Научная статья на тему 'Сельскохозяйственное образование Предуралья: история и современность'

Сельскохозяйственное образование Предуралья: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АGRICULTURAL EDUCATION / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / AGRARIAN REFORM / "АГРОПРОФИ" / ПРИНЦИПЫ ГУМАНИЗМА / PRINCIPLES OF HUMANISM / ПЕРЕДОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / КАЧЕСТВЕННЫЙ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / HIGH-QUALITY HUMAN RESOURCES / AGROPROFI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева А.И., Геташвили И.Т., Разумов А.И., Рязанов С.М.

Статья освещает проблемы и направления развития сельскохозяйственного образования в Предуралье. Рассмотрены исторические аспекты, проведены параллели реформ сельского образования при П.А. Столыпине с современными тенденциями в аграрном профессиональном образовании. Приведен анализ развития аграрного образования Предуралья на рубеже XX и XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural education Urals: Past and Present

The article highlights the problems and directions of development of agricultural education in the Urals region. Historical aspects, conducted a parallel reform of rural education in P.A. Stolypin with current trends in the agricultural vocational education. The analysis of the development of agricultural education in the Urals turn of XX and XXI centuries has been carried out.

Текст научной работы на тему «Сельскохозяйственное образование Предуралья: история и современность»

ЭКО. - 2013. - №10

ЛАТЫШЕВА А.И., ГЕТАШВИЛИ И.Т., РАЗУМОВ А.И., РЯЗАНОВ С.М.

Сельскохозяйственное образование Предуралья: история и современность

А.И. ЛАТЫШЕВА, кандидат экономических наук, Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н. Прянишникова. E-mail: latysheva.pgsha@rambler.ru,

И.Т. ГЕТАШВИЛИ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края. E-mail: itgetashvili@agro.permkrai.ru,

А.И. РАЗУМОВ, Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н. Прянишникова», директор ООО «НЭЛА». E-mail: nela.perm@rambler.ru,

С.М. РЯЗАНОВ, кандидат исторических наук, Государственный архив Пермского края, Пермь. E-mail: rysanow@archive.perm.ru

Статья освещает проблемы и направления развития сельскохозяйственного образования в Предуралье. Рассмотрены исторические аспекты, проведены параллели реформ сельского образования при П.А. Столыпине с современными тенденциями в аграрном профессиональном образовании. Приведен анализ развития аграрного образования Предуралья на рубеже XX и XXI вв.

Ключевые слова: сельскохозяйственное образование, аграрная реформа, »Агро-ПРОФИ», принципы гуманизма, передовые образовательные технологии, качественный кадровый потенциал

Первая попытка организации земледельческой школы в России для обеспечения села кадрами была сделана в начале XIX века. Но лишь с учреждением в 1838 г. Министерства государственного имущества дело получило развитие. Министерство выработало систему сельскохозяйственного образования - высшего, среднего, низшего. Во главе стоял Санкт-Петербургский земледельческий институт. Средние учебные заведения возникали в значительной степени на месте упраздненных «учебных ферм» - низших школ для образования крестьян. Затем стали возникать сельскохозяйственные школы, предназначенные для образования приказчиков, надсмотрщиков и вообще для распространения в народе сельскохозяйственных знаний.

Кроме того, для ознакомления народных учителей с плодоводством, огородничеством и другими отраслями сельского хозяйства министерство организовало курсы по этим предметам при сельскохозяйственных и садовых заведениях. Под руководством специалистов проходили беседы о местном крестьянском хозяйстве и доступных средствах его улучшения.

Школьные сады и пасеки служили для распространения знаний в среде крестьян и других мелких хозяев. Учителя летом охотно занимались хозяйством на школьных участках земли. В 1889 г. школьные сады имелись в большей части губерний Европейской России1.

1 Сельское образование в России в конце 1894 года. Справочная книжка, изданная Департаментом земледелия. - С-Пб.: Типография В. Киршбаума, Дворцовая площадь, д. М-ва финансов, 1895.

К рубежу XX века село оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение крестьян, составлявших к началу реформ 4/5 населения страны, после 1861г. резко ухудшилось, и в 1900 г. они в целом жили беднее, чем в 1800 г. Аграрная реформа 19061917 гг. имела характер национального исторического проекта, вовлекшего все общество.

Столыпинская аграрная реформа включала в себя масштабную программу сельскохозяйственного образования населения. «Сознавая необходимость приложения величайших усилий для поднятия экономического благосостояния населения, правительство ясно отдает себе отчет, что усилия будут бесплодны, пока просвещение народных масс не будет поставлено на должную высоту»2, - эти идеи, высказанные сто лет назад Столыпиным, до сих пор не утратили своей актуальности. В годы преобразований крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. В городах и крупных селах были организованы курсы по кооперации, счетоводству, молочному хозяйству, маслоделанию, сыроварению, пчеловодству и льноводству со сроком обучения от двух недель до полутора месяцев. В 1913 г. в России работало 9000 сотрудников сельскохозяйственной информационно-консультационной службы3.

Таким образом, происходило приспособление крестьянства к рыночной экономике, в формах, в наибольшей степени соответствующих российским условиям и традициям, социокультурным ценностям. А главное - Россия продолжала накапливать человеческий потенциал, и это было основной заслугой П.А. Столыпина. Успехи реформы можно оценить по беспримерному росту населения: от 139 млн человек в 1902 г. до 175 млн в 1913 г. (средний годовой прирост -в 3,3 млн человек)4.

Развитие сельскохозяйственного образования и влияние проводимых реформ в России того времени можно наглядно проследить на примере некоторых волостей и уездов Предуралья.

Так, в 1875 г. было открыто Красноуфимское промышленное училище с сельскохозяйственным отделением. Ученики принимались по конкурсным экзаменам, а окончившие теоретический курс посылались на практику в частные имения или практиковались на фермах училища. Ферма- это 550 десятин; значительная часть территории под лесом и выгоном; под запашкой - 170 десятин. При ферме был участок земли для опытных культур. Опыты с удобрениями и посевами проводились на общем поле. Это было единственное сельскохозяйственное образовательное учреждение на востоке России.

2 Столыпин П.А. Речь в Государственной Думе 10 мая 1907 года.

3 Рязанов С.М. Землеустройство крестьян Пермской губернии. Обзор фондов ГКБУ «ГАПК»//к 100-летию со дня издания «Положения о землеустройстве» от 29 мая 1911 г. Сб. мат-лов Международной конференции «Землеустройство: история и современность». - Пермь, 2011. - 19-21 мая. - С. 306.

4 Бок М.П. Воспоминания о моем отце П.А. Столыпине. - М.: Товарищество «А.Н. Сытин и К0», 1992. - 255 с.

На базе училища в 1911 г. были организованы первые общедоступные курсы по молочному хозяйству в Красноуфимском уезде. В отчете «О состоянии молочного хозяйства и нуждах его в Красноуфимском уезде к 1 августа 1910 г.», представленном в 1910 г. на рассмотрение уездного земского собрания, докладывалось о том, что «целесообразнейшею и своевременною мерою» в целях распространения среди населения улучшений в области молочного хозяйства должно быть устройство специальных систематических курсов». Обращалось внимание на то, что «путем курсов будет легче привить идею об артельном производстве масла и сбыте его».

Курсы в Красноуфимском уезде должны были давать в первый год сумму элементарных сведений, имеющих известную степень новизны, отнимать у слушателей как можно меньше времени («срок, не утомительный для непривычных к специальным лекциям слушателей и вполне достаточный для первоначального результативного эффекта»). Посещение курсов должно быть доступно «для всякого местного жителя моложе 16-18 лет, заинтересованного всею суммою вопросов молочного хозяйства». Результаты курсов в Сылвен-ской волости и прилегаемых заводах (по данным уездной сельскохозяйственной статистики- 1287 дворов) были следующие: их посетило 136 человек (89 мужчин, 47 женщин), прочитано 18 лекций5.

Преподавание на курсах Оханского уезда по сельскому хозяйству для взрослых крестьян было разнообразнее: чтение лекций, использование конспектов и раздаточного материала, наглядные пособия, рисунки, таблицы и прочее. В то время в продаже было мало пособий для преподавания сельского хозяйства, поэтому часть необходимых пособий готовилась местными силами.

Программа занятий на курсах была составлена агрономом Оханс-кого уезда под общим руководством губернского агронома В.Н. Варги-на. Она включала, наряду с общими вопросами сельского хозяйства, углубленное изучение отдельных его отраслей (молочное производство, пчеловодство и т.д.). Всего курсы закончили более 350 чел. из различных мест уезда, даже из других уездов Предуралья6.

Таким образом, на этих примерах мы видим, что на рубеже XX века сельскохозяйственному образованию Предуралья уделялось особое внимание. Ранее в таких масштабах и на таком уровне подобная работа не проводилась. Применяемые методы обучения в виде курсов были и остаются одним из основных способов получения сельскохозяйственных знаний.

К сожалению, развитие сельскохозяйственного образования Предуралья было прервано событиями 1917 г. и гражданской войной. Но предпринятые в досоветский период меры были использованы для становления образования в новых условиях. На месте проводимых сельскохозяйственных курсов появились сельскохозяйственные техникумы.

5 Первые общедоступные курсы по молочному хозяйству в Красноуфимском уезде. ПГКА Ф636.1073П266

6 Курсы по с/х для взрослых крестьян в Оханском уезде. - Пермь: Электротипография Черданцева,1913.

Перейдем к современным реалиям и проблемам сельскохозяйственного образования Предуралья. И, как показывает история, эти пути уже были предложены и отчасти реализованы П.А. Столыпиным.

По данным Пермстата, общее число занятых в агропромышленном комплексе (включая предприятия перерабатывающей промышленности) Пермского края сократилось с 67,6 тыс. чел. в 2007 г. до 48,8тыс. в 2011 г., непосредственно в сельском хозяйстве- с 40,7 до 28,3 тыс. чел. При этом около 25% составляют работники, занимающие должности руководителей и специалистов, а 75% - рабочие профессии (занятие в растениеводстве и животноводстве, трактористы-машинисты, операторы машинного доения и т.п.).

В связи с тем, что основная доля работников отрасли - это специалисты среднего звена, необходимо решать проблемы повышения качества аграрного среднего профессионального образования, обеспечить тесную связь представителей агробизнеса с учебными заведениями аграрного профиля, сформировать желание молодых специалистов прийти в отрасль.

Специалистов для агропромышленного комплекса в Пермском крае готовят 22 средних специальных и начальных профессиональных аграрных учебных заведения с филиалами, в которых обучается около 5900 студентов. В Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова ежегодно выпускается около 2000 специалистов.

Учебные заведения края ведут подготовку по девяти профессиям начального и восьми специальностям среднего профессионального образования. Но из-за слабой связи с работодателями, низкой привлекательности отрасли и слабой информированности о возможностях самореализации в АПК трудоустраиваются по специальности в среднем от 15 до 22% выпускников.

Таким образом, в Предуралье, как и в России в целом, стоят задачи привлечения в отрасль молодых кадров, их обучения на основе современных технологий, повышения профессионального уровня работников сельского хозяйства и фермеров, повышения грамотности сельского населения в целом.

Рассмотрим подробнее проблемы образования и воспитания молодых специалистов для села.

Эффективным механизмом включения сельхозпредприятий стали проекты Министерства сельского хозяйства и продовольствия «Агро-классы» и «АгроПРОФИ», ориентированные на формирование бизнес-мышления у подрастающего поколения, на повышение престижа агроотрасли путем демонстрации ребятам историй успеха в агробизнесе, а также на формирование профессиональной ориентации на работу в аграрной отрасли.

Проект «АгроПРОФИ», разработанный и внедренный в пилотном варианте с сентября 2011 г., использует лучшие традиции сельскохозяйственного образования XX века в сочетании с современными технологиями донесения их до участников.

В рамках проекта в аграрных техникумах и училищах формируются и обучаются агрогруппы. Это своеобразные «элитные отряды», члены которых получают дополнительную поддержку, опыт и знания от представителей крупного агробизнеса и успешных фермеров, преподавателей вузов и бизнес-тренеров, представителей органов власти региона. В агрогруппы отобраны студенты с активной жизненной позицией, стремящиеся к получению дополнительных знаний и навыков и готовые в будущем реализовать себя именно в этой отрасли.

Главное преимущество обучения в агрогруппе- практическая направленность курса. Занятия проходят в режиме видеолекций, встреч с представителями успешных сельхозпредприятий края и малого агробизнеса, прохождения практики. В течение учебного года ребята узнают об основах агробизнеса, о бизнес-планировании, кредитовании, формах господдержки малого предпринимательства. В результате участники агрогрупп разрабатывают свой бизнес-план в сфере агробизнеса, и справившиеся с этим получили свидетельства Министерства сельского хозяйства Пермского края об окончании курса дополнительной подготовки «Основы бизнес-планирования в сфере агробизнеса».

В 2011-2012 учебном году в проекте приняли участие семь техникумов и училищ аграрного профиля края. Заметим, что сто лет назад в этих городах и селах проходили сельскохозяйственные курсы - начинания Столыпина получили достойное продолжение. Обучались в агрогруппах 104 человека.

Таким образом, проект «АгроПРОФИ» является шагом на пути формирования системы заказа на специалистов, их теоретической и практической подготовки, трудоустройства, формирования связи «бизнес - техникум - власть».

Как отмечают директора аграрных техникумов, благодаря обучению в агрогруппах и студенты, и преподаватели узнали о современных тенденциях развития отрасли «из первых уст», познакомились с современными технологиями производства и техникой, наладили контакты с успешными сельхозорганизациями.

Следующим шагом должно стать закрепление результатов проекта «АгроПРОФИ» и распространение его на все техникумы, училища Предуралья, формирование площадок для практики студентов на базе успешных сельскохозяйственных предприятий.

В итоге в 2012 г. в проекте «АгроПРОФИ» участие принимают уже 13 техникумов и училищ и порядка 120 студентов. Агрогруппы стали меньше, но зато там собрались самые активные и заинтересованные ребята.

Проект реализуется в двух направлениях. Во-первых, это создание в профильных учебных заведениях агрогрупп. Во-вторых, это включение агробизнеса в учебный процесс в качестве главного заказчика на кадры, который должен диктовать, какие профессиональные навыки необходимы специалисту, и помогать студенту получать эти навыки. Каждая агрогруппа и каждое учебное заведение имеют своих бизнес-кураторов - представителей успешного предприятия или

фермеров, которые помогают студентам освоить новые знания на практике и своем личном примере показывают, как добиться успеха в аграрной сфере.

В крае молодежными общественными организациями был организован «Форум сельской молодежи Прикамья», участниками которого стали более 260 студентов и преподавателей аграрных техникумов и сельскохозяйственной академии Пермского края, молодые специалисты предприятий АПК, работников коллективных, фермерских и личных подсобных хозяйств, руководителей передовых сельскохозяйственных предприятий и т.д.

Основной задачей форума были ответы на вопросы: почему молодые и перспективные кадры после обучения в специализированных учебных заведениях среднего специального и высшего образования не едут на село, а остаются в городе, где зачастую работают совершенно в других сферах? Как сделать село более привлекательным для молодых кадров? Как начать собственный бизнес в сфере АПК? и др. Для этого на них на форуме было организовано несколько площадок, куда были приглашены специалисты сферы АПК и руководители сельскохозяйственных предприятий, которые на конкретных примерах рассказали о возможностях и перспективах молодежи на селе.

С 2013 г. проект «АгроПРОФИ» включен в Программу социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 г. как один из приоритетных. Он расширен и получил материальную поддержку из краевого бюджета. Проект объединяет направления, формирующие мотивацию молодежи - от школьников до работников агропредприятий - трудиться в агропромышленном комплексе региона.

Новый механизм повышения мотивации студентов - организация их практики на учебно-производственных площадках (УПП)- передовых предприятиях отрасли. Разработан Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на организацию УПП, предполагающий конкурсный отбор таких предприятий. С ними, а также с учебными заведениями заключаются трехсторонние договоры на календарный год, с указанием количества студентов, специальностей, сроков проведения практики, плана образовательных мероприятий.

Учебные заведения проводят отбор студентов, направляемых на производственную практику на УПП по наиболее востребованным специальностям: ветеринария, агрономия, зоотехния, механизация сельского хозяйства, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, проект может стать эффективной площадкой для развития сельскохозяйственного образования в Предуралье. Как сказал П.А. Столыпин, «...стимул к труду, та пружина, которая заставляет людей трудиться. Добрый хозяин- хозяин-изобретатель. Цель у правительства вполне определенна - правительство желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как, где достаток, там, конечно и просвещение, там и настоящая свобода».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.