И.В. Ревенко
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГРАДАЦИОННЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ СТРУКТУР В ВОЕННОЙ ПРОЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА
Семантика интенсивности реализуется на разных языковых уровнях. Разноуровневые средства репрезентации интенсивности образуют систему, организованную по принципу поля. Конституенты поля по-разному выражают интенсивность, в связи с чем подразделяются на ядерные и периферийные. «На современном этапе развития функциональной грамматики... признается возможность существования не только моноцентрических, но и полицентрических полей» [Карповская 1998 : 7]. Категория интенсивности представляет собой полицентрическую категорию. В военной прозе В.П. Астафьева один из центров в ядерной зоне образуют синтаксические средства, реализующиеся на уровне словосочетания и сложного предложения.
В системе сложноподчиненного предложения интенсивность выражается большим количеством конкурирующих и дополняющих друг друга языковых средств, которые, по утверждению Е.И. Шейгал, «объединяются значением гра-дуированности объема признака, качества, действия» [Шейгал 1990 : 88]. Одним из наиболее ярких средств репрезентации интенсивности на синтаксическом уровне являются градационные структуры.
Под градационными синтаксическими структурами мы понимаем место-именно-союзные и местоименно-соотносительные предложения, структурная схема которых включает местоимения-интенсификаторы такой, столько и др., выполняющие роль градатора. Градатором называется единица, указывающая на степень несовпадения с нормой и маркирующая передвижение интенсемы по шкале интенсивности.
Обычно конструкции с местоимением-градатором указывают на отклонение от ординарного уровня в зону «+» на шкале (превышение степени проявления признака). При выражении интенсивности в сложноподчиненном предложении органично участвуют обе части — главная и придаточная. При этом придаточным предложением выражается следствие интенсивности действия, названного в главном предложении. Наличие в структуре предложения указательного местоимения такой свидетельствует о том, что придаточная часть выступает в качестве конкретизатора степени интенсивности. В предложении: И так пошла, что хоть верьте, хоть нет, я едва не разревелся: такая она была худенькая, усталая, такая жалостная - ну спасу нет никакого! («Звездопад») [Астафьев 1993] предельная степень проявления признака передается при помощи местоимения такая и «поддерживается» за счет введения устойчивого выражения спасу нет никакого.
Градаторы в структуре сложноподчиненного предложения могут относиться к словам разных частеречных классов и выражать различные значения.
Присоединяясь к глаголу, градатор указывает на степень проявления процессуального признака предмета. В таких случаях интенсивность выражается в конструкции «глагол + градатор + придаточная часть сложноподчиненного предложения»: Он опять чего-то траванул такое, что госпиталь закачался от гогота (Звездопад) [Астафьев 1993].
В приведенном примере местоимение присоединяется к глаголу, называющему однократное интенсивное спонтанное действие и находится по отношению к нему в постпозиции. Такая позиция оказывается значимой, поскольку в этом случае градатор выступает не только показателем еще большего отклонения в сторону крайней точки положительного вектора шкалы интенсивности, но является также своеобразным знаком последующей конкретизации степени этого отклонения. В качестве показателя степени отклонения, конкретизатора, в таких конструкциях выступает придаточная часть сложного предложения.
Градаторы выступают не только как элементы структурной схемы сложноподчиненного предложения, но и определенным образом влияют на его семантику. В зависимости от характера выражаемого значения градаторы подразделяются на следующие группы:
1) с количественно-усилительным значением;
2) с усилительно-качественным или качественно-характеризующим значением;
3) со значением меры количества.
Местоименные слова настолько, столь, до того, до такой степени в предложениях, построенных по схеме «настолько...что», имеют количественно-усилительное значение: Фома - знаменитый пират, до того свирепый и кровожадный, что вместо черепа и костей на черном знамени флотилии. нарисован беленький невинный ягненочек («Соевые конфеты») [Астафьев 1993].
Актуализация усилительно-качественного или качественно характеризующего значения у градаторов связана со значением определяемого слова. Местоимение такой имеет отчетливое усилительно-качественное значение при отвлеченных существительных, обозначающих признак или состояние: Материлась она при этом так страшно с такой ямщицкой осатанелостью, что Капа прижалась ко мне... («Где-то гремит война») [Астафьев 1993].
То же значение такой имеет при сочетании с вещественными существительными, допускающими количественную характеристику по степени проявления наиболее значимого признака предмета: Мы выпили по рюмке такого самогона, что у меня сперло дыхание в груди... («Звездопад») [Астафьев 1993].
Приведенный пример интересен тем, что в нем имеет место пропуск признакового слова, по сути представляющий собой импликацию, которая имеет отношение только к формальной стороне, поскольку на содержательном уровне этот признак не «изымается» из высказывания. Доказательством этому служит возможность реконструкции высказывания за счет восстановления в его структуре пропущенного признакового слова: Мы выпили по рюмке такого крепкого самогона, что у меня сперло дыхание в груди.
И.В. Ревенко
Значение меры количества реализуется в конструкциях со словом столько, которое способно употребляться в приименной и приглагольной позиции.
В приименной позиции местоимение сочетается с именем существительным в форме Р.п. При этом оно имеет усилительный смысл и синонимично сочетаниям так много или так мало. Существительное в таких конструкциях называет количественно характеризуемый предмет: ...Паром сшиб столько пташек, что нагребли их почти полное ведро («Соевые конфеты») [Астафьев 1993].
Значение меры количества сохраняется в эллиптических конструкциях, в которых пропущены местоимение-градатор и союз: ...На Манской гриве рыжиков и брусницы будет, по приметам, - хоть коробом вози («Где-то гремит война») [Астафьев 1993].
В таких конструкциях пропущенные элементы легко поддаются восстановлению. Ср.: На Манской гриве рыжиков и брусницы будет столько, что хоть коробом вози.
Значение интенсивности передается не только местоименно-союзными, но местоименно-соотносительными (по Белошапковой В. А., местоименно-соотноси-тельными отождествительного типа) сложноподчиненными предложениями [Белошапкова 1989]. Особенность предложений этого типа заключается в том, что в их структуру входят местоимения, которые семантически связаны с союзом, «открывающим» придаточное предложение. При этом местоимение и союз образуют устойчиво воспроизводимые пары, например: то. что, тот. кто, там... где, оттуда... куда, столько... сколько, такой... какой и др.
По характеру значения коррелятивные пары, включающие местоименно-со-относительное слово и союз, неоднородны. Выделяют коррелятивные пары с 1) предметным (тот (та).кто, тот (та).что), 2) обстоятельственно-пространственным (туда. где, оттуда. откуда) и 3) определительным значением (так.как, такой.какой) [Грамматика современного русского литературного языка 1970].
Наиболее благоприятные условия для выражения интенсивности создаются при использовании в предложении коррелятивных пар с определительным значением. Чаще всего в военной прозе В.П. Астафьева используется коррелятивная пара «такой. какой». Соотносительное слово такой в предложении занимает позицию при существительном или при полном прилагательном: . И ночь ему будет казаться бесконечной, а боль такой, какой ни у него, ни у кого другого еще не было. («Сашка Лебедев») [Астафьев 1993]. И в той, и в другой позиции коррелятивной парой реализуется значение степени.
Репрезентация интенсивности при помощи местоименно-соотносительных предложений фразеологизированного типа имеет весьма существенную особенность. «Значение интенсивности.в словах "так", "такой" актуализируется только за счет придаточного, отсюда скованность синтаксической модели и приобретение интенсивами и всей синтаксической конструкцией вторичной функции, погашение указательного значения в соотносительных словах, приобретение ими значений, близких к усилительной частице.» [Гаврилова 1993 : 8].
В качестве градатора могут выступать не только местоимения, но и местоименные наречия (так, настолько и др.), которые реализуют усилительно-количественное значение при глаголах, по отношению к которым допустима характеристика по степени: Пересылка содрогнулась так, что воробьи по ней заметались... («Звездопад») [Астафьев 1993].
При других глаголах так имеет качественно характеризующее значение с некоторым оттенком усиленности: Когда конфету возьмешь в рот, она по мере согревания начинает набухать, растекаться, склеивать рот так, что его уже не раздерешь... («Соевые конфеты») [Астафьев 1993].
Градационные синтаксические структуры имеют интегральные структурные и семантические признаки. Структурная общность проявляется в наличии в схеме градатора как показателя несовпадения с ординарным уровнем. Семантическая общность проявляется в том, что такого рода структуры реализуют значение усиления степени проявления признака, действия, состояния.
Общая семантика усиления реализуется в частных разновидностях, указывающих на : 1) усиление, связанное с увеличением количества признака; 2) усиление, связанное с выделением ведущего, наиболее значимого качественного признака; 3) усиление, связанное с указанием на меру количества.
Библиографический список
1. Астафьев, В.П. Проза войны. В 2 т. / В.П. Астафьев. - Иркутск, 1993.
2. Гаврилова, Г.Ф. Категория интенсивности и способы ее выражения в сложноподчиненном предложении / Г.Ф. Гаврилова // Единицы языка в коммуникативном аспекте. - Ростов-на-Дону, 1993.
3. Грамматика современного русского литературного языка. — М, 1970.
4. Карповская, Н.В. Категория интенсивности атрибутивного признака в испанском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.В. Карповская. — Воронеж, 1998.
5. Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. — М., 1989.
6. Шейгал, Е.И. Градация в лексической семантике / Е.И. Шейгал. — Куйбышев, 1990.