Научная статья на тему 'Семантика и функционирование числительного блы («Семь») в кабардино-черкесском языке'

Семантика и функционирование числительного блы («Семь») в кабардино-черкесском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
239
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКИЙ ЯЗЫК / ЧИСЛО / ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ «СЕМЬ» / СЕМАНТИКА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / НУМЕРАТИВ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / KABARDINO-CIRCASSIAN LANGUAGE / NUMBER / NUMERAL “SEVEN” / SEMANTICS / FUNCTIONING / NUMERATIVE / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хежева Марьяна Рашадовна

Статья посвящена исследованию семантики числительного «блы» («семь») в кабардино-черкесском языке. Путем исследования языковых единиц различных уровней выявлены функции, семантические особенности функционирования числительного «блы» («семь») в кабардино-черкесском языке. Рассматриваются этноспецифические черты использования указанного числительного в адыгском языковом сознании. Отмечено, что исследуемый нумератив выступает маркером усиления и преувеличения. Общий вывод работы сводится к тому, что у исследуемого числительного не обнаружено явно положительной или явно отрицательной семантики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS AND FUNCTIONING OF THE NUMERAL “БЛЫ” (“SEVEN”) IN THE KABARDINO-CIRCASSIAN LANGUAGE

The article is devoted to studying the semantics of the numeral “блы” (“seven”) in the Kabardino-Circassian language. Analyzing linguistic units of different levels, the author identifies the functions, semantic features of the numeral “блы” (“seven”) in the Kabardino-Circassian language. The ethno-specific features of functioning of the mentioned numeral in the Adyghe linguistic consciousness are considered. It is noted that the analyzed numerative serves as a marker of amplification and exaggeration. The conclusion is made that the analyzed numeral does not manifest apparently positive or apparently negative semantics.

Текст научной работы на тему «Семантика и функционирование числительного блы («Семь») в кабардино-черкесском языке»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.39

Хежева Марьяна Рашадовна

СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО БЛЫ ("СЕМЬ") В КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКОМ ЯЗЫКЕ

Статья посвящена исследованию семантики числительного "блы" ("семь") в кабардино-черкесском языке. Путем исследования языковых единиц различных уровней выявлены функции, семантические особенности функционирования числительного "блы" ("семь") в кабардино-черкесском языке. Рассматриваются этноспецифические черты использования указанного числительного в адыгском языковом сознании. Отмечено, что исследуемый нумератив выступает маркером усиления и преувеличения. Общий вывод работы сводится к тому, что у исследуемого числительного не обнаружено явно положительной или явно отрицательной семантики. Адрес статьи: от^\^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2С)19/9/3£Шт1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 9. C. 193-196. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 811.352.3 Дата поступления рукописи: 15.07.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.39

Статья посвящена исследованию семантики числительного «блы» («семь») в кабардино-черкесском языке. Путем исследования языковых единиц различных уровней выявлены функции, семантические особенности функционирования числительного «блы» («семь») в кабардино-черкесском языке. Рассматриваются этноспе-цифические черты использования указанного числительного в адыгском языковом сознании. Отмечено, что исследуемый нумератив выступает маркером усиления и преувеличения. Общий вывод работы сводится к тому, что у исследуемого числительного не обнаружено явно положительной или явно отрицательной семантики.

Ключевые слова и фразы: языковая картина мира; кабардино-черкесский язык; число; числительное «семь»; семантика; функционирование; нумератив; репрезентация.

Хежева Марьяна Рашадовна, к. филол. н.

Институт гуманитарных исследований - филиал Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, г. Нальчик maryana. khezheva@yandex. ги

СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО БЛЫ («СЕМЬ») В КАБАРДИНО-ЧЕРКЕССКОМ ЯЗЫКЕ

Введение

Число как понятие, как лингвистическая единица представляет собой неоднородную структуру. Абстрактное понятие числа, являющееся одной из лингвистических универсалий, получает дополнительное семантическое развитие в языковых единицах и приобретает статус концепта [18, с. 166]. Число - наиболее отвлеченный от материальной и событийной реальности концепт, и в то же время в жизни и сознании человека оно тесно связано и постоянно взаимодействует с предметным миром [4, с. 6]. В лингвистической науке числа выражаются именами числительными. Числительные имеют такой же возраст, как и сама идея счета, так как они обнаруживаются по крайней мере уже в начале позднего палеолита [10, с. 372].

Попытки осмысления проблемы числа в науке о языке предпринимаются с давних пор. Однако актуальность этой темы для языковедческой науки не вызывает сомнений, поскольку имена числительные на современном этапе развития лингвистической мысли рассматриваются не только как полнозначный грамматический класс слов, но и как значимая единица этнолингвистики и лингвокультурологии. К настоящему времени в отечественной лингвистической науке накопилось немалое количество работ, освещающих этноспецифиче-скую семантику нумеративов в различных лингвокультурах.

Цель настоящей статьи - выявление этноспецифических особенностей употребления числительного блы («семь») в кабардино-черкесском языке.

Задачи исследования:

A. Изучить специфику репрезентации мифологической семантики числительного блы («семь») в кабардино-черкесском языке.

B. Проследить функционирование числительного блы («семь») в лексических единицах и устойчивых выражениях кабардино-черкесского языка.

C. Выявить наличие у нумератива блы («семь») положительной или отрицательной коннотации в адыгском языковом сознании.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в кабардино-черкесском языкознании осуществлена попытка комплексного анализа числительного блы («семь») в языковых единицах различных уровней.

Предметом исследования выступают семантические особенности функционирования числительного блы («семь») в устойчивых выражениях, лексических единицах кабардино-черкесского языка.

Основная функция числительного блы («семь») в кабардино-черкесском языке - это выражение количественной семантики, репрезентирующейся в языке словоформами бланэ (блы («семь») + суффикс -анэ) («одна седьмая») (дробное числительное) - 1ыхьэ бланэ («одна седьмая часть»); блырыбл (блы («семь») + интерфикс -ры- + блы («семь»)) («по семь») (разделительное числительное) - мы!эрысэ блырыбл («по семь яблок»); блэ («семь раз»), блэней (блы («семь») + суффикс -ней) («семикратно») (кратное числительное) - блэ къы-тегъэзэжын («повторить семикратно»); блырикI (блы («семь») + суффикс -рик!) («все семеро») (собирательная форма числительного) - блырик! мыдэ факъак1уэ («все семеро идите сюда»); ебланэ (префикс е- + блы («семь») + суффикс -анэ) (порядковое числительное) - пэш ебланэ («седьмая комната»). Семантическим ядром приведенного ряда словоформ служит количественное числительное блы («семь»): пэшибл (пэш («комната») + блы («семь»)) «семь комнат», тхылъибл (тхылъ («книга») + блы («семь»)) («семь книг») (примеры и переводы автора статьи. - М. Х.). При репрезентации конкретно-количественной семантики имена числительные являются индикатором ключевых существительных, несущих в речи основную нагрузку. Такое употребление нумеративов отличается от использования их в качестве символов.

Мифологическая семантика и ее репрезентация в языке

В большинстве культурных традиций числа, кроме своей основной счетной (конкретно-количественной) семантики, наделены дополнительным символическим значением и носят явно выраженный этноспецифи-ческий характер. В кабардино-черкесском языке числительное блы («семь») является одним из самых употребительных культурно-значимых нумеративов и принимает функциональное участие в образовании большого количества устойчивых выражений, мифологем. В адыгской мифологической традиции широко употребительны выражения нарт зэшибл («семь нартских братьев»), жэщибл-махуибл («семь дней семь ночей»), ма-хуибл гъуэгуанэ («семидневный путь») и т.д.

Числительное блы («семь») используется как единица измерения расстояния, времени, пространства. Главные координаты структурного членения пространства - это разделение на «верхний», «серединный» и «нижний» миры. «Нижний» и «верхний» миры, в свою очередь, разделены на семь ярусов (этажей) [11, с. 11-12]. Подобно семи небесным сферам, земля делится на семь этажей (ярусов), каждый из которых отделен от другого воздушным пространством. На верхнем из них обитают люди. Чем ниже ярус земли, тем больше он походит на ад [9, с. 14]. Представления о семиярусности небесной сферы и подземного мира закрепились в кабардино-черкесском языке в выражениях щ/ы къатибл («семь ярусов (этажей) земли»): Лъэпщ и сыджыр щ1ы къатибл и кууагъыу хэт/ат [17, н. 30]. / «Наковальня Тлепша была вбита так глубоко, что опиралась на седьмой ярус земли» (здесь и далее перевод автора статьи. - М. Х.); уафэ къатибл («семь ярусов (этажей) неба»): Сэ щ/ак/уэ гуэр къыс/эрыхьэри, бжэIупэудзыпц/эшхуэм зыщызгъэук/уриящи, гууэщIу сыздэщылъым сыхоплъэ щ1эдзап1и ухып/и, к/эи гъуни зимы/эж уафэ къатиблым [13, н. 107]. / «Мне в руки попалась какая-то бурка, я прилег во дворе посреди густой травы и, лежа на спине, смотрю в бездонное небо (букв.: на семь ярусов неба), которое не имеет ни начала, ни конца, ни края».

В свою очередь, мифологема щ1ы къатибл («семь ярусов (этажей) земли») в современном кабардино-черкесском языке может вносить в семантику высказываний разные смыслы. Так, в языке обнаруживаются выражения, в которых указанная мифологема имеет семантику «отдаленное расстояние», «далекое пространство»: Лъэ макъыр адэ жыжьэу, щ1ы къатиблк1э къыщ/э/ук! хуэдэ, дунейм теуджыхьырт [21, с. 992]. / «Где-то вдалеке, словно из глубины седьмого яруса земли, были слышны звуки шагов». Нумератив блы («семь») имеет идентичную семантику и в выражении псибл къик/ын («приехать издалека»): Ит/анэ абыхэм (хъыджэбзхэм) къадигъэфэну щ/алэхэм Агънокъуэр йоджэ: - Псибл къик1ауэ дыжьыныгъуэ Алъхъэс [16, н. 357]! / «Потом для танца с ними (с девушками) Агноков приглашает парней: - Пришедший к нам издалека (букв. «переплывший семь вод (рек)») дижиниго1 Алхас!». В кабардино-черкесском языке выражение щ1ы къатиблым ехын = щ/ы къатиблк/э ехын («спуститься на седьмой ярус земли») может приобретать семантику «надежно спрятаться», «исчезнуть»: Ипэк1э абрэджу уежьэж е хамэ хэку у/эпхъуэ хъурт, иджы щ1ы къатиблк1э уехми укъагъуэтынущ [Там же, н. 86]. / «Раньше можно было податься в абреки или уехать в другую страну, а сейчас, как бы надежно ты ни спрятался (букв. «даже спустишься на седьмой ярус земли»), все равно (тебя) найдут».

В современном кабардино-черкесском языке «щ/ы къатибл» выступает в значениях «ад» «преисподняя», «тартары», в связи с чем нередки случаи использования указанной мифологемы в высказываниях с негативной семантикой и в речевых формулах с семантикой проклятия: щ/ы къатибл ухъу = щ/ы къатиблк/э ущ/эулъадэ («провались ты в тартары») [2, с. 814]. Устойчивые речевые формулы «щ/ы къатибк/э щ/элъэдэн», «щ/ы къатибк/э ежэхын» в кабардино-черкесском языке имеют семантику «проклятый»: Щ1ы къатиблк1э ежэхын, уи жьэжьыр ущ1ауэ дэнэ уздэгупсысэр [22, н. 123]? / «Проклятый (букв. «тот, которому провалиться на седьмой ярус земли»), куда ты смотришь с разинутым ртом?».

Для экспликации мифологического пространства в адыгской языковой картине мира часто используется выражение гъуэгущхьибл зэхэк1ып1э = гъуэгущхьиблыр щызэхэк1ым деж («перекресток семи главных дорог»). В древних поверьях область пересечения дорог являлась зоной сосредоточения и активности темных сил и служила местом совершения магических и обрядовых действий: Хьэмц/ырак/эр трагъэк1уэдык1ын папщ/э, хъыданым шыгъу к/уэц/ашыхьырт, гъуэгущхьибл зэхэк1ып1эм тралъхьэрти, ар къэзыщтэм хуэк/уэу жа/эрт [1, н. 299]. / «Для того чтобы исчезли бородавки, в тряпку заворачивали соль и клали на перекрестке семи главных дорог, на того, кто возьмет, они перейдут, считали».

Мифологическое пространство репрезентируется в кабардино-черкесском языке выражением хы къу-эпсибл щызэхэхуэм («место, где сходятся протоки семи морей»): Сосрыкъуэ Иныжьыр хы къуэпсибл щызэхэхуэм и кууп/эм ныхехьэ [2, с. 473]. / «Сосруко относит великана (иныжа) в самую пучину места, где сходятся протоки семи морей».

В мифологических представлениях адыгов число блы («семь») выступает в качестве составных частей мифологем щхьибл ф/эту иныжь = иныжь щхьибл («великан (иныж) с семью головами»): Мывэжь жыхуэт1эр унэ нэхърэ нэхъ инт. Дамжьыкъуэ жи1эращ ар илъэс мин и пэк1э щхьибл зыфЬт иныжьым къидзауэ [16, н. 158]. / «Этот камень, о котором мы говорим, был размером с дом. Дамжуко говорит, что этот камень кинули сюда тысячу лет назад великаны (иныжи) с семью головами»; благъуэ щхьибл = щхьибл ф/эту благъуэ («семиглавый дракон»): Благъуэ щхьиблым иубыдат къуажэр зэфэ псы ежэхыр [8, н. 36]. / «Семиглавый дракон удерживал питьевую воду сельчан».

1 Название сословия у адыгов в эпоху феодализма.

В религиозно-мифологических представлениях адыгов семикратные повторы молитв и заговоров обладали более мощной силой. К семикратным повторам обращались для совершения каких-либо магических действий. В кабардино-черкесском языке функционирует выражение: духьэр зэк1элъык1уэу блэрэ къэбжын («прочитать молитву семь раз подряд»): (Ефэндым:) Дапщэрэ къэббжа духьэр? Зэщ, - жэуап къитащ щ!алэ ц!ык!ум. (Ефэндым:) Блэм и жьэр щупхэн щхьэк!э духьэр зэк1элъык1уэу блэрэ кьэббжын хуеящ [7, н. 24]. / «(Мулла:) Сколько раз ты прочитал молитву? Один раз, - ответил мальчик. (Мулла:) Чтобы завязать пасть змеи, нужно было прочитать молитву семь раз подряд».

Семантика и функционирование нумератива блы «семь» в лексических единицах и устойчивых выражениях

В кабардино-черкесском языке способы образования сложных слов, содержащих числовые (нумеративные) компоненты, довольно многообразны. Выявлены двухкомпонентные и трехкомпонентные модели, содержащие числительные [6, с. 323]. В адыгской лингвистике существует предположение, что слово еблагъэ («добро пожаловать») и количественное числительное блы («семь») являются однокоренными. В свою очередь, лексема еблагъэ является производной от благъэ, которая имеет значения: 1) «близкий»; 2) «родственник», «свойственник» [14, с. 15]. Ср. также благъагъэ «родство», «родственные отношения» [2, с. 50]. Многие народы Кавказа, в том числе и адыги, исчисляли свое родословие именно до седьмого колена. Роль числительного «семь» как выразителя родственных связей нашла отражение в паремиологическом пласте языка: Л1эужьыр бжьиблк!э мауэ [1, н. 79]. / «Наследственность отражается до седьмого колена».

При помощи нумеративного компонента блы («семь») в кабардино-черкесском языке образованы лексемы, относящиеся к различным грамматическим классам слов. Приведем несколько примеров: блыщхьэ -существительное (блы («семь») + щхьэ («начало»)) (букв. «начало семи») («понедельник») [2, с. 52]; зыхуэ-гъэфиблын - глагол (префикс зы- + префикс хуэ- + префикс гъэ- + фэ («кожа») + интерфикс -и- + блы («семь») + суффикс -н) («угодничать; лицемерить перед кем-л.») [Там же, с. 302]; блэрык!уэгъуэ - наречие (блэ («семь раз») + интерфикс -ры- + к!уэн («идти») + суффикс -гъуэ) («в семь рядов, слоев») [Там же, с. 51]; зэпэгъуанибл - прилагательное (префикс зэпэ- + гъуанэ («дырявый») + интерфикс -и- + блы («семь»)) («целиком дырявый») [Там же, с. 216]. В последнем примере усматривается наличие у числительного блы («семь») семантики преувеличения, усиления. Такую же семантику имеет указанный нумератив и в ряде других устойчивых выражений и сложных слов. К примеру:

хьэзаб («мучение», «мука», «страдание») [Там же, с. 727]. Ср. хьэзабибл («сильное мучение») (букв. «мучение в семикратном размере»): Езыхэми (зек!уэл!хэм) загъэтыншыркъым, я фызхэми хьэзабиблыр тра-гъэлък!эщ [21, с. 420]. / «И сами (конники, участвующие в походах) легко не живут и своим женам причиняют сильное мучение (букв. «причиняют мучения в семикратном размере»)»;

1исраф («испорченность») [3, с. 644]. Ср. 1исрафибл («сильно испорченный», «с сильной испорченностью») (букв. «испорченный в семикратном размере»): 1исрафиблу хъыбий хъуа сэлэт фащэт щыгъыр (щ!алэм) [21, с. 379]. / «Парень был в сильно испорченной (изношенной) (букв. «испорченной (изношенной) в семикратном размере») солдатской форме»;

Баз нэфиблк1э л; хуабжьу, егъэлеяуэ, лъэк1 къимыгъанэу («сильно, изо всех сил») [5, н. 18].

Показательно, что созвездие Большой Медведицы у адыгов именуется Вагъуэзэшибл (вагъуэ («звезда») + зэш («братья») + блы («семь»)) (букв. «Семь братьев-звезд»): Вагъуэзэшиблым загъазэмэ, нэху мэщ, -жи!ащ пагэу Гуэщокъуэ [15, н. 268]. / «Созвездие Большой Медведицы (букв. «Семь братьев-звезд») поворачивается, светает, - гордо сказал Гошоко».

Числительное блы («семь») в кабардино-черкесском языке выступает как составной компонент фразеологических единиц с разной семантикой. Нумератив блы («семь») в языковых единицах может служить показателем:

а) лицемерия, двуличности (фибл телъын ~ быть лицемерным, двуличным (букв. «иметь семь слоев кожи»));

б) выносливости, стойкости (псибл 1утын ~ быть выносливым, сильным (букв. «иметь семь душ»)) [19, с. 188];

в) распространенности, общеизвестности (жыглагьуиблым зэлъащ1ысын ~ стать общеизвестным (букв. «распространиться на семь селений»)) [20, с. 124].

Выводы

В лингвистических единицах кабардино-черкесского языка количественное числительное блы («семь»), обладая явным символическим значением, встречается в самых различных сочетаниях, семантически относящихся к разным сферам лексики, фразеологии и синтаксиса [12, с. 176].

В адыгском языковом сознании числительным «семь» выражаются представления о мифологическом пространстве, закрепившиеся в кабардино-черкесском языке в устойчивых сочетаниях гъуэгущхьибл зэхэк!ып!э («перекресток семи главных дорог»), щ!ы къатибл («семь ярусов (этажей) земли») и т.д. Обнаружены лингвистические единицы, в которых исследуемое числительное выступает в качестве неотъемлемого атрибута мифических сказочных существ: благъуэ щхьибл («семиглавый дракон»), иныжь щхьибл («семиглавый великан»).

Нередко в кабардино-черкесском языке числительное блы («семь») выступает маркером усиления и преувеличения, эмоциональной экспрессии. Числительное блы («семь») принимает функциональное участие

в образовании фразеологических единиц с общей семантикой: лицемерия, выносливости, стойкости, распространенности, общеизвестности.

Анализ языкового материала позволяет заключить, что в кабардино-черкесском языке числительное блы («семь») является достаточно употребительным. При этом не приходится говорить о наличии у исследуемого нумератива явно положительной или явно отрицательной коннотации. Обнаружены примеры с положительной (нейтральной) и негативной семантикой.

Список источников

1. Адыгэ псалъэжьхэр. Налшык: Эльбрус, 1994. 328 н.

2. Адыгэбзэ псалъалъэ. М.: Дигора, 1999. 860 с.

3. Апажэ М. Л., К1уэк1уэ Дж. Н. Адыгэ-урыс псалъалъэ. Налшык: Эльбрус, 2008. 704 с.

4. Арутюнова Н. Д. Проблема числа // Логический анализ языка. Квантитативный аспект / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2005. С. 5-21.

5. Бэрбэч Б. Ч., Бищ1о Б. Ч., 1ут1ыж Б. Къу. Адыгэбзэ фразеологизмэхэм я псалъалъэ. Налшык: Эльбрус, 2001. 240 н.

6. Дзуганова Р. Х. Способы образования сложных имен с числительными в кабардино-черкесском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86). Ч. 2. С. 320-323.

7. Дыгъужь Къу. Б. Бжьыхьэ псыдзэ: роман. Черкесск: Ставрополь тхылъ тедзап1э, Къэрэшей-Черкес отделенэ, 1983. 216 н.

8. Дыгъужь Къу. Б. Щ1ымахуэ лэгъупыкъу. Черкесск: Къэрэшей-Шэрджэс тхылъ тедзап1э, 2011. 176 н.

9. Евсюков В. В. Мифы о мироздании: вселенная в религиозно-мифологических представлениях. М.: Политиздат, 1986. 112 с.

10. Жолобов О. Ф. Статика и динамика древнеславянских квантитативных форм // Логический анализ языка. Квантитативный аспект / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2005. С. 372 -383.

11. Кудаева З. Ж. Мифопоэтическая модель адыгской словесной культуры. Нальчик: Эльбрус, 2008. 294 с.

12. Кумахов М. А., Кумахова З. Ю. Нартский эпос: язык и культура. М.: Наследие, 1998. 312 с.

13. Къэрмокъуэ М. М. Пшапэ зэхэуэгъуэ. Повестхэр. Рассказхэр. Налшык: Эльбрус, 2007. 264 н.

14. Мафедзев С. Х. Адыги. Обычаи и традиции. Нальчик: Эль-Фа, 2000. 359 с.

15. Маф1эдз С. Хь. Гъыбзэ хуэфащэт: роман. Налшык: Эльбрус, 1992. 448 н.

16. Нало З. М. Тхыгъэ къыхэхахэр томищым щызэхуэхьэсауэ. Налшык: Эльбрус, 2014. Япэ том. Новеллэхэр. 464 н.

17. Нартхэр. Къэбэрдей эпос. Налшык: Эль-Фа, 1995. 560 н.

18. Толстошеева Л. Ю. Семантическое развитие концепта «число» // Альманах современной науки и образования. 2010. № 2 (33). Ч. 2. C. 164-166.

19. Хежева М. Р. Образ человека в нумеративных фразеологизмах кабардино-черкесского языка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 4 (70). Ч. 1. C. 186-188.

20. Хежева М. Р. Устойчивые выражения с числительными в словарях кабардино-черкесского языка // Адыгская (черкесская) лексикография: теория и практика: сб. науч. ст. / под науч. ред. Б. Ч. Бижоева. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2016. С. 122-128.

21. Шортэн А. Т. Бгырысхэр: роман. Налшык: Эльбрус, 2016. 1224 с.

22. ШэджыхьэщЬ Хь. Т. Тэрч щыхьэтщ: роман. Налшык: Эльбрус, 1987. 392 н.

SEMANTICS AND FUNCTIONING OF THE NUMERAL "БЛЫ" ("SEVEN") IN THE KABARDINO-CIRCASSIAN LANGUAGE

Khezheva Mar'yana Rashadovna, Ph. D. in Philology Institute for the Humanities Research - Branch of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik [email protected]

The article is devoted to studying the semantics of the numeral "блы" ("seven") in the Kabardino-Circassian language. Analyzing linguistic units of different levels, the author identifies the functions, semantic features of the numeral "блы" ("seven") in the Kabardino-Circassian language. The ethno-specific features of functioning of the mentioned numeral in the Adyghe linguistic consciousness are considered. It is noted that the analyzed numerative serves as a marker of amplification and exaggeration. The conclusion is made that the analyzed numeral does not manifest apparently positive or apparently negative semantics.

Key words and phrases: linguistic picture of the world; Kabardino-Circassian language; number; numeral "seven"; semantics; functioning; numerative; representation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.