Научная статья на тему 'Семантика одушевленности древнеанглийских существительных, объединенных основообразующим формантом -s-'

Семантика одушевленности древнеанглийских существительных, объединенных основообразующим формантом -s- Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕАНГЛИЙСКИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ S-ОСНОВ / ОСНОВООБРАЗУЮЩИЙ КОНСОНАНТНЫЙ ФОРМАНТ -S- / КАТЕГОРИЯ ОДУШЕВЛЕННОСТИ / ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ АНАЛИЗ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / OLD ENGLISH S-STEM SUBSTANTIVES / STEM-BUILDING CONSONANTAL SUFFIX -S- / CATEGORY OF ANIMATENESS / ETYMOLOGICAL AND ETHNOCULTURAL ANALYSIS / SEMANTIC FEATURE / ETHNOCULTURAL IMPORTANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коваленко Надежда Сергеевна

Рассматривается семантическая группировка образований на -sв древнеанглийском языке, основанная на оценке этих слов-понятий по той роли, какую они играли в процессе деятельности человека и познании им окружающего мира. Древнеанглийские существительные s-основ представляли в древности семантическое единство, где основообразующий консонантный формант -sвыступал как словообразовательный показатель, служа маркером одушевленности в понятии древних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Коваленко Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantics of animateness reflected in Old English substantives with the stem-building suffix -s-1

The article is devoted to the semantic group of Old English s-stem substantives. Old English s-stems were semantically united. The ancient consonantal formant -swas the marker of the animated nouns on the basis of their treatment by the ancient people according to their role and place in the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «Семантика одушевленности древнеанглийских существительных, объединенных основообразующим формантом -s-»

семантика одушевленности древнеанглийских существительных, объединенных основообразующим формантом -3-

Н.с. коваленко

Аннотация. Рассматривается семантическая группировка образований на -¡з- в древнеанглийском языке, основанная на оценке этих слов-понятий по той роли, какую они играли в процессе деятельности человека и познании им окружающего мира. Древнеанглийские существительные в-основ представляли в древности семантическое единство, где основообразующий консонантный формант -в- выступал как словообразовательный показатель, служа маркером одушевленности в понятии древних. ключевые слова: древнеанглийские существительные в-основ; основообразующий консонантный формант -в-; категория одушевленности; этимологический и этнокультурный анализ; семантический признак; этнокультурная значимость.

Общеизвестно, что язык - это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому и по сей день проблема взаимосвязи и взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в лингвистике. Материальная и духовная культура воплощаются в языке. Культура отражается в языке посредством особого видения мира. Языку присуща специфическая для каждого народа внутренняя форма, т.е. выражение «народного духа», его культуры. Таким образом, язык - это опосредующее звено между человеком и окружающим его миром. Несомненно и то, что языковая картина мира древних людей находит свое отражение в грамматических категориях и единицах языка, посредством анализа которых мы реконструируем древнюю культуру и мировосприятие далеких предков.

Итак, согласно точке зрения современной когнитивной науки, результаты познавательной деятельности людей фиксируются в языке, который выступает в виде своеобразной «упаковки». При этом каждый язык по-своему организует и интерпретирует данные опыта людей на основе выделения различных признаков в одном и том же объекте. В связи с этим мы полагаем, что в наиболее консервативном уровне языка - морфологическом - могли сохраниться реликты былых состояний, которые когда-то передавали специфическое значение древнеанглийских существительных в-основы.

Существительные с основой на -в в древнегерманских языках почти не представлены. Значительные фрагменты парадигмы существительных в-основ сохранились лишь в древнеанглийском языке [1.

С. 223-226]. Основы данного типа представлены очень небольшим количеством существительных только среднего рода, в основном обозначающих детенышей. В склонении на -s выделяют существительные, которые исконно относятся к данному типу основ и составляют стержень этого склонения. Таких слов немного: lamb «ягненок», cealf «теленок», cïld «ребенок», œg «яйцо», speld «лучина, факел», brëadru (мн. ч.) «крошки (хлебные)» [2. С. 214].

Дело в том, что перечисленные древнеанглийские существительные не случайно относились к s-основам, т.е. к одушевленному классу. Формально все они относятся к среднему роду, а фактически представляют отголоски более раннего деления существительных на одушевленные / неодушевленные, что, по-видимому, было связано со спецификой восприятия окружающего мира древними и фиксации в языке внеязыковой информации. Так, в s-основах отразилось более древнее деление существительных по признаку одушевленности / неодушевленности и маркирование их формантом -s- как более конкретной группы в семантическом плане.

Чтобы показать, что основообразующий суффикс -s- функционировал как маркер одушевленности и обозначал именно одушевленный класс существительных, был проведен их этимологический и этнокультурный анализ [3. С. 242-265].

Полученные результаты показали, что данные существительные s-основы могут быть истолкованы как имена, обозначающие активные денотаты: это либо названия живых существ (lamb «ягненок», cealf «теленок», cïld «ребенок», œg «яйцо»), либо слова, обозначающие реалии, тесно связанные с человеком, не мыслимые без него, или слова, имеющие важное ритуально-культовое значение (speld «лучина, факел», brëadru «хлебные крошки»). Продемонстрируем некоторые положения на примерах.

Очень интересно раскрыть суть противоречия между маркированием существительного cïld «ребенок» показателем одушевленного класса (формантом -s-) и последующим отнесением его к среднему роду (показатель пассивного, инертного, неодушевленного).

В древнеанглийском языке существительное cïld относилось к s-основе, во множественном числе имело форму cïldru, принадлежало к среднему роду и обозначало «ребенка, младенца». Например: Dæt cïld wixp and gewurp eft cnapa and eft syddan cnih - (the child grows, and then becomes a boy, and afterwards a young man) - ребенок / младенец растет и становится мальчиком, а потом мужчиной; purh cïldes hâd - (in the state of childhood) - в детстве, будучи ребенком [2. С. 214; 4. С. 154]. Кроме того, Дж. Босворд дает такое значение существительного cïld, как puer. В переводе с латинского это означало не только ребенка, дитя, но и мальчика, преимущественно от 7 до 16 лет, а также раба, слугу [4. С. 154; 5. С. 720].

Важно также обратить внимание на типологические параллели в индоевропейских языках. А. Преображенский указывает на такое значение ребенка, как «дитя, малютка, несовершеннолетний» (от младенчества до юношества). Он сопоставляет существительное ребенок с санскритским arbhas, arbhakas, arbhagas «малый, слабый, молодой» и далее с латинским огЬш «сирота» и готским arbaips «работа» [6. С. 190]. Латинское огЬш (м. р.) обозначает «сирота, потерявший родителей, осиротевший, лишенный» [5. С. 617]. Готское существительное arbaips (ж. р.) имеет значение «работа, тягостный труд». Х.К. Уленбек полагает, что, вероятно, готское arbaips представляет собой производное от глагола *агЬап, *arbaida - «работать» (глагол с активной семантикой). Кроме германских языков, Уленбек также сопоставляет готское arbaips с литовским arbonas «вол, бык (как ‘рабочее’ животное)»; староцерковнославянским гаЬй, гоЬй «батрак, слуга, крепостной»; польским тЫс «работать»; армянским arbaneak «помощник, слуга» [7. С. 14]. А. Преображенский объясняет такое сопоставление тем, что, возможно, осиротелое дитя (ср. рус. ребенокъ, санскрит, arbhas, лат. огЬш) могло быть вынуждено служить, работать в чужом доме - отсюда значения «раб, работник» [6. С. 169-170].

Таким образом, этимологический анализ существительного с!Ы и его типологические параллели показывают, что как в древнеанглийском, так и в других древнегерманских, а также индоевропейских языках, оно вполне могло обладать активной семантикой.

Известно, что в языке отражается экстралингвистическая реальность, поэтому для получения более полной картины важно также рассмотреть этнокультурные, исторические и социальные сведения, чтобы выяснить, какое положение и значение имел ребенок в древней семье и обществе.

Несомненно, дети имели важное значение в древней семье как потомки и продолжение рода. О важной роли ребенка свидетельствует и то, что брак и следующее за ним рождение ребенка являлись жизненным процессом «производства самого человека», который составлял один из основных разделов (наряду с «производством средств к жизни») общего процесса «производства и воспроизводства непосредственной жизни» [8. С. 104]. Более того, многодетность, как и плодовитость женщин, исконно рассматривалась как добродетель и как божье благословение; бездетность же, безбрачие - как несчастье, как наказанье божье [8. С. 101].

В то же время С.Я. Серов отмечает тот факт, что в зимние праздники, в традициях которых подчеркивается идея смерти и присутствия мертвых (в противовес весенним праздникам - дням самого яркого света, тепла, расцвета жизни), совершаются поминальные обряды и раздача еды беднякам. Бедняк, особенно нищий, был социально тождествен

мертвецу в сфере биологической. В эти же дни обрядовая пища раздавалась и детям. До женитьбы, до перехода в социальную группу самостоятельных хозяев, ребенок как член общины считался неполноценным и как бы не существовал. Семантически ребенок, как и нищий, был ближе к мертвым, чем к живым - труженикам и производителям [9. С. 48-49]. Именно этим, на наш взгляд, и можно объяснить тот факт, что существительное cTld в древнеанглийском языке принадлежало к среднему роду. Об этом свидетельствует также и то обстоятельство, что существительное ребенок в индоевропейских языках, обозначая несовершеннолетнего, соотносится со значением «раб, батрак, слуга», т.е. представителями низшей социальной группы, нищими и зависимыми людьми. Это подтверждают и типологические параллели из индоевропейских языков.

Таким образом, взгляд на ребенка по индоевропейским источникам также свидетельствует об отношении к нему как к неполноценному члену древнего общества.

Однако по своей маркировке древнеанглийское существительное s-основы cTld следует отнести к одушевленным именам, поскольку оно отражает более древний принцип объединения существительных основообразующим формантом -s-, который являлся маркером одушевленности. По формальным признакам это слово относилось к s-основе, но дальнейшее его функционирование в языке привело к тому, что ребенок не воспринимался равным взрослому человеку, что подтверждается типологическими параллелями и этнокультурными данными. Поэтому неудивительно, что данное существительное стало относиться к среднему роду (род, как известно, появился позже классов) [10. С. 146-148; 11. С. 66]. То есть на более поздних этапах развития древнего общества на s-основу наслоилось в дальнейшем деление по родовому признаку, которое было обусловлено развитием общественных и социальных отношений. Следовательно, в оформлении древнеанглийского существительного cTld основообразующим формантом -s- мы находим отражение мировоззрения древнего человека.

То, что язык - это зеркало мировосприятия человека, подтверждает и следующий пример. Древнеанглийское существительное wg обозначало «яйцо» - овальное тело, из которого вылупляются цыплята. Возможно, оно было родственно латинскому ovum [12. С. 160]. Латинское существительное ovum (ср. р.) также обозначало «яйцо». Например, geminum ovum - оба яйца, из которых родились дети Юпитера и Леды (в древнеримской мифологии - верховный бог, владыка богов и людей; то же, что в древнегреческой мифологии Зевс. Леда - царица Спарты): из одного - Кастор и Поллукс, из другого - Клитемнестра и Елена [5. С. 622]. Таким образом, яйцо было символом происхождения, возможно, символом тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте [13. С. 431-432].

Рассматривая типологические параллели, необходимо обратить внимание на тот факт, что А. Преображенский указывает на возможное происхождение русского существительного яйцо от латинского ovum. Он допускает также вероятную связь с латинским avis «птица» [14. С. 137], которое могло обозначать и «вещую птицу», т.е. иметь значение «предзнаменование, знамение, примета, знак». Например, avibus bonis (secun-dis) - при хороших предзнаменованиях, в добрый час; avibus adversis или avi mala (sinistra) - при дурных предзнаменованиях, с плохими видами на успех [5. С. 110].

В древнеанглийском языке существительное œg относилось к s-основе, во множественном числе имело форму œgru, принадлежало к среднему роду и обозначало «яйцо» [2. С. 214; 4. С. 11-12]. Например, Dæt æg getâcnap done hâlgan hiht - (the egg betokens the holy hope) - яйцо означает / предвещает святую надежду; Sceáwa nû on ânum æge, hû dæt hwîte ne bip gemenged to dam geolcan, and bip hwædere ân æg - (look now on an egg, how the white is not mingled with the yolk, and yet it is one egg) -посмотри теперь на яйцо, у него есть белок, который не смешан с желтком, и все же это одно яйцо [4. С. 11-12].

Употребление существительного œg в таком контексте, как в первом примере, подтверждает вероятную типологическую связь древнеанглийского œg с латинским avis в значении «предзнаменования».

Чтобы понять, почему яйцо могло считаться в древности одушевленным, рассмотрим этнокультурные сведения и выясним, какую роль оно играло в жизнедеятельности древних людей и что собой символизировало.

Древний обычай класть в гроб умерших яйца продиктован идеей плодородия. Дело в том, что яйцо, заключающее в себе новую жизнь, представлялось древнему человеку источником мироздания, и поэтому оно широко применялось в земледельческой обрядности как символ плодородия [15. С. 70]. Важен также тот факт, что магическое значение имели те виды пищи, которые содержали в себе зародыши будущей жизни, что якобы способствовало ее постоянному возрождению (круговорот: жизнь - смерть - жизнь). По представлениям древних, именно яйцо и обладало такими свойствами [16. С. 164]. Об этом также свидетельствует типологическая параллель древнеанглийского œg с латинским ovum, т.е. из яйца были рождены боги, а следовательно, яйцо содержало в себе зародыши будущей жизни и выступало как источник мироздания.

Магические действия, в которых яйцо использовалось как символ плодородия, совершались при начале сельскохозяйственных работ. Яйцо служило важным ритуальным символом [15. С. 80]. Кроме того, обряд катания яиц с холма являлся также способом гадания и предсказания будущего. Это еще раз подтверждается типологической связью древне-

английского täg с латинским ävis в значении «предзнаменования». Несомненно, дары и жертвы в виде яиц носили также магический смысл, где яйцо выступало как символ зарождения жизни [17. С. 182]. Яйцо как символ возрождения жизни было в центре многих ритуальных обычаев [16. С. 164-165].

Таким образом, на основании этимологического анализа можно сделать вывод, что древнеанглийское существительное täg сопоставлялось с активным денотатом, т.е. относилось к одушевленному классу существительных, и поэтому было маркировано основообразующим консонантным формантом -s-, который являлся показателем одушевленности. Это также подтверждается и этнокультурными фактами прошлого.

Известно, что язык тесно связан с мифологией, религией и другими формами познания. Из вышеизложенного видно, что рассмотренные существительные s-основ обозначают реалии, связанные, так или иначе, с областью культа. Язык - это результат отражения человеком окружающего мира. Он выступает в качестве зеркала, в котором отражается мировосприятие человека: языковые единицы, прежде всего слова, фиксируют содержание, которое в той или иной мере восходит к далекому прошлому, культуре, традициям, условиям жизни народа - носителя языка. Так, в грамматической категории древнеанглийского языка -склонении на -s - мы находим своеобразное отражение картины мира. Рассмотренные примеры показывают, что семантическая группировка образований на -s- в древнеанглийском языке основана на оценке этих слов-понятий по той роли, какую они играют в процессе деятельности человека и познании им окружающего мира. Конечно, не стоит забывать, что это одушевленные имена не в современном понятии, а в мышлении и сознании древних. Древнеанглийские существительные s-основ представляли в древности семантическое единство, где основообразующий консонантный формант -s- выступал как словообразовательный показатель, служа маркером одушевленности в понятии наших далеких предков.

литература

1. Гухман М.М., Жирмунский В.М., Макаев Э.А., Ярцева В.Н. Сравнительная грамматика германских языков / отв. ред М.М. Гухман. М. : Наука, 1963. Т. 3. 455 с.

2. Wright J., Wright E.M. Old English Grammar. London : Oxford University press, 1925. 351 p.

3. Коваленко Н.С. О семантическом принципе, объединяющем древнеанглийские существительные s-основы // Сравнительно-исторические и типологические исследования языка и культуры: проблемы и перспективы. Томск, 2004. Т. 2. С. 242-267.

4. Bosworth J. An Anglo-Saxon Dictionary / ed. and enlarg. by T.N. Toller. L. : Oxford University Press, 1954. 1302 p.

5. Дворецкий И.Х., Корольков Д.Н. Латинско-русский словарь. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1949. 950 с.

6. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М. : Тип. Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914. Т. 2. 416 с.

7. Uhlenbeck C.C. Kurzgefasstes Etymologisches Wörterbuch der Gotischen Sprache. Amsterdam, 1896. 173 s.

8. Токарев С.А. Эротические обычаи // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 98-105.

9. Серов С.Я. Календарный праздник и его место в европейской народной культуре // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 39-54.

10. Гухман М.М. Историко-типологическая морфология германских языков. М. : Наука, 1977. Т. 1 : Фономорфология. Парадигматика. Категория имени. 360 с.

11. Десницкая А.В. Именные классификации и проблема индоевропейского склонения // Сравнительное языкознание и история языков. Л., 1984. С. 57-70.

12. Skeat W.W. A Concise Etymological Dictionary of the English Language. Oxford : Clarendon Press, 1958. 663 p.

13. ТресиддерД. Словарь символов. М. : Фаир-Пресс, 2001. 448 с.

14. Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1949. Т. 3. 144 с.

15. Покровская Л.В. Земледельческая обрядность // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 67-90.

16. Листова Н.М. Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 161-173.

17. Рикман Э.А. Место даров и жертв в календарной обрядности // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы : исторические корни и развитие обычаев. М., 1983. С. 173-185.

SEMANTICS OF ANIMATENESS REFLECTED IN OLD ENGLISH SUBSTANTIVES wITH THE STEM-BUILDING SUFFIx -S-Kovalenko N.S.

Summary. The article is devoted to the semantic group of Old English s-stem substantives. Old English s-stems were semantically united. The ancient consonantal formant -s- was the marker of the animated nouns on the basis of their treatment by the ancient people according to their role and place in the surrounding reality.

Key words: Old English s-stem substantives; stem-building consonantal suffix -s-; category of animateness; etymological and ethnocultural analysis; semantic feature; ethnocultural importance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.