Борис Клин,
журналист
СЕМЬ МЕЧЕТЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ МЕККИ
Пензенской Меккой называют село Средняя Елюзань, которое находится примерно в 70 км от Пензы. В селе на 10 тыс. человек находится семь (!) действующих мечетей. Год назад в январе 2005 г. произошло событие, которое привлекло внимание к тому, что в действительности происходит в Елюзане, населенной преимущественно татарами. Новогодние праздники в соседнем со Средней Елюзанью русском поселке Архангельское закончились кровопролитием. 2 января 2005 г. толпа хулиганов, в основном татар, на десятках автомобилей без номерных знаков, вооруженная карабинами, бейсбольными битами и прутами, въехала в Архангельское. Они стреляли в воздух и землю, крушили машины местных жителей. То же самое повторилось в селе Чаадаевка и в одноименном поселке. Никто не погиб, но несколько человек получили серьезные ранения, в том числе и огнестрельные.
После погромов было обнаружено много пуль и гильз, но само оружие найти не удалось. Баллистическая экспертиза показала, что из зарегистрированных карабинов тогда не стреляли. Но если в событиях 2 января 2005 г. участвовали сотни вооруженных людей, то сколько же в Елюзани незарегистрированных стволов помимо тех 800, что стоят на учете? Впрочем, и эти 800 прокурора не радуют. Правда, сделать он ничего не может. Ведь тревоги прокурора - не повод для изъятия оружия у гражданина. И отказывать в лицензии елюзанцам, отмечает прокурор, нет никаких законных оснований.
На всякий случай в Среднюю Елюзань мы поехали в сопровождении сотрудника областной милиции. В штатском, но с пистолетом. Потому что Елюзань - самое вооруженное село в районе. И уже дважды сюда приходилось вызывать областной ОМОН. Но пообщаться с местными так и не удалось. Раздраженно поглядывая на нас, они что-то отвечали муфтию по-татарски, даже из вежливости не переходя на русский. Заместитель губернатора области Е. Столярова утверждает, что ни национальной, ни религиозной подоплеки в
январском побоище не было: «Молодые ребята из-за девушек поругались. Такие конфликты всегда были». Милиционеры же неофициально говорят о причастности к событиям криминальных группировок. Официально же мотивы нападения не установлены. Поэтому уголовное дело
возбуждено по статье «Хулиганство». Судят шесть человек, еще трое объявлены в розыск. Остальных злоумышленников изобличить не удалось.
Но оружие, погромы и демонстративная самоизоляция - не единственная проблема Елюзани. Внешне село выглядит не просто благополучным, а зажиточным. Дома не деревянные, как в соседних русских деревнях, а сплошь кирпичные, очень нарядные, украшены орнаментом. Газ проведен. А вот дороги ужасные, разбитые «КамА-Зами». Автоперевозки - популярное в Елюзани занятие. Но не единственное. В основном село живет торговлей. В правоохранительных органах говорят, что большинство коммерсантов не зарегистрированы, налогов не платят. Да и чем торгуют - тоже большой вопрос. Год назад милиционеры ловили уголовника, прятавшегося в окрестностях Средней Елюзани, и перекрыли все дороги вокруг села. Местные были очень недовольны - бизнес прекратился. Участвовавший в операции сотрудник угрозыска говорит: «Вот и думай, чем они торгуют, если мимо милиции свой товар возить не могут. Недели через полторы сами показали нам место в лесочке, где злодей прятался». Во дворе РУВД стоит «КамАЗ» с высокими бортами. Со второго этажа видно, что в кузове лежит цистерна, люк прикрыт автомобильной покрышкой. В таких «КамАЗах» перевозят краденые нефтепродукты. Недавно было обнаружено семь криминальных врезок - совсем как в Чечне. Милиционеры говорят, что в Елюзани процветает и еще один традиционный для Чечни бизнес - угон скота с сопредельных территорий.
«Село фактически бесконтрольно, - говорит районный прокурор А. Наливаев, - на 10 тыс. человек в Елюзани три милиционера! Два участковых и один водитель. До райцентра около 40 км. Вот посмотрите, я писал в областное УВД о необходимости создания в Средней Елюзани полноценного отделения милиции, установки
поста ДПС. А вот ответ - «средств нет». А борьбой с экстремизмом кому там заниматься? До 1994 г. у нас был отдел ФСБ. Потом начальник уволился, перешел в налоговую полицию. И оперов своих забрал. Теперь один уполномоченный на два района. А там село одно - как целый район. Прокурор показывает толстые папки переписки с милицейским начальством. Он бьет тревогу, а его словно не слышат - рассказывают про отсутствие средств, про инструкции МВД и нехватку личного состава. Во сколько обойдутся доставка ОМОНа и солдат, компенсации пострадавшим, если ситуация взорвется? Видимо, в МВД уже забыли про дагестанские села Карамахи и Чабанмахи, где при полной бесконтрольности воз-
никли ваххабитские очаги. Забыли, как потом, в 1999 г., перебрасывали войска и артиллерию. И как штурмовали эти села и какой ценой далось наведение конституционного порядка.
А недавно к проблемам с оружием и торговлей крадеными нефтепродуктами прибавилась еще одна - старики уверяют, что в селе обосновались ваххабиты и обострение на религиозной почве может вылиться во что угодно. В селе три религиозные силы. Два муфтия - Аббас хазрат Бибарсов и Адильша Юнкин - и ваххабиты. Бибарсов возглавляет Единое духовное управление мусульман Пензенской области, а Юнкин -глава Регионального духовного управления мусульман Пензенской области. Первый входит в Совет муфтиев под руководством Равиля Гай-нутдина. Второй - в Центральное духовное управление мусульман Талга-та Таджуддина. Обе организации традиционно конкурируют между собой. Но, как утверждают в Пензенской областной администрации, Юн-кин и Бибарсов уживаются вполне мирно. Бибарсов уточняет - мир наступил после появления ваххабитов. Они оказались страшнее существовавших разногласий.
Ваххабитами муфтий Аббас хазрат называет трех молодых людей, местных жителей, прошедших обучение в Саудовской Аравии. Вернувшись, они развернули активную деятельность. Четыре (!) в семи действующих в селе мечетей, по словам муфтия, уже находятся под их контролем. В 2003 г. они открыли медресе. «Ведь я сам им помогал, - сокрушается престарелый священнослужитель, - переводил документы на арабский язык, когда они собрались на учебу в Саудовскую Аравию. А там из них ваххабитов сделали». Только переводами муфтий не ограничился. Изначально медресе - Пензенский исламский колледж - в 2003 г. было зарегистрировано в качестве общественной организации, действующей под эгидой возглавляемого Аббас хазратом Единого духовного управления мусульман Пензенской области. Теперь муфтий на запросы из прокуратуры пишет, что колледж вышел из-под контроля и свою деятельность осуществляет самостоятельно. По словам муфтия, деньги ваххабиты из Елюзани получают из Саудовской Аравии, а литературу и инструкции - из Москвы.
Причастность к ваххабизму ректор медресе Хайдар Курмашев категорически отрицает. Он не бреет головы, а борода едва пробивается. Под внешнее описание ваххабитов не подпадает и помощник Курмашева Юсеф Бухменов. Из троих названных муфтием лидеров ваххабитов Средней Елюзани бороду носит лишь имам мечети Рифат Абузаров. «Маскируются! - говорит в ответ муфтий. - Получили такое указание из
центра». Курмашев лишь посмеивается. Деньги откуда? «Это пожертвования прихожан». Много ли жертвуют? «Кто сколько считает нужным». Отношения с муфтием? «Самые прекрасные, мы существуем при его Духовном управлении». Конфликт?! «Что вы, какой конфликт. Ну разве что спор между отцами и детьми. Старики не всегда понимают молодых».
У муфтия Пензенской области Бибарсова двое сыновей. Один - заместитель муфтия в Уфе Аюб Бибарсов, хороший, почтительный сын. Другой - Мукадас Бибарсов, муфтий Саратовской области. Известен резкими заявлениями в связи с нарушением прав мусульман в России. Отец его не понимает: «Так, как он говорит, только ваххабиты говорят». С Мукадасом он общается лишь по праздникам. Почему молодежь идет к ваххабитам, Аббас хазрат не знает. Может, за деньгами, может, еще за чем. Денег у них много. Саудовская Аравия оплачивает не только обучение, но и проживание, и питание, и даже проезд домой на каникулы.
В мечети у Аббас хазрата молодых лиц нет. Сплошь старики да пара мужчин среднего возраста. На вопрос, почему молодежь не ходит в мечеть с отцами, они лишь угрюмо молчат. Муфтий взывает: «Не молчите! Скажите правду, ведь вы сами каждый вечер только об этом и говорите. Вы домолчитесь, что они придут и выкинут нас из этой мечети. Вот Ислям, ты скажи! У него два сына пошли к ваххабитам». «А кто вообще говорит, что мы ваххабиты? Где доказательства?» - спрашивает Курмашев. «Муфтий говорит». «Это не доказательство». Курмашев и его соратники свободно оперируют юридическими терминами. «Власти утверждают, что медресе работает без лицензии». «Так они же и не дают под формальными предлогами. Но мы образовательной деятельности не ведем, только просветительскую. Религиозная группа имеет право», - парирует Курмашев.
Сказать, что власти не замечают деятельности группы Курмашева, нельзя. Замечают. И беспокойство чувствуется. Формально все, что происходит в Средней Елюзани, пока что находится в законных рамках. 800 стволов? Но они зарегистрированы, народ увлекается охотой. Семь мечетей на одно село? Но люди здесь очень религиозные. Торгуют? Да все сейчас торгуют! Так и в Чечне, и в Ингушетии все тоже началось не в один день.
Что это? Бессилие власти или ее безволие? Наверное, не важно. Важно то, что дважды уже здесь гремели выстрелы. Когда районный прокурор А. Наливаев говорил о необходимости устроить в Елюзани полноценное отделение милиции и восстановить полноценный отдел
ФСБ, я спросил: не опасается ли он, что молодые мусульмане из Елюза-ни, да еще вооруженные, на появление силовиков отреагируют как в Ингушетии и Кабардино-Балкарии, т.е. в леса уйдут, партизанить. «Да, леса тут дремучие», - ответил задумчиво прокурор.
«Известия», М., 29 ноября 2005 г.
ИСЛАМ - ЭТО БУДУЩЕЕ РОССИИ
В начале ноября 2005 г. в Нижнем Новгороде проходил форум российских мусульман, обсуждавший богословские проблемы, формы противостояния религиозному экстремизму и место ислама в современном мире. После форума на вопросы специального корреспондента «Времени новостей» И. Сухова ответил ректор Нижегородского исламского института, руководитель аппарата духовного управления мусульман Нижнего Новгорода Дамир-хазрат Мухетдинов.
* * *
Вопрос: Почему всероссийский форум мусульман прошел именно сейчас и именно в Нижнем Новгороде?
Ответ: 100 лет назад, в августе 1905 г., российские мусульмане собрались на нижегородской ярмарке, чтобы консолидировать мусульманскую умму и решить самые актуальные вопросы начала XX в. Мы не имели ни морального, ни этического права оставить в стороне это событие. Хотя в Казани во время торжеств по случаю 1000-летия были попытки провести подобные торжества, они не увенчались успехом: собрались три ученых. Сейчас мы знаем, что принято решение в Татарстане все-таки провести подобное мероприятие, но они уже не будут первыми.
Вопрос: Участники форума говорят, что нынешняя резолюция почти повторяет ту, что была принята 100 лет назад...
Ответ: Да, вопросы фактически одни и те же. Когда мы вели подготовительную работу, мы увидели, что тогда мусульмане пытались решить прежде всего вопросы образования. Сейчас, как и тогда, нет системы унификации, нет единой системы мусульманского образования. 100 лет назад были новометодные и старометодные медресе. Сейчас есть медресе, которые почему-то то называются мектебе - это начальная школа. Начальную школу называют медресе - то есть среднепрофессиональ-ной. А ряд институтов и университетов называются университетами и