ТЕМА НОМЕРА
А.Н. Крылов
Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества
Роль традиционных идентичностей в современном обществе ослабевает, на смену им приходят новые формы и виды самоидентификации личности. В качестве новой идентичности выделена — селебрити-идентичность, дающая возможность человеку идентифицировать себя со звездами и знаменитостями, сформировавшимися в условиях информационного общества. Особенно характерна селебрити-идентичность для молодежной среды. В статье показаны социальные и психологические условия формирования селебрити-идентичности, ее отличительные черты и возрастные особенности. Значительное внимание уделено формированию в контексте утверждения се-лебрити-идентичности возможных личностных и социальных проблем, в числе которых — формирование синдрома поклонения знаменитостям.
Ключевые слова: селебрити-идентичность, эволюция идентичностей, подражание знаменитостям, идентичность молодежи, субидентичность, синдром поклонения знаменитостям, идеализация, конструктивная педагогика, фэн-группы, фэн-объекты, постиндустриальное общество, СМИ, информационное общество.
В то время как в условиях постиндустриального и информационного общества традиционные формы идентификации постепенно утрачивают свою доминирующую роль, появляются новые виды идентичности и новые формы личностной самоидентификации. Эти новые виды и формы особенно ярко проявляются в молодежной среде, потому что эта молодежная среда сама по себе более открыта изменениям. Поиск собственной идентичности осуществляется в данном случае, с одной стороны, на основе выделения себя из общей массы, противопоставления себя авторитетам в лице родителей и взрослого поколения в целом, а с другой стороны — на основе поиска объединяющих факторов с лидерами и законодателями мод из собственной молодежной среды. Конечно, новые виды и формы идентичности выбираются молодым поколением бессознательно. Никто
© Крылов А.Н., 2011
из представителей молодежи не ставит себе сознательной задачи найти объект для подражания и формирования на этом фоне собственной идентичности. Другое дело, что вопросы, особенно остро формируемые человеком в период юношества, вопросы о том, «Кто Я?», «С кем Я?» и «Что есть мое Я?» являются не только вопросами внутренней экзистенциальной потребности о ценностях и смыслах, но и стимулируют к поиску ответов на языке и в стиле, наиболее адекватных своему времени. Процесс изменения форм и видов идентификации, в котором традиционные идентичности не исчезают, но теряют свое значение, в то время как у человека появляются новые, не существовавшие ранее виды идентичности, был определен в одноименной монографии как «эволюция идентичностей» [4].
В рамках вынесенной в заголовок проблемы рассматривается один из видов новых идентичностей — селебрити-идентичность. На фоне других видов новых идентичностей (корпоративная, потребительская и проч.), се-лебрити-идентичность имеет наиболее ярко выраженные возрастные характеристики и специфична большей частью для молодежной среды. Селебрити-идентичность является по своей сути — субидентичностью, потому и степень отождествления находится в зависимости от социальных и психологических условий, в которых находится конкретный индивид. Под селебрити-идентичностью (от англ. celebrity — известная личность) понимается отождествление себя индивидом как поклонника избранной им знаменитости (известной персоны или группы) и/или чувство принадлежности к группе поклонников, с принятием или формированием соответствующих представлений и норм поведения. В контексте селебрити-идентичности часто используются такие понятия как «звезда», «кумир», «знаменитость», «фэн» («фан», «фанат»), «поклонник».
Формирование феномена селебрити-идентичности происходит с XIX века, с развития массовой культуры и массовых коммуникаций [2, р. 60, 133]. Конечно, и в далеком прошлом человеку было присуще идентифицировать себя с какими-либо героями, «знаменитостями» своего времени. В средневековье это проявлялось в подражании святым, в эпоху просвещения и нового времени объектами подражания стали герои романов. Педагоги разных времен стремились создать для подрастающего поколения образцы для подражания и использовали потребность в подражании для воспитательной работы. Между подражанием и идентификацией, конечно, существуют значительные различия. В подражании субъект стремится брать пример относительно отдельных элементов. Это может быть работа, черты характера, отношения. В случае идентификации объект воспринимается целостно, всё должно ему соответствовать.
Насколько можно говорить о селебрити-идентичности как новом социальном явлении? Чем отличается идентификация современного человека с «героями нашего времени» от идентификации человека прошлых исторических периодов с героями своего времени? Какую роль в этом процессе играет
состояние общества и как это отражается на психике отдельно взятого человека? В каких условиях селебрити-идентичность становится актуальной, почему одни люди формируют свою идентичность, используя образы знаменитостей, а другие нет. Эти вопросы, представляющие существенный интерес для социологии, психологии и философии, порождают собой новые вопросы.
Изменилось и отношение современной педагогики к проблеме героя и подражания. В классической педагогике примером для ученика являлся мастер, наставник, а ученик стремился этому мастеру соответствовать. Современная критично-конструктивная педагогика исходит из идей внутреннего развития личности. Личность другого как пример для подражания используется в новом контексте. Современное воспитание строится не на одном ярком образе или примере, а на разнообразии и множестве примеров. В конструктивной педагогике такие образы для воспитания как мастер, герой, учитель теряют свое значение. Вместе с тем, в тех условиях, когда педагогическая теория уводит педагога от воспитания на примере выдающейся личности, отдельные воспитанники находятся в самостоятельном поиске героев, не всегда из-за собственного ограниченного опыта имея возможность оценить состоятельность найденного себе кумира.
Необходимо учесть, что современная знаменитость значительно отличается от героев минувшего времени. В прошлом объектом идентификации становились персоны, имеющие выдающиеся заслуги или достоинства, иногда вымышленные или романтизированные персонажи. Сегодня это наши современники, причем для того, чтобы стать звездой и быть образцом для подражания в наши дни, не нужно обладать мифическим героизмом, огромной силой или ловкостью, особыми моральными качествами, выдающимися умственными способностями. Наоборот, современная знаменитость имеет слабости и пороки. Эта знаменитость, с одной стороны, больше не является сверхчеловеком, а с другой — получает значительное общественное признание, обещающее субъекту идентификации проецировать часть этого признания на самого себя.
Обращаясь к психоанализу, стремление к идентификации со знаменитостями можно объяснить посредством явления идеализации. Под идеализацией понимается процесс, с помощью которого положительные качества и достоинства объекта преувеличиваются, а сам он трактуется как нечто совершенное. Самоотождествление с идеализированным объектом способствует образованию и развитию в личности так называемых идеальных инстанций. Психоанализ, как правило, обращается к вопросу об идеализации применительно к области любовных чувств. В работах о нарциссизме
З. Фрейд писал, что идеализация — это процесс, при котором объект, не меняя своей природы, превозносится и возвеличивается в сознании субъекта. Идеализация, особенно по отношению к родителям — это необходимый этап формирования в субъекте идеальных инстанций. Вместе с тем, идеализация по З. Фрейду не тождественна формированию идеалов
личности; она фактически может относится и к внешнему объекту, как в случае идеализации объектов любви. В этом случае она ярко окрашена нарциссом: «Мы видим, что объект отождествляется с собственным Я, вследствие чего, например, влюбленный переносит на объект большую часть своего нарциссического либидо» [5, с. 154—155].
Существенной отличительной чертой современной знаменитости является ее медийная зависимость и обусловленность. Р. Маттинг считает, что современные звезды являются исключительно творениями средств массовой информации, которые лишь в редких случаях вступают в прямой контакт со своей публикой. Информация о мире звезд достигает поклонников исключительно через средства массовой информации. По словам культуролога Й. Тиле, диалог между звездами и поклонниками происходит в противоречии понятий: «близость-дистанция», «возбуждение-отторжение». А социальный психолог К. Зоммер отмечает, что в данном диалоге особенную роль играют миф и тайна. На этой основе базируются как близость, так и сложность отношений между звездой и ее публикой, что иногда воспринимается в виде каких-то волшебных чар [1, р. 43].
Показательной иллюстрацией к теме взаимосвязи средств массовой коммуникации, информационного общества и селебрити-идентичности стали жизнь и смерть Майкла Джексона. Его творчество на протяжении всей жизни сопровождалось разного рода паблисити, постоянно привлекающих внимание не только и не столько к творчеству, сколько к самой персоне. Смерть и все связанные с нею траурные церемонии еще лучше показали профессиональность и целенаправленность работы с поклонниками. На каждом этапе ослабления внимания в средствах массовой информации появлялись новые подробности, касающиеся знаменитости или новые поводы для ее обсуждения. Прощание с М. Джексоном стало действом глобального масштаба, объединившим и идентифицирующим поклонников. В Берлине поклонники М. Джексона собирались на площадях, зажигая большое количество поминальных свечей перед изображением собственного поп-идола. Памяти артиста посвящены выступления его двойников. Музей мадам Тюс-со положил перед восковой фигурой М. Джексона книгу соболезнований, чем привлек значительное количество посетителей. Большой спортивно-развлекательный комплекс в Берлине был почти полностью заполнен зрителями, желающими посмотреть на экране трансляцию прощальной церемонии из США. Аналогичные и несопоставимые по своему глобальному размаху действия происходили в метрополиях всего мира. Общество впервые смогло увидеть, каким влиянием и какой действенностью может обладать звезда шоу-бизнеса и профессионально организованная кампания.
Само обращение к теме знаменитостей выполняет в обществе собственную коммуникационную роль. Обсуждение жизни кумиров дает основу поиску общих интересов для малознакомых людей, а давно знакомым помогает найти темы для разговоров. Уже обсуждение знаменитостей поз-
воляет выделить сообщество людей, разделяющих одинаковые ценности. Кроме того, обращение к внешности, достижениям, достатку знаменитостей может повлиять и на систему ценностей человека. Немаловажную роль в формировании селебрити-идентичности играет характер освещения знаменитости в СМИ. Особенно в «желтой» прессе они наделяются чертами и качествами, отвечающими массовому сознанию и способствующими их идеализации.
Отдельным категориям поклонников свойственно идеализировать своих кумиров: кумиры представляются самыми красивыми, самыми талантливыми, самыми креативными. В отличие от примеров классического психоанализа в нашем случае идеализируется не тот объект, с которым субъект связан или как минимум знаком в реальной жизни; речь идет об объекте, представления о котором сформировались, как правило, через средства массовой информации или в процессе общения с другими поклонниками. Идеализация характерна не для всех поклонников. Футбольный болельщик не идеализирует личность футболиста. Для футбольного болельщика большее значение имеет групповая принадлежность, результаты матчей и собственная преданность команде. По-другому происходит в отношении звезд музыки, кино и шоу-бизнеса. Кино и музыка, а также характер сообщений об исполнителях в СМИ, имеют большую чувственную направленность и больше подходят для индивидуальной идентификации. В такой идентификации субъект имеет возможность сформировать собственные идеалистические представления об объекте, может отождествлять себя с ним индивидуально. Вопросы групповой принадлежности играют в этом случае другую роль: эта принадлежность становится важной как осознание того, что интересы и действия субъекта находят понимание и признание у других людей. При этом, отождествление с объектом и проекция происходит на индивидуальном уровне.
Посещение мероприятий с участием фэн-объектов [2, р. 17]
спорт музыка кино
никогда 3,1 0,4 0,2
редко 12,9 0,5 2,6
периодически 25,6 6,7 19,8
часто 30,4 39,6 46,6
всегда 28,4 52,8 30,8
По завершении исследований и анализа многочисленных интервью с поклонниками поп-звезд (фэнов), Р. Маттиг выделил два типа музыкальных фэнов:
1. Ценители музыки (посещают концерты, следят за новинками, покупают диски, исполняют сами);
2. Ценители сообщества (для них важно нахождение как в горизонтальных, так и вертикальных сообществах).
Сообщества играют для фэнов особую роль. Горизонтальными сообществами фэнов являются группы, включающие таких же фэнов, в которых имеют место определенные коллективные действия (пение и танцы), позволяющие образовать определенный дух и слиться в единое тело. Вертикальные сообщества ориентированы на отношение между звездой и фэнами. В данном случае предполагается подчиненное положение фэна, идентификация себя со звездой. И в первом и во втором случае ориентация на сообщество обозначает не только включение себя в группу одних, но и отторжение себя от других [1].
По содержательной ориентированности выделяются:
а) ориентированные на продукт (для них важны музыкальные или другие творческих результаты, они являются потребителями готового продукта);
б) сексуально-ориентированные поклонники (для них знаменитость выступает как носитель сексуальности);
в) романтически ориентированные поклонники (для них важен сценический образ знаменитости, то, как этот образ подан, насколько он сочетается с музыкой, личностью кумира).
По уровню привязанности выделяются: почитатели (они интересуются, но недостаточно прочно привязаны к знаменитости или фэн-группе и не идентифицируют себя с фэн-объектом); фэны (согласно приведенному выше определению М. С. Шеферу и Й. Розе) и фэны-сталкеры (увлечение знаменитостью переходит на уровень маниакального фанатизма).
Проведенное в ФРГ социологическое исследование показало, что явное большинство опрошенных фэнов подтвердило, что они в полном восторге от фэн-объекта. 10% опрошенных отметили, что в случае выбора между друзьями и фэн-объектом, выбор будет в пользу фэн-объекта. Между 5 и 10% опрошенных отметили, что фэн-объект определяет их повседневность, 10% сказали, что хотели бы стать такими же, как их фэн-объект [2].
Вернемся к некоторым возрастным особенностям селебрити-идентич-ности. Селебрити-идентичность в юношеском и зрелом возрасте имеет существенные качественные отличия. В подростковом возрасте происходит поиск новых авторитетов, на смену авторитету родителей приходят другие авторитеты, помогающие подростку осознать себя и окружающий мир. Кроме того, селебрити-идентичность в этот период содействует гендерной идентификации. Так, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся артисты мужского пола, а кумирами девочек — женского, а также исполнители-мужчины или солисты мужских коллективов. Девочки, выбирая кумира, формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины. Для девочек более характерно при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя,
на его модность, а для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками» [3]. У взрослого человека селебрити-идентич-ность проявляется в другом качестве. Она определяется потребностью в ориентации, желанием продемонстрировать превосходство и, наконец, заполнить определенный экзистенциальный вакуум.
Экзистенциальный аспект селебрити-идентичности объясняется поиском смысла собственного существования. Идентификация со знаменитостью дает возможность жить жизнью другого человека, пользоваться его ценностями, наделять при его помощи свою собственную жизнь смыслом. Другим аспектом, как в случае с виртуальной идентичностью, является бегство от реальных и повседневных проблем. Вместо того, чтобы жить собственной жизнью, человек сосредотачивается на жизни другого, а наполнение содержания собственной жизни и заполнение свободного времени происходит за счет ориентации на знаменитость, отслеживание ее жизни, поездки на концерты и матчи.
Случаи фанатизма и полной замены собственной идентичности идентичностью избранной селебрити получили название «синдром поклонения знаменитостям» (анг.: Celebrity Worship Syndrome, нем.: Star-Anhimmelungs-syndrom).
Характеристика синдрома поклонения знаменитостям была дана в 2003 году Л. МакКатчеоном из Университета Деври, Флорида и Дж. Хьюраном из Университета Южного Иллинойса сразу в нескольких ведущих изданиях по психологии. Работы, посвященные синдрому, вызвали большую научную дискуссию, в частности была оспорена версификация приводимых данных. Особенно остро критиковалась идея биологической и наследственной обусловленности рассматриваемого заболевания. Тем не менее, даже критики синдрома отмечали актуальность и значимость темы для современного общества. Авторы статей, посвященных синдрому, выделяют три категории развития синдрома поклонения знаменитостям: 1) социальноразвлекательная, 2) интенсивно-личностная, 3) погранично-патологическая.
Социально-развлекательная категория характерна для поклонников-экстравертов, интересующихся жизнью звезд. Данный интерес является для них своего рода развлечением. Знаменитости становятся для этих людей неотъемлемой частью их активной жизни и свободного времени. Такие поклонники получают зависимость от информации о частной жизни знаменитости. Их интересуют любые детали: от марок одежды до отношений с окружающими. Непродолжительное отсутствие информации о жизни звезды развивает в таких поклонниках чувство тревоги, беспокойства и может стать причиной депрессии. К данной категории относится примерно 20 % поклонников.
У поклонников, отнесенных ко второй категории, закрепляется уверенность в своей особой связи с избранной знаменитостью. Выражается это по-разному: от убежденности в неком астральном контакте («Если что-
то случается с кумиром, я чувствую это так, как будто это случилось со мной») до уверенности в кровном родстве. Поклонник становится более зависимым от знаменитости, нервным, напряженным, излишне эмоциональным, страдает перепадами настроения. К этой категории относятся примерно 10 % населения, наиболее склонного к депрессиям.
Категория погранично-патологическая граничит с маниакальностью. Такие поклонники преследуют знаменитостей, хотят всегда находиться рядом, из-за ревности способны причинить вред и даже совершить криминальные поступки («Если ради моего кумира потребуется сделать что-то противозаконное, я смогу пойти на это»). Такое поведение плохо подается контролю и сопряжено с разного рода фантазиями. К третьей категории относится примерно 1 % населения.
В работах большинства авторов, занимающихся проблемой синдрома поклонения знаменитостям, в числе причин развития синдрома отмечаются кризисы или конфликты идентичности, сам синдром определяется как «опасная для общества психопатология». Синдрому подвержены интересующиеся разными областями общественной жизни — спортом, музыкой, телевидением, кино. Главным объединяющим фактором для них является одно: объект поклонения должен быть знаменитым.
Причины, по которым частью идентичности человека становится его селебрити-идентичность, имеют как социальный, так и индивидуальный характер. Многочисленные исследования показывают, что поклонники, для которых знаменитость становится важной частью их жизни и даже частью собственного «Я», имеют к этому определенную психическую предрасположенность. Ярко выраженная селебрити-идентичность может быть связана с более негативным общим отношением к себе, заниженным самоуважением, неуверенностью.
В рамках темы селебрити-идентичности следует рассматривать и идентификацию с героями телесериалов. Даже с учетом того, что эти герои и не являются реально существующими персонами, идентификация зрителей с ними происходит по сценарию, аналогичному идентификации со знаменитостями. Кроме того, герои телесериалов более очеловечены, они живут в сознании зрителя обычной человеческой жизнью и сталкиваются с обычными жизненными трудностями. Даже в том случае, когда зрители никогда не оказывались в представленных в сериале проблемных ситуациях, они убеждены, что в реальной жизни все происходит именно так, как это показано на экране. Повторяемость встречи с одними и теми же героями в значительной мере способствует идентификации с ними. Зритель видит героев в разных ситуациях, додумывает за них определенные действия, ставит себя на место этих героев, в отдельных случаях воспринимает их как реальных соседей или знакомых.
Селебрити-идентичность классифицируется как одна из форм субидентичностей и играет в становлении Я-идентичности человека большей
частью вспомогательную роль. Ее развитие непосредственно связано с социальными и психологическими условиями экзистенции личности в постиндустриальном обществе и объясняется новыми и альтернативными вариантами поиска современной молодежью собственных ответов на извечные человеческие проблемы, связанные с определением ценностей и смыслов.
Литература
1. Mattig, R. Roch und Pop als Ritual. bber das erwachsen Werden in der Mitgliedschaft. Bielefeld: Transcript Veralg, 2009.
2. Roose J, Schдfer M.S., Schmidt-Lux Th. (Hrsg.): Fans. Soziologische Perspektiven. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2010.
3. Белобрагин В. В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. — Москва, 2005.
4. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества
и новое самосознание индивида. М.: Издательство НИБ, 2010.
5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с франц. —
М.: Высш.шк., 1996. С. 154—155.
6. Оберемко В. Фанатизм или идиотизм? Ради кумира поклонники ломают кости и ложатся под нож. Аргументы и факты. № 31, 4.08.2010.
7. Чалдини Р. Психология влияния. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2001.
8. Круглый стол «Проблемы национальной и личностной идентичности в условиях глобализирующегося мира» // Ценности и смыслы. — 2010. — №5(8). — С. 5—21.