Научная статья на тему 'Семантика и функционирование глагольных синонимов с доминантой «Думать» в современном русском языке'

Семантика и функционирование глагольных синонимов с доминантой «Думать» в современном русском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1523
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА / ГЛАГОЛЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГЛАГОЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ / FUNCTIONAL SEMANTICS / VERBS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / VERBAL SYNONYMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гуднов Р. Н.

Статья посвящена выявлению семантических параметров и характеристик глаголов синонимического ряда с доминантой «думать» и особенностям их функционирования. Результаты проведенного анализа позволили сделать выводы, касающиеся семантических, сочетаемостных и грамматических характеристик русских глагольных синонимов, относящихся к глаголам интеллектуальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the identification of semantic parameters and characteristics of verbs synonymous with the dominant "to think" and the peculiarities of their functioning. The results of this analysis were used to draw conclusions concerning the semantic and grammatical characteristics of Russian verb synonyms, related to the verbs of intellectual activity.

Текст научной работы на тему «Семантика и функционирование глагольных синонимов с доминантой «Думать» в современном русском языке»

Лингвистика

Р. Гуднов

Семантика и функционирование глагольных синонимов с доминантой «думать» в современном русском языке

Статья посвящена выявлению семантических параметров и характеристик глаголов синонимического ряда с доминантой «думать» и особенностям их функционирования. Результаты проведенного анализа позволили сделать выводы, касающиеся семантических, сочетаемостных и грамматических характеристик русских глагольных синонимов, относящихся к глаголам интеллектуальной деятельности. Ключевые слова: функциональная семантика, глаголы интеллектуальной деятельности, глагольные синонимы.

Глаголы интеллектуальной деятельности в отношении адекватной интерпретации информации и ее понимания представляют огромный исследовательский интерес. Функционально-семантический анализ лексико-семантических групп глаголов интеллектуальной деятельности позволяет раскрыть семантическую сущность слов именно как компонентов речевого высказывания с учетом закономерностей их функционирования. Одну из групп класса глаголов интеллектуальной деятельности составляют глаголы мышления, представленные такими единицами, как мыслить, думать, вникать, раздумывать, продумывать, заблуждаться, соображать, помышлять, подразумеваться и др.

Синонимический ряд с доминантой думать составляет ядро этой лексико-семантической группы и является объектом анализа в данной статье. Предметом анализа служат особенности семантики и функционирования синонимов. Целью статьи является определение параметров дифференциации русских синонимичных глаголов для оптимизации их представления в иностранной аудитории.

Лингвистика

Материалом для исследования послужили данные словарей синонимов и толковых словарей русского языка, а также материалы сайта «Национальный корпус русского языка» [3].

В рассматриваемый синонимический ряд русских глаголов входит 8 единиц. По данным словаря К.С. Горбачевича, это такие единицы, как думать, размышлять, раздумывать, мыслить, соображать, помышлять [1]. К данным лексемам, на наш взгляд, следует добавить просторечножаргонные мозговать (обмозговывать) и кумекать в силу их широкого употребления носителями русского языка. Общее значение глаголов синонимического ряда - «погружаться в какие-л. мысли, размышления, предаваться раздумью» [Там же, с. 132]. Доминанта синонимического ряда - полисемантичный глагол думать - входит в данный ряд в значении «направлять мысли на кого-что-н., размышлять» [4, с. 182]. Анализ контекстов «Национального корпуса русского языка» показывает, что глагол очень употребителен в русском языке - на сайте представлен 23 171 контекст его использования во всем объеме значений, из которых интересующее нас значение является самым частотным. Все анализируемые синонимичные глаголы обозначают мыслительный процесс. Длительность процесса обозначается сочетанием с наречиями с семантикой времени.

Думать употребляется в таких сочетаниях, как долго думать, быстро думать: Долго думать было не о чем, все уже давно продумано и решено (Волос А. Недвижимость (2001)); Аглая метнулась назад к кровати, схватила пистолет, отщелкнула предохранитель. Стала быстро думать, застрелиться сразу или... Все-таки «Вальтер» у нее был восьмизарядный, а ей самой достаточно было одного патрона - последнего (Войно-вич В. Монументальная пропаганда (2000)). Необходимость приложения значительных умственных усилий также подчеркивается сочетанием с наречиями: Стал он мучительно думать и даже обхватил руками свою небольшую голову и наморщил лоб, но к видимым результатам эти усилия не привели (Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (1969-1975)). Обозначая процесс, глагол может сочетаться с фазовыми глаголами: Поэтому еще через три минуты ты погружаешься в болезненнное оцепенение... И начинаешь думать (Волос А. Недвижимость (2001)).

Продолжительность и интенсивность мыслительного процесса может быть подчеркнута использованием синонимичных глаголов в одном контексте. Так, думать в силу меньшей интенсивности прилагаемых усилий и меньшей длительности процесса действия противопоставляется глаголу размышлять, см. их употребление в одном контексте: Думать, а иногда и размышлять, - сказал сосед, сделав дирижирующее движение рукой, -

разумеется, полезно и в жизни весьма часто необходимо (Пелевин В. Желтая стрела (1993)).

Глагол думать обычно требует косвенного дополнения с типичным управлением о чем, о ком: Весна... Уже не хочется думать о работе. Организм настойчиво требует отдыха, солнца, тепла и, конечно же, моря (Зенина Е. Морская симфония (2001)). Реже глагол употребляется с управлением про кого, про что: Сутулый дачник шел следом, . и, возвращаясь в прошлое, стал опять думать про бабушку (Варламов А. Купавна (2000)). Также глагол думать может иметь управление над чем: М.В. Миронова и А.С. Менакер были приглашены с выступлениями в знаменитый парижский концертный зал «Олимпия». Стали думать над соответствующим репертуаром (Горин Г. Иронические мемуары (19901998)). Редко, при необходимости подчеркнуть семантический актант инструментальности, обычно в разговорной речи, глагол думать может также выступать с управлением чем: А у нее, видишь ли, голова! Тебе что, ей думать? Она плеснула в него водой из стакана (Бакланов Г.Я. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)). Обычно в этом случае валентность при глаголе замещается существительным голова.

Глагол думать может вводить прямую речь: И тогда начнешь думать -Господи, чем я их всех заслужил? (Геласимов А. Фокс Малдер похож на свинью (2001)).

Глагол думать может употребляться без дополнения. В этом случае он допускает замену синонимомом размышлять: - Ладно... - разочарованно протянул Петька. - Пойду дальше думать. (Белоусова В. Второй выстрел (2000)). Однако, поскольку типичное управление глагола - о ком, о чем, то в диалогической речи использование думать без дополнения закономерно вызывает вопрос адресата «О чем?». Например: А у вас, Володя, теперь одна задача - думать. - Думать? О чем думать? - растерянно переспросил я (Там же).

Объектная актантная позиция, сочетание думать с прямым дополнением - думать что - встречается редко, например: В этой заново образующейся цельности, совместном выходе на орбиту иного мира, открывалась новая стереоскопичность, способность видеть сразу многое и думать одновременно многие мысли (Улицкая Л. Путешествие в седьмую сторону света (2000)). Данное управление глагола следует признать окказиональным, но оно очень ярко «высвечивает» семантику глагола -«направленность процесса мышления на какой-то объект», при этом объектов может быть несколько: Я решил, что из лояльности к организации могу это сделать; пошел, сел в угол и собирался думать свои думы (Антоний (Блум), митр. О Церкви (1995)).

Филологические

науки

Лингвистика

Глагол думать может вводить придаточное изъяснительное предложение: - Но как-то грустно думать, что все так бессмысленно и все жертвы напрасны (Улицкая Л. Путешествие в седьмую сторону света (2000)); Когда возникла идея записать эти пластинки, стали думать, где осуществить все это: ведь подобная музыка должна звучать в той обстановке, для которой она предназначена, - в церкви (Архипова И.А. Музыка жизни (1996)).

Наиболее близкий, на наш взгляд, синоним к глаголу думать - размышлять. Глагол входит в синонимический ряд в значении «думать неторопливо, сосредоточенно, обычно о чем-л. серьезном, важном». Материалы нашей картотеки свидетельствуют об употребительности этой единицы в современном русском языке, на сайте «Национального корпуса русского языка» представлены 815 контекстов его употребления. Некоторые контексты уточняют семантику глагола, актуализируют семы, входящие в словарную дефиницию: Вроде и время прошло, . и можно уже со словами «Бог простит» спокойно и не торопясь размышлять о его творческой и человеческой судьбе (Куняев С. И Свет и тьма (2004)).

Семантика размышлять может быть представлена через доминанту синонимического ряда путем использования двух синонимичных глаголов в одном контексте: Я и правда стала больше думать о себе, сначала именно думать в смысле размышлять (больше делать было нечего) («сосредоточенно и неторопливо». - Р.Г.], а потом и в смысле думать о том, что я хочу («направлять свои мысли на конкретный объект». - Р.Г.], и отстаивать свои интересы (Запись в LiveJournal (2004)). Сдваивание синонимов может употребляться для конкретизации и усиления значения: Если б ты не стал бы думать-размышлять, если б просто сделал -и все (Берсенева А. Полет над разлукой (2003-2005)).

Для мыслительного процесса, обозначаемого глаголом размышлять, важны наличие продолжительного времени и сосредоточенности субъекта: Такое решение мне самому показалось сомнительным, но размышлять было некогда (Белоусова В. Второй выстрел (2000)). Процесс интеллектуальной деятельности, обозначаемый интересующим нас глаголом, предполагает значительные умственные усилия. На этот факт указывает и сочетаемость лексемы с фазовыми глаголами, которые подчеркивают длительность процесса: Если он залез под лед, - продолжал размышлять Ёжик, - то где-то на реке обязательно должна быть дырка, и из нее должен идти пар (Козлов С. Правда, мы будем всегда? (1969-1981)). Сема длительности в семантике глагола подчеркивается в сочетании со словом некогда, что обозначает отсутствие необходимого условия для осуществления номинируемого мыслительного процесса: Тосковать, размышлять, грустить, вспоминать тут некогда (Домбровский Ю.О. Факультет

ненужных вещей. Ч. 5 (1978)). Размышлять употребляется в тех случаях, когда требуется обдумать, продумать что-либо и путем мыслительной деятельности представить в сознании полную картину чего-либо. Поэтому глагол часто употребляется в сочетании размышлять на тему(ы): ...и пришлось ему размышлять на столь возвышенные темы в шумной суете столичной жизни... (Горелик Г. Андрей Сахаров. Наука и свобода (2004)).

Глагол выступает в форме инфинитива с отрицанием в тех случаях, когда нужно подчеркнуть, что у субъекта нет времени на колебания и глубину обдумывания. В таких ситуациях часто прибегают к приему сдваивания синонимов размышлять и раздумывать: Не раздумывать. Не размышлять! Построиться по десять человек в ряд, взяться за руки! (Рыбаков А. Тяжелый песок (1975-1977)).

Как и глагол думать, глагол размышлять обычно требует косвенного дополнения с типичным управлением о чем, о ком: Но все же гораздо любопытнее размышлять о человечестве в целом (Волос А. Недвижимость (2001)). Глагол также имеет управление над чем: ... дед Иван вытащил из своей сумки березовый нарост, зажег настольную лампу и сел размышлять над своим сокровищем (Петрушевская Л. Маленькая волшебница (1996)). Реже замещается субъектная актантная позиция глагола в форме косвенного выражения субъекта: Но о его интимной жизни ей размышлять не хотелось, и она заставила себя переменить мысли (Берсенева А. Полет над разлукой (2003-2005)).

Глагол размышлять также употребляется без дополнения и может вводить придаточные изъяснительные предложения: Еще светило солнце, ...и Андрей Николаевич стал размышлять и вспоминать (Азольский А. Лопушок (1998)); Я начинаю размышлять о том, что надо бы прийти сюда с мужем (Данилова С. Кепка-«аеродром» и щупальца глобализации (2004)).

Раздумывать имеет значение «думать долго, напряженно, нередко колеблясь в принятом решении». Анализ контекстов «Национального корпуса русского языка» показывает, что глагол употребителен в русском языке - на сайте представлен 301 контекст. Как уже было показано выше, глаголы размышлять и раздумывать могут использоваться в одном контексте: Не стал долго размышлять и раздумывать над волшебным узлом Александр - молод, горяч, нетерпелив! (Бурлак В. Хранители древних тайн (2001)). Но если дифференцирующей семой в семантике глагола размышлять является обозначение процесса мысли, при котором рассматриваются, взвешиваются различные варианты, возможности, то раздумывать отличается семой «долго колебаться между двумя (или больше) вариантами». Колебания допустимы, как показывают иллюстративные контексты, лишь до определенного момента - до совершения действия: Не

Филологические

науки

Лингвистика

слишком ли много принесла я ему в жертву? Поздно раздумывать. Жертва принесена... (Грекова И. Перелом (1987)). Поэтому использование глагола раздумывать предпочтительнее в ситуации, когда нужно принять решение: А мы с Гориным, находясь в отчаянии, принялись раздумывать, что же нам делать дальше (Рязанов Э. Подведенные итоги (2000)).

Выражение длительности процесса - яркая сема в значении глагола раздумывать: ... я продолжала раздумывать часами, устремляясь в такие дали, до которых моя слабая мысль, не будь она обвита чужой лозой, ни за что бы не добралась (Чижова Е. Лавра (2002)). Семантика глагола требует ситуации наличия достаточного времени для осуществления процесса мышления. Поэтому в контекстах употребления единицы особо подчеркивается невыполнимость данного условия: Раздумывать не только не было времени, но и не хотелось (Глуховский Д. Метро 2033 (2005)). Как и глагол размышлять, глагол раздумывать часто сочетается со словом некогда: Да и раздумывать было некогда. Борисюк делал то, в чем его убеждали» (Минаева О. Австралийский капкан (2001)). Контексты показывают, что цель мыслительного процесса - принятие решения - главный результат ментальной деятельности, обозначаемой глаголом раздумывать: На трассе у тебя просто нет времени слишком долго раздумывать, чтобы принять правильное решение (Мурадов Б. Восставший из ада (2001)). Поскольку глагол обозначает длительный процесс, частотна сочетаемость с наречием долго и случаи использования с отрицательной частицей не, чтобы подчеркнуть нетипичность ситуации: ...Гуров не стал долго раздумывать и сразу направил свои стопы в кабинет Елисеева (Леонов Н., Макеев А. Ментовская крыша (2004)). Раздумывать, как и другие глаголы, обозначающие процесс, сочетается с фазовыми глаголами: Если дадут больше десяти, - продолжал он раздумывать, -то в тюрьме я проживу еще лет двадцать (Шаламов В.Т. Колымские рассказы (1954-1961)). Так же, как глаголы думать и размышлять, раздумывать обычно требует косвенного дополнения с управлением о чем: Но о чем ей было раздумывать, я, честно говоря, не представляю (Зайончковский

О. Счастье возможно: роман нашего времени (2008)). Глагол имеет также управление над чем: Одним разбитым сердцем больше, одним меньше, не в их правилах раздумывать над этим (Капишникова Ю. А что сделаешь ты, если тебе признается в любви лиловое существо из системы Альдебаран? (2003)). Глагол может вводить придаточные изъяснительные предложения, например: Мне даже не хотелось особо раздумывать, что же может произойти там, - вольюсь ли я в ряды чистых идей, или получу дополнительную порцию райских яблок... (Роганов С. Homo mortem (2003)).

Глагол мыслить входит в рассматриваемый синонимический ряд в значении, которое словари отмечают как устаревающее - «думать углублен-

но, сосредоточенно, сопоставляя и обобщая познанное», хотя в контекстах, представленных на сайте «Национальный корпус русского языка», его частотность велика - 1677 случаев употребления, это выше, чем у глагола размышлять. Употребляется обычно в приподнятой, торжественной речи. В бытовом дискурсе глагол обычно не встречается. В его семантике подчеркивается нестандартность оперирования ментальными сущностями, способность сопоставлять, обобщать: Дети не умеют мыслить категориями будущего, для них реально только то, что происходит здесь и сейчас (Власова Е. Дети и смерть (2002)). Глагол употребляется в ситуации, когда указывается склад ума, например: Здесь - продолжение многолетней утопии русского западничества: внести в русские стихии идеи формы и ответственности и научить людей мыслить так, как мыслят в Европе (Кузнецов П. Русский Феникс, или Что такое философия в России (2001)), или склад, тип мышления: Мне вообще везло на учителей. Ляпунов научил меня мыслить математически (Гранин Д. Зубр (1987)). Мыслить обозначает высший этап мыслительного процесса: Без мысли жить невозможно; мыслить - это высшее, что есть в жизни, в природе (Давыдов В. Театр моей мечты (2004)). Поэтому возможно употребление глагола только применительно к взрослому субъекту: Так и не научившись мыслить по-взрослому, в прежней безалаберности поигрывал он пустячными мыслишками, рассматривал морозный узор на стекле и дурашливо упрекал природу в склонности кристаллизоваться не лучшим образом (А. Азольский. Лопушок (1998)).

В бытовом дискурсе глагол употребляется с отрицанием и обозначает предполагаемую направленность мыслей адресата в каком-либо направлении, которое представляется адресанту речи нецелесообразным и даже невозможным, абсурдным. Например: И мыслить про это не смей, из головы-то выкинь (Сергеев М. Волшебная галоша, или Необыкновенные приключения Вадима Смирнова, его лучшего друга Паши Кашкина и 33 невидимок из 117-й школы (1971)). Чаще всего глагол сочетается со словами, которые обозначают способ мышления, например, мыслить трезво, оригинально, четко, ясно, жестко, логично, нетривиально и др., но глагол также сочетается со словом категория, образуя устойчивое словосочетание: Роспатент в свою очередь продолжает мыслить глобальными категориями (Дядик Н. Не удержали марку (2002)). Реже встречаются сочетания глагола с другими абстрактными существительными, например, мыслить в понятиях: Если мыслить в понятиях обьект-субьект, дух-материя и прочих дуалистических принципах, то да - получается то, что у Вас... (Национал-анархизм (форум) (2006)). Глагол встречается и в составе разговорной конструкции забыть и мыслить (чаще функционирует

Филологические

науки

Лингвистика

забыть и думать) в значении окончательного прекращения мыслительного процесса на какую-либо тему: Так вот накануне выступления я сделал нечеловеческие усилия, забыл и мыслить о форуме, но Вы позвонили в день концерта... (Избицер А. Музыка вечности (2004)). Глагол имеет управление о чем. Обычно актантная позиция косвенного объекта при глаголе заполнена абстрактными существительными, например: Вот почему о русском коммунизме совсем нельзя мыслить в категориях новой истории... (Бердяев Н.А. Новое средневековье (1924)). Реже глагол имеет управление за кого: Не пытайтесь мыслить за меня и говорить то, о чем я не думаю и не собираюсь доказывать (Новая тема, которую никто пока не трогает (форум) (2008)); про что: И мыслить про это не смей, из головы-то выкинь (Сергеев М. Волшебная галоша, или Необыкновенные приключения Вадима Смирнова, его лучшего друга Паши Кашкина и 33 невидимок из 117-й школы (1971)). Глагол употребляется с фазовыми глаголами: Верховный судья Трансильвании продолжал мыслить средневековыми категориями (Емец Д. Таня Гроттер и колодец Посейдона (2004)).

Глагол соображать входит в состав синонимического ряда в значении «сопоставляя, обдумывая что-л., находить ответ, конкретное решение чего-л.» [1, с. 132-133]. В семантике глагола подчеркивается погружение в мысли и как результат - нахождение решения. Частотность употребления, по данным сайта, - 684 примера. Глагол может выступать в одном контексте с доминантой ряда - глаголом думать: Те, кто еще был способен думать («направлять свои мысли на что-л.». - Р.Г.) и соображать («сопоставлять факты, обстоятельства». - Р. Г. ), те поняли, куда девалась Сарра (Рыбаков А. Тяжелый песок (1975-1977)); Но теперь-то я точно знаю, отчего это все происходит: оттого, что не все ребята знают о том, как это замечательно интересно - думать вообще и особенно думать о том, о чем нужно думать. Думать и соображать! (Медведев В. Баранкин, будь человеком! (1957)). Значения синонимов усиливают друг друга, проясняют, конкретизируют ситуацию. С другой стороны, глагол обозначает процесс, который требует усилий при ограниченном времени: Я начал судорожно соображать, и некоторые догадки, как звездочки, замелькали в сознании (Есин С. Марбург (2005)).

Глагол сочетается с наречиями, характеризующими качество мыслительного процесса, часто в сравнительной степени: Выспавшись, Иван Николаевич стал поспокойнее и соображать начал яснее (Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Ч. 1 (1929-1940). Чаще глагол имеет управление что: В пору моего раннего детства врачи предупреждали родителей, что соображать я кое-что буду, но расти мне придется отсталым ребенком (Алексин А. Раздел имущества (1979)). Глагол часто употре-

бляется в устойчивом сочетании соображать, что к чему: Начиная уже соображать, что к чему, Артем дернул Хана за рукав (Глуховский Д. Метро 2033 (2005)). Возможно использование соображать без дополнения: Опыта у меня никакого, вот в чем беда. Приходится на ходу соображать. Прежде всего, важно уяснить, что я такое пишу? (Белоусова В. Второй выстрел (2000)). В разговорной речи глагол может иметь управление чем, заполняется инструментальная актантная позиция: - Сначала не очень - там же блиц, соображать руками надо, а я головой привык (Гайкин А. Один день с солнцем (2004)), и кому, т.е. заполняется позиция косвенного субъекта: Ты ничего не соображаешь, а соображать тебе все время что-то не дает и мешает, и от этого ты себя чувствуешь просто каким-то дураком и даже кретином... (Медведев В. Баранкин, будь человеком! (1957)). Как и другие члены ряда, соображать употребляется с фазовыми глаголами: Сердце Маргариты застучало, она тяжело вздохнула, стала соображать что-то (Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. Ч. 2 (1929-1940)). Глагол может вводить придаточные изъяснительные предложения: Я стал соображать, кого из Ольгиных посетителей можно было бы «назначить» графом Малевским (Белоусова В. Второй выстрел (2000));

Устаревающий глагол помышлять входит в анализируемый синонимический ряд в значении «мысленно представлять себе что-л., питать надежду на свершение чего-л.» [1, с. 133]. В силу устаревающего характера глагола на сайте «Национальный корпус русского языка» представлено сравнительно немного контекстов его употребления - 316. Ср. в интересующем нас значении: Некоторое время они были уверены, что можно щеголять в немецком кафтане, даже смотреть на иноземную потеху, комедийное действо, и при этом сохранить в неприкосновенности те чувства и понятия, какие необходимы, чтобы с набожным страхом помышлять о возможности нарушить пост в крещенский сочельник до звезды (Алексеев А. Неистовые ревнители. Московская Русь в XVII веке (2009)).

Основная масса иллюстративных контекстов сайта хронологически относится к Х'УШ-ХК вв.: Почаще помышлять о смерти должно и о прочих горестях (Сковорода Г. Толкование из Плутарха о тишине сердца (1766-1794)); Подали десерт: разного рода варенья, яблоки, бергамоты, финики, винные ягоды и грецкие орехи; но и тут он ни на одно мгновение не переставал помышлять о своей курочке (Погорельский А. Черная курица (1829)). В современном языке использование глагола ограничено. Помышлять используется в отрицательных конструкциях: Грозный и ласковый бег нот . закружил, унес, заставил днями и неделями ни о чем, кроме небывалых нотных сочетаний, не помышлять... (Евсеев Б. Евстигней (2010)); Поэтому Артему нечего было и помышлять о том,

Филологические

науки

Лингвистика

чтобы добраться до Полиса через три станции и три перегона (Глухов-ский Д. Метро 2033 (2005)).

Глагол помышлять употребляется в устойчивых сочетаниях и помышлять не сметь, не мочь и помышлять: Во второй половине 1990-х к акциям протеста обратились и те, кто ранее не могли и помышлять об этом (Кацва А. Россия 1990-х: Протестное движение (2003)); Он лежал на телогрейке, похолодевший, ...растерявшийся от неслыханного вероломства, о котором сам и помышлять не смел (Варламов А. Купавна (2000)). Преимущественно глагол употребляется в стилистически возвышенных контекстах, религиозном дискурсе: Быть смиренным в Библии означает не столько низко думать о себе, сколько достойно помышлять о Боге (Кураев А. Нищие духом (1994)); Паче всего надлежит помышлять о вечном спасении, - прибавил сокрушенно митрополит (Ладинский А.П. Анна Ярославна - королева Франции (1960)). Глагол имеет управление о ком, о чем: Доля истины тут есть, но без «халявных» денег не родилось, не встало бы на ноги поколение молодых российских продюсеров, без учета опыта которых сегодня нечего и помышлять о будущем нашего кино (Медведев А. Территория кино (1999-2001).

Глаголы мозговать (только 6 примеров по данным сайта) (и менее употребительный глагол обмозговывать - только 3 примера) употребляются как просторечные и имеют значение «обдумывать неторопливо, всесторонне». Показательна прозрачная внутренняя форма глаголов, корень слов - -мозг-. Обычно актантная позиция субъекта представлена формами множественного числа. Мозговать часто обозначает не единичное, индивидуальное, а совместное действие: Влили ему водки, стали мозговать, как дальше быть (Росляков А. Кто спит, того убьем (1997)); Давайте вместе мозговать, как нам выходить из этой ситуации (Гладилин А. Большой беговой день (1976-1981)).

Глагол мозговать имеет управление над чем: Зря ли пришлось Ломакину в доброй половине своих фильмов мозговать над конструкциями: ни одна зараза не вскроет ни спицей, ни отмычкой, ни «магниткой» - ничем (Измайлов А. Трюкач (2001)) Редко встречается управление что, например: Други, други, для чего нам не наше мозговать? (Герман Ю.П. Россия молодая. Ч. I (1952)). В данном случае возможна замена на глагол обмозговывать, для которого это управление является типичным. Глагол, как и другие члены ряда, может вводить придаточное изъяснительное предложение. Обмозговывать имеет управление что: А для «любителей» все обмозговывать, взвешивать и сомневаться, предлагаю БЕСПЛАТНУЮ рассылку, которая откроет некоторые ТАЙНЫ из пакета «КАЗИНО» (рекламный текст (2004)). Также глагол может использоваться без

дополнения: Видно, другая какая загвоздка... - Стоит и обмозговывать! Нашел чем заниматься! (Станюкович К.М. Волк (1900)).

Кумекать (16 примеров на сайте) также относится к просторечным единицам и обычно употребляется шутливо или иронически. Слово кумекать в значении «соображать, раздумывать» широко известно в русских говорах, его употребление в речи носителей литературного языка возможно в шутку, в бытовых разговорах. В словаре В.И. Даля кумекать -«влд. сиб. ряз. пен. кумить твр.пск. куметь вят. Смекать, понимать и соображать; раскидывать умомъ, думать и толковать о чемъ. Не кумекается, не возъмемъ в толкъ» [2, с. 217]. Как и мозговать, глагол кумекать чаще обозначает совместное действие: Побродив по городу, мы стали кумекать: а как добраться до родных мест Александра, до села Одоевского? (Розов В. Удивление перед жизнью (1960-2000)). Глагол имеет управление что, например: А моего убийцу никто не хватает. И тут я начинаю кое-что кумекать. У-у-у, думаю, да тут все куплены! (Искандер Ф. Сандро из Чегема. Кн. 3. (1989)). Как и другие синонимы, глагол используется в сочетании с фазовыми глаголами: В последнее время и мой вроде что-то начал кумекать (Акимов П. Плата за страх (2000)).

В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Все синонимы рассмотренного ряда обозначают процесс мыслительной деятельности. С точки зрения семантики, глаголы различаются по следующим параметрам: 1) наличие большей или меньшей длительности процесса мышления (длительный процесс обозначают глаголы думать, размышлять, раздумывать, мыслить, мозговать, обмозговывать, быстротой достижения результата характеризуются глаголы соображать, помышлять); 2) требование усилий при неограниченном времени (думать, размышлять, раздумывать, мыслить, мозговать, обмозговывать) и ограниченном времени (соображать); 3) глубина и всесторонность обдумывания (размышлять, мыслить, мозговать, обмозговывать, кумекать); 4) линейность и направление к решению, результату (соображать, помышлять); 5) наличие колебаний в процессе мысли - раздумывать; 6) наличие прозрачной внутренней формы (думать, размышлять, раздумывать, мыслить, мозговать, обмозговывать, помышлять). Однокоренными являются глаголы думать - раздумывать, мыслить - размышлять - помышлять, мозговать - обмозговывать.

С точки зрения сочетаемости и грамматической характеристики, необходимо отметить общие закономерности, вытекающие из особенностей семантики: 1) все синонимы сочетаются с наречием времени долго; специально путем использования отрицательной частицы не (или отрицательных конструкций) и наречия некогда выделяются ситуации, когда необходимого

Филологические

науки

Лингвистика

времени для осуществления номинируемого мыслительного процесса не хватает; 2) в контекстах употребления наблюдается сдваивание синонимов для конкретизации, уточнения последовательности ментальных действий (думать и размышлять, думать и соображать), наличия разных нюансов в процессе мышления, например, колебаний (размышлять и раздумывать) или усилительности (думать и размышлять); 3) все синонимы могут сочетаться с фазовыми глаголами; 4) глаголы думать, размышлять, раздумывать, мыслить часто требуют косвенного дополнения с типичным управлением о чем, о ком; 5) думать, размышлять, раздумывать, мыслить имеют сходное управление над чем; 6) глаголы думать, соображать в разговорной речи могут иметь управление чем; 7) глаголы соображать, мозговать, кумекать иногда имеют общее управление что; 8) глаголы мыслить, кумекать иногда имеют общее управление в чем; 9) глаголы думать, размышлять, мыслить, соображать могут употребляться без дополнения; 10) глаголы думать, размышлять, раздумывать, соображать, мозговать вводят придаточное изъяснительное предложение; 11) синонимы часто употребляются в устойчивых сочетаниях (размышлять на тему(ы), мыслить категориями, мыслить в категориях, .забыл и мыслить, соображать что к чему, и помышлять не сметь, не мочь и помышлять); 12) устаревающим характером отличается глагол помышлять, в современной разговорной речи он используется только с отрицанием (даже не помышляй об этом); 13) глагол мыслить, в отличие от других членов ряда, употребляется только по отношению к взрослому субъекту.

По стилистической принадлежности синонимы делятся на нейтральные: думать, размышлять, раздумывать, соображать, стилистически высокие, книжные: мыслить, помышлять, и просторечные: мозговать (обмозговывать) и кумекать.

Выделенные параметры характеристики русских глагольных синонимов, на наш взгляд, могут послужить базой для лингводидактического описания этих единиц.

Библиографический список

1. Горбачевич К.С. Русский синонимический словарь / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1996.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. ст. А.М. Бабкина, В.П. Вомперского. М., 1998.

3. Национальный корпус русского языка. URL: http:// www.ruscorpora.ru/ (дата обращения: 15.03.2012).

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.