Научная статья на тему 'Сельское хозяйство и крестьянство Чувашии в условиях модернизации (вторая половина 1980-х - 1990-е гг. )'

Сельское хозяйство и крестьянство Чувашии в условиях модернизации (вторая половина 1980-х - 1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ СЕЛО / RUSSIAN COUNTRYSIDE / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL PROCESSES / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / AGRARIAN REFORM / КРЕСТЬЯНСТВО / PEASANTRY / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL STRUCTURE / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Валерий Сергеевич, Ильин Иван Егорович

Проанализированы аграрные преобразования российского села на примере Чувашской Республики. Рассмотрены социальные результаты либеральных преобразований в сельском хозяйстве региона: материально-техническая база, человеческий потенциал сельского социума, некоторые аспекты социальной структуры, социальные ожидания крестьянства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGRICULTURE AND PEASANTRY IN THE CHUVASH REPUBLIC IN CONDITIONS OF MODERNIZATION (LATE EIGHTIES AND NINETIES YEARS OF XX CENTURY)

The article deals with the problems of agrarian reforming in Russian rural economy based on statistic data and sociological approach, the Chuvash Republic being taken as a model. The analysis reveals social results of the liberal modernization of regional agriculture: material and technical basis, human potential of rural socium, some aspects of social structure, social hopes of the peasantry.

Текст научной работы на тему «Сельское хозяйство и крестьянство Чувашии в условиях модернизации (вторая половина 1980-х - 1990-е гг. )»

те в 1907-1908 году. М.: Тера - Книжный клуб, 2001. 383 с.

2. Благотворительные учреждения Российской Империи / сост. по высочайшему повелению Собственного Его Императорского Величества по учреждениям императрицы Марии. Благотворительные учреждения; общества и заведения. Казанская губерния. СПб., 1900. Т. 2.

3. Гаврюшин С.И. Организационное устройство и деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии: 1797-1917 гг.: автореф. дис., 2002 // URL: http://www.dissercat.com/content/or-ganizatsionnoe-ustroistvo-i-deyatelnost-vedomstva-uchrezhdenii-imperatritsy-marii-1797-191.

4. Моисеев H.H. C мыслями о будущем России. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. 218 с.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 2. Т. XXXI. Ст. 30699. С. 551553. СПб., 1857. Тип. II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии; O переименовании села Сундыря Чебоксарского уезда Казанской губернии, и прилегающих к нему деревень в посад, и наименовании сего посада и богаделенного в оном дома «Мариинским»: Указ Правительствующего Сената от 7 июля 1856 г.

БЕЛОВА Герта Витальевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ger.belowa@yandex.ru

BELOVA, Gerta Vitalyevna - Post-graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ger.belowa@yandex.ru

УДК 94 (470.344) «20/21»

сельское хозяйство и крестьянство Чувашии в условиях модернизации (вторая половина 1980-х - 1990-е гг.)

В.с. Григорьев, и.Е. ильин

Проанализированы аграрные преобразования российского села на примере Чувашской Республики. Рассмотрены социальные результаты либеральных преобразований в сельском хозяйстве региона: материально-техническая база, человеческий потенциал сельского социума, некоторые аспекты социальной структуры, социальные ожидания крестьянства.

Ключевые слова: российское село; социальные процессы; аграрная реформа; крестьянство; социальная структура; безработица; социальная политика.

V.S. Grigorev, I.E. Ilyin. AGRICULTURE AND PEASANTRY IN THE CHUVASH REPUBLIC IN CONDITIONS OF MODERNIZATION (LATE EIGHTIES AND NINETIES YEARS OF XX CENTURY)

The article deals with the problems of agrarian reforming in Russian rural economy based on statistic data and sociological approach, the Chuvash Republic being taken as a model. The analysis reveals social results of the liberal modernization of regional agriculture: material and technical basis, human potential of rural socium, some aspects of social structure, social hopes of the peasantry.

Keywords: Russian countryside; social processes; agrarian reform; social structure; peasantry; unemployment; social policies.

Происходящая трансформация всех сфер общественной жизни в стране требует глубокого анализа аграрных преобразований и их социальных последствий в различных субъектах Российской Федерации. Исторический опыт показывает, что социальные изменения более многообразны, нежели их теоретические модели. Выделение только одного направления вектора развития как решающего для всех времен

и состояний является определенным тормозом на пути прогресса.

Перед учеными стоит задача поиска оптимальных экономически и социально значимых форм и средств аграрных преобразований. Это необходимо для достижения одной большой цели - разработки концепции корректировки политики аграрных преобразований и механизмов ее реализации для социального возрожде-

ния села, увеличения производства продуктов питания, лежащего в основе формирования продовольственной безопасности страны. Этим определяется особая значимость анализа проблем не только для теории в плане выработки стратегии корректировки курса государственной аграрной политики, но и для практики конкретного выбора форм социальной политики, управления аграрными преобразованиями в Российской Федерации и ее субъектах.

Аграрная политика в условиях «перестройки» (вторая половина 1980-х гг.) характеризовалась как переход от плановой системы ведения хозяйства к рыночной, формированием многоукладной экономики. Перестройка в аграрной сфере была направлена на введение в действие неиспользованных ресурсов социализма и достижение уровня западных стран (1985-1986); либерализацию экономики, введение элементов рыночной экономики (1987-1989); углубление рыночных реформ (1990-1991). На первом этапе в качестве стратегической задачи социально-экономического развития был провозглашен курс на «всемерную интенсификацию производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, совершенствование планирования и управления, укрепление трудовой дисциплины, организованности и порядка во всех отраслях экономики». Ключевым понятием стало «ускорение». Центральным звеном в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года» являлась идея ускорения развития экономики. В последующем одной из важнейших мер аграрных преобразований признавалось введение полного хозяйственного расчета, включающего самоокупаемость и самофинансирование [8].

Важнейшими направлениями коренного преобразования отраслей агропромышленного комплекса страны в двенадцатой пятилетке и на дальнейшую перспективу являлись повсеместное внедрение новой высокопроизводительной техники, прогрессивных технологий, завершение комплексной механизации с применением автоматизации, компьютеризации, широкое использование биотехнологии и генной инженерии. На двенадцатую пятилетку были утверждены 21 общесоюзная и 29 отраслевых научно-технических программ. В 1986-1987 гг. на базе земель и общественного имущества колхозов, межхозяйственных предприятий, вновь освоенных землях было организовано 90 совхозов. В системе Госагропрома СССР предпринимались попытки улучшить управление сельским хозяйством и в целом аграрной сферой в стране [11].

За годы коренных социально-экономи-

ческих преобразований в аграрном секторе России, направленных на преодоление негативных явлений, связанных с чрезмерным огосударствлением экономики и преобладанием командно-административных методов управления, в основном были созданы правовые и организационные условия для функционирования разных форм собственности и хозяйствования, заложены основы рыночных механизмов развития. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право выбора форм хозяйствования, свободу в реализации произведенной ими продукции, приобретении материально-технических ресурсов и использовании доходов. Они имеют имущественные и земельные паи. В результате институциональных преобразований создана новая социально-экономическая структура агропромышленного производства.

Развитие фермерского сектора началось с принятием в декабре 1990 г. Закона Российской Федерации «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [1]. В Законе были определены экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций как формы свободного предпринимательства, осуществленного на принципах экономической выгоды.

В декабре 1991 г. Правительством Российской Федерации были приняты постановления о реорганизации колхозов и совхозов и порядке приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий [1]. Эти меры были нацелены на изменение организационно-правового статуса коллективных хозяйств, на реализацию права свободного выбора формы хозяйствования, свободного выхода из состава коллективного хозяйства без согласия на то трудового коллектива. Реорганизации подлежали все коллективные хозяйства независимо от эффективности их деятельности. На их базе могли быть созданы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные коллективы, крестьянские фермерские хозяйства и их ассоциации. Трудовым коллективам предоставлялось право сохранить прежнюю форму хозяйствования.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в свете постановления о реорганизации колхозов и совхозов создало специальную комиссию по выработке рекомендаций, которые были направлены во все регионы страны. В составе комиссии работали ученые-аграрники Е.В. Серова, В.Я. Узун. Особое внимание обращалось на учет национальных и исторических особенностей российских регионов.

Согласно Указу Президента «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» колхозы и совхозы должны были до 1 января 1993 г. провести реорганизацию предприятия - зарегистрировать свою организационно-правовую форму. Регистрация предприятий всех типов осуществлялась районными, городскими, районными в городе Советами народных депутатов по месту учреждения предприятия.

Реорганизация колхозов и совхозов происходит тремя основными путями:

- раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы;

- реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа;

- реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие) [5].

Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов и имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могли передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходили в муниципальную собственность.

Трудовые коллективы колхозов и совхозов проводят общее собрание и принимают решение о форме собственности на землю в своих хозяйствах (индивидуальной, коллективно-долевой или иной), о выкупе или аренде сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по районной норме. По итогам собрания необходимо подать в органы местной власти заявление на предоставление земли или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли в ту или иную форму собственности, о количестве и составе этой земли. В каждом реорганизуемом хозяйстве должны быть определены имущественные доли (паи) работников и пенсионеров. Имущественные и земельные доли могут быть объединены в единую долю с указанием ее суммарной стоимости, взаимно обменены их владельцами или проданы одними владельцами другим. Каждому владельцу земельной и имущественной долей выдается свидетельство собственности.

Вечный вопрос о земле, определении земельных долей (паев) вызывал неоднозначные суждения у крестьян. Разделу на земельные доли подлежали все сельскохозяйственные угодья хозяйства, за исключением земельных

участков: включенных в фонд перераспределения земель; переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования; переданных данному хозяйству в аренду; используемых сортоучастками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур. Не подлежат распределению на доли земли, занятые под дорогами общего пользования [5].

Реорганизацию колхозов и совхозов в Чувашской Республике проводили с учетом местных условий - острого недостатка сельскохозяйственных угодий и избытка сельского населения. В связи с этим необходимо отметить, что чувашские крестьяне издавна занимались отхожими промыслами, выезжали в другие российские регионы. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий старались учитывать и конкретные условия каждого административного района, отдельного хозяйства. В хозяйствах Батыревского, Комсомольского, Шемуршинского и Яльчик-ского районов в начале 1990-х гг. ощущался избыток рабочей силы, значительная часть трудоспособного населения выезжала в летние месяцы в Ульяновскую, Саратовскую и другие соседние регионы. В то же время в Алатырском, Порецком районах ощущается недостаток рабочей силы, имеются полуопустевшие сельские населенные пункты преимущественно с жителями предпенсионного и пенсионного возрастов.

Вышеупомянутые причины в сельских районах определенным образом сказывались и на реорганизации колхозов и совхозов. Так, бывший колхоз «Заря» Алатырского района, страдающий от недостатка рабочей силы, добровольно стал промышленно-сельскохозяй-ственным цехом Чебоксарского акционерного предприятия «СУОР». Сотрудничество с промышленниками помогло сельчанам отремонтировать животноводческие фермы, построить асфальтированные дороги, увеличить поголовье скота на фермах с 500 до 800, свиней с 200 до 480, в два раза увеличить поголовье коров. На все это фирмой «СУОР» вложено более 4 млн руб. В хозяйстве разворачивается монтаж оборудования собственных минизаво-дов по переработке мяса и молока. Сельчане поставляют свою продукцию (мясо, молоко, овощи, картофель) в магазины головной фирмы «СУОР» [13].

Совхоз «Красноармейский» Красноармейского района стал союзом кооперативов, используя опыт реорганизации колхоза им.

Кирова Канашского района, где подобные кооперативы уже утвердились. В совхозе «Красноармейский» были организованы три кооператива, в каждом из которых имелись 1-2 животноводческие фермы и производственная бригада. У кооперативов имеются свои счета, на которые поступают деньги за сданную продукцию, и они сами распоряжаются денежными средствами. Реорганизацию провели здесь без особой ломки производственных структур. Оставив на своих местах руководителей и специалистов подразделений, каждому из трех кооперативов дали полную финансовую самостоятельность, что материально заинтересовало всех членов трудовых коллективов в получении хороших конечных результатов в производстве продукции растениеводства и животноводства [14].

Особенно активно проводилась реорганизация колхозов и совхозов в Чебоксарском районе. В 1992 г. здесь было организовано коллективное сельскохозяйственное предприятие «Атал». В его уставе написано, что коллективное предприятие образовано на добровольной основе в соответствии с постановлением конференции уполномоченных представителей первичных подразделений совхоза им. 50-летия СССР Предприятие (юридическое лицо) являлось правопреемником обязательств совхоза, действовало в условиях полной самостоятельности и самоуправления, имело расчетные и другие счета в банке. Создано в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции на основе рационального использования земель и других резервов. Его членами могли быть граждане, достигшие 10-летнего возраста. Работники совхоза принимались в члены коллективного сельскохозяйственного предприятия по личному письменному заявлению. Лица, желающие выйти из состава предприятия по собственному желанию для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и имеющие на своем счету долю стоимости имущества и земельный надел, имели полное право безвозмездно получать надел и долю стоимости имущества.

Преобразование совхоза в коллективное предприятие существенно не повлияло на материальную заинтересованность работников хозяйства и увеличение производства сельскохозяйственного сырья и продукции. Многие рядовые члены предприятия (овощеводы, механизаторы, полеводы, животноводы) не знали размеров своего земельного и имущественного пая и прямо заявляли, что не видят позитивных изменений в связи с реорганизацией предприятия. Значительная часть сельского населения

не поняла сущности происходящих структурных изменений в агропромышленном производстве [7].

В начале 1990-х гг. в состав каждого крупного колхоза и совхоза в республике чаще всего входило несколько деревень и сел. При реорганизации данных хозяйств нередко жители каждого населенного пункта предпочитают организовать самостоятельные хозяйства. Это в определенной степени связано с тем, что в менее крупных деревнях, отдаленных от центральной усадьбы хозяйства слабо развита инженерная и социальная инфраструктура. Так, на базе крупного колхоза «Алга» Комсомольского района в 1992 г. организована агрофирма «Алга» и коллективное предприятие «Тукай». Такая реорганизация вызвана определенным недовольством населения так называемых неперспективных деревень тем, что производственные и культурно-бытовые объекты (мастерские по ремонту сельскохозяйственной техники, гаражи для автомобилей, склады, фермы, дом культуры, средняя общеобразовательная школа, библиотека, медпункт) находились на центральной усадьбе. А в деревне Тукай, находящейся на расстоянии 3 км от центральной усадьбы, имелась всего небольшая ферма и начальная общеобразовательная школа. Деревня из 300 единоличных хозяйств и 750 трудоспособных колхозников была ущемлена во всех отношениях. Однако отделение от колхоза не принесло успеха, так как предприятие «Тукай» оказалось в тяжелом финансовом и экономическом положении.

Акционерное общество открытого типа «Агарикус» создано на базе комплекса по выращиванию шампиньонов совхоза «Оль-деевский» Чебоксарского района Чувашской Республики. Проектная мощность шампиньонного комплекса - 800 т грибов в год, однако ежегодно после реорганизации выращивали всего 170-200 т продукции, так как технология и оборудование устарели. Голландская фирма дала согласие на установление современного технологического оборудования, что позволит увеличить производство в 5 раз. В начале 1990-х гг. предприятие испытывало большие финансовые трудности, связанные с реорганизацией и т.д.

В отчете делегации Госагропрома СССР о поездке в Голландию по ознакомлению с опытом работы крупнейшего многоотраслевого кооператива «Себеко», объединяющего около 50 тыс. фермерских хозяйств, говорится о том, что в 1987 г., в «перестроечное время», Голландия вырастила 94 тыс. т шампиньонов против 2,5 тыс. т в СССР [12].

В начале 1990-х гг. экономическая реформа в агропромышленном комплексе Чувашской Республики находилась на начальной стадии. Во всех районах работали комиссии по реорганизации сельскохозяйственных предприятий, но действовали они неуверенно. Многие члены комиссий сами сомневались в необходимости поспешных кардинальных изменений в агрос-фере. Однако механизм был запущен, и были организованы различные формы хозяйствования. Так, в Аликовском районе на базе совхозов «Аликовский», «Петишевский», «Россия», колхозов «Правда», «Молния» организовались коллективные предприятия. В Комсомольском районе колхоз «Победа» так же был преобразован в коллективное предприятие, а колхоз им. М.И. Калинина - в агрофирму «Изомбаева». В Марпосадском районе путем разукрупнения совхоза «Бичуринский» образовалось товарищество «Сюндуковский». Совхозы «Правда», «Рассвет», «Дружба», «Ленинец», «Прогресс» Цивильского района так же объединились в товарищество. Совхоз «Айбесинский» Алатыр-ского района реорганизовался в акционерное общество, совхозы «Чебоксарский», «Слава», «им. И.Г. Кадыкова», «Ишлейский» Чебоксарского района - в коллективные предприятия, а районное ремонтно-техническое предприятие - в акционерное общество. В некоторых хозяйствах начал развиваться малоартельный труд, когда небольшие фермы начали обслуживаться несколькими семьями. В таких хозрасчетных подразделениях возрастала производительность труда, а себестоимость продукции - снижалась [7].

Серьезным пунктом в системе реорганизации колхозов и совхозов являлась организация крестьянских (фермерских) хозяйств. Некоторые ученые-аграрники отдавали преимущество среди хозяйственных укладов крупному фермерскому хозяйству. Анализируя итоги первых лет реформирования, С.Р. Малютин подчеркивал значимость образования крупных фермерских хозяйств, имея в виду, что людей, способных организовать современное сельскохозяйственное производство на высоком уровне, мало. Фермеры должны знать не только технологию земледелия и животноводства, но и хорошо разбираться в финансово-кредитной системе, вопросах рыночной экономики. У фермера-предпринимателя будут законные основания стать полновластным хозяином и распоряжаться своей собственностью по-хозяйски. У него не может быть психологии временщика, ибо он берется за дело, настроившись на перспективу [9].

Результаты экономической политики в

сельской местности не вселяли надежду на быстрое оздоровление сельского хозяйства. Необходимы были экстренные меры по ускорению приватизации земли и реорганизации колхозов и совхозов. В постановлении Правительства Российской Федерации «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» от 6 марта 1992 г. №138 определялся порядок выдачи сельскохозяйственным товаропроизводителям льготных кредитов во втором-третьем кварталах 1992 г. со взиманием 8-10 % годовых и источники компенсации разницы в процентных платежах. В первом полугодии 1992 г. планировалось обеспечить выплату сельскохозяйственным товаропроизводителям задолженности за 1991 г. по компенсации разницы в ценах на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и возмещение затрат на строительство объектов социальной сферы и убытков от стихийных бедствий [5].

В дополнение к постановлению Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. №86 устанавливалось, что в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования, осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации) [10].

В Чувашской Республике для исполнения Указа Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» в январе 1992 г. образована комиссия для осуществления земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов. В 1991 г. в институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК организованы курсы по проведению земельной реформы и реорганизации колхозов и совхозов, где прошли обучение 45 председателей колхозов и директоров совхозов, 26 главных бухгалтеров, 24 специалиста районных комиссий по земельной реформе. В феврале 1992 г. 10 специалистов сельского хозяйства районов республики прошли обучение на недельных курсах, организованных Мини-

стерством сельского хозяйства Российской Федерации [5].

В Чувашской Республике в 1990-е гг. происходило формирование многоукладной экономики на селе. По состоянию на 1 сентября 1992 г. из 407 колхозов и совхозов 105 были преобразованы в различные формы хозяйствования, а 302 сохранили прежний статус. Насчитывалось 392 крестьянских (фермерских) хозяйства. Для последующего перераспределения земель создан специальный фонд глав районных администраций. Площадь сельскохозяйственных угодий в нем составляла 60,1 тыс. га, в том числе пашни - 53,9 тыс. га. Определены среднерайонные нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан (от 1,53 га по Моргаушскому району до 5,1 га по Алатыр-скому району). В целях социальной защиты сельских жителей в перечень имеющих право бесплатного получения земельной доли включены пенсионеры сельскохозяйственных предприятий и работники сферы обслуживания, проживающие на селе. Завершены работы по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение сельских Советов народных депутатов. В их ведении находятся земли 1727 населенных пунктов на общей площади 199,3 тыс. га, из них 107,7 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Увеличены размеры приусадебных земельных участков граждан. Если на начало 1991 г. земли приусадебных хозяйств занимали 63,1 тыс. га и средний размер их составлял 0,3 га, то к 1 сентября 1992 г. - 79,9 тыс. га и средний размер - 0,39 га.

Постановлением Совета Министров Чувашской Республики от 3 июня 1991 г. №177 утверждена Программа поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в вопросах материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, реализации продукции и финансирования. В 1992 г. крестьянским (фермерским) хозяйствам выделено тракторов различной марки - 42 шт., автомобилей - 35 шт., семян зерновых культур - 483 т, семян трав -6 т. Выделено кредитов на сумму 43 млн руб. За счет бюджетных средств заложены 26 га хмельников. Создание и функционирование различных форм хозяйствования на селе осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики [2].

В свете исполнения Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», постановления Совета Министров РСФСР «О поддержке развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций, союзов и кооперативов» от 4 января 1991 г. № 9, проведение земельной

реформы в регионе происходило на основе Закона Чувашской ССР «О земле», Закона Чувашской ССР «О земельной реформе», Закона Чувашской ССР «О социальной политике на селе и развитии сельских населенных пунктов», постановления Верховного Совета Чувашской ССР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 21 марта 1991 г. [4].

В Чувашской ССР осуществлялись меры по созданию земельного фонда для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств. Выявленные и зачисленные в земельный фонд угодья до передачи их крестьянским (фермерским) хозяйствам могли использоваться прежними землепользователями. Предполагалось определить по итогам работы за 1988-1990 гг. перечень убыточных и низкорентабельных хозяйств, на базе которых целесообразно было организовать на добровольной основе крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации, сельскохозяйственные кооперативы, малые предприятия. На начальном этапе организации К(Ф)Х семьям, переселяющимся в сельскую местность и пожелавшим организовать крестьянское (фермерское) хозяйство, выделялись средства за счет Фонда «Российский фермер»: единовременное денежное пособие на хозяйственное обзаведение в размере 10 тыс. руб. на главу семьи и 2,5 тыс. руб. на члена семьи. На местах предписывалось организовать юридическую помощь, осуществлять меры по правовой защите крестьянских (фермерских) хозяйств, своевременно пресекать попытки противодействия с чьей-либо стороны осуществлению земельного законодательства [4].

В Чувашии была разработана Программа поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в вопросах материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, реализации продукции, финансирования. Материально-технические ресурсы должны были обеспечиваться за счет фондов, выделенных специально для данной категории хозяйств, по ценам, действующим для колхозов и совхозов. Земельный налог и арендная плата за земельные участки не взимаются с граждан, впервые организующих крестьянское (фермерское) хозяйство, за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков [4; 10].

В Чувашской ССР на сентябрь 1991 г. насчитывалось 97 крестьянских (фермерских) хозяйств, имевших 1200 га земельной площади [3].

К концу 1991 г. общая площадь земли, выделенной для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, составляла 1344 га, в том числе: сельскохозяйственные угодья - 1241 га (пашни - 982, сенокосов и пастбищ - 237). Из общей площади земли 344 га предоставлено в аренду, в том числе: краткосрочную (до 5 лет) - 221 га, долгосрочную (свыше 5 лет) - 123 га. В собственность предоставлено 191, а во владение - 819 га [3].

В деле организации фермерского движения в республике определенную позитивную роль начала играть созданная в 1990 г. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств (АККОР), которая одной из своих главных задач считала разрешение вопросов материально-технического обеспечения, производственного обслуживания, реализации продукции и финансирования крестьянских (фермерских) хозяйств. По данным Госкомстата Чувашской Республики, по состоянию на 1 января 1992 г. в республике зарегистрировано 124 крестьянских хозяйства, за которыми закреплено 1344 га земли, в расчете на одно хозяйство в среднем -по 11 га. Возделывание сельскохозяйственных культур производилось на 1241 гектаре. Наибольшее развитие получили фермерские хозяйства в растениеводстве и животноводстве. Ими произведено продукции: зерна - 2412 ц, картофеля - 5186, молока - 751 ц, реализовано скота в живом весе 926 ц. Выручка от реализации продукции составила 639 тыс. руб. Особенно сильное развитие получили фермерские хозяйства в Алатырском (28), Канашском (12), Аликовском (9) районах. В 1991 г. 43 членам фермерских хозяйств было выдано кредитов на сумму 1350 тыс. руб., намечалось возмещение 75 % полученных кредитов. По заявкам глав фермерских хозяйств в 1991 г. им продано 25 тракторов и 22 автомашины [4].

Однако становление фермерского движения в Чувашии шло медленно. Одним из факторов, сдерживающих их формирование, увеличение и укрепление фермерского слоя, являлись плохая обеспеченность сельскохозяйственной техникой, автотранспортом, высокая цена материально-технических ресурсов.

В целях успешной реализации Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», обеспечения дальнейших условий для становления крестьянских (фермерских) хозяйств, организации их производственно-технического и финансово-кредитного обеспечения, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в 1992 году» от

24 января 1992 г. № 44 Совет Министров Чувашской Республики постановил направлять 15 % капвложений, финансируемых за счет бюджета Российской Федерации, на строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры крестьянских хозяйств. Установить, что за счет указанных средств крестьянским (фермерским) хозяйствам возмещаются подтвержденными соответствующими документами затраты на фактическое выполнение собственными силами мелиоративных работ и работ по инженерному обустройству хозяйств, включая затраты, произведенные в 1991 г. Министерству сельского хозяйства республики поручалось обеспечить крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные кооперативы тракторами, автомобилями, сельскохозяйственной техникой и другими материально-техническими ресурсами в объеме 10 % всех ресурсов, выделяемых в целом сельскому хозяйству региона. Для привлечения дополнительных кадров, пожелавших заняться фермерством, устанавливалось оказание безвозмездной финансовой помощи семьям, переселяющимся в сельскую местность, обеспечение льготного кредитования КФХ и малых сельскохозяйственных кооперативов, а также предоставление налоговых льгот [4].

Вместе с тем крестьянские (фермерские) хозяйства в своем становлении испытывали определенные трудности. В ряде мест искусственно создавались барьеры и всевозможные надуманные ограничения в выделении земельных участков, а некоторые из них находились далеко от населенных пунктов или были плохого качества. Несвоевременно рассматривались заявления граждан на получение земельных участков главами администраций в Вурнарском, Урмарском, Цивильском районах. Две трети фермеров жаловались на низкий уровень материально-технической базы, испытывали трудности в приобретении техники, удобрений, строительных материалов, семян, породистого скота, горючего. Все вопросы, связанные с фермерским движением, необходимо было освещать в республиканских газетах «Хыпар», «Чавашъен», «Советская Чувашия», Чувашской государственной телевизионной и радиовещательной компанией [4].

В начале 1990-х гг. позитивные процессы в сельском хозяйстве республики из-за сложной экономической обстановки приостановились, наметилась тенденция спада производства. Так, валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в 1991 г. сократилась на 5,6%. Производство животноводческой про-

дукции снизилось на 4,5% и составило 657,3 млн руб. Тяжелое положение сложилось в отрасли животноводства, обеспеченность общественного скота зернофуражом составила в 1991 г. только 47%. Министерство сельского хозяйства республики констатировало, что немаловажной причиной спада производства продукции животноводства явился Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27 декабря 1991 г. № 323. Согласно данному юридическому акту в фонд перераспределения исполнительной власти передано 174,6 тыс., для расширения садоводства и огородничества - 1,9 тыс., приусадебных участков - 9,1 тыс. и более 47 тыс. га - главам районных администраций после определения среднерайонных норм бесплатной передачи земли. Это обстоятельство также явилось причиной сокращения посевных площадей в общественном секторе [6].

В июле 1992 г. в Чувашии было реформировано 90 хозяйств из 411, что составляет 21%, созданы 356 фермерских хозяйств. Последним передано 3,1 тыс. га земли, в среднем по 8,7 га на каждое хозяйство. При этом на одного жителя республики приходилось 0,62 га пашни. В 1992 г. на развитие фермерских хозяйств предполагалось направить 3,6 млн руб. централизованных капиталовложений. Реформирование аграрного сектора шло скачкообразно, нервозно, многие члены колхозов и совхозов до конца не понимали конечных целей происходящих событий, их беспокоила неизвестность. В сельском сообществе чувствовалась социальная напряженность. В целях недопущения дальнейшего снижения производства сельскохозяйственной продукции, стабилизации экономики сельского хозяйства, считали многие руководители хозяйств, реформа в агропромышленном комплексе должна иметь цель не разваливать отрасль, а поднимать ее на должный уровень, носить последовательный характер, должен соблюдаться принцип отбора форм хозяйствования самими собственниками [6].

Итак, глубокие трансформационные процессы в сфере экономической жизни сельско-

го сообщества, запущенные в России с начала 1990-х гг., привели к многоукладной экономике. Наиболее сильными по своему воздействию факторами, повлиявшими на аграрные уклады, были: ликвидация государственной монопольной собственности на земли сельскохозяйственного назначения; прекращение масштабной государственной поддержки аграрных производителей; понижение технологического уровня (вплоть до архаизации) производства значительной части аграрных производителей в результате сокращения количества имеющейся в их распоряжении техники, использования удобрений и средств защиты растений, оттока квалифицированных кадров; резкое и глубокое сокращение государственной поддержки социальной и культурной сфер жизни сельских сообществ и др.

Список литературы

1. Аграрное законодательство Российской Федерации: сборник нормативных правовых актов и документов / сост. М.С. Пашова. М.: Юрист, 1999.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1041. Оп. 6. Д.2348.

3. ГИА ЧР. Ф. 2681. Оп. 1. Д. 50.

4. Там же. Д. 51.

5. Там же. Д. 71.

6. Там же. Д. 98.

7. Ергачев М.Н. Первые опыты реорганизации колхозов и совхозов // Проблемы разгосударствления и приватизации средств производства. Чебоксары, 1993.

8. История Чувашии новейшего времени. Кн. 2. Чебоксары, 2009.

9. Малютин С.Р. Приватизация и преобразование колхозов, совхозов в крупные фермерские хозяйства // Проблемы разгосударствления и приватизации средств производства. Чебоксары, 1993.

10. Рос. газ. 1992. 14 марта.

11. Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 650. Оп. 1. Д. 1307.

12. РГАЭ. Ф. 650. Оп. 1. Д. 1380.

13. Советская Чувашия. 1992. 20 авг.

14. Советская Чувашия. 1992. 26 авг.

ГРИГОРЬЕВ Валерий Сергеевич - доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной и региональной истории. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Россия. Чебоксары. E-mail: ivani52@yandex.ru

ИЛЬИН Иван Егорович - кандидат философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела этнологии и социальных исследований. Чувашский государственный институт гуманитарных наук. Россия. Чебоксары. E-mail: ivani52@yandex.ru

GRIGOREV, Valerij Sergeevich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the National and Regional History. Chuvash State Pedagogical University I.Ya. Yakovleva. Russia. Cheboksary. Email: ivani52@yandex.ru

ILJIN, Ivan Egorovich - Candidate of Philosophy, Associate Professor, Lead Researcher at the Department of Ethnologyand Social Research. Chuvash State Institute of Arts. Russia. Cheboksary. Email: ivani52@yandex.ru

УДК 341.213.4

о толерантности и великодушии

А.Б. Ефремов

Посвящено Международному дню терпимости и направлено на совершенствование законодательства в сфере международных отношений с участием субъектов Федерации.

Ключевые слова: принципы терпимости; Генеральная конференция ЮНЕСКО; Международный день терпимости; аспекты; Всемирная торговая организация; право; законодательство.

A.V. Efremov. ABOUT TOLERANCE AND MAGNANIMITY

The article is devoted to the International Day for Tolerance and aimed at improving the legislation in the sphere of international relations with the participation of the Federation.

Keywords: principles of tolerance; UNESCO's General Conference; the International Day for Tolerance; aspects; World Trade Organization, the right; legislation.

16 ноября 1995 г. государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости, которая была утверждена 28-й Генеральной конференцией ЮНЕСКО (резолюция № 5.61) [1].

В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день терпимости (International Day for Tolerance), приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых Наций, по-свящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

Генеральный секретарь ООН в своём Послании по случаю Международного дня, по-свящённого терпимости, отмечает, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в Послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других [2].

В последние годы наблюдался резкий рост числа случаев проявления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире. Эту вызывающую тревогу тенденцию отчасти подпитывает растущая тенденция к определению различий с точки зрения самобытности, а не с точки зрения мнений или интересов. В результате отдельные люди и целые общины становятся объектами насилия и жестокости лишь только в силу их этнической, религиозной, национальной или иной самобытности. Такие угрозы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.