Научная статья на тему 'Семь мечетей Пензенской Мекки'

Семь мечетей Пензенской Мекки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клин Борис

«Известия», М., 29 ноября 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Семь мечетей Пензенской Мекки»

Борис Клин,

журналист

СЕМЬ МЕЧЕТЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ МЕККИ

Пензенской Меккой называют село Средняя Елюзань, которое находится примерно в 70 км от Пензы. В селе на 10 тыс. человек находится семь (!) действующих мечетей. Год назад в январе 2005 г. произошло событие, которое привлекло внимание к тому, что в действительности происходит в Елюзане, населенной преимущественно татарами. Новогодние праздники в соседнем со Средней Елюзанью русском поселке Архангельское закончились кровопролитием. 2 января 2005 г. толпа хулиганов, в основном татар, на десятках автомобилей без номерных знаков, вооруженная карабинами, бейсбольными битами и прутами, въехала в Архангельское. Они стреляли в воздух и землю, крушили машины местных жителей. То же самое повторилось в селе Чаадаевка и в одноименном поселке. Никто не погиб, но несколько человек получили серьезные ранения, в том числе и огнестрельные.

После погромов было обнаружено много пуль и гильз, но само оружие найти не удалось. Баллистическая экспертиза показала, что из зарегистрированных карабинов тогда не стреляли. Но если в событиях 2 января 2005 г. участвовали сотни вооруженных людей, то сколько же в Елюзани незарегистрированных стволов помимо тех 800, что стоят на учете? Впрочем, и эти 800 прокурора не радуют. Правда, сделать он ничего не может. Ведь тревоги прокурора - не повод для изъятия оружия у гражданина. И отказывать в лицензии елюзанцам, отмечает прокурор, нет никаких законных оснований.

На всякий случай в Среднюю Елюзань мы поехали в сопровождении сотрудника областной милиции. В штатском, но с пистолетом. Потому что Елюзань - самое вооруженное село в районе. И уже дважды сюда приходилось вызывать областной ОМОН. Но пообщаться с местными так и не удалось. Раздраженно поглядывая на нас, они что-то отвечали муфтию по-татарски, даже из вежливости не переходя на русский. Заместитель губернатора области Е. Столярова утверждает, что ни национальной, ни религиозной подоплеки в

январском побоище не было: «Молодые ребята из-за девушек поругались. Такие конфликты всегда были». Милиционеры же неофициально говорят о причастности к событиям криминальных группировок. Официально же мотивы нападения не установлены. Поэтому уголовное дело

возбуждено по статье «Хулиганство». Судят шесть человек, еще трое объявлены в розыск. Остальных злоумышленников изобличить не удалось.

Но оружие, погромы и демонстративная самоизоляция - не единственная проблема Елюзани. Внешне село выглядит не просто благополучным, а зажиточным. Дома не деревянные, как в соседних русских деревнях, а сплошь кирпичные, очень нарядные, украшены орнаментом. Газ проведен. А вот дороги ужасные, разбитые «КамА-Зами». Автоперевозки - популярное в Елюзани занятие. Но не единственное. В основном село живет торговлей. В правоохранительных органах говорят, что большинство коммерсантов не зарегистрированы, налогов не платят. Да и чем торгуют - тоже большой вопрос. Год назад милиционеры ловили уголовника, прятавшегося в окрестностях Средней Елюзани, и перекрыли все дороги вокруг села. Местные были очень недовольны - бизнес прекратился. Участвовавший в операции сотрудник угрозыска говорит: «Вот и думай, чем они торгуют, если мимо милиции свой товар возить не могут. Недели через полторы сами показали нам место в лесочке, где злодей прятался». Во дворе РУВД стоит «КамАЗ» с высокими бортами. Со второго этажа видно, что в кузове лежит цистерна, люк прикрыт автомобильной покрышкой. В таких «КамАЗах» перевозят краденые нефтепродукты. Недавно было обнаружено семь криминальных врезок - совсем как в Чечне. Милиционеры говорят, что в Елюзани процветает и еще один традиционный для Чечни бизнес - угон скота с сопредельных территорий.

«Село фактически бесконтрольно, - говорит районный прокурор А. Наливаев, - на 10 тыс. человек в Елюзани три милиционера! Два участковых и один водитель. До райцентра около 40 км. Вот посмотрите, я писал в областное УВД о необходимости создания в Средней Елюзани полноценного отделения милиции, установки

поста ДПС. А вот ответ - «средств нет». А борьбой с экстремизмом кому там заниматься? До 1994 г. у нас был отдел ФСБ. Потом начальник уволился, перешел в налоговую полицию. И оперов своих забрал. Теперь один уполномоченный на два района. А там село одно - как целый район. Прокурор показывает толстые папки переписки с милицейским начальством. Он бьет тревогу, а его словно не слышат - рассказывают про отсутствие средств, про инструкции МВД и нехватку личного состава. Во сколько обойдутся доставка ОМОНа и солдат, компенсации пострадавшим, если ситуация взорвется? Видимо, в МВД уже забыли про дагестанские села Карамахи и Чабанмахи, где при полной бесконтрольности воз-

никли ваххабитские очаги. Забыли, как потом, в 1999 г., перебрасывали войска и артиллерию. И как штурмовали эти села и какой ценой далось наведение конституционного порядка.

А недавно к проблемам с оружием и торговлей крадеными нефтепродуктами прибавилась еще одна - старики уверяют, что в селе обосновались ваххабиты и обострение на религиозной почве может вылиться во что угодно. В селе три религиозные силы. Два муфтия - Аббас хазрат Бибарсов и Адильша Юнкин - и ваххабиты. Бибарсов возглавляет Единое духовное управление мусульман Пензенской области, а Юнкин -глава Регионального духовного управления мусульман Пензенской области. Первый входит в Совет муфтиев под руководством Равиля Гай-нутдина. Второй - в Центральное духовное управление мусульман Талга-та Таджуддина. Обе организации традиционно конкурируют между собой. Но, как утверждают в Пензенской областной администрации, Юн-кин и Бибарсов уживаются вполне мирно. Бибарсов уточняет - мир наступил после появления ваххабитов. Они оказались страшнее существовавших разногласий.

Ваххабитами муфтий Аббас хазрат называет трех молодых людей, местных жителей, прошедших обучение в Саудовской Аравии. Вернувшись, они развернули активную деятельность. Четыре (!) в семи действующих в селе мечетей, по словам муфтия, уже находятся под их контролем. В 2003 г. они открыли медресе. «Ведь я сам им помогал, - сокрушается престарелый священнослужитель, - переводил документы на арабский язык, когда они собрались на учебу в Саудовскую Аравию. А там из них ваххабитов сделали». Только переводами муфтий не ограничился. Изначально медресе - Пензенский исламский колледж - в 2003 г. было зарегистрировано в качестве общественной организации, действующей под эгидой возглавляемого Аббас хазратом Единого духовного управления мусульман Пензенской области. Теперь муфтий на запросы из прокуратуры пишет, что колледж вышел из-под контроля и свою деятельность осуществляет самостоятельно. По словам муфтия, деньги ваххабиты из Елюзани получают из Саудовской Аравии, а литературу и инструкции - из Москвы.

Причастность к ваххабизму ректор медресе Хайдар Курмашев категорически отрицает. Он не бреет головы, а борода едва пробивается. Под внешнее описание ваххабитов не подпадает и помощник Курмашева Юсеф Бухменов. Из троих названных муфтием лидеров ваххабитов Средней Елюзани бороду носит лишь имам мечети Рифат Абузаров. «Маскируются! - говорит в ответ муфтий. - Получили такое указание из

центра». Курмашев лишь посмеивается. Деньги откуда? «Это пожертвования прихожан». Много ли жертвуют? «Кто сколько считает нужным». Отношения с муфтием? «Самые прекрасные, мы существуем при его Духовном управлении». Конфликт?! «Что вы, какой конфликт. Ну разве что спор между отцами и детьми. Старики не всегда понимают молодых».

У муфтия Пензенской области Бибарсова двое сыновей. Один - заместитель муфтия в Уфе Аюб Бибарсов, хороший, почтительный сын. Другой - Мукадас Бибарсов, муфтий Саратовской области. Известен резкими заявлениями в связи с нарушением прав мусульман в России. Отец его не понимает: «Так, как он говорит, только ваххабиты говорят». С Мукадасом он общается лишь по праздникам. Почему молодежь идет к ваххабитам, Аббас хазрат не знает. Может, за деньгами, может, еще за чем. Денег у них много. Саудовская Аравия оплачивает не только обучение, но и проживание, и питание, и даже проезд домой на каникулы.

В мечети у Аббас хазрата молодых лиц нет. Сплошь старики да пара мужчин среднего возраста. На вопрос, почему молодежь не ходит в мечеть с отцами, они лишь угрюмо молчат. Муфтий взывает: «Не молчите! Скажите правду, ведь вы сами каждый вечер только об этом и говорите. Вы домолчитесь, что они придут и выкинут нас из этой мечети. Вот Ислям, ты скажи! У него два сына пошли к ваххабитам». «А кто вообще говорит, что мы ваххабиты? Где доказательства?» - спрашивает Курмашев. «Муфтий говорит». «Это не доказательство». Курмашев и его соратники свободно оперируют юридическими терминами. «Власти утверждают, что медресе работает без лицензии». «Так они же и не дают под формальными предлогами. Но мы образовательной деятельности не ведем, только просветительскую. Религиозная группа имеет право», - парирует Курмашев.

Сказать, что власти не замечают деятельности группы Курмашева, нельзя. Замечают. И беспокойство чувствуется. Формально все, что происходит в Средней Елюзани, пока что находится в законных рамках. 800 стволов? Но они зарегистрированы, народ увлекается охотой. Семь мечетей на одно село? Но люди здесь очень религиозные. Торгуют? Да все сейчас торгуют! Так и в Чечне, и в Ингушетии все тоже началось не в один день.

Что это? Бессилие власти или ее безволие? Наверное, не важно. Важно то, что дважды уже здесь гремели выстрелы. Когда районный прокурор А. Наливаев говорил о необходимости устроить в Елюзани полноценное отделение милиции и восстановить полноценный отдел

ФСБ, я спросил: не опасается ли он, что молодые мусульмане из Елюза-ни, да еще вооруженные, на появление силовиков отреагируют как в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, т.е. в леса уйдут, партизанить. «Да, леса тут дремучие», - ответил задумчиво прокурор.

«Известия», М., 29 ноября 2005 г.

ИСЛАМ - ЭТО БУДУЩЕЕ РОССИИ

В начале ноября 2005 г. в Нижнем Новгороде проходил форум российских мусульман, обсуждавший богословские проблемы, формы противостояния религиозному экстремизму и место ислама в современном мире. После форума на вопросы специального корреспондента «Времени новостей» И. Сухова ответил ректор Нижегородского исламского института, руководитель аппарата духовного управления мусульман Нижнего Новгорода Дамир-хазрат Мухетдинов.

* * *

Вопрос: Почему всероссийский форум мусульман прошел именно сейчас и именно в Нижнем Новгороде?

Ответ: 100 лет назад, в августе 1905 г., российские мусульмане собрались на нижегородской ярмарке, чтобы консолидировать мусульманскую умму и решить самые актуальные вопросы начала XX в. Мы не имели ни морального, ни этического права оставить в стороне это событие. Хотя в Казани во время торжеств по случаю 1000-летия были попытки провести подобные торжества, они не увенчались успехом: собрались три ученых. Сейчас мы знаем, что принято решение в Татарстане все-таки провести подобное мероприятие, но они уже не будут первыми.

Вопрос: Участники форума говорят, что нынешняя резолюция почти повторяет ту, что была принята 100 лет назад...

Ответ: Да, вопросы фактически одни и те же. Когда мы вели подготовительную работу, мы увидели, что тогда мусульмане пытались решить прежде всего вопросы образования. Сейчас, как и тогда, нет системы унификации, нет единой системы мусульманского образования. 100 лет назад были новометодные и старометодные медресе. Сейчас есть медресе, которые почему-то то называются мектебе - это начальная школа. Начальную школу называют медресе - то есть среднепрофессиональ-ной. А ряд институтов и университетов называются университетами и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.