Научная статья на тему 'Семантическая характеристика окказионализмов в трилогии С. Коллинз «Голодные игры»'

Семантическая характеристика окказионализмов в трилогии С. Коллинз «Голодные игры» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТ / МОДЕЛЬ / ОККАЗИОНАЛИЗМ / CONTEXT / PATTERN / OCCASIONALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волкова Е.А., Сушко Д.В.

В статье рассматривается понятие окказионализм, исследуются окказионализмы в художественном тексте, выявляются семантические особенности авторской лексики в произведениях С.Коллинз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семантическая характеристика окказионализмов в трилогии С. Коллинз «Голодные игры»»

Волкова Е.А.1, Сушко Д.В.2 ©

1Кандидат филологических наук; старший преподаватель кафедры теории и практики английского языка; Студент кафедры теории и практики английского языка.

Южный федеральный университет

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОККАЗИОНАЛИЗМОВ В ТРИЛОГИИ

С.КОЛЛИНЗ «ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ»

Аннотация

В статье рассматривается понятие окказионализм, исследуются окказионализмы в художественном тексте, выявляются семантические особенности авторской лексики в произведениях С.Коллинз.

Ключевые слова: контекст, модель, окказионализм. Keywords: context, pattern, occasionalism.

В современной лингвистике существуют различные трактовки понятия «окказионализм». Так, Н.И. Фельдман в своей статье «Окказиональные слова и лексикография» определила окказионализм как «индивидуально-авторские словообразования, фигурирующие в употреблении одного или нескольких лиц, не подлежащие включению в словарь» [3, 231]. Согласно лингвисту Э. Ханпира, окказионализм - это неизвестное языку слово, образованное по языковой малопродуктивной или по окказиональной (речевой) модели [4, 56]. В Словаре лингвистических терминов Д.Э. Розенталя окказионализм определяется как «слово, образованное по непродуктивной модели, используемое только в условиях данного контекста» [2, 349]. В своем исследовании под окказионализмом мы понимаем слово или словосочетание, образованное по окказиональной (речевой) модели, либо являющееся результатом семантических приращений, которые преобразуют семантику исходной узуальной единицы, употребленной в художественном контексте.

На современном этапе изучения окказионализмов выделяют следующие признаки, отличающие их от других новообразований и влияющиена их лексикографический статус: ненормативность, невоспроизводимость, функциональная одноразовость, зависимость от контекста, индивидуальная принадлежность, синхронно-диахронная диффузность[1, 89-92]. Обозначенныепризнакипозволяют распознать окказиональную единицу и дифференцировать ее от неологизма.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимость нового подхода к изучению значения слова. Языковую номинацию следует изучать в конкретных актах коммуникации, в связи с отношениями между предметами, учитывая ряд моментов, регулирующих выбор языковых средств, а также функционально-художественное назначение лексемы в тексте, что определяет адекватность восприятия авторского произведения.

В связи с возрастающим интересом общества к современной литературе, а именно жанру научной фантастики XX века для изучения реализованного значения лексической единицы была произведен анализ окказионализмов из трилогии-антиутопии С. Коллинз «Голодные игры». Центром описания в трилогии С. Коллинз является проведение Голодных Игр, искусно представленное в виде самых разных процессов подготовки, исторических событий, обычаев и традиций, географических объектов, технических девайсов, искусственно созданных распорядителями Игр монстров, одежды, предметов быта, различных способов наказаний за нарушение правил и законов, смертельных процедур и

© Волкова Е.А., Сушко Д.В., 2016 г.

ядов и т.п. Немалое внимание также уделяется и внешнему виду трибутов, граждан Капитолия, живущих по постоянно меняющимся законам моды.

Рассмотрим некоторые примеры контекстного употребления окказионализмовв трилогииС. Коллинз. Так как действие романа происходит в постапокалиптическом будущем, автор создает непривычный для современного общества мир с совершенно другим государственным строем и повседневным бытом с помощью окказионализмов, представляющих собой географические наименования, таких как: Panem (Панем - страна, образованная в результате глобальной катастрофы на территории бывшей Северной Америки), the Capitol (Капитолий - столица Панема, гдебогатые горожане шикуют за счёт бедных, голодающих и угнетённых жителей дистриктов), District (Дистрикт - округ, снабжающий Капитолий разнообразным сырьем), theSeam(Шлак, место проживания самых бедных жителей в Дистрикте 12). Таким образом, можно сразу обнаружить классовое различие между жителями Капитолия и остальных дистриктов.

Для того чтобы понять, что послужило причиной классового неравенства, необходимо обратиться к истории Панема. За 74 года до описываемых в трилогии событий, недовольные таким положением вещей граждане всех тринадцати Дистриктов подняли восстание, которое было жестоко подавлено. В результате двенадцать дистриктов перешли под полный контроль Капитолия, а Дистрикт 13 из-за производства ядерного оружия был официально уничтожен. Данный период времени получил название the Darkest Days (Темные Времена). В память об этой войне согласно Договору с повинным в мятеже дистриктом (the Treaty of Treason)проводятся ежегодные Голодные игры (the Hunger Games). Упомянутые выше окказионализмы можно отнести к историческим.

Перед тем как перейти к описанию процесса Голодных игр, необходимо рассмотреть классовую принадлежность участников и лиц, имеющих отношение к созданию Игр. В первую очередь, это tributes-трибуты, пара молодых людей (парень и девушка от 12 до 18 лет) из каждого дистрикта, которые выбираются посредством жеребьевки. Дистрикты, сотрудничающие с Капитолием, имеют разрешение на усиленную подготовку Профи -трибутов (The Careertributes или the Careers), которые вызовутся добровольцами вместо выбранных на жеребьевке. Чтобы создать достойное развлекательное зрелище для Капитолия, также необходимы профессионалы, такие как Gamemakers (распорядители Игр) и prepteam или preps (команда стилистов, готовящих трибутов к Играм). Для охраны трибутов и жителей дистриктов призваны миротворцы (peacekeepers), однако, значение данной должности совершенно не сходится с нашим обычным пониманием: человеком, способствующим сохранению или восстановлению мира. Миротворцы в Голодных Играх -лица, призванные следить за соблюдением порядка любой ценной, наказывая и даже убивая нарушителей и иногда ни в чем не повинных жителей. Те, кому удалось избежать смертельной казни, получают следующие наказание: теряют способность говорить и остаются прислуживать в Капитолии в качестве безгласых (Avox, -es).

Говоря о процессе подготовки к Голодным Играм, необходимо отметить, что трибуты выбираются представителем Капитолия во время процесса жеребьевки или Жатвы (Reaping). Далее предстоит долгий период времени представления перед публикой, который состоит из таких этапов, как: trainingsession (тренировка, знакомство с трибутами-соперниками, инструкторами), privatesession (показ своих лучших умений распорядителям Игр с целью завоевать их внимание и получить баллы), contentsession (вторая консультация, публичное интервью с ведущим с целью завоевать симпатию зрителей).

Далее рассмотрим использование окказиональной лексики в описании Голодных Игр, ежегодного турнира, в котором участники борются за право остаться в живых. В качестве врагов на арене, помимо соперников из других дистриктов представлены жестокие созданные Капитолием чудовища: mutts (переродки, принимающие форму, как известных хищников, так и погибших трибутов), trackerjackers (осы-убийцы) и многие другие. В дополнение к искусственно-созданным представителям мира фауны, на арене появляются ядовитые растения, такие как nightlock (морник, ягоды), которые помогают героям из

Дистрикта 12 одержать победу вдвоем, несмотря на золотое правило Игр: победитель остается один.

Так как действие трилогии происходит в далеком будущем, невозможно обойтись без новых технологий и устройств. Наиболее часто упоминаемые в романе технические девайсы связаны напрямую с деятельностью Капитолия и организацией Игр. Например, hovercraft (планолет, управляемый на расстоянии транспорт, увозящий тела погибших трибутов с арены), pod (капсула-препятствие со встроенным взрывным устройством), tributetube (прозрачная установка, поднимающая трибута на арену).

Таким образом, проанализировав употребление авторской лексики в трилогии С. Коллинз «Голодные Игры», можно сделать вывод, что по своей семантике окказионализмы делятся на следующие группы: географические наименования, исторические события и документы, принадлежность к Играм, процесс подготовки и проведения Игр, чудовища, созданные Капитолием, ядовитые растения, технические устройства и транспортные средства. Однако, стоит заметить, что использование данных окказионализмов возможно только в контексте, связанном с самим произведением «Голодные Игры».

Литература

1. Попова Т.В. Неология и неография современного русского языка. М., 2005.

2. Словарь лингвистических терминов // Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1985.

3. Фреге Г. Смысл и денотат.М., 1997.

4. Ханпира Э. И. Окказиональные элементы в современной речи.М., 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.