Научная статья на тему 'СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХЕШТЕГА #BLACKLIVESMATTER'

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХЕШТЕГА #BLACKLIVESMATTER Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
242
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЕШТЕГ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / BLACK LIVES MATTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катермина Вероника Викторовна, Яченко Екатерина Андреевна

В статье анализируются употребления хештега #blacklivesmatter в период его наиболее активного использования в социальной сети Twitter - с 25 мая по 7 июня 2020 г. С помощью сервиса для аналитики больших цифровых данных OSoMe: the IUNI observatory on social media была исследована корреляция данного хештега с другими, а затем произведены интерпретация и систематизация полученных результатов, а также семантический анализ хештегов. Коррелирующие хештеги были объединены нами в более чем 10 тематических групп. Полученные данные позволяют увидеть, как именно представлено социальное движение Black lives matter в интернет-пространстве, а также проследить оценку движения интернет-пользователями. Актуальность данной работы обусловлена тем, что социальное движение Black lives matter, которое развилось с одноименного хештега, приобрело еще большую популярность и оборот за лето 2020 г. Движение и поднимаемые им проблемы находятся в центре мирового внимания в данный момент. Попытки исследовать риторику данного движения в социальных сетях ранее предприняты не были.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Катермина Вероника Викторовна, Яченко Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC ANALYSIS OF THE HASHTAG #BLACKLIVESMATTER

The article analyzes the use of the hash tag #blacklivesmatter during its most active use on the social network Twitter - from May 25 to June 7, 2020. Using the OSoMe: the IUNI observatory on social media big digital data analytics service, the correlation of this hashtag with others was investigated, and then the results were interpreted and systematized, as well as semantic analysis of hashtags. Correlating hashtags were combined by us into more than 10 thematic groups. The data obtained allow us to see exactly how the Black lives matter social movement is represented in the Internet space, as well as to track the assessment of the movement by Internet users. The relevance of this work is due to the fact that the social movement Black lives matter, which developed from the hash tag of the same name, gained even more popularity and turnover in the summer of 2020. The movement and the problems it raises are in the center of world attention at the moment. Attempts to investigate the rhetoric of this movement in social networks have not been made before.

Текст научной работы на тему «СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХЕШТЕГА #BLACKLIVESMATTER»

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХЕШТЕГА #BLACKLIVESMATTER

В.В. Катермина, Е.А. Яченко

Ключевые слова: хештег, семантический анализ, интернет-коммуникация, социальное движение, Black lives matter.

Keywords: hashtag, semantic analysis, internet communication, social movement, Black lives matter.

DOI 10.14258/filichel(2021)4-10

В настоящее время хештег считается особым лингвистическим феноменом. Хештеги не только объединяют неоднородный контент и связывают совершенно разных пользователей, но и обеспечивают «узнавание» информации о крупном явлении или движении, передаваемой с помощью хештега в сжатом виде, а также позволяют интерпретировать хештег за счет восстановления ассоциативных связей и коннотаций [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева, 2018, с. 143]. Мы считаем, что хештеги обладают большим потенциалом в интернет-коммуникации и являются благоприятным полем для лингвистического анализа. Многие современные социальные движения используют хештеги для быстрого и широкого распространения своих идей и приобретения популярности в online-пространстве. Причем значительная часть движений зарождается и развивается именно в нем, а затем конвертирует накопленный социальный капитал в offline [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева, 2018, с. 140]. К ним мы можем отнести и движение Black lives matter, которое оказалось в центре мирового внимания в 2020 г.

Интернет-коммуникация стала неотъемлемой частью жизни почти каждого человека. По мнению Л.Ю. Щипициной, интернет-коммуникация «...представляет собой один из исторических этапов в развитии коммуникационных средств», отличительной чертой которого является компьютерная опосредованность [Щипицина, 2010, с. 41]. Интернет радикально изменил сферу публичной коммуникации, увеличив число её субъектов и расширив их свободу в презентации своих мнений и доступ к информационным ресурсам и аудитории. Интернет-коммуникация обладает рядом особенностей, в частности, к ним относится языковая компрессия. «Она способствует лаконичности, динамичности текста, обогащению его неявно выраженными подтексто-выми смыслами, избавляет текст от ненужного повторения информа-

ции, поскольку опускается, редуцируется именно то, что менее информативно значимо [Атягина, 2012, с. 10]. При совершении действий с контентом интернет-пользователи опосредованно или намеренно совершают социальные действия, которые влияют на социально-политические процессы [Рябченко, Катермина, Гнедаш, Малышева, 2018, с. 145]. То же самое происходит при совместной классификации сообщений с помощью хештегов, или меток, связанных с классифицируемым информационным объектом посредством логики [Рябченко, Малышева, 2018, c. 364]. Хештег теперь не только отмечает отдельные твиты и посты, но и извлекает из них главную мысль или созданный образ и накапливает прагматический и мани-пулятивный потенциал [Емельяненко, 2013].

Говоря о первоначальной функции хештегов, важно отметить, что удобство их использования обусловливается тем, что возрастает плотность информационного потока и возникает потребность в управлении объемами информации и их фильтрации. Нами согласно данным, полученным с помощью графов, были систематизированы хештеги, наиболее часто встречающиеся в одном контексте с хештегом #blacklivesmatter, а также проведен их семантический анализ. Мы опираемся на тот факт, что «облако хэштегов представляет собой многослойный и многовекторный конструкт, непредвзято определяющий понятие, выраженное родительским хэштегом» [Рябченко, Малышева, 2018, с. 365]. Хештеги объединяют между собой контент, продуцируемый самыми разными интернет-пользователями, а сочетание различных хештегов в одном контексте формирует единое содержательное поле. Каждый хештег «соотносится через множество переходов со всеми другими, создавая сомкнутую сеть, отражающую непрерывность концептуальной сети человеческого сознания» [Беловодская, 2019].

Движение Black lives matter возникло в 2013 г. после убийства Джорджем Циммерманом подростка-афроамериканца Трейвона Мартина. Тот факт, что убийцу оправдали в суде, вызвал общественный резонанс. Создателем хештега #blacklivesmatter стала Патрис Куллорс, одна из основательниц движения, а Опал Томети, другая основательница, запустила одноименный веб-сайт и аккаунты в социальных сетях, а в 2016 г. была создана мировая сеть Black Lives Matter Global Network. Движение Black Lives Matter достаточно аморфно, у него нет формального руководства или иерархии. Сам хештег #blacklivesmatter актуализируется и входит в мировые тренды каждый раз, когда происходит несправедливое (согласно мнению общественности) убийство темнокожего человека.

I ЯЩк,________..._____^

Keyhole

Рис. 1. Частота использования хештега #Blacklivesmatter за май-август 2020 г. согласно сервису Keyhole

С помощью сервиса OSoMe: the IUNI observatory on social media нами было сгенерировано два графа корреляции хештега #blacklivesmatter с другими в популярной социальной сети Twitter (первый граф показывает корреляцию хештегов на неделе с 25 по 31 мая, второй — с 1 по 7 июня, данные периоды выбраны неслучайно: именно в это время наблюдается наиболее активное использование согласно сервису Keyhole). Каждая вершина графа обладает множеством устойчивых связей с другими, благодаря чему создается единое плотное поле хештегов.

Рис. 2. Пример графа, полученного с помощью сервиса OSoMe: the IUNI observatory on social media (25-31 мая)

Сам исследуемый хештег встречается в разных вариантах написания: собственно #blacklivesmatter, #black_lives_matter с нижним подчёркиванием, #blacklivesmatters (грамматически неверный вариант с глаголом в форме единственного числа), #blm (в данном случае мы наблюдаем аббревиацию, позиционирующую движение как бренд),

#blacklivesmatternyc с сокращенным названием города и некоторых других. Также сторонники движения связываются посредством использования хештегов #blackpower и #blacktwitter.

Итак, согласно тематике, можно разделить коррелирующие хеште-ги на 16 групп.

К первой группе относятся хештеги, маркирующие основную локацию движения Black lives matter, то есть топонимы: #america #usa #amerikkka #denver #losangeles #chicago #newyork #houston #washingtondc #minneapolis #portland #dallas #louisville #minnesota #atlanta #newyorkcity #la #nyc.

Следующая группа хештегов связана с предыдущей, так как в ней также присутствует компонент-топоним, однако к нему добавлен компонент, обладающий семой «протест, бунт», что позволяет отследить географию протестного движения: #atlantaprotest #atlantariot #minneapolisprotests #minneapolisriot #minneapolispolicemurder #minneapolisuprising #houstonprotest #chicagoprotest #dallasprotest #nycprotests #dcprotest #detroitprotest #seattleprotests #bostonprotest(s) #washingtondcprotest #laprotests #losangelesprotests. Таким образом, можно заметить, что, помимо Миннеаполиса — города, в котором 25 мая 2020 г. произошло убийство Джорджа Флойда, ставшее триггером для активизации социального движения Black lives matter, протесты охватили другие крупные города, а в начале июня протестное движение приобрело общенациональный характер, о чем свидетельствует добавление также таких хештегов, как #usaprotest #usarevolts #usariot #usaonfire. Помимо этого, стоит отметить, что география движения выходит за границы США, так как коррелирующими хештегами являются следующие: #blacklivesmatteruk #londonriots #uk #london #ukprotests #blacklivesmatterberlin #blacklivesmatteraustralia #brooklyn.

В третьей группе собраны хештеги, маркирующие референтов — участников ситуации, ставшей триггером для движения Black lives matter в 2020 году. Референтом большей части хештегов является афро-американец Джордж Флойд (жертва): #georgesfloyd #georgefloyd #floyd #floydgeorge #georgeflyod #georgefloydmurder #georgefloydwasmurdered #justiceforgeorge #justiceforfloyd #georgefloydprotest #ripgeorgefloyd #justiceforgeorgefloyd #georgefloydmemorial #derekchauvin (референт последнего хештега — полицейский Дерек Шовин, по чьей вине погиб вышеупомянутый мужчина). Следует отметить разнообразие написания хештегов, относящихся к референту, включая и неправильное написание имени. Е.А. Гончарова отмечает, что «вследствие недостаточной интегрированности текстов в гипертекст, сообщения, появляющи-

еся в Твиттере, быстро теряют свою актуальность» [Гончарова, 2019, с. 54], поэтому упор делается на быстроту отправки сообщения, что ведёт к пренебрежению орфографией.

В четвёртую группу объединены хештеги, референтами которых выступают другие жертвы-афроамериканцы: #ahmaudarbery #justiceforahmaud #breonnataylor #justiceforbreonnataylor #justiceforregis #tonymcdade #ericgarner #sandrabland #trayvonmartin #justicepouradama. Первые два хештега отмечают Ахмада Арбери, убитого во время пробежки в феврале 2020 г. Референт следующих двух хештегов — Бреона Тейлор была застрелена полицейскими в марте 2020 г. #justiceforregis относится к Регис Корчински-Паке, которая разбилась после инцидента 31 мая 2020 г. в Торонто. Тони Макдэйд был застрелен в конце мая 2020 г. Эти хештеги используются для создания дополнительных инфопово-дов. Примечательно, что также актуализируются хештеги, референты которых погибли достаточно давно. Эрик Гарнер был убит в июле 2014 г. в ходе задержания полицией. Сандра Блэнд погибла в июле 2015 г. после задержания полицией. Трейвон Мартин был убит в феврале 2012 г. Адама Траоре умер в июле 2016 г. в отделении полиции во Франции. Таким образом, использование имени собственного, особенно в сочетании с популярным компонентом "justice for", подогревает интерес общественности к проблеме и намекает на то, что расовая несправедливость — явление продолжительное. К данной группе также можно отнести хештеги #christiancooper #amycooper, которые выступают в качестве маркеров инцидента с темнокожим орнитологом, видеозапись инцидента стала вирусной.

Кроме того, в совместном употреблении с #blacklivesmatter актуализируется хештег #sayhername, возникший в 2015 г. для привлечения общественного внимания к дискриминации темнокожих женщин. По аналогии создаются новые хештеги #sayhisname и #saytheirnames, призывающие помнить имя каждой жертвы, так как сама по себе номинация обладает достаточной силой воздействия.

Следующая группа объединяет хештеги, референтом которых является другой, но уже менее определенный участник ситуации — полиция: #police #nypd (New York Police Department). В этой же группе собраны и сленговые выражения (включая нецензурные) #cops #acab (all cops are bastards) #fuckthepolice (ftp), которые обладают эмоционально-оценочным компонентом. Кроме того, сюда же можно отнести хештеги #policestate #neverforget1984, являющиеся отсылкой к антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» (дается ассоциация на контроль населения силами полиции).

В шестой группе собраны хештеги, являющиеся маркерами политического дискурса, такие как #donaldtrump, #vote, #maga (хештег, запущенный в ходе предвыборной кампании Трампа, сокр. от Make America Great Again) #whitehouse #biden2020 #antifa #antifaterrorists (последние два хештега относятся к так называемому Антифа, движению против насилия и т.д.). Актуализируются такие хештеги, как #QAnon #anonymous, ранее маркировавшие одну из конспирологи-ческих теорий, в которой главной фигурой является Трамп). Референтом большей части хештегов является президент США Дональд Трамп. Эти хештеги отличаются особо негативной коннотацией и демонстрируют накал недовольства политикой и личностью президента: #dictatortrump #racist #trumpdictatorship #trumpincitesviolence #trumphasnoplan #trumpmeltdown #fucktrump. Некоторые хештеги являются яркими политическими лозунгами, направленными против Трампа: #trumpresignnow #trumpout #americaortrump #voteouthate. Отдельного упоминания заслуживает «бум» хештегов, маркирующих укрытие президента США в бункере во время протестов: #bunkertrump #bunkerboy (название вирусной песни) #bunkerdon #bunkerbabytrump #cowardinchief #babygate (временная стена, возведенная вокруг Белого дома). «Имена-этикетки становятся средством создания определенным образом окрашенного представления об обозначаемом персонаже или явлении. Массовое употребление того или иного хештега в такой функции становится медийным событием и попадает на страницы СМИ» [Галямина, 2014, с. 17].

В группе номер семь находятся хештеги с общей семой «протест, бунт»: #protesters #riot(s) #protest #rioting #resist #riots2020 #protests2020 #blmprotest. В одном поле оказываются такие, казалось бы, противоположные по значению хештеги, как #peacefulprotest и #revolution: ключевое слово в первом — «мирный», второй же обладает противоположным значением (в самой дефиниции слова "revolution" делается акцент на насильственное, жестокое действие»).

Также #blacklivesmatter коррелирует с хештегами, которые употребляются как маркеры пандемии, которая совсем недавно была самым центром обсуждений общественности: #coronavirus #covid #covid_19 #covid19 #lockdownextension. Отдельно стоит отметить хештег #policebrutalitypandemic, в котором присутствует игра слов, связывающая две острые проблемы 2020 г.

Далее мы выделяем хештеги, являющиеся маркерами новостей о параде сексуальных меньшинств, который проходит ежегодно в июне: #pride #pridemonth #pride2020. В 2020 г. не обошлось без столкновений

демонстрантов с полицией, что объясняет тот факт, почему данные хештеги находятся в одном поле с #blacklivesmatter.

В девятую группу нами были объединены хештеги-лозунги: #stopkiШngus #stopkiШngblackpeople #stoppolicebrutality #endpolicebrutality #endracism #stopracism #takeaknee #raisethedegree #saynotoracism #antiracism #theshowmustbepaused #nojusticenopeace #blackvoicesheard, без которых не обходится ни одно социальное движение. К концу второй недели к ним присоединяются более целенаправленные лозунги: #abolishthepolice #policethepolice #policereform #policereformnow #defundthepolice #8cantwait. Облачение лозунгов в форму хештегов способствует объединению разных людей и акций. Таким образом, данная лингвистическая единица приобретает особую культурную значимость [БоИв, 2011].

Следующая группа хештегов семантически охватывает причины активизации движения и «называет» те проблемы, на которые обращено его внимание: #hadenough #enoughisenough #murder #injustice #policeviolence #policebrutality #whitesupremacy #whiteprivilege #racisminamerica #systemicracism. 4 июня был добавлен новый хештег #bluefall, обращающий внимание на жестокость полицейских. Сюда же мы можем отнести хештеги #icantbreatheagain #icantbreathe, которые являются отсылкой к словам, сказанным Джорджем Флойдом перед смертью. Вслед за ней можно выделить хештеги, несущие положительную коннотацию и вызывающие соответствующие ассоциации с движением у пользователей: #peace #equality #love #humanrights #humanity #solidarity #justice #equalityforall #civilrights.

Двенадцатая группа хештегов указывает на появление оппонентов движения: #aШivesmatter #bluelivesmatter #whitelivesmatter. Первый хеш-тег символизирует недовольство тем шумом, которое собрало вокруг себя движение, авторы второго выступают против угнетения полицейских радикальными представителями движения, а третий хештег маркирует протест против угнетения светлокожих людей теми же радикальными представителями движения.

Также нами была выделена группа официальных хештегов новостных ресурсов, корреляция с которыми свидетельствует о том, что движение получило особый резонанс в средствах массовой информации: #СПП #news #breakingnews #trending #foxnews #breaking.

Наконец, стоит разобрать значение тех коррелирующих хештегов, которые не вошли в вышеупомянутые группы. Так, например, хештеги #phШyexploisons (относится к взрывам в Филадельфии, 2020) и #ШооНщ (пер. мародёрство) выступают в роли новостных маркеров, так же, как и хештеги #blackout #internetshutdown #blackoutday2020 (относят-

ся к слухам об отключении электричества как способе государственного контроля).

Проанализировав графы коррелирующих хештегов в период наиболее активного употребления головного хештега #blacklivesmatter и изучив значение каждого хештега, мы можем проследить, как представлено социальное движение Black lives matter в интернет-сообществе и какова реакция интернет-пользователей на данное движение. Выделенные группы коррелирующих хештегов демонстрируют широкую географию социального движения, выходящую за пределы США, выделяют ключевых лиц, имена и названия которых активно используются для актуализации движения, указывают на причины его возникновения, отражают его характер, пересечение с другими движениями или явлениями, транслируют его главные идеи. Значительная часть хештегов интегрирует социальное движение в политический дискурс. Хеш-тег — это тот инструмент, который помогает организовать социальное движение и сформировать представление о нём среди пользователей. Изучение хештегов является перспективным направлением лингвистических, политических и социологических исследований.

Библиографический список

Атягина А.П. Языковая компрессия в Twitter // Медиаскоп. 2012 №3. URL: http://www.mediascope.ru/node/1136.

Беловодская А.А. Об исследовательском потенциале изучения хэште-га как медиадискурсивного феномена // Медиалингвистика. 2019 № 6 (1) DOI: 10.21638/spbu22.2019.105.

Галямина Ю. Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете. М., 2014.

Гончарова Е.А. Жанрообразующие характеристики Твиттер // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019 № 3. DOI: 10.29025/20796021-2019-3-51-58.

Емельяненко В. Слова за решёткой // Русский мир.ги, 2013. № 2. URL: https://rusmir.media/2013/02/01/reshetka.

Рябченко Н. А., Катермина В. В., Гнедаш А. А., Малышева О. П. Политический контент социальных движений в online-пространстве современных государств: методология анализа и исследовательская практика // Южно-российский журнал социальных наук. 2018 Т. 19. № 3.

Рябченко Н.А., Малышева О.П. Управление политическим контентом: семантический анализ тегов и хэштегов // VIII международная социологическая Грушинская конференция «Социолог 2.0: трансформация профессии». М., 2018.

Щипицина Л.Ю. Компьютерно-опосредованная коммуникация: Лингвистический аспект анализа. М., 2010.

Solis B. The Hashtag Economy. Brian Solis. 2011. URL: http://www. briansolis.com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is.

References

Atjagina A.P. Jazykovaja kompressija v Twitter. [Language Compression in Twitter Messages]. In: Mediaskop. [Mediascope]. 2012 No. 3 URL: http:// www.mediascope.ru/node/1136 (accessed 05.09.2020).

Belovodskaja A.A. Ob issledovatelskom potenciale izuchenija hjeshtega kak mediadiskursivnogofenomena. [About Research Potential of Studying Hashtag as Mediadiscourse Phenomenon]. In: Medialingvistika. [Medialinguistics]. 2019 No.6(1) DOI: 10.21638/spbu22.2019.105.

Galjamina Ju.E. Lingvisticheskij analiz heshtegov Tvittera. [Linguistic Analysis of Hashtags in Twitter]. In: Sovremennyj russkij jazyk v internete. [Modern Russian on the Internet]. Moscow, 2014.

Goncharova E.A. Zhanroobrazujushhie harakteristiki Tvitter. [Genre-forming characteristics of Twitter]. In: Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki. [Current Issues in Philology and Pedagogic Linguistics]. 2019 No. 3 DOI: 10.29025/20796021-2019-3-51-58.

Emel'janenko V. Slova za reshjotkoj. [Words behind the Hash]. In: Russkij mir.ru. [Russian World.ru]. 2013 No. 2. URL: https://rusmir. media/2013/02/01/reshetka (accessed 05.09.2020).

Rjabchenko N.A., Katermina V.V., Gnedash A.A., Malysheva O.P. Politiches-kij kontent social'nyh dvizhenij v online-prostranstve sovremennyh gosudarstv: metodologija analiza i issledovatelskaja praktika. [Political content of social movements in the online space of modern states: methodology of the analysis and research practices]. In: Juzhno-rossijskij zhurnalsocial'nyh nauk. [South-Russian Journal of Social Sciences]. 2018 Vol.19. No.3

Rjabchenko N.A., Malysheva O.P. Upravlenie politicheskim kontentom: semanticheskij analiz tegov i hjeshtegov. [Managing Political Content: Semantic Analysis of Tags and Hashtags]. In: VIII mezhdunarodnaja sociologicheskaja Grushinskaja konferencija «Sociolog 2.0: transformacija professii». [International Sociological Grushinskaja Conference „Sociologist 2.0: Transformation of Profession"]. Moscow, 2018.

Shhipicina L.Ju. Komp'juterno-oposredovannaja kommunikacija: Lingvisticheskij aspekt analiza. [Computer-assisted Communication: Linguistic Aspect of Analysis]. Moscow, 2010.

Solis B. The Hashtag Economy. 2011 URL: http://www.briansolis. com/2011/06/hashtag-this-the-culture-of-social-media-is/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.