Научная статья на тему 'Семантика монгольского традиционного орнамента в контексте учения арга билиг'

Семантика монгольского традиционного орнамента в контексте учения арга билиг Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
276
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРГА БИЛИГ / МОНГОЛЬСКИЙ ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ / СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ МОТИВОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белокурова С. М., Гантулга Д.

В статье рассматриваются основные мотивы монгольского традиционного орнамента с позиции философского направления арга билиг. Предпринимается попытка семантического анализа орнаментальных мотивов и реализуемых в них концептуальных положений арга билиг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика монгольского традиционного орнамента в контексте учения арга билиг»

12. Олеша, Ю.К. Книга прощания. - М.: Вагриус, 2006.

13. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. - СПб.: Наука. - 1997. - Кн. 1.

14. Михаил Зощенко. Материалы к творческой биографии. - СПб.: Наука. - 2002. - Кн. 3.

15. «Жизнь выше всего...»: Письма Михаила Зощенко к Ольге Шепелевой 1938-39 гг. // Звезда. - 1994. - № 8.

16. Катаев, В.П. Алмазный мой венец // Собр. соч.: в 10 т. - М.: Художественная литература, 1984. - Т. 7.

17. Михаил Зощенко в воспоминаниях современников / сост. А.С. Смолян, Н. Н. Юргенева. - М.: Советский писатель, 1981.

18. Зощенко, М.М. История одной перековки // Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства / под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. - М.: История фабрик и заводов, 1934.

19. Сухих, И.Н. Примечания // М.М. Зощенко Голубая книга. - М.: Время, 2008.

Статья поступила в редакцию 11.07.10

УДК 130+398.1(519.3)

С.М. Белокурова, м.н.с. отдела ООНИР АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; Д. Гантулга, зав. кафедрой рисунка и дизайна Ховдского государственного университета, г. Ховд, Монголия, E-mail: [email protected]

СЕМАНТИКА МОНГОЛЬСКОГО ТРАДИЦИОННОГО ОРНАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ УЧЕНИЯ АРГА БИЛИГ

В статье рассматриваются основные мотивы монгольского традиционного орнамента с позиции философского направления арга билиг. Предпринимается попытка семантического анализа орнаментальных мотивов и реализуемых в них концептуальных положений арга билиг.

Ключевые слова: арга билиг, монгольский традиционный орнамент, семантика орнаментальных мотивов.

Искусство орнамента в традиционных культурах всегда выходило за рамки простого декорирования. В орнаменте в определенной знаковой системе зашифрованы основные представления о мире того или иного этноса. Однако значение орнамента раскрывается лишь с учетом понимания некой мировоззренческой системы, созданной в рамках данной культуры. Для монголов такой системой является учение арга билиг. Целью настоящей статьи является краткий анализ некоторых орнаментальных мотивов монгольского декоративноприкладного искусства с позиции данного философского учения [1-4].

Следует сказать, что арга билиг представляет собой уникальное явление, которое до сих пор незаслуженно оставалось в тени более известных философских систем Европы и ряда азиатских культур (Индии и Китая). В среде монгольских ученых на сегодняшний день ведутся многочисленные исследования, связанные с различными аспектами арга билиг, его практической реализацией в традиционной культуре монголов.

Остановимся на ряде концептуальных аспектов этого учения. По мнению Л.Г. Скородумовой, учение арга билиг является составной частью монгольской астрологии зурхай, основные положения которой были сформулированы в Тибете и, соответственно, были распространены в Монголии вместе с буддизмом, то есть в ХУІ-ХУІІ веках [1]. Монгольский исследователь Д. Мунх-Очир, автор серии публикаций по проблемам арга билиг, определяет это учение как чисто монгольское «изобретение», возникшие постепенно из наблюдений древних кочевников за природой [2, с. 6].

Суть арга билиг сводится к следующему. Дословный перевод с монгольского звучит, как «способ» и «талант», или «действие» и «мудрость», то есть две противоположные категории. В основе арга билиг лежит понимание того, что гармония в мире определяется борьбой и единством двух противоположных начал. Вне этого закона мир существовать не может, точно так же, как не может быть ночи без дня и наоборот.

С точки зрения этого учения все взаимосвязи в мире устанавливаются и систематизируются по принципу арга билиг. Это касается и таких вещей как строение человеческого тела, природа различных заболеваний, рождение человека, а также астрологические расчеты, литература и многие другие предметы, явления, науки. «Арга» определяет внешнее влияние явления или феномена, «билиг» - внутреннее, что в итоге и формирует целостную систему мироздания. Схема соотношения арга билиг выглядит следующим образом. «Билиг» посто-

янно существует и развивается в «арга», в то время как «арга», будучи формой, защищает «билиг», отсюда в «арга» - всегда есть «билиг», а «билиг» снова содержит «арга» и «билиг». Таким образом, все в мире, делясь на две части (противоположности) до бесконечности, сохраняют форму парности. Все явления в мире, так или иначе, могут быть подразделены на две категории по степени тяготения к тому или иному полюсу.

Таблица 1

№ АРГА БИЛИГ

1. Огонь Вода

2. Солнце Луна

3. Небо Земля

4. Ночь День

5. Лето Зима

6. Ясность Тайна

7. Мужчина Женщина

8. Верх Низ

Чаще всего арга билиг полностью ассоциируют с китайскими Инь и Ян. Однако, по мнению Д. Мунх-Очира, это не совсем верно. Категоричное соотнесение арга с мужским началом, а билиг с женским ведет к так называемому «усилению пороков». Например, билиг, так или иначе, соотносится с женской природой: олицетворяет мягкость, направленность внутрь, а не вовне, чувственность, гибкость, а абсолютизация этих качеств сразу приводит к эгоизму, замкнутости, властности. В свою очередь абсолютизация арга провоцирует активизацию разрушительных качеств мужской сущности [2, с. 17].

С другой стороны, несмотря на сходство арга билиг с европейской диалектикой, по мнению исследователя И. Бурэн-Олзий, диалектический принцип концентрируется большей частью на борьбе, а арга билиг на единстве противоположностей [3, с. 136].

Неправомерно говорить также, что арга и билиг - это добро и зло, фактически это два способа распространения энергии в мире, две взаимосвязанные величины. Соотношение арга билиг - это не просто механизм, но объяснение внутренней сущности мира через очень точные закономерности. Монголы, оперируя теорией арга билиг, объясняют не только сущность вселенной, природы, мира животных и человека, взаимоотношения человека и природы, но и вообще любой

закон. В связи с этим принцип арга билиг стал основой для формирования мировоззренческой базы для различных областей жизни человека: медицины, педагогики, искусства и др.

Принцип арга билиг может быть обнаружен в декоративно-прикладном искусстве монголов, а именно орнамент. В основе любой орнаментики лежит символ или образ, понимаемый как единство взаимосвязанных частей, скомбинированных с учетом динамики, временных и пространственных координат. При создании образа «арга» соблюдаются следующие общие принципы: общий мотив, единый размер, повторяемость, цвет, ритм и форма предмета. Их сочетание символизирует стремление вверх, к небу. На этом основываются основные орнаментальные мотивы в монгольском декоративно-прикладном искусстве.

Одним из распространенных приемов в монгольской орнаментике следует отметить деление основного мотива относительно двух осей симметрии, что дает зеркальное повторение мотива внизу и вверху, и справа и слева. Здесь мы видим воплощение одного из важнейших принципов арга билиг, рассмотренных нами выше - бесконечное развитие через внутреннее деление.

^ ^

1 І0.9ІЗДІЗДІ I

1 ¡бае)|@^|з~гп г

Согласно представлениям монголов прямая линия есть воплощение арга. Три прямые линии в разных направлениях образуют, во-первых, трехмерную фигуру, а во-вторых, комбинация трех разнонаправленных прямых в итоге сводится к треугольнику. Треугольник - важнейший образ в искусстве монголов, символизирующий единство трех миров и единство трех измерений. Движение по треугольной траектории в отличие от траектории круглой, формирующей круг или окружность, представляется более совершенным, поскольку формируется с помощью прямых линий. Соответственно более совершенным считается и изображение, содержащее в основе своей треугольник.

Треугольник вытянутый вверх является «арга-дурс» («формой арга»). Орнамент, состоящий из трех треугольников, вписанных друг в друга с общим основанием, выражает образ арга. Внутренний треугольник, самый маленький - арга, следующий - билиг и внешний также арга. Этот орнамент образован из нечетного количества элементов (три), что отражает следующую семантическую цепочку: арга-билиг-арга, предполагающую дальнейшее развитие и деление. А орнамент, состоящий из двух вписанных друг в друга треугольников, то есть с четной числовой структурой, является фигурой арга-билиг, то есть законченным мотивом.

Таким образом, мы можем сказать, что триединая структура приведенного орнаментального мотива является воплощением принципа арга билиг, где арга есть форма, а содержание - снова арга и билиг, причем четное количество одинаковых элементов будет символизировать билиг, а нечетное -арга.

Основные орнаментальные мотивы в монгольском декоративно-прикладном искусстве - узоры «9лзий», «Хорол», а также узоры, используемые в клеймах, относятся к типу арга. Рассмотрим их с позиции арга билиг, так как они могут интерпретироваться в качестве своего рода орнаментальных мотивов.

Принцип арга-билиг реализуется здесь следующим образом. Элементы, производные от окружности, соотносятся как с арга, так и с билиг, поскольку символизируют солнце, мужское начало, или арга и луну, женское начало, или билиг. Распространенный евразийский мотив свастика, также амбивалентен по своей сути. Вертикальная линия, а также правая сторона элемента - арга, а горизонтальная линия и левая сторона - билиг. В динамике элемента мы видим, в подтверждение тезиса, что правая сторона элемента направлена вверх, а левая - вниз, иллюстрируя основное положение арга билиг о единстве двух противоположностей. Кроме того, свастика, как и всякий солярный знак, поворачиваясь по часовой стрелке (по солнцу), символизирует арга, а в обратном направлении (по луне), символизирует билиг.

Для создания образа в трехмерном пространстве важным считалось соблюдение основных пропорций и правильного взаимодействия частей. Например, при нанесении орнамента на поверхность сундука основным отношением, которым пользовался мастер - 6 билиг и 6 арга (всего 12). Лицевая сторона - арга, задняя сторона - билиг, верхняя сторона - арга, нижнее основание - билиг, правая боковая сторона - арга, левая боковая сторона - билиг. В зависимости от того, с какой стороны смотреть, значения поверхностей будут меняться на противоположные. Кроме того, учитываются 4 основания, 4 высоты, 4 верхние крышки - всего 12. При определении значений всех сторон, формируется сам предмет. Правильность выбранных значений определяется критерием соразмерности данного предмета с другим. Соотношение всех пропорций имеет четкое количественное выражение - 1:1,62 , то есть то соотношение, которое в Европе получило название «золотого сечения».

В декоративно-прикладном искусстве монголов именно декорирование передней стороны сундука, или иного предмета - стороны арга - соответствующим орнаментом, в соответствующем ритме и движении определяет его связь с другими предметами. Поскольку, согласно учению «арга заключает в билиг, где внешняя сторона - арга, а внутренняя сторона -билиг».

Формами, соотносимыми исключительно с билиг, являются квадрат, прямоугольник, полукруг и полумесяц. Квадрат символизирует землю, выражение женского начала или билиг.

Прямоугольник имеет то же значение, но характер его более динамичный. Полукруг и полумесяц есть различные воплощения образа луны. В форме круга мы представляем солнце, а в форме полукруга - луну, из-за того, что солнце никогда не меняет свою форму, а форма луны меняется.

Необходимо отметить, что семантические принципы орнаментальных мотивов монгольского декоративно-

прикладного искусства находятся в контексте древнейших первичных видов орнамента, встречающихся в наскальных рисунках. В бронзовом веке в Центральной Азии широкое распространение получает культ солнца. Солярные животные олени изображаются под углом 45 градусов, относительно обеих осей симметрии. Согласно арга билиг, все орнаментальные изображения выше 45 градусов по обе стороны условной вертикальной оси относятся к арга, а остальные, ниже этой координаты, к билиг. Если мотивов два или больше, и они ритмически повторяются, то мотив, несущий основное

значение будет относиться к арга, а вспомогательные мотивы - к билиг.

В заключении отметим, что применение концепции арга билиг к исследованию орнамента раскрывает не только художественно-эстетические аспекты этого искусства, но и ряд мировоззренческих моментов. В связи с этим, можно утвер-

ждать, что данное философское направление может быт использовано в качестве научного метода для различных форм монгольской культуры: архитектуры, живописи, устного народного творчества.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ 08-04-92306 ^

Библиографический список

1. Скородумова, Л.Г. Буддийская астрология. - [Режим доступа]: http://www.philosophy.ru/library/asiatica/buddhica/budast.html

2. Мунх-Очир, Д. Монгол зурхайн туухэн уламжлал. - Улаанбаатар, 1997.

3. Бурэн-Олзий, И. Зуйр цэцэн угсийн ертонцийн узэхуйн утга холбогдол. - Улаанбаатар, 2009.

4. Дулам, С. Монгол бэлэгдэл зуй боть. - Улаанбаатар, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.09.10

УДК 130+7.072:14

Л.Н. Лихацкая, докторант Алт ГТУ им. И.И. Ползунова, канд. искусствовед., доц. кафедры рекламы и культурологии АлтГТУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ФИЛОСОФИЯ ПОРТРЕТА И ДИАЛЕКТИКА НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

В работе поставлена проблема изучения культурного артефакта, произведения искусства (живописный портрет). Предложена графическая модель соотношения идеального и реального в структуре художественного образа. Графическая модель соотнесена с парадигмой Николая Кузанского «Пирамида света». Утверждается идея активного личностного начала в познании мира через создание произведения искусства. Сделана попытка систематизации понятий, выступающих в качестве научного аппарата при анализе произведений изобразительного искусства, в частности, портретного жанра.

Ключевые слова: идеальное, реальное, культурный артефакт, парадигма Николая Кузанского, «Пирамида света», единство и инаковость, образ, личность, индивид, художник, модель.

Научная проблема, решаемая в нашей работе, - соотношение идеального и реального в структуре художественного образа. Новизна работы заключается в том, что ее автор предлагает рассматривать модель соотношения идеального и реального в структуре художественного образа, в процессе создания и восприятия художественного произведения. Процессы создания и восприятия объекта культуры связаны с процессами познания, при этом творческая активность и характер восприятия индивида играют важную роль. Системный подход в изучении объектов культуры (произведений изобразительного искусства) позволяет расширить научный аппарат при анализе артефакта.

Актуальность работы очевидна, так как на данном этапе целесообразно изучение явлений культуры на стыке таких наук как философия, культурология, искусствоведение. Данная проблема рассматривалась в трудах А.Ф. Лосева, М.С. Кагана, Э.А. Орловой, Л.С. Выготского, В.С. Библера и др. Так, А.Ф. Лосев утверждает, что культура и искусство являются важным звеном в функционировании личности в обществе и познании мира. Существует принципиальное разделение культуры на материальные и идеациональные объекты - идеи, образы, а также художественные объекты (М. Каган, Э. Орлова, Ц. Арзаканьянц, В. Бирюков, Е. Геллер). Позиция М. Кагана в системном подходе к изучению культуры заключается в том, что он рассматривает механизмы возникновения и функционирования культуры через деятельность человека, которая «с философской точки зрения есть активность субъекта, развертывающаяся в пространстве субъект-объектных отношений» [1, с. 242]. А.Н. Леонтьев утверждает: «... в процессе деятельности людей их способности, знания и умения как бы кристаллизуются в ее продуктах - материальных и духовных» [2, с. 415].

Рассматривая проблему соотношения реального и идеального в живописном портрете, обоснуем возможность применения следующей схему-модель взаимодействия идеального и реального в процессе создания культурного артефакта (на примере живописного портрета).

В данной схеме можно заметить, что в зеркальном противопоставлении находятся два объекта: человек и портрет (соответственно субъект и культурный артефакт). В портрете как культурной форме наблюдается соотношение идеального и реального. Мы находим основания для выявления некоторых моментов сходства предложенной нами схемы с парадигмой Николая Кузанского «Пирамида света», как философской моделью, проявления диалектических процессов познания [3, с. 207].

зритель

Философа эпохи Возрождения Николая Кузанского называют «предтечей материалистической философии Нового времени» [3], несмотря на то, что сам он оставался на идеалистических позициях. Диалектическая философия Николая Кузанского, связанная с христианской теологией, ставит общие проблемы человека и окружающего его мира. Николай

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.