Научная статья на тему 'Сельская социальная инфраструктура: проблемы, тенденции развития'

Сельская социальная инфраструктура: проблемы, тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
492
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельская социальная инфраструктура: проблемы, тенденции развития»

9 1141) - 2006

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

СЕЛЬСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА: ПРОБЛЕМЫ,ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

А.Е. СУГЛОБОВ,

кандидат экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ Государственный университет управления

Отсутствие стабильных источников финансирования способствует ухудшению технического и противопожарного состояния объектов социальной сферы на селе: одна треть из них являются аварийными и подлежат сносу, столько же — требуют капитального ремонта и технического перевооружения. Примерно треть сельских линий электропередач и трансформаторных подстанций требуют замены или реконструкции. До сих пор остаются без электрификации труднодоступные сельские районы и малонаселенные территории.

Уровень газификации домов (квартир) в сельской местности природным и сжиженным газом составляет лишь 28 %. Центральным водоснабжением обеспечено полностью или частично только 66,5 тыс. (43%) сельских поселений.

Средняя телефонная плотность в сельской местности составляет около 10 телефонов на 100 жителей, тогда как в городах — 27.

Общая безработица на селе составляет почти 12%. За чертой бедности по денежным доходам живут 29,5 млн селян. Заработная плата в сельском хозяйстве значительно уступает прожиточному минимуму трудоспособного населения.

Плохие условия жизни в сельских регионах привели к усугублению демографической ситуации (табл. 1). Сокращение численности сельского населения наблюдается в 75 регионах Российской Федерации. Это обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Наблюдается сокращение продолжительности населения, продолжает расти смертность сельского населения во всех возрастных группах (табл. 2).

Во многих регионах сельские жители лишены элементарных условий жизнедеятельности, ветшают основные фонды социальной сферы, ее материально-техническая оснащенность не выдерживает никакой критики. В сельских местностях закрываются дома культуры, не работает сфера бытового обслуживания. Прекращено регулярное автобусное сообщение почти в 40 тыс. сельских населенных пунктов, а у 34% сел и деревень отсутствуют подъездные автодороги, соединяющие их сетью дорог общего пользования (табл. 3).

Такая картина не повсеместна — имеются регионы, где человеческому фактору уделяют серьезное внимание. К ним относятся такие субъек-

Таблица 1

Основные демографические показатели России (на 1 января)

1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 2003 г. 2004 г.

Численность населения всего, млн чел. 146,7 146,3 145,6 144,8 145,4 145,0 144,2

— городское 107,1 106,8 106,1 105,6 106,5 106,3 105,8

— сельское 39,6 39,5 39,5 39,2 38,9 38,7 38,4

Таблица 2

Сравнительная демографическая ситуация в городе и на селе (2003 г.)

Основные показатели Село Город Село в % к городу

Число родившихся на 1 тыс. чел. 10,4 9,5 109,5

Число умерших на 1 тыс. чел. 18,2 15,6 116,7

Коэффициент смертности от всех причин на 100 тыс. чел. 1 816,5 15 559,4 116,5

Смертность от самоубийств на 100 тыс. чел. 55,0 32,7 168

Коэффициент естественной убыли населения на 1 тыс. чел. -7,8 -6,1 127,9

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет 63,4 65,3 97,1

Таблица 3

Сравнительная обеспеченность городского и сельского населения услугами (2003 г.)

Основные показатели Село Город Село в % к городу

Учреждения социальной сферы

Обеспечение населения:

-врачебными больничными койками, в расчете на 10 тыс. населения 57,9 131,1 44,2

-врачебными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, посещений в смену, в расчете на 10 тыс. населения 129,9 287,0 45,3

-средним медицинским персоналом, в расчете на 10 тыс. населения 13,3 59,3 22,4

-учреждениями клубного типа, мест, в расчете на 1 тыс. населения 206,9 20,8 в 9,9 раз

-общеобразовательными учреждениями, удельный вес учащихся, занимающихся в 1-ую смену, % 83,1 38,8 в 2,1 раза

-дошкольными учреждениями, мест на 1 тыс. детей в возрасте 1-6 лет 584 734 79,5

Охват детей в возрасте 1-6 лет дошкольными учреждениями, % 36,4 64,8 56,2

Инженерное обустройство

Удельный вес площади жилищного фонда, % оборудованной:

-водопроводом 40 87 4,6

-канализацией 31 85 36,5

-центральным отоплением 40 88 45,4

-ваннами 24 80 30,0

-газом 74 69 107,2

-горячим водоснабжением 19 77 24,7

-напольными электроплитами 3 22 13,6

Обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами, на 100 человек 9,1 22,9 39,7

ты РФ, как Чувашская и Удмуртская республики, Белгородская обл., Республика Мордовия и др.

Наше государство должно признать, что сельская местность является подсистемой всего общества, которая удовлетворяет не только потребности горожан в продовольствии, а промышленности в сырье, но и выполняет народнохозяйственные функции. Село обеспечивает экологическое равновесие на всей территории России, создает условия для отдыха горожан, пополняет города рабочей силой, является носителем духовных ценностей.

Острота социальных задач для разных стран зависит от исходных условий: степени гуманизации отношений в обществе и объема ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение нужд населения; степени развития различных видов потребностей и уровня осознанности их населением; национально-культурных традиций, мер сбалансированности потребностей и возможностей их удовлетворения, степени дифференциации условий жизни различных групп и категорий населения страны; наличия примера других стран с иным уровнем и структурой потребления, быстроты изменений в жизни населения, определяющих возможность его адаптации к новым условиям; интенсивности социальной и территориальной мобильности населения, принятых в обществе способов решения социальных проблем. Острота социальных задач является источником и движущей силой политических событий. Всякая

переориентация в политических и экономических вопросах оказывается тесно связанной с социальными проблемами.

Отличие аграрного сектора от других — это наличие в его составе относительно самостоятельной демографической, трудовой, поселенческой базы, социальной инфраструктуры. Ни одна другая многоотраслевая система не связана так с социальной сферой территории, как аграрная. В свою очередь ее социальное благополучие определяет экономическое положение аграрного сектора экономики, который вместе с государством финансирует основные социальные запросы сельского населения.

Аграрный сектор экономики выполняет в обществе следующие функции: производственную — поставка продовольствия и сельскохозяйственного сырья, дешевой рабочей силы, кредитных ресурсов; культурную — создание и охрана духовных ценностей, сохранение национальных, культурных традиций; экологическую — поддержание экологического равновесия в агробиоценозах, содействие сохранению природных и культурных ландшафтов; рекреационную — отдых, оздоровление; общественного контроля над территорией.

Значение этих функций неизмеримо возрастает, и общество должно создать условия для их реализации. Социальная эффективность агропромышленного комплекса проявляется в создании необходимых предпосылок для обеспечения

нормальных условий работников каждой сферы, отраслей и производств. Она характеризуется снижением травматизма на производстве, снижением заболеваемости работников, улучшением использования трудовых ресурсов в целом. На предприятиях и в отраслях, входящих в агропромышленный комплекс, имеются возможности для воспроизводства кадров, улучшения социальных условий труда и отдыха, строительства объектов социально-культурного назначения.

Социальная инфраструктура села имеет свои особенности, которые отражают специфику сельскохозяйственного производства. Отрасли социальной инфраструктуры не создают конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для всех этапов ее производства. Подразделения социальной инфраструктуры активно участвуют в воспроизводстве рабочей силы, обеспечивают охрану здоровья, нормальные условия труда, повышение квалификации, удовлетворение коммунально-бытовых потребностей работников сельскохозяйственного производства и членов их семей. Уровень обеспеченности села объектами социальной инфраструктуры, размеры доходов решающим образом влияют на закрепление в сельском хозяйстве квалифицированных кадров.

В состав социальной инфраструктуры входят: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования и науки; подготовка и переподготовка кадров; жилищно-коммунальное и бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание; общественный транспорт, связь, информационная служба; службы охраны труда и соблюдение мер безопасности и др.

Объекты социальной инфраструктуры подразделяются на две группы:

• объекты, которые располагаются на территории сельскохозяйственных предприятий и предназначены для обслуживания производства (бытовые — раздевалки, бани, душевые; общественного питания — кухни, столовые, буфеты; культуры и отдыха — комнаты отдыха, уголки; здравоохранения — профилактории; противопожарной безопасности и др.) — финансируются за счет сельскохозяйственных предприятий;

• объекты, которые создают условия для нормальной жизни людей за пределами производственных объектов в нерабочее время: жилищно-коммунальное хозяйство, объекты бытового обслуживания, учреждения здравоохранения, школы, дома культуры, клубы, торговые предприятия и др.

Объекты социальной инфраструктуры на селе, как правило, рассредоточены по террито-

рии хозяйства, что затрудняет эффективное их использование. Сезонный характер производства в сельском хозяйстве накладывает свой отпечаток на работу подразделений и служб социальной инфраструктуры.

Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на эффективность производства, так как улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способствуют росту производительности труда. Создание и рациональное функционирование объектов социальной инфраструктуры до последнего времени зависели от уровня экономики сельскохозяйственных предприятий, на территории которых они располагались. На формирование подразделений социальной инфраструктуры хозяйства выделяли необходимые материально-денежные и трудовые ресурсы.

Как отмечает Л.В. Бондаренко1, в основу современной государственной политики в области реформирования социальной сферы положены следующие основные принципы:

• ослабление функций государства в реализации конституционных прав граждан на образование, медицинскую помощь, услуги культуры, жилище;

• перенесение центра тяжести в бюджетном финансировании социально-культурных отраслей с федерального на региональный уровень;

• расширение платности образования, здравоохранения, учреждений культуры, переход к самоокупаемости жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;

• структурная перестройка форм собственности в социально-культурных отраслях в пользу частного сектора.

В связи с коренным изменением основополагающих принципов функционирования экономики страны (смена форм собственности, либерализация цен и внешней торговли, изменение роли государства и др.) возникла новая группа социально-экономических процессов, которые наложились на ранее существовавшие.

Социальный комплекс входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, преобладающим в обществе.

К числу важнейших функций социальной сферы относят2:

• социальную функцию (развитие человеческой общности);

1 Бондаренко Л.В. Структурная перестройка социальной сферы села // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. — 1998. — № 12. — С. 46—48.

2 Там же.

Комплексы социальной инфраструктуры села

С 7. Дорожно транспортный

• экономическую (распределение и потребление жизненных средств);

• социализацию (передача исторического опыта, традиций);

• коммуникативную (передача информации и энергии);

• гуманистическую (обеспечение достойного образа жизни);

• воспитательную (определяет поведение индивида в обществе);

• гедонистическую (гармоничное существование). Н.Н. Некрасов3 характеризует социальную

инфраструктуру как комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения.

Л.П. Кураков и В.Н. Викторов4 сводят емкое понятие социальной сферы к совокупности отраслей социально-культурного комплекса, что является достаточно распространенным явлением.

Многие научные работы, посвященные проблемам развития социальной инфраструктуры, отличает одно — отсутствие четких определений предметно-объектной области исследования, смешений исходных понятий (социальная сфера, социальная инфраструктура и т.д.).

3 Некрасов Н.Н. Региональная экономика. — М., 1978. — С. 41.

4 Кураков Л.П, Виктров В.Н. Роль и значение социальной сферы в региональном развитии // Основы экономической теории. Кн. 2. - Чебоксары, 1997. - С. 178-197.

Под социальной инфраструктурой понимается система организаций, обеспечивающих на территории региона условия воспроизводства рабочей силы, социальной защиты населения, сохранение и развитие демографического, трудового и духовного потенциала общества.

Аграрный сектор экономики России имеет в своем составе огромную социальную инфраструктуру, качество которой определяет экономическое положение аграрного сектора экономики.

На уровень развития сельской социальной инфраструктуры оказывают влияние факторы, которые могут быть разделены на две группы: факторы, определяющие потребности населения, и факторы, определяющие возможности удовлетворения потребностей населения в услугах организаций социальной инфраструктуры.

В свою очередь развитие социальной инфраструктуры приводит к определенным социальным и экономическим последствиям.

Сельская социальная инфраструктура имеет отличительные черты, обусловленные особенностями сельского расселения, сельскохозяйственного производства. По характеру выполняемых функций объекты социальной инфраструктуры села традиционно подразделяются на 11 крупных групп — комплексов (см. рисунок).

Рисунок позволяет раскрыть структуру комплексов сельской социальной инфраструктуры,

Таблица 4

Классификация объектов социальной инфраструктуры села по формам собственности

Наименование комплекса Государственная или муниципальная Коммерческая или частная Некоммерческая

1. Жилищно-коммунальный + + -

2. Здравоохранение + + -

3. Образование (детские дошкольные учреждения) + + -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Культурно-спортивный + + -

5. Энергетический комплекс и связь + + -

6. Торговый + + -

7. Бытовой + + -

8. Структуры рынка, социального обеспечения и социальной защиты + + +

9. Производственно-бытовой + + +

10. Дорожно-транспортный + + -

11. Обслуживание крестьянских подворий + + -

12. Финансово-правовой + + -

13. Административно-общественный + - +

14. Религиозно-культовый - - +

15. Информационный + + +

16. Безопасности жизнедеятельности + + -

которые имеют отличительные черты, обусловленные особенностями сельского расселения, сельскохозяйственного производства.

Встречаются разные мнения относительно структуры социальной инфраструктуры села. Например, С.П. Салмин в своей работе «Методология оптимизации структуры управленческих информационных комплексов субъектов хозяйствования» в состав социальной инфраструктуры относит 14 элементов. Кроме перечисленных элементов (см. рисунок) он включает сюда еще такие элементы, как здравоохранение и образование5.

Отрасли социальной инфраструктуры не создают конечной продукции, но они обеспечивают предпосылки для всех этапов ее производства. Подразделения социальной инфраструктуры активно участвуют в воспроизводстве рабочей силы, обеспечивают охрану здоровья, нормальные условия труда, повышение квалификации, удовлетворение коммунально-бытовых потребностей работников сельскохозяйственного производства и членов их семей. Уровень обеспеченности села объектами социальной инфраструктуры, размеры доходов решающим образом влияют на закрепление в сельском хозяйстве квалифицированных кадров.

Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на эффективность производства, так как улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способс-

5 Салмин С.П. Методология оптимизации структуры управленческих информационных комплексов субъектов хозяйствования: Дис. канд. экон. наук. — М.

твуют росту производительности труда. Создание и рациональное функционирование объектов социальной инфраструктуры до последнего времени зависело от уровня экономики сельскохозяйственных предприятий, на территории которых они располагались. На уровень развития сельской местности оказывают влияние факторы, которые могут быть разделены на две группы:

• факторы, определяющие потребности населения (численность и состав населения по возрасту, полу и образованию; структура семей и домохозяйств по числу занятых, иждивенцев и безработных; уровень благосостояния населения; уровень экономической активности населения; культурные нормы и традиции, стиль жизни; состояние окружающей среды; природно-климатические условия проживания; условия труда; научно-технический прогресс; уровень цен и тарифов);

• факторы, определяющие возможности удовлетворения потребностей населения в услугах организации социальной инфраструктуры (степень участия государства в решении социальных проблем; степень участия предприятий в развитии социальной инфраструктуры; уровень развития сельскохозяйственного производства; финансовое положение сельскохозяйственных предприятий; уровень развития строительной и материально-технической базы и жилищно-гражданского строительства; характер расселения населения, доступность транспортных коммуникаций; уровень развития нормативно-правовой, организационно-

управленческой, научно-методической базы; уровень развития рыночной инфраструктуры; состояние материально-технической базы социальной инфраструктуры; кадровый потенциал социальной инфраструктуры). В свою очередь развитие социальной инфраструктуры приводит к определенным социальным, социально-экономическим и экономическим последствиям в виде улучшения качества жизни; повышения производительности труда; увеличения занятости населения; снижения социальной напряженности; увеличения социальных выплат, уменьшения асоциального поведения.

Рассмотрим современное состояние социальной инфраструктуры в разрезе форм собственности и классификации объектов (табл. 4).

Социальная инфраструктура села в условиях коммерциализации — это сложное структурное образование, включающее в себя три сектора с различными формами собственности. Социально значимый характер услуг, предоставляемых социальной инфраструктурой, вызывает необходимость обеспечения доступа к их потреблению самым широким слоям населения и обязывает государство принимать меры прямого и косвенного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру.

В российской экономике в настоящее время государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий, на государственных предприятиях работают 38% всех занятых в народном хозяйстве, государственный сектор производит около 35% всей продукции. Это существенное сокращение по сравнению с началом 1990-х гг., когда в государственном секторе производилось более 90% валового внутреннего продукта страны.

Современная социально-экономическая ситуация сформировалась следующим образом. Инф-

ляция и диспаритет цен на сельскохозяйственную и производственную продукцию привели к дифференциации доходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий и, как следствие — к разрыву в доходах работников промышленности и сельского хозяйства. Кризис в экономике в целом, и в сельском хозяйстве в частности, вызвал растущий дефицит бюджета и сужение финансовых возможностей государства и предприятий в решении социальных проблем села. Усилился неэквивалентный товарный обмен между городом и деревней, занижение доли сельского населения в расходах общества на социальные нужды. Из-за слабой экономической и социальной активности населения в деревне низок уровень профсоюзной работы, слабо развиты институты самоуправления. Вместо сближения уровней жизни городского и сельского населения стал усиливаться их разрыв.

Таким образом, под социальной инфраструктурой понимается система организаций, обеспечивающих на территории региона условия воспроизводства рабочей силы, социализации и социальной защиты населения, сохранение и развитие демографического, трудового и духовного потенциала общества. Важнейшим условием эффективности сельской социальной инфраструктуры является сочетаемость, комплексность размещения ее объектов на территории сельских муниципальных образований. Структуру социальных объектов следует рассматривать как необходимое средство жизнеобеспечения сельских жителей, реалиями жизни которых является относительная ограниченность пространственной мобильности и возможности потребления социальных услуг за пределами муниципального образования, что связано с неравномерностью производственной нагрузки сельского населения в течение года, большим удельным весом пожилых людей в составе населения, относительно невысоким уровнем доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.