Научная статья на тему 'СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО СУДАНА'

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО СУДАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
290
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦАРСТВО КУШ / МЕРОЭ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ / ИСКУССТВЕННОЕ ОРОШЕНИЕ / ВИНОГРАДАРСТВО / ХАФИРЫ / KUSH / MEROE / AGRICULTURAL CROPS / IRRIGATION / WINE PRODUCTION / HAFIRS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Башиер Н.Х.

Настоящая статья посвящена проблемам форм, которые приобрело земледельческое хозяйство Мероэ, его способности выживания в не простых климатических условиях при постоянном недостатке воды, полной зависимости от разливов Нила и отсутствии достаточного количества прибрежной полосы, пригодной для возделывания. В данной статье рассматриваются отдельные виды сельскохозяйственных культур, упоминаемых в текстах из храмов Мероэ и надписей царей, а также найденных при археологических раскопках. Показано, что данные продукты имели большой удельный вес в хозяйстве Мероэ и способствовали формированию оседлого образа жизни населения долины Среднего и Верхнего Нила. На основании анализа источников установлено местное происхождение и культивация сорго, которое остается основной зерновой культурой и в современном Судане. Второе место по значению занимала пшеница эммер, возделывались и некоторые технические культуры. В работе уделяется внимание и виноградарству, как основной культуре виноделия. Исследуются также системы орошения и возможности сохранения дождевой воды в условиях сезона дождей, что при экстремально жарком климате Мероэ давало возможности дополнительного орошения и ведения земледельческого хозяйства в различных областях страны. Отсутствие необходимости организации централизованной системы искусственного орошения являлось основной причиной разобщенности, замкнутости и неравномерного развития отдельных областей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL CROPS OF THE ANCIENT SUDAN

This article is devoted to the problems of the forms that the Meroe agriculture acquired, its ability to survive in difficult climatic conditions with a constant lack of water, complete dependence on the Nile floods and the lack of a sufficient amount of coastal strip suitable for cultivation. This article studies certain types of crops mentioned in the texts and found during the archaeological excavations. The author estimates their quantity and condition based on the data mentioned in the inscriptions given to the temples. It is demonstrated that these products had a great significance in Meroe's economy and contributed to the formation of a sedentary life of the population in the Middle and Upper Nile Valley. The local origin and cultivation of sorghum, which remains the main grain crop in modern Sudan, is established, basing on the analysis of all the sources. The second place among crops was occupied by emer; some industrial cultures were also cultivated. The author attracts attention to viticulture, as the main culture of wine production. Irrigation systems and the possibilities of preserving rainwater under the conditions of the rainy season are also studied. This technical innovation in an extremely hot climate in Meroe made it possible to additional irrigation and farming in various areas of the country. The lack of the need to organize a centralized system of artificial irrigation was the main reason for the fragmentation, isolation and uneven self-development of individual areas.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО СУДАНА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

И fJ_UJ 1

HISTORY AND ARCHEOLOGY

УДК 94 (6)

Оригинальная Статья Original Paper

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО СУДАНА

Н.Х. Башиер

Российский государственный гуманитарный университет

negoodh@yahoo. com

Поступила в редакцию: 2 июня 2020 г. Submitted: June 2, 2020

Одобрена рецензентами: 26 июня 2020 г. Reviewed: June 26, 2020 Принята к публикации: 30 июня 2020 г. Accepted: June 30, 2020

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблемам форм, которые приобрело земледельческое хозяйство Мероэ, его способности выживания в не простых климатических условиях при постоянном недостатке воды, полной зависимости от разливов Нила и отсутствии достаточного количества прибрежной полосы, пригодной для возделывания. В данной статье рассматриваются отдельные виды сельскохозяйственных культур, упоминаемых в текстах из храмов Мероэ и надписей царей, а также найденных при археологических раскопках. Показано, что данные продукты имели большой удельный вес в хозяйстве Мероэ и способствовали формированию оседлого образа жизни населения долины Среднего и Верхнего Нила. На основании анализа источников установлено местное происхождение и культивация сорго, которое остается основной зерновой культурой и в современном Судане. Второе место по значению занимала пшеница эммер, возделывались и некоторые технические культуры. В работе уделяется

внимание и виноградарству, как основной культуре виноделия. Исследуются также системы орошения и возможности сохранения дождевой воды в условиях сезона дождей, что при экстремально жарком климате Мероэ давало возможности дополнительного орошения и ведения земледельческого хозяйства в различных областях страны. Отсутствие необходимости организации централизованной системы искусственного орошения являлось основной причиной разобщенности, замкнутости и неравномерного развития отдельных областей.

Ключевые слова: Царство Куш, Мероэ, сельскохозяйственные культуры, искусственное орошение, виноградарство, хафиры

Для цитирования: Башиер Н.Х. Сельскохозяйственные культуры древнего Судана // Арабистика Евразии. 2020. № 11. С. 110-126.

AGRICULTURAL CROPS OF THE ANCIENT SUDAN

N.H. Bashier Russian State University for the Humanities negoodh@yahoo.com

Abstract

This article is devoted to the problems of the forms that the Meroe agriculture acquired, its ability to survive in difficult climatic conditions with a constant lack of water, complete dependence on the Nile floods and the lack of a sufficient amount of coastal strip suitable for cultivation. This article studies certain types of crops mentioned in the texts and found during the archaeological excavations. The author estimates their quantity and condition based on the data mentioned in the inscriptions given to the temples. It is demonstrated that these products had a great significance in Meroe's economy and contributed to the formation of a sedentary life of the population in the Middle and Upper Nile Valley. The local origin and cultivation of sorghum, which remains the main grain crop in modern Sudan, is established, basing on the analysis of all the sources. The second place among crops was occupied by emer; some industrial cultures were also cultivated. The author attracts attention to viticulture, as the main culture of wine production. Irrigation systems and the possibilities ofpreserving rainwater under the conditions of the rainy season are also studied. This technical innovation in an extremely hot climate in Meroe made it

possible to additional irrigation and farming in various areas of the country. The lack of the need to organize a centralized system of artificial irrigation was the main reason for the fragmentation, isolation and uneven self-development of individual areas.

Keywords: Kush, Meroe, agricultural crops, irrigation, wine production, hafirs

For citation: Bashier, N.H. (2020). Sel'skokhozyaystvennyye kul'tury drevnego Sudana [Agricultural crops of the Ancient Sudan]. Eurasian Arabiс Studies, 11, 110126. (In Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Как показывает история развития древних хозяйственных систем, при всех особенностях стадиального развития всех составляющих экономики, именно земледельческие хозяйства, даже в сочетании с лидирующей долей скотоводства давали возможность для развития цивилизации. Именно так исторически развивалось Мероэ 1 - цивилизация, где скотоводство играло огромную роль, а значительная часть населения вела полукочевой образ жизни. Настоящая статья посвящена проблемам организации, которые приобрело земледельческое хозяйство Мероэ, его способностью выживания в не простых климатических и географических условиях окружающей среды и получать достаточное количество необходимой сельскохозяйственной продукции. Целью данной работы является исследование видов сельскохозяйственной продукции, в отдельных случаях, когда позволяют источники форм, которые приобрело земледелие в Мероэ, а также способов их приспособления к окружающей среде. Полученные результаты показывают насколько важно наследие древней культуры в современной жизни суданской деревни, и как достижения древней цивилизации используются сегодня.

Древнесуданское царство Мероэ, или как его еще называют - Куш, располагалось южнее первого Нильского порога, где проходила граница с Египтом. В эпоху расцвета территория Мероэ простиралась выше шестого порога. К началу 2 тыс. до н.э. районы до четвертого порога включительно были захвачены Египтом, и страна Куш превращена в колонию. Освободиться от египетского владычества удалось не ранее X-XI вв. до н.э. В это время начинает интенсивно развиваться самостоятельное государство, которое в

1 По истории царства Мероэ см. Кацнельсон И.С. (1970). Напата и Мероэ - древние царства Судана. М.: Наука. 452 с.; Welsby, D.A. (1996). The kingdom of Kush: The Napatan and Meroitic empires. British Museum.

эпоху своего расцвета было современником империи Александра Македонского, державы Птолемеев и Римской империи.

Установление политического господства Египта имело своим результатом внедрение многих египетских достижений с целью более эффективного использования природных ресурсов. Традиционные формы хозяйства Куша сочетали земледелие и скотоводство при лидирующем положении последнего. Земледелие при этом занимало важное место в системе хозяйства, и имело важное значение для экономической базы цивилизации древнего Судана и экономической независимости. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Источниками для данного исследования являются анналы царей Куша (V-VIII вв. до н.э.) и надписи в храмах, составленные на древнеегипетском языке. В надписях названы различные виды зерновых, плодовых и технических культур, распределяемых царем по храмам Куша. Возможность исследования видов культивируемых растений, которые составляли основу земледельческого хозяйства древнего Судана предоставляют отчеты об археологических раскопках, данные археоботаники, а также анализ сведений античных и средневековых авторов, дополняющих письменные и археологические источники. Сравнительный анализ всех данных позволил выделить виды сельскохозяйственной продукции и возможности организации земледельческих хозяйств.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Природные и климатические условия для развития земледелия на всем протяжении от первого до шестого порогов были различными. Климат и почвы на юге значительно отличались от северной части страны большим количеством прибрежной полосы и количеством выпадающих осадков. Возможности земледелия в Мероэ зависели от разливов Нила. Однако на отдельных участках территории между вторым и четвертым порогами скалы близко подступают к Нилу, в ряде случаев там просто не было почвы, которую можно было бы орошать и возделывать. Только в районе Бассейна Летти и Кермы находились участки земли, пригодные для земледелия [Welsby, 1996, p. 155]. Наилучшие условия для земледелия были на так называемом «острове Мероэ», между Атбарой, и Белым и Голубым Нилом. В летнее время выращивание зерновых было возможно только в отдельных районах и при использовании стойких зерновых культур [Fuller, 2015, p. 36]. Источником водоснабжения помимо разливов Нила были вади, режим течения и разлива, который также зависел от сезонных дождей и состояния Нила.

Дополнительным источником воды были хафиры, искусственные хранилища, созданные специально для сбора и хранения дождевой воды. Вместе с Нильским наводнением и оросительными каналами, которые отводили воду к полям, сезонные дожди давали достаточное годовое количество влаги для организации земледелия.

Из технических средств, обеспечивающих искусственное орошение, практически до конца существования Мероэ использовались лишь шадуфы, которые могли подавать воду на небольшие участки, поднимая воду максимально с трех метров [Welsby, 1996, p. 156]. Только значительно позднее, в постмероитский период появляется сакие, которое приводили в движение буйволы для орошения равнинных земель. Появление сакие дало новые возможности для орошения земли, что дало возможность культивации пшеницы и ячменя зимой, позволило значительно увеличить производство зерна, а также дало основу для выращивания хлопка и винограда [Fuller, 2014, p. 165, 172; Fuller, 2015, p. 41]. Сакие использовалось в Судане вплоть до XX в. Процесс обработки земли и этапы высевания сельскохозяйственных культур точно не известны, поскольку их описание не сохранилось в источниках. Это можно лишь предположительно реконструировать по соответствующим аналогам в Египте.

Вполне возможно, что многие навыки обработки земли принесли в Судан египтяне вместе с завоеванием его территории и попыткой организации там хозяйства. Экспансионистские и культуртрегерские настроения легли в основу предания об Осирисе, который (не только в Египте, но и) в Эфиопии (=Куш) научил жителей земледелию и основал несколько известных городов.2 Начиная с периода культуры группы А (4 тыс. до н.э.) ячмень и эммер оставались главными сельскохозяйственными культурами в регионе (Fuller 2015, p. 34). Большое значение имели находки на острове Саи, где в искусственных углублениях (бункерах) были найдены не только высушенные зерна эммера, ячменя, просо, но и семена плодовых косточки арбуза, сикоморы (Ficus sycomorus), акации. Датировка находок - начало-середина 3 тыс. до н.э., что свидетельствует о том, что эти культуры [Geus, 2004, p. 46-50], уже в 3 тысячелетии выращивали в Нубии. Раскопки в Каве, одном из крупнейших центров Напатского периода, подтвердили распространение эммера, а также чечевицы и дали находки семян арбузов, косточки плодов финиковых пальм,

2 См. Diod. I, 18, 5-6.

бобы (Vicja faba) [Fuller, 2004, p. 70, 73], что свидетельствует уже о традиции выращивания этих культур.

Несколько семян просо были найдены при раскопках в Каве, это Panicum miliaceum - одомашненная культура, которая могла распространиться вверх по течению Нила или попасть в Мероэ из района Красного моря [Fuller 2004, p. 73].

Ячмень и эммер упоминаются на стелах царя Иерикеаманоте, где перечисляются дары храму Кава - в одной из них - ячменя (it) 36 хекат, эммер (bdt) 9 хекат, сказано, что культуры наилучшего качества, а затем назван ячмень 25 хекат и полба 9 хекат; суммарно надпись называет 72 хекат ячменя и полбы. Другая стела Иерикеаманоте повествует о снабжении большим количеством ячменя всей армии, и о том, что еще больше зерна пожертвовали храмам цари Хорсиотеф и Настасен [Eide, Hägg, Pierce, & Török, 1996, p. 429, 432, 455-456, 487].

Исследования в Джебед Томат, Джебел Гейли, Дангейл показали, что значительно возрастает роль сорго, принадлежащее к разновидности дурры (легко обмолачиваемый вид зерна) [Fuller, 2015, p. 34-37]. Палеоботанические исследования позволили выделить важнейшие периоды культивации зерновых в Каср Ибриме, из которых особенно выделяется Напатский период от 8 до 5 вв. до н.э. [Rowley-Conwy, 1989, p. 131, 133].

Широкое распространение получило сорго в Куше и существование его дикого подвида свидетельствуют о местном происхождении. Происхождение культурного сорго - довольно проблематичная тема. Исследования Дальберг и Василиковой показали очень ранние примеры видов сорго, найденных в Набта Плайа (граница между Египтом и Нубией) по радиокарбонной дате 8000 до н.э. и широкое распространение археологических поселений южнее четвертого Нильского порога, где культивировали сорго [Dahlberg & Wasylikowa, 1996, p. 293, fig. 1, 297]. Проблема использования дикого и культивированного сорго решается неоднозначно [Stemler 1990, p. 92; Fuller 2004, p. 72], тем не менее самые старые находки культурного сорго известны в Каср Ибриме и Джебель Томат [Dahlberg & Wasylikowa, 1996, p. 298].

Семена сорго были найдены в различных поселениях; для хранения зерна в Мероэ существовали зернохранилища, которые были найдены во время раскопок в Мероэ [Shinnie, Bradley, & Humboldt- niversit t zu Berlin, 1980, p.

3 К сожалению, точную разновидность этой культуры установить не удается за неимением точных данных специальных исследований (прим. автора Н.Х. Башиера).

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

Jl—j 4 )) J^Jl^ob^J

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

116

23]. Частицы культурного сорго были найдены в составе керамики [Stemler, 1990, p.88].

В храме Апедемака в Мусаварат эс-Суфра имеется изображение символического букета дурры (durra sorgum), который царь Арнекамани, современник Птолемея IV Филопатора (221-205 до н.э.) передает богу Hintze F., Priese, Wenig, Onasch, Buschendorf-Otto, & Hintze U., 1993, p. 195-196]. Дар в виде букета дурры, свидетельствует о ведущей роли данной культуры в древнем Судане. Растения дурры держит в руках трехглавый бог Апедемак на рельефе храма в Нага [Gamer-Wallert & Zibelius-Chen, 1983, Bl. 7 a,b, Taf. 3435], который протягивает букет дурры, украшенный знаками жизни царю и царице. Приведенные примеры свидетельствуют о роли дурры в религиозной символике и ритуале Мероэ и позволяют предположить более ранее появление культурного сорго, что и предполагает Фалле, предлагая дату ранее 400 до н.э. [Fuller, 2004, p. 73.].

О значительном количестве зерновых в Мероэ свидетельствует факт отправки зерна в дар Исиде Филе, о чем говорится в одном из демотических граффити Додекасхойна [Burkhardt & umboldt- niversit t zu Berlin, 1985, p. 115-116]. Территория Додекасхойна, как об этом свидетельствует надпись Аркамани из Дакки, была дарована Исиде вместе с полями, возделанной землей и всем тем, что она порождает, так как это делали прежние цари [Kormysheva 1997, p. 353355]. Данный отрывок свидетельствует о длительной традиции земледелия в северных районах Судана.

Земледелие находилось под покровительством Исиды, о чем свидетельствует надпись преемника Аркамани из храма Дебод. В капелле мероитского царя Адикаламани в Дебоде, который распространил свою власть на северные районы Судана, богиня Исида дарует ему «поле с его прекрасными плодами» [Roeder, & Zucker, 1911, p. 81]. Какие сельскохозяйственные культуры подразумеваются в этой надписи, сказать невозможно, но, по всей вероятности, это зерновые, а также и плодовые.

Сведения античных авторов Страбона4 о земледельческих культурах Мероэ подтверждают данные письменных источников Мероэ. В романе Гелиодора содержится рассказ об удивительных полях Мероэ, где «длина колосьев ячменя позволяла скрыть с головой и конного, и едущего на верблюде» [Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары, 1965, C. 58]. Уже в арабское время сведения Омарос ал-Кинди, несомненно,

4 См. Strabo, XVII. 2, 2.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

Jl—j 4 )) J^Jl^ob^J

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

ll7

основываются на традиции, существовавшей в Мероэ. В его «Книге облика земли» говорится о «земле орошаемых посевов, к ней течет вода Нила, и на ней сеют дурру и эммер».5

Происхождение отдельных видов зерновых невозможно определить точно, некоторые из них могли быть завезены из Египта. Учитывая длительные контакты этих двух стран, проблема заимствования отдельных видов зерновых или других культур при имеющихся данных не может быть решена однозначно. Среди обнаруженных развалин древних жилищ были найдены зернохранилища, самое раннее из которых в Кубане датируется эпохой Среднего царства [ Emery, Kirwan, Egypt, & Mission arch ologique de Nubie, 1935, pp. 36-37, 40]. Зернохранилища были найдены также в Гемпатоне, в поселении к югу от храма Тахарки и в другом поселении к востоку от него [Macadam 1955, p. 211-234]. Эти данные свидетельствуют о больших масштабах освоенных посевных площадей.

Как свидетельствует текст декрета Сети I из Наури, где упомянуты сторожа полей, земледельцы, земледельческие хозяйства также были при храмах. [Коростовцев 1939, С. 238-287].

Большое количество запасов зерна нашел аксумский царь Эзана [История Африки в древних и средневековых источниках, 1990, С. 174-179] во время своего похода против Мероэ. Это свидетельствует о значительном развитии земледелия в Мероэ.

В древнем Судане культивировали специи - кунжут или sesamum indicum. Об этом сохранилось упоминание в тексте стелы царя Настасена [Eide et al., 1996, p. 488]. Семена кунжута были найдены в Каср Ибриме [Rowley-Conwy, 1989, p. 134-135].

Обращает на себя внимание изображение продуктов питания на поминальных стелах царей в некрополях Мероэ, где перед Осирисом стоят столы с подношениями, среди которых видны различные овощи - лук, огурцы, тыква [Ali, 2015, p. 63]. Однако, для идентификации нужны дополнительные исследования письменных или археологических источников, поскольку эти изображения, выполненные в египетском стиле, могли быть заимствованы из египетского арсенала памятников поминального культа.

Стела царя Тахарки из храма (Т) в Кава (685 г. до н.э., Khartoum 2678), упоминает 56 деревьев небес с плодами, использовавшимися в пище (латинское название Zizyphus Christi) и 15 мер сушеной камеди. В стеле Аспелты (конец

5 См. Strabo, XVII. 2, 2, 4; Heliod. X, 5,2.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

j—ajji 4 )) l^'olj^ti

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

118

VII в. до н.э.) упоминаются неизвестные нам семена (вах), а также плоды (ишед) [Eide et al., 1996, p. 167, 276]. Ишед - это плоды сикоморы, священного дерева в Египте и Судане. Археоботанический анализ свидетельствует о том, что различные виды пальм, и сикомора были в Каср Ибриме в Напатский период [Rowley-Conwy, 1989, p. 134]. В стеле царя Хорсиотефа упоминается 6 пальм в Мероэ, подаренные богу Амону [Eide et al., 1996, p. 455]. О посадке 4 деревьев персеи в Абатоне, Филе и вне города сообщает мероитский жрец Тами, который был послан для службы культу Исиды в Филе [Burkhardt & umboldt- niversit t zu Berlin, 1985, p. 118]. Фруктовые сады и пальмовые деревья, усеянные плодами, упоминаются у Страбона и Гелиодора6. Особого внимания заслуживают сведения о разведении винограда, что требовало значительных усилий в силу требовательности этой культуры. Письменные сведения о виноградниках содержатся в декрете Сети I из Наури (1290 - 1279 гг. до н.э.), где упомянуты виноградари [Коростовцев, 1939, C. 238-287]. Однако, попали ли культуры виноградарства и виноделие в Судан из Египта, где они были известны еще с доисторического времени, или возникли автохтонно, установить трудно. Ведь уже в погребениях IV в. до н.э. в северных областях Куша были обнаружены косточки винограда [Roeder, 1912, p. 59]. В этой связи невозможно согласиться с мнением Фалле о том, что виноградарство развилось только в конце кушитского периода [Fuller, 2004, p. 74]. В стеле царя Хорсиотефа упоминается виноградник в Мероэ [Eide et al., 1996, p. 455]. Судя по контексту стелы - это был дар Амону Напатскому в честь коронации. По завершении коронации Настасен жертвует храму Амону Напатскому 4 сада с 36 людьми [Eide et al., 1996, p. 483, p. 34-35]. Из надписей можно заключить, что сады в Мероэ высоко ценились и существовали, очевидно, в основном при храмах. Царь Аркамани (середина 3 в. до н.э.), захвативший Дакку и соорудивший в храме Дакки свою капеллу, подарил виноградник Исиде, богине острова Филе [Kormysheva, 1997, p. 353-355]. Данные источники свидетельствуют о возделывании винограда, а соответственно и изготовления вина, что широко практиковалось в религиозном ритуале. Вино для жертвоприношений упоминается в стеле Тахарки из Кавы, где сказано, что в 10-й год его правления «выжато было вино из виноградников этого города и было его больше, чем в Джесджесе , и назначил (он) для него (храма) садовников, хороших садовников из ментиу

6 Известный район виноградарства в оазисе Бахриа.

7 Известный район виноградарства в оазисе Бахриа.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

j—ajji 4 )) l^'olj^ti

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

119

Азии» [Macadam, 1949, p. 36-38]. Данная фраза свидетельствует о крупных храмовых хозяйствах, где было налажено виноградарство и виноделие. О приготовлении винограда свидетельствуют также бассейны для отжима винограда, которые были найдены между Икминди и Мейнарти. Двенадцать из найденных бассейнов были вырезаны в толще песчаника. Почти все бассейны располагались вблизи Нила, некоторые из них имели отводные каналы (Adams, 1966, p. 262-267, 283). Каналы, по которым стекал виноградный сок, были сделаны в виде протомы льва, между лапами которого находился водосток. Фрагмент от похожего бассейна был обнаружен в Мейнарти [Kormyseva & National Museum (al- urtüm), 2006, pp. 243-244]. Бассейны для отжима были найдены в Вади эль-Араб, [Emery et al., 1935, p. 108-111], в Каве [Macadam, 1955, p. 220], в Мероэ [Shinnie et al., 1980, p. 66-67].

Изображения виноградной лозы на сосудах подтверждают культивацию винограда и изготовление вина в различных поселениях Судана. Они были найдены в Керме, Мероэ, Вад Бен Нага [Baud, 2010, p. 83; Sackho- Autissier 2010, p. 205].

Как сообщает Геродот, персидские лазутчики передали Камбизу слова мероитского царя в отношении вина, который сказал, что в этом они уступают персам.

В позднеримский период в северной части Мероэ сложился центр культивации и производства хлопка, как сырья для местного производства тканей. Посадки хлопка не должны были быть затопляемыми. Это многолетнее растение с жизненным промежутком в несколько лет, что необходимо было предусмотреть при его культивации [Fuller, 2015, p. 45].

Центром производства тканей из хлопка был Караног, разнообразные виды и сорта найденных фрагментов тканей [Griffith, Growfoot, 1934, р. 5-12] свидетельствуют о том, что в Мероэ существовал опыт разведения хлопка и изготовления из него пряжи. Хлопковые ткани были найдены в царских пирамидах Мероэ, в Баллана и Кустул [Kirwan, 1960, p.170]. Семена хлопка были найдены в Каср Ибриме [Rowley-Conwy, 1989, p. 134]. В надписи Эзаны говорится об уничтожении запасов хлопка [История Африки в древних и средневековых источниках, 1990, C. 174-179]. Масштабное производство тканей предполагало поставки значительного количества сырьевого материала. Организация производства в Караноге, где проходили речной и караванный пути, предполагала возможность поставок тканей на внешний рынок.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

j—ajji 4 )) l^ob^t

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

120

Фантазийный рассказ Табаи Ал-Хайаван, полученной от его информаторов о стране Судана, где «растет хлопок, который достигает размеров дерева, на который может взобраться человек» [Древние и Средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары, 1965, С. 208], отражает широкое распространение хлопковой культуры в Мероэ.

Все имеющиеся данные относятся к позднеримскому и постмероитскому времени, а сама территория номинально входила в римские владения, вопрос о том, является ли это заимствованием или локальной традицией, решить невозможно. ВЫВОДЫ

Проведенное исследование надписей на древнеегипетском языке и археологических источников позволяет заключить, что земледельческие культуры, в целом успешно развивались уже начиная с раннего периода древнесуданской истории. Местное население сумело приспособиться к имеющимся природным условиям и решить все необходимые задачи для культивации земледельческих культур. Несомненно, что огромное положительное влияние оказал период египетского господства, когда многие технические инновации и отдельные виды зерновых могли быть внедрены на территории Судана. Основа достижений в развитии этого вида хозяйства принадлежала местному населению.

Выращиваемые сельскохозяйственные культуры в целом были типичны для всего Нильского региона, правда, удельный вес и значение каждой из них в царстве Мероэ были различны. Основное значение развития земледелия заключалось в том, что оно обеспечило оседлый образ жизни для части населения и стали значимым фактором в развитии цивилизации Мероэ. Достижения земледельческого хозяйства древнего Мероэ видны и сегодня в экономике Судана. Так, хафиры используются в современной суданской деревне для хранения дождевой воды, причем по древней технологии. Сооружаются новые хафиры, но используются и старые для водопоя скота. Сорго остается основной злаковой культурой и в современном Судане, из его муки и сегодня готовят хлеб - кисру, самый дешевый хлеб для жителей деревень. В этом проявилось историческое наследие и действенность достижений древней культуры.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

j—ajji 4 )) l^ob^t

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

121

ЛИТЕРАТУРА

1. Welsby, D. A. (1996). The kingdom of Kush: The Napatan and Meroitic empires. London: British Museum Press.

2. Fuller, D.Q. (2015). The economic basis of the Qustul splinter state: cash crops, subsistence shifts, and labour demands in the Post-Meroitic transition. In M. Zach, (Ed.), The Kushite World. Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies (pp. 33-60). Vienna: Verein der Forderer der Sudanforschung.

3. Fuller, D.Q. (2014). Agricultural Innovation and State Collapse in Meroitic Nubia: The Impact of the Savannah Package. In C.J. Stevens, S. Nixon, M.A. Murray, & D.Q. Fuller (Eds.), Archaeology of African Plant Use (pp. 165-178). Retrieved from https://www.researchgate.net/publicati

on/304430110_Agricultural_innovation_and_State_Collapse_in_Meroitic _Nubia_the_impact_of_the_Savannah_Package

4. Geus, F. (2004). Pre-Kerma storage pits on Sai Island, In T. Kendall (Ed.) Nubian studies: Proceedings of the 9th Conference of the International Society of Nubian Studies (Boston 21-26 August, 1998. pp. 46-51). Boston (MA): Northeastern University.

5. Fuller, D.Q. (2004). Early Kushite Agriculture: Archaeobotanical Evidence from Kawa. Sudan & Nubia Bulletin, 8, 70-74.

6. Eide, T., Hagg, T., Pierce, R.H., & Tôrôk, L. (Eds.). (1994-1998). Fontes Historiae Nubiorum. Textual Sources for the History of the Middle Nile Region: From the Eighth to the Mid-Fifth Century BC (Vols. 1-3). Edited by. Bergen, Norway: University of Bergen.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rowley-Conwy, P. (1989). Nubia AD 0-550 and the "Islamic" agricultural revolution: preliminary botanical evidence from Qasr Ibrim, Egyptian Nubia. Archéologie du Nil Moyen, 3, 131-138.

8. Dahlberg, J.A, & Wasylikowa K. (1996). Image and statistical analyses of early sorghum remains (8000 B.P.) from the Nabta Playa archaeological site in the Western Desert, southern Egypt. Vegetation History and Archeobotany, 5, 293-299.

9. Stemler, A.A. (1990). Scanning electron microscopic analysis of plant impressions in pottery from the sites of Kadero, El Zakiab, Um Direiwa and El Kadada. Archéologie du Nil Moyen, 4, 87-105.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

j—ajji 4 )) l^ob^t

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

122

10.Shinnie, P. L., Bradley, R. ., & umboldt- niversit t zu Berlin. (1980). The capital of Kush 1: Meroe excavations 1965-1972. Berlin: AkademieVerlag.

11.Hintze, F., Priese, K.-H., Wenig, S., Onasch, C., Buschendorf-Otto, G., & Hintze, U. (1993). Musawwarat es Sufra: (Sudan); die Ausgrabungen der

umboldt- niversit t zu Berlin 1960 bis 1970.

12.Gamer-Wallert, I., & Zibelius-Chen, K. (1983). Der e ntempel von Naq'a in der Butana (Sudan). Wiesbaden: Reichert.

13.Burkhardt, A., & umboldt- niversit t zu Berlin. (1985). gypter und Meroiten im Dodekaschoinos: Untersuchungen zur Typologie und Bedeutung der demotischen Graffiti. Berlin: Akademie Verlag.

14.Kormysheva, E. (1997). Arkamani's inscription from Dakke and its historical background. Warsaw Egyptological Studies, 1, 353-362.

15.Roeder, G., & Zucker, F.M.C. (1911). Debod bis Bab Kalabsche: Tempel und Inschriften aufgenommen. Le Caire: Institut fran a is d Arch ologie Orientale, Service des antiquit s de l gypte.

16.Emery, W. B., Kirwan, L. P., Egypt., & Mission arch o logique de Nubie, 1929-1934. (1935). The excavations and survey between wadi Es-Sebua andAdindan, 1929-1931. Cairo: Government Press, Bul q.

17.Macadam, M.F.L. (1955). The Temples of Kawa II. History and Archaeology of the Site. Oxford.

18.Коростовцев М.А. Декрет Сети I в Наури. (Документы к истории древнего Египта 1326 г. до н.э.) // Исторический архив. М., 1939. Т.2 C. 238-287.

19.О походе против ноба // История Африки в древних и средневековых источниках. пер. Г.М. Бауэр. М.: Издательство Восточная Литература, 1990. С. 174-179.

20.Ali, Ahmed Gasm el Seed. (2015). Environment, Ecology and Meroitic Food. In M. Zach, (Ed.), The Kushite World. Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies (pp. 61-67). Vienna: Verein der Forderer der Sudanforschung.

21.Древние и средневековые источники по этнографии и истории Африки южнее Сахары. Арабские источники X -XII вв. Подготовка текста и переводы Л.Е. Куббеля и В.В. Матвеева. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1965.

22.Roeder, G. (1912). Die Geschichte Nubiens und des Sudans. Klio Bd., 12, 51-82.

Арабистика Евразии, № 11, Октябрь 2020

j—ajji 4 )) l^ob^t

Eurasian Arabic Studies, № 11, October 2020

123

23.Macadam, M.F.L. (1949). The Temples of Kawa I. The Inscriptions. London.

24.Adams, W. Y. (January 01, 1966). The vintage of Nubia. Kush: Journal of the Sudan Antiquities Service, 14, 262-283.

25.Kormyseva, E. E., & National Museum (al- urtum). (2006). Gods and divine symbols of the ancient Sudanese civilization: Catalogue of the Sudan National Museum in Khartoum. Moscow: Institute of Oriental Studies.

26.Baud, M. (2010). Culture d'Afrique, Modèles gyptiens et Influences Méditerranéennes. Méroé un empire sur le Nile. Milan: Officina Libraria, Pp. 76-94.

27.Sackho- Autissier, A. (2010). Un Aspect de la Religion Meroitique: Vin et culte dionysiaque. Méroé un empire sur le Nile. Milan: Offician Librarai. Pp. 202-207.

28.Griffith, F. Ll., & Growfoot, G.M. (1934). On the early use of cotton in the Nile Valley. Journal of Egyptian Archaeology, 20, 5-12.

29.Kirwan, L. (January 01, 1960). The decline and fall of Meroe. T Kush: Journal of the Sudan Antiquities Service, 8, 163-173.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

1. Welsby, D. A. (1996). The kingdom of Kush: The Napatan and Meroitic empires. London: British Museum Press.

2. Fuller, D.Q. (2015). The economic basis of the Qustul splinter state: cash crops, subsistence shifts, and labour demands in the Post-Meroitic transition. In M. Zach, (Ed.), The Kushite World. Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies (pp. 33-60). Vienna: Verein der Forderer der Sudanforschung.

3. Fuller, D.Q. (2014). Agricultural Innovation and State Collapse in Meroitic Nubia: The Impact of the Savannah Package. In C.J. Stevens, S. Nixon, M.A. Murray, & D.Q. Fuller (Eds.), Archaeology of African Plant Use (pp. 165-178). Retrieved from https://www.researchgate.net/publicati

on/304430110_Agricultural_innovation_and_State_Collapse_in_Meroitic _Nubia_the_impact_of_the_Savannah_Package

4. Geus, F. (2004). Pre-Kerma storage pits on Sai Island, In T. Kendall (Ed.) Nubian studies: Proceedings of the 9th Conference of the

International Society of Nubian Studies (Boston 21-26 August, 1998. pp. 46-51). Boston (MA): Northeastern University.

5. Fuller, D.Q. (2004). Early Kushite Agriculture: Archaeobotanical Evidence from Kawa. Sudan & Nubia Bulletin, 8, 70-74.

6. Eide, T., Hägg, T., Pierce, R.H., & Török, L. (Eds.). (1994-1998). Fontes Historiae Nubiorum. Textual Sources for the History of the Middle Nile Region: From the Eighth to the Mid-Fifth Century BC (Vols. 1-3). Edited by. Bergen, Norway: University of Bergen.

7. Rowley-Conwy, P. (1989). Nubia AD 0-550 and the "Islamic" agricultural revolution: preliminary botanical evidence from Qasr Ibrim, Egyptian Nubia. Archéologie du Nil Moyen, 3, 131-138.

8. Dahlberg, J.A, & Wasylikowa K. (1996). Image and statistical analyses of early sorghum remains (8000 B.P.) from the Nabta Playa archaeological site in the Western Desert, southern Egypt. Vegetation History and Archeobotany, 5, 293-299.

9. Stemler, A.A. (1990). Scanning electron microscopic analysis of plant impressions in pottery from the sites of Kadero, El Zakiab, Um Direiwa and El Kadada. Archéologie du Nil Moyen, 4, 87-105.

10.Shinnie, P. L., Bradley, R. ., & umboldt- niversit t zu Berlin. (1980). The capital of Kush 1: Meroe excavations 1965-1972. Berlin: AkademieVerlag.

11.Hintze, F., Priese, K.-H., Wenig, S., Onasch, C., Buschendorf-Otto, G., & Hintze, U. (1993). Musawwarat es Sufra: (Sudan) [Al-Musawarat Al-Sufra: Sudan]; die Ausgrabungen der Humboldt-Universit t zu Berlin 1960 bis 1970 [the excavations of the Humboldt University of Berlin from 1960 to 1970]. (In German)

12.Gamer-Wallert, I., & Zibelius-Chen, K. (1983). Der e ntempel von Naq 'a in der Butana (Sudan) [The lion temple of Naq'a in the Butana (Sudan)]. Wiesbaden: Reichert. (In German)

13.Burkhardt, A., & umboldt- niversit t zu Berlin. (1985). gypter und Meroiten im Dodekaschoinos: Untersuchungen zur Typologie und Bedeutung der demotischen Graffiti [Egyptians and Meroites in Dodecashoinos: studies on the typology and meaning of demotic Graffiti]. Berlin: Akademie Verlag. (In German)

14.Kormysheva, E. (1997). Arkamani's inscription from Dakke and its historical background. Warsaw Egyptological Studies, 1, 353-362.

15.Roeder, G., & Zucker, F.M.C. (1911j. Debod bis Bab Kalabsche: Tempel und Inschriften aufgenommen [Debod to Bab Calabash: temples and inscriptions recorded]. Le Caire: Institut fran a is d Arch ologie Orientale, Service des antiquit s de l gypte [Cairo: French Institute of Oriental Archeology, Egypt Antiquities Service]. (In French)

16.Emery, W. B., Kirwan, L. P., Egypt., & Mission arch o logique de Nubie, 1929-1934. (1935). The excavations and survey between wadi Es-Sebua andAdindan, 1929-1931. Cairo: Government Press, Bul q.

17.Macadam, M.F.L. (1955). The Temples of Kawa II. History and Archaeology of the Site. Oxford.

18.Korostovtsev, M.A. (1939). Dekret Seti I v Nauri [Nauri Decree of Seti I]. (Dokumenty k istorii drevnego Yegipta 1326 g. do n.e.). Istoricheskiy arkhiv, Vol. 2. M., 1939, pp. 238-287. (In Russian).

19.O pokhode protiv noba [On the campaign against the nob]. (G.M. Bauer Trans.) In Istoriya Afriki v drevnikh i srednevekovykh istochnikakh. M.: Izdatel'stvo Vostochnaya Literatura, 1990. pp. 174-179. (In Russian)

20.Ali, Ahmed Gasm el Seed. (2015). Environment, Ecology and Meroitic Food. In M. Zach, (Ed.), The Kushite World. Proceedings of the 11th International Conference for Meroitic Studies (pp. 61-67). Vienna: Verein der Forderer der Sudanforschung.

21.Drevniye i srednevekovyye istochniki po etnografii i istorii Afriki yuzhneye Sakhary. Arabskiye istochniki X -XII vv. (1965). [Ancient and medieval sources on ethnography and history of sub-Saharan Africa. Arabic sources X-XII centuries.]. L.Ye. Kubbel, V.V. Matveyev (Eds., Trans.). M.-L.: Izdatel'stvo AN SSSR. (In Russian)

22.Roeder, G. (1912). Die Geschichte Nubiens und des Sudans. Klio Bd., 12, 51-82. (In German)

23.Macadam, M.F.L. (1949). The Temples of Kawa I. The Inscriptions. London.

24.Adams, W. Y. (January 01, 1966). The vintage of Nubia. Kush: Journal of the Sudan Antiquities Service, 14, 262-283.

25.Kormyseva, E. E., & National Museum (al- urtüm). (2006). Gods and divine symbols of the ancient Sudanese civilization: Catalogue of the Sudan National Museum in Khartoum. Moscow: Institute of Oriental Studies.

26.Baud, M. (2010). Culture d'Afrique, Modèles gyptiens et Influences Méditerranéennes. Méroé un empire sur le Nile [African Culture,

Egyptian models and Mediterranean influences. Meroe, empire on the Nile.]. Milan: Officina Libraria, Pp. 76-94. (In French)

27.Sackho- Autissier, A. (2010). Un Aspect de la Religion Meroitique: Vin et culte dionysiaque. Méroé un empire sur le Nile [Aspect of Meroitic Religion: wine and Dionysus worship. Meroe, empire on the Nile]. Milan: Offician Librarai. Pp. 202-207. (In French)

28.Griffith, F. Ll., & Growfoot, G.M. (1934). On the early use of cotton in the Nile Valley. Journal of Egyptian Archaeology, 20, 5-12.

29.Kirwan, L. (January 01, 1960). The decline and fall of Meroe. T Kush: Journal of the Sudan Antiquities Service, 8, 163-173.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00266.

Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR according to the research project № 20-09-00266.

Информация об авторе

Кандидат исторических наук Нижут Хассан Башиер Российский государственный гуманитарный университет 125993, Москва, Миусская пл., 6 Россия

negoodh@yahoo. com

Information about the author

Candidate of History

Negood Hassan Bashier

Russian State University for the Humanities

125993, Moscow,, Miusskaya sq. 6

Russia

negoodh@yahoo.com

Conflicts of Interest Disclosure: The author declares Conflicts of Interest Disclosure.

Раскрытие информации о конфликте интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.