьева власть борется с мужиками, а не с бабами, уничтожает именно мужиков; город противопоставлен мужику, а не бабе.

Наиболее детально в рассматриваемых текстах представлена оппозиция бабы - мужики, которая на уровне простого предложения выражена актантным субъектно-объектным распределением ролей. Эти роли меняются в зависимости от пропозиций. Самые типичные из них следующие:

1. Бабы ругают мужиков, мужики ругают баб, но бабе это занятие более свойственно: Севши на бережок, мужики курят табак, обмениваются впечатлениями, поругивают баб <...> [5, т. 5]; <...> бабы <...> все чепляют, чепляют друг дружку, в особенности мужика [5, т. 4]; <...> высоким голосом кого-то пушит баба. Мужика, конечно, кого сейчас еще бабам пушить? [5, т. 5].

2. Мужики бьют баб: На бабу свою, жану богоданную, с топором да и ружьишком. Воин! Мятежник!.. [5, т. 4]; Парни, перемигиваясь, снисходительно расступаются, но, потоптавшись, поприцелившись, мужик возвращает плитку со вздохом: «Нет, робяты, неча мараться. В глазе рябит... Я скоро и в бабу кулаком не попаду...» [5, т. 4]; Вместе выпили - мужик бабу бить [5, т. 6].

Но есть бабы, которые сами бьют мужиков: Этак пойдет дальше дело, так он, пожалуй, возьмется свою бабу бить, а не она его [5, т. 6].

3. Бабы угнетают, преследуют мужиков: С одной стороны, работа ответственная, с другой стороны, баба преследует, выпить не дает, с третьей - эти вот, рыбхалеи всякие [5, т. 6].

В свою очередь мужики могут испортить бабью жизнь и бабью судьбу: И пойдешь ты по отцом проторенной дорожке, по тюрьмам да по етапам и погибнешь там. А воротишься? Таким же, как он, и воротишься, испортишь чью-то бабью жисть, может, и не едину, как он мою жисть испортил, загубил, подлец [5, т. 5]; Не я один ослеплен был блеском золота, сколько девчоночьих и бабьих судеб перекусил, как нитку, теми зубами любимый мой дядя! [5, т. 5].

4. Бабы оберегают, хранят мужиков, успокаивают их: Не знаю, что бы мы натворили, скорее всего до цели не дошли бы, схватились бы с кем-нибудь другим, но бабы, наши российские бабы, твердо знающие свою задачу: хранить мужиков от бед, напастей и дури, стали боевым заслоном у речки и за водный рубеж нас не пускали, бесстрашно вырывая дреколье, расталкивали по сторонам [5, т. 5]; Которая-то из наших баб-песельниц, в обнимку уводя по тропе остывающих мужиков, направляла их на мирную рельсу, продолжала как бы не прерывавшуюся песню: «С та-а-аско-о-ой по р-ро-оди-ине-е-е-е-е дале-о-о-окой...» [5, т. 5].

Мужики защищают Родину, в том числе и баб: Молодые мужики за Родину, за народ жизни положили, стало быть, и за них, за баб, тоже <...> [5, т. 5].

Бабы молятся за своих защитников мужиков, солдат: Через минуту Лешка обернулся: выйдя на дорогу, баба размашисто, будто в хлебном поле сея зерно, истово крестила войско вослед - каждую роту, каждый взвод, каждого солдата осеняла крестным знамением русская женщина по обычаю древлян, по заветам отцов, дедов и Царя Небесного, напутствуя в дальнюю дорогу, на ратные дела, на благополучное завершение битвы своих вечных защитников [5, т. 10].

Таким образом, в авторской картине мира В.П. Астафьева между бабами и мужиками сложные отношения: они конфликту-

ют друг с другом и заботятся друг о друге. Днем и ночью у них разные отношения: Вечер, покой благостный в дому, а она, баба, побрякивает да позвякивает посудой, пошвыривает да побрасывает поленья. В постель идет, в горницу, и одежду с себя не сымает - рвет. «Подвинься! - рычит на мужа. - Разлегся, как боров!»

По всем статьям мужик, если он истинный гробовоз, должен бабу шугануть, столкнуть ее с кровати, но он послушно подвигается, пускает жену под одеяло да еще и подтыкает под спину, чтоб теплее и мягче жене было. И она сразу усмиряется, притихает, старики поскорее уносят лампу в куть. На кровати вроде бы даже и баловаться начнут, шалить, что дети, смешки, шепотки, мир, лад, согласие...

И уяснил я еще в детстве, пусть не буквально-досконально, пусть не до самого дна, но уяснил, что днем, на свету, на народе люди и живут для народа, для других людей то есть, и к народу они оборачиваются угодным тому обликом, отстраненным, сердитым, готовым к отпору, чтобы с отпором не опоздать, первые и набрасываются на всех, в особенности на тех, кто под рукой, кто поближе, но, оставшись наедине друг с другом, люди становятся сами собой и живут друг для друга, пусть и недолго, ночью лишь, но живут, как велит им сердце <...> [5, т. 4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рассматриваемых произведениях В.П. Астафьев выбирает следующие параметры для характеристики баб:

1) внешность: крупная и красивая баба; ладная баба; голая баба; голые да справные бабы; растелешенная баба; баба неопределенного вида; баба с грубым массивным лбом и тяжелым подбородком; баба с одним зрячим глазом; баба в ржаво-оплесканной куртке; баба в старом пиджаке, с мулатски-костлявым коричневым лицом; в мужицкое одетая баба; укутанные в шерстяные шали бабы; баба в клетчатом полушалке, в валенках, насунутых на босую ногу, с коромыслом и ведрами на плечах; баба, легко одетая, в мужичьем пиджаке, надернутом на ситцевую кофту; баба, у которой семь пудов одна правая ляжка, тридцать два килограмма грудя; толстые бабы; рыхлая баба; дебелая баба;

2) физические свойства: здоровая баба; поврежденная баба; баба работой физицкой не уезжена;

3) возраст: баба неопределенного возраста; еще молодые бабы;

4) психические свойства или состояние: душевная баба; сердобольная баба; сердобольные бабы; бабы, не помнящие

Библиографический список

зла; отчаянная баба; отчаянные бабы; удалая баба; баба нраву бурного; впавшая в неистовство баба; алчная баба;

5) интеллектуальные качества: бабы себе на уме; хитрая баба;

6) умение вести хозяйство: баба-хозяйка;

7) поведение: боевая баба; бойкая баба; вздорная баба; бесовская баба; неразговорчивая баба; молчаливые бабы; ворчливая баба; баба-сплетница; бабы-песельницы; неуклюже ступающая баба; мужиковато шагающая баба; курящая баба; верная баба; податливая баба; ненаклончивая баба; увертливые бабы;

8) отношение к спиртным напиткам: изрядно поддатая баба; пьяная баба; пьющая баба;

9) род занятий, профессия: путейская баба; путейские бабы; бабы-укладчицы; бабы-резальщицы; конюха-бабы; военная баба;

10) семейное положение: семейные бабы;

11) образование: неграмотная, мудрая от жизни баба; отсталые бабы;

12) трудный и/или несчастливый жизненный опыт: битая баба; битые, топтаные да изработанные бабы; горемычная баба; много пережившие бабы; бабы бывалые, всего навидавшиеся;

13) общая оценка: ладная баба; богоданная баба; отпетая баба; бабы-стер-рвы; баба сучка;

14) именование: баба Даша; баба Капитолина; баба Ульяна; баба Уля;

15) социальная локализация: русская баба; русские бабы; российские бабы; расейская баба; деревенские бабы; овсянс-кие бабы; «низовские» бабы; закачинские бабы; лассалевские бабы; барачные бабы; сидоровские бабы;

16) социальная актуализация (отношение сопричастности): наши бабы; своя баба; свои и чужие бабы; твоя баба; чужая, враждебная всему свету баба; бабы братанов Губиных.

Выводы. В художественном дискурсе В.П. Астафьева слово баба употребляется в семи значениях, у этого слова есть как отрицательные, так и положительные коннотации. Бабы душевные, сердобольные, не помнят зла, в то же время они боевые и отчаянные. У баб трудная, тяжелая жизнь, часто несчастливая судьба. В авторской картине мира В.П. Астафьева резко отрицательно оцениваются бабы, похожие на мужиков, пьющие, курящие бабы, особенно бабы-активистки. Главное предназначение баб - это забота о семье, о детях.

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М., 1998. - Т. 4.

2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. - М., 1935. - Т. 1.

3. Словарь русского языка / под ред. А.П. Евгеньевой: в 4 т. - М., 1999. - Т. 1.

4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. - 2009 [Э/р]. - Р/д: www.gramota.ru/slovari/dic.

5. Астафьев, В.П. Собрание сочинений: в 15 т. - Красноярск, 1997. Ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома в скобках.

6. Ким, И.Е. Социальные субъекты: принципы номинации // Вестник Новгородского гос. ун-та. - 2010. - № 57. - Сер. «Филология. История».

Bibliography

1. Dalj, V.I. Tolkovihyj slovarj zhivogo velikorusskogo yazihka: v 4 t. - M., 1998. - T. 4.

2. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / pod red. D.N. Ushakova: v 4 t. - M., 1935. - T. 1.

3. Slovarj russkogo yazihka / pod red. A.P. Evgenjevoyj: v 4 t. - M., 1999. - T. 1.

4. Boljshoyj tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / gl. red. S.A. Kuznecov. - 2009 [Eh/r]. - R/d: www.gramota.ru/slovari/dic.

5. Astafjev, V.P. Sobranie sochineniyj: v 15 t. - Krasnoyarsk, 1997. Ssihlki na ehto izdanie dayutsya v tekste s ukazaniem toma v skobkakh.

6. Kim, I.E. Socialjnihe subjhektih: principih nominacii // Vestnik Novgorodskogo gos. un-ta. - 2010. - № 57. - Ser. «Filologiya. Istoriya».

Статья поступила в редакцию 09.08.14

УДК 803.0

Vahrusheva N.A. PHRASEOLOGICAL SYNONYMY IN THE UPPER GERMAN DIALECT GROUP IN ALTAI. The

article lets to get a common understanding about the development of phraseological synonymy in the Upper German dialect group in Altai region. The author gives definitions of the terms "dialectal phraseological synonyms" and "dialectal phraseological quasi-synonyms" and describes some striking features of the dialectal phraseological synonymy. The article also presents a view about the typology of phraseological synonyms and quasi-synonyms in these dialects. The main content of this article is an analysis of the words of semantic groups. They are arranged into groups in accordance with their connection to real life. This helps to define, which spheres of reality are most important for this ethnos. For example, a human being has a specific value for the German dialect speakers, who live in Altai, including a person's emotions and physical conditions, his character and intelligence, his relations with other members of the society.

Key words: Upper German dialect group, synonymy, somatic, state phrase.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.