Научная статья на тему 'СЕМЬ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИИ'

СЕМЬ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
29
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ИНСТРУМЕНТ / ДИАГРАММА ПАРЕТО / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдакимов Г. И.

В статье рассматривается применение семи простых инструментов качества в образовании. Представлен пример использования диаграммы Парето. Показано, что подобный подход может быть применен для планирования деятельности вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евдакимов Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEVEN BASIC QUALITY TOOLS IN EDUCATION

The article is about application of the Seven Basic Quality Tools in education. The example of Pareto chart application is considered. This approach can be used for planning activities of the university.

Текст научной работы на тему «СЕМЬ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИИ»

местами (больница, миграционная служба, предприятия общественного питания и др.), культурно-историческими памятниками Белгорода и области, основными торговыми центрами в городе, а также работа волонтеров по консультированию иностранных студентов по различным вопросам.

Использованные источники:

1. Взгляд на образование 2015 // Организация экономического развития и сотрудничества. URL: http://www.oecdru.org/zip/9612038e5.pdf.

2. Г.М. Андреева. Общение и межличностные отношения. М.: Добросвет. -2012. - 257 с.

3. О.В. Куликова. Проблема адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российском вузе. - М.: Наука. - 2013. - С. 87.

4. Ханс де Вит. Интернационализация образовательной программы // Международное высшее образование. - 2016. - №83. - С. 17.

Евдакимов Г.И., к.т.н. заведующий кафедрой

Уфимский государственный нефтяной технический университет

Россия, г. Салават СЕМЬ ПРОСТЫХ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАНИИИ Аннотация: В статье рассматривается применение семи простых инструментов качества в образовании. Представлен пример использования диаграммы Парето. Показано, что подобный подход может быть применен для планирования деятельности вуза.

Ключевые слова: качество, инструмент, диаграмма Парето, система менеджмента качества

Evdakimov G.I., candidate of Science

head of department Ufa State Petroleum Technological University

Russia, Salavat THE SEVEN BASIC QUALITY TOOLS IN EDUCATION Abstract: The article is about application of the Seven Basic Quality Tools in education. The example of Pareto chart application is considered. This approach can be used for planning activities of the university.

Keywords: quality, tool, Pareto chart, quality management system

Сегодня трудно представить крупный вуз, не имеющий системы менеджмента качества (СМК). Необходимость разработки и внедрения СМК не ставится под сомнение ни руководством вузов, ни преподавателями. Каждый вуз решает вопрос о создании СМК по-своему [1]. Однако следует понимать, что методы и средства управления качеством должны быть достаточно простыми и понятными, чтобы не вызвать недовольство персонала и не дискредитировать саму идею СМК. К счастью, подобные

методы и средства есть.

Так, мировая практика управления качеством давно предложила инструменты, достаточно простые по форме и алгоритму использования. В 1979 году Союз японских ученых и инженеров (ШЖ) объединил их под общим названием «Семь простых инструментов качества» [2]. Название было дано вполне оправданно, поскольку каждый из этих инструментов действительно прост в применение, но очень эффективен.

Перечислим эти инструменты:

- контрольный листок;

- гистограмма;

- диаграмма Парето;

- диаграмма Исикавы;

- диаграмма разброса;

- контрольная карта;

- расслоение (стратификация) данных.

Некоторые из этих инструментов (гистограмма, диаграмма разброса) изучаются в курсе высшей математики и не являются чем-то новым для человека, получающего высшее техническое образование. Другие инструменты малознакомы или совсем не известны преподавателям вузов.

Рассмотрим в качестве примера использование одного из семи инструментов - диаграммы Парето. Как известно, диаграмма Парето выявляет проблемы, подлежащие первоочередному решению.

В филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета диаграмма Парето успешно применяется при оценке удовлетворенности студентов обучением по дисциплинам основных профессиональных образовательных программ (анкетирование «Рейтинг дисциплин»).

В ходе анкетирования студентам предлагается блок вопросов, касающихся различных сторон учебного процесса:

1. Удовлетворены ли Вы актуальностью (новизна, современность, связь с будущей работой) учебного материала?

2. Удовлетворены ли Вы объемом теоретической части?

3. Удовлетворены ли Вы содержанием теоретической части?

4. Удовлетворены ли Вы объемом практической части (практические и лабораторные занятия, курсовое проектирование)?

5. Удовлетворены ли Вы содержанием практической части?

6. Удовлетворены ли Вы организацией самостоятельной работы при изучении дисциплины?

7. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью дисциплины учебниками, учебными пособиями?

8. Удовлетворены ли Вы качеством используемых учебников и учебных пособий?

9. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью лабораторных занятий (если

они есть) методическими указаниями к выполнению работ?

10. Удовлетворены ли Вы качеством (содержание, понятность, оформление) методических указаний?

11. Удовлетворены ли Вы состоянием лабораторного оборудования?

12. Удовлетворены ли Вы уровнем использования технических средств (компьютеров, макетов, плакатов, видеоматериалов и т.д.)?

По результатам анкетирования строится диаграмма Парето (рис. 1).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

10 ПС о

76,9

69,9 83,5

62,5

'55,1

47,0

37,0

26,2

й ли« вии

ш Ж Ж т, Ж Ж ш

7 12 8 6 11 10 5 1 2 3 4

Номер вопроса

9

Рис. 1

Представленная диаграмма Парето позволяет выделить области для улучшения.

Таковыми являются:

- обеспеченность учебной литературой (область 7);

- использование технических средств обучения (область 12);

- качество учебной литературы (область 8);

- организация самостоятельной работы (область 6);

- состояние лабораторного оборудования (область 11);

- качество методических указаний (область 10);

- содержание практической части дисциплин (область 5);

- актуальность учебного материала (область 1).

Результаты анализа должны служить входными данными при планировании работы кафедр, Учебно-методического совета и Ученого

совета.

Использованные источники:

1. Евдакимов Г.И. Процессы системы менеджмента качества вуза: монография / Г.И. Евдакимов. - Салават: Изд-во ФОБОС, 1915. - 98 с.

2. Левшина В.В. Система качества вуза: монография. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 280 с.

Ефремова М. С. магистрант 2 курса Акутина С.П., доктор педагогических наук научный руководитель, профессор Арзамасский филиал ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Россия, г. Арзамас

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается понятие дефиниции «толерантность», вопросы развития толерантности у детей младшего школьного возраста; формы и методы развития толерантности у младших школьников.

Ключевые слова: толерантность, младшие школьники, современное образование, формы и методы развития толерантности.

Abstract. The article discusses the concept of the definition of "tolerance", the development of tolerance among children of primary school age; forms and methods of development of tolerance at younger schoolboys.

Keywords: tolerance, junior high school students, modern education, forms and methods of the development of tolerance

Обращение к проблеме воспитания толерантности детей на современном этапе связано, прежде всего, с тем, что в обществе участились различные межнациональные конфликты, террористические акции, проявления у молодежи нетерпимости к различным категориям людей (нищие, лица без определенного места жительства, представители различных религий и т.д.). Поэтому, развитие такого качества личности, как толерантность, является важной задачей современного российского образования и воспитания.

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности. Изучению этого вопроса посвящены работы таких ученых, как Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков. В своих исследованиях они отмечают, что наиболее благоприятные условия для формирования вышеперечисленных качеств личности созданы в условиях общеобразовательной школы, а именно в период обучения в начальной школе.

На сегодняшний день понятие толерантности российскими учеными (А.Г. Асмоловым, Г.Л. Бардиеер, C.JI. Братченко, P.P. Валетовой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.