Научная статья на тему '\ сельское хозяйство \ удойная сила'

\ сельское хозяйство \ удойная сила Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ сельское хозяйство \ удойная сила»

З***'

:

! Израильские колхозы кибуцы, где сегодня живет больше всего коров-рекордсменок мира, обходятся без доярок. По такому же пути решили пойти в вологодском

сельхозкооперативе

Племзавод «Родина

%

Сергей ВИНОГРАДОВ

Еду я на «Родину»

«Найти нас не трудно. Огромный такой особняк с колоннами — мимо не пройдете», — координирует меня по телефону председатель вологодского сельскохозяйственного кооператива «Племзавод «Родина» Геннадий Шиловский. Наслушавшись самого разного о вечно передовом кооперативе, признаюсь, особняку и колоннам ничуть не удивился. Нефтью северный край обделен — зато белое золото сегодня в чести, а на родиновском молоке,

Удойная сила

говорят, половина отечественных йогуртов замешана.

Особняк оказался Домом культуры в сталинском ампире. И пускай посреди улицы застыл трактор о трех колесах, а в канаве нашла покой ржавозубая косилка — миллионы здесь не на хоромы уходят, а на прогресс и модернизацию.

Перед домом культуры красуется бюст прежнему председателю Михаилу Лобыто-ву, дважды герою соцтруда, и местные жители уже прикидывают как увековечить ны-

нешнего. Зарплату рабочему человеку платит достойную — 13—15 тысяч рублей, что для вологодчины вполне прилично. Жильем казенным обеспечил, рабочий день сократил до шести часов, и труд, что ни полгода, облегчает разными иноземными механизмами.

По мысли руководителя, полный колхозный штат, управляющийся с пятью тысячами голов скота, должен умещаться за одним круглым столом: работник нынче дорогой, да и ненадежный.

По производству молока предприятиями на одного жителя Вологодская область занимает первое место в стране. Надой одной фуражной коровы достиг здесь 4474 кг в год. По продуктивности дойного стада область находится на третьем месте в России. По данным за прошлый год сельхозкооператив «Родина» в среднем надоил около 8 тыс. кг молока с каждой коровы. Эти успехи связывают с особыми кормами, выведением собственных молочных пород (тип скота «Вологодский» официально зарегистрирован — выведен скрещиванием обыкновенной черно-пестрой русской породы и галштинской американской и канадской селекции) и автоматизацией многих процессов.

Геннадий Шиловский: «Плюс механических доярок в том, что животных никто не гоняет»

Штучки прогресса

«Идея закупить доильных роботов пришла, как только начали строить ферму, — рассказывает Геннадий Шиловский. — Мои специалисты были против — как так, в России нигде этого нет! Я и решил: если нет в России, поедем туда, где есть. Поговорил с поставщиками, и поехали мы в Голландию, откуда вернулись с полной уверенностью: роботов нужно брать. Стоимость поначалу обескуражила — 17 млн. рублей за три машины. Но с помощью кредита и гранта по нацпроекту потянули-таки эту недешевую забаву».

Главная причина, по которой роботы прописались в Огарково, — кадровый вопрос. Надоело председателю, что кадры решают все, что квалифицированного работника надо искать днем с огнем. Что, в отличие от городского предприятия, колхоз обязан обеспечивать сотрудника жильем. Ко всему прочему, расположенная в считанных километрах от Вологды, «Родина» и зарплату обязана платить сравнимую с городской.

То ли дело механизм! Работает круглосуточно. В жилье не нуждается. На рабочем месте ничего кроме электричества не употребляет. Воровать молоко не запрограммирован.

«Мы новую ферму открыли на 250 голов. Без роботов надо было человек 16 брать. А так всего четверых, среди наших же сотрудников нашли», — делится председатель.

Экономика вопроса такая. Средняя зарплата доярки в «Родине» — 13 тыс. руб. Для 250-голового стада, которое сейчас обслуживают четыре специалиста и три ро-бота-дояра, потребовалось бы 16 доярок. Итого около 200 тыс. в год сберегается только на зарплатах, не считая прочих социальных выплат. По расчетам «Родины», роботы окупятся за семь-восемь лет.

Что надой одной коровы увеличится, в кооперативе не ожидают — производительность больше зависит от питания животных, нежели от инструмента доения. В то же время производитель роботов, компания йеЬауа!, утверждает, что продуктивность буренок все-таки увеличивается — за счет бережного доения — на 10%.

На обслуживание 250 коров требуется 16 человек, а с роботами - только четверо

Малина и Стелла

«Мне бы на дневную дойку попасть. Успеваю?» — интересуюсь я у главного зоотехника Людмилы Балашовой. «А у нас

всегда дойка, круглые сутки»,— отвечает она сердито. Тут же выясняется и причина раздражения: «До вас журналисты приезжали с камерой, снимали тут все. Нужен, говорят, кадр такой: два мужика несут бидон с молоком. Где я им бидон возьму — мы уж сколько лет бидонами не пользуемся и в ведра не доим».

Последние две недели зоотехнику пришлось переквалифицироваться в экскурсовода. На ферме, как в музее, без бахил на ноги не войдешь. Плюс халат и шапочка.

Два робота, громко чавкая, делают свое дело внутри небольшой комнаты. Корова по кличке Стелла с номерком в ухе заходит на «эстакаду». Машина считывает ее номер со специального ошейника и приступает к поиску молочных желез — стальная штанга шарит по вымени, как слепой гусляр. Очевидно, к такому обращению Стелла еще не привыкла и, потерпев с минуту, бьет ее копытом задней ноги. Умная штанга отходит назад, пережидая, и снова ползет к вымени. Наконец, все наперстки надеты куда следует, начинается дойка. На мониторе — номер коровы и бегающие, как на автозаправщике, циферки текущего надоя. Правда, здесь количество литров заранее не закажешь. Сколько отдаст, за столько и спасибо.

Чемпионку по кличке Малина мне представили особо — 30 кг в сутки дает. Лежит на соломе и язык набок, до вечера отстрелялась.

| ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 [73] £008 | реальный сектор

сельское хозяйство

сельское хозяйство

переживает два с половиной отела, то есть около пяти лет. Европейские — до шести отелов дотягивают».

Главная причина раннего ухода буренок — стрессы. «Плюс механических доярок в том, что здесь животных никто не гоняет, — рассказывает мне Геннадий Шилов-ский, — забот у скотины немного. Но есть из чего выбрать. Захотела — лежит, захотела — пошла покушала, захотела — на дойку отправилась».

В углу коровника материализовалось нецелевое использование средств: огромная щетка с мотором, которая включается, почуяв вблизи постоялицу. Если белые медведи, согласно знаменитой песенке, трутся о земную ось, буренки за милую душу

Ручная работа

По моей просьбе идем в соседнее здание — там расположен доильный зал. Если роботы — это последний писк сельскохозяйственной моды, то доильные залы — предпоследний. В «Родине» они уже три года работают. Принцип схож, только стаканы к вымени не техника подсоединяет, а человек. Который опять-таки требуется, чтобы вовремя аппарат остановить — иначе корове несдобровать. Здесь работает Нина Белова — доярка со стажем в 19 лет.

Думал — наложит старорежимная тетя анафему на железяку бездушную, произнесет лирическую тираду о том, что молоко, женскими руками выдоенное, в разы вкуснее. Но услышал совсем другое. «Хорошие

Чтобы доставить себе удовольствие, коровы выстраиваются в очередь на механическую чесалку (стоимость 70 тыс. рублей)

Беспокойная Стелла, с трудом расставшись с 7 литрами, оставила последнее слово за собой — сходя с площадки, лягнула-таки робота на прощание.

Каждые шесть с половиной часов коровы могут избавиться от накопившегося молока. Могут, но не обязаны. Обязанность наступает через одиннадцать часов — недоеную буренку робот выдает дежурному с потрохами и полным выменем. Задача того — по-ковбойски выловить халтурщицу и пригнать в кабину. А дальше — дело техники.

Механизм не только забирает молоко, но выполняет и другие функции: подмоет вымя, рассортирует взятое молоко на нормальное и новотельное [после отела, персо-

По данным Росстата, в среднем по России надаивают 2341 кг молока в год на одну корову. В полтора раза меньше, чем у нас, дают животные в Китае (1476 кг). Вдвое Россию опережают: Австрия (4429 кг), Австралия (4582 кг) и Италия (4724 кг). В Швейцарии надаивают 5156 кг, в Германии — 5427 кг а во Франции — 5494 кг. Больше, чем в два раза: Япония — 6257 кг, Великобритания — 6630 кг, США — 7483 кг. Но несомненный лидер, обогнавший Россию в 4,2 раза, — это Израиль. Там одна корова дает 9105 кг.

нально для теленка), проследит за здоровьем коровы.

Первые недели надои на роботах были меньше, чем на фермах с классическими аппаратами. Сейчас ситуация выровнялась: привычка — вторая натура.

Коровья демократия

«В ближайшие годы мы, знаете, какие результаты замечательные увидим? Продолжительность жизни коров увеличится, — делится надеждами Людмила Балашова. —

Говорят, при такой системе дойки коровы живут дольше чуть ли не в два раза. Наша буренка черно-пестрой породы в среднем

променяют ее на механическую чесалку [стоимость — около 70 тыс. руб.], к которой на моих глазах коровы выстраивались в очередь. «Недешевая чесалочка, совсем недешевая, но комфорт животного для нас многое значит», — поясняет заботливый председатель.

У выхода с новаторской фермы нам на глаза попадаются молодые ребята-компьютерщики. Один из них рассказал, как попал на ферму: «Я не знал, куда и иду-то. В газете написано — собеседование насчет работы. Спрашивали, знаю ли английский, разбираюсь ли в компьютере... О коровах? Нет, о коровах ничего не говорили».

Одна доярка раньше обслуживала всего 12 коров, а сейчас с помощью доильных роботов - 130

машины, нужные, — уверенно заявляет, вытирая руки о передник, Нина Анатольевна. — Я потомственная доярка. И мать, и бабушка за коровами ходили. Вручную доили — это ж с ума сойдешь. Вечером с работы придут — пальцы куска хлеба не держат. Так ведь у них всего по двенадцать коров на каждую было, и не отойдешь. А у меня сто тридцать и еще вот с вами успеваю поговорить».

Сегодня в сельхозкооперативе работает 81 доярка, но каждый новый робот заменяет шестерых человек. Кстати, в 2000 году, когда с традиционного кормления переходили на автоматические кормосмесители, пришлось уволить 25 животноводов.

О том, что роботы со временем могут лишить работы живых доярок, здесь пока шутят: «Надумает председатель увольнять, я ему скажу: давай с твоим роботом наперегонки, посмотрим, кто кого». Ц

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 [73] 2008 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.