Научная статья на тему 'Сельские школьники Северного региона и их Родители: отношение к ведению здорового образа жизни'

Сельские школьники Северного региона и их Родители: отношение к ведению здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ШКОЛЬНИКИ / ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковальжина Л. С.

Важнейшим фактором устойчивого развития сельской местности является здоровье сельского населения. Для сохранения здоровья популяции играют все более значимую роль формирование и поддержание здорового образа жизни, что подчеркивается федеральными и региональными программами. Школьники являются репродуктивным, экономическим потенциалом страны. В связи с этим в 2012-13 гг. было проведено социологическое исследование отношения школьников и их родителей к ведению здорового образа жизни. В статье представлены некоторые результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельские школьники Северного региона и их Родители: отношение к ведению здорового образа жизни»

СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА И ИХ РОДИТЕЛИ: ОТНОШЕНИЕ К ВЕДЕНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© Ковальжина Л.С.*

Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень

Важнейшим фактором устойчивого развития сельской местности является здоровье сельского населения. Для сохранения здоровья популяции играют все более значимую роль формирование и поддержание здорового образа жизни, что подчеркивается федеральными и региональными программами. Школьники являются репродуктивным, экономическим потенциалом страны. В связи с этим в 2012-13 гг. было проведено социологическое исследование отношения школьников и их родителей к ведению здорового образа жизни. В статье представлены некоторые результаты исследования.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, школьники, Тюменская область.

Цель исследования - изучить оценку ведения здорового образа жизни школьников и их родителей, проживающих в сельских районах. Задачи исследования: выявить факторы здорового образа жизни, по мнению школьников и их родителей и оценку личного ведения здорового образа жизни.

Методы исследования. Изучение мнений школьников проводилось методом анкетирования учащихся 5-11 классов школ юга Тюменской области (п = 744) и их родителей (п = 677) в 2012-13 гг. Выборка случайная; одноступенчатый гнездовой отбор. Гнездом является класс учащихся по месту обучения, изучению подлежат все единицы гнезда. Статистическая погрешность данных не превышает 5,0 % (при 95 %-м доверительном уровне). Данный отбор репрезентативно отражает половозрастную структуру и территорию проживания школьников юга Тюменской области. В данной статье представлен фрагмент исследования. Всего опрошено 246 сельских школьников и 223 родителей (опрошенных школьников).

Анализ полученных результатов. Более половины родителей 55,3 % и 48,4 % школьников отметили, что они ведут здоровый образ жизни («Скорее, да»), при этом 16,0 % родителей и 42,2 % школьников были более категоричны в оценке своего ведении здорового образа жизни как «Да, безусловно» (рис. 1, табл. 1).

Практически все школьники 90,6 % отметили, что ведут здоровый образ жизни. Доля школьников оценивших себя как ведущих здоровый образ жизни («да, безусловно» и «скорее, да») на 19,3 % превышает аналогичную долю родителей.

* Доцент кафедры Экономики и управления производством, кандидат социологических наук.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни», в % от числа ответивших респондентов

Родители Школьники

Да, безусловно 16,0 71,3 42,2 90,6

Скорее, да 55,3 48,4

Скорее, нет 27,3 28,7 7,8 9,4

Нет 1,4 1,6

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

10,0

□ Родители

□ Школьники

Да, безусловно

Скорее, да.

Скорее, нет

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни», в % от числа ответивших респондентов

Таблица 2

Распределение ответов школьников на вопрос «Ведешь ли ты здоровый образ жизни» в зависимости от ответов родителей на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни», в % от числа ответивших

50,0

40,0

30,0

20,0

0,0

№ Ведешь ли ты здоровый образ жизни? Ведете ли Вы здоровый образ жизни? Итого

Да, безусловно Скорее, да Скорее, нет Нет

1 Да, безусловно 9,1 22,5 11,5 0,0 43,1

2 Скорее, да 6,0 28,4 11,0 1,4 46,8

3 Скорее, нет 0,0 4,6 3,7 0,0 8,3

4 Нет 0,9 0,0 0,9 0,0 1,8

5 Итого 16,0 55,5 27,1 1,4 100,0

V Крамера = 0,165. Количество валидных наблюдений 218

Согласно данным табл. 2 можно отметить, что существует связь между распределением ответов школьников на вопрос «Ведешь ли ты здоровый образ жизни» от ответов родителей на вопрос «Ведете ли Вы здоровый образ жизни». Существующая связь слабая [1].

Региональные аспекты устойчивого развития сельской местности

81

Таблица 3

Распределение ответов родителей и школьников на вопрос «Как Вы / ты думаешь, что такое здоровый образ жизни», в % от числа ответивших*

Родители Школьники

Ответы, % Рейтинг Ответы, % Рейтинг

1. В питании не злоупотреблять жирной, острой пищей 42,6 10 41,5 7

2. В питании соблюдать баланс витаминов, микроэлементов 36,3 40,7 8

3. Питаться в меру (не переедать) 43,9 7 40,7 9

4. Регулярно питаться 43,5 8 33,7

5. Заниматься спортом 56,1 3 72,8 1

6. Заниматься физкультурной зарядкой 39,0 54,9 4

7. Пить комплексные витамины 26,0 26,8

8. Пить очищенную воду (фильтрованную) 28,3 35,8 10

9. Не употреблять спиртные напитки 48,0 5 61,0 3

10. Не злоупотреблять спиртным 44,8 6 35,4

11. Больше двигаться, гулять 64,6 2 52,8 5

12. Не курить 66,4 1 70,7 2

13. Высыпаться ночами 48,9 4 41,1 6

14. Меньше смотреть телевизор 20,6 29,7

15. Избегать стрессов 43,5 9 32,5

16. Работа на дачном участке 25,1 19,1

Примечание: * респондентам предлагалось выбрать любое число вариантов ответа.

Таблица 4

Распределение ответов родителей и школьников на вопрос «Если Вы/ты придерживаетесь здорового образа жизни, то укажите, в чем это выражается», в % от числа ответивших*

Родители Школьники

Ответы, % Рейтинг Ответы, % Рейтинг

1. В питании не злоупотреблять жирной, острой пищей 31,4 5 33,3 7

2. В питании соблюдать баланс витаминов, микроэлементов 15,7 25,6

3. Питаться в меру (не переедать) 36,8 3 34,6 6

4. Регулярно питаться 29,1 6 26,0 10

5. Заниматься спортом 15,2 60,2 2

6. Заниматься физкультурной зарядкой 19,7 10 38,6 4

7. Пить комплексные витамины 18,8 24,4

8. Пить очищенную воду (фильтрованную) 16,6 36,2 5

9. Не употреблять спиртные напитки 26,9 8 **

10. Не злоупотреблять спиртным 42,6 2 **

11. Больше двигаться, гулять 35,4 4 53,3 3

12. Не курить 45,7 1 64,6 1

13. Высыпаться ночами 28,3 7 28,5 8

14. Меньше смотреть телевизор 16,1 26,4 9

15. Избегать стрессов 14,3 19,1

16. Работа на дачном участке 24,2 9 19,1

Примечание:* респондентам предлагалось выбрать любое число вариантов ответа; ** школьникам этот вариант ответа не предлагался.

На первом месте среди понимания здорового образа жизни у родителей отмечен фактор «не курить» 66,4 %, среди школьников он на втором месте 70,2 %. (табл. 2). Фактор «больше двигаться, гулять» среди родителей на втором месте (64,6 %), среди школьников на пятом 52,8 %. «Заниматься спортом» родители отметили 56,1 % (3 место в рейтинге), школьники 72,8 % (1 место). Более половины родителей отметили важность «высыпаться ночами» 48,9 % (4 место) и школьники 41,1 % (6 место). Не употреблять спиртные напитки отмечают 48,0 % родителей и 61,0 % школьников. Школьники по значимости ставят этот фактор на третье место. Регулярно питаться важно, по мнению 43,5 % родителей и только 33,7 % школьников (табл. 3).

Наибольшее число родителей (45,7 %) и школьников (64,6 %) в своем ведении здорового образа жизни отметило фактор «не курить». Только 42,6 % родителей отметили, что не злоупотребляют спиртным, 26,9 % не употребляют спиртные напитки. Питаются в меру 36,8 % родителей 34,6 % школьников. Занимаются спортом 60,2 % школьников и только 15,2 % родителей. В питании соблюдают баланс витаминов, микроэлементов только 15,7 % родителей, школьники уделяют больше внимания этому вопросу 25,6 % (табл. 4).

Список литературы:

1. Хили Дж. Социологические и маркетинговые исследования. 6-е изд. / Пер. с англ.; под общей ред. А.А. Руденко. - К.: ООО «ДиаСофтЮП»; СПб.: Питер, 2005. - 638 с.

ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Петрова Е.М.*

Пятигорский филиал Российского государственного торгово-экономического университета, г. Пятигорск

В статье рассмотрены актуальные проблемы развития сельских территорий, оказывающие значительное влияние на их устойчивое развитие. Обоснована необходимость комплексного подхода к устойчивому развитию сельских территорий, позволяющего обеспечить эффективность реализации имеющегося потенциала.

Ключевые слова сельские территории, устойчивое развитие.

Сельские территории в нашей стране занимают почти две трети площади страны, на которых проживает 26 % общей численности населения. Об-

* Доцент кафедры Мировой экономики и организации торговли, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.