Научная статья на тему 'Сельскохозяйственные вузы России профессиональный кадровый потенциал сельского хозяйства страны'

Сельскохозяйственные вузы России профессиональный кадровый потенциал сельского хозяйства страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственные вузы России профессиональный кадровый потенциал сельского хозяйства страны»

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ВУЗЫ РОССИИ - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ.

Личман А.А., к.э.н., вед.н.с.

Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

Успешное функционирование и развитие сельского хозяйства любой страны невозможно без наличия постоянного притока квалифицированных кадров аграрного профиля, обладающих современными знаниями. Источником таких кадров являются сельскохозяйственные вузы страны.

В России в настоящий момент существуют 59 таких государственных учебных заведений. Исторически их территориальное распределение сложилось достаточно давно. Так, в Центральном федеральном округе их 18 (30%), шесть из них в Москве, в Приволжском - 13 (22%), в Сибирском - 8 (14%), в Южном - 6 (10%), в Северо-Западном и Уральском - по 4 (7%), в Северо-Кавказском и Дальневосточном - по 3 (5%).

Насколько они удовлетворяют потребностям регионального сельского хозяйства в квалифицированных кадрах непонятно, поскольку учета о количестве выпускников, устроившихся на работу по профилю в данном регионе, вузами и министерством не ведется. Одним из основных препятствий для притока выпускников вузов в реальный сектор сельскохозяйственного производства является недостаточная привлекательность финансовых и социальных условий для жизни на селе.

Насколько же качественно ведется обучение студентов в сельскохозяйственных вузах практически определить невозможно. Если подойти к этому вопросу достаточно формально возможно оценить структуру вузов, количество и направленность факультетов и даже кафедр, преподаваемые дисциплины, перечень специальностей, по которым готовит вуз, наличие разных форм обучения, научные разработки вузов и по этим показателям опосредованно судить о качестве знаний, получаемых студентами.

Собрать информацию для такой оценки стало возможным благодаря наличию сайтов таких вузов в Интернете. В настоящее время все 59 институтов имеют подобные сайты. Анализ этих сайтов позволил сделать некоторые выводы.

Общая структура сайтов практически аналогична у всех вузов, разница проявляется в отличиях навигации по сайту и количестве информации на нем. У всех есть информация на трех уровнях: о вузе в целом, по факультетам и кафедрам. Университеты и академии (теперь все сельскохозяйственные учебные заведения проходят под такими названиями за исключением Кемеровского ГСХИ) в общей информации о себе сообщают о руководстве вуза, истории заведения, факультета или кафедры, иерархической структуре вуза (факультеты, институты, библиотеки, издательства, филиалы, лаборатории, опытные и учебные хозяйства) о социальной структуре (общежития, поликлиники, спортивные сооружения и секции, художественная самодеятельность).

Самым важным является раздел о том, каких специалистов готовит вуз, перечень специальностей и специализаций, перечень форм обучения, виды образования. Некоторые вузы предоставляют довузовское и послевузовское образование, практически все вузы имеют очную и заочную формы обучения. Научные исследования, ведущиеся в вузе, обычно представлены общим перечнем направлений исследований и некоторым перечислением конкретных разработок. Кроме того на верхнем уровне в общей информации о вузе некоторые вузы дают информацию о публикациях своих сотрудников. Стоит отметить, что больше всего информации о публикациях представлено на уровне кафедр и даже пофамильно по преподавателям. Также все вузы представляют информацию для абитуриентов и выпускников, особенно важной является информация о трудоустройстве по специальности на местных предприятиях.

Примерно по такой же структуре вузы представляют информацию на уровне факультетов. В среднем сельскохозяйственные вузы имеют 6-7 факультетов, есть учебные заведения, где только три факультета, но есть имеющие и двенадцать факультетов. Количество кафедр в вузе в среднем составляет 35-40 единиц. Но есть вузы, где количество

кафедр доходит до 70 (Российский государственный аграрный университет (ТСХА), Саратовский государственный университет, Кубанский государственный аграрный университет). Можно предположить, что чем больше факультетов и кафедр имеет вуз, тем более широкие образовательные возможности он имеет. К числу таких вузов относятся столичные вузы и вузы в крупных городах, находящиеся в регионах с развитым сельскохозяйственным сектором.

Судя по названиям факультетов все сельскохозяйственные вузы, традиционно занимаются выпуском специалистов агрономического, технического, инженерного направления, менее широко представлены охотоведение, лесное и водное хозяйство, сельское строительство, зоотехния и ветеринария. Хотя существуют по зооветеринарному направлению специализированные вузы такого профиля. Современные требования к специалистам, занимающимся сельскохозяйственным производством нашли отражение в появлении таких образовательных направлений в сельскохозяйственных вузах, как факультеты агробизнеса, менеджмента, коммерции, природоохраны и экологии, биотехнологии и даже социально-культурного сервиса и туризма. Стоит отметить, что почему-то малочисленны в вузах такие достаточно традиционные направления как защита растений, переработка сельскохозяйственной продукции.

Немаловажную роль в кадровом обеспечении сельского хозяйства специалистами с высшим образованием имеет соотношение платных и бесплатных мест в сельскохозяйственных вузах. Уже достаточно давно имеет место постоянная тенденция к снижению числа бесплатных мест в вузах, что особенно неблагоприятно для абитуриентов из сельской местности, имеющих желание вернуться домой и работать в сельском хозяйстве, но не имеющих достаточных средств для оплаты учебы. При этом средняя стоимость года обучения находится в пределах 60-70 тысяч рублей. В некоторых сельскохозяйственных вузах соотношение платных и бесплатных мест может быть 10:1 или даже выше, в зависимости от специальности. В этом вопросе большое значение должна иметь государственная политика регулирования этого соотношения, определяемая реальными потребностями того или иного региона в специалистах определенного сельскохозяйственного профиля. Кроме этого, возможно необходимо введение обязательного периода работы по полученной специальности в сельском хозяйстве выпускников, обучавшихся за счет бюджета.

Стоит отметить, что ссылки на американский подход к платности обучения неправомерны, поскольку он имеет свою специфику. Анализ сайтов высших учебных заведений США, в том числе и сельскохозяйственного профиля, показывает, что абитуриенту желающему получить образование в данном университете или колледже, на сайте вуза представлен очень широкий список стипендий, грантов, льготных кредитов на образование, а так же список финансовых организаций, фондов, предоставляющих такую помощь, что абсолютно отсутствует в российской практике образования.

Качество образования в сельскохозяйственных вузах в большой степени зависит от материально-технической базы образовательного процесса (лабораторий, оснащенных современным оборудованием, наличием опытных производственных объектов и т.п.). К сожалению, по информации, представленной на сайтах таких вузов, этому аспекту привлечения абитуриентов уделяется мало внимания. Создается впечатление, что оснащение сельскохозяйственных вузов современными машинами, механизмами, оборудованием для обучения оставляет желать лучшего, вероятно в силу исторически сложившегося отношения к сельскому хозяйству как второстепенному сектору экономики и, соответственно, к подготовке кадров в этой области. А при таком отношении вряд ли стоит ожидать внедрения современных методов и технологий в процесс производства сельскохозяйственной продукции, которое обеспечивается высококвалифицированными кадрами.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА В

СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

Меденников В.И., д.т.н., зав. отделом ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии Бурное развитие технических и общесистемных программных средств информатизации требует совершенствования технологии их рационального (оптимального) использования. Тем более, что опыт развития научно - технического прогресса в развитых странах позволил сформулировать следующий принцип роста производительности труда: для эффективного развития материального производства темпы развития информационной техники и технологий должны превосходить темпы роста производства, а научные разработки должны в своем развитии опережать темпы развития техники и технологий.

Поэтому технология рационального использования в сельском хозяйстве средств информатизации должна соответствовать эволюции развития общемировых средств. Такую эволюцию средств информатизации во временном разрезе можно условно разделить на 4 этапа, представленных в следующей таблице._

Показатели 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Программное обеспечение (ПО) Требуется перекомпиляция ПО после любых изменений данных Не требуется перекомпиляция ПО после изменений данных. ПО может переноситься между компьютерами без данных ПО размещено на разных компьютерах в узлах локальной сети ПО размещено на разных компьютерах, как в узлах локальной сети, так и в сети Интернет. Пользователь может даже не знать место их нахождения (облачные вычисления)

Данные Внутри программ Данные отделены от ПО, размещаются на различных машинных носителях, могут переноситься между компьютерами Данные находятся в файлах под управлением систем управления данными (СУБД) на разных компьютерах в узлах локальной сети Данные находятся в файлах, как в узлах локальной сети, так и в сети Интернет.

Место размещения Привязаны к конкретному компьютеру Привязаны к конкретным компьютерам Компьютеры связаны локальной (корпоративной) сетью Компьютеры связаны локальной (корпоративной) сетью, Интернет, Интранет

В информационных системах (ИС) первого поколения (соответствует, примерно, 1, 2 этапам на таблице) практически все программное обеспечение (ПО) создавалось силами самих предприятий. Оно было приспособлено либо к конкретному предприятию, либо к узкому кругу родственных предприятий и требовало значительных трудозатрат на поддержку силами высококлассных программистов. Это, так называемый, позадачный подход.

Последующая эволюция ИС была связана, прежде всего, с появлением более мощных средств хранения, переработки и передачи информации. Функциональные возможности ИС при этом также расширялись. Большую роль сыграло совершенствование инструмента, обеспечивающего уменьшение трудозатрат на создание и сопровождение ИС путем углубления специализации, стандартизации, кооперации и интеграции (как по данным, функциям управления, так и по режимам обработки информации, обеспечивающими однократный ввод и многократное использование информации).

Если ИС первого поколения были доступны лишь крупным предприятиям, то с удешевлением информационных средств потребность в них возникла у большинства организаций. А это уже потребовало разработки ПО в виде программного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.