Научная статья на тему 'Семантика представлений o социальной успешности у молодежи'

Семантика представлений o социальной успешности у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / SOCIAL SUCCESSFULNESS / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / СЕМАНТИЧСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / SEMANTIC DIFFERENTIAL / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кыштымова Екатерина Сергеевна

Представлены результаты исследования представлений молодежи о социальной успешности. Основным методом исследования послужил модифицированный вариант семантического дифференциала. Описана пятифакторная оценочная структура имиджевой оценки социально успешного человека. Выявлена зависимость этой оценки от субъективного представления респондентов о себе как о социально успешном или неуспешном человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of youths ideas about social successfulness

They presented results of study of youth's ideas about social successfulness. The main method of the research was modified version of semantic differential. They described five-factor evaluative structure of image rating of socially successful person. They revealed the dependence of this rating of respondents' subjective idea about themselves as socially successful or unsuccessful person.

Текст научной работы на тему «Семантика представлений o социальной успешности у молодежи»

УДК 316.6 ББК 88.5

е.с. кыштымова

Байкальский государственный университет

экономики и права г. Иркутск Karina-katya@rambler.ru

семантика представлений о социальной успешности у молодежи

E.S. Kyshtymova

Baikal State University of Economics and Law Irkutsk

SEMANTICS OF YOUTH'S IDEAS ABOUT SOCIAL SUCCESSFULNESS

Аннотация: Представлены результаты исследования представлений молодежи о социальной успешности. Основным методом исследования послужил модифицированный вариант семантического дифференциала. Описана пятифакторная оценочная структура имиджевой оценки социально успешного человека. Выявлена зависимость этой оценки от субъективного представления респондентов о себе как о социально успешном или неуспешном человеке.

Ключевые слова: социальная успешность, семантика, семантичский дифференциал, факторный анализ.

Annotation: They presented results of study of youth S ideas about social successfulness. The main method of the research was modified version of semantic differential. They described five-factor evaluative structure of image rating of socially successful person. They revealed the dependence of this rating of respondents' subjective idea about themselves as socially successful or unsuccessful person.

Keywords: social successfulness, semantics, semantic differential, factor analysis.

Словосочетание «успешный человек» нагружено исключительно положительными коннотациями и маркирует представление о социально значимом идеале. При этом не до конца ясно, что вкладывает общество и каждый отдельный человек в понятие социальной успешности, более того, представляется, что содержание «успешности» подвержено динамике и зависит от многих факторов, среди которых особенно значимы 1) идеология и экономическое состояние общества, 2) смысловые доминанты, транслируемые средствами массовой коммуникации, 3)традиционные культурные установки, принятые в конкретном социуме, 4) индивидуальные ценности человека.

Имея в виду значимость социальной успешности, а также ее направляющую вектор жизненной активности функцию, мы предприняли попытку выявления особенностей семантики понятия «социальная успешность» у современной студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 35 человек 19-21 лет -студентов Восточно-Сибирской академии образования.

В процессе исследования применялся опрос, а также использовался метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, классический вариант которого был дополнен несколькими шкалами, содержание которых было сформулировано на основе анализа результата опроса - студенты отвечали на вопрос: «Какими характеристиками, на ваш взгляд, обладает социально успешный человек?». Таким образом, в применяемый СД были включены шкалы «богатый-бедный», «общительный-замкнутый», «довольный-недовольный», «командир -подчиненный», «известный-неизвестный», «разговорчивый-молчаливый», «семейный-холостой», «оригинальный-банальный», «смелый-робкий», «патриот-космополит», «с чувством юмора-без чувства юмора», «руководитель-подчиненный», «коллективный-индивидуальный».

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета SPSS-20

Для выявления основных оценочных маркеров

была использована процедура факторного анализа. ФА осуществлялся методом максимального правдоподобия. Вращение факторов производилось методом вари-макс. Для оценки надежности вычисления элементов корреляционной матрицы и возможности ее описания с помощью факторного анализа использовался тест Кай-зера-Мейера-Олкина (КМО) и коэффициент сферичности Бартлетта. При принятии решения о количестве факторов учитывались результаты теста Кайзера-Гут-тмана. При принятии решения о качестве факторной структуры мы руководствовались принципом простой структуры. При этом учитывалось требование однозначного соотнесения каждого показателя с одним из факторов и критерием хорошей содержательной интерпретации фактора по двум и более исходным переменным. Учитывался также показатель полноты факторизации. После выделения факторной структуры с использованием уравнений множественной регрессии вычислялись факторные оценки выявленных переменных.

При применении к показателям семнатического дифференциала процедуры факторного анализа была составлена матрица смешения размером 35х38. На основе данной матрицы смешения была получена корреляционная матрица, которая затем подверглась процедуре факторного анализа методом максимального правдоподобия.

При этом значение теста КМО составило 0,811, то есть может оцениваться как среднее. Коэффициент сферичности Бартлетта достаточно большой, а соответствующий ему уровень значимости составил 0,000, что свидетельствует о надежности вычисления корреляционной матрицы и о том, что данные приемлемы для проведения факторного анализа.

Учитывая оценки величины значения каждого фактора, мы выделили пять факторов, объясняющих после варимакс вращения 55,745% суммарной дисперсии переменных. Первый фактор объясняет - 16,920%, второй - 14,747%, третий - 9,688%, четвертый -7,617%, пятый - 6,774% дисперсии переменных.

Первый фактор обозначен нами фактором эмоциональной оценки, в него с большой нагрузкой вошли шкалы «свежий-гнилой» (0,826), «любимый-ненавистный» (0,721), «плохой-хороший» (-0,705), «радостный,печальный» (0,69), «жизнерадостный-унылый (0,672), «темный,светлый» (-0,589). Второй фактор назван фактором известности, в него вошли шкалы «известный-неизвестный (0,796), «оригинальный-банальный» (0,733), «командир-подчиненный» (0,656), «слабый-сильный» (-0,566), «разговорчи-

ый-молчаливый» (0,554), «глупый-умный» (-0,509). Третий фактор простоты составили шкалы «мягкий-твердый» (0,843), «родной,чужой» (0,762), «простой-сложный» (0,738), «хаотичный-упорядоченный» (0,683), «легкий-тяжелый» (0,603). Следующий фактор обозначен как фактор динамики, в него вошли шкалы «горячий-холодный» (0,795), «быстрый-медленный» (0,739), «расслабленный-напряженный» (0,566), пятый фактор величины составили шкалы «большой-маленький» (0,740), «острый-тупой» (0,651), «богатый-бедный» (0,658), «общительный-замкнутый» (0,567).

Таким образом, социальная успешность маркируется эмоциональным отношением, известностью, простотой, динамичностью и объемностью как характеристиками, значимыми для идентификации успешного человека.

На следующем этапе исследования было проведено сравнение представления о социальной успешности респондентов, считающих себя успешными, и субъективно социально неуспешных респондентов.

По факторам оценки успешности статистически значимых различий между группами не выявлено, при этом обозначена тенденция к более эмоционально негативной оценке (первый фактор) группой неуспешных испытуемых социально успешного человека (среднее значение -0,166 в группе субъективно неуспешных и 0,186 в группе успешных). Неуспешные оценивают социально успешного значительно ниже по факторам известности (-272 в группе неуспешных и 0,305 в группе успешных), простоты (-0,072 и 0,811 соответственно) и объемности (-0,078 и 0,087). Однако по фактору динамичности тенденция иная - социально неуспешные оценивают успешного человека как более горячего, быстрого и расслабленного, нежели успешные респонденты (0,049 и -0,56).

С помощью критерии Краскалла-Уоллеса выявлены статистически значимые различия между семантикой социальной успешности по шкале «патриот-космополит» (р=0.000). При этом испытуемые, идентифицирующие себя как социально успешные, связывают оценку социальной успешности с патриотизмом, а социально неуспешные назвали успешных космополитами. Можно предположить, что такие коннотации обусловлены семантической близостью патриотизма с уверенностью, маскулинностью, традиционными ценностями, являющимися факторами, значимыми для социальной успешности.

Полученные данные являются предварительными и нуждаются в уточн нии, в связи с чем необходимо исследование представлений о социальной успешно-

сти у объективно успешных и объективно неуспешных респондентов.

Библиографический список

1. Аракелов А. Что такое социальный успех

При этом полученные результаты представляются http://www.analysisclub.ru (дата обращения 1.04.2014) значимыми и в некоторой степени корректируют научные взгляды на социальную успешность как качество, связанное, в первую очередь, с широтой социальных контактов, незвисимостью и властью. Мы видим, что в обыденном сознании успешность связывается с простотой и понятностью, а также с динамичностью, даже «горячностью». Являясь метафорической характеристикой, «горячность» может пониматься и как сердечность.

Психология в экономикЕ и управлении 2013, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.