Научная статья на тему 'Семантический анализ средств художественной выразительности в распознавании художественного образа младшими школьниками на уроках музыки'

Семантический анализ средств художественной выразительности в распознавании художественного образа младшими школьниками на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / SEMANTIC ANALYSIS / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ANALYTICAL WORK / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / AN ARTISTIC IMAGE OF SYMBOLIC TOOLS / СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / MEANS OF ARTISTIC EXPRESSION / ЯЗЫК ИСКУССТВА / LANGUAGE ARTS / КОДИРОВАНИЕ / CODING / ДЕКОДИРОВАНИЕ / СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ / MEANING / ЗНАКОВАЯ СИТУАЦИЯ / SYMBOLIC SITUATION / AND DECODING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Светлана Анатольевна

В статье рассмотрена специфика семантического анализа средств художественной выразительности младшими школьниками на уроках музыки. Выявлены две ступени семантического анализа: осознание средств художественной выразительности как носителей эмоционально-образного смысла и значения художественного образа; умение переводить эмоционально-образное содержание произведения в знаково-символическую форму. Приведены знаки, обозначающие средства музыкальной выразительности. Отмечена важность овладения младшими школьниками знаково-символическими средствами в распознавании смысла и значения художественного образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semantic Analysis of Means of Artistic Expression in Recognition of Artistic Image of Junior Schoolchildren at Music Lessons

The article considers the specificity of the semantic analysis of artistic expression of younger pupils at music lessons. It’s identified two stages of semantic analysis: an awareness of artistic expression as media of emotional-imaginative meaning of an artistic image; the ability to translate the emotional-figurative content in symbolic form. There have given the signs of the means of musical expression. The importance of mastering younger pupils sign-symbolic means in recognition of the meaning and significance of the artistic image.

Текст научной работы на тему «Семантический анализ средств художественной выразительности в распознавании художественного образа младшими школьниками на уроках музыки»

20/6//-

С. А. Воробьева

УДК 373.3

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СРЕДСТВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РАСПОЗНАВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

у ть восприятия произведения искусства младшим школьником составляет единство и взаимопроникновение чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Из просто воспринятого оно впоследствии становится пережитым и не только открывает тот или иной аспект внешнего мира, но и включается в контекст личной жизни индивида и, приобретая в нем определенный смысл, входит в само формирование личности как более или менее существенный фактор.

Художественный образ представляет собой специфический, присущий только искусству способ отражения действительности в конкретно чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Он рассматривается в сочетании глубокой мысли с яркостью изображения и отношением, чувствами художника к изображаемому.

Художественный образ представляет собой не что иное, как особое средство, употребляемое не для копирования объектов, а для кодирования обобщенных переживаний. Именно потому, что при реализации замысла художником копируется не реальный предмет, а фантастический образ, имеющий символический характер, материальная копия этого образа тоже оказывается не копией действительности, а символом человеческих переживаний. Следовательно, он является специальным знаком (символом), смысл (значение)

которого составляет то или иное обобщенное переживание.

Основная идея использования семантического анализа на уроках музыки состоит в том, что, овладев приемами систематизации чувственного опыта в понимании знаково-символических средств, младший школьник на основе постижения языка искусства распознает смысл и значение художественного образа. В процессе семантического анализа важно, чтобы элементы художественного языка откладывались в сознании младшего школьника не пустыми, а значащими единицами.

Язык искусства является сложным системным образованием и имеет многоуровневую структуру. Все его уровни в художественном произведении действуют одновременно, и их элементы, разные по протяженности и структурному значению, постоянно взаимодействуют, окрашивая реальное звучание уникальным комплексом содержательных характеристик. Именно эти комплексы в сочетании с личным опытом являются основой для распознавания смысла и значения художественного образа младшим школьником.

Изучить на уроках музыки все элементы языка невозможно. Еще менее возможно изучить все комплексы возможных сочетаний, возникающих на пересечении значений элементов разных уровней. В связи с этим, необходимо из каждого уровня художественного языка выбрать несколько наиболее доступных для детей младшего школьного возраста элементов - своеобразный художественный алфавит значений.

Следует отметить, что большинство ныне действующих методик по дисциплинам эстетического цикла предлагают подобный «алфавит» более или менее стандартного вида, в отрыве от его семантической основы, что совершенно противоречит самой сути языковой системы.

Семантический подход в обучении детей музыке раскрывается в ряде требований, первое из которых - рассмотрение художественного языка как семиотической системы, т. е.

системы знаков, отражающих те или иные смыслы и значения.

Семантический анализ представляет собой «образно-смысловой анализ, выполненный семиотическими средствами, заключающийся в объяснении звука или знака, несущего определенное содержание» [2, с. 5]. Подобный анализ позволяет показать в каждом отдельном случае конкретный способ отражения в музыке реальной действительности. По своей сути он всегда направлен на смысл, содержание.

Семантический анализ предполагает включение детей в деятельность, представляющую собой развернутую систему конкретных действий, операций, использование различного рода средств, среди которых центральное место занимают знаково-символические. В результате подобных действий происходит освоение младшим школьником художественных средств в сочетании с их выразительными возможностями, закрепляются определенные значения за элементами языка.

Важно, чтобы эти значения дети не получали как готовую информацию со слов учителя, а открывали сами с помощью исследования, чувствуя общий характер, настроение произведения искусства, пытаясь определить, откуда оно берется, что в художественном произведении порождает именно это настроение.

В процессе семантического анализа очень важно избежать жесткого закрепления конкретных значений за отдельными элементами художественного языка. Необходимо формировать у детей семантическое поле потенциально возможных значений, постоянно удерживаясь на грани создания стереотипа и одновременно размывая его границы [3, с. 5].

Знаково-символическая деятельность младших школьников в понимании музыкального произведения рассматривается как единство трех начал: материального, духовного и логического. Материальное начало связано с постижением средств музыкальной выразительности, несущих определенную смысловую нагрузку. Например, медленный темп, минорный лад программируют грустные,

печальные интонации. Духовное начало составляет совокупность настроений, чувств, ассоциаций, различных видений, которые постигаются на основе символов. Постижение смысла в символическом образе делает его глубоким и обращенным к Духу, который предполагает наличие эстетических и моральных категорий, обладающих универсальностью. Гармоническая структура произведения образует логическое начало.

Органическое слияние образного, индивидуального, неповторимого и абстрактного, общего в знаково-символической деятельности младших школьников достигается путем сложной аналитико-синтетической и ассоциативной переработки различных ощущений, наблюдений, материалов, фактов, всего жизненного опыта, размышлений. В этой связи символ обладает универсальными возможностями в передаче разнообразной информации в звуке, движении.

Как показали исследования Н. Г. Салми-ной, использование знаково-символических средств как особого языка, включение детей в знаково-символическую деятельность выступают эффективным орудием в процессе развития творческого воображения младших школьников. С этой целью предлагаются системы специальных знаков (как разработанная нами, так и общепринятые в музыкальном искусстве), которые по мере усвоения младшими школьниками становятся средством постижения ими смысла и значения художественного образа.

Семантическому анализу средств художественной выразительности посвящены исследования И. П. Манаковой, Н. Г. Салминой, А. М. Страунинг, Т. Тютюнниковой и др. Основой семантического анализа являются теоретические положения о знаково-симво-лических средствах В. Андреевой, В. Кукле-ва, А. Ж. Овчинниковой, А. Ровнера, А. Ф. Лосева, Дж. Фоли и др.

Главное условие семантического анализа связано со способностью младшего школьника выделять знак или символ в произведении искусства и распознавать его смысл и значение в определенном контексте. Такого

20/6//-

рода аналитическая деятельность предусматривает кодирование и декодирование младшим школьником средств художественной выразительности с помощью знаково-симво-лических средств.

Кодирование (декодирование) - «...вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается в переводе реальности (или текста, описывающего реальность) на знаково-символический язык и в последующем декодировании информации <.> Деятельность декодирования - это деятельность по распознаванию того, что стоит за конкретными знаками» [4, с. 84-87].

«Знак - это предмет, служащий замещению и представлению другого предмета (свойства или отношения) и используемый для переработки и передачи сообщения [5, с. 187]. Таким образом, суть знака состоит в единстве непосредственно воспринимаемого и подразумеваемого (означаемого). «Благодаря замещению реальных предметов знаки позволяют оперировать не самими предметами, а их образами и комбинациями, комплексами взаимосвязанных образов [1, с. 308].

Исходя из этого, семантический анализ предполагает наличие двух ступеней: осознание средств художественной выразительности как носителей эмоционально-образного смысла и значения художественного образа; умение переводить эмоционально-образное содержание произведения в знаково-символи-ческую форму.

Процесс распознавания смысла и значения художественного образа на уроках музыки в нашем исследовании проходит в три этапа.

Целью первого этапа является обогащение эмоционально-чувственного опыта младшего школьника, развитие его активного отношения к произведениям музыкального искусства, формирование представления об основных средствах музыкальной выразительности.

Второй этап работы направлен на расширение представлений ребенка о способности музыкального искусства передавать с помощью художественно-выразительных средств

различные эмоциональные состояния. На данном этапе особое внимание уделяется развитию способности младшего школьника расшифровывать знаки и символы.

Третий этап работы нацелен на развитие у ребенка способности переводить эмоционально-образное содержание музыкальных произведений в знаково-символическую форму, самостоятельно создавать «звуковые партитуры» на основе овладения знаково-симво-лическими средствами.

Для перевода средств художественной выразительности в знаково-символическую форму используются определенные условные обозначения.

Для фиксации динамики использовались общепринятые знаки:

р тихий тр умеренно тихий рр очень тихий громкий

т/ умеренно громкий // очень громкий < постепенное усиление звука > постепенное ослабление звука

Для обозначения высоты звуков (регистра) используются знаки, предложенные И. П. Манаковой и Н. Г. Салминой [2, с. 67], которые наглядно показывают соответствие звучания определенному высотному регистру (заштрихованный квадрат):

Низкий Средний Высокий Очень высокий

Обозначения темпа осуществлялись такими знаками:

Быстрый

Средний

Медленный

Обозначение ритма (пульса) обозначается знаками, предложенными Т. Э. Тютюн-никовой [4]:

- быстрый # А А А А А А - умеренный | | | | | - медленный

А А - замедляя А А А - ускоряя

Лад обозначается следующими знаками:

Мажор - ^ Ж

Минор - ^ (С

Для обозначения разделов формы используются геометрические фигуры: ■ ♦ ▲ •

Овладение младшими школьниками комплексом знаково-символических средств позволяет им создавать «звуковые партитуры» анализируемых произведений.

Обязательным условием в создании «звуковых партитур» является овладение детьми символикой и формирование у них умения «читать знаки», т. е. расшифровывать их содержание и объяснять ту смысловую нагрузку, которую они несут в конкретной ситуации. Выполнение на уроках музыки серии заданий, направленных на движение (знак -выразительное средство), чрезвычайно важно, поскольку в них проявляется индивидуальность каждого отдельного ребенка. Любую знаковую ситуацию каждый ребенок «прочитывает» по-своему. Поэтому важно дать детям представление о том, что один и тот же знак может выражать разное содержание, быть по-своему прочитан. Развитие творческого воображения в этом процессе позволяет вывести детей на более высокий уровень понимания, осмысления художественных произведений, символике которых свойственна вариантная множественность ее интерпретации.

Таким образом, семантический анализ позволяет ребенку осознать художественное

произведение как «знак» особого рода, в котором художник отобразил свое эмоциональное отношение к отображаемому объекту. В ходе аналитической деятельности младший школьник выявляет эмоционально-образный потенциал средств художественной выразительности. Постигая смысл и значение знаков и символов, ребенок подходит к осознанию их многозначности, переменчивости и учится сам создавать знаки и символы.

В ходе семантического анализа развивается познавательная активность младших школьников. Выполняя определенные мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез - дети познают содержательную сторону музыкальных произведений. Анализируя средства музыкальной выразительности, младшие школьники активизируют внутреннюю деятельность аффективно-образного воображения, в процессе которого они «достраивают» художественные образ, становясь соавторами композитора. Использование знаково-символических средств в постижении эмоционально-образного содержания музыкальных произведений выводит сознание младших школьников за пределы обыденности и включает их в эстетическое отношение, на основе которого осуществляется переход от физического, объективного слоя художественного объекта к его образному смыслу.

Определяя смысл и значение знака или символа, дети включаются в процесс «вчув-ствования», сопровождающийся особым эмоциональным состоянием, - сопереживанием (эмпатией). Оно позволяет ребенку мысленно перевоплотиться как в образы действительности, так и в образы, возникающие в личной фантазии каждого школьника.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена специфика семантического анализа средств художественной выразительности младшими школьниками на уроках музыки. Выявлены две ступени семантического анализа: осознание средств художественной выразительности как носителей эмоционально-образного смысла и значения художественного образа; умение пере-

20/6/f-

водить эмоционально-образное содержание произведения в знаково-символическую форму. Приведены знаки, обозначающие средства музыкальной выразительности. Отмечена важность овладения младшими школьниками знаково-символическими средствами в распознавании смысла и значения художественного образа.

Ключевые слова: семантический анализ, аналитическая деятельность, художественный образ, знаково-символические средства, средства художественной выразительности, язык искусства, кодирование, декодирование, смысл и значение, знаковая ситуация.

SUMMARY

The article considers the specificity of the semantic analysis of artistic expression of younger pupils at music lessons. It's identified two stages of semantic analysis: an awareness of artistic expression as media of emotionalimaginative meaning of an artistic image; the ability to translate the emotional-figurative content in symbolic form. There have given the signs of the means of musical expression. The importance of mastering younger pupils sign-symbolic means in recognition of the meaning and significance of the artistic image.

Key words: semantic analysis, analytical work, an artistic image of symbolic tools, means of artistic expression, language arts, coding, and decoding, meaning, symbolic situation.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П. В. Философия: учебник. -М., 2001.

2. Манакова И. П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. - Свердловск, 1991.

3. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. - М., 2001.

4. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.

5. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. - М., 2001.

Т. Ф. Фурсенко

УДК 371.32:7

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ШКОЛЕ

спользование инновационных технологий в современном образовании является насущной необходимостью. Под педагогическими инновациями понимается внедрение в учебный процесс новых современных технологий, методик, разработок и программ: информационных, личностно ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество образовательного процесса.

Образовательные технологии составляют на сегодняшний день целую отрасль. Использование педагогических технологий получило освещение в исследованиях В. Беспалько, Н. Кларина, С. Подмазина, О. Савченко, Г. Се-левко и др.

Цель статьи - рассмотреть особенности использования инновационных технологий на уроках мировой художественной культуры и искусства в школе.

Сформировать комплекс компетентностей обучающихся на уроках мировой художественной культуры и искусства помогут педагогические инновации ХХ1 века. Из совокупности определенным образом связанных форм и методов обучения можно создать систему занятий, обладающую качествами образовательной технологии. В. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

В научной литературе используется два понятия: «образовательная технология» и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.