Баетова Д. Р. Селективная территориальная экспансия // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№2 (9) апрель - июнь. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2017/2/00332.pdf. - ISSN 24134066
УДК 332.15
Баетова Динар Рахметуловна
Кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г.Омск dr.baetova@omgau.org
Селективная территориальная экспансия
Аннотация. В работе рассматривается стратегия селективной территориальной экспансии как стратегия развития компании. В жизненном цикле любой компании каждому периоду её существования соответствует определенная стратегия. В классификации организационных стратегий как наступательная стратегия развития посредством интенсификации рынка представлена селективная территориальная экспансия компании. Данная стратегия включает в себя два направления разработки и реализации: исследование новых территориальных рынков в соответствии с целями стратегии и возможностями компании, а также переоценка ресурсов и компетенций компании, их соотнесение и адаптация к новым территориальным рынкам.
Ключевые слова: экономическая экспансия, стратегия развития, процесс разработки стратегии.
В жизненном цикле каждой организации есть период зрелости, который предполагает стабилизацию роста и насыщение региона присутствия фирмы [1]. Для дальнейшего роста, увеличения прибыли фирме необходимо выработать стратегию дальнейшего развития. Условно организационные стратегии могут быть разделены на две группы:
— стратегии функционирования;
— стратегии развития.
Стратегии функционирования полностью связаны с поведением организации на рынке. По мнению американского исследователя Потера можно выделить три основных их варианта: лидерства в низких издержках, дифференциации и фокусирования. [2]
Стратегия развития в качестве объекта имеет потенциал и конкурентные преимущества фирмы. В настоящее время принято говорить о четырех видах этой стратегии: роста, умеренного роста, сокращения и комбинированной. Стратегии могут различаться также по своему характеру. В этом отношении можно выделить три вида стратегий: наступательную, наступательно-оборонительную (стратегию стабилизации) и оборонительную (стратегию выживания). Наступательная стратегия чаще всего реализуется через процессы диверсификации производства, его кооперации иди интенсификации рынка. Диверсификация производства может быть вертикальной, предполагающей внедрение в сферу деятельности поставщиков или потребителей, и горизонтальной, связанной с проникновением в смежные отрасли с целью усиления экономической устойчивости организации. Кооперация происходит в форме соглашений о техническом обучении и помощи в освоении производства Интенсификация рынка может заключаться в его развитии,
географической и иной экспансии. Данная стратегия направлена на поиск новых рынков или рыночных сегментов для уже освоенных товаров. Она может проникать на новые географические рынки; выходить на новые сегменты рынка, спрос на которых еще не удовлетворен; по-новому предлагать существующие товары; использовать новые методы распределения и сбыта; сделать более насыщенными усилия по продвижению. Доход обеспечивается благодаря расширению рынка сбыта как в пределах географического региона, так и вне его. Такая стратегия связана со значительными затратами и более рискованна, но в перспективе более доходна [2].
Обобщая теоретические подходы к классификации и базовым моделям диверсификации компании как стратегии развития Н.В.Линдер предлагает матрицу, где каждому типу диверсификации и стадии цикла развития компании выделены стратегические альтернативы.
Таблица 1. Обобщенная матрица диверсификации [3]
Стадия цикла развития компании Диверсификация
продуктов рынков отраслей
Рост Слияние, поглощение Создание совместного предприятия, открытие филиалов Создание, покупка новых предприятий, создание стратегических альянсов
Стабилизация Холдинг Сужение базы компании и масштабов операций Реструктуризация бизнес-портфеля
Выживание Сдвиг Отказ от владения Ликвидация убыточных производств
Одним из вариантов стратегической диверсификации является освоение новых рынков. Стратегия территориальной экспансии является наиболее актуальной для Казахстана и России, характеризующиеся значительным разнообразием регионов как по ландшафтным, климатическим условиям, так и по инфраструктуре, доходам населения, уровню жизни.
Под экспансией понимается расширение, распространение чего-либо за привычные границы, расширение сфер влияния. Экспансия может быть политическая, экономическая, территориальная, осуществляемая экономическими методами (вывоз капитала), а также неэкономическими (вооруженные захваты, политическое давление). Селективный -основанный на свойстве производить отбор, избирательный. Таким образом, селективная территориальная экспансия предполагает оценку потенциала и перспективы развития того или иного региона, что обусловило появление типологии регионов.
Каждой территории свойственен уникальный конкурентный ландшафт, природно-географические условия, инфраструктура, информационная и социальная среда, культурные традиции, рынок ресурсов, действующая система публичного управления, определяющая развитие территории и механизм ее функционирования. Таким образом, для нового географического рынка требуется не только адаптация продукта и уточнение портрета целевого потребителя, но и переоценки ресурсов и компетенций компании, оценки пороговых возможностей (дополнительные производственные мощности, человеческий и организационный потенциал) и других параметров, определяющих уникальность и устойчивость организации на новой территории. Соответственно, стратегия селективной территориальной экспансии включает не только выбор территорий для её реализации, но и большую внутреннюю работу фирмы [4]. При этом два этих направления разработки и реализации стратегии селективной территориальной экспансии являются взаимообусловленными.
Разработка и реализация стратегии селективной территориальной экспансии может быть формализована в виде системы проектов: по адаптации бизнес-процессов;
по расширению/созданию новых производственных мощностей; по организационному моделированию системы управления; по формированию системы взаимоотношений со стейкхолдерами и др. [2] Данные проекты, будучи реализованы в одной системе, обеспечивают синергетический эффект и создание устойчивых конкурентных преимуществ организации на вновь осваиваемых территориях. При разработке проектов в расчет должны приниматься оценки стратегического соответствия, сбалансированности ресурсов, ключевых факторов успеха и возможностей организации на новых территориях. На разработку стратегии оказывает влияние видение руководства, миссия организации, а также ее общий стратегический план. Формируемая система проектов, обеспечивающая реализацию стратегии территориальной экспансии, с позиции областей знаний имеет принципиальные отличия по сравнению с проектами, реализуемыми компанией с целью сохранения конкурентоспособности на освоенной территории.
По мнению Зайковского В.Э. стратегия селективной территориальной экспансии представляет собой генеральную программу действий по расширению деятельности компании за освоенные территориально ограниченные рыночные сферы, базирующуюся на стратегическом соответствии ресурсов, ключевых компетенций организации, ключевых факторов успеха, а также производимой ценности потребностям и ожиданиям целевых потребителей на новом географическом рынке и других заинтересованных сторон (стейкхолдеров), интересы которых предопределены стратегией социально-экономического развития территории [3].
Согласно рисунку 1 разработка и реализация корпоративной стратегии селективной территориальной экспансии содержит действия на трех уровнях:
— управление операционной деятельностью;
— управление программами/проектами;
— стратегический уровень.
Собственно формирование стратегии происходит на стратегическом уровне, а реализация стратегии на соответственно уровнях управления проектами и операционной деятельностью. Однако в процессе реализации стратегии на каждом уровне на каждом этапе могут возникать затруднения или выявляться недостатки стратегии или её частей, что объективно потребует внесение корректировок и поправок, изменений в стратегию селективной территориальной экспансии компании.
Ссылки на источники:
1. Олениченко М. А. Теоретико-методологические аспекты формирования концепции жизненного цикла эффективного промышленного предприятия // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2016. - №2(22). - с.315-324
2. Колесов А. Н. Разработка стратегии региональной экспансии дилерских организаций на потребительском рынке легковых автомобилей с учетом динамики трансакционных издержек: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук - Казань, 2012
3. Зайковский В. Э. Управление экономическими структурами в регионах: оценка привлекательности территории / В. Э. Зайковский, Л. Е. Никифорова, А. В. Новиков // Вестник НГУЭУ. - 2015. - № 1. - С. 201-223
4. Баетова Д. Р. Определение целевых регионов селективной территориальной экспансии // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №2 (ч.3) - с. 11-16.
Dinar Baetova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk
Selective Territorial Expansion
Abstract. The paper considers the strategy of selective territorial expansion as a development strategy for the company. In the life cycle of any company, each period of its existence corresponds to a certain strategy. In the classification of organizational strategies as an offensive development strategy through the intensification of the market, selective territorial expansion of the company is presented. This strategy includes two areas of development and implementation: the exploration of new territorial markets in accordance with the objectives of the strategy and the company's capabilities, as well as the reassessment of the resources and competencies of the company, their correlation and adaptation to new territorial markets.
Keywords: economic expansion, development strategy, strategy development process.
Рисунок 1 - Процесс разработки и реализации корпоративной стратегии территориальной экспансии [2]