Научная статья на тему 'Семантика нормы в предложениях характеризации'

Семантика нормы в предложениях характеризации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
323
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИКА / СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ НОРМЫ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗАЦИИ / SEMANTIC CATEGORY "STANDARD" / SEMANTICS / SENTENCES OF CHARACTERIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федяева Наталья Дмитриевна

Рассматривается реализация значения «норма» на синтаксическом уровне. Одним из способов выражения семантики нормы являются предложения характеризации. Характеризация предполагает сравнение с образцом, результаты сравнения отражаются в предложениях характеризации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Standard» Notion in the Characterization Sentences

In this article the realization of the meaning «standard» on the syntactical level is examined. One of this notion ways of expression is characterization sentences. The characterization concerns the comparison with the model; the sentences of characterization comprise the result of this comparison

Текст научной работы на тему «Семантика нормы в предложениях характеризации»

УДК B1.37, B1.367

Федяева Наталья Дмитриевна

Natalia Fedyaeva

СЕМАНТИКА НОРМЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

ХАРАКТЕРИЗАЦИИ

THE «STANDARD» NOTION IN THE CHARACTERIZATION SENTENCES

Рассматривается реализация значения «нор - In this article the realization of the meaning «stan-

ма» на синтаксическом уровне. Одним из способов dard» on the syntactical level is examined. One of this

выражения семантики нормы являются предло- notion ways of expression is characterization sen-

жения характеризации. Характеризация предпо- tences. The characterization concerns the comparison

лагает сравнение с образцом, результаты срав- with the model; the sentences of characterization com-

нения отражаются в предложениях характериза- prise the result of this comparison

ции

Ключевые слова: семантика, семантическая катего- Key words: semantics, semantic category «standard», sen-рия нормы, предложения характеризации tences of characterization

Семантика нормы реализуется на двусторонних уровнях русского языка. На уровне синтаксиса в этой связи правомерно рассмотрение предложений определительной характеризации. Выбор объекта может быть обоснован следующим образом. Представления о норме для некоторого объекта формируются как совокупность знаний, мнений об отличительных и в то же время наиболее типичных массовых, обычных и т.п. признаках. Эти знания ложатся в основу лексического значения слова, которое может быть рассмотрено как сформированное нормативными представлениями об обозначаемом. Признаковая семантика и семантика нормы отчетливо взаимодействуют в лексических значениях слов, способных выполнять функцию предикации, т.е. характеризовать субъект. Посредством предложений определительной характе-ризации говорящий указывает на соотношение «реальный признак реального предмета -нормативные представления о соответствую-

щем признаке - нормативные признаки класса, к которому принадлежит предмет». Предикат в предложениях определительной характеризации, как правило, имеет понятийную референцию. Понятие же есть результат типизирующей, обобщающей деятельности, невозможной без сравнения объектов между собой и нормой. Понятие - «мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков»; объект характеризуется в понятии обобщенно, что достигается применением в процессе познания таких умственных действий, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, определение» [1; С. 514]. Рассмотрим «классические » (из общедоступной учебной литературы, в том числе: [2]) примеры предложений определительной характеризации в аспекте семантики нормы:

Он умный. - Предложение определительной характеризации по признаку приписывает

16S

характеризуемому субъекту свойство «умный» и представляет собой завершающий этап процедуры восприятия признака. Невербализо-ванная часть этой процедуры включает восприятие органами чувств неких признаков и сопоставление их совокупности с эталоном-нормой [3; С. 40-42]. Правомерность характе -ристики, выраженной предложением Он умный, определяется соотношением между уровнем интеллекта конкретного лица и неким абстрактно-нормальным умом - эталоном. Таким образом, содержание предложения Он умный может быть описано следующим образом: «комплекс некоторых воспринимаемых признаков лица соответствует коллективным и/или индивидуальным нормативным представлениям об определенном уровне интеллекта. Следовательно, правомерно считать, что лицо обладает соответствующим свойством». Конструкции с отрицанием и подразумевающимся противопоставлением типа Он не умный сообщают о несоответствии норме для названного признака и, как следствие, о необходимости сопоставления с другим эталоном.

Этот камень - гранит. - Предложение классифицирующей характеризации также подводит итог процедуры восприятия, завершающейся в данном случае отнесением объекта к некому классу. Представления о последнем сводятся к перечню характерных для него признаков; принадлежность/непринадлежность к классу определяется путем сопоставления его нормативных свойств и комплекса признаков объекта. Классы номинируются, как правило, существительными, которые «ставят клеймо» [4: 62], сигнализируют о последнем шаге аналитической деятельности - формировании понятия. Содержание квалифицирующего

предложения характеризации типа Этот камень - гранит можно описать так: «все свойства характеризуемого объекта соответствуют представлениям о типичном объекте определенного класса, в связи с чем объект может быть отнесен к данному классу». Предложения с отрицанием, как и рассмотренные ранее, сообщают о несоответствии объекта по одному

или нескольким признакам выбранному классу и, как следствие, о необходимости продолжения квалифицирующей деятельности.

Специфика нормы может быть определе -на через анализ семантики предиката. Чисто номинативная единица в позиции предиката называет норму, характеризующуюся высокой степенью объективности и коллективности. Знание нормы в таком случае фактически приравнивается к знанию лексического значения слова. Так, высказывания Он учитель, Розы красные и т.п. однозначно понимаются всеми представителями социума, т.к. значения предикатов восходят к общепринятым представлениям. Другая ситуация наблюдается, если позицию предиката занимает оценочная единица. В таком случае в полной мере проявляется объективно -субъективный характер нормы, которая складывается из коллективных знаний о том или ином признаке и индивидуальных воззрений, составляющих ценностную картину мира говорящего. Адекватное понимание высказываний типа Она красивая; Она умница требует не только общих знаний о характеризуемых качествах (=знаний лексического значения слова), но и представлений об оценочной системе субъекта оценки (=знаний индивидуальных смыслов слова). Таким образом, любой предикат в предложениях рассматриваемого типа эксплицирует соответствие характеризуемого объекта норме; при этом номинативный предикат устанавливает соответствие между объектом и коллективной нормой, оценочный - между объектом и индивидуально -коллективной.

В поле зрения лингвистов [5] в связи с семантикой нормы попали предложения таксономической характеризации, построенные по модели Х есть А У, где Х - наименование объекта характеризации, У - наименование класса, принадлежность к которому устанавливается, А - прилагательное, указывающее на меру обладания объектом родовыми свойствами класса или на степень соответствия объекта норме, установленной для членов класса (Вася - типичный подхалим; Мы рядо-

вые граждане; Бальмонт - истинный поэт; «Гарри Поттер» - обычная сказка и т.д.). Прилагательные этой группы эксплицируют результат соотнесения объекта и класса, знания о котором могут быть представлены в виде стандарта, стереотипа. В таком случае типичный, нормальный, настоящий и т.п. - знаки сходства со стандартом, доходящего практически до отождествления с прототипом; странный, удивительный, незаурядный и др.

- знаки существенного расхождения (о сходной интерпретации см.: [6; С. 45-46].

Результат соотнесения с нормой эксплицирован и в предложениях типа Х есть А У, где Х - название объекта, У - название класса, А - оценочное прилагательное, определяющее качество объекта по отношению к норме класса: Вася - хороший (плохой, посредственный) ученик, Он прекрасный (ужасный, бездарный, талантливый) поэт и др. В предложениях этих двух типов существительное в позиции предиката лишь называет класс, прилагательное же служит средством квалификации, оценки. Соответствие норме устанавливается дважды: посредством существительного номинируется класс, представителем которого является объект, посредством прилагательного указывается на степень и качество соответствия объекта стандарту класса. Такие предложения - очередное доказательство те -зиса о норме как о диапазоне допустимых отклонений: можно соответствовать норме настолько , чтобы войти в класс, но при этом сте -пень расхождения между конкретным объектом и стереотипом может быть от минимальной до весьма значительной.

Лексическое наполнение субъектно -предикатной схемы предложений рассматриваемого типа позволяет очертить предельно широкий круг объектов, способных быть охарактеризованными через сопоставление с нормой с точки зрения их признаков, а также оценить разнообразие аспектов характеризации. Рассмотрим основные случаи, выделяемые в базовой литературе.

1. При субъекте, выраженном антропо-

лексемой, предикат представляет результаты:

а) характеризации по признаку: физиче-скому, интеллектуальному, морально-этическому, поведенческому, деятельностному;

б) классифицирующей характеризации по принадлежности к социальной группе; классу людей со сходными признаками (физическими, интеллектуальными и др.).

2. При субъекте - имени существительном, называющем животных, птиц и проч. -предикат содержит:

а) характеристику по той же совокупности признаков, которые значимы и для человека;

б) классифицирующую характеристику по принадлежности к семейству, роду, породе, а также к классу с общими свойствами.

3. При субъекте, выраженном конкретно -предметным неодушевленным именем, предикат характеризует:

а) по признаку: физическому, функции-ональному; по принадлежности;

б) по принадлежности к классу.

4. При субъекте - абстрактном имени с типовым значением «результат, продукт мыслительной деятельности» - в предикате осуществляется характеризация:

а) по признаку интеллектуальной оценки (новизны, логичности и др.);

б) по принадлежности к классу.

При субъекте - абстрактном имени с ти -повым значением «психологические, физические и др. реалии» - предикат представляет результаты характеризации по оценочному признаку.

5. При субъекте - имени событийного субъекта - в предикате содержится характеризация по признаку протяженности; интенсивно -сти; воздействия на человека.

Таким образом, объекты характеризации

- разнообразные реалии, при этом множество личностных предложений может быть рассмотрено как очередное следствие антропо -центричности языковой картины мира: основным объектом внимания и оценки, а также центральным персонажем высказываний является человек. Наблюдения над семантикой

предиката позволяют выявить некоторые распространенные результаты характеризации, среди них следующие:

1) приписывание объекту какого-либо признака (атрибуция);

2) отнесение объекта к какому-нибудь классу (классификация). В обоих случаях результат напрямую зависит от соответствия/несоответствия объекта некой норме.

Типичность частно - и общеоценочных предикатов для предложений определительной характеризации делает обоснованным рассмотрение последних в свете теории оценок. Такой подход оправдан также содержанием (суждение о признаках и квалификации объектов) и формой (субъектно-предикатная схема) предложений определительной характеризации. Е.М. Вольф [7] отмечает, что в языке большое распространение имеют оценочные суждения типа «Х - хороший», представляющие оценочную модальность Ье ге и приписывающие объекту оценки те или иные свойства. В предложениях этого типа эксплицированы такие компоненты оценочной модальности, как объект и оценочное отношение; в предложениях характеризации эти компоненты занимают позиции субъекта и предиката. Психолингвистическую основу оценочных высказываний создают представления об оце-

1. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

2. Современный русский язык /Л.А. Новиков и др. - СПб.:Лань,1999. -864 с.

3. Шрамм, А.Н. Аспекты семасиологического исследования качественных прилагательных (на материале русского языка): дис. ... д. филол. наук /А.Н. Шрамм. - Калининград, 1981. - 362 с.

4. Арутюнова, НД. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

5. Крейдлин, Г.Е. Норма и оценка в предложениях таксономической характеризации [Текст]

ночном стереотипе, суть которого в следующем: в картине мира социума имеется некое постоянное усредненное представление о данном объекте. Результат оценивания, оформленный в предложении характеризации, таким образом, мотивируется сходством между конкретным объектом и абстрактной нормой.

Итак, результат характеризующей деятельности, вербализованный в предложениях рассмотренного типа, имеет своей предпосылкой установление соответствия объекта норме, стандарту, эталону. Несоответствие норме для выбранного первоначально признака или класса знаменует на ментальном уровне начало поисков нового признака или класса, на словесном - отказ от старой и выбор новой номинации. Установленное соответствие норме обосновывает выбранное словообозначение. Прилагательные, дополняющие схему Ni cop Ni, обозначают меру и качество соответствия норме: полное, заслуживающее одобрение, или неполное, в том числе такое, которое угрожает выведением из класса и сменой характеристики. В целом предложения определительной характеризации, идеально приспособленные для выражения оценки, одновременно являются и одним из способов реализации семантики нормы.

________________________________Литература

/Г.Е. Крейдлин //Норма в жизни человека и общества: Санкт-Петербургский ун-т; Независимая гуманитарная академия; АО «Глагол», 1993. - С. 8-9.

6. Бабаева, Е.А. Прилагательное «простой» как характеристика человека: особенности связи между лексемами [Текст] / Е.А. Бабаева //Язык в движении: к 70-летию Л.П. Крысина. - М.: Языки славянской культуры, 2007, - С. 42-60.

7. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки [Текст]/Е.М. Вольф. - М.: Наука, 1985. -228 с.

Коротко об авторе Briefly about author

Федяева Н.Д., канд. филол. наук, доцент кафедры рус- N. Fedyaeva, associate professor, department of Russian

ского языка, Омский государственный педагогический Language, Omsk State Pedagogical University

университет (ОмГПУ)

[email protected]

Научные интересы, семантика, когнитивная лингвистика Research interests: semantics, cognitive linguistic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.