3. Абдуллаев А. Основные показатели труда в Узбекистане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gender.stat.uz/ru/osnovnye-pokazateli/trud/ (дата обращения: 03.02.2020).
4. Остонов Ш. Основные показатели демографии населения по половозрастному составу в Республике Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gender.stat.uz/ru/osnovnye-pokazateli/demografiya/naselenie/109-vozrastnoj-sostav-naseleniya-po-polu-ru/ (дата обращения: 03.02.2020).
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ КАК ИСТОЧНИК РОСТА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ УЗБЕКИСТАНА
Ходжаева Д.Х.
Ходжаева Дилбар Хуршидовна - старший преподаватель, кафедра экономики сферы сервиса, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье сельский туризм характеризуется как один из секторов туристической отрасли, который ориентирован на использование природных ресурсов сельской местности для повышения доходов населения на селе. Ключевые слова: туризм, сельский туризм, инфраструктура, туристические услуги, индустрия гостеприимства, экономический рост.
В современном мире туризм является основным видом экономической деятельности, оказывающий положительное влияние на рост доходов населения в стране.
Развитие индустрии туризма является одной из приоритетных экономических задач нашего государства. В принятом президентом Республики Узбекистан Указе «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» одним из важных направлений по развитию и либерализации экономики является «...ускоренное развитие индустрии туризма, повышение ее роли и вклада в экономику, диверсификация и улучшение качества туристских услуг, расширение туристской инфраструктуры». На этой основе принята «Концепция развития сферы туризма в Республике Узбекистан в 2019-2025 годах», где рассмотрены основные цели, этапы, направления и перспективы развития туризма.
Узбекистан обладает огромным туристско-рекреационным потенциалом, который насчитывает 7,4 тысячи объектов культурного наследия. Богатый ресурсный и природный потенциал для развития фактически всех видов туризма. Анализ статистических данных свидетельствует о следующем, по итогам 2018 года республику Узбекистан посетили около 5,3 млн. иностранных туристов. Доход от экспорта туристских услуг составил 1 041 млн. долл. США. Для сопоставления, в 2015 году количество туристских организаций составляло 398 единиц, в 2018 году этот показатель составил 950, количество гостиничных хозяйств за данный период вырос - с 661 до 900 единиц.
Агротуризм (сельский туризм). Суть его заключается в посещении туристами сельской территории с целью рекреации или проведение культурно-досуговой деятельности в экологически чистых районах. Главными движущими силами при выборе агротуризма следующие факторы:
- потребность в восстановлении здоровья;
- ограниченные финансовые возможности;
- употребление в пищу «экологически» чистые продукты;
- «своеобразный» быт на территории сельской местности.
Осуществление агротуризма обеспечивается созданием специальных туристских деревень, формированием сельских туров, включая услуги питания и проживания, в сельских поселениях, которые находятся в экологически чистых районах. В действительности, это туризм, связанный с посещением в сельской местности, проживанием в сельских домах, отдыхом на природе, с живописными красивыми ландшафтами, с участием в местных народных традициях, праздниках, обычаях.
Изучая опыт развития и особенности данного вида туризма, можно отметить, что не существует единой или универсальной модели развития сельского туризма. В каждой стране и даже регионе в соответствии с особенностями природных условий и ресурсов, традиций и уклада жизни, проводимой экономической политикой существует своя концепция развития сельского туризма.
Исходя из опыта развития данного вида туризма и воздействия на экономику сельской местности, можно следующим образом обобщить его преимущества для развития сельских регионов:
> возможность дополнительного заработка;
> стимул для приведения своего хозяйства в порядок;
> возможность занять созидательным трудом трудоспособных членов семьи, в частности взрослых;
> повышение образовательного уровня всей семьи;
> стимул для активного изучения иностранных языков.
Возможность дополнительного заработка в сельской местности приводит к росту дохода, что в последствие влияет на рост уровня жизни.
В целом, исследуя опыт развития сельского туризма можно сделать следующее заключение: развитие туризма в сельских регионах - это реальная возможность для увеличения доходов населения в сельской местности.
Особенностью узбекского менталитета является доброжелательность и сердечность людей. Привлечение туристов на отдых в дома местного населения ставит целью создание добрых человеческих отношений между ними, обмен культурами и традициями. Когда такие отношения устанавливаются, то сердца людей открываются и делают их готовыми к любому творческому созиданию, что так необходимо всем нам, в наше сложное время.
В отдельных регионах Узбекистана агротуризм уже получил определённое развитие. Так, например, сельский туризм неплохо развит в Джизакской и Навоийской областях, в районе северных склонов Нуратинского хребта.
Благодаря этому вида туризма сельские жители получат дополнительный источник дохода, который положительно отразится на их благосостоянии. Эти доходы могут быть направлены на реконструкцию старых построек и создание новых туристских объектов, сохранение и использование культурного, исторического и природного наследия и традиций сельского быта.
Развитие данного вида туризма прогрессивно воздействует на экономику села. Совершенствуется хозяйственная структура сельской местности, стимулируется развитие отраслей, задействованных в индустрии гостеприимства, задействуются в экономике те отдалённые местности, которые ранее считались бесперспективными для развития других видов деятельности.
Сложившийся уклад сельской местности характеризуется относительным «отставанием» в развитие. Причиной этому могут быть отдалённость от городов, относительно менее развитая инфраструктура, преобладание в структуре доходов населения доходов, связанных с непосредственным развитием сельского хозяйства (натуральной доход в виде сельскохозяйственной продукции), наличием небольшого числа промышленных предприятий и т.д.
В целом, развитие сельского туризма в социально-экономическом плане решает ряд целых задач:
• обеспечение социально-экономического развития сельских территорий за счёт относительно нетрадиционных видов деятельности;
• создание и увеличение рабочих мест в индустрии гостеприимства (обеспечение занятости населения в сельской местности);
• снижение оттока молодёжи с сельских территорий (за последние годы в Узбекистане наблюдается отток сельского населения в городскую местность);
• сохранение и популяризация традиционного сельского уклада, ремёсел, способов возделывания земли и пр.;
• возрождение национальных традиций, обычаев, национальной культуры;
• решение экологических проблем, связанных с охраной природы;
• развитие сельской инфраструктуры;
• повышает культурный и интеллектуальный уровень сельчан;
• стимулирует производство экологически чистых продуктов питания;
• освоение новых профессий, связанных с обслуживанием;
• создание и активное функционирование туристических предприятий в удалённых и малонаселённых регионах и др.
Таким образом, представленный анализ показал, что наша страна обладает богатым природным и сельскохозяйственным потенциалом. Также необходим системный подход, который позволит повысить и создать серьезную конкуренцию для сельских территорий, позволит повысить спрос на туристические услуги и тем самым обеспечить их устойчивое развитие.
Список литературы
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 252 с.
2. Ким Т.В. «Biznes-Эксперт» Развитие сельского туризма как фактор повышения уровня жизни населения в регионах. 27.10.2015.
3. Ходжаева Д.Х. Особенности и перспективы развития сельского туризма в Узбекистане // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 137-143.
4. Djuraeva Z.T., Khurramov O.K. Specialty of the usage of electronic marketing in tourism // International Scientific and Practical Conference World science. ROST, 2015. Т. 4. № 4. С. 61-65.
5. Ходжаева Д.Х. Земельные ресурсы и их использование в сельском хозяйстве // Приоритетные направления развития современной науки молодых учёных аграриев, 2016. С. 11-14.
6. Khurramov O.K. Prospects of digital tourism development // Economics, 2020. № 1(44).
7. Ходжаева Д.Х. Актуальность и взаимосвязь экономических и экологических проблем // Дни науки-2017, 2017. С. 191.
8. Таджиева С. У. Развитие сельского туризма в Бухарском регионе // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 339-344.
9. Ходжаева Д.Х. Особенности развития агропромышленного комплекса Республики Узбекистан // Современные тенденции развития аграрного комплекса, 2016. С. 1409-1413.
10. Olimovich D.I., Khabibovna K.M., Alimovich F.E. Innovative ways of reducing tourism seasonality of tourist areas // Достижения науки и образования, 2020. № 1 (55).
11. Болтаева М.Ш. Экологические и природные ресурсы в туризме в развитии экономического потенциала Бухарского региона // Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России, 2017. С. 202-207.
12. Djuraeva Z.T., Mahmudova N.U., Khurramov O.K. Definitions, principles and main features of ecotourism // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2016. С. 783-789.
13. Ходжаева Д.Х. Экологические проблемы и экономический рост // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования, 2017. С. 193-197.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В УЗБЕКИСТАНЕ
1 2 Урокова Д.Б. , Толипов М.У.
1Урокова Дилфуза Бахриддиновна - старший преподаватель;
2Толипов Мухаммадали Улугбек угли - студент, кафедра экономики сферы сервиса, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, влияющие на развитие туризма в Узбекистане. Туризм является существенным источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме этого туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.
Ключевые слова: туризм, региональное развитие, туристские услуги.
Ресурсные возможности Узбекистана позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. региональное развитие относится к развитию других стран вокруг экономического роста одной страны
В прошлом году туристским сектором Узбекистана было обслужено более 9,4 процента иностранных граждан, побывавших в Узбекистане в 2018 году приезжали к своим родственникам и друзьям. Второй наиболее крупный сегмент респондентов составляет 33,6%, которые ответили, что целью посещения Узбекистана были отпуск, досуг и отдых. Следующей идет группа респондентов (9,1%) прибывших в Узбекистан с деловыми и профессиональными целями. 5,7% респондентов отметили, что прибыли для лечения и оздоровительных процедур, а ещё 5,4% - для совершения покупок.
По данным пресс-службы компании, объем оказанных туристских услуг в 2018 году превысил на 6% показатели 2017 года, экспорт туристских услуг вырос в два раза и составил 546,9 млн долларов США в 2017 году, а в 2018 году - 1 041 млн долларов. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Экономическое развитие туризма характеризуется впечатляющими данными по мировому экономическому рынку. Они показывают, что туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и что его роль в мировой экономике непрерывно растет. По данным пресс-службы компании, объем оказанных туристских услуг в 2018 году превысил на 6% показатели 2017 года,