УДК 811.111
СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ «ЗВУК»
КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗВУКОСФЕРЫ В ЯЗЫКЕ
(на материале английского, французского и русского языков)
© Н. А. Курашкина
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074, ул. Фрунзе, 32.
Тел./факс: +7 (374) 273 67 78.
E-mail: NatalyK86@yandex. ru
В статье рассматривается функционирование звуковых механизмов информационной связи, образующих в совокупности звукосферу; определяются её структура и границы. Делается вывод о том, что семантическое поле «звук», объединяющее звукообозначения, является репрезентацией звукосферы в языке. В связи с этим предлагается новая структура семантического поля «звук», отражающая строение и границы звукосферы.
Ключевые слова: звукосфера, звуковой континуум, биозвукосфера, социозвукосфера, семиозвукосфера, семантизация, семантическое поле «звук», звукообозначение,
паралингвистические категории.
Мир знаков и знаковых систем (природных и социальных) бесконечно разнообразен: его единство носит характер континуума (от латинского continuum - непрерывное, сплошное). В сфере той знаковой коммуникации, о которой сегодня достоверно известно науке, используется пять сенсорных каналов (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и, соответственно, различается пять видов физической оболочки знаков. Слуховые (звуковые) знаки являются важнейшими составляющими кодового механизма передачи информации в рамках ан-тропо- и зоосемиотики, а звуковые механизмы информационной связи, обеспечивающие коммуникацию на различных уровнях (от материально-пространственного до абстрактного), составляют звукосферу.
Звукосфера существует в широком и узком понимании: как звучащая вселенная, материализующаяся при слуховом восприятии, и как звуковой континуум, заполненный разнотипными звуковыми системами, использующий звуковой код для передачи информации между био-, социо- и семи-осферами и внутри каждой из них.
Биосфера понимается вслед за В. И. Вернадским как особая, организованная, охваченная жизнью оболочка земли, «поле существования жизни» [1, С. 365]. Социосфера определяется как сфера искусственно создаваемых человеком средств деятельности и сигнальных систем, а также способов их применения. Семиосфера употребляется в понимании Ю. М. Лотмана как семиотическое пространство, равное культуре, необходимая предпосылка языковой коммуникации [2, С. 250].
В рамках звукосферы можно выделить био- и социозвукосферы. Кодовыми механизмами передачи информации в пределах социозвукосферы будут искусственно создаваемые в культуре знаковые системы, а в рамках биозвукосферы - естественно складывающиеся системы звуковых сигналов. Семиозвукосфера является результатом перехода биозвукосферы и социозвукосферы в про-
странство «другой» семиотики. В составе социоз-вукосферы может рассматриваться лингвозвуко-сфера, как и все, что связано с социальной деятельностью человека, при этом учитывается роль языка как важного средства передачи информации.
Оппозиция звучащее / незвучащее служит одним из важных критериев для определения границ и структуры звукосферы. Если тишина (как отсутствие шума) возможна в мире и без человека, то молчание возможно только в человеческом мире, хотя «тишина так же антропологична и слита со стоящим за ним языковым содержанием» [3, С. 27]. Тишина необходима для обеспечения восприятия звука, для сохранения и подтверждения его значимости, и «такого рода тишина в мире человека - не беззвучие, но пауза, которая понимается не как абсолютная, а как относительная тишина» [4, С. 150 -151].
В языковой сфере молчание способствует возникновению и развитию новых значений и смыслов. Тот факт, что сфера тишины как репрезентация отсутствия звуков тесно граничит, с одной стороны, с отсутствием движения / покоем, а с другой - с наличием слабо выраженного, чуть уловимого звукового сигнала, свидетельствует о пограничном характере этой сферы в рамках всей звукосферы и о диффузности существующих границ между звуком и его отсутствием в человеческом восприятии. В целом, «тишина / молчание» выступают сигналами отсутствия звука или речевого акта либо приравниваются к речевому акту или составляют фон восприятия.
В пределах лингвозвукосферы, составляющей часть социозвукосферы, представляется целесообразным рассмотрение паралингвистических средств как определяющих границы вербального и невербального. Не являясь речевыми, они в значительной степени организуют и определяют процесс коммуникации, так как являются средством передачи информации. Помимо чисто голосовых или горловых элементов (манера говорения, качество
Вестник Башкирского университета. 2007. Т.12, №3
79
голоса и тона, просодика) в центре внимания паралингвистики оказываются и неголосовые (негорловые) формы (разнообразные физиологические реакции, некоторые природные звуки, звуки от контакта человека с предметами, включая человеческое тело). Если ряд паралингвистических элементов непосредственно связан с языком (параметры звучания), то другие элементы могут употребляться независимо от языка, сохраняя при этом своё значение (дифференциаторы, альтернанты, адапторы). Человеческий голос также рассматривается в рамках лингвозвукосферы, являясь одновременно и органом - источником звуков, и инструментом речи, причем инструментом, предназначенным для творчества.
Перевод звукового кода на словесный уровень означает его семантизацию, в которой язык выступает одновременно в роли замены и в роли толкователя данного кода. Вместе с тем словесная фиксация звуков имеет целью создание своего собственного варианта звучания, где слово изображает или обозначает звук. Тем самым слова-звукообо-значения, организованные в семантическое поле с именем «звук», представляют собой отражение или фиксацию звукосферы в рамках естественного языка, где репрезентируют как биозвукосферу, так и социозвукосферу, включая частично саму лин-гвозвукосферу (обозначения манеры говорения и физиологических особенностей речи). Под семантическим полем понимается «семантическая подсистема языка, объединяющая семемы на основе общей семы или группы сем» [5, С. 118].
Понятие звукообозначение рассматривается в исследовании как более объемное по отношению к звукоподражанию, включающее последнее в свою понятийную структуру, на что имеются свои объективные причины. Отражение разного рода звучаний в звукоподражательных словах отличается условностью и приблизительностью, в связи с чем многие звукоподражательные по происхождению слова пережили процесс деэтимологизации и десе-мантизации и превратились в обычные «знаковые» слова [6, С. 112]. Забвению первоначальной внутренней формы способствует и включение звукоподражательного корня в систему словообразовательных связей, а также развитие у данной группы слов переносных значений, в результате чего первичные, имевшие непосредственную связь со звучанием значения могут вообще исчезать из языка.
Семантическая особенность слов-звукообо-значений состоит в том, что все они содержат в структуре семемы сему «звук», которая является интегральной для всех конституентов семантического поля. В настоящей работе под звуком понимается «воспринимаемое слухом физическое явление, вызываемое колебательными движениями частиц воздуха или другой среды» [7, С. 197]. Такие характеристики звука, как интенсивность, высота,
тембр, длительность, скорость (темп), на уровне языка представлены словами-звукообозначениями.
С учетом разнообразия подходов и критериев в создании классификации звукообозначений предлагается новая структура семантического поля «звук», базирующаяся на структуре звукосферы, что не принималось во внимание в проводимых ранее исследованиях. Некоторые звуки антропосферы представлены с точки зрения паралингвис-тических категорий, поскольку само звучание рассматривается как синтез вербальных и невербальных звуковых кодов, что позволяет значительно расширить границы познания, связанные с означиванием звука в разных культурах.
Семантическое поле «звук» состоит из 6 субполей: I. Субполе «продуцирование звука» (издавать звук; make /produce a sound; rendre /émettre un son); II. Субполе антропофонов (звуков, издаваемых человеком) как репрезентация антропозвуко-сферы; III. Субполе технофонов (звуков неодушевленных предметов) как репрезентация технозвуко-сферы; IV. Субполе зоо- и натурофонов (звуки природных явлений и представителей животного мира) как репрезентация биозвукосферы; V. Субполе «восприятие звука» (слышать/слушать; hear/ listen; entendre/ écouter); VI. Субполе нулевой фонации как репрезентация молчания и тишины (молчание, тишина; silence).
Каждое субполе (кроме первого, пятого и шестого) можно рассматривать как отдельное семантическое поле, так как оно иерархически структурируется на более мелкие составляющие. Семантическое поле антропофонов включает в себя 4 субполя: 1) звуки человека как биологического существа; 2) звуки человека как чувствующего и говорящего существа; 3) звуки работающего человека; 4) звуки человека творческого. Первое субполе содержит следующие составляющие: 1) физиологические звуки, сопровождающие различные физические состояния и некоторые действия (могут быть дифференциаторами или альтернантами), к которым относятся звуки, производимые зубами (клацать; chatter; grincer); звуки, производимые губами и языком (чмокать; smack; crachotement); звуки, производимые носом (фыркать; sneeze; reniflement); звуки, производимые ртом или горлом (харкать; snore; râle); звуки, производимые пищеварительной системой (урчание; retch; gargouillis); 2) звуки, сопровождающие двигательные действия человека (могут быть адапторами тела, адапторами-объектами или самоадапторами), к которым относятся звуки, производимые пальцами (барабанить; snap; gratter); звуки, производимые руками (хлопать в ладоши; smash; taper); звуки, производимые ногами (грохот; patter; piétiner); звуки, производимые телом человека (плюхаться; flop; plouf).
Второе субполе распадается на следующие составляющие: 1) звуки, передающие различные чувства и эмоциональные состояния (могут быть диф-
ференциаторами), - плач (рыдание; whimper; hurlement); смех (хохотать; guffaw; rire aux éclats); крик (вопль; bawl; exclamation); звуки (шум) голосов (гам; chirm; chahut); междометные /неречевые звуки, которые могут быть дифференциаторами или альтернантами (цокать; growl; claquement); 2) лингвофоны (звуки, отражающие фонационные особенности звучащей речи (произношение) и манеру говорения) как репрезентация лингвозвуко-сферы (могут быть квалификаторами) - громкая /тихая речь (греметь; rumble; chuchoter); высотные характеристики речи (басить; growl; psalmodier); динамические характеристики речи; нечленораздельная речь (тараторить; gibber; marmonner); дефектная речь (картавость; lisp; zozotement); различные особенности произношения (twang; запинаться; rouler); 3) звуки голоса, которые бывают различной степени громкости (raucous; шепчущий; métallique); различной высоты (high; монотонный; gruff); различной окраски: hoarse; осипший; frémissante; различной степени четкости (clear; гундосый; pure); различной динамики (drawl; щебечущий; traînante).
Третье субполе включает звуки, извлекаемые при помощи различных инструментов (могут быть адапторами - объектами): стучать; whack; racler.
Четвертое субполе включает в себя 1) звуки пения: мычать; hum; siffloter; 2) звуки, извлекаемые при помощи музыкальных инструментов, как репрезентация музыкосферы (могут быть адапто-рами - объектами): трубить; toot; rouler.
Семантическое поле технофонов состоит из 5 субполей: 1) звуки контактирующих материалов; 2) звуки приборов и механизмов; 3) звуки сигнальных устройств как репрезентация сигналосферы; 4) звуки транспорта; 5) звуки оружия.
К субполю 1 относятся: 1) звуки от движения воздуха (свист; swish; siffler); 2) звуки огня и горения (треск; crackle; grésillement); 3) звуки стекла, металла, жидкости (звон; jangle;glink; tinter); 4) звуки ломающихся и взрывающихся предметов (треск; pop; éclater); 5) звуки ударов и падения предметов (шлепанье; bump; pan); 6) звуки трения (скрип; grate; grincer). Субполе 2 содержит следующие составляющие: 1) звуки колокола и часов (бой; knell; sonnerie); 2) звуки электрических и электронных приборов (гудение; bleep); 3) звуки механизмов и различных механических устройств (лязг; snap; cliquetis). Субполе 3 включает: 1) звуки тревоги (alarm; sonnette); 2) сигналы транспортных средств (гудок; honk; klaxon); 3) военные сигналы (побудка; reveille; diane); 4) радио и телефонные сигналы (гудок; pip; sonner); 5) звуки сирен (вой; blare; hurler). В состав субполя 4 входят: 1) звуки работающих двигателей (кашлять; put-put; vrombir); 2) шум движения (гул; murmur; bruit). В состав субполя 5 входят: 1) звуки пуль, снарядов (сви-
стеть; whiz); 2) звуки стрельбы, взрывов (грохот; thunder; grondement).
Семантическое поле зоо- и натурофонов состоит из 2 субполей: 1) субполе натурофонов и фитофонов как репрезентация звукосферы природных явлений и фитозвукосферы; 2) субполе зоофонов как репрезентация зоозвукосферы.
Субполе 1 включает: 1) звуки дождя, града (хлестать; hammer; tambouriner); 2) звуки ручья, водопада, волн (журчание; bubble; bruissement); 3) звуки грома (греметь; grumble; tonner); 4) звуки ветра (выть; roar; hurler); 5) звуки деревьев, листьев, травы (шелестеть; rustle; froufrouter). Субполе 2 образуется из следующих составляющих: 1) звуки домашних животных и птиц (мычание; bellow; caquetage); 2) звуки диких животных и птиц (щебет; roar; roucoulement); 3) звуки насекомых, земноводных и пресмыкающихся (кваканье; croak; siffler); 4) ономатопеические названия некоторых птиц (звукоподражательные орнитонимы) (свиристель; kittiwake; huppe).
Когда окружающий человека звучащий мир отражается в языке, он представляет собой мир, опосредованный языковым сознанием, в котором к ограничениям, налагаемым восприятием, добавляются ограничения, обусловленные закономерностями языка. Тот факт, что звук сложнее воспринимать, чем цвет, поскольку он чаще характеризуется моментальностью, обусловливает относительную субъективность слуховых ощущений. Это находит отражение как в использовании слов-звукообозна-чений, являющихся одновременно и знаками звучащих реалий, и единицами языка, так и в построении семантического поля «звук», представляющего собой фиксацию звукосферы в языке. Единицы семантического поля «звук» служат примером того, что система значений отдельно взятого языка дает то познание, которое необходимо для нужд человеческого общества, а преломление категории звучания в языке может служить основой семантических универсалий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994. С.315-401.
2. Лотман Ю. М. Семиосфера. Внутри мыслящих миров. СПб: Искусство СПб, 2000. - 704 с.
3. Богданов К. А. Очерки по антропологии молчания. Homo Tacens. СПб: РХГИ, 1997. - 352 с.
4. Цивьян Т. В. // Мир звучащий и молчащий: Семиотика звука и речи в традиционной культуре славян. М.: Изд-во «Индрик», 1999. С.149-178.
5. Шафиков С. Г. Типология лексических систем и лексикосемантических универсалий: Монография. Уфа: РИО
БашГУ, 2004. - 238 с.
6. Кондрашов Н. А., Третьякова В. С. // Лексическая семантика. Свердловск, 1991. С. 110-116.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986. - 797 с.
Поступила в редакцию 01.11.2006 г.