Научная статья на тему 'Сельское историческое краеведение на Томской земле'

Сельское историческое краеведение на Томской земле Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельское историческое краеведение на Томской земле»

Сельское историческое краеведение на Томской земле

С.И. Толстов, О.В. Усольцева

Сергей Иванович Толстов, кандидат исторических наук, ООО «Дельта», директор, г. Севастополь, ул. Токарева, 36, офис 1-55. E-mail: [email protected]

Ольга Васильевна Усольцева, кандидат исторических наук, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гуманитарный лицей Томска, тьютор, г. Томск, пр. Ленина, 53. E-mail: [email protected]

DOI: 10.22394/2500-1809-2019-4-1-176-180

Сельское историческое краеведение — примета сегодняшнего дня. Оно помогает операционализировать, то есть сделать функциональным, понятие «патриотизм», дополняя его таким легко воображаемым и эмоционально-чувственным элементом, как «малая родина» или «родная деревня». История существующих и исчезнувших деревень столкнулась с теоретико-методологическими проблемами современной исторической науки: некогда эффективные портрет-но-хронологический жанр и тотально-трактовочные идеологемы в отображении прошлого родной страны сегодня уже не воспринимаются молодым поколением — основным адресатом патриотического воспитания. В то же время ретроспективный взгляд на сельскую жизнь помогает старшему поколению обнаружить исторический потенциал сопротивления негативным издержкам глобализации, а такое научно-дисциплинарное направление исторической науки, как крестьяноведение, становится великолепным подспорьем для краеведов в объяснении сложного, противоречивого и порой личного прошлого.

Уже не первый год в Томске на различных площадках собираются школьники, студенты, старшее поколение, краеведы-любители и историки профессионалы и размышляют о том, как адекватно применить исторический опыт к нашей собственной жизни1. Одним из таких мероприятий стала секция «Изучение, сохранение и эффективное использование историко-культурного наследия томского

1. Обзоры прошлых мероприятий см. в: Толстое С.И., Усольцева О.В. (2017). «Поставьте памятник деревне...» //Крестьяноведение. Т. 2. № 1. С. 173-180; Толстов С.И., Усольцева О.В. (2018). В поисках утраченных смыслов // Крестьяноведение. Т. 3. № 1. С. 189-197.

_ 180 села» XXI региональной научно-практической конференции «Лицейские чтения» в Гуманитарном лицее, состоявшейся 28 апреля научная 2018 года. жизнь Участники секции — ребята из сельских школ Томской области и потому тематика их выступлений была связана с селом. Четыре доклада были посвящены истории отдельных населённых пунктов области («История деревни Березовая Речка Томского района», А. Бурыхина, В. Зайцева, К. Матвиенко, А. Мелентьева, руководитель О.М. Реук; «Исчезнувшая деревня Бобровка Тегульдетского района Томской области», Э. Харитонова, руководитель С.В. Ильина; «Родная улица моя», Д. Болтовская, руководитель Г.Г. Хреб-това; «Наумовский погром 23 октября 1905 года: границы интерпретации», В. Афанасенков). Два доклада обобщали результаты генеалогических изысканий школьников («У истоков моего происхождения», А. Чепрасова, руководитель Л.И. Хабарова; «Наша вторая Родина», О. Микшто, И. Микшто, руководители Н.В. Во-жова, Н.И. Елькина).

Интересует школьников также тема судьбы земляков в исторических обстоятельствах. Разным её аспектам были посвящены шесть докладов («Годы репрессий и история одной судьбы...» А. Ба-бенкова, руководители Н.В. Вожова, Н.И. Елькина; «Г.М. Марков в памяти родных, друзей, соратников» Д. Карпенко, руководитель Г.Н. Богомолова; «История литовских спецпереселенцев на территории Верхнекетского района» П. Монголина, руководитель В.А. Голубева; «Война в судьбах людей» М. Ершова, В. Иванова, Ю. Арефьева, руководители Г.И. Куданенко, И.В. Иванова; «Потомки легендарной личности», П. Клют, А. Третьякова, Е. Ма-лышкова, руководители Г.Н. Грибенникова, Т.В. Коняева; «Человек-эпоха: к 100-летнему юбилею живой легенды Бакчара Екатерины Александровны Кудрявцевой», А. Паныч).

Как оказалось, популярное ныне волонтёрство черпает вдохновение в истории комсомола и тимуровского движения, этому были посвящены четыре доклада («Дом детского творчества — идейный вдохновитель тимуровского движения в Тегульдетском районе», Л. Вахмистрова, руководитель С.В. Ильина; «Имена героев-комсомольцев на пионерских знаменах Томского района», Д. Потапова, И. Михайлов, руководитель Г.Н. Грибенникова; «Комсомол в жизни почетного гражданина Тегульдетского района М.В. Рога-чевой», В. Сергеева, руководитель С.В. Ильина; «Комсомольцы Те-гульдетского района Томской области в годы Великой Отечественной войны», М. Сучкова, А. Кайсарова, В. Васильян, руководитель С.В. Ильина).

Работа музеев на селе нашла свое отражение в двух докладах («Краеведческий музей — достопримечательность Тегульдет-ского района», И. Байкова, руководитель С.В. Ильина; «История экспоната. Поединок снайперов», Ю. Непомнящая, руководитель Н.В. Вожова).

Безусловно, успешной работу секции можно считать из-за значительного числа участников из сельских школ. Что же касается содержательной части, то можно констатировать, что эмоционально-эвристическая составляющая практически всех выступлений была на высоком уровне. Школьники понимают важность истории малой родины и для страны и для собственной социализации, обращение к истории своего села или семьи помогает им обрести чувство собственного достоинства. Однако здесь кроются некоторые мировоззренческие ловушки. Героическим поведением предков в различного рода конфликтах прошлого мало гордиться, недостаточно сокрушаться по поводу несправедливостей, с которыми они столкнулись, нужно понимать их природу, извлекать из них уроки. Без рационализации того исторического материала, который впечатляет школьников на начальном этапе краеведческой работы, в процессе взросления может сформироваться скептицизм и нигилизм, между тем как успешное личное и общественное будущее возможно только при условии преодоления парадигмы конфликтности и вынужденного сотрудничества.

Отсутствие в докладах школьников адекватной актуализации выбранных тем и убедительных интерпретаций объясняется в первую очередь слабым научно-методическим сопровождением краеведческой работы в школе. Краеведы-любители, главные поставщики материала для учащихся, не располагают ещё серьезной поддержкой историков-профессионалов, только-только переключающихся на изучение локальной истории. Надо сказать, дрейфуя в локальную историю и историческое краеведение, специалисты-историки продуктивно воспроизводят навыки портретно-хроноло-гического жанра и используют объяснительный потенциал современных исторических концепций, в том числе и крестьяноведения. Средством преодоления пока ещё огромного разрыва между локальной историей и сельским историческим краеведением должны быть научные мероприятия, на которых бы все заинтересованные стороны собирались вместе, обменивались опытом, что гарантировало бы взаимный обучающий эффект.

Второе мероприятие, проведенное авторами обзора, — секция «Исторический дискурс сельских территорий Томской области», состоявшаяся 19 мая 2018 года в рамках «Дней славянской письменности и культуры», XXVIII Духовно-исторических чтений памяти учителей словенских святых Кирилла и Мефодия, как раз и было задумано в таком формате. Как и в прошлые годы, секция собрала профессиональных историков, краеведов-любителей, студентов, школьников. Работала она в стенах школы старинного села Семи-лужки, в котором богатая история конвертирована в туристические достопримечательности, иными словами, здесь сельские краеведческие разработки стали своеобразным институтом развития сельских территорий. (По окончании работы секции для её участников были организованы экскурсии в мемориальный «Дорожный павиль-

Толстое С.И., Усольцева О.В. Сельское историческое краеведение на Томской земле

_ 182 он Цесаревича Николая» и в музей под открытым небом «Семилу-

женский казачий острог».) научная Во вступительном слове С.И. Толстов обратил внимание её жизнь участников на то информационное состояние, с которым современные исследователи вынуждены считаться. Речь идет о восприятии взрослых, пожилых людей, которые сквозь призму личного жизненного опыта интерпретируют то, что нашли в архивах о своём прошлом. Они в любом случае оказываются перед мировоззренческим выбором — оправдать или осудить своих родных или односельчан в близкой и далёкой истории. Без того, чтобы выстроить причинно-следственные цепочки, понять и объяснить сложность и противоречивость всего предшествующего не обойтись. И жизненный опыт, здравый смысл даёт право интерпретировать так, как это интерпретируется, — по совести. Краеведы не обязаны следовать каким-то определённым канонам исторического знания, а вот уже дело историков-профессионалов это всё наблюдать, обобщать, интерпретировать и представлять в контенте, претендующем на объективность.

На секции были представлены доклады, посвящённые истории сёл, родов, судьбам отдельных людей («К истории семьи Серяко-вых из Тымского прихода (Каргасокский район Томской области)», А.Г. Гайль; «История женской судьбы на изломе российской истории начала XX века (О Марии Бочкарёвой)», Д. Карпенко, руководитель Г.Н. Богомолова; «Первые жители Семилужков Томского района и их потомки», В. Волков; «Метрические книги как источник изучения быта и семейных нравов наших предков», А. Кан-таева, руководитель Г.Н. Богомолова; «К истории села Володино Кривошеинского района Томской области», Н.Н. Калинина; «Нау-мовский погром 23 октября 1905 года», В.О. Афанасенков; «Изучение истории семьи Просекиных в Томском районе», Т.А. Зюзина; «Первая мировая война в судьбах томичей», Д.В. Воронин; «Летописание как средство изучения истории с. Семилужки», И.В. Иванова, Г.И. Куданенко). Кроме того, были представлены доклады, обобщающие опыт историко-краеведческой работы («Деятельность музея и собственный интерес по восстановлению страниц истории и имен в Томском районе», С.Ф. Вершинина; «Краеведческие проекты и их издания», Е.А. Пестерева).

Разнообразные по тематике и эмоциональному накалу выступления всё-таки поддаются смысловому суммированию. Каждый из участников, будучи глубоко личностно мотивирован, своим обращением к прошлому вольно или невольно кооперировался и интегрировался в социальный мейнстрим поиска причин современных проблем общества и страны, как минимум на уровне семей и деревень. В условиях, когда занятость в сельскохозяйственном производстве перестала быть гарантией существования, а пока ещё сохраняющаяся сельская поселенческая сеть доказала свою историческую состоятельность, прошлое с его переплетением общих побед

и личных травм, превращается в идеал жизни. Символизация прошлого в настоящем есть социально-экономический ресурс. Ресурсы экологии, краеведения, туризма и дачной рекреации способны укрепить сельскую поселенческую сеть.

Отдельно, в рамках резюме, отметим, что изучение краеведами своих деревень и семей напрочь лишено каких-либо притязаний на исторический академизм. Не только краеведы-любители, но даже и историки-профессионалы, побуждаемые личными мотивами к краеведению, таким образом решают текущие социокультурные задачи. Самоутверждение себя через обретение своих истоков становится признаком корпоративной солидарности сельских краеведов. Восстанавливая историческую память, краеведы отважились самостоятельно восполнять дефицит адекватных объяснений причин ныне происходящего в стране. Трудности становления сельского краеведения могут быть преодолены путем организационной кооперации работы одиночек-энтузиастов. Институализация сельского краеведческого движения может способствовать укреплению непосредственной демократии на селе, ведь «помнящие своё родство» люди нуждаются в механизмах участия в принятии управленческих решений на сельских территориях.

Толстов С.И., Усольцева О.В. Сельское историческое краеведение на Томской земле

Rural historical regional studies in the Tomsk Region

Sergei I. Tolstov, PhD (History), "Delta" Ltd., Director; Tokareva St., 3b, room 1-55, Sevastopol. E-mail: [email protected]

Olga V. Usoltseva, PhD (History), Tomsk Lyceum of Humanities, Tutor; Prosp. Lenina, 53, Tomsk. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.