Научная статья на тему 'Сельскохозяйственный кредит в системе земского самоуправления (на примере Полтавской губернии конца XIX начала ХХ в'

Сельскохозяйственный кредит в системе земского самоуправления (на примере Полтавской губернии конца XIX начала ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3049
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМСТВО / МЕЛИОРАЦИЯ / ПРОКАТНЫЕ ПУНКТЫ / ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селихов Д. А.

Проанализированы виды сельскохозяйственного кредита в системе земского самоуправления, существовавшего в Полтавской губернии конца ХIХ начала ХХ вв. в денежной и товарной формах. Раскрыты важнейшие направления взаимодействия государственных органов, земского самоуправления и кооперативных организаций в кредитовании непосредственных производителей продукции растениеводства и животноводства, а также в улучшении качества сельскохозяйственных угодий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL CREDIT IN THE SYSTEM OF RURAL GOVERNMENT (BY EXAMPLE OF POLTAVA PROVINCE OF THE LATE NINETEENTH AND EARLY TWENTIETH CENTURIES)

The types of agricultural credit in the system of rural government that existed in Poltava province of the late nineteenth and early twentieth centuries both in cash and in the form of commodities have been analyzed. The important areas of cooperation between public authorities, territorial self-government and co-operative organizations in lending direct producers of crops and livestock, as well as improving the quality of agricultural land have been disclosed.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственный кредит в системе земского самоуправления (на примере Полтавской губернии конца XIX начала ХХ в»

УДК 338.434:94 (470+571) «18» Д. А. Селихов,

канд. юрид. наук, доцент Полтавского юридического института Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого », г. Полтава

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРЕДИТ В СИСТЕМЕ ЗЕМСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛТАВСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX -

НАЧАЛА ХХ В.)

Проанализированы виды сельскохозяйственного кредита в системе земского самоуправления, существовавшего в Полтавской губернии конца XIX - начала ХХ вв. в денежной и товарной формах. Раскрыты важнейшие направления взаимодействия государственных органов, земского самоуправления и кооперативных организаций в кредитовании непосредственных производителей продукции растениеводства и животноводства, а также в улучшении качества сельскохозяйственных угодий.

Ключевые слова: кредит, сельское хозяйство, земство, мелиорация, прокатные пункты, товаропроизводители.

Общеизвестным является факт, что в современной Украине местное самоуправление еще не в полной мере удовлетворяет разнообразные потребности людей как в сфере производства, так и потребления. Это касается всех сфер его жизнедеятельности, включая, конечно, и экономико-правовую. Значительный опыт по разрешению неотложных проблем жителей отдельно взятого региона был накоплен в Украине на рубеже XIX - XX вв., когда такой общественный феномен, как земство, не уделяло внимания ни одной проблеме социально-экономического характера. Как ни странно звучит это сегодня, но земские органы после своего организационного становления в 1865 г. занимались даже такой на первый взгляд нехарактерной для местного самоуправления деятельностью, как организация для сельскохозяйственных товаропроизводителей товарно-денежного кредита.

История банковского и кооперативного кредита в бывшей Российской империи конца XIX - начала XX вв. представлена многими трудами правоведов и экономистов, среди которых выделяются исследования М. Я. Герценштейна [7], А. Н. Зака [12], Н. А. Проскуряковой [23], А. Н. Головко [8], В. Е. Кириченко [14], В. В. Гончаренко [9], А. А. Пантелеймоненко [18] и др. Что касается земских кредитов, этот вопрос еще не был в центре внимания исследователей. Речь шла только об отдельных сюжетах, связанных с деятельностью земства по созданию кредитных союзов [3, с. 15] в соответствии с законодательными актами от 5 июня 1895 г., 7 июня 1904 г. и 21 июня 1910 г., которыми, собственно, и регулировалась деятельность различного вида кредитных учреждений, среди которых главное место занимали кредитные товарищества и земские кассы мелкого кредитования.

Цель данной публикации - анализ деятельности земских учреждений (на примере Полтавской губернии) по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимыми кредитам (в товарной или денежной форме) для разрешения тех или иных жизненно важных для жителей края проблем.

Объектом исследования Полтавская губерния XIX - начала XX вв. выбрана не случайно, ведь Полтавское земство, по убеждению такого авторитетного российского историка, как А. М. Анфимов, «не имело себе равных» [1, с. 151] с точки зрения изучения как условий сельскохозяйственного производства, так и эффективности его разноплановой

работы среди местного населения. К числу наиболее ранних форм кредитования земством мелких товаропроизводителей следует отнести создание в 1881 г. специального фонда при Полтавской губернской управе «Александровский капитал». Его основу составляли 75 000 руб., выделенных губернским земством с целью покупки у крупных землевладельцев сельскохозяйственных угодий и перепродажи их мелкими участками безземельным и малоземельным крестьянам. Кредит предоставлялся на срок не более 10-ти лет [20, с. 103], проценты по которым не превышали тогдашние показатели Государственного банка, т. е. 6 % годовых. При этом согласно этого Фонда, который был утвержден губернским земством в 1882 г., размер участка для одного землевладельца не должен превышать 6-ти десятин, включая и его собственную землю [22, с. 13].

В то же время особых успехов в деле обеспечения сельской бедноты землей при помощи вышеупомянутого Фонда достичь не удалось. За 33 года, прошедших со времени его функционирования, на средства «Александровского капитала», было закуплено лишь 5 509 дес. земли, которая была разделена между 30 обществами покупателей и 990 отдельными домохозяевами 19 населенных пунктов в 12 уездах Полтавской губернии [20, с. 10]. Основной причиной таких незначительных успехов было то, что с появлением на территории Полтавского региона в 1883 г. местного отделения Крестьянского поземельного банка, при помощи которого можно было купить значительно превышающий 6 дес. участок земли, в непривилегированных сословий появилось больше возможностей по расширению своего землевладения. Однако интерес к земскому капиталу у крестьян все же оставался, ибо в отличие от Крестьянского банка Устав «Александровского капитала» не предусматривал внесения при оформлении кредита задатка, которого у сельской бедноты обычно не было. По состоянию на 1915 г. фонд «Александровский капитал» существенно вырос, достигнув размеров 254 000 руб.

В условиях войны Полтавские губернские земские собрания внесли определенные изменения в устав этого капитала, смысл которых сводился к следующему: а) покупку больших участков земли за счет «Александровского капитала» для перепродажи крестьянам мелкими участками прекратить; б) в дальнейшем покупать только мелкие участки не более 18 дес. исключительно у лиц, выселявшихся за пределы губернии; в) купленные участки продавать по себестоимости и только инвалидам или семьям, пострадавшим от войны в период 1914-1915 гг. Не претерпели изменений такие ключевые положения Устава, как выделение площади участка при продажи отдельному домохозяину - до 6 дес. и установление срока кредита - не более 10-ти лет [22, с. 13].

Исходя из того, что кредит - это «отношения в связи с передачей денег или материальных ценностей во временное пользование при условии их возврата» [28, с. 387], достаточно распространенной формой кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей органами земского самоуправления была деятельность земских складов и прокатных пунктов. Первые склады, на которых клиентам предлагали преимущественно товары сельскохозяйственного назначения, на территории Приднепровской Украины, включая и Полтавщину, появились в 80-х годах XIX в. Так, в 1889 г. был открыт такой склад в Полтаве, в 1890 г. - в Кременчуге и Прилуках, в 1891 г. -в Кобеляках, в 1892 г. - в Миргороде, в 1893 г. - в Гадяче и Ромнах, в 1894 г. - в Переяславе и Лохвице, в 1896 г. - в Пирятине и т. д. [13, с. 20].

С этой целью в 1891 г. Полтавское губернское земство решило предоставлять уездным земствам беспроцентный заем - до 3 000 руб. на уезд. Таким образом, в 1895 г. уже все 15 уездных земств имели такие склады. Сначала соответствующие товары отпускались исключительно за наличные. Не имея целью получение прибыли, а лишь обеспечение бесперебойной работы склада, т. е. покрытие организационных расходов на его содержание, земцы сверх цены товара делали надбавку в пределах 3-20 % его стоимости. «Когда склад продает товары с целью демонстрации новых орудий труда или семян среди населения, - говорилось в соответствующих рекомендациях Московского агрономического съезда (1901 г.), -возможна продажа и по заготовительной цене и даже

ниже ее ...» [2, с. 191]. Начиная с 90-х годов XIX в., расширилась продажи товаров в кредит, повысился уровень продаж за наличные. В ходе кредитования клиент получал товар на основе поручительства лица, которому руководство склада вполне доверяло. Согласно существующего на то время законодательства долги клиента земского склада квалифицировались как частные, что, по мнению земцев, значительно усложняло процесс их взыскания [10, с. 198].

В годы столыпинской аграрной реформы своеобразной формой кредита была деятельность прокатных пунктов. Инициативу в этом отношении проявило Главное управление землеустройства и земледелия (ГУЗ и З), за счет которого летом 1910 г. в Полтавском уезде было оборудовано 6 прокатных пунктов, где крестьянам предлагались куклеотборщик, сеялки, четырелемешные плуги, культиваторы и некоторые другие товары. Осенью того же года в ответ на запрос местного населения уездное земство решило пополнить эти прокатные пункты своими товарами - кольцевым катком, боронами типа «Липа», соломорезкой, кукурузной молотилкой, веялкой крестьянского типа и боронами, «которые у крестьян очень низкого качества, если не сказать об их полной непригодности» [21, с. 18]. Но чуть ли не наибольшее распространение прокатные пункты получили в период контроля над ними созданных с помощью земства сельскохозяйственных обществ - своеобразных кооперативных объединений непосредственных товаропроизводителей - в целях удовлетворения потребностей в ходе производства и сбыта продукции растениеводства и животноводства. Эти пункты были организованы почти при каждом сельскохозяйственном обществе с целью «пропаганды улучшенных сельскохозяйственных машин и облегчения пользования лицам, не имевшим возможности покупать их в собственность ...» [13, с. 109]. По состоянию на 1913 г. в распоряжении 207 сельскохозяйственных обществ Полтавской губернии было 381 сеялка, 206 куклеотборщиков; 429 орудий для обработки почвы, 12 зерноуборочных машин, 19 молотилок, 67 соломорезок, 123 опрыскивателя, 121 единица машин и иных орудий труда [16, с. 110]. Так, например, сеялкам, с помощью которых было засеяно 8262 дес. пахотной земли, в 1912 г. воспользовались 3435 человек.

Условия пользования машинами и орудиями труда были, конечно, разные. Так, земство в ходе передачи обществу определенной техники обязательно указывало условия аренды. Чаще члены общества платили за пользование техникой в 3-4 раза ниже тех средств, которые должны были вносить члены соответствующего сельскохозяйственного общества. За орудия труда, принадлежащие земству, уплаченные арендаторами средства делились поровну между обществом и земством. «В некоторых случаях земство (например Миргородское) отпускало машины обществу бесплатно с обязательством содержать, страховать и ремонтировать их», - читаем в сообщении земского экономиста Т. В. Зенченко [13 , с. 116].

В начале ХХ в. Полтавское губернское земство практиковало такую форму кредита, как предоставление беспроцентных займов уездным земствам для борьбы с оврагами, песками, для осушения болот в бассейнах рек Оржица, Супой, Трубеж и др. Понятно, что этот кредит тоже имел ярко выраженное сельскохозяйственное направление, о чем говорилось, в постановлении губернских земских собраний от 8 декабря 1908 г. [17]. С 1909 г., когда, собственно, и начались активные работы в Полтавской губернии по осушению болот, около половины всех расходов взял на себя Отдел земельных улучшений Главного управления землеустройства и земледелия, с 1910 г. ежегодно публиковавший результаты этой своей деятельности в виде отдельной книги [6]. В 1915 г. Полтавскому губернскому земскому собранию был представлен доклад управы под символическим названием «О состоянии работы по осушению болот в Полтавской губернии и необходимости ликвидировать долги, которые накопились за уездными управами» [22, с. 127-131]. В нем, в частности, сообщалось о согласии Отдела земельных улучшений перечислить Полтавском земству 35 000 руб. для мелиоративных работ в следующем,

1916 г. Вместе с тем губернская управа требовала от уездных земств быстрее гасить задолженность по мелиоративному кредиту за предыдущий период [22, с. 131].

Постепенно на Полтавщине была создана система учреждений и организаций, которые в той или иной степени реализовывали планы земства по улучшению качества сельскохозяйственных угодий. В 1915 г., например, в губернии соответствующую работу проводили такие подразделения, как Полтавская поисковая партия Отдела земельных улучшений ГУЗ и 3, Гидротехническая организация Полтавского губернского земства, Организация Полтавского губернского земства по мелиорации, Гидротехническая часть при Харьковско-Полтавском управлении земледелия и государственного имущества, Отдел по обследованию болот при агрономическом отделении Полтавского губернского земства, Специалист по культуре болот при государственном инспекторе сельского хозяйства, песчано-яровая партия департамента лесничества. Для координации всех этих работ в 1915 г. при Полтавском земстве было создано Мелиоративный комитет Полтавской губернии, исполнительным органом которого стало Бюро, на содержание которого в 1916 г. было отпущено 6 000 руб. [19, с. 59].

Учитывая наличие в регионе значительной площади песчаных земель (86 185 дес.) и оврагов (3 262 дес.), некоторые из вышеупомянутых подразделений проводили определенную работу по борьбе с этим бедствием. Согласно соответствующим данным в 1900 - 1915 гг. было залесено до 300 оврагов [19, с. 55]. Финансирование этих работ осуществлялось за счет кредитов как губернского, так и уездных земств. В 1911 г., к примеру, губернское земство предоставило беспроцентный кредит для борьбы с оврагами в 10-ти уездах. Его сумма которого составляла 3 400 руб. (25, 7 %) , тогда как уездные земства из своего бюджета выделили 9 795 руб. (74, 3 %). Итого получилось 13 195 руб., или в среднем 388 руб. на один овраг, или 724 руб. на десятину укрепленной земли [17, с. 145].

Однако деятельность Полтавского земства не ограничивалось вышеупомянутыми видами кредитов. Еще в первые (после 1861 г.) пореформенные десятилетия в этом земстве периодически обсуждался вопрос об учреждении земского банка, в котором сельскохозяйственные товаропроизводители могли бы получать на выгодных условиях необходимые им кредитные ресурсы, определенный опыт выдачи которых Полтавское земство уже имело. Речь идет не только о деятельности фонда «Александровский капитал», но и о так называемом посредническом кредите. Так, в соответствии с реформированным в 1894 Уставом Государственного банка следовало «поставить банковский кредит в такие условия, при которых он оказывал бы помощь одной из важнейших групп населения -мелкому землевладельцу и мелкому промышленнику, а также мелким посредникам в торговле» [5, № 10767]. Согласно этому предписанию Государственным банком была введена такая операция, как выдача кредитов через посредников, в числе которых земству отводилась главная роль. После обсуждения порядка выдачи займов в уездных земствах в 1897 г. губернское земское собрание утвердило такую схему выдачи кредитов: губернское земство обращается в местное отделение Государственного банка с просьбой выдать определенную сумму с целью дальнейшего кредитования мелких товаропроизводителей через уездные земства, которые ежемесячно информируют губернское о выданных кредитах, а оно, в свою очередь, отчитывается перед Госбанком.

Для проведения кредитных коопераций Полтавское губернское земство просило руководство Государственного банка предоставить в его распоряжение 200 000 руб., однако получило лишь половину указанной суммы. Ряд уездных земств (Гадячское, Кременчугское и Миргородское) отказались выступать в роли посредников, а Константиноградское решило организовать такой кредит без посредничества губернского земства. Средний размер одной ссуды в 11 уездах, где в течение 1899 - 1901 гг. имел место такой кредит, колебался от 5 до 600 руб.

Интересные данные были получены губернским земством о социальном составе получателей кредита. За вышеуказанные годы крестьян среди пользователей таким

кредитом было 305 (30,5 %), казаков - 480 (48,0 %), мещан и купцов - 164 (16,4 %), нижних чинов - 9 (0,1 %), дворян, чиновников и разночинцев - 43 (5,0 %). Общая сумма выданных за это время кредитов составила 62 840 руб., или 63 руб. на одну ссуду [27, с. 153]. Однако такая схема не удовлетворяла земства, что и вызвало в начале ХХ в. новую вспышку дискуссий об учреждении собственного банка. Особенно активная полемика по этому вопросу возникла в ходе работы Местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданных правительством в 1902 г. для изучения предложений местных органов власти и земского самоуправления с целью разработки нового аграрного законодательства. Следует отметить, что Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности в 1902 - 1905 гг. работавшие под руководством председателя Комитета Министров С. Ю. Витте, в марте 1902 г. свою работу начало именно с обсуждения проблемы мелкого народного кредита [26, с. 26].

Осенью 1902 г. специальная комиссия, избранная экономическим советом Полтавского губернского земства, подготовила проект Устава банка этого земства. Целью банка было: (а) предоставление населению губернии возможности «удобно и безопасно» размещать свои средства для их роста за счет процентов и (б) привлечение местных общественных и частных средств для удовлетворения потребностей сельского населения в дешевом и общедоступном кредите. Управлять банком должно было губернское земское собрание, а непосредственное управление осуществлять губернская земская управа.

Соответствующая структура должна была существовать и в рамках каждого уезда. Именно уездным земским собраниям и управам принадлежала компетенция определения размера процентов за кредит на такие цели, как (а) покупка земли, (б) ипотечный кредит за счет «Александровского капитала», (в) кредит на покупку земли без ее залога для обеспечения займа, (г) кредит на расширение площадей мелких усадеб и т. п. Кроме того, Уставом предусматривалось предоставление кредита на мелиоративные нужды, кредит промышленный, вещевой, денежный, кредит кустарям на аренду земли целыми общинами, а также выдача займов под будущий урожай [24, с. 138].

Ознакомившись с предложенным проектом, некоторые земства не поддержали инициативу об учреждении земского банка, мотивируя свою позицию тем, что функции передаточной инстанции можно возложить на губернскую и уездные «управы, не создавая для этого особого учреждения» [11, с. 143]. Хотя собственный банк Полтавскому губернскому земству создать так и не удалось, обсуждение такой актуальной для мелких товаропроизводителей проблемы, как мелкий кредит, все же дал определенные результаты. Этому способствовала публикация закона от 7 июня 1904 г., где указывалось, каким учреждениям мелкого кредита предоставлялись новые возможности для их дальнейшего развития. В этом законе нашлось место и для непосредственной кредитной деятельности земских учреждений, которым отныне предоставлялось право «выдавать ссуды на покупку земледельческого и ремесленного инвентаря» и «осуществлять взыскание по кредитам» [4, № 24737]. Поэтому после 1904 г. в губерниях с земским самоуправлением, включая Полтавщину, начали создаваться Земские кассы мелкого кредита. По состоянию на 1912 г. здесь было организовано 5 уездных земских касс: - Золотоношская, Зеньковская, Миргородская, Лубенская и Хорольская Их баланс составил 1 245 200 руб. Каждая касса устанавливала свои проценты за предоставленные кредиты. Чаще всего это были 8-10 %. Только Миргородская касса требовала за предоставленный кредит 7 %. В большинстве случаев клиенты своевременно рассчитывались и не имели долгов, которые нужно было взимать с помощью полиции. Удельный вес просроченных ссуд в среднем по 5 -ти кассам не превышал 10 % всей суммы [16, с. 62]. Существование задолженности члены касс объясняли тем, что правильно определить кредитоспособность заемщика оказалось довольно трудно. Кредиты часто выдавались на основании справки из волостного правления относительно имущественного состояния клиента, которые, очевидно, не всегда были объективными. Если сравнить проценты по кредитам в земских кассах и у частных

лиц, где соответствующий средний показатель составлял 15 % [25, с. 48], то земские кредиты следует признать более выгодными для малообеспеченных слоев населения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что само понятие «сельскохозяйственный кредит» в конкретно-исторических условиях функционирования земского самоуправления на украинских землях Российской империи конца XIX - начала ХХ веков чрезвычайно многогранно. Традиционное представление о кредите как об использовании денежных ресурсов одними субъектами гражданско-правовых отношений посредством других не в полной мере отвечают обстоятельствам, имевшим место в стране после отмены в 1861 г. крепостного права, земской реформы 1864 г. и реализации соответствующих законодательных актов, регулирующих всю палитру тогдашних кредитных отношений. Наряду с денежным кредитом для сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно из числа непривилегированных сословий, важное экономическое значение имели товарные кредиты (машины, механизмы и орудия труда), а также кредиты земства, направленные на улучшение качества сельскохозяйственных угодий (мелиорацию и борьбу с эрозией пахотных земель). Перспективным с точки зрения дальнейшего исследования специфики земских кредитов является, по мнению автора этих строк, выяснение организационно-нормативного обеспечения кредитными ресурсами отечественного кустарного производства в период функционирования в государстве земского самоуправления.

Список литературы: 1. Анфимов А. М. Крупное помещичье хозяйство Европейской России (Конец Х1Х-начало ХХ века): моногр. / А. М. Анфимов. - М.: Наука, 1969. - 393 с. 2. Веселовский Б. История земства за сорок лет. - [Т. 2]: моногр. / Б. Веселовский. - СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1909. - 703 с. 3. Власенко В. М. Про вщносини земства i кредитно'' кооперацп в Черншвськш губернп / В. М. Власенко // Оверянський л^опис. - 1996. - № 4.-С. 73-80. 4. Высочайше утверждённое Положение об учреждениях мелкого кредита // ПСЗ Рос. импер. - [Собр. 3-е. - Т. ХХГУ]. - СПб., 1904. - № 24737. 5. Высочайше утвержденный устав Государственного банка // ПСЗ Рос. импер. - [Собр. 3-е. - Т. ХГУ]. - СПб., 1894. -№ 10767. 6. Г.У.З. и З: Отдел земельных улучшений: год первый. - СПб: Б. и., 1910.- 407 с.

7. Герценштейн М. Я. Харьковский крах: По поводу злоупотреблений в Харьковском земельном и торговом банках: моногр. / М. Я. Герценштейн. - СПб.: Слово, 1903. - 202 с.

8. Головко О. М. Фшансова адмшстращя Росшсько'' iмперii в Укрш'ш (кшець XVIII -початок ХХ ст.): юторико-правове дослщження: моногр. / О. М. Головко. - Х.: С1М, 2005.

- 412 с. 9. Гончаренко В. В. Кредитна кооперащя: форми економiчноi самодопомоги сшьського i мюького населення у свт та в Укрш'ш (теорiя, методолопя, практика): моногр. / В. В. Гончаренко - К.: Глобус, 1998. - 330 с. 10. Дешевый М. С. Очерки деятельности земских сельскохозяйственных складов. - [Очерк 2-й: Деятельность земских сельскохозяйственных складов Полтавской губернии] / М. С. Дешевый. - Тип. насл. Шенфельда, 1917. - 48 с. 11. Журналы Хорольского земского собрания ХХХГХ созыва Заседаний 15, 16 и 17 сентября 1903 года(с приложениями). - Хорол: Тип. Л. Р. Затуренского, 1904. - 255 с.; 107 с. 12. Зак А. М. Крестьянский поземельный банк. 1883-1910 гг.: моногр. / А. М. Зак.- М.: Скорепечатня А. Н. Левенсон, 1911. - Х11; 607 с. 13. Зенченко Т. В. Малорайонные сельскохозяйственные общества Полтавской губернии: моногр. / под ред. Ю. Ю. Соколовского (Полтав. губерн. земск. агронома) / Т. В. Зенченко.

- Полтава: Изд-е журн. «Хуторянин», 1914. - 318 с. 14. Кириченко В. С. Установи довгострокового кредиту Росшсько'' iмперii в Укршш (друга половина Х1Х - початок ХХ ст.): юторико-правове дослщження: моногр. / В. С. Кириченко. - Х.: Контраст, 2010. -688 с. 15. Краснтова О. М. Роль рiзних факторiв у витратах Полтавського земства на сшьськогосподарсью потреби (кшець Х1Х - початок ХХ ст.) / О. М. Красикова // Економша Укра'ни: матер. наук.-практ. конф.; Полтава, 26-27 кв^ня 2005 р. - Полтава: П1Б МНТУ, 2005. - С. 21-27. 16. Отчет о деятельности учрежденный мелкого кредита Полтавской губернии в 1912 году // Журн. Полтав. губерн. присутствия. - 1914. - № 1. - С. 33-64.

17. Отчет Полтавской губернской земской управы за 1911 год. - [Вып. 1]. - Полтава: Электр. типо-литогр. И. Л. Фришберга, 1912. - 254 с.; 181 с. 18. Пантелеймоненко А. О. Аграрна кооперащя в Укрш'ш: теорiя i практика: моногр. / А. О. Пантелеймоненко. -Полтава: РВВ ПУСКУ, 2008. - 347 с. 19. План работ по мелиорации вод и земель в Полтавской губернии на полевой период 1915 года. - С прилож. матер. по образованию мелиорат. комитета в Полтав. губернии.].- Полтава: Электр. типо-литогр. Д. Н. Подземского, 1915. - 70 с. 20. Полтавское губернское земское собрание XXXVIII очередного созыва. (Стеногр. отчет). (2-11 декабря 1902 г.) - Полтава: Электрич. типо-литогр. торг. дома «Л. Фришберг», 1903. - 589 с. 21. Полтавское уездное земство: сб. пост. земских собраний чрезвыч. созывов 14 марта, 15 июня; 46-го очередного и чрезвычайных 3 и 30 ноября 1910 г. и 27 февраля 1911 г., с докл. и прилож. - Полтава: Электр. типо-литогр. Д. Н. Подземского, 1911. 22. Полтавское губернское земское собрание 51-го очередного созыва губернской земской управы: доклады 1915 г. - Полтава: Электр. типо-литогр. И. Л. Фришберга, 1916. - 336 с. 23. Проскурякова М. А. Земельные банки Российской империи: моногр. / М. А. Проскурякова. - М.: РОССПЭН, 2002. - 518 с. 24. Проект устава банка Полтавского земства // Журн. Хорольского земского собрания XXXIX созыва. -[Заседания 15, 16 и 17 сентября 1903 г. С приложеними.]. - Xорол: Тип. Л. Р. Затуренского, 1904. - С. 133-138. 25. Сельский кредит в Полтавской губернии - [Вып. 2: Мелкий частный кредит]. - Полтава: Тип. Д. Н. Подземского, 1895. - 173 с. 26. Симонова М. С. Кризис аграрной политики царизма накануне первой российской революции: моногр. / М. С. Симонова. - М.: Наука, 1987. - 253 с. 27. Статистический ежегодник Полтавского губернского земства на 1902 г. - [Т. VI]. - Полтава: Тип. И. А. Дохмана и Л. Т. Фришберга, 1902. - 252 с. 28. Юридична енциклопедiя: [В 6-ти т. - Т. 3] / голова редкол. Ю. С. Шемшученко. - К.: Укр. енцикл., 2001. - 792 с.

СШЬСЬКОГОСПОДАРСЬКИЙ КРЕДИТ У СИСТЕМ1 ЗЕМСЬКОГО САМОВРЯДУВАННЯ (НА ПРИКЛАД1 ПОЛТАВСЬКО1 ГУБЕРНП К1НЦЯ Х1Х -

ПОЧАТКУ ХХ СТ.) Сел1хов Д. А.

Проаналiзованi види сшьськогосподарського кредиту в системi земського самоврядування, який юнував у Полтавськш губернп кшця XIX - початку XX ст. у грошовш i товарнш формах. Розкрит найважливiшi напрямки взаемоди державних оргашв, земського самоврядування й кооперативних оргашзацш у кредитуванш безпосередшх товаровиробниюв продукцп рослинництва i тваринництва, а також у полшшенш якосп сшьськогосподарських упдь.

Ключовг слова: кредит, сшьське господарство, земство, мелюращя, прокатш пункти, товаровиробники.

AGRICULTURAL CREDIT IN THE SYSTEM OF RURAL GOVERNMENT (BY EXAMPLE OF POLTAVA PROVINCE OF THE LATE NINETEENTH AND EARLY

TWENTIETH CENTURIES) Selichov D. A.

The types of agricultural credit in the system of rural government that existed in Poltava province of the late nineteenth and early twentieth centuries both in cash and in the form of commodities have been analyzed. The important areas of cooperation between public authorities, territorial self-government and co-operative organizations in lending direct producers of crops and livestock, as well as improving the quality of agricultural land have been disclosed.

Key words: credit, agriculture, zemstvo, melioration, rental stores, commodity producer.

Поступила в редакцию 17.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.