Научная статья на тему 'Семантика дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ начала ХХ ст'

Семантика дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ начала ХХ ст Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
255
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬ / НЕДЕЛЯ / ВЕРОВАНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЛОБОЖАНЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Швыдкый С. Н.

Семантика дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ начала ХХ ст. На материалах этнографических источников в статье исследовано семантику дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ начало ХХ ст. и их влияние на повседневную жизнь слобожан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Швыдкый С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантика дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ начала ХХ ст»

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 8 (179). Выпуск 30

УДК 398. 3 (477. 54 /. 62) “18/19

СЕМАНТИКА ДНЕЙ НЕДЕЛИ В СИСТЕМЕ ВЕРОВАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАСЕЛЕНИЯ СЛОБОДСКОЙ УКРАИНЫ ХІХ - НАЧАЛА ХХ СТ.

С.Н. ШВЫДКЫЙ

Семантика дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ - начала ХХ ст. На материалах этнографических источников в статье исследовано семантику дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ - начало ХХ ст. и их влияние на повседневную жизнь слобожан.

Донбасский государственный педагогический университет, г. Славянск, Украина

e-mail: shvidkuj.sergij@yandex.ru

Ключевые слова: день, неделя, верования, представления, слобожане.

Проблема традиционной темпоральности интересовала многих как отечественных так и зарубежных исследователей народной культуры. Вопросы временных народных представлений отображены в работах Д. Зеленина, А. Байбурина, Л. Виноградовой, Н. Криничной, М. Поповича, А. Курочкина, О. Гринива, В. Давидюка, Л. Минько1.

На материалах этнографических источников в статье исследуется семантика дней недели в системе верований и представлений населения Слободской Украины ХІХ -начало ХХ ст., а также их влияние на повседневную жизнь слобожан.

По мнению учёных, в системе верований многих народов большое значение имело время осуществления тех или иных магических действий2.

Неделя, или седмица, в комплексе временных представлений - первичная система, которая является основой для других временных единиц. Как и другие временные промежутки, она не была однородной по своему качественному наполнению. Среди дней недели народное представление слобожан выделяло благоприятные и неблагоприятные, «лёгкие» и «тяжёлые» дни.

Исследователи считают, что «обычай намеренного празднования некоторых дней недели, кроме церковных праздников и общепризнанного, с введением христианства, празднования воскресенья, укоренился на Украине издавна и породил даже воплощение самих этих дней в достаточно выразительных образах. К таким дням относятся понедельник, воскресенье и пятница»3.

Значение, которое имели дни недели для слобожан в повседневной жизни, отражено, например, в песнях, записанных соответственно в слободе Араповка и в г. Купянске: «Понеділок - важкий день: весь день пролежала, а в вівторок снопів сорок пшениці нажала: а в середу возила, в четвер молотила; а в п’ятницю віяла, а в субботу міряла, а в неділю продала і грошики пропила». «Вип’ємо, куме, ще й с понеділка. Ой, зложимось, куме, копійок по сорок, Вип’ємо, куме, ще й у вівторок. Поженем, куме, корови в череду, - Вип’ємо, куме, ще й у середу. Пили вчора, п’єм же і тепер, - Вип’ємо, куме, ще й у четвер. Продамо, куме, рябу телицю, - Вип’ємо, куме, ще й у п'ятницю. Покончаєм,

1 См. например: Зеленин Д.К. Имущественные запреты как пережиток первобытного коммунизма. -Л., 1934; Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Запреты в домашней жизни. М., 1929; Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983; Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. М., 2000; Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза. Истоки и полисемантизм образов. Т.1. СПб., 2001. Попович М.В. Мировоззрение восточных славян. Київ, 1985; Курочкін О.В. Новорічні свята українців. Традиції і сучасність. Київ, 1978; Гри-нів О.І. Світоглядні уявлення та вірування / / Українське народознавство: Навчальний посібник. - 2-ге видання, перероблене і доповнене. Київ, 2004. С. 79 - 101; Давидюк В. Первісна міфологія українського фольклору. Луцьк, 1997; Минько Л.И. Знахарство. Источники, сущность, причины бытования. Минск, 1971.

2 Болтарович З.Є. Народна медицина українців. Київ, 1990. С.176.

3 Булашев Г.О. Український народ у своїх легендах, релігійних поглядах та віруваннях: Космогонічні українські погляди та вірування. Київ, 1993. С.219.

куме, свою роботу, - Вип’ємо, куме, ще й у субботу. Ой, сложимо, куме, ми своє діло, -Вип’ємо, куме, ще й у неділю»4.

С почтением украинцы относились к понедельнику, его представляли в образе деда, который встречал и провожал души умерших на пути их в загробную жизнь5.

Для слобожан, как отмечал П. Иванов: «Понедельник, среда и пятница - дни тяжёлые; в эти дни не следует вообще начинать новые дела»6. Известный российский ученый А. Байбурин подчеркивал, что: «На Украине приступать к работе нельзя ни в понедельник, ни в среду, ни в пятницу. Понедельник, среда и пятница - дни тяжёлые, в эти дни нельзя начинать какое-либо дело»7. Также в эти дни не переходили в новый дом8, «потому что считают этот день «хвиральным»9. А в некоторых регионах Украины в понедельник старались не начинать пахоту10 и посев11.

Отношение к понедельнику украинский народ зафиксировал в поговорках: «В понедельник работу не начинай и в дорогу не отправляйся»12. На Черниговщине говорили: «До конца дела не доведёшь, если в понедельник начнёшь»13.

Подобные верования зафиксированы и у других народов. Так, например, белорусы понедельник и пятницу считали несчастливыми днями для посева, так как посеянная в эти дни рожь обязательно окажется изъеденной14. А у россиян, если кто-то начинал что-либо в понедельник или пятницу, то успеха в этом ожидать не следует15. Д. К. Зеленин был убеждён, что особенный статус понедельника в неделе определяется «магией первого дня»16.

В слободе Ново-Николаевской Купянского уезда существовало поверье, если замужняя женщина мыла себе голову двенадцать понедельников подряд, не пропуская ни одного, то у неё умрёт муж17 .

На Украине бытовал обычай «понеділкування», сущность которого заключалась в освобождении замужних женщин от выполнения каких-либо обязанностей по хозяйству.

По этому поводу Г. Булашев писал: «В таком виде обычай «понедельничания» действует ныне по всей Украине, но только он приобрёл уже исключительно христианскую окраску, вследствие чего «понедельничают» часто с клятвой, к тому же преимущественно пожилые женщины и знахари. Сущность этого обычая заключается в том, что в понедельник никогда не едят скоромного, а также (женщины) считают грехом «делать щёлочь (лугу)» (Славяносербский и Старобельский уезды)»18. П. Иванов также отмечал, что: «Издавна большинство женщин в Малороссии «понедельничали»; да и в наше время многие пожилые женщины-хуторянки не едят по понедельникам скоромной пищи, чтобы после смерти, поясняют они, легче было идти по дороге в будущую жизнь: «Как старому тяжело подниматься на гору без палки, так и на тот свет тяжело идти без понедельника»19.

4 Иванов П.В. Жизнь и поверья крестьян Купьянского уезда Харьковской губернии // Сборник Харьковского историко-филологического общества. Харьков, 1907. Т.17. С.19 - 20.

5 Иванов П.В. Указ. соч. С.9.

6 П.И. Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки, относящиеся к малорусской хате // Харьковский сборник. Литературно-научное приложение к «Харьковскому календарю» на1889 г./ Под. ред.

В.И.Касперова; Предисловие В.С.Романовского. Харьков, 2010. С.39.

7 Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. С.48.

8 Полісся України. Матеріали історико-етнографічного дослідження. В.1 Київське Полісся. Львів, 1997. С.118.

9 Шевченко Л. Звичаї, пов’язані з закладинами будівлі / / Первісне громадянство та його пережитки на Україні. 1928. №1-2. С. 89.

10 Зубрицький М. Народний календар (звичаї і повірки, прив’язані до днів тижня і рокових свят). // Матеріали до українсько-руської етнології. Т.3. Львів, 1900. С. 30.

11 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Т.Рыльского НАН Украины. Ф.1-К.2. Б.Д. Грінченко. Л. 10.

12 Жайворонок В.В. Знаки української етнокультури: Словник-довідник. Київ, 2006. С. 469 с.

13 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины. Ф.28-3. В.М. Гнатюк. Л.80.

14 Шейн П.В. Белорусские народные песни с относящимися к ним обрядами, обычаями и суевериями. СПб, 1874. С.22.

15 Бурцев А.Е. Народный быт великого русского Севера. СПб., 1898. Т.1-3. Т.2. С.448.

16 Зеленин Д.К. Имущественные запреты как пережиток первобытного коммунизма. Л., 1934. С.55.

17 Иванов П.В. Указ. соч. С.11.

18 Булашев Г.О. Указ. соч. С.222.

19 Иванов П.В. Указ. соч. С.9.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 8 (179). Выпуск 30

В системе поверий и верований, имеющих отношение к дням недели, в украинцев, а также у других восточнославянских народов наиболее благоприятными для разнообразных видов трудовой деятельности, наиболее удачными для серьёзных начинаний признавали вторник и четверг. «Лён сеют во вторник и четверг»20. «Вторник - добрый на всё - пашут» 21. Это зафиксировано и в белорусских материалах. «Пахоту следует начинать во вторник или в четверг»22. «Засеянная во вторник или в четверг рожь уродит лучше, чем засеянная в среду или пятницу»23.

Слобожане считали вторник «лёгким» днём. В эти дни селяне Купянского уезда начинали строительство дома24. Однако, затевая какое-либо важное дело, выбирали обычно те вторники, когда церковь вспоминала преподобных, а не мучеников, потому что начинать дело в день, посвящённый памяти мучеников, вообще не стоит: будешь только мучиться с ним, а толку никакого не будет25.

Среда у слобожан была постным днём: есть в этот день скоромную пищу считали большим грехом26. В других регионах Украины также существовали определённые запреты. Так, «в среду нельзя кроить и шить»27. В этот день женщинам, которые проживали в Валуйском уезде, запрещалось мыть волосы: «Если мыться в среду и пятницу, то коса у девушки не будет расти. Если будешь мыть голову в среду, то заведёшь вшей череду»28. Такое же поверье бытовало и у селян Купянского уезда. Так, в среду девушкам нельзя было мыть голову, заплетать косы, иначе волосы перестанут расти и коса будет редкой. Замужним женщинам не полагалось мыть голову и расчёсывать волосы. Те, кто это нарушал, сильно страдали во время родов и до тех пор родить не могли, пока святая Среда не переберёт у них все волосы по одной волосинке на голове. У тех, кто будет мыть голову в среду - будет болеть голова29. Этот день считали несчастливым для женитьбы. В слободе Никольской Старобельского уезда селяне верили, что женщина, которая вышла замуж в среду, останется вдовой, а мужчина, который женился в пятницу, останется вдовцом30.

Четверг, также как и вторник, слобожане считали наиболее благоприятным для важных начинаний. Хоть он и являлся рабочим днём, всё же действовали определённые запреты на некоторые виды работ. Четверг - день бога Перуна, потому является мужским, и женщинам не советовали в этот день начинать какую-либо работу31. Запрещалось, например, готовить «сыровец» (хлебный квас), однако приготовив его впервые в чистый четверг, потом можно было готовить, при необходимости, в течение всего года32. В четверг не золили бельё и не сеяли33.

В народе шутили о неизбежности определённого события, которое обязательно свершится: «Пригожусь я тебе не теперь, так в четверг» или «Не теперь, так в четверг», «Кто в четверг скачет, тот в пятницу плачет»34.

Культ пятницы в мировоззрении украинцев приобрёл гораздо большее значение по сравнению с другими днями недели. По мнению В. Иванова и В. Топорова, пятница является продолжением образа Мокоши - единственного женского божества в древнерусском пантеоне, чей идол стоял в Киеве на вершине горы рядом с кумирами Перуна и

20 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины. Ф.28-3. В.М.Гнатюк. Л 7.

21 Зубрицький М. Народний календар (звичаї і повірки, прив’язані до днів тижня і рокових свят). // Матеріали до українсько-руської етнології. Т.3. Львів, 1900. С. 33.

22 Никифоровский Н.Я. Простонародные приметы и поверья, обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах, собранные в Витебской Белоруссии. Витебск, 1897. С.103.

23 Там же. С.107.

24 П.И. Указ. соч. С.39.

25 Иванов П.В. Указ. соч. С.11.

26 Там же. С.11.

27 Зубрицький М. Указ. соч. С.30.

28 Дикарєв М. Народний календар Валуйського повіту, Борисівська волость Воронезької губ. // Матеріали до українсько-руської етнології. Т.6. Львів, 1903. С. 188.

29 Иванов П.В. Указ. соч. С.12.

30 Иванов В.В. Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии. Очерки по этнографии края. Харьков, 1898. Т.1. С.264.

31 Жайворонок В.В. Указ. соч. С.639.

32 Иванов П.В. Указ. соч. С.12.

33 Там же. С.13.

34 Жайворонок В.В. Указ. соч. С.639.

других божеств35. Г. Булашев утверждал, что у славян-язычников пятница была посвящена богине весны и плодородия Фрее, или Сиве36. После введения христианства Мокош становится Параскевой Пятницей37. Пятница у населения Слободской Украины воплощалась в образе девушки38.

Поверья же, связанные с пятницей, имеют много общих черт с легендами о среде. В первую очередь это касается запретов выполнять преимущественно женские работы. Пятницу в украинских ритуалах представляла женщина с распущенными волосами, которую водили по сёлам. «Пятница - это такая молодица, она ходит в пятницу по домам и смотрит, кто из женщин прядёт. Как увидит, что женщина прядёт, то сделает так, что той пряхе на обеих руках скрючит пальцы»39. Возможно, именно поэтому самым большим грехом считали прясть в этот день. «В пятницу прясть грех. Особенно большой грех прясть на прялке, которую придумала нечисть. Прясть на прялке - это всё равно, что танцевать в этот день, то есть обижать святую деву Пятницу»40. В слободе Араповка Ку-пянского уезда считалось грехом золить полотно или сорочки в пятницу41. В.Милорадович в своей работе «Малорусские народные предания и рассказы о Пятнице» отмечал, что: «В пятницу порядочные люди не прядут, той женщине, которая прядёт в пятницу, пробивается горло клочьями», «нельзя трусить, мять коноплю, лыко драть. Если трясти коноплю, то лихорадка будет трясти. В пятницу коноплю не трусят, чтобы глаза не запорошить»42; «В пятницу платья не золят»43. Людей, которые нарушали запреты, ожидали различные наказания. «Одна женщина золила в пятницу. Приходит к ней Бог и святой Пётр, да и говорят: «Сегодня грех золить: сегодня пятница! И за то, что ты сие делаешь, выбирай себе какое хочешь наказание из трёх: или две жмени горячей золы съешь, или две ложки горячей щёлочи выпей, или двух близнецов выкорми». Она и согласилась близнецов кормить: а ей две гадюки впились в груди. Так она и ходила по всей слободе, чтобы все люди смотрели на неё и каялись и не золили в пятницу»44. Подобные поверья зафиксированы и в других регионах Украины. Так, например, в Каневском уезде «в одном селе женщина села в пятницу ткать полотно. В доме она была одна. Тут приходит в дом женщина-Пятница: взяла и содрала с той женщины кожу и повесила её на ткацкий станок, это за то, что она ткала в пятницу» 45.

Суббота - это шестой день недели, в переводе с древнееврейского («саббат», «са-баш») обозначает «воздержание от работы». День, который, согласно Библии, должен быть нерабочим, потому и говорили: «Суббота - кончается работа», «Суббота - не работа, а в воскресенье нет дела»46. Слобожане говорили: «Суббота - не работа: помой, помажь да и спать укладывайся»47. Несмотря на то, что суббота была нерабочим днём, для крестьянок Слободской Украины она оставалась одним из наиболее тяжёлых рабочих дней. По этому поводу П. Иванов отмечал, что кроме обычной ежедневной работы, каждая хозяйка-малороссиянка (слобожанка - С. Ш.) в субботу обязательно вымоет начисто стол и все в доме лавки, смажет земляной пол и шесток, [...] нагреет воду или щёлочь (лугу), чтобы помыть мужу и детям головы, приготовит всей семье чистое бельё. Малороссы надевают чистое бельё в субботу на ночь и всегда накануне праздника; они верят, что несоблюдение мужем и женой чистоты накануне праздников или постных дней приведёт к

35 Иванов В.В., Топоров В.Н. Мокошь // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред.

С.А. Токарев. М., 1992. Т. 2. К - Я. С.169.

36 Булашев Г.О. Указ. соч. С.227.

37 Иванов В.В., Топоров В.Н. Ук. соч. С.169.

38 Иванов П.В. Указ. соч. С.13.

39 Чубинський П. Мудрість віків: ( Укр. Народознавство у творчій спадщині Павла Чубинського): У 2 кн. Київ, 1995. Кн. 1. С.214.

40 Иванов П.В. Указ. соч. С.14.

41 Там же. С.15.

42 Милорадович В.П. Малорусские народные предания и рассказы о Пятнице // Киевская старина. 1902. №5. С. 271.

43 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Т.Рыльского НАН Украины. Ф.28-3. В.М. Гнатюк. Л.56.

44 Иванов П.В. Указ. соч. С.15.

45 Чубинський П. Указ. соч. С.214.

46 Жайворонок В.В. Указ. соч. С.585.

47 Иванов П.В. Указ. соч. С.17.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 8 (179). Выпуск 30

рождению детей с различными физическими отклонениями, болезненных, уродливых, хилых. Из уважения к воскресному дню многие родители не позволяли своим взрослым детям ходить по субботам на вечерницы48.

Украинцы Купянского уезда верили, что в этот день нельзя начинать какую-либо работу, так как и дальше будешь делать это только по субботам49. Они считали, что в субботу не надо начинать новое дело, потому что и мир (сотворение) в субботу закончился 50. Подобные верования существовали и в других регионах Украины 51. Так, на Черниговщине «в субботу не полагалось золить сорочки» 52. В этот день запрещалось шить53. Однако иногда в этот день можно было работать только до полудня54.

В субботу крестьяне слободы Ново-Астрахань Старобельского уезда лечили детей от испуга, делали это сразу, когда выходили с вечерней службы55. О значении седьмого дня недели - воскресенья - для украинцев общего дня отдыха, Г. Булашев писал: «Культ Святого Воскресенья, которого так строго придерживаются по всей Украине, легко объяснить, с одной стороны, огромным значением воскресенья в христианском мире, с другой, - самим этимологическим наполнением слова Воскресенье (в украинском языке -неділя - С.Ш.) (от древнерусского - «не делать»)»56.

Согласно народным представлениям, воскресенье - это девушка-красавица с золотыми волосами; её опекает само солнце, потому её называли Солнечной Панночкой57. Согласно народным поверьям, на Пасху («Светлое Воскресенье») солнце играет58.

Слобожане говорили, что работа в воскресенье была великим грехом59. Украинцам в этот день запрещалось выполнять любую работу. У слобожан также в воскресенье ничего не делали60, даже «в воскресенье не годится печь хлеб»61, но «если крайняя необходимость заставила испечь, то лишь нужное количество хлеба»62.

За неуважение к воскресенью человек мог ожидать наказания на протяжении семи лет и только по истечении этого срока мог успокоиться: грех за обиду святости воскресного дня ему будет прощён63.

Таким образом, каждому дню недели у слобожан соответствовал определённый содержательный символизм в их системе представлений и верований. Сакральность каждого из них моделировала повседневную, будничную жизнь человека с определёнными морально-этическими и трудовыми предосторожностями.

48 Там же. С.17.

49 П.И. Указ. соч. С.39.

50 Иванов П.В. Указ. соч. С.17.

51 См. например: Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Т. Рыльского НАН Украины. Ф.28-3. В.М. Гнатюк. Л.42; Колеса Ф. Людові вірування по Підгір’ю в с. Ходовичах Стрийського повіту // Етнографічний збірник. Т.5. Львів, 1898. С.88; Франко І.Я. Людові вірування по Підгір’ю // Етнографічний збірник. Т.5. Львів, 1898. С.211.

52 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Т.Рыльского НАН Украины. Ф.28-3. В.М. Гнатюк. Л.54.

53 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Т.Рыльского НАН Украины. Ф.1-К.2. Б.Д. Грінченко. Л.8.

54 Ястребов В.Н. Материалы по этнографии Новороссийского края, собранные в Елисаветградском и Александрийском уездах Херсонской губ. Одесса, 1894. С.5.

55 Иванов В.В. Указ. соч. С.34.

56 Булашев Г.О. Указ соч. С223.

57 Жайворонок В.В. Указ. соч. С.391.

58 Терещенко А. Быт русского народа. М., 1846 - 1847. Ч. 1-7. Ч.6. Обрядовые праздники. С.17.

59 Иванов П.В. Указ. соч. С.6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 Иванов В.В. Указ. соч. С.264.

61 Научные архивные фонды рукописей и фонозаписей Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им.М.Т.Рыльского НАН Украины. Ф.28-3. В.

М. Гнатюк. Л.72.

62 Милорадович В.П. Народные обряды и песни Лубенского уезда Полтавской губ. (записанные в 1888-1895 гг.). Харьков, 1897.С.120.

63 Иванов П.В. Указ. соч. С.6.

SEMANTICS OF THE DAYS OF WEEK IN THE SYSTEM OF BELIEFS AND IMAGES OF THE SLOBODSKAYA UKRAINA OF THE XIXth C.- THE BEGINNING OF THE XXth C.

There is presented the research of the semanties of the days of week in the system of beliefs and images of the Slobodskaya Ukraine of the XIXth c. - the beginning of the XXth c. and their influence on the everyday life of people on the data of etnographyc sources.

Key words: day, week, beliefs, images, inhabitants of Slo-bozhanshchina.

S.M. SHVIDKIY

Donbass State Pedagogical University, Slovyansk, Ukraine

e-mail: shvidkuj.sergij@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.