Научная статья на тему 'Сельский социум как субъект маркетингового регулирования аграрных систем'

Сельский социум как субъект маркетингового регулирования аграрных систем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / АГРАРНЫЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радченко В. П.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с маркетинговым регулированием аграрных систем. На основе синтеза социологических, политэко-номических и маркетинговых подходов к исследованию сельского социума, а также факторов постреформенного развития социального фактора села выделены принципы, определяющие закономерности маркетингового регулирования сельского социума: социальное партнерство всех акторов агрпопро-изводственных систем, обеспечивающее развитие эффективных отношений, а также согласование интересов между трудовыми ресурсами и капиталом села. Второй принцип экономической демократии, обеспечивающей включенность селян в вопросы разработки маркетинговых стратегий территориального развития и управления. В качестве системообразующего принципа рассматривается социальная справедливость и экономическая свобода сельского социума. На основе выделенной системы принципов в статье предлагаются направления маркетингового регулирования сельского социума как ключевого маркетингового фактора аграрных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельский социум как субъект маркетингового регулирования аграрных систем»

11 5

сельский социум как субъект маркетингового регулирования аграрных систем

в.п. РАДЧЕНКО

к.э.н., доцент Российского государственного педагогического университета

им. А.И. Герцена

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48; корп. 6

В статье рассматриваются вопросы, связанные с маркетинговым регулированием аграрных систем. На основе синтеза социологических, политэко-номических и маркетинговых подходов к исследованию сельского социума, а также факторов постреформенного развития социального фактора села выделены принципы, определяющие закономерности маркетингового регулирования сельского социума: социальное партнерство всех акторов агрпопро-изводственных систем, обеспечивающее развитие эффективных отношений, а также согласование интересов между трудовыми ресурсами и капиталом села. Второй принцип - экономической демократии, обеспечивающей включенность селян в вопросы разработки маркетинговых стратегий территориального развития и управления. В качестве системообразующего принципа рассматривается социальная справедливость и экономическая свобода сельского социума. На основе выделенной системы принципов в статье предлагаются направления маркетингового регулирования сельского социума как ключевого маркетингового фактора аграрных систем.

Ключевые слова: маркетинг, аграрные системы, социальное партнерство

Коды классификатора JEL: M38, Q13, Q18

Маркетинг как философия достижения устойчивости в развитии социально-экономических систем базируется на принципе всецелого удовлетворения общественных потребностей. Причем, на современном этапе в практическом аспекте маркетинг рассматривается как действенный инструмент управления общественными системами, то есть значимым является изучение влияния общественных потребностей на инс-трументарный аппарат маркетинга как социального феномена. Ряд исследователей, в числе которых Д. Гаррет, Дж. Шит, Д. Гарднер, указывали на взаимовлияние общества и маркетинга [1], на основе чего было разработано понятие о маркетинговой среде.

Маркетинговая среда агропроизводственных систем определяется совокупностью составляющих от административно-территориального построения (в разрезе его составляющих: территориального разделения, иерархии и механизмов управления), развития рыночного механизма, факторной сбалансированности и информационной открытости, до вовлеченности населения, предпринимателей, менеджеров и государственных служащих в отношения, связанные с развитием производственных, социальных, экологических, культурных составляющих сельской системы.

Маркетинговая среда аграрных систем состоит из совокупности активных элементов и сил, каждая из которых способна оказывать влияние на вектор (положительный, отрицательный, нейтральный) развития всей совокупности взаимосвязанных элементов системы, прежде всего элементов второго порядка (производственную систему, политические, социальные, культурные, экологические отношения). Оппор-

© Радченко В.П., 2008

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

тунизм, негативные факторы развития элементов маркетинговой среды способны дестабилизировать развитие сельской системы, в то время как взаимодействие и предсказуемый характер развития внутрисистемных процессов обеспечат устойчивость, ее эволюцию.

Классическая теория маркетинга сегментирует маркетинговую среду на составляющие уровни: макросреда, микросреда, и внутренняя среда. Макросреда агропроиз-водственной системы рассматривается в совокупности биологических, географических, территориальных, региональных, демографических, политических, социальных, культурных, экономических и пр. составляющих, в которых функционирует экономическое пространство страны, макрорегиона. Микросреда - это условия, факторы, закономерности развития региона, в котором функционирует система. По мнению Дж. Фиска «микросистема охватывает легконаблюдаемые целенаправленные действия индивидов, групп и организаций», то есть подчеркивается значимость социального фактора в развитии микросистемы и ее взаимодействии с макросредой. Внутренняя маркетинговая среда сельской системы это совокупность ее составляющих: первичных - рельеф, климат, биологический покров, животный мир, население и вторичных - культура, производство, социальные отношения, процессы, механизмы взаимодействия элементов во внутренней и внешней среде, которые определяют характер развития системы, организационное построение и способ принятия решений. Особенностью внутренней среды агропроизводственной системы является контролируемый характер большинства факторов, а также доминирование социального фактора в организационных процессах сельской системы, а также управлении ее развитием. Подтверждением доминирования социального (человеческого) фактора в процессе эволюции сельской системы является подход А. Бравермана, согласно которому маркетинг выступает технологией обеспечивающей поддержку жизнеобеспечения, мобилизации и расширения ресурсного потенциала, сглаживания социальной конфликтности во внутренней и внешней среде системы [2]. Таким образом, социальный фактор является основным объектом маркетингового анализа и регулирования.

Как подчеркивалось, аграрная система представляет собой целостную общность взаимодействующих природных, территориальных, демографических, социальных, культурных, экономических и пр. элементов. Неразрывная связь территориального аспекта и факторного потенциала производственной деятельности обусловливает закономерное рассмотрение социального фактора аграрной системы в контексте архитектоники социально-пространственного порядка, во взаимозависимости факторов совместного проживания в рамках одной территории, производственных, экономических, политических, социальных и культурных интересов. По мере эволюции сельской системы большинство совместных интересов конституируются в системе ценностей, становясь элементами аграрной культуры. Разделяя точку зрения Э. Берджеса, Р. Мак-Кинзи, можно предположить, что общие интересы членов сельской общности, накапливаясь и взаимодействуя, выступают результатом проживания на одной территории.

Э.Рейс, Р. Уоррен и Э. Хиллар используют понятие «поселенческий континуум» для характеристики социальной системы, состоящей из экономической, политической, культурной, религиозной подсистем, реализующей функции социальной консолидации, контроля и взаимной поддержки, а также производства, распределения, обмена и потребления. Подсистемы в совокупности входящих в них институтов обеспечивают формирование «правил игры» для членов социальных групп. Эволюция поселенческой социальной системы является результатом конфликта эгоистических устремлений, которыми обладают индивиды, субкультуры и организационные структуры, входящие в состав поселенческого континуума. Речь идет, прежде всего, об использовании ограниченных ресурсов сельской территории и системы: земельных, водных, рекреационных, а также реализации своего конкурентного поведения в системе предпринимательских отношений территории.

Сельский социум характеризуется наличием органических связей (прежде всего семейных) и культурным, а значит и нравственным единством, которое проявляется в единообразии технологических укладов и способов производства, реализуемых в сельских системах. Г. Зиммель указывал на значимость для сельского социума пространства, сложившегося в результате экономической организации территории, а также социальных связей, складывающихся как внутри производственной организации, так и вне ее.

Российское сельское хозяйство десятилетиями развивалось в русле концепции «человек для производства», когда человеческий фактор рассматривался исключительно как ресурс для производства. В результате сельский социум приобрел признаки внеэкономической, корыстной корпоративности. Кроме того, сельские системы характеризуются неограниченностью властных функций административного ресурса, размытостью и бюрократичностью ведомственных и производственных иерархий. Все это увеличивает степень конфликтности различных групп сельского социума, подавляет мотивацию и способствует дальнейшему разрушению российского села.

Источники созидательной активности, вовлечения сельского социума в реконструкцию системы отношений в аграрных регионах следует искать, по мнению П.Михеева, в изменении целевых установок производственных систем, способах организации и демографического поведения. При этом инфраструктура сельской системы выступает «концентратором человеческого общения, а, значит, индикатором зрелости общностных процессов сельского социума» [3].

Многообразие социально-экономических, политических, культурных проблем сельского социума актуализирует задачу систематизации подходов к изучению его сущности, структуры и направлений регулирования его развития. В табл. 1 системно представлены сложившиеся концептуальные подходы в социологической, политической и экономической науках.

Таблица 1

Система подходов к исследованию природы, структуры и эволюции сельского социума

Концепции изучения крестьянства Содержание основных положений теории Представители направления

Социально-классовая Акцентирует внимание на развитии производства и экономики сельского хозяйства, рассматриваются преимущества и недостатки различных форм хозяйствования сельского социума, который рассматривается как второстепенный по отношению к индустриальному социуму. Крестьянство (в русле концепции марксизма-ленинизма) рассматривается как союзник рабочего класса, или самостоятельный агент социальнополитического и экономического развития К. Маркс, В. Ленин, Л.Кирцман В. Селунская Г. Симуш и др

Организационно-произ- водственная Консолидирующим механизмом в сельском социуме выступает производственная кооперация. Основой, базисным элементом, выступает семейное хозяйство, которое является приоритетной формой хозяйствования. Главная черта крестьян - коллективизм, поэтому будущее социума в кооперировании небольших индивидуальных хозяйств. С. Прокопович М. Туган-Барановский А. Фортунатов, Н. Кондратьев Н. Макаров Н. Челинцев А. Чаянов

Структурно-функциональ- ная Рассматривает многоаспектность составляющих сельского социума и акцентирует внимание на целостности его структуры. Уделяет внимание анализу региональных аспектов социальных проблем села A. Большаков С. Мартынов М. Хатаевич Ю. Арутюнян B. Староверов

Следует подчеркнуть, что хотя проблематика эволюции сельского социума исследуется в русле социологии и демографии, большинство представителей выделенных направлений: социально-классового, организационно-производственного, структурно-функционального, в качестве основных рассматривают экономические,

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

производственные и предпринимательские факторы, детерминирующие развитие сельского социума. Так, например, в работах Т. Заславской, В. Переведенцева, Л. Рыба-ковского анализируются причины оттока населения из сельской местности в период экономических реформ в России в конце ХХ века.

Значительный вклад в исследование проблематики сельской трудовой деятельности и расчет бюджетов времени внесли Л. Никифоров, А. Девяткина, В. Артемов, М. Козлов, З. Калугина и пр.

В рамках организационно-производственной концепции исследовались вопросы ментальности сельской семьи, как основной производственной единицы. Особый характер семейных производственных отношений основан на взаимопомощи, системе этико-социальных ценностей, которые консолидируют семейную группу, обеспечивая целостность субкультуры семьи и встроенность в систему отношений сельского социума. Эти проблемы нашли отражение в работах Л. Бондаренко, С. Кара-Мурзы, А. Шапошникова и др.

Проблематика развития сельского социума нашла свое отражение в работах зарубежных ученых. Х. Алавин, Е. Вульф, Д. Хант, М. Эванс рассматривают крестьянство как важнейший фактор социально-экономического развития. Сравнительный анализ марксистской и организационно-производственной парадигм проведен в работах М. Харрисона. Представители французской школы Б.Керблей, А.Мандра, М. Эймар изучали природу сельской общности и закономерности развития крестьянского хозяйства. Сравнительный анализ современных концепций исследования сельского социума реализован в работах Г. Шмита, С. Кодзимы, Ф.Бурголтцера, Х.Окуды, И. Таниучи и др.

Рассмотрение теоретических концепций исследования природы, структуры и эволюции сельского социума позволяет заключить, что в результате экономических реформ, приватизации, модификации механизмов управления сельскими системами произошел слом традиционной социальной колхозно-совхозной структуры российского крестьянства, что привело к деформации социально-экономических, политических, и культурных составляющих сельских систем, дестабилизации социальной структуры села. Развитие рыночно-предпринимательских отношений, предполагающих восстановление ролевых и статусных признаков населения в сельских социумах носит фрагментарный характер, не реализует консолидирующего эффекта в сельской общности, а значит, не содействует повышению качества жизни на селе. На современном этапе, когда процессы формирования основных общественных институтов на макроуровне проходят завершающую стадию, необходим перевод институтов сельского социума из режима обслуживания человека в режим его саморазвития (преобразование человеческого ресурса села в человеческий и социальный капитал сельской системы).

Источником позитивных сдвигов в развитии сельского социума является установление эффективных взаимодействий крестьянства с организациями государственной и муниципальной власти. Эти взаимодействия должны стать платформой самоорганизации процессов в сельской системе, основой для включения села в систему рыночных отношений. Безусловно, рынок, во встроенными в его основу механизмами конкуренции, порождает социально-экономическую дифференциацию на селе, вследствие ограниченности ресурсов, неразвитости социальной инфраструктуры села, обеспечивающей развитие человеческого капитала, невысоким уровнем предпринимательской культуры крестьянства, а также мотивации к принятию на себя риска. Различие возможностей отдельных социальных групп селян в адаптации к рыночным условиям требуют разработки мероприятий социальной политики, механизмов поддержки, обеспечивающим сокращение уровня социальной уязвимости сельского социума. Однако реализуемая в настоящее время социальная политика в отношении села требует существенного пересмотра, прежде всего в направлении упорядочивания комплекса социальных отношений и роли государственной и муниципальной власти в них, а также развития основ «социального государства» [4].В таблице 2 систематизированы проблемы социальной политики России и возможные варианты их решения.

Таблица 2

противоречия социального регулирования села в посткризисной экономике россии [5]

Группы проблем Особенности проявления в системе социального регулирования села Способы преодоления противоречий

Слабая связь социальной политики с экономической Большой проблемой является выявление и учет конкретных зависимостей развития социальной сферы от сдвигов в экономике. Отсутствие горизонтов прогнозирования экономической ситуации на селе делает меры социальной политики запаздывающими или несвоевременными. Развитие информационного потенциала агросферы посредством социальноэкономического мониторинга как на федеральном уровне, так и в регионах

Реализуется в отношении уязвимых слоев сельского населения, оставляя без внимания стратегические человеческие ресурсы Реализация социальной политики «по остаточному принципу» в течение десятилетия привела к тому, что субъектами поддержки становятся лишь социально-уязвимые слои населения. При этом, недоучет интересов обеспеченной части социальных ресурсов села ведет к снижению мотивации, заинтересованности к жизни в сельских системах, а также к появлению негативных демографических тенденций (отрицательная миграция и снижение рождаемости в благополучных группах сельского населения, профессиональная перепрофилизация) Осуществляемая поддержка уязвимых слоев населения, а также всей социальной структуры должна оказывать стимулирующее воздействие сочетая методы прямого субсидирования с формами косвенной поддержки (например, ссуды на образование), которые повысят заинтересованность селян в улучшении качества жизни

Отсутствие сбалансированности целей социального регулирования федерального центра и регионов Долгое время социальная политика в аграрной сфере формировалась сверху-вниз, дополняясь целями регионального регулирования. Это приводило к нерациональному использованию ресурсов системы социального регулирования и не-реализации мероприятий социальной политики. В центре внимания социальной политики практически отсутствовал локальный уровень территориальных сельских систем, на котором очевидно проявляются все социальные проблемы. Перенос акцентов в формировании и реализации социальной политики из федерального центра в регионы, на уровень сельских территориальных систем

Неэффективное институциональное регулирование села Ключевой проблемой развития сельских систем является система институтов, прежде всего институт собственности, неразвитость которого провоцирует проблемы как в системе агропредпринимательства, так и в социальной структуре. Кроме того, государство должно постоянно отслеживать изменения, происходящие в организационной структуре АПК, оптимизировать ее, поддерживая формы индивидуального предпринимательства и кооперацию, что является источником позитивных сдвигов в социальной сфере села Совершенствование законодательства о земле, осуществления мониторинга организационного потенциала региональных АПК

Построение основ социального государства в аграрной сфере, в центре которого находится человек, социум, в совокупности своих потребностей, ценностных установок и целей развития, предполагает реализацию следующей системы принципов. Прежде всего, это реализация экономической свободы индивида в сельской системе, развитие предпринимательства и признание права предпринимателей, лиц наемного труда на «тарифную автономию»[6], то есть на рыночный принцип установления цены на человеческий капитал.

Реализация этого принципа в системе агропроизводства способствует развитию социально-трудовых отношений между трудом и капиталом. С помощью механизма социального партнерства, договорной культуры возможно достигнуть паритета интересов собственников, менеджеров, наемных работников, стабилизировать трудовую сферу села. Государство должно реализовывать согласительную роль, осуществляя правовую поддержку.

Во-вторых, реализация принципа экономической демократии, предполагающего соучастие сельского социума в выработке программ и социально-экономических решений, касающихся условий оплаты труда, перспектив развития организационного потенциала территориальной агропроизводственной системы. Это, безусловно, со-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

здает чувство сопричастности к развитию сельской системы, заинтересованности в перспективных стратегиях. Кроме того, привлечение социума к разработке стратегий развития села позволит решить проблему несогласованности целей федерального и регионального социального регулирования, обеспечит целевое использование средств бюджетов, выделенных на мероприятия социальной политики.

Третий принцип - социальной ответственности. Вовлеченность крестьян в проблемы развития местного сообщества порождает чувство заинтересованности, которое должно трансформироваться в чувство ответственности, причем в условиях села - солидарной ответственности, основанной на целостности сельского социума, за результаты своего труда или предпринимательства, а также поддержку уязвимых слоев населения. Преодоление социальной дифференциации на селе - серьезная проблема, решение которой должно осуществляться как силами государства, так и местного сообщества через систему взаимопомощи и благотворительных программ, реализуемых предпринимателями.

Социальное государство, как концепция, исходит из доминирующей роли рынка с ответственностью государства за развитие рыночных сил и соблюдение правил игры на рынке, через создание условий для согласования течения экономической и социальной жизни. Следует подчеркнуть, что в настоящее время происходит лишь осознание принципов социального государства, попытка их адаптации к механизмам регулирования отраслей и сфер народного хозяйства. Так, в принятой в текущем году Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 годы [7], которая продолжает систему мероприятий реформирования села, заложенную приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», в качестве первой цели определено: «устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения посредством мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, а также мероприятий поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов (раздел III Государственной программы)». Анализируя Программу развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., можно сделать вывод, что в ней вновь доминируют организационные, технологические, правовые и экономические цели и инструменты. Как подчеркивалось выше, без акцента на проблемы развития сельского социума, его психологической, культурной динамики, отсутствия механизмов адаптации и вовлечения крестьянства в процессы преобразования сельских систем, невозможно эффективно реализовать мероприятия государственной аграрной и социальной политики .

В условиях стабильного социально-экономического развития и предсказуемости экономической конъюнктуры крестьянство реализует активно-инициативную адаптационную стратегию посредством реактивного воздействия на социальную среду сельской системы, или пассивную стратегию поведения с конформистской жизненной ориентацией. Обе этих стратегии предсказуемы и сегментация сельского социума по двум направлениям - типологиям поведения в ходе эволюции сельской системы позволяет выработать набор методов воздействия на социум, с целью достижения стабильности и согласованности интересов, а также для использования потенциала человеческого капитала в производственных процессах.

В условиях реформирования экономическое поведение крестьянства характеризуется нелинейностью, хаотичностью, непредсказуемостью. Процессы адаптации к изменениям сельского социума проходят более длительно, нередко с большим количеством негативных последствий. Наряду с приведенными двумя типами поведения - инициативным и конформистским, в условиях кризиса и системных преобразований возникает множество промежуточных или экстремистских стратегий, которые могут вызвать повышение уровня конфликтности в социуме, и, как следствие, дисбалансировать экономическую подсистему. В таблице 3 представлена классификация типов адаптации к трансформационным процессам в сельском хозяйстве.

СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ КАК СУБЪЕКТ

121

Таблица 3

Типология стратегий поведения индивидов, групп и субкультур сельского социума в процессе адаптации к социально-экономическим преобразованиям [8]

Тип поведения Характерные признаки Г руппы, субкультуры сельского социума

Активное воздействие Представители социума с активной жизненной позицией, распространяющие влияние на другие социальные группы. Образуют общности, с набором ценностей, выстраиваемых в субкультуру. Доля в социуме невелика - до 3-4%, при наличии целостной системы ценностей данные субкультуры могут повлиять на социум в целом, например, на принятие или непринятие предпринимательства как способа поднять уровень жизни на селе. «Олигархи», «новые русские», «фермеры», «предприниматели», «администрация»

Пассивное приспособление Данная группа в целом принимает преобразования, выстраивая свою реакцию на основе индивидуальной системы ценностей (иногда через самозамы-кание). При этом они хотят сохранить социальное равновесие с другими группами социума. Наиболее многочисленная группа. Как правило, наемные работники агрокорпораций, держатели земельных паев, члены коллективных хозяйств

Активное непринятие Группа сопротивляющихся и непринимающих изменения. Часто провоцирует конфликты между субкультурами. Характеризуется ностальгией по прошлому, иногда реализует экстремистские стратегии, провоцируя изменение восприятия перемен представителями других социальных групп. На селе это проявляется в противоборстве либеральных, демократических, коммунистических партийных идеологий, либо в конфликте между индивидуализмом и коллективизмом в организации предпринимательства Как правило, пожилые жители села, колхозники, либо лидеры партийного движения на селе

«Вне закона» Группа использует непоследовательность и слабость власти в своих интересах, намерено обходит закон, иногда идет на уголовные преступления в реализации своих стратегий. Для группы характерно явление аномии, когда «правила игры» знакомы, но специально нарушаются в угоду эгоистическим интересам. Способствуют развитию негативных явлений в жизни сельского социума «Новые русские», предусматривающие быстрое обогащение, лица, нарушавшие закон в прошлом, часть экстремистов из группы активного непринятия

Маргинальные установки Маргинализация поведения и жизненных позиций группы происходит в результате невозможности адаптации к изменениям, или отсутствия ресурсов (в том числе социальных для адаптации). Группа «исключена» из социальной структуры (ранее индивиды этой группы могли быть представителями обеспеченных групп, интеллигенции) Бомжи, нищие, сельская беднота, люди, страдающие разнородными зависимостями

На выстраивание модели поведения индивида, группы, субкультуры сельского социума влияют шесть основных факторов, в числе которых:

- социально-статусная структура личности;

- социально-ролевые особенности личности, размеры и направления получения дохода;

- динамика здоровья сельского населения;

- снижение уровня жизнеобеспеченности как индивида, так и социальных групп;

- разрыв основных тенденций самоидентификации личности в обществе, которая проявляется в разрушении системы ценностей сельского социума и несформи-рованности новой, отвечающей настоящим реалиям. Например, на селе очень остро строит проблема обеспечения квалифицированными кадрами, так как молодежь избирает специальности, востребованные в городе, в результате чего, после завершения учебы не возвращается в село;

- состояние и «здоровье» российского общества в целом, динамика преступности, состояние механизмов обеспечения безопасности.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4

Для сглаживания негативного и реактивного поведения индивидов в сельском социуме, провоцирующего конфликтность интересов и энтропию социальной структуры целесообразна реализация следующих мер.

Во-первых, как и отмечалось выше, целесообразно усиление социальной направленности экономических преобразований. При этом важна двухсторонняя работа «снизу» и «сверху» по выявлению реципиентов социальной помощи, а также по выработке направлений стимулирования социальной защиты населения (не только по уровню дохода, но по значимости этой поддержки для реализации предпринимательских инициатив или развития «личностного капитала»).

Во-вторых, целесообразно всемерно укреплять тенденции экономического роста во всех отраслях сельского хозяйства, а также увеличивать долю валового продукта агросектора на душу населения. Заработная плата крестьянина должна реализовывать стимулирующую функцию, развивая его мотивацию к увеличению производительности труда. Для трудоспособного населения заработная плата должна стать действительным источником благосостояния в сельской местности.

В-третьих, прогрессивное налогообложение, налоговый контроль предпринимателей и корпораций, эффективная бюджетная политика, а также развитие института собственности должны стать мерами преодоления имущественного расслоения на селе, способствовать сокращению бедности.

В-четвертых, целевой характер социальной поддержки селян позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, а также адресовать средства тем индивидам, или группам, которые действительно нуждаются в помощи; ее получение сможет не только сказаться на системе жизнеобеспечения, но и повлиять на тип адаптационного поведения в сельском социуме.

В-пятых, совершенствование социальной инфраструктуры села (прежде всего, системы здравоохранения), борьба с преступностью, развитие совокупности элементов национальной культуры и культуры села. Все это позволит создать устойчивую социокультурную и экономическую среду с позитивно настроенным адаптационным поведением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Sheth J., Gardner D., Garrett D. Marketing Theory: Evolution and Evaluation. John Wiley S. Sons, Inc., 1988

2. БраверманнА. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. -М.: Издательство «Экономика», 1997. С. 29.

3. Михеев П.А. Сельский социум изменяющейся России. -Саратов: Издательство ПМУЦ,

2004. С. 9.

4. См.: Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. -М.: Наука, 2001. С. 98-101.

5. Составлено автором по: Гордеев А. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы //АПК: экономика, управление. -№9. 2007. С. 2-23; Устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий: Зарубежный опыт и проблемы России. -М.: Товарищество научных изданий КМК,

2005.

6. Гриценко Н. Проблемы формирования социального государства в России. В кн.: Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ. -М.: Наука, 2000. С. 50.

7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 2008-2012 годы //АПК: экономика, управление». № 9-10, 2007.

8. Составлено автором с использованием: Бабосов Е. Адаптация индивидов и социальных групп к трансформационным процессам постсоветского общества. В кн.: Социально-экономические проблемы переходного общества: Из практики стран СНГ. -М.: Наука, 2000. С. 326-327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.