Геополитика и экогеодинамика регионов. Том 7 (17). Вып. 3. 2021 г. С. 154-168.
УДК 338.48-44 (1-22)
Сельский туризм: систематизация понятия и осмысление тенденций_
-Г-2-
' Институт «Таврическая академия», ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
e-mail: [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье систематизировано понятие сельского туризма, его движущих сил и общемировых тенденций. Сельский туризм рассматривается как комплекс туристско-рекреационных занятий в сельской местности, связанный с отдыхом на природе и приобщением к традиционному сельскому хозяйству и сельскому укладу жизни. Описаны основные положительные и негативные детерминанты современного процесса сельского туризма. Общемировыми тенденциями развития сельского туризма являются рост числа участников, диверсификация функциональной структуры, расширение географического ареала сельского туризма, усиление социально-экономического, социокультурного и экологического воздействия сельского туризма на региональное развитие, возрастание роли государства, национальных и международных ассоциаций в управлении сельским туризмом. Ключевые слова: сельский туризм, аграрный туризм, сельская местность, ассоциация сельского туризма.
Введение
Сельский туризм выступает неотъемлемой частью современного развития сельских территорий и экономической деятельности жителей села, имеющей целью достижение высокого уровня благосостояния и качества жизни.
Зародившись в XIX веке, проведение отдыха в сельской местности набирало популярность на протяжении всего XX века, но особенно активно масштабы сельского туризма росли в 1990-2000-х гг. Анализируя особенности развития сельского туризма в Зарубежной Европе, А. Н. Булгакова отмечает, что с 1997 по 2000 г. число сельских туристов почти удвоилось и достигло 60 млн чел. [1]. В работах многих исследователей, в т. ч. географов, экономистов, социологов, культурологов, специализированных научных институтов, государственных и общественных организаций рассмотрены теоретические концепции сельского туризма, выявлены его движущие силы, оцениваются условия организации и управления, обобщен передовой опыт налаживания программ сельского туризма в разных странах и регионах [1-20; 22-33].
Сельский и аграрный туризм выступают предметом многочисленных исследований и в России. Комплексный анализ текущего состояния сельского туризма в России, проведенный в 2019 г. И. В. Лебедевой и С. Л. Копыловой, подтвердил его приоритетность для развития многих регионов страны. Сельский туризм развивается в 64 субъектах Российской Федерации; в 2019 г. в стране функционировало 4 500 сельских объектов размещения туристов, из них 3 500 сельских гостевых домов и около 1 000 агротуристических фирм, около
И. М. Яковенко1,
2
Н. В. Страчкова
19 тыс. иных объектов (ремесленных домов, мастерских промыслов и ремесел, сельских «музеев традиционного быта», сельских маршрутов и т. д.). По расчетам авторов, количество туристов, посетивших объекты сельского туризма, составляет около 8 млн чел. (22% от всех внутренних туристов), а суммарный годовой доход зарегистрированных объектов достигает 2 млрд руб. в год [20].
Введение в российское законодательство в июне 2021 г. понятия сельского туризма, включая поправки в законы «Об основах туристской деятельности в РФ» и «О развитии сельского хозяйства» обеспечит его государственное регулирование и государственную поддержку. По мнению депутатов Государственной думы, это может привести к росту выручки фермеров от этой сферы деятельности в 2030 году до 5 млрд рублей, обеспечить рост рынка агротуризма в 7 раз с созданием до 60 тыс. новых рабочих мест [21].
Несмотря на постоянный научный интерес к обозначенной теме и декларируемые цели реализации стратегий и программ развития сельского туризма, в специальной литературе отсутствует единство в трактовке понятийно-терминологического аппарата сельского туризма, оценке его социального и экономического эффекта, понимании объективных закономерностей развития, проблем и перспектив.
Целью данной статьи явилась систематизация представлений о сущности, роли и месте сельского туризма в развитии сельских территорий.
Материалы и методы
Исследование строилось с использованием литературно-аналитического метода, в рамках которого изучались разнообразные библиографические и статистические источники, имеющие отношение к сельскому и аграрному туризму. Особое внимание уделено обобщению опыта развития этого сегмента индустрии туризма в России и за рубежом, что позволило выявить долговременные тенденции.
Результаты и обсуждение
В широком смысле слова сельский туризм трактуется как комплекс мероприятий туристского бизнеса, связанный с предоставлением услуг в сфере отдыха и туризма в сельской местности, на природе. В ряде стран понятие сельского или аграрного туризма закреплено законодательно или вводится в общее пользование национальными ассоциациями организаций сельского туризма. С июня 2021 г. Государственная дума Российской Федерации законодательно определяет сельский туризм как «предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью до 30 тыс. человек для отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, знакомства с работой сельхозпроизводителей» [21]. Следует заметить, что в некоторых европейских стратегиях присутствует количественный критерий отнесения населенных пунктов к центрам сельского туризма — не более 10 тыс. жителей.
В докладе ОЭСР «Стратегии развития туризма и сельских районов» (1994 г.) подчеркивалось, что сельский туризм является сложным многогранным видом деятельности и не ограничивается только фермерским туризмом. Он также включает в себя отдых на природе с особыми интересами и экотуризм, пешие
прогулки, скалолазание и верховую езду, приключенческий, спортивный и оздоровительный туризм, охоту и рыбалку, образовательные поездки, туризм искусства и наследия, а в некоторых областях этнический (аутентичный) туризм [19]. Среди обязательных компонентов сельского туризма отмечаются также: собственно сельская местность (т. е. территория с низкой плотностью населения, открытыми пространствами, сетью небольших поселений с преобладающим сельскохозяйственным и лесохозяйственным типами природопользования и слабо развитой инфраструктурой); сельская жизнь (местный уклад, традиции, способы ведения сельского хозяйства, народные промыслы и ремесла, местные праздники, этнокультурные особенности, народная музыка, танцы); местная кухня (традиционные блюда, напитки); сельское наследие (традиционная сельская планировка и застройка, архитектура зданий, культовые здания и др.); активные компоненты сельских турпродуктов (пешие походы, верховая езда, велосипедные походы, водные виды спорта, охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.). Ключевой фигурой, предоставляющей услуги проживания, питания, организующей досуг и решающей организационные вопросы туристов, является сельская семья; при этом ведущим объектом размещения туристов выступает сельская усадьба (ферма), в т. ч. собственное жилье семьи или гостевой дом, построенный на приусадебном участке [22].
Функциональное разнообразие видов туристско-рекреационных занятий в сельской местности обусловило широкое использование таких смежных с термином «сельский туризм» (rural tourism) определений, как «сельский зеленый туризм» (rural green tourism), с акцентом на аспектах природопользования, «агротуризм» (agrotourism) и «фермерский туризм» (farm tourism), с указанием на приобщение туристов к сельскохозяйственным работам во время пребывания в селе или на ферме.
Идеи систематизации видов сельского туризма были реализованы в ряде работ. Так, А. В. Колдаев выделяет виды сельского туризма, основываясь на видах рекреационных занятий, которые можно реализовать в сельской местности. К сельским видам туризма автор относит этнографический, детский, образовательный, гастрономический, промысловый, спортивный,
приключенческий, познавательный, экзотический, оздоровительный, а также комбинированный туризм, проявляющийся в объединении нескольких видов отдыха на селе [23]. Изучение видов туризма, их ресурсного обеспечения, целей и результатов предпринято А. И. Костяевым [24], И. Л. Поляковой и М. П. Григорьевой [10]. С. М. Трофимова для классификации сельского туризма использовала такие признаки, как регион проведения туризма, потребности в туристском путешествии, основные средства размещения, основные средства передвижения, виды размещения, продолжительность путешествия, состав группы, организационные формы [25]. А. В. Трухачев выделяет признаки классификации сельского туризма в виде основных аттракций, удовлетворяющих потребности туриста в отдельном виде рекреационных занятий в сельской местности, среди которых:
— активное использование результатов (продуктов) сельскохозяйственного производства в различных формах — гастрономический туризм, агротуризм;
— активное использование инфраструктуры сельского туристского объекта или в целом сельской местности — зеленый (деревенский) туризм,
усадебный туризм, этнографический туризм; — активная промысловая деятельности, в т.ч. в диких и культурных сельских территориях — охотничий туризм, рыболовный туризм, сбор дикорастущих плодов, трав, ягод и т.д. [26].
Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что сельский туризм не является альтернативой городскому туризму. В странах ОЭСР принята концепция континуума, демонстрирующая взаимосвязь городских и сельских рекреационных занятий, а также тех, которые могут развиваться как в городской, так и в сельской местности [19]. По мнению М. Холла и С. Пейджа, не весь туризм, который происходит в сельской местности, является строго «сельским», он может быть «городским» по форме, но развиваться в сельской местности. К этому типу относятся дачные поселки, построенные в сельской местности крупные курортные комплексы, тематические парки и др. [34].
Сельский туризм — многофакторный процесс, компоненты которого развиваются под влиянием детерминант как позитивного, так и негативного характера (табл. 1).
В процессе изучения современных практик отечественного и зарубежного сельского туризма был установлен ряд долговременных тенденций.
1. Рост числа участников сельского туризма. По последним оценкам, интерес к нему проявляют около 35% населения европейских стран [2]. Основной целевой аудиторией выступают жители крупных городов, причем, если первоначально туристские потоки формировались преимущественно из лиц пенсионного возраста и семей с детьми, то в настоящее время отмечается увеличение доли лиц среднего и молодого возраста. Данные социологических опросов, проводимых в России, свидетельствуют, что подавляющая часть сельских туристов формируется из числа внутренних туристов: каждый пятый внутренний турист путешествует по селам и деревням страны. 39% туристского потока едет из регионального центра, 20% — из ближайших городов региона, 14% — из мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), иностранные туристы составляют около 7% [20]. В странах, специализирующихся на сельском и аграрном туризме (США, Италия, Испания, Австрия, Великобритания, Польша, Австралия), число сельских туристов оценивается от 4 до 8 млн чел. в год.
2. Рост уровня диверсификации сельского туризма. Диверсификация предполагает расширение функциональной структуры туристско-рекреационных занятий в сельской местности. Например, в Испании участникам сельского туризма предлагается более 4 тысяч различных вариантов отдыха и развлечений [7]. Рост диверсификации рассматривается как средство увеличения доходов и преодоления проблем развития сельских территорий за счет мультипликативного эффекта в таких сферах, как розничная торговля, транспорт, гостиничный бизнес, медицинское обслуживание.
3. Расширение географического ареала сельского и аграрного туризма. К данному процессу подключаются развивающиеся страны Африки, Азии, Латинской Америки.
4. Усиление влияния сельского туризма на социально-экономическое развитие сельских регионов. По экспертным оценкам, сельский туризм в Евросоюзе приносит ежегодно в среднем 10-20% от общего дохода туриндустрии, но в различных странах этот показатель варьирует от 2 до 40% [20]. Сельский туризм способствует росту предпринимательской активности и
качества жизни сельских общин. Вместе с тем, следует иметь в виду такие сдерживающие рост сельского туризма ограничители, как сезонная или неполная занятость (основным, а не дополнительным видом деятельности туризм является не более чем для 30% хозяев), отсутствие стартовых капиталов у жителей бедных сел для налаживания туристского бизнеса. Велик риск проявления таких долговременных негативных последствий, как формирование «туристской монокультуры» — снижение интереса или даже отказ от менее прибыльных и трудоемких видов сельскохозяйственного (лесохозяйственного, рыбохозяйственного и др.) производства и переработки сырья.
Таблица 1
Детерминанты развития сельского туризма
Компоненты туристского процесса Стимуляторы Ограничители
1 2 3
Потребитель услуг сельского туризма • Рост информированности о рекреационных возможностях сельской среды, популяризация сельского туризма в СМИ • Желание уйти от стрессов городской жизни Перегруженность традиционных туристских дестинаций • Экологизация мышления • Изменение структуры трудовой занятости и переход к краткосрочным отпускам • Утверждение модели отдыха «3 Е» (развлечение, возбуждение, образование) • Консерватизм массовой культуры потребления • Стереотипы рекреационного поведения
Ресурсный потенциал • Сравнительные преимущества сельских территорий (чистый воздух, неизмененность и эстетическая привлекательность ландшафтов) • Наличие объектов культурного наследия • Улучшение транспортной доступности • Сохранение аутентичной культурной среды, традиционного образа жизни • Отсутствие общественно значимых объектов природного и культурного наследия, их неудовлетворительное состояние • Слабая транспортная доступность • Недостаточное количество специализированных средств размещения, их низкая комфортность • Отсутствие профессиональных компетенций у работников, занятых в сельском туризме
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Туристско- • Расширение онлайновых • Рост транспортных издержек
рекреационный продаж из-за удорожания
продукт • Потенциальный эффект для энергоносителей
экономики региона • Ухудшение мировой
(сохранение и создание новых конъюнктуры (финансовые
рабочих мест; кризисы) и конъюнктуры
дополнительный доход туристского рынка вследствие
занятых в сельском, лесном стихийных бедствий, эпидемий,
хозяйстве, промыслах и терроризма, военных действий
смежных производствах; рост • Слабое взаимодействие
доходов от продажи товаров фермеров (крестьян), туристского
декоративно-прикладного бизнеса и местных органов
искусства) власти в создании туристского
• Потенциальный социальный продукта
эффект (сдерживание оттока • Потенциальная опасность
местного населения; изменения структуры
консолидация общества; рост природопользования под
идентичности; возрождение влиянием туризма и рост
национальных традиций, нагрузки на природные и
обычаев, ремесел, культуры) культурные объекты
• Потенциальный • Потенциальный рост
экологический эффект розничных цен и цен на участки
(сохранение природных под строительство
ландшафтов и традиционной • Коммерциализация
культурной среды) традиционной культуры
• Эффективная работа • Сезонность рынка сельского
региональных туристских туризма
информационных центров
Управление • Возрастание роли местных • Неразвитая нормативно-
сообществ в управлении правовая база развития сельского
• Наличие законодательной туризма
базы и стратегических • Отсутствие комплексной
моделей развития сельского системы стимулирования
туризма деятельности в сфере сельского
• Частно-государственное туризма
инвестиционное партнерство • Слабая система продвижения
• Помощь государства в сельского туризма, отсутствие
обучении сельских жителей, узнаваемых брендов
предлагающих услуги
сельского туризма
• Содействие формированию
имиджа сельских территорий
• Систематические
исследования рынка сельского
туризма
Среди отрицательных экономических последствий развития сельского туризма также упоминаются усиление инфляционных процессов, повышение розничных цен на продукты питания, рост цен на участки под строительство и рост арендной платы, угрозу сезонной безработицы, увеличение экономического неравенства между сельскими жителями, производящими услуги сельского туризма, и остальными членами сельских общин.
5. Рост социокультурных последствий от развития сельского туризма. Все исследователи единодушны в высокой оценке развития сельского туризма для социокультурной сферы села. В селах строятся объекты социальной инфраструктуры — объекты торговли и общественного питания, медицинские пункты, спортивные сооружения, объекты аттракции, появляются интересные событийные мероприятия. Формируется культурная идентичность местных жителей — интерес к изучению истории своего края, возрождению местных традиций, обычаев, фольклора. Сельский туризм способствует оптимизации структуры занятости населения по гендерному признаку (рост занятости женщин), акцентирует внимание на этнических меньшинствах сел и проблеме сохранения их идентичности в условиях ассимиляции.
Сельский туризм не свободен от ряда негативных последствий — социальных аномалий (ухудшение криминальной ситуации, алкоголизм, проявления вандализма со стороны туристов по отношению к объектам культурного наследия и др.). Массовый приток туристов нередко порождает проявления псевдокультуры, в т. ч. производство низкопробной сувенирной продукции, суррогатных форм народного творчества, архитектурные излишества. Традиционному укладу жизни села угрожает смена ценностных ориентаций, включая жажду наживы, и потенциальные конфликты в системе «гость-хозяин».
6. Рост экологических последствий от развития сельского туризма. Устойчивость развития и экологизация технологий декларируются последователями и пропагандистами сельского и аграрного туризма и предполагают бережное отношение к природным и культурным ландшафтам, сокращение потребления воды, ресурсов, энергии, сохранение качества окружающей среды, местной флоры и фауны. В реальности использование автомобильного транспорта для перевозок туристов приводит к загрязнению воздуха и почвы, а превышение рекреационных нагрузок на природных и культурных объектах — к дигрессии почвенно-растительного покрова, замусориванию территории, шумовому загрязнению.
7. Усиление государственной поддержки сельского и агротуризма. Государственная поддержка развивается по нескольким направлениям и включает совершенствование нормативно-правовой базы, реализацию государственных программ по развитию сельского и агротуризма, введение систем льготного кредитования и налоговых льгот, формирование специализированных электронных баз данных и интерактивных порталов, имиджелогическую работу и др. Многоплановая систематическая помощь государства организаторам сельского туризма является спецификой западноевропейской модели управления (в т.ч. британской, германской, итальянской, испанской). В частности, в ЕС министерства сельского хозяйства выделяют финансовые ресурсы из фондов развития сельских территорий на проекты, имеющие отношение к фермерскому или агротуризму. Государство инициирует и поддерживает специальные программы развития сельского туризма. Примером успешной практики является
реализованный Финской национальной ассоциацией по сельскому туризму «Национальный проект по развитию сельского туризма» (2007-2013 гг.) и его второй этап (2012-2014 гг.). На основе предварительного анализа были оценены потребности сельских территорий, определены турпродукты с потенциалом развития, разработаны критерии качества услуг в сельском туризме, созданы условия для предпринимательства [2]. Задачи развития сельского туризма могут включаться в документы стратегического планирования развития сельских территорий, например, такой раздел присутствует в Австрийской программе развития сельских районов на 2014-2020 гг.
8. Укрепление роли профильных ассоциаций в организации и управлении сельским туризмом. Ассоциации сельского, сельского зеленого, аграрного туризма типичны для структуры управления туризмом высокоразвитых стран. На ранних стадиях развития сельского туризма параллельно могут функционировать несколько ассоциаций (например, в Испании до 2012 г. на одну ассоциацию приходилось в среднем 37 сельских домов); впоследствии они централизуются по региональному или функциональному признаку. К крупным национальным ассоциациям относится Ассоциация агротуризма Австрии, которая контролирует около 40 тыс. спальных мест в сельской местности и обеспечивает прием 2 млн туристов. Профильные ассоциации осуществляют взаимодействие фермерских хозяйств и властных структур, оказывают помощь в подготовке кадров, выпускают методические пособия по приему и обслуживанию сельских туристов, лоббируют принятие необходимых бизнесу законов в правительстве, ведут реестр производителей услуг сельского и агротуризма, проводят маркетинговые исследования и поддерживают специальные сайты.
В России Национальная ассоциация организаций по развитию сельского и экотуризма объединяет физических и юридических лиц, работающих в данном направлении в регионах страны. Ассоциация работала с 2013 по 2016 г., в 2019 г. был проведен ребрендинг организации. В 2020-2021 гг. ассоциация реализует проект «Школа сельского туризма. Объединение и поддержка организаторов сельского туризма в России». Мероприятия проекта запланированы в 16 регионах РФ (Архангельская, Саратовская, Томская, Калининградская, Калужская, Кировская, Мурманская, Иркутская области, Краснодарский, Алтайский края, Республики Алтай, Татарстан, Коми, Бурятия, г. Севастополь) и г. Москва [35].
Национальные ассоциации сельского туризма в целях международного кооперирования могут входить в состав международных профильных организаций. В Европе к их числу относятся «European network for rural development» и «European Federation of Rural Tourism» (Eurogites); последнюю формируют 30 национальных и региональных организаций из 26 европейских стран. Помимо целей популяризации сельского туризма, образовательных и консультативных функций, международные профильные организации решают задачи инвестиционной поддержки проектов развития сельского туризма, включая софинансирование с министерствами, ведомствами, фондами определенной страны.
9. Сельский туризм выступает важным объектом брендирования. Бренды разрабатываются на уровне стран, территорий, направлений, локальных объектов, событий и др. По данным И. В. Лебедевой и С. Л. Копыловой, в России сформирована система крупных региональных брендов: опрошенные субъекты выделяют 45 брендов объектов сельского туризма, 205 брендов-понятий и
387 брендов крупных событийных мероприятий [20]. В ТОП-100 Национального рейтинга туристических брендов России (по версии Центра информационных технологий «Рейтинг» и журнала «Отдых в России») включены 13 брендов, имеющих отношение к сельскому туризму, в т.ч.: «Алтайский мед» (22 позиция), «Адыгейский сыр» (23 позиция), «Вологодское масло» (33 позиция), «Астраханский арбуз» (34 позиция), «Тамбовская картошка» (44 позиция), «Костромской сыр» (57 позиция), «Донские раки» (86 позиция) [36].
10. В научно-методической литературе, документах стратегического планирования, трудах общественных организаций, в СМИ отмечаются многочисленные нерешенные проблемы развития сельского и агротуризма. Универсальными для разных стран признаны проблемы усиления мотивации хозяев сельских усадеб к организации программ сельского туризма; разработки методов оптимального управления туристскими потоками, в т.ч. координации действий местных сообществ, туристского бизнеса, властных структур; способов успешной интеграции туристской и природоохранной активности, внедрения современных цифровых технологий и др.
В России к числу ключевых проблем развития сельского туризма относятся несовершенство законодательной базы, отсутствие систематической государственной поддержки (гранты, субсидии, льготы и преференции) и внимания местных властей к проблемам сельского туризма, необходимость качественного улучшения системы гостеприимства и специальной инфраструктуры, тенизация туристского бизнеса, слабая кооперация и несогласованность действий различных сегментов организационно-управленческой структуры, низкий уровень профессиональной туристской подготовки собственников ферм и гостевых домов, отсутствие единых стандартов качества услуг. Наиболее детальный анализ состояния сельского туризма в России и системную концепцию радикальной оптимизации этой сферы туризма представили эксперты Национальной ассоциации организаторов сельского и экотуризма (АНО АРСИ) [2, 20].
Выводы
Сельский туризм выступает динамичным и высокоэффективным сектором современного туристского движения и охватывает разнообразные виды туристско-рекреационных занятий, проводимые в сельской местности, включающие отдых на природе и знакомство с традиционным укладом сельской жизни, аутентичной культурой и работой местных сельскохозяйственных производителей. В основу классификации сельского туризма должен быть положен функциональный принцип — виды и формы туристско-рекреационных занятий, реализуемые в сельской местности. Программы сельского туризма часто носят комбинированный характер и включают элементы культурного, этнографического, экологического, эногастрономического туризма.
Сельский туризм развивается под влиянием многих движущих сил, среди которых важнейшую роль играют желание людей уйти от стрессов городской жизни и экологизация мышления. В статье систематизированы главные детерминанты развития сельского туризма, в том числе стимуляторы и ограничители, касающиеся потребителей услуг сельского туризма, туристско-рекреационного продукта и системы управления.
Анализ научно-методических изданий позволил сформулировать основные тенденции развития мирового процесса сельского туризма — поступательный рост числа участников сельского и аграрного туризма, лидирующие позиции урбанизированных высокоразвитых стран; рост диверсификации и расширение географического ареала мирового движения сельского туризма; усиление влияния сельского туризма на социально-экономическое и социокультурное развитие сельских регионов; рост экологических последствий от нерегламентированного сельского туризма; рост влияния государственной политики в сфере сельского туризма, включая различные направления правовой и экономической поддержки; усиление координирующей роли профильных ассоциаций в организации и управлении сельским туризмом.
Сельский туризм сталкивается с необходимостью решения общемировых, национальных и региональных проблем. Важную роль в прорывном развитии сельского туризма может сыграть координация действий государства, местных сообществ, туристского бизнеса по мотивации потребительского спроса и предпринимательской активности жителей села в сфере туризма, совершенствованию материально-технического обеспечения сельского туризма, цифровизации, маркетингу и брендированию сельских территорий, реализации инновационных подходов к рекреационному природопользованию на принципах устойчивости. Эффективные стратегии развития сельского туризма невозможны без обобщения опыта развития данного направления и критического осмысления глобальных тенденций мирового туристского процесса.
Литература
1. Булгакова А. Н. Особенности развития сельского туризма в Зарубежной Европе / Сб. ст.; под ред. д-ра геогр. наук А. Ю. Александровой. М.: Кнорус, 2003. С. 312-332.
2. Пантюхина С. Аналитический обзор стратегий и практического опыта некоторых Европейских стран в развитии сельского туризма. Москва: АНО АРСИ, 2019. 35 с.
3. Виноградова О. В. Проблемы и стратегические приоритеты развития сельского (зеленого) туризма в Украине: региональный аспект // Проблеми економки. 2013. № 4. С. 183-191.
4. Власенко З. Т. Агрорекреационный потенциал и возможные пути развития агротуризма Иркутской области // Аграрно-экономическая наука о проблемах инновационного развития агропромышленного производства: Материалы I международной научно-практической конференции. Омск: изд-во ОГАУ, 2007. С.190-195.
5. Волков С. К. Развитие агротуризма // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 140-143.
6. Гварлиани Т. Е., Бородин А. Н. Сельский и аграрный туризм как специфические виды туризма // Пространство экономики. 2011. № 4-3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/selskiy-i-agramyy-turizm-kak-spetsificheskie-vidy-turizma (дата обращения: 07.09.2021).
7. Григорьева М. П. Сельский туризм: понятие, история и тенденции развития // Международный научный журнал «Символ науки». 2006. № 1. С. 93-96.
8. Зайцева В. М. Мировые тенденции развития сельского и агротуризма // Економша. Управлшня. 1нновацп. 2013. № 2 (10).
9. Круглов В. Н. Проблемы развития секторов аграрного и экологического туризма в современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 10. С. 65-70.
10. Полякова И. Л., Григорьева М. П. Сельский туризм: классификации и особенности организации // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 5 (75). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/selskiy-turizm-klassifikatsii-i-osobennosti-organizatsii (дата обращения: 08.09.2021).
11. Рутинский М. И., Зинько Ю. В. Сельский туризм: уч. пособие. Киев: Знання, 2006. 271 с.
12. Филимонова И. Ю., Попова О. Б. Перспективы развития сельского туризма в Оренбургской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/34307055-Perspektivy-razvitiya-selskogo-turizma-v-orenburgskoy-oblasti-filimonova-i-yu-popova-o-b-orenburgskiy-gosudarstvennyy-universitet-g.html (дата обращения: 08.09.2021).
13. Шишова Е. Зарубежный европейский опыт развития агротуризма // Курорты. Сервис. Туризм. 2016. № 3-4(32-33). С. 110-115.
14. Butler R., Hall C. M., Jenkins J. Tourism and recreation in rural areas. Wiley, Londres, 1998.
15. Canoves G., Villarino M., Priestley G. K., Blanko A. Rural tourism in Spain: an analysis of recent evolution. Geoforum, 2004, no. 35, pp. 755-769. [Electronic resource]. URL: www.elsevier.com/locate/geoforum.
16. Dernoi L. A. About rural and farm tourism. Tourism Recreation Research, 1991, no. 16 (1), pp. 3-6.
17. Roberts L., Hall D. Rural tourism and Recreation: Principles to Practice. Wallihgford: CABIPublishing, 2001.
18. Sharpley J., Sharpley R. Rural tourism. An Introduction. London: International Thomson Business Press, 1997.
19. Tourism Strategies and Rural Development. Orgsnisation for Cooperation and Development. Paris, 1994. 94 p.
20. Лебедева И. В., Копылова С. Л. Результаты исследования «Текущее состояние сельского туризма в России, выявление проблем и перспектив в развитии сельского туризма в стране (2019 год)». М.: АНО АРСИ, 2019. 44 с.
21. Сельский туризм стал законным // RATA news. 17.06.2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ratanews.ru/news/news_17062021_2.stm. (дата обращения: 08.09.2021).
22. Яковенко И. М., Лозова Д. В. Сельский туризм как фактор социально-экономического развития равнинного Крыма // Ученые записки КФУ имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2018. Том 4 (70). № 1. С. 80-95.
23. Колдаев А. В. К вопросу о классификации сельского туризма // Вестник РМАТ. 2012. № 2-3(5-6). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-selskogo-turizma (дата обращения: 08.09.2021).
24. Костяев А. И. Развитие туризма в сельской местности // Никоновские чтения. 2020. № 25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/razvitie-turizma-v-selskoy-mestnosti (дата обращения: 08.09.2021).
25. Трофимова С. М. Территориальная организация сельского туризма в Байкальском регионе (на примере Республики Бурятия). Автореферат дис. канд.-та геогр. наук: Улан-Удэ, 2005. 23 с.
26. Трухачев А. В. Проблемы классификации сельского туризма // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8 (55). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-klassifikatsii-selskogo-turizma (дата обращения: 08.09.2021)
27. Евпланов А. Осенью сельский туризм переживает пик популярности / Российская бизнес-газета: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/09/25/selo.html (дата обращения: 06.09.2021).
28. Заричная А. А. Европейский опыт развития сельского туризма // Экономика Крыма. 2011. № 4 (37). С. 265-269.
29. Адамеску А. А., Воскресенский В. Ю. Сельский туризм как инновационный фактор развития аграрно-промышленного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 13. С. 82-87.
30. Здоров А. Б. Комплексное развитие туризма в сельской местности // Проблемы прогнозирования. 2012. № 4. С. 149-153.
31. Концепция развития сельского туризма, как одного из направлений по расширению сфер занятости сельского населения в Российской Федерации. М.: ФГУ РЦСК. 2008. 56 с.
32. Концепция развития сельского туризма в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://мниап.рф/rural-tourism (дата обращения: 06.09.2021).
33. Rural tourism — an overview. October 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https:/^updf.com/document/rural-tourism-an-overview-filerural-tourismpdfrural-tourism-an-overview.html (дата обращения: 08.09.2021).
34. Hall M., Page, S. J. The geography of tourism and recreation. Environment, place and space, Third Edition. Routledge publishing, 2006. 530 p.
35. Школа сельского туризма. Проект Национальной ассоциации организаторов сельского и экотуризма России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://selturacademia.ru/proekt-schola-selskogo-turizma.html (дата обращения: 10.09.2021).
36. Национальный рейтинг туристических брендов (Т0П-100) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/turizm-rating (дата обращения: 10.09.2021).
I. Yakovenko1, N. Strachkova2
Rural tourism: systematization of the concept and understanding of trends_
-p2-
, V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Taurida Academy,
Simferopol, Republic of Crimea, Russian Federation
e-mail: [email protected], [email protected]
Abstract. Rural tourism is a dynamic and highly effective sector of the modern tourist movement and covers various types of tourist and recreational activities conducted in rural areas, including outdoor recreation and acquaintance with the traditional way of rural life, authentic culture and the work of local agricultural producers. The classification of rural tourism should be based on the functional principle — the types and forms of tourist and recreational activities implemented in rural areas. Rural
}¡K()fíeiiKo H. M., CmpanKoea H. B.
tourism programs are often of a combined nature and include elements of cultural, ethnographic, ecological, and enogastronomic tourism.
Rural tourism is developing under the influence of many driving forces, among which the most important role is played by the desire of people to escape from the stresses of urban life and the greening of thinking. The article systematizes the main determinants of the development of rural tourism, including stimulants and constraints related to consumers of rural tourism services, tourist and recreational products and management systems.
The analysis of scientific and methodological publications allowed us to formulate the main trends in the development of the world process of rural tourism — the progressive growth in the number of participants in rural and agricultural tourism, the leading positions of highly developed urbanized countries; the growth of diversification and expansion of the geographical area of the world movement of rural tourism; the strengthening of the influence of rural tourism on the socio-economic and socio-cultural development of rural regions; the growth of environmental consequences from unregulated rural tourism; the growing influence of state policy in the field of rural tourism, including various areas of legal and economic support; strengthening the coordinating role of specialized associations in the organization and management of rural tourism.
Rural tourism faces the need to solve global, national and regional problems. An important role in the breakthrough development of rural tourism can be played by the coordination of actions of the state, local communities, tourist business to motivate consumer demand and entrepreneurial activity of rural residents in the field of tourism, improving the material and technical support of rural tourism, digitalization, marketing and branding of rural areas, the implementation of innovative approaches to recreational environmental management based on the principles of sustainability. Effective strategies for the development of rural tourism are impossible without generalizing the experience of the development of this direction and a critical understanding of the global trends in the world tourism process. Keywords: rural tourism, agricultural tourism, rural area, rural tourism association.
References
1. Bulgakova A. N. Osobennosti razvitiya sel'skogo turizma v Zarubezhnoj Evrope. (ed.) d-ra geogr. nauk A. YU. Aleksandrovoj. M.: Knorus, 2003. pp. 312-332. (in Russian).
2. Pantyuhina S. Analiticheskij obzor strategij i prakticheskogo opyta nekotoryh Evropejskih stran v razvitii sel'skogo turizma. Moskva: ANO ARSI, 2019. 35 p. (in Russian).
3. Vinogradova O. V. Problemy i strategicheskie prioritety razvitiya sel'skogo (zelenogo) turizma v Ukraine: regional'nyj aspekt. Problemi ekonomiki. 2013. no. 4. pp. 183-191. (in Russian).
4. Vlasenko Z. T. Agrorekreacionnyj potencial i vozmozhnye puti razvitiya agroturizma Irkutskoj oblasti. Agrarno-ekonomicheskaya nauka o problemah innovacionnogo razvitiya agropromyshlennogo proizvodstva: Materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk: izd-vo OGAU, 2007. pp. 190-195. (in Russian).
5. Volkov S. K. Razvitie agroturizma. Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2014. no. 3. pp. 140-143. (in Russian).
6. Gvarliani T. E., Borodin A. N. Sel'skij i agrarnyj turizm kak specificheskie vidy turizma. Prostranstvo ekonomiki. 2011. no. 4-3. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskiy-i-agrarnyy-turizm-kak-spetsificheskie-vidy-turizma (reference date: 07.09.2021). (in Russian).
7. Grigor'eva M. P. Sel'skij turizm: ponyatie, istoriya i tendencii razvitiya. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Simvol nauki». 2006. no. 1. pp. 93-96. (in Russian).
8. Zajceva V. M. Mirovye tendencii razvitiya sel'skogo i agroturizma. Ekonomika. Upravlinnya. Innovacii. 2013. no. 2 (10). (in Russian).
9. Kruglov V. N. Problemy razvitiya sektorov agrarnogo i ekologicheskogo turizma v sovremennoj Rossii. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2011. no. 10. pp. 65-70. (in Russian).
10. Polyakova I. L., Grigor'eva M. P. Sel'skij turizm: klassifikacii i osobennosti organizacii. Servis v Rossii i za rubezhom. 2017. no. 5 (75). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskiy-turizm-klassifikatsii-i-osobennosti-organizatsii (reference date: 08.09.2021). (in Russian).
11. Rutinskij M. I., Zin'ko YU. V. Sel'skij turizm: uch. posobie. Kiev: Znannya, 2006. 271 p. (in Russian).
12. Filimonova I. YU., Popova O. B. Perspektivy razvitiya sel'skogo turizma v Orenburgskoj oblasti. [Electronic resource]. URL: http://docplayer.ru/34307055-Perspektivy-razvitiya-selskogo-turizma-v-orenburgskoy-oblasti-filimonova-i-yu-popova-o-b-orenburgskiy-gosudarstvennyy-universitet-g.html (reference date: 08.09.2021). (in Russian).
13. SHishova E. Zarubezhnyj evropejskij opyt razvitiya agroturizma. Kurorty. Servis. Turizm. 2016. no. 3-4 (32-33). pp. 110-115. (in Russian).
14. Butler R., Hall C. M., Jenkins J. Tourism and recreation in rural areas. Wiley, Londres, 1998.
15. Canoves G., Villarino M., Priestley G. K., Blanko A. Rural tourism in Spain: an analysis of recent evolution. Geoforum, 2004, no. 35, pp. 755-769. [Electronic resource]. URL: www.elsevier.com/locate/geoforum.
16. Dernoi L. A. About rural and farm tourism. Tourism Recreation Research, 1991, no. 16 (1), pp. 3-6.
17. Roberts L., Hall D. Rural tourism and Recreation: Principles to Practice. Wallihgford: CABIPublishing, 2001.
18. Sharpley J., Sharpley R. Rural tourism. An Introduction. London: International Thomson Business Press, 1997.
19. Tourism Strategies and Rural Development. Orgsnisation for Cooperation and Development. Paris, 1994. 94 p.
20. Lebedeva I. V., Kopylova S. L. Rezul'taty issledovaniya "Tekushchee sostoyanie sel'skogo turizma v Rossii. vyyavlenie problem i perspektiv v razvitii sel'skogo turizma v strane (2019 god)". M.: ANO ARSI, 2019. 44 p. (in Russian).
21. Sel'skij turizm stal zakonnym. RATA news. 17.06.2021. [Electronic resource]. URL: https://ratanews.ru/news/news_17062021_2.stm. (reference date: 08.09.2021). (in Russian).
22. YAkovenko I. M., Lozova D. V. Sel'skij turizm kak faktor social'no-ekonomicheskogo razvitiya ravninnogo Kryma. Uchenye zapiski KFU imeni
V. I. Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 2018. Vol. 4(70). no. 1. pp. 80-95. (in Russian).
23. Koldaev A. V. K voprosu o klassifikacii sel'skogo turizma. Vestnik RMAT. 2012. no. 2-3 (5-6). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-klassifikatsii-selskogo-turizma (reference date: 08.09.2021). (in Russian).
24. Kostyaev A. I. Razvitie turizma v sel'skoj mestnosti. Nikonovskie chteniya. 2020. no. 25. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-turizma-v-selskoy-mestnosti (reference date: 08.09.2021). (in Russian).
25. Trofimova S. M. Territorial'naya organizaciya sel'skogo turizma v Bajkal'skom regione (na primere Respubliki Buryatiya). candidate's thesis. Ulan-Ude, 2005. 23 p. (in Russian).
26. Truhachev Aleksandr Vladimirovich Problemy klassifikacii sel'skogo turizma. Servis v Rossii i za rubezhom. 2014. no. 8(55). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-klassifikatsii-selskogo-turizma (reference date: 08.09.2021). (in Russian).
27. Evplanov A. Osen'yu sel'skij turizm perezhivaet pik populyarnosti / Rossijskaya biznes-gazeta: Oficial'nyj sajt. [Electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/2012/09/25/selo.html (reference date: 06.09.2021). (in Russian).
28. Zarichnaya A. A. Evropejskij opyt razvitiya sel'skogo turizma. Ekonomika Kryma. 2011. no. 4 (37). pp. 265-269. (in Russian).
29. Adamesku A. A., Voskresenskij V. YU. Sel'skij turizm kak innovacionnyj faktor razvitiya agrarno-promyshlennogo kompleksa. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2012. no. 13. pp. 82-87. (in Russian).
30. Zdorov A. B. Kompleksnoe razvitie turizma v sel'skoj mestnosti. Problemy prognozirovaniya. 2012. no. 4. pp. 149-153. (in Russian).
31. Koncepciya razvitiya sel'skogo turizma, kak odnogo iz napravlenij po rasshireniyu sfer zanyatosti sel'skogo naseleniya v Rossijskoj Federacii. M.: FGU RCSK. 2008. 56 p. (in Russian).
32. Koncepciya razvitiya sel'skogo turizma v Rossii. [Electronic resource]. URL: http://mniap.rf/rural-tourism (reference date: 06.09.2021). (in Russian).
33. Rural tourism — an overview. October 2010. [Electronic resource]. URL: https://cupdf.com/document/rural-tourism-an-overview-filerural-tourismpdfrural-tourism-an-overview.html (reference date: 08.09.2021).
34. Hall M., Page, S. J. The geography of tourism and recreation. Environment, place and space, Third Edition. Routledge publishing, 2006. 530 p.
35. SHkola sel'skogo turizma. Proekt Nacional'noj associacii organizatorov sel'skogo i ekoturizma. Rossii. [Electronic resource]. URL: https://selturacademia.ru/proekt-schola-selskogo-turizma.html (reference date: 10.09.2021). (in Russian).
36. Nacional'nyj rejting turisticheskih brendov (TOP-100). [Electronic resource]. URL: https://xn—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/turizm-rating (reference date: 10.09.2021). (in Russian).
Поступила в редакцию 11.09.2021 г.