Научная статья на тему 'Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества'

Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ПЛАНИРОВКА / ПОГОСТ С ДЕРЕВНЯМИ / ДЕРЕВЯННЫЙ ХРАМ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОНЕЖСКОЕ ПОМОРЬЕ / РУССКИЙ СЕВЕР / АРКТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жигальцова Татьяна Валентиновна

Предметом исследования является историческое поселение Ворзогоры, расположенное в Онежском районе Архангельской области. Село Ворзогоры имеет большое количество культовых памятников регионального значения: зимняя Введенская церковь, летняя Никольская церковь, колокольня, церковь Зосимы и Савватия. В качестве объекта рассмотрена структура пространственной организации поселения как отражение мировосприятия жителей побережья Белого моря. В 2018 году в рамках проекта «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)» была осуществлена экспедиция «Историческое поселение Ворзогоры («погост с деревнями»)». Это поселение территориально относится одновременно к типичным сельским поселениям на Русском Севере и на Арктической территории Онежского Поморья. В ходе архитектурно-этнографического обследования села Ворзогоры (д. Кондратьевская и д. Яковлевская) было собрано 11 интервью, сделаны архитектурные обмеры жилых и хозяйственных построек. Большая часть материалов для публикации была собрана в архивах и музеях Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), Государственном архиве Архангельской Области, Кенозерском национальном парке, Онежском историко-мемориальном музее, Музее Поморского быта (с. Ворзогоры). Наряду с общенаучными методами в работе используются специальные методы — структурный, культурно-исторический, этнокультурологический. Новизна исследования заключается в освещении ранее не опубликованных архивных и полевых материалов. В результате исследования определено структурное содержание пространственной организации села Ворзогор, где «погост» определяется как градообразующая доминанта. Полученные сведения и проанализированные материалы могут быть применены в научной, преподавательской и музейной деятельностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества»

Село Ворзогоры: пространственная организация и памятники культового деревянного зодчества

Жигальцова Татьяна Валентиновна

кандидат философских наук

старший научный сотрудник ФГБУН Федерального исследовательского центра комплексного изучения

Арктики имени академика Н.П. Лаверова, Российской академии Наук.

163000, Россия, Архангельская область, г. Архангельск, ул. Набережная, 23

И [email protected]

Статья из рубрики "Архитектура и дизайн"

Аннотация.

Предметом исследования является историческое поселение Ворзогоры, расположенное в Онежском районе Архангельской области. Село Ворзогоры имеет большое количество культовых памятников регионального значения: зимняя Введенская церковь, летняя Никольская церковь, колокольня, церковь Зосимы и Савватия. В качестве объекта рассмотрена структура пространственной организации поселения как отражение мировосприятия жителей побережья Белого моря. В 2018 году в рамках проекта «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)» была осуществлена экспедиция «Историческое поселение Ворзогоры («погост с деревнями»)». Это поселение территориально относится одновременно к типичным сельским поселениям на Русском Севере и на Арктической территории Онежского Поморья. В ходе архитектурно-этнографического обследования села Ворзогоры (д. Кондратьевская и д. Яковлевская) было собрано 11 интервью, сделаны архитектурные обмеры жилых и хозяйственных построек. Большая часть материалов для публикации была собрана в архивах и музеях Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (г. Архангельск), Государственном архиве Архангельской Области, Кенозерском национальном парке, Онежском историко-мемориальном музее, Музее Поморского быта (с. Ворзогоры). Наряду с общенаучными методами в работе используются специальные методы — структурный, культурно-исторический, этнокультурологический. Новизна исследования заключается в освещении ранее не опубликованных архивных и полевых материалов. В результате исследования определено структурное содержание пространственной организации села Ворзогор, где «погост» определяется как градообразующая доминанта. Полученные сведения и проанализированные материалы могут быть применены в научной, преподавательской и муз е йной де я те льнос тя х.

Ключевые слова: традиционная культура, народная архитектура, исторические поселения, планировка, погост с деревнями, деревянный храм, культурное наследие, Онежское Поморье, Русский Север, Арктика

DOI:

10.25136/2409-8744.2018.4.27006

Дата направления в редакцию:

29-07-2018

Дата рецензирования:

29-07-2018

Исследование осуществлено при поддержке гранта РФФИ совместно с правительством Архангельской области № 18-49-290001 «Деревянный храм в контексте изучения русской традиционной культуры: синкретизм материального и духовного (по материалам Русского Севера и Арктики)».

Введение

Русский Север — неофициальное название объединенной территории Архангельской, Вологодской, Мурманской областей, севера Ленинградской области, Ненецкого Автономного Округа, Республики Карелия и Коми. Согласно Указу Президента «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» 2014 года Онежский район входит в состав Арктической зоны РФ-Ш. Таким образом, историческое поселение Ворзогоры территориально относится как к классическим сельским поселениям Русского Севера, так и к Арктической территории РФ.

Отличительной чертой Русского Севера является высокая сохранность исторических поселений, их пространственной организации, включающей в себя композиционно-видовые исторически ценные панорамы, рядовую застройку, объекты культурного наследия. На Русском Севере до настоящего времени сохранились образцы культового деревянного зодчества всех типов: «Клетские: Спасо-Преображенская, с. Ижма (1679), Рождества Пресвятой Богородицы, с. В. Золотица (1875) Приморский р.; Никольская, с. Ковда (XVII в.) Мурманская обл. Шатровые: Никольская, с. Лявля (1581); Никольская, с. Конецдворье (1704) Приморский р.; Успенская, с. Варзуга (1674), Успенская, с. Кемь (1711) Мурманская обл. Кубоватые: Вознесенская, с. Кушерека (1669); Владимирская, с. Подпорожье (1757) Онежский р. Ярусные: Андрея Первозванного, о. Большой Заяцкий, Соловки (1702), Приморский р. Многоглавые: Сретенская, с. Заостровье (XVII в.), Приморский р. и др.» Г19, с- 3641.

Село Ворзогоры расположено на вытянутом мысу Поморского берега Белого моря (Поморский берег — территория от г. Онеги до г. Кеми) в 15 км от устья реки Онеги. Особенностью расположения поселения является «изолированность»: с северной стороны поселение окружает море, с южной — болото, образовавшееся на месте морского залива. По природно-географическим признакам поселение Ворзогоры относится к «приморско-прибрежному» типу (типология архитектора Ю.С. Ушакова)» Г26

с 391. Поблизости нет плодородной пашенной земли и сенокосных угодий, качественного строевого леса. Однако месторасположение было выбрано удачно, поскольку позволяло заниматься рыболовством, добычей пушного и морского зверя, морской и речной (по р. Онеге) торговлей. Исторически сложившаяся поморская культура предстает как «русский вариант морской культуры в Арктике», формирование которого «связано с особенностями материальной и духовной культуры этноса, отражением коллективной

ментальности, соотносясь с культурными смыслами православной картины мира, воплощенными в народной культовой архитектуре Поморья» Г19, с- 3621.

Погост с деревнями

Ворзогорский приход существовал с 1578 года и состоял из двух селений — деревень

Яковлевской и Кондратьевской Г13, с—2-3]. Деревни Яковлевская и Кондратьевская расположены в 1 км друг от друга. Приход входил в Первое Благочиние Онежского уезда. В 1712 году жителей обоего пола числилось 46 человек, 16 жилых и 14 пустых дворов Г7, с 1911. В 1895 году жителей числилось 518 душ мужского пола и 659 женского

Ворзогоры представляют собой тип «погост с деревнями». «Погост» — одно из самых ранних типов поселений (или поселение с церковью), выполняющее роль центра округа («погосто-место»), и церковно-административный округ, состоящий из центрального

селения и подчиненных ему селений («погосто-волость») Г5, с 671. Территориальное деление на погосты было официально упразднено в 1770 году, но в действительности просуществовало до середины XIX в качестве низшей территориально-административной

единицы Г5, с- 70, 721. Для Онежского Поморья тип поселения «погост с деревнями» привычен: «на Поморском берегу — Малошуйка (погост, д. Вачевская, д. Абрамовская), Кушерека (погост, д. Кузьминская, д. Логиновская), Ворзогоры (погост, д. Кондратьевская, д. Яковлевская) ^———181. Эти данные подтверждаются полевыми материалами А. Б. Пермиловской, Н. Н. Чураковой Г20, с 861.

Наименования погостов классифицируются по ряду признаков (топографический,

церковный и иные) Г5, с 75-791. Топографический признак отражен в дублировании имен соседних рек и озер, дославянских гидронимических основ, а также в названиях, связанных с природным окружением (низменные, сырые, высокие места, места с разными видами почв и пр.). Церковный признак связывается с христианскими именами, покровителями церквей. Кроме этого, погосты назывались по именам — патронимам или

родовым прозвищам Название «Ворзогоры», вероятнее всего, отражает

топографический признак. С языка коми: «вПрзьПдлытШм вШр» означает «нетронуты

девственный лес» Г31. Согласно Словарю областного архангельского наречия

первоначально Ворзогоры носили название Ворогоры Г24, с- 221.

В узком значении «погостом» в селах называлась приходская церковь или группа церквей с колокольней и кладбищем Г10, с- 211. В этом же толковании слово «погост» используется и в законодательных документах конца XIX - начала XX веков. Для городских погостов устанавливалось требование — не возводить мирские постройки ближе пяти сажень к зданию церкви, за исключением домов для священнослужителей и

церковных причетников ———911. Требование объяснялось стремлением сберечь церковь и церковные святыни от пожара, необходимостью свободного места для

совершения церковных церемоний во время крестных ходов вокруг церкви Г25, с- 921. В XX веке происходит трансформация погостов в их смысловом наполнении: «на в начале XX века шесть погостов с деревнями на Поморском и Зимнем берегах превратились в села, а слово «погост» в применении к части села в качестве приходского центра стало забываться местными жителями» Г20, с 861.

Ворзогоры представляет собой тип «погост с деревнями» в широком и узком значении

термина «погост». Далее в тексте статьи будет использоваться слово «погост» в его узком значении как группа церквей с колокольней и кладбищем (культовый ансамбль).

Архитектурные особенности Ворзогорского погоста (по архивным материалам)

Композиционным центром пространственной организации села Ворзогоры является погост в д. Кондратьевской. Культовые объекты реализуют концентрическую функцию и выступают в качестве доминанты в пространстве поселения: «центр посадского холма, где стоят церкви и находился сельский погост, отделен от изб значительным пространством. Церкви обособлены, выделены в деревенском ансамбле, но не оторваны от него. Они — эстетический центр села, фокус всех лучей, они видны отовсюду, к ним выводит дорога» [9, с- 110"". Ворзогорский погост состоит из тройника: зимняя Введенская церковь (1793), летняя Никольская церковь (1636), колокольня (1862) [13, с- 13-14"". Кроме этого, к погосту можно отнести церковную изгородь (не сохранилась), кладбище (не сохранилось, однако местные жители до сих пор это место называют «могильники»), дом псаломщика и дом священника (не сохранился) (рис. 1).

В соседней д. Яковлевской находится кладбищенская церковь Зосимы и Савватия (1870).

Г й Л

)

Рис. 1. Фотография 1901 года. Автор не указан. Вид на культовый ансамбль в Ворзогорах с западной стороны // Научный архив Кенозерского национального парка.

Ф.1. Оп.8. Д.630.

Ворзогорский погост сформировал центрическую композицию с полукруговым, а позднее

— с круговым восприятием (по типологии архитектора Ю.С. Ушакова) [26, с 39"". Фасады рядом расположенных домов д. Кондратьевской направлены на культовый ансамбль (рис.2).

Рис. 2. Вид на деревню Кондратьевская и Белое море с колокольни.

Фотография Т.В. Жигальцовой, 2018 год.

Дома на окраинах деревни Кондратьевской расположены рядами. Культовый ансамбль хорошо просматривается со всех сторон деревни и является ее композиционным ядром. Расстояние между церквями и колокольней в тройнике от 9 до 18 метров, до ближайших жилых построек — 40 метров, от погоста до берега Белого моря — 1 км.

Во Введенской церкви было три престола — в честь Введения во храм Пресвятой девы Марии, святого Василия Великого и великомученика Георгия. В Никольской — один

престол. Церкви содержались за счет кружечно-кошелькового сбора Г13, с-13-14"1.

Наименования храмов указывают на «высокий духовный авторитет Соловецкого монастыря в Ворзогорах, на почитание Николая Мирликийского и на то, что село

расположилось «при входе» в море...» Вдоль почтового тракта и берега Белого моря было возведено множество храмов в честь Николая Мирликийского, кроме этого, «дни чествования Николы совпадали с народно-хозяйственным и промысловым календарем. В Поморье к ним приурочивались многие артельные обычаи и праздники» Г19, с 3641.

Результаты полевого исследования показали, что храмонаименование отразилось и в повседневной речи жителей, в которой присутствует регулярная отсылка к святому Николаю угоднику и Никольской церкви, что свидетельствует об устойчивой исторической памяти почитания святого: «наш прадед — святой Николай »; «тучи встали над Николой, значит будет дождь »; «обод под Николой » (обод — территория 1х1 км);

«колодец под Николой / Никольский колодец » и другие

Никольская церковь

Летняя Никольская церковь расположена в восточной части погоста. Высота Никольской церкви десять сажень, в ширину — пять, в длину по фундаменту с папертью и алтарем —

девять с половиною сажени Г171. Церковь построена на иждивение крестьян. Согласно Описи Ворзогорского прихода 1808 года старая церковь святителя Николая Чудотворца

была шатровой с главой «чешучатой» и крестом, вышиной 10 сажень, обита тесом I161. В 1824 году церковь была «поправлена»: алтарь «построен новый в три полукружия», кровля на церкви и алтаре деревянные, с западной стороны «для входу в паперть крыльцо деревянное», над которым «крышка на два ската», двери «створные

деревянные повешенные на крюках и петлях железных»Г171. В 1840-х годах перекрыта

крыша, обшита тесом и выкрашена белилами на масле -Ш-1. В 1872 году вновь выкрашена белилами, в 1876 году иконостас вызолочен, святые иконы «поновлены», заменена крыша, в 1877 году крыша окрашена чернетью на масле, внутри стены и потолок обиты «новою прочною парусиной» Бочковое покрытие апсиды в советское время было

заменено на вальмовую с переломом крышу ■Ц-51. С северной стороны примыкает пономарня, вынесенная за линию бокового фасада. Храм, паперть, пономарня рублены в «обло», на апсиде и притворе — в «лапу». На фасаде на повалах храма и апсиде сохранились городчатые подзоры, на западном щипце паперти — глухие резные

причелины с поясами крупных накладных зубцов И51. Главы обшиты ромбовидным лемехом.

Введенская церковь

Теплая на подклете Введенская церковь с примыкающей к апсиде с северной стороны пономарней с односкатной крышей (пономарня построена в конце XIX века)

расположена в юго-западной части погоста. Церковь во Имя Введения пресвятой Богородицы построена на иждивение прихожан, размерами: в вышину — десять сажень, в ширину — пять сажень, в длину по фундаменту с трапезной и алтарем — шестнадцать сажень, с северной стороны «крыльцо деревянное и над оным крышка на два ската», в

трапезе одна кирпичная печка [16, л 363"". Церковь рублена в «обло», на пономарне — в «лапу». Четверик храма завершается четырехскатной тесовой с полицами крышей,

апсида покрыта бочкой с прямоугольным выступом на восточном фасаде Данные о покраске церкви: в 1836 году обшита тесом и главки выкрашены охрой на шеях, в 1868

году вторично окрашена охрою на масле, а главы зеленью «усердием прихожан» На фасаде нет декора. В церкви было две четырехугольные голландские печи на паперти Индивидуальной особенностью постройки является «усложненное объемно-пространственное решение алтарной части» В Описи имуществ и угодий церквей Ворзогорского прихода указано: «на том месте прежде церковь была» [17". Год постройки и форму церкви пока выявить не удалось.

Архивные данные свидетельствуют о том, что Никольская и Введенская церкви были шестиглавыми: «На нем шесть глав обиты чешуею деревянною» [17". На самой церкви было пять глав и одна глава на алтаре. Это подтверждают и другие более поздние архивные сведения

Колокольня

Колокольня двухярусная, расположена в 18 метрах от Введенской церкви и 13 метрах от Никольской в северной части погоста. Колокольня представляет собой восьмерик на четверике с площадкой звона с полусферичным граненым покрытием, шпилем, высокими

арками; имеет два входа на южном фасаде, существовало крыльцо112". Колокольня «в вышину восемь, в ширину и в длину по три сажени, на каменном фундаменте, на ней одна шея и глава обиты чешуею, крыша дощанная, крест осьмиконечный деревянный, с западной стороны для входа в колокольню крыльцо деревянное, над оным крышка на один скат, двери деревянные на железных крюках и петлях без замка... на оной колокольне пять колоколов. Первый весу 28 пудов. 36 фунтов. Второй 10 пудов. Третий 7 пудов. Четвёртый 1 пуд. Пятый 1 пуд» [17". Кресты со шпилями и куполом окрашены зеленью, крыша — охрою на масле Колокольня является типичной для Онежского Поморья. Данный вид колокольни представлен в погосте Нименьга [22". Среди подобных построек побережья Белого моря колокольня выделяется своим размером.

Как видно из контекста архивных документов, культовые объекты погостов Малошуйка, Нименга, Ворзогоры были огорожены оградами со Святыми воротами на западной стороне, разобранными в советское время I23!. Вокруг ворзогорского погоста «кругом

ограда имеется деревянная у ней три ворота» Более подробное описание находим в архиве за 1913 год: «ограда деревянная, столбы бревенчатые, обтесанные, сверху главки». Длина ограды 22 сажени, высота 2 1А аршина, вся ограда выкрашена масляной краской: столбы и панель красной, решетки до верхней перекладины желтой, сверху перекладины зеленой, главки белой краской. Для входа в ограду напротив крыльца Введенской церкви двухстворчатые столбы у ворот обшиты тесом, есть арка и восьмиконечный крест, в арке под стеклом на бумаге изображена икона Божьей Матери Владимирской » -18". Рядом с воротами была одностворчатая калитка. В ограде было еще два входа — один напротив крыльца Никольской церкви с северной стороны и

двустворчатые на южной стороне

Эти данные подтверждаются фотографией начала XX века (рис. 2).

Рис. 3. Фотография начала XX века. Автор не указан. Культовый ансамбль Ворзогор. Изгородь с аркой // Музей Поморского быта (с. Ворзогоры).

В XX веке во Введенской церкви был клуб: «под гармонь и старые и молодые собирались, кино там показывали »; Никольская церковь использовалась как склад под

зерно, позже хранили запчасти Жители вспоминают трагическую историю,

произошедшую в 1932 году во время снятия куполов с церквей: «Собрались колхозники, самый смелый с топором залез на верх, на церковь и самое узкое место под куполом он подрубал, а перед этим веревку привязывал, чтобы с земли ему помогали тянуть. Купола сронили с песнями, прибаутками, а потом он сверху-то видит, что евонный дом загорелся. Побежал, все побежали тушить. Это самый крайний дом в деревне от моря, он вреда деревне не принес. Он добежал, зашел внутрь, может, деньги, может, золото там было у него, и не вышел. Вот люди-то и говорят: "Бог наказал, Бог правду видит" » -там же}.

Церковно-приходские дома и пристройки

Дом псаломщика 1881 года (по данным Клировой ведомости — 1878 года: дата постройки на десять лет раньше - 1871 год) расположен на северо-западе в стороне от тройника, по всей видимости, не был обнесен оградой, представляет собой прямоугольный одноэтажный деревянный дом, рубленный в «лапу», обшит тесом, крыша вальмовая (четырехскатная). В 1881 году в Ворзогорах была открыта церковноприходская школа в доме псаломщика, где обучались в 1894 году 26 мальчиков и 2 девочки Жители Ворзогор называют местную библиотеку-музей «домом

священника», однако, судя по архивному описанию, это сохранившийся дом псаломщика

Дом священника (не сохранился). Дом священника построен на личные средства священником Василием Дмитриевым, находившемся в этом сане 35 лет. После него

священником стал его сын Яков -Ш-1. Сохранившееся описание дома 1833 года: «Дом для Священно и Церковнослужителей один... В нем одни двери, одна печка, шесть окон в них окончины стеклянные... при сем доме двор во дворе пять хлевов скотинных, всё прописанное строение покрыто крышей деревянной. Близ сего дома имеется амбар,

погреб, баня; все эти постройки под крышей деревянной » Дом был расположен в

50 саженях от Введенской церкви Г171. Амбар при доме священника: деревянный, углы обшиты тесом, двускатная крыша, одна дверь, длина 1 2/3 сажени, ширина 1 2/3 сажени,

высота 1 сажень, состояние ветхое -18". Погреб с пристройкой при доме священника: бревенчатый, крыша односкатная, крыта жесом, две двери, длина 2 сажени, ширина 1

сажень, высота 2/3 сажени -18". На рис. 1 со стороны Введенской церкви видны плотно стоящие хозяйственные пристройки. По всей вероятности, это амбар и погреб с пристройкой при доме священника.

К церковно-приходским домам и пристройкам также относится бревенчатая сторожка (не сохранилась) в одну жилую комнату и холодными сенями, двускатной крышей, обшита тесом и выкрашена охрой, 4 окна с двойными рамами, одна русская печь с трубою, размеры сторожки — длина 1 сажень и 1 % аршина, ширина 1 сажень и 1 % аршина,

высота до крыши 1 сажень / аршина -18".

Зосимо-Савватьевская церковь в д. Яковлевская

По предположению искусствоведа П.Н. Шармина, Зосимо-Савватиевская церковь перестроена из часовни в два этапа: в 1850 году была прирублена апсида с восточной стороны, позднее внутренне пространство церкви было увеличено за счет паперти,

построены главы над храмом и апсидой и колокольня» 1271. Свидетельство о том, что церковь первоначально была часовней, подтверждается архивными документами: «В сем приходе расстоянием от церквей в одной версте деревни Яковлевской имеется Часовня деревянная во имя преподобных Отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, построена с давних времен изждивением крестьян, с дозволения Крестного Монастыря Духовных властей, на каменном фундаменте, в вышину две сажени, в ширину три, в длину черыре, покрыта на два ската крышкою деревянной на ней крест осмиконечный деревянный, два окна в них окончины стекляннные и решётки железные, двери

деревянные на крюках и петлях железных... » -117". Новые данные находим в Клировой Ведомости 1878 года: «часовня построена усердием крестьянина Ивана Васильева Гунина, церковью она стала в 1870 году, в мае освящена настоятелем Крестного монастыря архимандритом Кириллом Соборным, в том же году обшита тесом и выкрашена охрою на масле усердием того же крестьянина Гунина, три колокола подвешиваются на

церковное крыльцо на время » Строение рублено в «обло, на апсиде, паперти и колокольне — в «лапу». Колокольня двухярусная шатровая с луковичной главой — восьмерик на четверике с площадкой звона. Церковь расположена на возвышенности, северным фасадом обращена к дороге. Четверик покрыт четырехскатной крышей с восьмериком. Апсида покрыта вальмовой крышей. Перед входом было построено крыльцо (утрачено) 127". На момент осмотра церкви Н.П. Шарминым в 1991 году в храме сохранилось два верхних яруса позднеклассического иконостаса 127".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вокруг церкви и кладбища ограда деревянная, столбы бревенчатые четырехскатные, сверху главки, между столбами от земли дощатая панель на 15 вершков, а сверху деревянные решетки, ограда выкрашена масляной краской, длиной в 140 сажень, высотой 2 / аршина, с юго-западной и восточной сторон двухстворчатые ворота с

треугольными арками с крестом, рядом одностворчатая калитка

В настоящий момент сохранившиеся памятники культового деревянного зодчества находятся под муниципальной охраной и являются объектами культурного наследия регионального значения. Объем статьи не позволяет подробно проанализировать современное состояние памятников.

В ходе проведенного обследования установлено:

Село Ворзогоры — это историческое поселение арктической зоны РФ, расположенное на территории «Онежского Поморья», представляет собой тип «погост с деревнями», состоит из двух деревень — Яковлевской и Кондратьевской.

Поселение сохранило до настоящего времени традиционную планировку. Форма поселений деревень «смешанная» (в д. Яковлевская — «прибрежно-рядовая» и «уличная»; в д. Кондратьевская — «круговая/центрическая» и «рядовая»).

Библиография

1. О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации : указ Президента РФ 2 мая 2014 № 296 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38377 — Загл. с экрана.

2. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон от 25 июня 2002 № 73-Ф3. — [принят Гос. Думой 22 мая 2002 г. : одобр. Советом Федерации 14 июня 2002 г.]. — Ст. 59, ч.1 (ред. от 29. 07. 2017) // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25062002-n-73-fz-ob/ — Загл. с экрана.

3. Безносикова Л. М., Забоева Н. К., Коснырева Р. И. Русско-коми словарь: Более 52 000 слов / Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук; под редакцией Л. М. Безносиковой. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2003. — 1004 с. // [Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://dict.fu-lab.rU/index.php/index/7.xhtml — Загл. с экрана.

4. Бернштам, Г. А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX века. — Л.: Наука, 1983. — 233 с.

5. Васильев, В. Л., Вихрова, Н. Н. Типология наименований новгородских погостов (по данным писцовых книг конца XV-XVI в.) // Вопросы языкознания. — № 3. — 2014. — С. 67-81.

6. Введенская церковь, с. Ворзогоры. Сост. Шармин П.Н. // Архив НПЦ по охране памятников истории и культуры. Оп. V. Д. 549.

7. Выборочные данные Переписной книги Каргопольского уезда 1712 г. по 27 волостям Турчасовского стана и посада Турчасово // Побежимов А. И. Заселение и хозяйственное освоение Северного Поонежья в середине XVI-начале XVIII в. / дис. ... канд. истор. наук. — Петрозаводск, 2011. — С. 191.

8. Главная опись церковного и ризничного имущества церквей Ворзогорского прихода Онежского уезда за 1912-1913 гг. // ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д 289.

9. Гунн, Г. П. Каргополье-Онега. М.: Искусство, 1974 — 144 с.

10. Забелло, С. Я., Иванов, В. Н., Максимов, П. Н. Русское деревянное зодчество. — М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942.

— 214 с.

11. Клировая Ведомость о Церквях Архангельской Епархии Онежского уезда 1-го Благочинского округа по Ворзогорскому приходу за 1878 год // ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 1141.

12. Колокольня, с. Ворзогоры. Сост. Шармин П.Н. // Архив НПЦ по охране памятников истории и культуры Оп. V. Д. 461.

13. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии: Вып. 1-3. Архангельск, 1894-1896. 3 т. Вып. 3 : Уезды Онежский, Кемский и Кольский. 1896. III, II. — 267 с.

14. Не век жить — век вспоминать. Народная культура Поонежья и Онежского Поморья

[Текст" : [по материалам онежских экспедиций : 1987-2001 гг. / редкол.: А. А. Крысанов, В. Н. Матонин, С. В. Рапенкова и др. ; сост.: А. Крысанов, О. Головченко,

B. Матонин и др.". — [Изд. 2-е, испр., доп.". — Онега ; Архангельск ; Москва : Товарищество Сев. Мореходства, 2011. — 383 с.

15. Никольская церковь, с. Ворзогоры. Сост. Шармин П.Н. // Архив НПЦ по охране памятников истории и культуры. Оп. V. Д. 460.

16. Опись Ворзогорского прихода 1808 года // ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 148.

17. Опись имуществ и угодий церквей Ворзогорского прихода 1833 // ГААО. Ф. 462. Оп. 1. Д. 27. ЛЛ. 1-2.

18. Ополовников, А. В. Русское деревянное зодчество : Гражданское зодчество : северная деревня, двор-комплекс, приусадебные постройки и мосты, промысловые постройки, архитектурные детали и фрагменты. — М.: Искусство, 1983 .— 287 с.

19. Пермиловская, А. Б. Культурное пространство Русский Арктики // Ярославский педагогический вестник : научный журнал. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. — № 3.

C. 362-365.

20. Пермиловская, А. Б. Культурные смыслы народной архитектуры Русского Севера. Екатеринбург: УрО РАН; Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера»; Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. — 608 с.

21. ПМА 2018 - полевые материалы экспедиции автора в с. Ворзогоры, Онежского района, Архангельской области, июнь-июль 2018 г. (информанты: А.П. Слепинин, 1933 г.р., Н.А. Гунин, 1968 г. р., А.Н. Долматов, 1947 г.р.).

22. Погост Нименга. Сост. Шармин П.Н. // Архив культурного наследия [Электронный ресурс". — Режим доступа: http://nasledie-archive.ru/objs/2900691000.html — Загл. с экрана.

23. Погосты Малошуйка, Нименга, Ворзогоры. Сост. Шармин П.Н. // Архив культурного наследия [Электронный ресурс". — Режим доступа: http://nasledie-archive.ru/regs/reg_29_20.html — Загл. с экрана.

24. Подвысоцкий А. И. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении / собр. на месте и сост. А. Подвысоцкий. Санкт-Петербург : Изд. 2-го Отд-ния Акад. наук, 1885. С. 22.

25. Устав строительный 1900 года // Устав строительный измененный и дополненный указаниями, обнародованными по 1 декабря 1914 г. С разъяснениями Правительствующего Сената и циркулярами Министерства Внутренних Дел. Сост. М. Шрамченко. Изд. 10. Петроград. Издание юридического книжнаго магазина Н.К. Мартынова, 1915. № 106-107.

26. Ушаков, Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приёмы, восприятие). — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982. — 168 с.

27. Церковь Зосимы и Савватия, с. Ворзогоры. Сост. Шармин П.Н. // Архив НПЦ по охране памятников истории и культуры. Оп. V. Д. 462.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.