Научная статья на тему 'Семантическое ядро концепта «Город» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»'

Семантическое ядро концепта «Город» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
778
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СУБКОНЦЕПТ / ЯДЕРНЫЙ КОНЦЕПТ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯДРО / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / НОМИНАТИВЫ / ТОПОС / KERNEL'S CONCEPT / CONCEPT / SUBCONCEPT / SEMANTIC KERNEL / SEMANTIC FIELD / NOMINATIVE / TOPOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кадырова Наталья Сергеевна

В статье подробно рассматривается семантическое ядро концепта «Город», воплотившегося в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» в соответствии с представлениями древних философов и ставшего одним из главных концептов не только романа, но и индивидуально-авторской картины мира писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кадырова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic Kernel of the Concept "City" in M. A. Bulgakov's Novel "White Guard"

In the article the semantic kerrel of the concept «City», personified in the novel «White guards» by Bulgakov is considered of antique philosophers and it is one of the main concepts not only of the novel but in is also the concept of the individual image of the writer's world.

Текст научной работы на тему «Семантическое ядро концепта «Город» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 6 (260).

Филология. Искусствоведение. Вып. 64. С. 77-79.

Н. С. Кадырова

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЯДРО КОНЦЕПТА «ГОРОД.»

В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ»

В статье подробно рассматривается семантическое ядро концепта «Город», воплотившегося в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» в соответствии с представлениями древних философов и ставшего одним из главных концептов не только романа, но и индивидуально-авторской картины мира писателя.

Ключевые слова: концепт, субконцепт, ядерный концепт, семантическое ядро, семантическое поле, номинативы, топос.

Одним из центральных концептов индивидуальной картины мира и концептосферы романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» является концепт «Город». Опираясь на полевую модель, предложенную З. Д. Поповой, И. А. Стерниным в работе «Когнитивная лингвистика»1, выявим его семантическое ядро. В «Этимологическом словаре» М. Фасмера указывается, что русскому слову город родственными в индоевропейских языках являются украинское город, горожа ‘забор’, албанское garth ‘забор’, готское garts ‘дом’2, анализ семантики которых показывает, что денотативно-сигнификативный центр концепта «Город» включает три компонента: 1) ‘своё, огороженное, защищённое пространство’, 2) ‘главное место’, 3) ‘люди, которые проживают в этом месте’. В латинском языке русскому город соответствует urbs, urbis в значениях: 1) ‘город, окружённый стеной’, 2) ‘население города’,

3) ‘верхняя часть города, городская крепость, кремль, главный оплот, суть’, 4) ‘главный город, столица’3. В семантике русского и латинского слов общим является значение ‘огороженное пространство’. Город противостоит открытому, безграничному, неокультуренному, а потому опасному пространству хаоса и смерти. Он, как и дом, есть то, что создано руками человека, а значит, является частью культуры, объективированной в социальном пространстве и представленной в духовной культуре.

Город (ср. огород, городить, огороженный, отгороженный, разгороженный) - своеобразная граница, созданная человеческими руками и отделяющая культуру от варварства, своё от чужого, бытие от небытия. В романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» концепт «Город» отражает представления древних людей. Но можно утверждать и то, что в произведении представлены две ипостаси этого концепта:

Город-космос и Город-хаос, реализующиеся в нескольких планах.

Первый план - топос, определённым образом организованное географическое или физическое пространство: здания, улицы, площади, памятники и пр. Именно так представлен концепт «Город» в повседневном сознании человека. Обратим внимание на лексические средства реализации концепта «Город-космос», образ которого возникает во сне Алексея Турбина. Его организуют следующие номинативы: верхний Город, нижний Город, Днепр; дома в пять, шесть, семь этажей; дым из труб, дымка на улицах, электрические шары, сады, электрические станции, памятник Владимиру на Владимирской горке, Крещатик, храм, цирк, военные училища, тюрьма, кафе, кофейни, рестораны, игорные клубы, оперный театр, клуб «Прах», магазины, телеграф, вокзал, гостиницы.

В этом городе необыкновенны и приятны и запахи, и цвета (электрические шары напоминают драгоценные камни), и звуки («приятное ровное гудение трамваев», «мягкий машинный гул внутри каменных зданий»). Ощущение красоты, размеренности и гармонии не покидает тех, кто находится здесь. Таким образом, внутренние субконцепты «Красота», «Спокойствие», «Тишина», «Гармония» характерны в романе М. А. Булгакова и для концепта «Город», и для концепта «Дом».

Булгаковский Город-космос уютен и необыкновенно бел. Весной белым его делают цветущие сады, а зимой - пушистый снег. Необычно яркий - божественный - свет исходит от Города-космоса вечером и ночью, словно защищая его от темноты хаоса: «Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете»4. Светящийся крест Святого Владимира на Владимирской горке освещает и освящает Город, связывая небо

и землю. Таким образом, Город в представлении М. А. Булгакова есть не техногенное, а сакральное, чистое, светлое, а значит, святое, благое пространство. Он напоминает Град Божий. Лишить его света - значит убить в нём жизнь.

С наступлением 1918 года Город-космос начинает жить «странною, неестественною жизнью...» [72]. Здесь находит отражение антиномия «норма - отклонение от нормы». Теперь в Городе идет постоянное хаотичное движение. Пока горожане ожидают прихода Петлюры, события в Городе происходят не по «прямой», «определённой» линии, «они проделывали причудливые зигзаги» [49]. В Городе все стали жить «весьма непрочно».

Город-сад превращается в Город-ловушку, куда попадают горожане, ожидающие прихода Петлюры, Город-лабиринт, из которого с трудом выбираются братья Турбины.

Второй план семантики концепта «Город» составляют проживающие в нём люди. Город обладает определённым настроением, которое характерно для его жителей, недаром говорят о настроении места. Оно складывается из темперамента этноса, его культуры, погодных условий, поэтому можно говорить об эмоциональной составляющей концепта «Город». Если во сне Алексея Турбина читатель проникается состоянием покоя и умиротворения, которое было свойственно горожанам, живущим в размеренном ритме, то в реальной жизни его охватывает ощущение паники, беспокойства и страха.

Второй план тесно связан с третьим, который образуют культурные особенности города - традиции, история, менталитет горожан. Жизнь каждого города наполнена различными историческими событиями, смена которых накладывает свой отпечаток на жизнь людей. Отметим, что именно этот пласт концептуального значения особенно интересен для изучения, поэтому он актуализируется в художественной литературе. В итоге Город становится самостоятельным героем романа. В статье мы одновременно рассмотрим второй и третий планы семантического пространства концепта «Город».

Город в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» персонифицирован. На основе метафорического переноса он становится в сознании человека неким организмом, живущим собственной жизнью. Его жители имеют определённые манеры, характер, менталитет, походку и т. д. - их не спутаешь с жителями других городов. Горожане, с одной стороны,

создают настроение и культуру города, с другой - являются носителями городской культуры, традиций, истории. Так, когда читатель погружается в сон Алексея Турбина, он понимает, что в необыкновенном Городе могут жить только необыкновенные люди: «Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и тёмные воротники - мех серебристый и чёрный - делали женские лица загадочными и красивыми» [71]. Представляется, что жизнь горожан напоминает золотой век, потому что люди не знают ни нужды, ни войн, ни внутренней вражды, ни болезней, ни смерти. Это царство счастья, добра, справедливости и изобилия.

Но с приходом 1918 года в душах горожан зарождается и всё больше растёт ненависть. В Городе наблюдаются отдельные случаи разложения в армии. Теперь здесь можно получить страшный удар камнем в спину. Народ старается как можно меньше времени быть на улицах вечером. В Городе происходят, на первый взгляд, чудесные, странные, ненормальные вещи, исчезает всё и все. Картина, которая предстала глазам убегающего Никол-ки, показывает, как хаос всё больше и больше охватывает горожан: «Бежала какая-то дама по противоположному тротуару, и шляпа с чёрным крылом сидела у неё на боку, а в руках моталась серая кошёлка, из неё выдирался отчаянный петух и кричал на всю улицу: «пэ-турра, пэтурра». Из кулька в левой руке дамы сквозь дыру сыпалась на тротуар морковь. Дама кричала и плакала, бросаясь в стену. Вихрем проскользнул какой-то мещанин, крестился на все стороны и кричал. <... > В конце Лубочицкой уже многие сновали, суетились и убегали в ворота. Какой-то человек в чёрном пальто ошалел от страха, рванулся в ворота, засадил в решётку свою палку и с треском её сломал. <... > Извозчик на санях вывернул их в сугроб совершенно, заворачивая за угол, и хлестал зверски клячу кнутом. <.. .> Чем дальше убегал Николка на спасительный Подол, указанный Най-Турсом, тем больше народу летало, и суетилось, и моталось по улицам...» [178].

Итак, в семантическое ядро данного концепта вошли понятия: «границы», «огороженное, освоенное пространство», «защищённость», «движение». В приядерную зону данного концепта «Город-космос» в романе М. А. Булгакова войдут следующие семантические поля.

1. «Топос (место)», «определённым образом организованное географическое, физиче-

ское пространство»: верхний Город, нижний Город, Днепр («великая река»), мосты, дома в пять, шесть, семь этажей, фонари, сады, электрические станции, памятник Владимиру на Владимирской горке, Крещатик, храм, цирк, военные училища, тюрьма, кафе, кофейни, рестораны, игорные клубы, оперный театр, клуб «Прах», магазины, телеграф, вокзал, гостиницы.

2. «Жители»: исконные жители, загадочные лица женщин.

3. «Атмосфера Города»: приятные запахи (цветов, мёда), тихие звуки (скрип снега, ровное гудение трамваев, покрикивание извозчиков, безмолвие садов, ровный машинный гул), загадочная дымка, волшебное сияние, разные цвета.

Ближайшая периферия концепта «Город» в романе связана с понятием «Матерь городов русских». Дальняя периферия представлена образами других городов, которые упоминаются в романе: Москва, Херсонес, Житомир. Крайняя периферия концепта «Город», равно как и концепта «Дом», неразрывно связана с концептами «Родина», «Родная земля», «Святая земля».

В романе М. А. Булгакова «Город» реализуется как Город-космос и Город-хаос. Булгаковский Город-космос репрезентирован субконцептами: «Созидание», «Красота», «Гармония», «Порядок», «Размеренность», «Спокойствие», «Безмятежность», «Молчание», «Нежность», «Белизна», «Свет», «Святость», «Благо», «Уверенность в завтрашнем дне». «Прочность», «Счастье жителей».

Рассматривая булгаковский Город-хаос, можно заметить, что в семантическое поле «Топос (место)», «определённым образом организованное географическое, физическое пространство» войдут не только те номинативы, которые характерны для Города-космоса, но и другие, связанные с изменившейся жизнью Города:

1) переполненные квартиры;

2) открывшиеся бесчисленные съестные лавки-паштетные;

3) новые кафе;

4) новые театры миниатюр;

5) театр «Лиловый негр»;

6) клуб «Прах»;

7) новые газеты;

8) кафе «Максим».

В семантическое поле «Жители» войдёт номинатив пришельцы («седоватые банкиры со своими жёнами», «талантливые дельцы», «домовладельцы», «промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели», «журналисты», «кокотки», «честные дамы аристократических фамилий», «петербургские бледные развратницы», «секретари директоров департаментов», «князья и алтынники, поэты и ростовщики, жандармы и актрисы императорских театров», «важные и гордые немецкие лейтенанты и майоры», «арапы из клубов Москвы и украинско-русские, уже висящие на волоске помещики», «тенора-солисты», «биллиардные игроки»).

В семантическое поле «Атмосфера Города» добавятся номинативы:

1) неприятные запахи (жжёный кофе, пот, спирт, французские духи);

2) громкие звуки (струнная музыка из кабаре, шелест игорных клубов, «глухонькие выстрелы»);

3) клубы сигаретного дыма;

4) сияние лиц «истощённых, закокаиненных проституток».

Город-хаос представлен в субконцептах: «Разрушение», «Уродство», «Дисгармония», «Беспокойство», «Беспорядочное движение», «Неприятные запахи», «Мёртвый покой», «Тревога», «Мрак», «Тьма», «Распутство», «Несчастье».

Таким образом, концепт «Город» - сложное, многоплановое образование. Представленная нами полевая модель помогает наиболее полно выявить его структуру.

Примечания

1 Попова, З. Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж : Истоки, 2001. С. 60-64.

2 Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. I. СПб., 1996. С. 443.

3 Дворецкий, И. Х. Латинско-русский словарь : ок. 50 000 слов. М., 1976. С. 1048.

4 Здесь и далее текст цитируется по изданию: Булгаков, М. А. Белая гвардия. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.