Научная статья на тему 'Сельскохозяйственные кредитные кооперативы как фактор повышения экономической активности жителей села'

Сельскохозяйственные кредитные кооперативы как фактор повышения экономической активности жителей села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВАЯ УСЛУГА / КРЕДИТНЫЙ КООПЕРАТИВ / ЧЛЕН КООПЕРАТИВА / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / ЗАЁМ / ЗАЕМЩИК / RURAL DEVELOPMENT / FINANCIAL SERVICE / CREDIT COOPERATIVE / COOPERATIVE MEMBER / RURAL POPULATION / LOAN / BORROWER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максимов Анатолий Федорович

Раскрываются результаты обследования, проведенного методом анкетирования членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), с целью выявления роли кооперативов в жизни сельских жителей и повышения их экономической активности. В качестве объекта исследования выступили 299 членов 48 кооперативов из 8 регионов России. Результаты обследования показали, что СКПК выполняют важную функцию по обеспечению доступности финансовых услуг на селе. Они играют значительную позитивную роль в жизни своих членов и села в целом, способствуют созданию новых рабочих мест на селе, увеличению размеров хозяйств и повышению их доходности. Положительный опыт работы СКПК обуславливает увеличение числа их членов, вовлекая тем самым наиболее деловых и энергичных сельских жителей в экономически активную деятельность и способствуя развитию сельских территорий. Полученные результаты будут полезны при разработке концепции и ведомственной целевой программы развития сельскохозяйственной кредитной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максимов Анатолий Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURAL CREDIT COOPERATIVES AS A FACTOR OF INCREASING ECONOMIC ACTIVITY OF RURAL POPULATION

The results of the survey which was conducted with the purpose of revealing the importance of agricultural credit cooperatives for rural population and their role in increasing rural population economic activity are discussed. The survey used a questionnaire method to reveal an opinion of credit cooperatives’ members. Two hundred and ninety nine members of 48 credit cooperatives from 8 Federal Districts of Russia were surveyed. The survey showed that credit cooperatives perform an important function in providing access to finance services for the rural population. They play a great positive role for the members of credit cooperatives and for the rural population in whole. They also promote the creation of new jobs in rural areas, and increase the scales and profitability of farms. A positive experience of credit cooperatives activity causes the increase of their membership, thus involving the most enterprising rural citizens to economic activity and supporting rural development. The obtained survey results are useful in developing a strategy and a branch target program to develop the agricultural credit cooperative system.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственные кредитные кооперативы как фактор повышения экономической активности жителей села»

- эффективность работы в группах — на 67%;

- удовлетворенность работой — на 60%;

- продуктивность сотрудников — на 50%;

- качество работы — на 48%.

По другим оценкам, возврат инвестиций в коучинг составляет 1:8 и 1:10. Эти цифры красноречиво говорят о том, что коучинг — не просто модная теория, а действенный метод повышения эффективности развития персонала организации, метод накопления интеллектуального потенциала.

Вероятно, что проведенный выше анализ определяет необходимость развития и обучения персонала ООО ТД «Гратис» и, в первую очередь, за счет внедрения методических приемов на основе технологии коучинга, для достижения предприятием и персоналом более высокого уровня конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Елистратова Т.Г., Павлусенко О.П., Кузнецова Т.Е. Развитие кадрового потенциала предприятия (инновационный подход): монография. — ООО «Сибирь+», 2012.

2. Мансуров Р.Е., Настольная книга директора по персоналу: практическое пособие. — Юрайт, 2012.

3. Кузнецова Т.Е. Менеджмент развития персонала на основе технологии коучинга: на примере предприятий Алтайского края // Вестник Алтайского аграрного университета. — 2008. — № 7.

4. Кузнецова Т.Е. Обучение персонала организаций с использованием технологии коучинга // Экономика и управление. —

2007. — № 4.

+ + +

УДК 334.732.2:63 А.Ф. Максимов

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ КООПЕРАТИВЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА

Ключевые слова: сельское развитие, финансовая услуга, кредитный кооператив, член кооператива, сельские жители, заём, заемщик.

Введение

Последнее двадцатилетие характеризуется активным развитием кредитной кооперации в России. Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (далее по тексту — СКПК) в настоящее время выполняют важную функцию по обеспечению доступности финансовых услуг на селе [1]. Они аккумулируют свободные денежные средства сельских жителей и направляют их на расширение и развитие хозяйств членов кооператива - создание новых рабочих мест, расширение землепользования, развитие малого бизнеса и сферы услуг на селе. В отличие от коммерческих финансовых организаций, СКПК не только удовлетворяют потребности своих членов в финансовых услугах, но и повышают их уровень благосостояния посредством распределения полученной прибыли между членами кооператива в зависимости от объема оказанных им услуг [2].

Поэтому СКПК являются важным институтом устойчивого развития сельской местности, повышения экономической активности и уровня человеческого капитала на селе.

Целью исследования явилось выявление роли СКПК в жизни сельских жителей и повышении их экономической активности. В качестве объекта исследования выступили 299 членов 48 кооперативов из 8 регионов России: Вологодская, Кемеровская, Пензенская, Саратовская и Ярославская области, Республик Адыгея, Калмыкия и Марий-Эл. В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос членов кооперативов, который был проведен в 2010 г.

Для сопоставления ряда показателей в динамике были использованы результаты аналогичных обследований, проведенных автором в 2004-2005 гг. [3].

Результаты исследования и их обобщение

При оценке роли СКПК в жизни села больше половины респондентов (57,9%) выразили мнение, что влияние кооператива ограничивается кругом его членов (табл. 1). Менее четверти опрошенных полагают, что

кооперативы имеют значение для более широкого круга жителей села. Следует отметить, что оценка влияния кредитных кооперативов на жизнь села в ходе трех опросов практически не различается.

В региональном аспекте наблюдаются некоторые различия в оценках влияния СКПК на жизнь села. Наибольшие оценки «Имеет значение для многих жителей села» и «Играет важную роль в жизни села» дали в Вологодской (65,0%), Пензенской (45,5%) и Саратовской(45,0%) областях, Республике Адыгея (47,7%). Наибольшие оценки «Имеет значение только для членов СКПК» дали в Кемеровской области (100%), Республиках Марий-Эл (75%) и Калмыкия (60%).

Влияние СКПК на собственную жизнь респонденты оценили в основном положительно. Оценку «Скорее положительно» и «Весьма положительно» дали 91,3% респондентов. Отрицательную оценку дал всего один респондент (табл. 2).

В региональном аспекте наблюдаются некоторые различия в оценках влияния СКПК на жизнь села. Наибольшие оценки «Имеет значение для многих жителей села» и «Играет важную роль в жизни села» дали

в Вологодской (65,0%), Пензенской (45,5%) и Саратовской(45,0%) областях, Республике Адыгея (47,7%). Наибольшие оценки «Имеет значение только для членов СКПК» дали в Кемеровской области (100%), Республиках Марий-Эл (75%) и Калмыкия (60%).

Влияние СКПК на собственную жизнь респонденты оценили в основном положительно. Оценку «Скорее положительно» и «Весьма положительно» дали 91,3% респондентов. Отрицательную оценку дал всего один респондент (табл. 2).

Подтверждением ценности СКПК для его членов служит намерение более половины членов кооператива (52,5%) погасить часть долга кредитного кооператива в случае невозврата им кредитов, полученных в банке, однако их число уменьшилось по сравнению с аналогичным опросом в 2005 г. (табл. 3).

Полученные оценки влияния СКПК на жизнь села подтверждаются наличием желающих вступить в СКПК. 80,3% респондентов считают, что желающих вступить в кредитные кооперативы в их сёлах ещё есть (рис.). Однако их потенциал в основном ограничен численностью до 50 человек (71,2% ответов).

Таблица 1

Оценка роли СКПК в жизни села

Как Вы думаете, какую роль играет кредитный кооператив в жизни Вашего села? Опрос 2004 г. Опрос 2005 г. Опрос 2010 г.

к-во ответов % к-во ответов % к-во ответов %

Не играет никакой роли 4 1 1 0 2 0,7

Играет незначительную роль 31 3 10 3 6 2,0

Имеет значение только для членов СКПК 219 56 134 60 173 57,9

Имеет значение для многих жителей села 74 19 66 22 67 22,4

Играет важную роль в жизни села 65 16 46 15 51 17,1

Итого 393 100 307 100 299 100,0

Таблица 2

Оценка влияния СКПК на жизнь их членов

Как отразилось членство в кредитном кооперативе на Вашей жизни в целом? 2005 г. 2010 г.

к-во ответов % к-во ответов %

Скорее отрицательно 0 0 1 0,3

Никак не отразилось 9 5 25 3,4

Скорее положительно 110 62 149 49,3

Весьма положительно 53 33 124 41,5

Всего ответивших 177 100 299 100,0

Таблица 3

Оценки готовности погасить часть долгов СКПК, % от выборки

Готовы ли Вы погасить часть долга кредитного кооператива в случае невозврата им полученных в банке кредитов? 2005 г. 2010 г.

к-во, чел. % к-во, чел. %

Нет 94 31 142 47,5

Да 212 69 157 52,5

Итого 306 100,0 299 100,0

Есть, более 50 человек; 10%

Есть, - от 10 до 50 человек; 35%

Практически нет; 20%

Есть, но мало, -менее 10 человек; 35%

Рис. Оценка потенциала роста числа членов СКПК, % от опрошенных

В целом респонденты считают, что возможность увеличения числа членов СКПК в настоящее время в их сёлах не исчерпана. Однако это сильно зависит от месторасположения конкретных кооперативов. В среднем 9% респондентов указали, что есть возможность увеличить численность членов кооператива на 50 человек и более, 35,1% респондентов — от 10 до 50 членов, 36,1%

— менее 10 человек. Следовательно, кооперативы уже заработали положительный имидж и имеют определенный потенциал для дальнейшего роста.

В плане востребованности СКПК по регионам прослеживаются некоторые отличия: больше желающих вступить в СКПК в Вологодской, Саратовской и Пензенской областях, Республиках Адыгея и Марий-Эл. Меньше всего потенциальных членов коо-

ператива в Калмыкии и Кемеровской области.

Сравнивая членов СКПК с другими сельскими жителями, 62,2% опрошенных отметили, что в СКПК состоят наиболее деловые и энергичные селяне (табл. 4). 28,8% респондентов ответили, что это обычные жители села. В региональном аспекте наблюдаются значительные отличия в такой оценке. Так, в Кемеровской, Ярославской и Саратовской областях, Республике Адыгея 70-95% опрошенных оценили членов кооператива, как наиболее деловых и энергичных селян. В республике Марий-Эл большинство опрошенных (67,5%) оценили членов кооператива как обычных селян, такого же мнения придерживается и 47,5% опрошенных в Вологодской области.

Таблица 4

Характеристика членов СКПК, % от числа опрошенных

Как бы вы охарактеризовали членов Вашего кредитного кооператива? % ответов

Это обычные жители села 23,3

Более деловые и энергичные, чем большинство жителей села 62,2

Затруднились оценить 9,0

Нельзя не отметить такого положительного явления членов кредитного кооператива, как повышение их активности в деятельности кооператива и своей хозяйственной деятельности. Более 80,3% членов кооператива участвуют в управлении кооперативом, принимая участие в общих собраниях, из них 73,3% участвуют в дискуссиях, 33,8% выдвигают предложения в повестку дня. При этом наблюдается прямая зависимость между размером получаемых займов в кооперативе и участием в его управлении. Заемщики, которые не принимают участия в общих собраниях, в среднем на 1 заемщика получили 3,2 займа при средней сумме займа 93,8 тыс. руб.; заемщики, которые принимают участие и голосуют на общих собраниях, — 6,8 займа при средней сумме займа 223,0 тыс. рублей; заемщики, которые еще участвуют в обсуждении возможных решений — 7,5 займа при средней сумме займа 247,5 тыс. руб.; а заемщики, которые еще и выдвигают предложения в повестку дня, — 9,1 займа при средней сумме займа 288,5 тыс. руб.

Развитие кредитной кооперации и тем самым обеспечение доступа к финансовым ресурсам позволило создать на селе новые рабочие места, увеличить размеры хозяйств. Площадь земли у респондентов, имеющих земельные участки от 0,5 га и более, в 2009 г. по сравнению с годом получения первого займа увеличилась в 1,7 раза в расчете на одно хозяйство, в т.ч. в собственности — в 2,1 раза, в аренде — в 1,6 раза.

Общая численность наемных работников у респондентов в 2009 г. по сравнению с годом получения первого займа в расчете на одно хозяйство увеличилась на 45,0%, в т.ч. постоянных — на 58,9%, сезонных — на 21,3%.

Займы, полученные в кооперативах, способствовали улучшению финансовой ситуации членов кооператива (70,4% ответов) или помогли сохранить достигнутый ранее уровень (28,1%). 99,3% респондентов хотят и в дальнейшем вновь обращаться в кооперативы за займами, при этом 48,9% из них хотели бы получить займы в большем объеме, а 46,4% — в прежнем объеме.

В случае отсутствия СКПК, по данным опроса за 2010 г., 70,1% респондентов обратились бы за кредитом в банк, а по данным опроса за 2005 г. — 55%. Возможность обращения к теневым кредиторам отметили, соответственно, 3,3 и 34,0% респондентов. Это свидетельствует о возрастающей роли формальных институтов кредитования жителей села и сокращении теневого бизнеса в этой сфере.

Как известно, инвестиционное поведение членов кооператива формируется не только исходя из личного опыта, но и под влиянием полученной информации. Опрос показал, что СКПК занимают лидирующую позицию для своих членов как источник информации о финансовых продуктах о залоговом обеспечении и развитии кредитуемого бизнеса.

Информационно-консультационные службы как источник информации по отдельным видам получения информации занимают второе место (налогообложение, новые технологии), по другим — третье место (о развитии кредитуемого бизнеса, о ценах на ресурсы), по остальным — играют незначительную роль в жизни членов СКПК. Банки как источник информации по перечисленным проблемам занимают незначительное место, уступая такому источнику, как знакомые.

По другим вопросам ведения бизнеса члены СКПК предпочитают получать информацию, прежде всего, из журналов и газет.

Выводы

Проведенное обследование показало, что СКПК выполняют важную функцию по обеспечению доступности финансовых услуг на селе, они играют значительную позитивную роль в жизни членов кооператива и села в целом. СКПК имеют свою нишу на рынке — предоставления финансовых услуг на селе. Работая во взаимодействии с банками и формируя многоуровневую систему сельской кредитной кооперации, вытесняют теневой бизнес с финансового рынка.

СКПК содействуют созданию новых рабочих мест на селе, увеличению размеров хозяйств и повышению их доходности. Положительный опыт их работы способствует увеличению числа их членов, вовлекая тем самым наиболее деловых и энергичных сельских жителей в экономически активную деятельность и способствуя развитию сельских территорий.

Библиографический список

1. Анализ современного состояния системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации / под ред. В.М. Пахомова, к.э.н. А.Н. Рассказова, к.с.-х.н. Н.А. Медведевой. — М.: ООО «Столичная типография», 2008. — 283 с.

2. Худякова Е.В. Сельская кредитная кооперация: учебное пособие. — М.: Изд-во МСХА, 2002. — 180 с.

3. Максимов А. Сельскохозяйственные кредитные кооперативы глазами сельских жителей: результаты социологического опроса // Сельский кредит. — 2011. — № 1. (151). С. 14-21; № 2 (152). — С. 16-23; № 3 (153). — С. 8-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.