Селекция
в деле реабилитации грузинского чаеводства
1Л.А. Лазишвили, В.И. Цинцадзе
Батумский институт аграрной биотехнологии и бизнеса (Грузия, Аджарская АР)
Буквально через несколько лет после распада СССР в Грузии, входящей в состав пяти великих чаепроизводящих стран мира, чаеводство приблизилось к грани исчезновения. Это была крупнейшая передовая отрасль сельского хозяйства Грузии с массивными чайными плантациями, густой сетью электролиний для машинного сбора чайного листа и парков мобильных чаесборочных машин, а также крупнейшими чайными фабриками, оснащенными передовой техникой. На свободном рынке производимый в Грузии по ряду причин некачественный чай не смог составить конкуренцию индийским, цейлонским и другим высококачественным чаям. После развала экономического пространства Союза в России и других республиках бывшего СССР прекратилась реализация продукции, что, естественно, представляет угрозу существования отрасли в целом.
В предыдущей статье мы пытались найти возможности выхода из этого положения путем придания приоритета производству зеленого чая, так как выращенный в наших климатических условиях чайный лист служит наилучшим сырьем для выработки зеленого чая, и таким образом способствует производству конкурентоспособной чайной продукции, чего нельзя сказать в отношении черного чая [1].
Однако в Грузии в основном производили и в настоящее время, правда, в малом количестве, производят черный чай. Поэтому, не нарушая традиции, наряду с зеленым чаем следует производить и черный. Мы надеемся, что при улучшении качества грузинского черного чая его традиционные потребители в России станут вновь преданными потребителями грузинского чая, как это было раньше.
Один из путей повышения качества чайной продукции — это улучшение сортового состава чайных плантаций.
Примерно 1000 лет назад в старинной китайской книге «Ча-Лун» (записи о чае) Сунской эпохи (1041-1048 гг.) описаны сорта чайных растений, указаны, из какого сорта получится хороший чай, какой сорт следует использовать для получения черного чая и какой — для зеленого [2]. Существование в Китае различных сортов чайных растений указывает на высокий уровень народной селекции.
Впервые современной селекцией чая начали заниматься японские чаеводы — они заметили, что лист с одних кустов дает чай лучшего качества, чем с других. Японские исследователи чая были заинтересованы производить качественный черный чай, что невозможно было получить из японских мелколистных сортов чайного растения. После того как они исчерпали возможность сделать это из собственных сортов, в 1875 г. в Японию были привезены индийские чайные растения для выведения гибридов с китайскими разновидностями в целях получения годного черного чая. Японские исследователи чая добились успехов, но для этого понадобилось долгое время, и только лишь в 1935 г. было налажено производство черного чая в стране. В рекордном 1937 г. из всей производимой в Японии чайной продукции (53,9 тыс. т) черный чай составил 6,3 тыс. т, т.е. 11,7 %. В том же году в экспортированной продукции доля черного чая доходила до 26 %. Тогда японский черный чай получил в Лондоне хорошую оценку [3].
Таким образом, благодаря выведению селекционных сортов чайного растения японские чаеводы добились не только производства качественного черного чая для экспорта, но и улучшения качественного состава чайных плантаций путем замены мелколистных японских разновидностей на более крупнолистные гибриды чая. Была получена возможность значительно увеличить валовой сбор чайного листа при сокращении общей площади чайных плантаций.
В настоящее время в Японии имеются сорта (Ябукита, Танамидо, Майони и др.), предназначенные для выработки зеленого чая, и сорта («Окуютака» и др.) для черного чая. В Японии ежегодно производится 90-100 тыс. т готового чая, в котором удельный вес черного чая составляет 10-15 %, а площадь под чайные плантации составляет 56 тыс. га [5].
В других чаеводческих странах исследовательские работы по селекции чая проводились позже. В Индии при создании чайных плантаций (с китайскими разновидностями) плантаторы поняли преимущество местного растения чая над китайским. Так называемое местное дикое чайное растение, обнаруженное в Верхнем Ассаме, ко-
торое было известно как Крестьянское, характеризуется светлыми, крупными листьями. Из собранных из них семян был посажен и выращен посадочный материал. Таким путем было создано Ассамское чайное растение [3].
Селекционеры чая преимущества выведенных сортов старались установить по внешнему виду. Так, например, долгое время считали, что сортность чайного растения определяется ворсистостью молодых листьев на нижней стороне поверхности. Однако были случаи, когда чайные кусты с гладкими поверхностями листьев давали более ароматный чай.
На Тайване нашли оригинальный способ выведения высококачественных сортов чайного растения — по определенным признакам отбирали разновидности и лучшие из них применяли для размножения путем отводок [2].
На Яве на Беитензоргской опытной станции (Индонезия) в 10-х гг. ХХ в. усиленно изучали селекцию чая. Установлено, что внешний вид чайных побегов, их ворсистость нежных листьев, даже урожайность не являются признаками лучших сортов, если не установлено качество выработанной продукции. Чтобы определить качество продукции, с каждого чайного куста была создана миниатюрная роллерная установка, обеспечивающая переработку чайного листа примерно по 2 унции (около 50 г) [3].
Более широкие масштабы селекционные научно-исследовательские работы по чаю принимают со второй половины ХХ века, когда почти во всех основных чаеводческих странах были выведены новые селекционные сорта, клоны чайного растения, обеспечивающие получение высокого урожая и высокого качества. Этими новыми сортами были заменены существующие низкокачественные сорта.
Установлено, что для сохранения положительных качеств выведенных сортов необходимо вести вегетативное размножение. Семенное размножение вызывает риск — постоянство может быть, а может не быть.
В Грузии научно-исследовательские работы по селекции чая велись начиная с создания Чаквинской опытной станции в 1925 г. под руководством директора этого учреждения В.Н. Покровского [4]. В 1927 г. в эту работу включилась молодой, потом известный ученый селекционер, академик К.Е. Бахтадзе, организовавшая большую и плодотворную работу по селекции и семеноводству чая.
Чаквинский филиал НИИ чая и субтропических культур стал центром по выведению грузинских селекционных сортов чайного растения. В условиях Чакви было испытано более 200 сортов и популяций чая, привезенных из чаеводческих стран Азии. В результате были выведены более 30 новых грузинских селекционных сортов чая,
ПИВО " НАПИТКИ
5•2003
которые значительно превосходили неселекционные сорта чая так называемой местной популяции по всем показателям хозяйственной ценности, в том числе по урожайности, качеству выработанной продукции, содержанию танина и др. [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12]. Были созданы плантации из более ценных селекционных сортов чая.
Одновременно с генеративной селекцией в Чакви проводились и клоновые селекции. Так, М.И. Колелишвили и Т.Д. Му-товкина отобрали более 2000 кустов, из которых было отобрано всего 20 клонов. Среди них наилучшим оказался клон Колхида (№ 257), который по урожайности и по крупнолистности, качеству продукции, содержанию фенольных соединений (ка-техинов), кофеина значительно превосходил местную популяцию [8, 12].
Следует отметить, что известный китайский сорт чая Киминь (Циминский), дающий у себя на родине продукцию высокого качества, и в Грузии развивается успешно и дает продукцию отличного качества [11].
Рассмотрим конкретно, какими данными мы располагаем в отношении грузинских селекционных чаев, в частности о качественных показателях продукции.
Селекционные сорта Грузинский № 1, № 2 стоят выше над неселекционными: по содержанию танина на 8-9 %, в том числе катехинов на 7-28, экстрактивных веществ на 5-10 %, по органолептическим показателям полученные полуфабрикаты по аромату и вкусу превосходят контрольные на 0,15-0,42 балла [10].
Другие селекционные сорта по вышеуказанным показателям тоже имеют преимущество перед неселекционным чаем [9]. Особенно высококачественными показателями характеризуются клон Колхида и Кимин [11, 12]. Своим приятным ароматом и вкусом Колхида превосходит сорта местной популяции на 0,25 титес-терского балла, а Кимин — на 0,12-0,17 балла [11].
В этих сортах выявляется высокое содержание катехинов. Так, например, Колхида содержит на 13-22 % больше кате-хинов, чем чай местной популяции, а Ки-мин на— 14,5% [11,12]. Аналогичные данные имеются и у других авторов.
Эти селекционные сорта чаев, особенно клон Колхида, характеризуются круп-нолистностью, высоким урожаем. Урожаи селекционных сортов примерно на 10-32 % больше по сравнению с неселекционными. Масса одной трехлистной флеши селекционного крупнолистного чая составляет 0,54-0,61 г, а неселекционного — 0,44 г, поэтому производительность труда сборщиц при сборе чайного листа на плантациях селекционных сортов на 10-40 % выше [8].
Достаточны ли эти показатели для постановки вопроса о производстве высококачественной и конкурентоспособной продукции черного чая на базе селекционных сортов, клонов грузинских чаев? Для ответа на этот вопрос нужно детально рассмотреть данные проведенных исследований о содержании фенольных соединений, в том числе катехинов, и качества продукции.
Во флешах селекционных сортов фе-нольных соединений (катехинов) накапливается больше, чем у неселекционных. Однако по этому показателю они уступают чаям тропического происхождения (Цейлон, Индия, Китай, Кения и др.), но и при рассмотрении данных показателей в сезонном разрезе имеются в какой-то степени обнадеживающие материалы. Так, например, селекционный Грузинский № 1 и № 2, если в среднем за сезон содержат 28,4-28,5 % танина, то в июле-августе — 30-30,5 % [8]. По содержанию катехинов наблюдается такая же картина: Колхида в мае содержит 9,0 %, а в июле-августе — 11,4-11,7 % [10]; Кимин в мае — 11,7, а в июле-августе — 18,0-18,6 % [9].
Качественные показатели полученных полуфабрикатов таковы: селекционный чай № 1 и № 2 по аромату и вкусу в среднем за сезон оценивается в 2,66-2,83 ти-тестерского балла, а в июле-августе — 3,0-3,25 балла, разница составляет 0,34-0,42 [8]. Колхида за весь сезон оценивалась в 3,35 балла, а в августе — 3,52, Кимин — соответственно 3,23 и 3,67 балла [9].
Эти данные указывают на то, что для получения качественной продукции черного чая нужно использовать сырье селекционных сортов и клонов только летнего сбора, а собирать его в июле-августе, т.е. чайные флеши второй вегетации. В климатических условиях Грузии на чайные побеги,
в которых накапливаются полезные и нужные вещества для формирования качественных показателей продукции в середине вегетации, указывали также известные грузинские исследователи чая — И. Хочо-лава и К. Джемухадзе [13,14].
Для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции черного чая необходимо использовать и другие потенциалы, имеющиеся в арсенале технологии производства сырья и его переработки, а также в структуре организации чайного производства, в частности: упорядочение сбора и заготовки чайного листа, придание приоритета фасованной продукции, создание совместного производства с иностранными чайными предприятиями, занимающимися расфасовкой чая и др.
Об этом будет подробно изложено в следующей статье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазишвили Л.А., Цинцадзе В.И. К вопросу приоритета производства зеленого чая в Грузии //«Хранение и переработка сельхозсырья». 2003. № 8.
2. Чжуан Вань-Фан. Культура чая. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.
3. Гарлер С.Р. Чайная культура и торговля чаем. — Тбилиси, 1957.
4. Бахтадзе К.Е. Биологические основы культуры чая. — Тбилиси: Мецниереба, 1971.
5. Нобуяси Миура. На Японском рынке сегодня// Кофе и чай в России. 2003. № 2 (31).
6. Чхаидзе Г. Субтропические культуры. — Тбилиси, 1996.
7. Кутубидзе В.В. Итоги селекции отечественного чая//Субтропические культуры. 1977. № 5-6.
8. Кутубидзе В.В. Результаты селекции чайного растения за 50 лет//Субтропические культуры. 1980. № 6.
9. Сарджвеладзе Г.П. Биохимическая и технологическая характеристика селекционных сортов Грузинского чая. — М.: Наука, 1966.
10. Сарджвеладзе Г.П. Биохимические и технологические исследования селекционных сортов Грузинского чая: Автореф. канд. дис... — Сухуми, 1967.
11. Гугушвили Т.А. Исследования биохимических и технологических свойств селекционных и акклиматизированных сортов чайного растения: Авто-реф. канд. дис... — Тбилиси, 1967.
12. Джиджиешвили Г.А. Разработка оптимальных технологических режимов производства черного чая из сырья сорта Колхида: Автореф. канд. дис... — Сухуми, 1984.
13. Хочолава И.А. Технология чая. — М.: Пище-промиздат, М. 1977.
14. Джемухадзе К.М. Значение катехинов в производстве чая. — М.: Наука, 1966.
— ИНФОРМАЦИЯ-
Рекламный удар новой марки питьевой воды Arctic
25 сентября 2003 г. в ресторане «DALI» состоялся брифинг, посвященный успешным результатам первого этапа вывода на российский рынок питьевой воды Arctic.
Сотрудники компании ООО ТД «МЕГАПАК» сообщили о завершении интенсивной рекламной кампании 2003 г. на этом этапе и результатах, достигнутых на рын-
ке в летний сезон (наиболее показательный на рынке прохладительных напитков).
На первом этапе вложения в маркетинг и кампанию продвижения питьевой воды Arctic в России составили 3 млн долл. США. Кампания охватила Москву, Московскую обл. и города «Золотого кольца».
Также в рамках рекламной кампании с мая по июль этого года проводилось стимулирование продаж по всем сбытовым каналам: оптовой, розничной и региональной.
В кампании продвижения Arctic в России были предусмотрены различные мероприятия:спонсорство кон-
курса «Русский Кутюрье», участие в Московском Международном открытом фестивале фитнеса, выставке «Riga Food 2003», спонсорская поддержка крупнейшего российского спортивного события — Moscow Challenge (соревнования по легкой атлетике), а также проведение совместных акций с мюзиклом «Иствикс-кие ведьмы».
По результатам рекламной кампании Arctic в России можно смело констатировать достижение пика роста продаж и числа клиентов в июле 2003 г. В результате проведенной кампании доля Arctic на рынке питьевой воды составила 3 %. 0
5•2003
1ПИ]
НАПИТ™