Научная статья на тему 'Семантическая оппозиция «Сон - явь» в поэзии Ф. И. Тютчева'

Семантическая оппозиция «Сон - явь» в поэзии Ф. И. Тютчева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
508
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ / ЛЕКСЕМА / ЦВЕТ / ЗВУК / СОЗНАНИЕ / SEMANTIC OPPOSITION / CONSCIENCE / COLORATION / SOUND / LEXEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хапко Е. В.

В статье разбирается сущность семантической оппозиции «сон явь» в творчестве Ф.И. Тютчева. Различительными критериями становятся цветовые и звуковые ощущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTIC OPPOSITION “SLEEP - REALITY” IN THE TYUTCHEV’S WORKS

The substance of the semantic opposition “sleep reality” in the Tyutchev’s works is considered in this article. The color and sound perceptions serve as the criterions for their distinction.

Текст научной работы на тему «Семантическая оппозиция «Сон - явь» в поэзии Ф. И. Тютчева»

УДК 882

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОППОЗИЦИЯ «СОН - ЯВЬ» В ПОЭЗИИ Ф.И. ТЮТЧЕВА

Хапко Е.В.

В статье разбирается сущность семантической оппозиции «сон - явь» в творчестве Ф.И. Тютчева. Различительными критериями становятся цветовые и звуковые ощущения.

Ключевые слова: семантическая оппозиция, лексема, цвет, звук, сознание

SEMANTIC OPPOSITION "SLEEP - REALITY" IN THE TYUTCHEV'S WORKS

Khapko E.V.

The substance of the semantic opposition "sleep - reality" in the Tyutchev's works is considered in this article. The color and sound

perceptions serve as the criterions for their distinction.

Keywords: semantic opposition, conscience, coloration, sound, lexeme

В современной лингвистической науке говорят об оппозициях как о фундаменте языковой действительности. Впервые к вопросу оппозиций на рубеже XIX - XX веков приблизился Фердинанд де Соссюр в «Курсе общей лингвистики», говоря о дифференциации языковых составляющих: «То, что отличает один знак от другого, и есть всё то, что его составляет» [15, с. 121].

Лингвистический энциклопедический словарь приводит следующее определение языковой оппозиции: «Лингвистически существенное (выполняющее семио-логическую функцию) различие между единицами плана выражения, которому соответствует различие между единицами плана содержания, и наоборот [10, с. 395].

Идеи Фердинанда де Соссюра в отношении оппозиций стал развивать Н.С. Трубецкой при разработке теории фонологии. Его классификация оппозиций была настолько удачной, что она оказалась применима не только к узкому направлению, но и к лингвистике в общем. Причём на её общеязыковую пригодность указал он сам, объяснив, что эта классификация «не содержит ничего специфически фонологического» [16, с. 29].

Этим фактом воспользовался Ж.П. Кантино и на основе классификации Трубецкого, расширив и доработав её, составил свою концепцию, поместив в центр внимания семантические оппозиции, которые назвал сигнификативными.

Системность лексики подразумевает принцип объединения - наличие родовых понятий, - которому подчиняется семантическая оппозиция, что отмечает академик А.В. Бондарко [1, с. 17]. Получается, что семантическая оппозиция выступает проявлением единства языковой системы.

В отношении поэзии Ф.И. Тютчева литературовед Ю.М. Лотман выдвигает столь же парадоксальную мысль: «Противоречивое разнообразие текстов Тютчева имеет органическую тенденцию складываться в единый текст - «лирика Тютчева» [11, с. 593]. Одновременно признаётся наличие в ней «прямо противоположных решений одних и тех же вопросов... Самые крайние по своей полярности утверждения, отрицая друг друга, не отрицают общего для них языка» [11, с. 567].

Из описанного смыслового единства произведений поэта вытекает мысль о семантической слитности тютчевской поэзии, что сужает круг основных оппозиций (назовём их ядерными) буквально до нескольких единиц, например, «Бытие - Небытие», «Россия -Европа». Множество же остальных отходит на периферию. Так, оппозиции «свет - тьма», «говорить -молчать», «сон - явь» будут периферийными по отношению к ядерным оппозициям «Бытие - Небытие», «День - Ночь». Остановимся подробнее на периферийной оппозиции «сон - явь».

В ПСТ приводятся следующие определения высокочастотной лексемы «Сон» (у Тютчева 74 употребления): 1. Физиологическое состояние покоя и отдыха. 2. Сновидение, то, что снится. 3. Совмещённые 1-е и 2-е значения [5, с. 743-744].

Сон - очень специфическое психофизиологическое состояние. С одной стороны, это время, когда организм отдыхает. «Периодически наступающее физиологическое состояние у человека и животных; характеризуется почти полным отсутствием реакций на внешние раздражения, уменьшением активности ряда физиологических процессов» [14, с. 1253]. С другой стороны, во сне подсознание, которое нечасто даёт о себе знать в период бодрствования, не прекращает свою работу, занимаясь

осмыслением и переосмыслением различных происходивших событий. Таким образом, понятие сна противоречиво: замирание внешних процессов характеризуется активизацией внутренних. При этом сложно объективно определить, что является ведущим признаком. В творчестве Фёдора Ивановича Тютчева многими исследователями (Н.Я. Берковским, Ю.М. Лотманом и другими) отмечается его отношение к понятию сна как к основополагающему. Например, Ю.М. Лотман пишет: «Особенно велика и разнообразна сфера сна (сон как область соприкосновения со стихией)» [11, с. 568 - 569]. У Л. Озерова эта мысль сформулирована несколько по-другому: «Из плоскости бытовой и психологической Сон выведен в иную плоскость - философскую» [12, с. 72]. Сам же Тютчев говорит о глобальном значении снов в одноимённом стихотворении [17, с. 82]:

Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами... Беспокойной жизни поэт предпочитает дымку сна в стихотворении «Сон на море» [17, с.106]: Над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой, Он веял легко над гремящею тьмой. Нечто эфемерное способно подавить, заглушить «хаос звуков» реальности, но одновременно сделать ярче всё вокруг: «болезненно-яркий» («одновременно болезненный и яркий (о сне)» [5, с. 51]), «волшебно-немой» («чудесно-безмолвный» [5, с. 119]) - авторские сложные прилагательные выражают стремление подобрать как можно более точное слово, чтобы передать магическую зыбкость состояния. Даже толкования этих слов представляют собой сочетания разнородных признаков. Контрастность цветов усиливается: Земля зеленела, светился эфир, Сады-лавиринфы, чертоги, столпы... Проявляется новая реальность - реальность сна, где поэт отнюдь не одинок:

И сонмы кипели безмолвной толпы. Я много узнал мне неведомых лиц, Зрел тварей волшебных, таинственных птиц... Фантастические существа представляются герою плодами его творения, подталкивая его к ощущению себя как Бога:

По высям творенья, как Бог, я шагал. Сон даёт возможность испытать то, чего нельзя пережить в реальности, в данном случае если не вознестись до Бога, то почувствовать себя единоличным хозяином мира, наслаждающимся своим могуществом, перед которым всё замирает:

И мир подо мною недвижный сиял. На первый план выходить картинка, звука нет -яркий беззвучный сон человека, уставшего от бурь

жизни, которая не оставляет его надолго в покое: И в тихую область видений и снов Врывалася пена ревущих валов. В результате давления мира на человека в нём происходит внутренний разлад:

Две беспредельности были во мне, И мной своевольно играли оне. «Беспредельности - стихии сна и моря» [5, с. 34]. Из-за их борьбы наступает болезненное состояние, когда обостряется какой-то один вид ощущений, в нашем случае зрительные. Это болезненно - нет гармонии. В лучах огневицы развил он свой мир. «Огневица - бред, горячка» [5, с. 457]. Отсюда и греховная мысль возомнить себя Богом, которая людей никогда ни к чему хорошему не приводила. Если губительный сон безмолвный, спасительные звуки приходят извне:

Все грёзы насквозь, как волшебника вой, Мне слышался грохот пучины морской. Сон на море обманчив. Казалось бы, благодаря ему можно забыть о жизненных штормах (да и то лишь на время), но незаметно в него могут вкрасться пагубные идеи, от которых чудесным избавлением становится только явь.

Оппозиция «сон-явь» обнаруживается и в других стихотворениях Тютчева. Б.М. Козырев интерпретирует её в качестве мотива «действительность — сон», который «проходит сквозь все эпохи творчества Тютчева, имея, однако, каждый раз новую окраску» [9, с. 269]. Сон здесь уже качественно другой: спокойный, умиротворяющий - «миротворный гений» [5, с. 85]. Толкования лексем, из которых состоит процитированная метафора, объединяются в одно логичное значение: «высший творческий ум, несущий с собой спокойствие, мир» [5, с.147, 365]. Это сон, совершенно противоположный рассмотренному ранее болезненному «Сну на море» с его искажённой яркостью. Ему можно отдаться, не опасаясь никаких ненужных идей, отдохнуть от весёлого дня, когда

Все звуки жизни благодатной, -И всё в один сливалось строй, Стозвучный, шумный - и невнятный. Реальность наполнена шумом-гамом, во сне же всё стихает, успокаивается:

...И воцарилося молчанье... Оппозиция «шум - тишина» (наличие/отсутствие звуков) является главным признаком оппозиции «сон - явь».

«Окраска» сна зависит от настроения бодрствования: бури на жизненном море изматывают человека,

оглушают, делают сон нездоровым, а цвета - более едкими; тогда как благодатная жизнь утомляет «весенней негой» («состояние успокоенности, внутреннего удовлетворения» [5, с. 415]) и несёт здоровый сон, когда цветоощущение притупляется: Ходили тени по стенам И полусонное мерцан ье... Бледное светило...

В какой-то степени даже теряется связь со временем:

Не знаю, долог ли был сон. У сна можно выделить начальную стадию - дремоту - переходное «состояние склонного ко сну» [5, с. 201]. Оно характеризуется повышенной чуткостью, когда человека легко потревожить, поэтому необходима своего рода защита. Эта роль отведена луне - ночному небесному светилу, которое, как известно, отражает солнечный свет и является символом человеческого разума. Таким образом, нечто рациональное оберегает иррациональное, при этом сохраняя тончайшую связь сна с реальностью: И мне казалось, что оно Мою дремоту сторожило.

Однако спящий не может быть уверен в происходящем (ведь физиология сна отключает сознание) и дважды делает оговорку: «Имне казалось». Автор метафорически именует состояние сна, которое даёт возможность отдохнуть и набраться сил, «миротворный гений».

Тютчев в очередной раз указывает на цветовые различия реальности и сна: засыпая, человек попадает «из пышно-золотого дня... в царство теней». Но цвет не является основным признаком оппозиции «сон -явь», главный - это разнообразие звуков, которые наполняют период бодрствования и приглушаются либо отсутствуют во сне.

Обратимся к стихотворению «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный» [17, с. 124]. В город приходит звёздная ночь, когда цвета не смазываются, несмотря на спускающуюся «завесу» («то, что скрывает, закрывает собой что-то»), они вполне различимы: сад -тёмно-зелёный («зелёный с тёмным оттенком» [5, с. 799]), ночь - голубая («цвета ясного неба и спокойного моря» [5, с. 158]), цветущая белым яблоня - «убелённая» - «приобретшая белую окраску» [5, с. 84], месяц золотой («цвета золота» [5, с. 259]). Наступила первая фаза сна, дневная деятельность стихла: Изнемогло движенье, труд уснул... На смену её обычному шуму пришёл новый тон: Проснулся чудный еженощный гул... Для ночной поры он характерен, на что указывает прилагательное «еженощный» - «происходящий каждую ночь» [5, с. 215]. Помимо одиноких, но привычных

звуков музыки и родника, появляется фоновый шум, описываемый словами с семантикой тайны: «чудный» -«вызывающий удивление своей необычностью, волшебный» [5, с. 905], «непостижимый» - «такой, что трудно, невозможно понять» [5, с. 427]. Этот гул - «глухой, обычно далёкий в пространстве и времени шум» [5, с. 171] - имеет не понятное герою происхождение: Откуда он, сей гул непостижимый?.. Автор делает робкое предположение, что он несёт в себе проявление невидимого мира человеческих мыслей:

Иль смертных дум, освобождённых сном, Мир бестелесный, слышный, но незримый... Спустя годы Карл Юнг разработал учение о «коллективном бессознательном», в образах которого «видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений» [14, с. 1581].

Когда сознание засыпает, просыпается более тонкое подсознание, которое может стать ключом к раскрытию тайн мира благодаря своей близости к истокам бытия, к первозданному хаосу в виде «хаоса ночного». ПСТ толкует данное понятие как «беспредельное пространство, представляющее собой смесь материальных элементов мира, из которых произошло всё сущёствующее» [5, с. 871].

Здоровый сон имеет очищающее действие: убирает накопившуюся за день усталость, придаёт силы. Для невыспавшегося человека, которого «сон благодатный не коснулся», любые звуки кажутся многократно громче и неприятнее:

О, как пронзительны и дики,

Как ненавистны для меня

Сей шум, движенье, говор, крики

Младого, пламенного дня!..

Яркие цвета приносят болезненные ощущения:

О, как лучи его багровы,

Как жгут мои глаза!..

Человеку всё не так, всё мешает. Его недовольство выражается в усиленных восклицаниях и взывании к ночному спокойствию:

О, ночь, ночь, где твои покровы, Твой тихий сумрак и роса!.. Внутренние противоречия Тютчева в связи с оппозицией «День - Ночь» превращаются, по выражению Б.Я. Бухштаба, «в сферу особой поэтической концепции «дневного» и «ночного» мира» [2, с. 705].

В данном стихотворении сон символизирует развитие жизни, переход к новому. Неспавший остаётся во вчерашнем дне, над ним «тяготеет вчерашний зной, вчерашний прах». Сон - портал в завтра. Должно происходить обновление. Те, кто не прошёл его (не выспался), превращаются в брюзжащие «обломки старых

поколений», которые не в состоянии идти к новому наравне со всеми. Им остаётся только посочувствовать: Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движению За новым племенем брести!.. Итак, физиологический процесс сна создаёт предпосылки для существования оппозиции «сон -

явь». Она является периферийной для более широких ядерных оппозиций «Бытие - Небытие», «День-Ночь». Её главные критерии - цвето- и звукопередача. Именно по уровню их насыщенности различаются состояния сна и бодрствования. Болезненный сон или вовсе его отсутствие приводят к разрушению и застою. Здоровый же сон ведёт только к гармонии и обновлению.

Список литературы

1. Бондарко А.В. О структуре грамматических оппозиций (Отношения оппозиции и неоппозитивные различия) // Вопросы языкознания. М.: 1981. №6. С. 17-28.

2. Бухштаб Б.Я. Тютчев // История русской литературы: В 10т. / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкин. Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т. VII Литература 1840 годов. 1955. С. 695-719.

3. Голованевский А.Л., Атаманова Н.В., Чернявская Е.А. Поэтический словарь Ф.И. Тютчева: загадки, гипотезы, отгадки // Вестник Брянского государственного университета. Брянск, 2004. №2. С. 7-13.

4. Голованевский А.Л. Лексика и семантика «Поэтического словаря Ф. И. Тютчева». Брянск: Брянский гос. ун-т, 2009.

5. Голованевский А.Л. Поэтический словарь Ф.И. Тютчева. Брянск: РИО БГУ, 2009.

6. Голованевский А.Л. Тютчев русская языковая поэтическая личность / Монография. Брянск: «Курсив», 2013.

7. Григорьева А.Д. Слово в поэзии Тютчева / АН СССР. Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1980.

8. Кантино Ж.П. Сигнификативные оппозиции // Принципы типологического анализа языков различного строя / Отв. ред. Б.А. Успенский. М.: 1972. С. 61-94.

9. Козырев Б.М. Из пятого письма: [Письма о Тютчеве]//Ф.И. Тютчев/АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького. М.: Наука, 1988. Кн. I. (Лит. наследство; Т. 97).

10. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: «Советская энциклопедия», 1990.

11. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: Анализ поэт. текста / Ю.М. Лотман; М.Л. Гаспаров. СПб.: Искусство-СПб, 1996.С. 565-594.

12. Озеров Л. Поэзия Тютчева. М.: «Художественная литература», 1975.

13.Пумпянский Л. В. Поэзия Ф. И. Тютчева // Ф.И. Тютчев: pro et contra: личность и творчество Тютчева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология, СПб, 2005.

14. Советский энциклопедический словарь М.: «Советская энциклопедия», 1980.

15. Соссюр Ф. де Труды по языкознанию. М.: «Прогресс» / Ред. М.А. Оборина, 1977.

16. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Изд-во иностр. лит., 1960.

17. Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / Вступ. ст. Н.Я. Берковского. Л.: Сов. Писатель, 1987.

18.Ушева Н.С. «Метод оппозиций в морфологических исследованиях: концепция Ж.П. Кантино» // Актуальные вопросы теории и практики филологических исследований: материалы III международной научно-практической конференции 25-26 марта 2013г. Прага: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosféra CZ", 2013. С.89-92.

Об авторе

Хапко Елена Валерьевна - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.