Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/209EVN515.pdf DOI: 10.15862/209EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/209EVN515)
УДК 331.104
Яшкова Елена Вячеславовна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород1 Доцент кафедры «Инновационных технологий менеджмента»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=737406
Царева Инесса Алексеевна
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Россия, Нижний Новгород Студент
E-mail: [email protected]
Селф-менеджмент как метод управления личной
карьерой менеджера
1 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, 9
Аннотация. В статье на основе системного подхода определено понятие «карьера», рассмотрена эволюция изменений содержания сущности данного понятия. Отмечается, что развитие личной карьеры менеджеров и оптимизация его трудового потенциала способствует достижению организационных и личных целей.
С учетом процессного подхода, рассматривается понятие «управление карьерой», как процесс воздействия на развитие сотрудников с учетом требований организации. В качестве основных инструментов управления карьерой определяются: диагностика проблем потребностей в управленческом персонале; планирование развития по профилю деятельности; организация процессов обучения; оценка выполнения функций управления карьерой и т.д.
В качестве активизации управления личной карьеры менеджера выделяют метод «селф-менеджмент». Представлен анализ отечественных и зарубежных исследований метода «селф-менеджмент». Авторами предложено определение данного понятия как способа исследования и инструмента реализации возможностей менеджера.
В соответствии с этим, авторами рекомендованы к дальнейшему применению подходы к реализации метода селф-менеджмента при помощи диагностики потенциала менеджера. Для этого используется методика SWOT-анализ карьеры менеджера (личный (карьерный) SWOT-анализ), с учетом основных компонентов: сильных и слабых сторон карьерного развития менеджера, возможностей и угроз его дальнейшему продвижению.
Авторами предложена матрица компонентов SWOT-анализа личной карьеры менеджера.
Ключевые слова: селф-менеджмент; метод; менеджер; потенциал; обучение; личная карьера; инструменты управления; диагностика; SWOT-анализ.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Яшкова Е.В., Царева И.А. Селф-менеджмент как метод управления личной карьерой менеджера // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/209EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/209EVN515
Сегодня, в эпоху быстрого развития факторов общественного производства особо актуальными и практически значимыми становятся исследования эффективных путей формирования и развития системы управления личной карьерой менеджера.
В соотвествии с этим, главным аспектом авторского исследования является изучение инструментария, при помощи которого, современный менеджер может эффективно управлять деятельностью, как своей, так и своих сотрудников по получению личных и организационных целей, а также управлять своей жизнью и простраивать собственную карьеру. Развитие карьеры менеджеров наряду с их обучением приобретает все большую значимость в совершенствовании трудового потенциала и достижении организациями своих результатов деятельности.
Нестабильное положение рыночной среды, структурные организационные изменения, ориентация предприятий на качество продукции и услуг, меняет традиционное восприятие на карьеру менеджера как на его профессиональный успех. Это привело к пониманию важности карьеры с точки зрения самих менеджеров и возможности управления их продвижением, разработки оптимальных моделей взаимоотношений, между руководством компаний и менеджерами с учетом происходящих изменений, как полагают как российские, так и зарубежные исследователи.
По мнению авторов, несмотря на кажущуюся основательность понятия «карьера» как научной категории, нестабильность ситуации на внешнем (товарном) рынке, изменения на внутреннем рынке труда вызывают объективные изменения традиционного воззрения на карьеру. Эволюцию изменений содержания сущности карьеры можно проследить, рассмотрев различные научные взгляды на него.
Изначально понятие «карьера» произошло от слова «саггага», что в латинском переводе звучало как «дорога» или «путь». В переводе с французского - это продвижение в какой-либо деятельности. Словарь С.И. Ожегова трактует это понятие, как род деятельности; путь к успехам, положению в обществе, а также само достижение такого положения [16].
Современные исследователи понятие «карьера» рассматривают как:
• контекст трудовой жизни человека, трудовой опыт структурированный последовательностью определенных ступеней [3];
• индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни [5];
• развитие карьеры - это одна из сфер, позволяющих человеку раскрыть и проявить свои способности, личностные и деловые качества, является профессиональная деятельность [10];
• последовательное целенаправленное перемещение в организационном пространстве, раскрывающее как позитивные, так и негативные его последствия для личности [14].
Оксфордский социологический словарь Г. Маршала определяет карьеру как роли, через которые проходит индивид за период трудовой жизни, приобретая возрастающий престиж и другие знаки уважения [13]. Зарубежные исследователи трактуют карьеру как цепочку должностей, характеризующих продвижение работника [17]; последовательность отдельных, но взаимосвязанных должностей, которые обеспечивают непрерывность, порядок и смысл индивидуальной жизни [8].
Карьера менеджера имеет ряд особенностей, в том числе способность управлять другими людьми ради достижения цели. То, что работник-профессионал делает своими руками, менеджер-профессионал производит руками своих подчиненных. В соответствии с этим, отличительной особенностью карьеры руководителя является выделении карьерных ступеней, связанных с его должностью и количеством сотрудников в подчинении, что может соответствовать стадиям должностного роста. В данном аспекте авторов исследования интересуют вопросы, связанные с управлением личной карьеры руководителя и необходимых для этого инструментов.
В научной литературе, обобщающую теорию и практику управления, реализуется ряд подходов к сущности управления карьерой. Принимая за основу процессный подход, необходимо учитывать, что управление карьерой - это процесс целенаправленного воздействия на формирование профессионального роста работников в соответствии с требованиями организации, наличием потенциала и ожиданий работника (рисунок).
Рисунок. Управление карьерой персонала организации [15]
Основными инструментами управления карьерой являются:
• диагностика проблем, связанных с прогнозом потребностей в руководящих кадрах, с их карьерным ростом и продвижением;
• планирование развития по профилю деятельности (учеба, стажировки), мероприятия по оценке и должностному перемещению (повышение, ротация) руководителей, а также карьерного продвижения по организации в целом, в том числе оптимизация условий с учетом достигнутого результата и возможностями компании, потребностями и возможностями сотрудников;
• организация процессов обучения (например, по вопросам самоменеджмента управления карьерой), конкурсов на замещение вакантных должностей, например менеджера;
• оценка выполнения функций управления карьерой, с применением системы показателей, оптимизация карьерных стремлений менеджеров, создание благоприятной среды для самоуправления карьерой, а именно самопрезентации и селф-менеджмента.
Как видим, среди инструментов активизации личной карьеры менеджера выделен и такой метод как «селф-менеджмент», который реализуется с учетом: методик «тайм-менеджмент», формирования позитивного имиджа, саморазвития, тренинговых программ, способности к креативности и инновационности, программ повышения квалификации и т.д.
Развитие понятия «селф-менеджмент» или как его трактуют отечественные и зарубежные исследователи [2, 7, 9] «самоменеджмент», «персональный менеджмент» началось в 1980-х годах. В тот период, все внимание исследователей было обращено на развитие знаний, умений и навыков по управлению своим временем и повышению эффективности без воздействия со стороны администрации или коллег.
Сегодня это понятие трактуется следующим образом:
• потребность истинно, разумно строить свою целостную жизнь, т.е. всестороннюю и гармоничную самореализацию [1];
• селф-менеджмент (самоменеджмент) - концепция и практика саморазвития личности [2];
• управление собственной жизнью, развитие качеств, умений и навыков, самообразование и формирование своего окружения [11];
• результат поведения человека, связанный с должностным или профессиональным ростом [4];
• определение путей индивидуального профессионального развития [3];
• самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире) [12];
• селф-менеджмент как многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности [9];
• набор навыков, стратегий и тактик, которые могут быть использованы для достижения желаемых личных и профессиональных результатов, представление о трех основных аспектах самоуправления, а именно, управление временем, управление жизнью и персональный менеджмент [7].
По мнению авторов, проведенный анализ позволяет представить метод селф-менеджмента как необходимый инструмент исследования возможностей руководителя и его готовности реализовывать свой потенциал на достижение индивидуальных и организационных целей.
Для того, чтобы осуществить планирование личной карьеры и развить свои способности с точки зрения самоменеджмента предлагаются различные подходы в обучении и развитии, как менеджеров, так и персонала в целом.
Исследования показывают, что существует разработанная классификация обучения: внутриорганизационное и внеорганизационное. Внутриорганизационное обучение - это процесс, который реализуется в определенной организации только для ее сотрудников. Такое обучение предусматривает приглашение со стороны педагогов для удовлетворения конкретных потребностей организации.
Обучение внеорганизационное происходит в специализированных профессиональных учебных заведениях, центрах подготовки кадров, на курсах повышения квалификации и
переподготовки кадров, в форме лекций, семинаров, видео-курсов, тренировок, тренингов и т.д. [18].
Как правило, такая деятельность по построению личной карьеры проводится по следующим направлениям:
• программы личного и профессионального роста и развитие компетенций менеджера;
• программы развития компетенций, управляемости и деловой коммуникации;
• программы по сплочению сотрудников, формированию креативных и инновационных возможностей;
• тренинги личностного и социального роста;
• мероприятия по апгрейду и реинжинирингу личности и т.д.
Реализация метода селфменеджмента в организациях также возможна с применением психологической диагностики потенциала менеджера. Для этого используется методика SWOT-анализ карьеры, по-другому личный или карьерный SWOT-анализ.
Карьерный SWOT-анализ в нашем исследовании - это определение у менеджера сильных и слабых сторон относительно развития собственной карьеры, а также карьерных ограничений и возможностей с целью оптимизации продвижения в конкурентной среде. Четкое представление своих возможностей, умение формулировать цели и задачи, как этих целей добиться, не рискуя большими потерями, отличает эффективного менеджера от неэффективного.
Авторами статьи предлагается к использованию компоненты карьерного SWOT-анализа менеджера, которые помогут оценить его потенциал и достичь гармонии по управлению своей карьерой: сильных и слабых сторон карьерного развития менеджера, возможностей и угроз его дальнейшего продвижения (таблица).
Таблица
Матрица компонентов SWOT-анализа личной карьеры менеджера
(составлено авторами)
Сильные стороны Слабые стороны
Уровень профессиональной подготовки; Навыки и способности; Способность к креативности и инновациям; Стрессоустойчивость; Развитие профессионального опыта Повышение уровня знаний; Коммуникабельность, тактичность. Неумение управлять собой; Неумение формировать коллектив; Отсутствие возможности карьерного роста; Остановленное саморазвитие; Отсутствие способности к креативности и инновациям.
Возможности Угрозы
Создание положительного имиджа менеджера-профессионала; Реализация творческого потенциала; Совершенствование разработки и принятия оптимальных управленческих решений в конкретных ситуациях; Наличие условий для построения и развития личной карьеры. Ситуация в стране и мире; Изменение экономического положения в организации.
Результатом потенциального анализа станет реализация необходимых мероприятий по оптимизации слабых сторон в развитии личной карьеры менеджера и выявлению опасности от воздействия постоянно изменяющейся внешней среды организации.
Исходя из всего вышесказанного, авторы убеждены, что селф-менеджмент как метод самоуправления личной карьерой менеджера является на современном этапе необходимым условием эффективной деятельности руководителя, поскольку его применение позволит ему оптимально использовать выявленный потенциал, а также потенциал своих сотрудников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байлук, В.В. Человекознание. Духовная самореализация личности: законы успеха [Текст]: монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 511 с.
2. Бараева Н.Б. Селфменеджмент как философия достижений и позитивная девиация // Творчество как позитивная девиантность / ред. Я. Гилинский, Н. Исаев. СПб: Алеф-Пресс, 2014. - С. 127-138.
3. Беляцкий Н.П., Маевская А.В. Деловая карьера; Амалфея, Мисанта - Москва, 2012. - 208 с.
4. Голованова И.И. Саморазвитие и планирование карьеры: учеб. пособие / И.И. Голованова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 196 с.
5. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом - М: Дело, 2010. - С. 263.
6. Heneman H. Ptrsonal / Human Resourse Management / H. Heneman, D. Schwab, J. Fossum, L. Duer. - Illinois, 1992.
7. Iland A. (2013) Self-Management: Time Management, Life Management and Personal Management ISBN 1482020688, p. 102.
8. Flippo E.B. Personal Management / E.B. Flippo. - New York, 1998.
9. Кадырова С.В., Немцева Е.А., Тульчинский Г.Л. Self-management в сфере культуры и искусства. Учебное пособие. Изд-во «Лань», Планета музыки, 2013. - 224 с.
10. Кибанов А.Я., Каштанова Е.В. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом; Проспект - Москва, 2014. - 64 с.
11. Котенева Р.П. Self-менеджмент // «Экономика и социум» №2 (15), 2015, [Электронный ресурс] URL: www.iupr.ru (дата обращения 18.10.15).
12. Майданова Т.В. Самоменеджмент как условие самореализации студентов // Педагогическое образование в России. 2013. - №2. - С. 27-30.
13. Marshall G. Oxford dictionary of sociology / G. Marshall. - Oxford. 1998.
14. Молл Е.Г. Управление карьерой менеджера; Питер - Москва, 2012. - 352 с.
15. Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. - М.: Академический Проект, 2005. - с. 813.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз. ,1984. - 816 с.
17. Sherman A. Managing Human Resourses / A. Sherman, G. Bolander, H. Chruden. -London, 1995.
18. Яшкова Е.В. Современные проблемы обучения и развития персонала в сфере туриндустрии // Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации. - Нижний Новгород, 2014. - С. 136-141.
Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Yashkova Elena Vyacheslavovna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
Tsareva Inessa Alekseevna
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Russia, Nizhniy Novgorod E-mail: [email protected]
Self-management as a method of management of a manager personal career
Abstract. In this article the concept "career" is defined on the basis of system approach, the evolution of the content of this concept essence is considered. It is noted that the development of personal career of managers and optimization of their labor potential promote the achievement of the organizational and personal purposes.
Taking into account the process approach, the concept "management of career" as a process of impact on the development of employees paying attention to the requirements of the organization is considered. Diagnostics of problems of needs for the administrative personnel, planning of development in an activity profile; organization of training processes; assessment of performance of functions of career management are defined as the main instruments of career management.
As activization of personal career management of a manager the "self-management" method is allocated. The analysis of domestic and foreign researches of the "self-management" method is submitted. The authors offer the definition of this concept as way of research and instrument of realization of a manager's opportunities.
According to it the approaches to the realization of the" self-management" method by means of diagnostics of a manager's potential are recommended by the authors for further application . Taking into account the main components such as the strength and weaknesses of a manager career development, opportunities and threats to his further advance the technique of SWOT- analysis of a manager's career (personal (career) SWOT- analysis) is used.
The components matrix of SWOT analysis of a manager personal career is suggested by the authors.
Keywords: self-management; method; Manager; potential; training; personal career management; management tools; diagnosis;SWOT-analysis.
REFERENCES
1. Bayluk, V.V. Chelovekoznanie. Dukhovnaya samorealizatsiya lichnosti: zakony uspekha [Tekst]: monografiya / Ural. gos. ped. un-t. - Ekaterinburg, 2013. - 511 s.
2. Baraeva N.B. Selfmenedzhment kak filosofiya dostizheniy i pozitivnaya deviatsiya // Tvorchestvo kak pozitivnaya deviantnost' / red. Ya. Gilinskiy, N. Isaev. SPb: Alef-Press, 2014. - S. 127-138.
3. Belyatskiy N.P., Maevskaya A.V. Delovaya kar'era; Amalfeya, Misanta - Moskva, 2012. - 208 c.
4. Golovanova I.I. Samorazvitie i planirovanie kar'ery: ucheb. posobie / I.I. Golovanova. - Kazan': Kazan. un-t, 2013. - 196 s.
5. Ivantsevich D.M., Lobanov A.A. Chelovecheskie resursy upravleniya: Osnovy upravleniya personalom - M: Delo, 2010. - S. 263.
6. Heneman H. Ptrsonal / Human Resourse Management / H. Heneman, D. Schwab, J. Fossum, L. Duer. - Illinois, 1992.
7. Iland A. (2013) Self-Management: Time Management, Life Management and Personal Management ISBN 1482020688, p. 102.
8. Flippo E.B. Personal Management / E.B. Flippo. - New York, 1998.
9. Kadyrova S.V., Nemtseva E.A., Tul'chinskiy G.L. Self-management v sfere kul'tury i iskusstva. Uchebnoe posobie. Izd-vo «Lan'», Planeta muzyki, 2013. - 224 s.
10. Kibanov A.Ya., Kashtanova E.V. Upravlenie delovoy kar'eroy, sluzhebno-professional'nym prodvizheniem i kadrovym rezervom; Prospekt - Moskva, 2014. -64 s.
11. Koteneva R.P. Self-menedzhment // «Ekonomika i sotsium» №2 (15), 2015, [Elektronnyy resurs] URL: www.iupr.ru (data obrashcheniya 18.10.15).
12. Maydanova T.V. Samomenedzhment kak uslovie samorealizatsii studentov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2013. - №2. - S. 27-30.
13. Marshall G. Oxford dictionary of sociology / G. Marshall. - Oxford. 1998.
14. Moll E.G. Upravlenie kar'eroy menedzhera; Piter - Moskva, 2012. - 352 c.
15. Odegov Yu.G. Upravlenie personalom v strukturno-logicheskikh skhemakh: Uchebnik. - M.: Akademicheskiy Proekt, 2005. - s. 813.
16. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: Ok. 57000 slov / Pod red. dokt. filol. nauk, prof. N.Yu. Shvedovoy. - 15-e izd., stereotip. - M.: Rus. yaz. ,1984. - 816 s.
17. Sherman A. Managing Human Resourses / A. Sherman, G. Bolander, H. Chruden. -London, 1995.
18. Yashkova E.V. Sovremennye problemy obucheniya i razvitiya personala v sfere turindustrii // Industriya turizma i servisa: sostoyanie, problemy, effektivnost', innovatsii. - Nizhniy Novgorod, 2014. - S. 136-141.