Научная статья на тему 'Семантический дифференциал как метод научного измерения чувственного восприятия социальных процессов'

Семантический дифференциал как метод научного измерения чувственного восприятия социальных процессов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / SEMANTIC DIFFERENTIAL / ГРУППОВЫЕ УСТАНОВКИ / GROUP ATTITUDES / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / EMOTIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова М.И., Розин М.Д., Мощенко И.Н.

В работе приведена методология измерения и моделирования эмоционального восприятия социальных явлений. Рассмотрен инструментарий и методы получения первичных данных, их анализ и интерпретация. Показано конструирование модельного семантического пространства и его привязка к социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Иванова М.И., Розин М.Д., Мощенко И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the methodology for measuring and modeling of emotional perception of social phenomena. It is considered instruments and methods for obtaining primary data, their analysis and interpretation. It is shown the construction of semantic space model and linking it to the social reality.

Текст научной работы на тему «Семантический дифференциал как метод научного измерения чувственного восприятия социальных процессов»

Всероссийская научно-практическая конференция «НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

М.И. Иванова, М.Д. Розин, И.Н. Мощенко

Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального университета, Научно-образовательная лаборатория

«Технологии системного моделирования в гуманитарной сфере», Ростов-на-Дону, Россия

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ1

В работе приведена методология измерения и моделирования эмоционального восприятия социальных явлений. Рассмотрен инструментарий и методы получения первичных данных, их анализ и интерпретация. Показано конструирование модельного семантического пространства и его привязка к социальной реальности.

Ключевые слова: методология, семантический дифференциал, групповые установки, эмоциональный компонент.

The paper presents the methodology for measuring and modeling of emotional perception of social phenomena. It is considered instruments and methods for obtaining primary data, their analysis and interpretation. It is shown the construction of semantic space model and linking it to the social reality.

Key words: methodology, semantic differential, group attitudes, emotional component.

Любые социальные процессы и взаимодействия связаны с групповыми и индивидуальными установками, формирующимися по отношению к этим процессам. Для изучения данных социальных реакций необходимо обладать инструментарием, который позволит отразить групповые социальные установки по отношению к какому-либо социальному предмету. В данной работе рассматривается методология измерения чувственного восприятия социальных процессов. Она вобрала в себя принципы социально-психологических методов социометрии (проективная методика семантического дифференциала) и математического метода моделирования (на основе теории катастроф). Эта методология была названа психосемантическим феноменологическим моделированием [1, 4-5].

При изучении групповых социальных установок [2-3] мы делаем упор на эмоциональную составляющую, «логику чувств». Как показывают социальные психологи, реальность восприятия сконструирована психологически, то есть эмоциональная установка действует на поведение в большой степени, чем когнитивная. Поэтому главная задача нашей работы состоит в выявлении эмоциональной (аффективной) составляющей групповой установки и описание ее влияния на поведенческую составляющую [2, 3]. Для решения этой задачи мы обратились к «проективным методикам», которые были разработаны в социальной психологии, а именно к опросному методу семантического дифференциала, разработанного Чарльзом Осгудом [7].

1 Работа выполнена по гранту РФФИ №14-06-00230а.

Как предположил Чарльз Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерять так называемое коннотативное значение - те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и обязательно предшествуют осмысленным операциям с символами. На настоящий момент сформировалось несколько направлений исследования по технологии семантического дифференциала. В частности, одно направление изучает конкретное коннотативное содержание и латентные факторы, стоящие за этим содержанием. Другое же направление связано со сравнением нескольких объектов по их коннотативным значениям, вкладываем респондентами в эти объекты, то есть по субъективному восприятию этих объектов. Уже в самом начале развития метода Осгуда было отмечено, что из-за явления синестезии респондент проецирует эмоциональное восприятие социального или другого объекта на коннотативное значание. То есть положение образа в абстрактном семантическом пространстве зависит от эмоционального восприятия данного объекта. При этом близость образов двух объектов характеризует близость их эмоционального восприятия. Если в соответствии с теорией восприятия Кумбса (модель идеальной точки) в качестве одного из объектов взять идеальный конструкт из той же категории что и исследуемый объект, то такая технология позволит оценить уже уровень эмоционального восприятия. Работая с методом семантического дифференциала, мы используем комплексный подход, включающий как общепринятую линейную методику обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, так и нелинейное моделирование в рамках теории катастроф.

Суть предлагаемой методологии заключается в следующем. Вначале на основе полученных данных строятся усредненные семантические портреты в пространстве признаков, оценивается близость образа реального процесса к идеальным конструктам. Для масштабирования уровня эмоционального восприятия задается не один, а два идеальных конструкта. В соответствии с этим респонденту предлагается оценить по заданным признакам реальный объект и два идеальных объекта из той же категории: идеально положительный и идеально отрицательный. Идеальные объекты задают границы восприятия в семантическом пространстве признаков. В качестве количественной характеристики используется уровень эмоционального восприятия, нормированный от -1 (восприятие идеального отрицательного порядка) до +1 (восприятие идеального положительного порядка). В линейном приближении рассчитывается уровень эмоционального восприятия. Он пропорционален разности относительных расстояний между образами реального и идеальных объектов.

Нелинейное моделирование нами было исследовано по двум направлениям. Первое основано на эмпирическом законе Чарльза Осгуда, который показал, что в методе семантического дифференциала оценки респондентов по исходным шкалам коррелируют друг с другом, и им было выделено три базисных фактора (оценка, сила, активность) [9]. Применяя в след за Осгудом факторный анализ к матрицам исходных данных, мы получили расширенный набор латентных факторов, включающий 4 параметра, которые назвали оценкой, силой, активностью и отношением. Используя выявленные факторы,

дальнейшая работа сводится к построению усредненных семантических портретов в пространстве факторов. Оценивается близость образа реального изучаемого процесса к идеальным конструктам. В линейном приближении рассчитывается уровень эмоционального восприятия уже в факторном пространстве.

Продвигаясь в этом направлении по выявленным факторам, в рамках теории катастроф строится психодинамическая феноменологическая модель восприятия социальных процессов. На ее основе разработана методика оценки достоверности линейных и нелинейных приближений. Кроме того, определены типичные сценарии динамики изменения группового восприятия социальных процессов и параметры нелинейных моделей, описывающие эти сценарии. Для переноса полученных модельных результатов к реальным фактам использовалась линейная привязка [8] (предполагалось, что модельные параметры пропорциональны выявленным факторам). Эта методика была апробирована на многочисленных экспериментальных данных, полученных при опросах в городах Ростов-на-Дону, Грозный, Владикавказ [1-6, 8, 9]. При этом было получено, что при такой привязке не всегда соблюдается принцип соответствия между нелинейным и линейным приближением.

На основе чего предложено для более адекватной привязки моделей выйти за пределы классического метода семантического дифференциала, основанного на факторном анализе. Использовать для уменьшения размерности исходных данных (первичных семантических признаков) не только корреляции между ними (факторный анализ), но и особенности восприятия респондентов. Нами исследованы две модели восприятия - векторная модель и модель идеальной точки Кумбса: эмоциональное отношение оценивается по близости образа реального явления к образам идеальных конструктов в семантическом пространстве в целом, а не по отдельным координатам. Расширяя модель восприятия Кумбса, мы имеем дело не с одной, а с двумя идеальными точками. В соответствии с всеобщими понятиями «добра» и «зла» вычисляются идеально «положительные» и «отрицательные» конструкты. На основе модели определяются уровни восприятия в нелинейном приближении и строятся поверхности стационарных состояний над плоскостью модельных параметров (поверхности изменения уровня восприятия при вариациях внешних факторов).

Исследование социальных явлений и процессов с помощью разработанной нами многоуровневой модели показывает характер эмоционального компонента, «логики чувств», влияющего на итоговое групповое поведение по отношению к различным исследуемым социальным процессам [6, 10], позволяет проследить динамику восприятия процессов в течение необходимого периода и проследить разницу восприятия по отдельным группам респондентов. Таким образом, методология психосемантического феноменологического моделирования в научно-исследовательских и образовательных программах выполняет три основные функции: прогностическую, имитационную и проективную.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайрабеков И.Г., Розин М.Д., Мощенко И.Н. Психосемантический анализ отношения студенчества г. Грозного к политическому порядку // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарный журнал. 2011. № 2.

2. Дебиев М.В., Арсаев С. А.-Я., Хамсуркаев Х.И., Мощенко И.Н., Иванова М.И. Мониторинг и моделирование групповых политических установок молодежной среды г. Грозного (по данным начала 2012 года) [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2012. №3. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/1454

3. Иванова М.И., Мощенко И.Н. Семантический дифференциал как современный метод научного измерения социальных процессов // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества: материалы международной научной конференции молодых ученых (г. Ростов-на-Дону, 17-19 апреля 2013г.). Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 422 с.

4. Мощенко И.Н. Имитационное моделирование этнополитической ситуации ЮГА РОССИИ на основе теории динамических систем // Инженерный вестник Дона. 2010. № 3. http://www.ivdon.ru/ magazine/archive/n3y2010

5. Мощенко И.Н. Психосемантическая феноменологическая модель групповой политической напряженности // Инженерный вестник Дона. 2010, №1. http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n1y2010/

6. Мощенко И.Н. Иванова М.И. Эмоциональная составляющая отношения студенчества РГСУ к политическому порядку (по данным 2009 г.) // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарный журнал. 2011. № 2.

7. Осгуд Ч., Суси Дж., Танненба-ум П. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам // Семиотика и искус-ствометрия. М.: Мир, 1972

8. Розин М.Д., Мощенко И.Н., Иванова М.И. Интеграция социологических и математических методов при мониторинге групповых установок [Текст] // Сборник: «Научное наследие Ю.А. Жданова и современные проблемы моделирования сложных социо-систем (на материалах Юга России): материалы международных научных чтений (г. Ростов-на-Дону, 19 октября 2012 г.)». Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012.

9. ТолстоваЮ.Н. Измерение в социологии. М.: Инфра-М, 1998, 223 с.

10. Ярошенко А.Н., Мощенко И.Н. Иванова М.И. Эмоциональное восприятие политического порядка студенчеством ДГТУ [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2013. №3. Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/2237

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.