333^»— Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г. - « JJJ^^L
Экономика
УДК 332.12
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ КАК КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Е. Б. ДВОРЯДКИНА,
доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный экономический университет
(620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 62; e-mail: [email protected]),
О. А. БЕЛИКОВА,
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой, И. В. АРАГИЛЯН,
старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет
(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; e-mail: [email protected])
Ключевые слова: сельская территория, социально-экономическая система, регион, административно-территориальное устройство, муниципальное устройство.
Сельские территории рассматриваются в качестве одного из важнейших компонентов региональной социально-экономической системы, и в то же время сами представляют собой открытые социально-экономические системы, выполняющие социально-экономические функции, причем на различных территориальных уровнях. Обосновано утверждение о том, что региональные социально-экономические системы имеют сложную структуру, в составе которой выделяются подсистемы (структуры), такие как административно-территориальная, территориально-производственная, инфраструктурная, экономическая, социально-демографическая, природно-ресурсная. Каждая из данных подсистем занимает определенное положение в структуре региона как целостного системного объекта, детерминирована присущими ей свойствами, качествами, набором элементов и т. п., имеет свои входы и выходы, через которые осуществляются внешние связи с другими компонентами. Кроме того, существуют достаточно прочные внутренние взаимодействия элементов в подсистемах. Сельские территории рассматриваются в качестве компонентов административно-территориальной структуры (подсистемы). Охарактеризована двойственная сущность сельских территорий как компонентов территориальной структуры региональной социально-экономической системы с позиций административно-территориального устройства и муниципального устройства, в том числе на основе использования Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления, Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований. При характеристике сельских территорий как компонентов региональной социально-экономической системы учтен ряд сопряженных понятий (административно-территориальная единица, населенный пункт, район, сельсовет). Характер и особенности состава административно-территориальных единиц, формирующих регион, определяются историческими, социально-экономическими, этнодемографическими, геополитическими, при-родно-географическими условиями, а также политикой государства. Проанализирован современный уровень конкретного субъекта Российской Федерации (Свердловской области) в сфере формирования административно-территориального устройства в части сельских поселений, входящих в состав муниципальных районов.
RURAL AREAS AS A COMPONENT OF THE REGIONAL SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEM
E. B. DVORYADKINA,
doctor of economic sciences, professor, Ural state university of economics
(62 8 March Str., 620144, Ekaterinburg; e-mail: [email protected]),
0. A. BELIKOVA,
candidate of economic sciences, head of department,
1. V. ARAGILYAN,
senior teacher, Ural state agricultural university
(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; e-mail: [email protected])
Keywords: rural territory, social and economic system, region, administrative-territorial system, municipal government. Rural territories are considered to be one of the most important components of regional social and economic system. At the same time they represent themselves as open social and economic systems which carry out social and economic functions at various territorial levels. The statement is well founded that regional social and economic systems have a complex structure, formed by different subsystems (structures) such as administrative-territorial, territorial and productive, infrastructural, economic, social and demographic, natural and resource. Each of these subsystems holds a certain position in a region structure as a complete system object. It is determined by properties inherent in it, qualities, a set of elements, etc. It has its entrances and exits through which external relations with other components are carried out. Besides, there are rather strong internal interactions of elements in subsystems. Rural territories are considered to be components of an administrative-territorial structure (subsystem). The dual essence of rural territories is characterized as components of a territorial structure of a regional social and economic system from the positions of the administrative-territorial system and a municipal government, as well as on the basis of an application of the All-Russian qualifier of objects of administrative-territorial division and the All-Russian qualifier of territories of municipalities. When giving characteristics of rural territories as components of a regional social and economic system, a number of interfaced concepts are considered, such as an administrative and territorial unit, a settlement, an area, a village council. The character and features of administrative and territorial units structure forming a region are defined by historical, social and economic, ethnodemographic, geopolitical, natural and geographical conditions as well as a state policy. A current state of a specific subject of the Russian Federation, namely the Sverdlovsk region, is analyzed in the sphere of the administrative-territorial system formation regarding rural settlements which are a part of municipal areas.
Положительная рецензия представлена Н. Ю. Власовой, доктором экономических наук, профессором Уральского государственного экономического университета.
Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г. - <
Экономика
Анализ специальной литературы показывает, что вопрос о самом отнесении регионов к классу сложных социально-экономических систем не вызывает сомнений, а вопрос о структурировании региона как сложной социально-экономической системы является достаточно дискуссионным.
Мы согласны с мнением Е. Г. Анимицы и А. А. Глумова о том, что «.. .регион как основной объект исследования региональной экономики необычайно сложен, множественен и многозначен. Это предопределяет необходимость рассмотрения его как сложноорганизо-ванной системы» [1]. С позиции системного подхода исследование региона как сложного объекта предполагает:
1) позиционирование объекта исследования в контексте целостной устойчивой системы в конкретно-историческом отрезке времени и возможность ее изучения в генетическом и функциональном аспектах;
2) выявление внутренней структуры системы, ее элементов (частей, компонентов) и их взаимозависимостей;
3) выделение и углубленное изучение элементов исследуемого объекта; определение роли каждого из них в общем процессе функционирования системы;
4) исследование взаимосвязи системы с окружающей средой;
5) повышение эффективности деятельности системы по сравнению с результативностью функционирования разрозненных, неорганизованных элементов;
6) прогнозирование будущего состояния системы с учетом вероятностных изменений среды, внешних и внутренних факторов развития.
Изучение точек зрения различных ученых позволяет сделать вывод о том, что в структуре региональной социально-экономической системы выделяется, наряду с другими видами подсистем или структур, территориальная структура. Например, И. М. Маер-гойз называет территориальную структуру генерализующей «стержневой» категорией, охватывающей многие основополагающие экономико-географические понятия (такие как экономический район, территориальная концентрация производства, экономико-географические положение и т. д.). Территориальная структура определяется им как «совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии в процессе ... развития и функционирования народнохозяйственной системы». Территориальная структура подразделяется на 3 «подструктуры»:
— интегрально-пространственную, характеризующую взаимодействие определенным образом взаимосвязанных и взаиморасположенных частей региона;
— территориально-отраслевую, элементы которой — территориальные отраслевые и межотраслевые совокупности;
— питательно-распределительную, связующую линейно-узловую структуру, элементы которой — линии и узлы производственной инфраструктуры в ее взаимосвязи с расселением [2].
Элементы хозяйства региона, по его мнению, функционируют одновременно в каждой из указанных структур, причем главное внимание уделяется территориальной структуре.
При структурировании регионального пространства Е. Г. Анимица, А. А. Глумов выделяют административно-территориальную структуру, которую рассматривают как состав региона, его территориальную организацию, предусматривающую выделение в границах региона политико-административных (национально-территориальных) и административно-территориальных единиц: республик, краев, областей, округов, а также муниципальных образований. Характер и особенности состава административно-территориальных единиц, формирующих регион, определяются историческими, социально-экономическими, этнодемографическими, геополитическими, природно-географическими условиями, а также политикой государства [1].
Мы считаем целесообразным выделение сельских территорий в качестве компонентов территориальной структуры региональной социально-экономической системы, исходя из критериев административно-территориального и муниципального устройства. Сельские территории в данном случае выступают в качестве обобщающего, собирательного понятия, учитывающего элементы административно-территориального и муниципального устройства.
Административно-территориальная единица представляет собой определенную часть территории страны в фиксированных границах, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся социально-экономическим единством, целостностью, выделяемая с целью комплексного решения государственных и местных задач. В России действует Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО), принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 г. № 413.
В соответствии с указанным классификатором, объектами классификации являются: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, административные районы, города, внутригородские районы, округа города, поселки городского типа, сельсоветы и сельские населенные пункты.
В России действует Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО), принятый и введенный в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2013 г. № 159-ст. ОКТМО предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение.
Объектами классификации в ОКТМО являются территории муниципальных образований:
— муниципальных районов;
— городских округов;
— внутригородских территорий городов федерального значения;
— городских поселений;
— сельских поселений.
333^»— Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г. - <
Экономика
щ
Рисунок 1
Сельские территории как компонент территориальной структуры региональной социально-экономической системы
Сельские населенные пункты в рамках данного классификатора включают, например, поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, слободы и другие.
В Свердловской области действует областной закон «Об административно-территориальном устройстве Свердловской области» № 30-ОЗ от 20 мая 1997 г. (в ред. от 02.04.2001 г. № 32-ОЗ, от 07.07.2004 г. № 25-ОЗ, от 22.05.2007 г. № 43-ОЗ, от 29.10.2007 г. № 103-ОЗ, от 21.12.2007 г. № 164-ОЗ, от 25.04.2012 г. № 32-ОЗ) [3].
В соответствии с указанным законом, административно-территориальное устройство Свердловской области представляет собой систему административно-территориальных единиц и населенных пунктов, обеспечивающую упорядоченное осуществление на ее территории функций государственного управления, а также порядок образования, изменения, упразднения административно-территориальных единиц и населенных пунктов.
Административно-территориальная единица — часть территории Свердловской области в установленных границах, имеющая собственное наименование, созданная для осуществления функций государственного управления.
Населенный пункт — место постоянного, компактного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее жилые, административные и хозяйственные постройки.
Административно-территориальными единицами являются районы, внутригородские районы, сельсоветы. Район — административно-территориальная единица, включающая в свой состав сельсоветы и городские населенные пункты. Внутригородской район — административно-территориальная единица, включающая часть территории города. Сельсовет — административно-территориальная единица, включающая в свой состав один или несколько сельских населенных пунктов с закрепленными за ними землями. Таким образом, сельские территории, с одной стороны, могут являться самостоятельными административно-территориальными единицами, а с другой стороны — входить в состав других административно-территориальных единиц.
Населенными пунктами в Свердловской области являются сельские (села, деревни, поселки и другие) и городские населенные пункты (города, поселки городского типа, рабочие поселки). В данном контексте сельские территории подразумевают под собой сельские населенные пункты.
Схематично варианты представления сельской территории как компонента территориальной структуры региональной социально-экономической системы представлены на рис. 1.
Сложность идентификации сельских территорий в качестве компонентов территориальной структуры региональной социально-экономической системы наглядно подтверждается, например, составом сельских поселений Свердловской области (табл. 1).
333^»- Аграрный вестник Урала № 2 (120), 2014 г. - « JJJf^l
Экономика
щ
Таблица 1
Административно-территориальное устройство сельских поселений Свердловской области
Название сельского поселения Административно-территориальное устройство
Баженовское сельское поселение Байкаловского муниципального района 2 села, 1 поселок, 13 деревень
Байкаловское сельское поселение Байкаловского муниципального района 2 села, 24 деревни
Краснополянское сельское поселение Байкаловского муниципального района 4 села, 22 деревни
Восточное сельское поселение Камышловского муниципального района 1 село, 5 поселков, 2 деревни
Галкинское сельское поселение Камышловского муниципального района 5 сел, 2 поселка, 6 деревень, 1 хутор
Зареченское сельское поселение Камышловского муниципального района 3 села, 2 поселка, 8 деревень
Калиновское сельское поселение Камышловского муниципального района 1 село, 2 поселка, 1 деревня
Обуховское сельское поселение Камышловского муниципального района 4 села, 3 поселка, 8 деревень
Кленовское сельское поселение Нижнесергинского муниципального района 3 села, 3 поселка, 10 деревень
Ницинское сельское поселение Слободо-Туринского муниципального района 2 села, 1 поселок, 1 деревня
Сладковское сельское поселение Слободо-Туринского муниципального района 4 села, 6 деревень
Слободо-Туринское сельское поселение Слободо-Туринского муниципального района 3 села, 11 деревень
Усть-Ницинское сельское поселение Слободо-Туринского муниципального района 3 села, 1 поселок, 16 деревень
Кузнецовское сельское поселение Таборинского муниципального района 3 поселка, 12 деревень
Таборинское сельское поселение Таборинского муниципального района 1 село, 7 деревень
Унже-Павинское сельское поселение Таборинского муниципального района 3 поселка, 8 деревень
Примечание: таблица составлена на основе данных Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований ОК 33-2013. М., 2013. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL : http://www.gks.ru/metod/classifiers.html.
В целом следует отметить, что вопросы формиро- и сложных. Определение места сельской территории
вания и изменения административно-территориаль- как компонента территориальной структуры регио-
ного устройства, в том числе и установления в нем нальной социально-экономической системы, требует
места сельских территорий, определения критериев анализа не только административно-территориаль-
отнесения поселений к тому или иному разряду в ка- ных, но и территориально-производственных факто-
честве административно-территориальных единиц, ров. традиционно относятся к разряду самых актуальных
Литература
1. Анимица Е. Г., Глумов А. А. Срединный регион : теория, методология, анализ. Екатеринбург, 2007. С. 31, 47-53.
2. Маергойз И. М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск, 1986. С. 25.
3. Об административно-территориальном устройстве Свердловской области : Областной закон от 20 мая 1997 г. № 30-ОЗ (в ред. от 02.04.2001 г. № 32-03, от 07.07.2004 г. № 25-ОЗ, от 22.05.2007 г. № 43-03, от 29.10.2007 г. № 103-03, от 21.12.2007 г. № 164-О3, от 25.04.2012 г. № 32-О3) // СПС «КонсультантПлюс».
References
1. Animitsa E. G., Glumov A. A. Median region : theory, methodology, analysis. Ekaterinburg, 2007. P. 31, 47-53.
2. Mayergoyz I. M. Territorial structure of economy. Novosibirsk, 1986. P. 25.
3. About the administrative-territorial system of the Sverdlovsk region : The regional law of May 20, 1997 № 30-0Z (edit of 02.04.2001 № 32-OZ, of 07.07.2004 № 25-OZ, of 22.05.2007 № 43-OZ, of 29.10.2007 № 103-0Z, of 21.12.2007 № 164-OZ, of 25.04.2012 № 32-OZ) // RLS "ConsultantPlus".