Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ'

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОРНАМЕНТ / НАРОДНЫЙ КОСТЮМ / ВЫШИВКА / ТКАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блохина О.М.

В работе выявлено и обосновано семантическое значение орнаментов в женском праздничном костюме Владимирского уезда (или области). Исследовано многообразие орнаментов в женском праздничном костюме Владимирского уезда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC MEANING OF ORNAMENTS IN WOMEN’S FESTIVE COSTUME

The paper reveals and substantiates the semantic meaning of ornaments in the women's festive costume of the Vladimir district (or region). The variety of ornaments in the women's festive costume of the Vladimir district is investigated.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 391.2

Блохина О.М.

студент

ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет» (Россия, пос. Электроизолятор)

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ В ЖЕНСКОМ ПРАЗДНИЧНОМ КОСТЮМЕ

Аннотация: в работе выявлено и обосновано семантическое значение орнаментов в женском праздничном костюме Владимирского уезда (или области). Исследовано многообразие орнаментов в женском праздничном костюме Владимирского уезда.

Ключевые слова: орнамент, народный костюм, вышивка, ткачество.

Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор [1].

Таким образом орнамент чаще всего вышивался на одежде. "Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них

магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, много открытий таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромбо-точечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д.

Также деление на расположение орнамента в костюме на традиционные -круговые (ворот, пояс, рукава, подол); нетрадиционные - то есть любые, выполняющие разные защитные функции: защита любовной сферы - красно-оранжевые узоры, в которых преобладают круговые и крестовидные формы; защита маленького ребенка от напастей - силуэт коня или петуха, нитки красные или черные; для ребенка постарше - сине-фиолетовая гамма, которая защищает от сильного умственного переутомления; голубая или золотисто-зеленая вышивка помогает успешному ведению дел в любой сфере деятельности

Более пластичные, хорошо драпирующиеся шелковые ткани - штофы, в которых не использовались металлические нити, вызвали появление нового типа сарафана - «круглого», так называемого «московского». Он отличается множеством сборок, которые придают ему пышность и делают его очень красивым. В Гаврилово-Посадском краеведческом музее с таким сарафаном экспонируются два женских крестьянских костюмных комплекса Владимиро-Суздальского уезда XIX века. По покрою это длинная юбка с лямками. Этот тип сарафана шился без подкладки. Его надевают выше груди или под грудью, подвязывают тесёмками передника или поясом под грудью, или по линии талии. Верх круглого сарафана прикрывался душегрейкой. Украшается лишь подол сарафана, уплотнённый подбоем из льняной ткани шириной 9-13 см. По низу

подола нашивали позумент, золотную или мишурную бахрому. Кроме севернорусского костюмного комплекса во Владимирской губернии бытовал и южнорусский комплекс. Так, в Судогодском уезде Владимирской губернии бытовала понёва с рубахой, носящей черты покроя, характерные для южных великорусов. Эта рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе, по внешнему виду очень похожа на рубаху с косыми поликами, у южных великорусов. Во Владимирской губернии понёвы были красными, синими с белыми прошвами [6]. Сопутствовали этому костюму и соответствующие кичкообразные головные уборы - «сороки». «Сорока» - это головной убор, состоящий из трёх частей: внутренней конструкции «с рожками», которая поддерживала остальные детали, «сороки» с золотным шитьём, покрывавшей переднюю часть головы, и позатыльника, также с золотным шитьём, укреплявшегося на затылке. Влияние южных великорусов сказывалось и в способах украшения рубах - это узенькая цветная обшивка у ворота и рукавов, на рукавах поперечные полосы. К середине XIX века понёвный комплекс встречался в основном у старшего поколения. Молодые девушки носили в это время сарафаны. Все предметы, объединённые в костюм, представляли собою красочный ансамбль, каждый из компонентов которого вносил определённое цветовое звучание. На характере крестьянского костюма Центрально-промышленного района значительно сказывалось влияние городской культуры. Наиболее значительными факторами, вызывавшими изменения в этом виде прикладного крестьянского искусства, были: проникновение в народный быт промышленных товаров (фабричных тканей, лент, тесьмы, бумажной пряжи и пр.), применение анилиновых красителей, усиление влияния городских вкусов, активными проводниками которых были отходники, а также отчасти и пропаганда новых образцов орнамента вышивки [5]. Чем ближе к городу располагалась деревня, чем крепче были между ними торговые и культурные связи, тем раньше оказывалось городское влияние на народный костюм. В XIX веке на территории Владимирской губернии активно развивается текстильная

промышленность. На базе издавна существовавшего крестьянского домашнего ткачества создаются ткацкие промыслы с производством, главным образом, хлопчатобумажных и шелковых тканей. Шелковая промышленность в России уже к середине ХУШ в. достигла достаточно высокого уровня. Некоторые мануфактуры выпускали штофы, бархаты, парчу, атласы на уровне европейских фабрик [6]. Почти повсеместно в XIX веке в этом регионе праздничный комплекс крестьянской одежды шьётся из покупных тканей, что значительно нарушает традиции крестьянской одежды в отношении материала. Другая ширина и фактура фабричных тканей не могла не оказать влияние на характер покроя, а также способов украшения одежды. В праздничном костюме появляются новые элементы, заимствованные из костюма городского образца. Облик крестьянина во второй половине XIX века в селах Центрального района представлял собой нечто среднее между мещанином, фабричным рабочим и сельским жителем. К началу ХХ в. входят в употребление новые формы: платья, юбки, кофты. Но, придя из города, они несколько видоизменяются, переделываются под влиянием традиций, существовавших в крестьянской одежде. Так, юбки шьются на лифе, как и более поздние формы сарафана с лифом. Крестьянское платье, в силуэте подражая городской моде, делается более свободным.

Подтверждением является информация, полученная в 1960 году от уроженки города Шуи Климовой Евдокии Ивановны 1895 г.р., которая рассказала об одежде, которую она носила в юности: «... Вначале одевается холщёвая или хлопчатобумажная длинная рубаха, затем платье с передником, или кофта с юбкой на лямках. Платье шьётся свободным, а под платьем носили юбки, стеганные на вате. Это было удобно, особенно зимой. Модницы же носили их и летом, чтобы придать платью требуемую ширину». Судя по материалам и экспонатам, собранным в «Музее ситцев» города Иванова, можно сказать, что наиболее типичный комплекс женской крестьянской одежды Центрально-промышленного района России в XIX - начале ХХ века состоял из пестрядинной или ситцевой рубахи с длинными рукавами и подпоясанного пояском

крашенинного или ситцевого с набивным рисунком сарафана, надевавшегося поверх рубахи, и завершал комплект передник. На ногах носили лапти с онучами, а также различную кожаную обувь: чахчуры, коты с медными скобами и др. Летом часто ходили босиком. Праздничная одежда отличалась от будничной, прежде всего, качеством материала и отделки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Аксенова Галина Русский стиль. Гений Федора Солнцева. Монография-альбом, СЛОВО, 2019, С.392

Антонов И. Край голубого льна. Прошлое и настоящее города Пучежа и одноимённого района / Сост. И. Антонов. - Иваново: Новая ивановская газета, 2014. - 248 с.

Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма. М., 2018, С.48 Валькевич С.И. Региональные особенности традиционной холуйской строчевой вышивки // Общероссийский журнал о мире образования «Преподаватель 21 века». - 2012. - № 2. - С. 170-176.

Васильевич С.И. Символика орнамента в русских народных костюмах. Научный журнал КубГАУ №92 (08), 2013, С.10

Жабрева А.Э. История костюма в России с древнейших времен до наших дней. Библиографический указатель книг и статей на русском языке. 1710-2007, СПб., 2018, С.480

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. К.Д. Цивиной. Примеч. Т.А. Бернштам, Т.В. Станюкович и К.В. Чистова. Послесл. К.В. Чистова. - М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 2011. - 511 с. Костюм народов России в графике 18-20 веков / Сост. Н.М. Штукатурова. М., 2010, С.101

Кутенков П.Н.Ярга-крест - знак Святой Руси. Ярга и свастика, монография, МИРС, 2015, С. 746

Blokhina O.M.

student Gzhel State University (Russia, village Electroisolator)

SEMANTIC MEANING OF ORNAMENTS IN WOMEN'S FESTIVE COSTUME

Abstract: the paper reveals and substantiates the semantic meaning of ornaments in the women's festive costume of the Vladimir district (or region). The variety of ornaments in the women's festive costume of the Vladimir district is investigated.

Keywords: ornament, folk costume, embroidery, weaving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.