решает проблемы, возникающие у различных категорий семей. В сложившихся экономических и политических условиях значение оказания социальной поддержки семье существенно возросло.
Под взаимодействием государственных учреждений и неправительственных организаций в социальной поддержке семьи мы понимаем единый процесс совместного целенаправленного взаимовыгодного сотрудничества государственных учреждений и неправительственных организаций с целью воздействия на семью, направленного на стабилизацию ее ослабленного положения, в случаях, когда семья самостоятельно не в силах справиться с ситуацией, объективно нарушающей ее жизнедеятельность, а также в условиях социальных рисков, в соответствии с законодательством.
Конкретным способом совместных действий органов государственной власти и неправительственных организаций, направленным на достижение целей взаимодействия является форма взаимодействия. Анализ опыта практической деятельности показал, что наиболее распространенными формами взаимодействия государственного и неправительственного секторов в социальной поддержке семьи являются:
1) информационный обмен;
2) методическая, консультативная, организационная помощь;
3) организация и проведение совместных мероприятий, совещаний, «круглых столов», конференций, семинаров, смотров, конкурсов;
4) реализация общественно значимых программ и проектов посредством предоставления государством субсидий и субвенций НПО;
5) проведение общественной экспертизы, осуществление общественного контроля, экспертной и аналитической деятельности;
6) функционирование общественных палат, межсекторных комиссий, координационных, наблюдательных и др. советов;
7) размещение социального заказа;
8) предоставление социально ориентированным неправительственным организациям помещений, иного имущества, находящегося в государственной собственности, в пользование на льготных условиях, а также льгот по уплате аренды за землю, иные объекты недвижимости;
9) предоставление льгот по уплате налогов и сборов;
10) заключение договоров и соглашений.
Таким образом, комплексное применение форм взаимодействия государственных учреждений и неправительственных организаций в социальной поддержке семьи позволяет объединить силы, средства, технические и другие возможности каждого из секторов, консолидировать усилия сторон в целях достижения эффективных результатов в осуществлении социальноэкономической политики, что обеспечивает повышение качества и уровня жизни различных категорий семей.
Литература
1. Ищанова Б.Т. Социальная поддержка семьи: профилактика / коррекция иждивенческих позиций // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 6 (43). - С. 122-127.
2. Ищанова Б.Т., Мустаева Ф.А. Взаимодействие институтов общества в социальной поддержке семьи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 9 (17). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/9/ishchanova.pdf
3. Ищанова Б. Т. Социальная поддержка семьи на муниципальном уровне: проблемы межсекторного взаимодействия // Дискуссия. - 2013. - № 9 (39). - С. 138-141.
4. Мустаева Ф.А. Государственная поддержка семьи в Челябинской области (по материалам социологического исследования) // Социальная политика и социология. - 2008. - № 6 (42). - С. 39-45.
5. Супруненко Г.А. Деятельность неправительственных организаций по социальной поддержке населения: учеб. пособие. -Магнитогорск: МаГУ, 2009. - 96 с.
Масалимов Р.Н
Кандидат исторических наук, доцент, Бирский филиал, Башкирского государственного университета СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ФОКУСЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Аннотация
В статье исследуются социально-экономические проблемы молодежи сельской местности Республики Башкортостан. Сельская молодежь в условиях экстрима выступает как точный индикатор проблем в общественной жизни, прежде всего, развития аграрной сферы сельских территорий. Предлагается использовать различные методы для исследования проблематики жизненных интересов молодежи сельских территорий. На основе проведенного социологического мониторинга сформирован комплекс проблем, возникающих среди студенческой молодежи - выходцев из сельской местности республики. По результатам исследования выделены основные жизненные цели молодежи сельских территорий на материалах анкетирования студентов вуза педагогического профиля.
Ключевые слова. Аграрная сфера, сельские территории, сельская молодежь, проблемы молодежи, жизненные цели, экстремальная антропология.
Riyaz N. Masalimov
Candidate of History, Docent, Birsk Branch of Bashkir State University THE RURAL YOUTH ON THE FOCUS OF EXTREME ANTHROPOLOGY
Abstract
The article deals with social and economic problems of youth of rural territories of the Republic of Bashkortostan. The rural youth acts as the exact indicator of problems in the social sphere under extremity, and, first of all, in the agrarian sphere of rural territories of the region. Methodical approaches to the solution of social and economic problems of rural youth are specified. Various methods for research of a perspective of vital interests of youth of rural territories are offered. On the basis of the carried-out sociological monitoring the complex of the problems arising among students - natives of rural areas of the Republic is created. By results of research the main vital objectives of youth of rural territories on materials of questioning of students of higher education institution of a pedagogical profile are allocated.
Keywords: agrarian sphere, young country-men and young country-women, rural territories, youth problems, vital interests of youth, the extreme anthropology.
В условиях динамичных социальных и экономических изменений в современном обществе, ускорения процессов модернизации и глобализации чрезвычайно остро встают проблемы воспитания, образования, адаптации детей, подростков и молодежи сельских территорий. Как справедливо отмечают современные исследователи, «молодёжь села как социальная группа фактически не имеет сформировавшегося социального положения, статуса» [1, с. 58]. В данном случае может рассматриваться некий детско-юношеско-молодежный субстрат населения сельских территорий, общая ценностная группа сельских молодых жителей, отражающих уровень развития всего современного молодого поколения страны со всеми его чертами и проблемами. Важно подчеркнуть, что среди всех категорий населения сельских территорий особенно ярко проявляются социальные и
35
психологические проблемы именно молодого поколения людей. Сельская молодёжь является фактически носительницей множества комплексов, над которыми приходится трудиться психологам, педагогам и медикам.
Следует обратить внимание также на тот факт, что современная социально-демографическая структура сельского населения претерпела беспрецедентную трансформацию. Поэтому при рассмотрении социальной структуры и проблем сельской молодежи необходимо точно выявлять и более адекватно прогнозировать перспективы половозрастной структуры в каждом поселении, в каждом сельском муниципальном районе, в каждом регионе.
В 2009-2011 гг. группой аспирантов и молодых ученых под руководством к.э.н., доцента Бирского филиала БашГУ Е.В. Стовбы и к.и.н., доцента Р.Н. Масалимова проведены социологические исследования среди молодёжи сельских территорий Республики Башкортостан. Территорией исследования стала Северо-западная лесостепная зона РБ, точнее 17 районов этой зоны и учебные заведения четырёх городов — Бирска, Дюртюлей, Нефтекамска и Янаула в период 1999-2010 гг. Для удобства подсчётов, были розданы по 100 анкет на каждый район и город — всего 2 100. Были получено с ответами 1807 анкет к концу 2011 г. Из них обработаны всего 1500 анкет. Наши исследования построены на основе этих данных. Обработка анкетных данных продолжается
[4].
При проведении исследования учитывалась не только молодежная специфика респондентов, но и особенности места их проживания (конкретного географического положения и территории сельского поселения), социокультурные и экономические характеристики, которые выделяют её из общего массива населения сельских территорий. К данным характеристикам относятся, прежде всего, психофизиологические и ментальные свойства: мобильность, динамичность, работоспособность, способность к адаптации к меняющимся условиям, здоровье, оптимизм и обучаемость. Также учитывался тот факт, что молодые работники могут освоить смежные специальности быстрее своих старших коллег и на повышение своей квалификации тратят гораздо меньше времени.
При обработке данных анкетирования тщательно исследовались возможные отклонения (вариации) от сущности конкретной формулировки задаваемых вопросов, вероятное скрытие собственного мнения, возможные стереотипы и установки, сформировавшиеся у молодых людей под влиянием родителей и внешнего окружения.
Безусловно, что наличие определенных целевых установок, формирование своего жизненного кредо помогает сельской молодежи лучше ориентироваться в настоящей социально-экономической конъюнктуре и найти своё место в современном обществе. Отсутствие четко сформулированных жизненных целей большей части сельской молодежи показывает ее явное непонимание своей социальной роли и статуса в социуме и определяет ее социальную дезориентацию в обществе. Данный тезис также учитывался при проведении социологических опросов, представлен соответствующим выбором вариантов ответов и позволяет выделить жизненно важные цели сельской молодежи (См.: табл. 1).
Таблица 1. Результаты социологических опросов по формированию жизненных целей молодежи сельских территорий __________________________________Северной лесостепной зоны РБ (в %)_____________________________________
Жизненные цели Группировка по всей выборке в том числе
по статусу обучения по полу
Учащиеся студенты юноши девушки
Высокие доходы, материальное благополучие 19,0 17,5 20,5 18,5 22,5
Интересная работа, дело по душе 16,6 14,5 18,3 20,1 16,5
Хорошие отношения в семье 14,0 12,5 15,5 15,0 16,0
Верные и интересные друзья 12,2 12,0 12,4 11,1 13,7
Положительное отношение к религии 8,5 7,4 8,6 7,5 9,7
Представленные табличные результаты показывают, что наиболее приоритетными целями опрашиваемой сельской молодежи являются: достижение высоких доходов, состояние материального благополучия, выбор интересной работы (дело по душе). Важное значение для социального поведения и статуса молодых людей имеют хорошие отношения в семье и отношения с друзьями. Примечательно, что положительное отношение к религии не является социально значимым для молодого поколения -данный ответ отметили всего 8,5% опрошенных респондентов, в том числе 8,6% студентов и 7,4% учащихся. Примечательно, что с учетом гендерной специфики опрошенных респондентов выборы ответов учащейся молодежи, проживающих в сельской местности, практически совпадают, притом, что у сельских студентов гендерная специфика ответов проявляется значительно.
Безусловно, сельская молодёжь является своеобразным скрытым ресурсом развития аграрной сферы. Однако необходимо отметить, что на республиканском сельском рынке труда наблюдается значительный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. За период с 2006 по 2010 годы численность населения моложе трудоспособного возраста в республике уменьшилась на 7 % или на 23 тысячи человек. При этом численность экономически активного населения в аграрном секторе региона за последние пять лет сократилась на 11 % [2; 3].
Высокий уровень безработицы в отраслях сельского хозяйства обусловлен низкой заработной платой и условиями труда в данной отрасли. Возникает парадоксальная ситуация, когда при наличии высокого уровня безработицы в сельской местности агроорганизации испытывают потребность в специалистах и квалифицированных рабочих, особенно среди молодежи. В то же время рост численности квалифицированных рабочих кадров, дефицит которых сельское хозяйство испытывает в наибольшей мере, будет способствовать повышению темпов модернизации отрасли.
Крайне негативная реакция большей части опрашиваемой сельской молодёжи на определённые виды сельскохозяйственного труда объясняется, прежде всего, плохими условиями его организации в сельской местности. Необходимо отметить, что во всех возрастных группах молодых людей по-разному проявляется отношение к экономическим реформам, реализуемым применительно к аграрной сфере, к сельскохозяйственному труду и к специфическим аспектам трудовой деятельности, к оценке своего труда и труда окружающих.
Основные проблемы сельской молодежи - это жилье для молодых семей, организация молодежного досуга, молодежная занятость и безработица, проблемы образования. Проблема жилья для молодежи - это, прежде всего, проблема закрепления и привлечения молодых специалистов в сельские территории. Результаты наших собственных исследований показывают, что большинство сельской молодежи не удовлетворены именно плохими жилищными условиями, между прочим, это касается и молодежи малых городов. 36
36
Таблица 2 Отношение молодежи сельских территорий и малых городов РБ к условиям сельской жизни (в %)
Муниципальные районы и города Положительно Отрицательно
Аскинский 41 34
Бакалинский 33 29
Балтачевский 38 40
Бирский 52 30
Благовещенский 44 31
Бураевский 37 33
Дюртюлинский 31 35
Илишевский 55 24
Калтасинский 28 33
Караидельский 40 36
Краснокамский 37 39
Кушнаренковский 29 33
Мишкинский 48 29
Т атышлинский 51 22
Чекмагушевский 42 31
Шаранский 40 34
Янаульский 27 41
г. Бирск 29 40
г. Дюртюли 32 29
г. Нефтекамск 23 42
г. Янаул 25 39
Данные из таб. 2 показывают, что молодежь сельских районов настроена более положительно, можно сказать, терпимее, к условиям жизни на селе. Но учащаяся, в данном случае студенческая, молодежь малых городов показывает больше отрицательного отношения к сельскому бытию. Это, кстати, совпадает с данными опроса, хотят ли студенты, приехавшие учиться из села, после окончания учебы обратно ехать на сельскую местность (положительный ответ - около 25 %) [5, с. 53].
Сельский житель и крестьянский труд стали главными показателями масштабов и остроты того кризиса, которые переживает наша экономика, более того, общество в целом. Человек в центре сельскохозяйственного производства становится весьма ценным в самом его ответственном этапе - начале уборки урожая. Именно в этот период от аграриев требуется максимальная концентрация организационных, финансовых, технических и человеческих ресурсов. Человек и производство, человек и климат, человек и природные условия - всё это воедино связано на наших географических широтах, где ведение аграрного хозяйства требует от человека практически экстремальных усилий.
В социокультурном, если взять шире, в философском, анализе проблемы социализации личности и системы подготовки человека к аграрному труду необходимо обратиться к такому инновационному, но практически неподъёмному философскому проекту - так называемой “экстремальной антропологии”. Данный проект призван исследовать формы существования, приближающиеся к пределу человеческого и даже переходящего его - проникающие на территории ”демонического”, “звериного”, “машинного”. Очевидно, что крах философской антропологии (социологии, в широком смысле этого понятия) связан с поисками универсальной модели человека и универсального метода исследования. Многие из нынешних исследователей стремятся найти для каждой формы жизни свой метод анализа, определить механизмы и исходы формирования и преобразования личности человека. Мы также пытаемся определить техники противостояния или преодоления экстремальным формам жизни. Возможно, некоторые из нечеловеческих форм могут быть весьма полезными, так как удержание на пределе человеческого сопряжено с энергетическим взрывом.
Современная антропология вынуждена учитывать возросшую в наше время экстремальность в обществе. Она ныне рассматривается так или иначе, так как необычайное увеличение производительных сил, опиравшихся на новейшие научнотехнические открытия и изобретения и одновременно резкое возрастание опасности, которое сопровождалось их внедрение для естественной природной и искусственной социальной среды обитания человека, стало неопровержимым фактом бытия. Пагубные, зачастую откровенно разрушительные следствия этого внедрения, дававшие о себе знать серией масштабных техногенных катастроф и крупных аварий, заставляли задумываться над вопросом о совместимости созидательного потенциала научнотехнического прогресса с исходящей от него угрозой, а то и прямым ущербом, о тех силах, посредством которых людям предстоит разрешить это серьёзное противоречие. В результате напрашивается вывод не только о теоретической актуальности проблемы “экстремальной антропологии”, но и пересмотре взглядов на место и роль данного фактора в структуре жизнедеятельности современного общества и человека.
Экстрим современного бытия, риск экзистенции человека кажутся всего лишь деталью, частностью на фоне всех этих теоретических проблем, традиционно относящихся к ведению социальной философии, а не экономики. Однако в ходе размышлений накапливаются аргументы в пользу мнения, что их исследование способно приблизить нас к познанию предметов не только сокровенных, но и необычайно значимых для человека современного мира, что познание риска служит своего рода ключом к их пониманию.
Поскольку риском пронизаны буквально все стороны существования людей, их сознание, поведение и деятельность, формирование обобщённого образа данного явления представляло собой довольно сложную задачу. Его целостный образ как бы растворялся в массе отличающихся друг от друга конкретных форм. Наконец, трудности выработки концептуального подхода к проблеме “экстремальной антропологии” коренились и в том, что в рисковых усилиях человек реализовывал двойственность своего существа. Он думал и действовал, побуждаемый силами, заложенными в нём природой и сформированными историей. При этом именно в “экстриме” единение, концентрация и мобилизация природно-биологических и социально-исторических качеств достигали наивысшего предела. Порой и не разберёшь, каким из них принадлежит пальма первенства в соответствующей мотивации.
Именно всё это напрямую относится к человеку аграрного труда. Сельский труженик, занятый экстремальным трудом, не может не действовать рационально и в соответствии с природой и климатом. В современной модели аграрного работника также существует три уровня принятия любого решения, которые можно условно изобразить в виде иерархии: биологические инстинкты - культура - сознательный выбор.
Как известно, любое решение, которое принимает человек, формируется тремя уровнями - биологическим, культурным (социальным) и научным (теоретическим). Биологический и культурный уровни выполняют похожие функции. С одной стороны,
37
они устанавливают цели, которые преследуются с помощью сознательного выбора. С другой стороны, они устанавливают ограничения на определённые типы поступков, которые человек не должен совершать, или наоборот - предписывают жёстко заданные модели поведения в определённых ситуациях.
Подобная модель человека крестьянского труда могла быть сформулирована и раньше и в такой постановке не представляет особой новизны. Новое заключается в том, что биологический и культурный уровни тоже можно рассматривать как результат рационального выбора, который осуществляется в более длительной перспективе. Это означает, что всё содержимое указанной иерархии может стать областью единой теории, а не отдельных, не связанных друг с другом социальных дисциплин.
Принципиальным отличием новой модели рационального выбора является главная цель деятельности человека. Если в традиционной модели этой целью была максимизация полезности, то в новой модели максимизация представляет собой в лучшем случае одну из подзадач, а единственная конечная цель деятельности - выживание. Соответственно всё, что увеличивает шансы на выживание, считается в новой модели сельхозработника рациональным выбором, и наоборот. Молодость как определённая фаза, как этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, а также связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют естественно-культурно-историческую природу и зависят от географическо-климатических условий, социального строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.
Литература
1. Зиятдинова Ф.Г., Кучаева Е.И. Российское село в рыночных условиях. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2008. - 199 с.
2. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Республики Башкортостан: статистический сборник / Башкортостанстат. - Уфа, 2011. - 176 с.
3. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н. Исследование социально-экономических проблем молодёжи сельских территорий региона (на примере Республики Башкортостан) // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: www.science-education.ru/106-7619.
4. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н. Социальные и психологические проблемы молодых жителей сельских территорий Республики Башкортостан // Проблемы функционирования и развития территориальных систем: Материалы V Всероссийской научнопрактической intemet-конференции. - Часть II. - Уфа, 2011. - С. 152-158.
5. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Проблемы сельской молодежи в условиях модернизации экономики // Современный научный вестник. - 2013. - № 44. - Серия: Экономические науки. - С. 47-57.
Шушарина Г.А.
Доцент, кандидат филологических наук, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые существующие в современной науке теоретические положения по вопросу категории пространства. Региональная идентичность анализируется как фундаментальное подпространство внутри целостной сферы коллективной идентичности.
Ключевые слова: пространство, региональная идентичность, топос.
Shusharina G.A.
Associate professor, PhD in Philology, Komsomolsk-on-Amur State Technical University REGIONAL IDENTITY SPACE
Abstract
The article considers some theoretical ideas about the category "space " that exist in modern science. Regional identity in the given research is understood as subspace within the sphere of collective identity.
Keywords: space, regional identity, topos
В настоящее время термин «пространство» активно употребляется в работах представителей разных наук, в частности, культурологии, лингвистики, социологии, педагогики и т.д. Популярность этого термина можно объяснить тем, что пространство -одна из первых реалий бытия, которая воспринимается и дифференцируется человеком. «Оно организуется вокруг человека, ставящего себя в центр макро- и микрокосмоса» [3,126 - 134]. Строя мир по образу своему и подобию своему, люди оценивают его зоны.
Необходимо отметить, что человек одновременно является биологическим индивидом и социальным агентом [термин П. Бурдье]. Как биологический вид человек существует в определенном физическом пространстве, т.е. занимает одно место и не может одновременно находиться в нескольких местах. Место, или topos, может быть определено как «то, где находится агент или предмет, где он существует, короче, как «локализация»» [2, 49]. Таким образом, физическое пространство определяется по внешним сторонам образующих его частей.
Будучи социальным агентом, человек помещен в социальное пространство, где он занимает те или иные социальные позиции. Социальное пространство, по мнению Бурдье, представляет собой совокупность социальных агентов, наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами [2].
Физическое и социальное пространство взаимосвязаны, поскольку физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии. Социальное пространство -абстрактное пространство, конституированное ансамблем подпространств или полей [2, 53]. Одним из таких подпространств можно считать региональную идентичность. Идентичность объективно определяется как размещение в определённом мире, и может быть усвоена наряду с этим миром.
Региональная идентичность обобщенно характеризуется как фундаментальное подпространство внутри целостной сферы коллективной идентичности.
Региональная идентичность является симбиозом физического и социального пространств. Как физическое пространство - это место жительства человека, его реальный топос, его малая родина. С другой стороны, физическое пространство региональной идентичности дает право человеку воспринимать и оценивать свой реальный топос, т.е. по мнению Бурдье, занимать определённые социальные позиции. Региональный житель, с одной стороны, замечает и осознает то, чем можно гордиться в своем регионе, с другой стороны критические его оценивать по отношению к другим регионам. Те, кто родился и живет в региональном городе, противопоставляются тем, кто родился и живет в столице, но они противопоставляются также, другим образом, тем, кто, родился и живет в деревне. Различия функционируют как знаки и как знаки отличия даже без стремления отличаться [2, 77].
По мнению Л.Б. Лебедевой, в своих отношениях с пространством человеку требуется две психологические опоры. Во-первых, субъект сознания - Я, «всегда помещающий себя в центре идеального пространства» [5, 93], во-вторых, противостоящая субъекту граница, или границы, которые замыкают пространство вокруг субъекта. Границы пространства для субъекта могут определяться возможностями чувственного восприятия (зрительного, слухового и тактильного). Кроме того, границы обозначаются в процессе деятельности, направленной на освоение пространства или за счет памяти и воображения. В любом случае представление о 38
38