Научная статья на тему 'СЕЛЬСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ НЭПА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)'

СЕЛЬСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ НЭПА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / НЭП / КРЕСТЬЯНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бондаренко Светлана Ивановна

Сельские дошкольные учреждения в Западной Сибири в исследуемый период организовывались в форме детских садов-очагов, садов, летних детских площадок. На основе материалов центральных и региональных архивов выявлено, что становление новой системы дошкольного воспитания проходило в условиях кадрового и финансового дефицита. На основе источников личного происхождения, впервые вводимых в научный оборот, сделан вывод о позитивном восприятии крестьянством социокультурной новации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бондаренко Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL PRESCHOOL INSTITUTIONS OF WESTERN SIBERIA DURING THE NEP YEARS AS AN ELEMENT OF THE SOCIO-CULTURAL PRACTICE OF THE SOVIET GOVERNMENT (PROBLEMS OF FORMATION AND PEASANT REFLECTION)

The article presents the results of a study of the process of organizing rural preschool institutions in Western Siberia during the NEP years, conducted on the materials of central and regional archives. It is established that the first rural preschool institutions were organized in the form of children’s hearth and homes, kindergartens, summer playgrounds. It is revealed that the formation of a new system of preschool education took place in conditions of financial, personnel and material deficit. The priority areas of work of preschool institutions during the years of the NEP were the instilling of cultural skills and child hygiene. The analysis of sources of personal origin allowed us to conclude that the involvement of rural activists as actors in the system of preschool education was a successful cultural practice, which ultimately allowed expanding the network of preschool institutions. Based on the sources of personal origin, introduced into scientific circulation for the first time, a conclusion is made about the positive perception of social innovation by the peasantry.

Текст научной работы на тему «СЕЛЬСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ НЭПА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)»

ИСТОРИЯ

УДК {322: 348. 71}: 316 DOI 10.36945/2658-3852-2022-3-113-126

С. И. Бондаренко

СЕЛЬСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В ГОДЫ НЭПА КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)

Аннотация: Сельские дошкольные учреждения в Западной Сибири в исследуемый период организовывались в форме детских садов-очагов, садов, летних детских площадок. На основе материалов центральных и региональных архивов выявлено, что становление новой системы дошкольного воспитания проходило в условиях кадрового и финансового дефицита. На основе источников личного происхождения, впервые вводимых в научный оборот, сделан вывод о позитивном восприятии крестьянством социокультурной новации.

Ключевые слова: Западная Сибирь, дошкольные учреждения, нэп, крестьяне.

Социалистическая модернизация 1920-х гг. предполагала радикальные изменения не только в политике и экономике, но и в социальной сфере, что привело к необходимости реформирования существующих практик материнства и детства. Одним из направлений этого процесса стало создание новой советской сети общественного воспитания детей. Важным звеном этой работы стала организация общественных дошкольных учреждений.

Современные исследования в области материнства и детства становятся важным элементом историографической риторики историков, исследующих как общероссийские тенденции (например, Н. Ф. Дианова [Дианова, 2015]) так и региональные (например, М. В. Васеха, О. Н. Шевцова [Васеха, 2015; Шевцова, 1999] и др.). Большинство работ рассматриваемой тематики посвящено государственной политике преобразования семьи, морали, способам вовлечения женщин в

© Бондаренко С. И., 2022,

общественную работу, формированию новых поведенческих паттернов. В свете анализа социальных практик советского государства привлекает к себе внимание сборник статей известных исследователей «Советская социальная политика 1920-1930-х гг.: идеология и повседневность», где социальная политика рассматривается с позиций феноменологического подхода в контексте культуры и в перспективе изучения повседневности. Данные направления считаем наиболее перспективными. Авторами анализируются локальные микроистории социального реформирования и социальной помощи, отмечаются противоречивые подходы к определению социальных проблем и способов их разрешения. Так, Ю. Градско-вой исследуются практики родительства и ухода за маленькими детьми, представленные в публикациях первых послереволюционных десятилетий. Автор приходит к выводу, что ясли, созданные в помощь женщине-матери, играли важную роль в новых дисциплинарных практиках, и их можно было обозначить как советский вариант модернизма, а дискурсы гигиены, культурности и заботы, сформированные в 1920-е гг., и в дальнейшем продолжали играть важную роль в конструировании материнства [Градскова, 2007, с. 258].

Организация детских дошкольных учреждений как элемента социокультурной политики представлена в региональном срезе, на наш взгляд, недостаточно. Отметим статейные материалы В. И. Исаева, З. У. Колокольниковой, Н. В. Зандаловой, Е. Н. Афанасьевой [Исаев, 2011; Колокольникова, 2009; Занда-лова, Афанасьева 2019], посвященные созданию и развитию в Сибири дошкольных учреждений. Авторы акцентируют внимание на материальных и организационных проблемах учреждений, при этом практически не затрагиваются вопросы отношения самих крестьян к работе дошкольных учреждений, коммуникационные практики власти и крестьянок в свете ухода и воспитания детей.

Рассмотрение социокультурной политики в разрезе материнства и детства является актуальным, но, как показывает историографический анализ, недостаточно исследованным. В данной статье будет рассмотрен процесс и проблемы организации дошкольных учреждений в селах Западной Сибири и восприятие этого процесса крестьянством в повседневной жизни в годы нэпа. К территории Западной Сибири мы относим четыре губернии (Алтайскую, Новониколаевскую, Омскую, Томскую) до административного деления 1925 г., а с 1925 до 1930 г. - в административных округах данных губерний.

Источниковой базой статьи послужили архивные материалы Российского государственного архива экономики (далее - РГАЭ), в частности коллекция писем в «Крестьянскую газету», материалы обследований, отложившиеся в Центре документации новейшей истории Томской области (далее - ЦДНИТО), Государственном архиве Алтайского края (далее - ГААК), материалы региональной прессы.

Методологической основой статьи выступила теория модернизации, в рамках которой формирование и воспитание «нового, советского» человека рассматривается как составная часть процесса преобразования большевиками традиционного общества. Для реализации задач исследования использовался проблемно-хронологический метод. В соответствии с ним из всего спектра социальной работы новой власти была выделена организация дошкольных учреждений и рассмотрена в хронологической последовательности. Также в работе использовался историко-сравнительный метод, помогающий выявить общероссийские и региональные особенности организации детских учреждений. Применяемый принцип междисцип-линарности позволил проанализировать эмоциональное отношение крестьян к дошкольным учреждениям, их реакции на новации советской власти.

Система детского призрения в Западной Сибири стала складываться еще в конце XVIII в. и основывалась, прежде всего, на деятельности благотворительных обществ. В Западной Сибири первый детский сад был организован в 1900 г. в г. Томске, что же касается деревенских детей, то для них первый в Сибири детский сад был организован в 1902 г. в селе Новоселово Енисейской губернии. В Западной Сибири детских садов для деревенских детей в эти годы создано не было [Колокольникова, 2009, с. 29]. Таким образом, в сельской местности в дореволюционный период организация детских садов носила единичный характер.

В первые послереволюционные годы началось становление новой политики в отношении материнства и детства на государственном уровне в рамках советской идеологии.

Новым пространством для реализации советских культурных практик в области охраны материнства и детства стали детские дошкольные учреждения. Их функциями был не только присмотр за детьми, но и просвещение матери в области гигиены и воспитания. Детские дошкольные учреждения становились своего рода коммуникационной площадкой женщин и власти, через которую транслировались и новые идеологемы, и одновременно шло приобщение к советской культуре.

Уже в 1917 г. был создан Народный комиссариат просвещения, отвечавший за вопросы образования и воспитания. Он имел в своей структуре дошкольный отдел, состоявший из семи подотделов. Основным являлся подотдел дошкольных учреждений, который делился на три секции: детских садов и очагов, колоний, площадок. Это были самые первые формы организации дошкольных учреждений, предложенные новой властью. Предложенные дошкольные учреждения отличались друг от друга прежде всего временем пребывания детей.

Предлагалось создать детские сады-очаги с 8-часовым пребыванием детей, сады, с пребыванием детей до обеда, летние дошкольные колонии (должны были работать круглосуточно и предназначались прежде всего для детей-сирот), площадки для кратковременного пребывания детей от 2 часов. Акцент делался именно на сады-очаги, так как, по мнению властей, они освобождали женщин на

полный рабочий день [Справочник по дошкольному воспитанию, 1919, с. 7]. Инструкции по детским площадкам только начинали разрабатываться. Таким образом, шел активный поиск наиболее оптимальных форм дошкольного воспитания в сложных экономических условиях.

В дальнейшем декретом СНК от 11 февраля 1921 г. на базе Народного комиссариата просвещения было создано отдельно Главное управление социального воспитания (Главсоцвос). Главсоцвос состоял из нескольких отделов, в том числе и дошкольного [Рябинина, 2004, с. 85], и ведал уже всеми делами, связанными с воспитанием детей, подготовкой педагогических кадров, борьбой с беспризорностью, социально-правовой охраной детей и т. д.

На местах также шло создание местных органов советского образования и воспитания с учетом местных возможностей и условий. Так, в Алтайской губернии уже в 1919 г. при районных Советах образовывались отделы по народному образованию. Они состояли из трех отделов: дошкольного, школьного и внешкольного [Культурное строительство на Алтае, 1980, с. 36]. Дошкольный отдел должен был организовывать учреждения дошкольного воспитания, которые бы способствовали умственному и физическому развитию детей посредством игры. Указывалась необходимость минимум в трех или четырех воспитателях-специалистах.

Но уже в 1921 г. едва появившиеся дошкольные учреждения в связи с переходом к нэпу были переведены на весьма ограниченный местный бюджет, что спровоцировало во многих случаях их закрытие. В 1923 г. Народным комиссариатом просвещения в регионы был направлен циркуляр с требованием прекратить сокращение и закрепить минимальную численность дошкольных учреждений: два центральных учреждения на губернию, не менее двух типовых учреждений на губернский центр и не менее одного типового учреждения на уезд, с обязательным включением их содержания в местный бюджет по смете губернского отдела народного образования [ГААК. Ф. 141. Л. 3].

Местные власти исходили из имеющихся возможностей. По сути работу пришлось начинать заново. Так, в Алтайской губернии было решено открыть пять детсадов в Барнауле, по одному в Бийске и Рубцовске и по одному саду-очагу. Основной же формой организации дошкольных учреждений были определены детские площадки. Таким образом, первоначальные указания центра об открытии в большем количестве садов-очагов ввиду изменившихся экономических условий на местах не могли быть выполнены.

Одним из аргументов выбора в пользу детских площадок была дешевизна содержания. О стеснённости в средствах свидетельствовало и одноразовое питание на площадке, состоящее из хлеба с маслом и чая с сахаром. Другим аргументом являлась «работа на открытом воздухе, а следовательно, на виду у населения, и возможность служить пропагандой идей социального воспитания» [ГААК.

Ф. 141. Л. 3 об]. Этот аргумент являлся практическим примером перевода «идеологии на повседневный уровень» [Градскова, 2007, с. 248].

В немалой степени организации дошкольных учреждений способствовало вовлечение женщин, в том числе крестьянок, в общественную работу. Так, с приходом к власти большевиков и до конца 1920-х гг. не проходило ни одного съезда, конференции, пленума ЦК партии без принятия решения о работе среди женщин [Аврамов, 1999, с. 159]. Значительную роль в этом играли специально созданные женские организации и их активистки - женорганизаторы или делегатки. Активных женщин-крестьянок в западносибирской деревне было достаточно много. По данным Алтайгубкома на VIII губпартконференции, в Алтайской губернии в 1923 г. было 579 делегаток, а в 1924 г. их стало 4841, т. е. почти в пять раз больше [ГААК. Ф. Р. 1215. Л. 17]. Процесс активного вовлечения женщин в общественно-политическую и культурную работу требовал от советской власти конкретных шагов по созданию условий труда и быта в повседневной жизни.

XIII съезд РКП (лето 1924 г.) поставил уровень культурного развития деревни в зависимость от наличия в нем детского учреждения [Народное просвещение в РСФСР, 1925, с. 59]. На съезде было принято решение развернуть дошкольную работу, главным образом в деревне.

На III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (1924 г.) были определены уже конкретные задачи и мероприятия по дальнейшей организации дошкольного воспитания в деревне. Одним из первых шагов этой работы должна была стать организация детских площадок в деревне (что собственно местными властями было решено уже ранее). Основной задачей такой площадки провозглашалось развитие навыков к коллективному труду и жизни. Совместная работа, игры, общие эмоциональные впечатления должны были сближать детей и формировать коллективные переживания. Эта задача выглядела приоритетной в свете кооперирования населения и лежала в русле экономической политики. Конкретные задачи детской площадки выражались в воспитании в детях привычки к чистоте, заботе о своем здоровье, питании (эмоциональный коллективизм, гигиена и здоровье).

Также целью детской площадки являлась воспитательная работа среди крестьянок, вовлечение их в общественную работу. Таким образом, детская площадка становилась местом коммуникации крестьянок и власти. При помощи детских площадок планировалось показать крестьянке лучший уход за ребенком, обучить детской гигиене и тем самым вызвать её доверие к новым учреждениям [Дошкольное воспитание и крестьянка, 1925] и вместе с тем осуществлять общественный контроль за ней. Советы матери и приучение матерей к порядку являлось «правом персонала и важным для деятельности дошкольных учреждений» [Градскова, 2007, с. 252].

Как показывают источники, основная проблема организации яслей носила материальный характер. В связи с чем к обеспечению детских учреждений привлекались сами родители, сельская общественность, что было прописано в инструкции Наркомата просвещения «Об открытии дошкольных учреждений за счет общественных организаций» в 1924 г. [Зандалова, Афанасьева, 2019, с. 51]. В повседневной жизни сбор средств был сопряжен со множеством трудностей.

Так, М. М. Ковалева из села Колывань Томского округа сообщала в «Крестьянскую газету» о трудностях организации яслей в их селе: «Были организованы ясли в 1924 году. Было на собрании пайщиков отчислено 100 рублей, но с большим горем пришлось выкачивать эти средства натурой и материалом, все-таки организовали. В 1925 году ничего не было отчислено. На 1926 год так же на собрании пайщиков отчислили 78 рублей и в результате, получилось, что эти деньги правление повернули на пользу матери и ребенка, а на ясли не дали. Думаю, что пользу матери и ребенка они должны организовать, но не на эти деньги» [РГАЭ. Ф. 396. Л. 83].

Отдельной проблемой являлась организация питания на детских площадках. В 1922 г. властью были установлены нормы питания детей в детских дошкольных учреждениях в месяц «7,5 фунтов хлеба, по 2 фунта крупы и компота, 0,2 фунта муки пшеничной и 0,5 фунта картофельной, 6 фунтов мяса, 15 фунтов корнеплодов и 15 картофеля, по одному фунту жира, сахара и соли, 4 яйца и 12 золотников чая» [Зандалова, Афанасьева, 2019, с. 52]. Но в повседневной жизни в годы нэпа соблюсти нормы было крайне сложно. Так, в селе Коробейниково Шипуновского района пытались решить эту проблему покупкой в кредит продуктов за счет Рика (районного исполнительного комитета), но затея не удалась, и количество детей, посещающих детскую площадку, резко сократилось [Красный Алтай, 1925, № 117]. В селе Мамонтовском дети приносили завтрак с собой [Красный Алтай, 1925, № 200].

Районные исполнительные комитеты по возможности принимали участие в снабжении детских площадок необходимым инвентарем. Так, в Косихинском районе на средства Рика были приобретены игрушки, бумага, цветные карандаши [Красный Алтай, 1925, № 117]. По мнению крестьян, кооперация на селе мало помогала в организации дошкольных учреждений. Чаще всего островки нового быта появлялись благодаря активной деятельности женщин: женорганизаторов, председателей сельсоветов.

О работе яслей в селе Варюхино Томской губернии сообщается в анкете по обследованию быта крестьянок Томской губернии (5 августа 1925 г.): «Ясли работают всего недолго, открыты в первый раз. Комнаты большие, светлые, кружевные занавески придают комнате особый уют. В новеньких деревенских кроватках спят ребятки. Большинство детей спит, часть играют с няней, плохих игрушек почти нет. Два деревянных беленьких стульчика надоели ре-

бятам. В кухне заведующая с кухаркой возится около плиты, готовят обед. Персонала четыре человека. Трудовой день в 4-5 утра, кончается в 10-11 вечера. Свободный один день в неделю. Заведующая, студентка Томского акушерско-фельдшерского техникума. Есть еще недостатки, но устранимые, плохо налажено дело с дровами, водой, грязновато во дворе, поскольку в этом же доме живет милиционер, а у него скотина» [ЦДНИТО. Ф. 1. Л. 27].

Обращает на себя внимание, что практически все проблемы по организации яслей приходилось решать тем, кто их организовывал. Крестьяне же по причине элементарной усталости, боязни новых материальных затрат предпочитали устраняться, что подтверждается материалами обследований: «Вечером заседание яселькома. Собралось двенадцать человек, были две крестьянки, но до конца не досидели. Члены сельсовета, комитета взаимопомощи, избач и другие добросовестно дождались конца. Вопросов много. Шефы есть, а толку нет. Выясняется, что кто-то распространяет слухи, что за содержание детей в яслях осенью будут взыскивать, благодаря чему несколько матерей не стали носить своих детей. Около часу кончается заседание» [Там же. Л. 27].

Чаще всего ясли организовывали сельские активистки - женорганизаторы. Они привлекали активных девушек, разбивали село на участки, ходили по домам и каждой матери отдельно объясняли, что такое детский сад и какую пользу он может принести, и буквально упрашивали матерей вести детей в сад [Молодая деревня, 1928, 1 июля].

Несмотря на усилия властей и активисток, организация детских учреждений продвигалась всё же достаточно медленно. Общее количество дошкольных учреждений за период с 1 января 1926 г. до 1 января 1927 г. в Алтайском округе составляло: в городах - три детсада (два бюджетных и один частный, который позднее был переведен на бюджет), в деревнях детские сады отсутствовали совсем. Детских площадок в городах насчитывалось девять, в деревнях - 38. Таким образом, по отчетным данным Алтайского округа о работе массовых школьных и дошкольных учреждений за 1926 г. доля охвата детей дошкольного возраста организованным воспитанием составляла не более 1,5 % и детскими площадками в отдельных районах около 5 % [ГААК. Ф. 35. Л. 27]. Указывалось, что расширение сети постоянных учреждений в 1927 г. не представляется возможным.

Вместе с тем работа в деревне в 1926 г. признавалась удовлетворительной, поскольку удалось расширить сеть дошкольных учреждений в три раза по сравнению с предыдущим годом. Из 38 сельских дошкольных площадок три были открыты в сельскохозяйственных коммунах. Необходимо отметить, что вся сеть площадок в округе была организована за счет общественной инициативы. Так, окружными и городскими организациями (кооперативными, хозяйственными, профессиональными, постановкой спектакля) было собрано 3526 руб., и 4500 руб. были собраны населением и деревенскими организациями [Там же. Л. 28].

В 1926 г. властями структурируется система управления и контроля за работой детских дошкольных учреждений. В округах официально выделялся центральный детский сад, который по сути ничем не отличался от других учреждений, кроме дополнительной ставки педагога. Важной функцией такого центрального детсада становилось инструктирование массовых учреждений путем индивидуальных бесед, посещений учреждений представителями центрального детсада и участие его в педагогических совещаниях. Также центральное учреждение осуществляло руководство повышением квалификации всех работников, связанных с дошкольным воспитанием, вело работу по связи с партийными и общественными организациями, проводило агитацию за расширение сети дошкольных учреждений.

Работе с кадрами властями уделялось значительное внимание. Недостаточное образование являлось общей проблемой всех сельских культурных работников в годы нэпа: учителей, избачей и т. д. [Бондаренко, 2022, с. 61]. Основное внимание уделялось повышению квалификации дошкольных педагогов. Эту работу главным образом вел Объединенный коллектив дошкольных работников, организованный в 1924 г. Работа велась под руководством Бюро коллектива и с 1926 г. центрального детсада в трех направлениях - работа с педагогами, родителями, общественными организациями.

Основными методами работы с педагогами являлись: индивидуальная, кружковая, проводились объединенные заседания коллективов в детских учреждениях - конференции - два раза в месяц, летом - один раз в месяц. Работа с родителями велась путем созыва общих родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями в саду, дома. Работа с организациями: отделом работниц и крестьянок, кооперативами, с домом крестьянина, пионерскими организациями и делегатками женотдела - велась путем собраний, бесед, совместных мероприятий [ГААК. Ф. 35. Л. 28 об].

В 1927 г. Сибкрайком ВКП(б) принял постановление о развитии в крае сети учреждений дошкольного воспитания [Известия Сибкрайкома ВКП(б), 1927, с. 4]. Это привело к увеличению финансирования детских садов с 722 тыс. руб. в 1926-1927 гг. до 1,07 млн руб. в 1927-1928 гг. [Исаев, 2011, с. 33]

По материалам обследования состояния народного образования 1925-1926 гг. в Сибирском крае, в сельской местности было выявлено лишь два детских сада в Томской губернии, куда ходили 49 детей [Состояние народного образования в Сибирском крае, 1927, с. 23]. Для сравнения в городах Сибири в 1926 г. насчитывалось 27 яслей с 580 местами, а в 1927 г. количество детских яслей в городах возросло до 330 [Советская Сибирь, 1926, 27 февраля].

Первый сельский детский сад в Барнаульском округе был организован в селе Тальменка только в 1928 г. Об этом событии сообщается в газетной заметке «Социализм малышей»: «350 рублей отпустило кредитное товарищество,

170 рублей общество потребителей, 100 - матмлада. Сельком помогает дровами. Окроно дает учебные пособия и жалованье руководительнице. Но ребята не только играют. Они учатся с малых лет жить, по-новому, по-хорошему. Вот, например, борьба с грязью. В саду есть картон белой бумаги, на который против каждой фамилии наклеены красные и черные кружки. Красный кружок получат тот, кто приходит чистым, - черных клеят грязному. Из сплошных черных кружков доска постепенно превращается в сплошные красные. Ребята начинают понимать, что надо умываться. Это большая победа, невиданная в старой деревне» [Молодая деревня, 1928, 21 июля].

Конечно, хорошо организованные детские учреждения, с хорошим питанием, организованным досугом детей на фоне заскорузлого и полуголодного деревенского существования производили самое благоприятное впечатление. В свою очередь власть транслировала новые культурные практики, активизируя роль активисток-женорганизаторов, и добивалась в этом определенных успехов. Архивные источники это подтверждают. Например, Ефросиния Семеновна Бубликова (женорганизатор 1920-х гг.) в своих воспоминаниях писала: «На общественную работу нас никто не тянул, мы сами шли и горели на ней с азартом» [ГААК. Ф. Р-1215. Л. 85]. Другая общественная деятельница 1920-х гг. на Алтае Анна Смирнова, рассказывая о Бубликовой, пишет: «Организовала образцовые детские ясли в коммуне "Заря" Ча-рышского района, первые показательные ясли. Вложила всю душу, и горе легче переносилось (вдова с пятью детьми). На премию яслям сделала их круглосуточными, а затем недельными. В коммуне повели своих детей в школу и перестали часами ходить под окнами детских яслей, соглашались на прививку оспы, что делала сама Ефросиния Семеновна, оберегая жизни доверенных детей. Ее выдвинули организовать такие ясли во всем районе» [Там же. Л. 8]. Эти успехи, прежде всего, базировались на реальном улучшении жизни детей.

В 1928 г. в Сибирском крае в сельской местности насчитывалось уже 14 постоянно действующих детских яслей с 44 местами [Шевцова, 1999, с. 29]. Но, несмотря на положительную динамику, это, конечно, было недостаточно.

К 1929 г. в огромной стране насчитывалось всего 1500 дошкольных воспитательных учреждений [Соколов, 1998, с. 167]. Для активизации работы по масштабному открытию детских дошкольных учреждений 1 июля 1929 г. в РСФСР был объявлен дошкольный поход. Результатом этого похода должно было стать повсеместное открытие новых детских учреждений. Так, в Сибирском крае был создан специальный штаб, возглавивший эту работу. Штаб организовывал всевозможные месячники, декадники по открытию детских площадок, яслей и т. д.

Несмотря на предпринимаемые усилия, Западно-Сибирский край к 1930 г., включая города, по охвату детей дошкольным образованием занимал последнее место в РСФСР, в сельских местностях охват детей был и вовсе незначительным.

В рамках исправления ситуации с острой нехваткой детских учреждений ЗападноСибирский крайисполком принял решение о проведении с 1 марта по 15 апреля 1931 г. так называемого шестинед ельника по увеличению количества детских садов и улучшению бытового обслуживания женщин [Исаев, 2011, с. 35].

Таким образом, в 1920-е гг. важным направлением социальной политики новой власти в области формирования советской системы детства и материнства стало открытие государственных детских дошкольных учреждений, направленных на коллективное воспитание детей, где государство играло ключевую роль.

На основе официальных архивных документов, материалов обследований автору удалось выяснить, что основной формой сельских детских дошкольных учреждений в годы нэпа в Западной Сибири стали детские площадки из-за меньших материальных расходов на их содержание, а не создание садов-очагов как планировалось властью изначально. Приоритетными направлениями работы дошкольных учреждений в годы нэпа явились привитие навыков культурности и детской гигиены. Анализ источников личного происхождения позволил сделать вывод, что вовлечение сельских активисток в качестве акторов в систему дошкольного воспитания стало удачной культурной практикой, что в конечном счете позволило расширить сеть дошкольных учреждений.

Вместе с тем появление первых учреждений в западносибирской деревне не привело к полному охвату детей системой дошкольного воспитания. Представленное исследование показывает более позднее включение сельских детей в новую систему воспитания, нежели городских. Этому в немалой степени способствовали традиционные сельские устои, а также проблемы материального характера: нехватка средств, помещений, невозможность организовать качественное питание и т. д. Отдельной проблемой являлось обеспечение кадрами детских учреждений.

В целом в 1920-е гг. появление детских садов в западносибирской деревне было в большей степени единичным явлением, но воспринималась эта новация крестьянским миром к концу 1920-х гг. в целом позитивно.

Библиография

Аврамов, И. В. Социальные проблемы женщин Западной Сибири (19211925 гг.) // Вопросы политологии. - 1999. - Вып. I АГУ. - С. 158-176.

Бондаренко, С. И. Изба-читальня как коммуникационное пространство власти и крестьянства в годы нэпа (на материалах Западной Сибири) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2022. - № 1 (50). -С. 57-62.

Васеха, М. В. Русская крестьянка в семье и общественной жизни 1920-х гг. (по материалам юга Западной Сибири): дис. ... канд. ист. наук / Институт истории и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. - Москва, 2015. - 245 с.

Градскова, Ю. Культурность, гигиена и гендер: советизация «материнства» в России в 1920-1930-е гг. // Советская социальная политика 1920-1930-х годов: идеология и повседневность: сб. статей / под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. - Москва: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2007. - 432 с.

Детские площадки в деревне - здоровье детей // Красный Алтай. - 1925. -2 сентября. - № 200.

Детские площадки в деревне // Красный Алтай. - 1925. - 4 августа. -№ 117.

Дианова, Н. Ф. Из истории становления и развития дошкольного образования в России // Система ценностей современного общества. - 2015. - № 41. -С. 121-125.

Доклад о перспективах дошкольной работы в губернии // ГААК. Ф. 141. Оп. 1. Ед. хр.271.

Дошкольное воспитание и крестьянка // Красный Алтай. - 1925. - 23 мая. -

№116.

Зандалова, Н. В., Афанасьева, Е. Н. Становление и развитие системы дошкольного воспитания в национальных республиках Восточной Сибири в 1920-е гг. // Гуманитарный вектор. - 2019. -Т.14, № 3. - С. 48-54.

Известия Сибкрайкома ВКП(б). - 1927. - № 8-9. - С. 4.

Исаев, В. И. Создание и развитие сети дошкольных учреждений в Сибири в 1920-1930-е гг. // Вопросы истории Сибири в новейшее время: сб. науч. тр. -Новосибирск: Параллель, 2011. - Вып. 1. - 187 с.

Коллекция писем в «Крестьянскую газету» // РГАЭ. Ф. 396. Оп. 4. Ед. хр. 45.

Колокольникова, З. У. Учреждения дошкольного воспитания в Сибири начала XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 116. - С. 28-37.

Культурное строительство на Алтае 1917-1941. Документы и материалы. -Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1980. - 360 с.

Личный фонд (Смирнова А. И. [род. 1905 г.]), учитель, комсомольский и партийный работник 1920-1934-х гг. // ГААК. Ф. Р-1215. Оп. 1. Ед. хр. 32.

Материалы Томского губернского комитета РКП(б) // ЦДНИТО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 1743.

Молодая деревня. - 1928. - 21 июля. - 3 марта.

Народное просвещение в РСФСР в 1924/25 гг. - Москва, 1925. - 266 с.

Отчеты и планы о работе массовых школьных и дошкольных учреждений // ГААК. Ф. 35. Оп. 1. Ед. хр. 41.

Рябинина, Н. В. Социальная политика Советской России (октябрь 19171920-е годы). Женщина, семья, дети в новом обществе: учеб. пособие / Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. - 100 с.

Советская Сибирь. - 1926. - 27 февраля, 7 марта.

Соколов, А. К. Голос народа. Письма и отклики рядовых граждан о событиях 1918-1932 гг. - Москва: РОССПЭН, 1998. - 328 с.

Состояние народного образования в Сибирском крае. - Барнаул, 1927. - 68 с.

Справочник по дошкольному воспитанию. - Москва : Лит.-изд. отдел Народного Комиссариата по просвещению, 1919. - 76 с.

Шевцова, О. Н. Социальные проблемы женщин Западной Сибири и пути их решения (1926-1929 г.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 1999. - 29 с.

Сведения об авторе

Бондаренко Светлана Ивановна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета (Барнаул).

E-mail: bonsvet@bk.ru

S. I. Bondarenko

RURAL PRESCHOOL INSTITUTIONS OF WESTERN SIBERIA DURING THE NEP YEARS AS AN ELEMENT OF THE SOCIO-

CULTURAL PRACTICE OF THE SOVIET GOVERNMENT (PROBLEMS OF FORMATION AND PEASANT REFLECTION)

Abstract: The article presents the results of a study of the process of organizing rural preschool institutions in Western Siberia during the NEP years, conducted on the materials of central and regional archives. It is established that the first rural preschool institutions were organized in the form of children's hearth and homes, kindergartens, summer playgrounds. It is revealed that the formation of a new system of preschool education took place in conditions of financial, personnel and material deficit. The priority areas of work of preschool institutions during the years of the NEP were the instilling of cultural skills and child hygiene. The analysis of sources of personal origin allowed us to conclude that the involvement of rural activists as actors in the system of preschool education was a successful cultural practice, which ultimately allowed expanding the network of preschool institutions.

Based on the sources of personal origin, introduced into scientific circulation for the first time, a conclusion is made about the positive perception of social innovation by the peasantry.

Key words: Western Siberia, preschool institutions, NEP, peasants.

References

Avramov, I. V. Social'nye problemy zhenshchin Zapadnoj Sibiri (19211925 gg.) // Voprosy politologii. - 1999. - Vyp. I AGU. - S. 158-176.

Bondarenko, S. I. Izba-chital'nya kak kommunikacionnoe prostranstvo vlasti i krest'yanstva v gody nepa (na materialah Zapadnoj Sibiri) // Vestnik Altajskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2022. - № 1 (50). - S. 57-62.

Vasekha, M. V. Russkaya krest'yanka v sem'e i obshchestvennoj zhizni 1920-h gg. (po materialam yuga Zapadnoj Sibiri) : dis. ... kand. ist. nauk / Institut istorii i antro-pologii im. N. N. Mikluho-Maklaya RAN. - Moskva, 2015. - 245 s.

Gradskova, YU. Kul'turnost', gigiena i gender: sovetizaciya «materinstva» v Rossii v 1920-1930-e gg. // Sovetskaya social'naya politika 1920-1930-h godov: ideologiya i povsednevnost': sb. statej / pod red. P. V. Romanova, E. R. YArskoj-Smirnovoj. - Moskva: OOO «Variant», CSPGI, 2007. - 432 s.

Detskie ploshchadki v derevne - zdorov'e detej // Krasnyj Altaj. - 1925. -2 sentyabrya. - № 200.

Detskie ploshchadki v derevne // Krasnyj Altaj. - 1925. - 4 avgusta. - № 117.

Dianova, N. F. Iz istorii stanovleniya i razvitiya doshkol'nogo obrazovaniya v Rossii // Sistema cennostej sovremennogo obshchestva. - 2015. - № 41. - S. 121-125.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doklad o perspektivah doshkol'noj raboty v gubernii // GAAK. F. 141. Op. 1. Ed. hr. 271.

Doshkol'noe vospitanie i krest'yanka // Krasnyj Altaj. - 1925. - 23 maya. -

№116.

Zandalova, N. V., Afanas'eva, E. N. Stanovlenie i razvitie sistemy doshkol'nogo vospitaniya v nacional'nyh respublikah Vostochnoj Sibiri v 1920-e gg. // Gumani-tarnyj vektor. - 2019. -T.14, № 3. - S. 48-54.

Izvestiya Sibkrajkoma VKP(b). - 1927. - № 8-9. - S. 4.

Isaev, V. I. Sozdanie i razvitie seti doshkol'nyh uchrezhdenij v Sibiri v 19201930-e gg. // Voprosy istorii Sibiri v novejshee vremya: sb. nauch. tr. - Novosibirsk : Parallel', 2011. - Vyp. 1. - 187 s.

Kollekciya pisem v «Krest'yanskuyu gazetu» // RGAE. F. 396. Op. 4. Ed. hr. 45.

Kolokol'nikova, Z. U. Uchrezhdeniya doshkol'nogo vospitaniya v Sibiri nachala XX veka // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena. - 2009. - № 116. - S. 28-37.

Kul'turnoe stroitel'stvo na Altae 1917-1941. Dokumenty i materialy. -Barnaul: Alt. kn. izd-vo, 1980. - 360 s.

Lichnyj fond (Smirnova A. I. [rod. 1905 g.]), uchitel', komsomol'skij i partijnyj rabotnik 1920-1934-h gg. // GAAK. F. R-1215. Op. 1. Ed. hr. 32.

Materialy Tomskogo gubernskogo komiteta RKP(b) // CDNITO. F. 1. Op. 1. Ed. hr. 1743.

Molodaya derevnya. - 1928. - 21 iyulya. - 3 marta.

Narodnoe prosveshchenie v RSFSR v 1924/25 gg. - Moskva, 1925. - 266 s.

Otchety i plany o rabote massovyh shkol'nyh i doshkol'nyh uchrezhdenij // GAAK. F. 35. Op. 1. Ed. hr. 41.

Ryabinina, N. V. Social'naya politika Sovetskoj Rossii (oktyabr' 19171920-e gody). ZHenshchina, sem'ya, deti v novom obshchestve: ucheb. posobie / YArosl. gos. un-t. - YAroslavl', 2004. - 100 s.

Sovetskaya Sibir'. - 1926. - 27 fevralya, 7 marta.

Sokolov, A. K. Golos naroda. Pis'ma i otkliki ryadovyh grazhdan o sobytiyah 1918-1932 gg. - Moskva: ROSSPEN, 1998. - 328 s.

Sostoyanie narodnogo obrazovaniya v Sibirskom krae. - Barnaul, 1927. - 68 s.

Spravochnik po doshkol'nomu vospitaniyu. - Moskva: Lit.-izd. otdel Narod-nogo Komissariata po prosveshcheniyu, 1919. - 76 s.

SHevcova, O. N. Social'nye problemy zhenshchin Zapadnoj Sibiri i puti ih resheniya (1926-1929 g.) : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kemerovo, 1999. - 29 s.

About the author

Bondarenko Svetlana Ivanovna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Humanities of the Altai State Agrarian University (Barnaul).

E-mail: bonsvet@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.