Научная статья на тему 'Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества'

Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2217
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕБРИТИ-ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / ПОДРАЖАНИЕ ЗНАМЕНИТОСТЯМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ / СУБИДЕНТИЧНОСТЬ / СИНДРОМ ПОКЛОНЕНИЯ ЗНАМЕНИТОСТЯМ / ИДЕАЛИЗАЦИЯ / КОНСТРУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ФЭН-ГРУППЫ / ФЭН-ОБЪЕКТЫ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / СМИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / CELEBRITY IDENTITY / CELEBRITIES IMITATING / THE IDENTITY OF YOUNG PEOPLE / SUB IDENTITY / IDEALIZATION / CONSTRUCTIVE PEDAGOGY / FAN GROUPS / FAN OBJECTS / POSTINDUSTRIAL SOCIETY / MASS MEDIA / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крылов Александр Николаевич

Роль традиционных идентичностей в современном обществе ослабевает, на смену им приходят новые формы и виды самоидентификации личности. В качестве новой идентичности выделена селебрити-идентичность, дающая возможность человеку идентифицировать себя со звездами и знаменитостями, сформировавшимися в условиях информационного общества. Особенно характерна селебрити-идентичность для молодежной среды. В статье показаны социальные и психологические условия формирования селебрити-идентичности, ее отличительные черты и возрастные особенности. Значительное внимание уделено формированию в контексте утверждения селебрити-идентичности возможных личностных и социальных проблем, в числе которых формирование синдрома поклонения знаменитостям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Celebrity identity as an element of self identification of young people in postindustrial society

The role of traditional identities is weakened in contemporary society. They are substituted by new forms and types of self identification personality. Celebrity identity is selected as a new identity, enabling a person to identify himself with stars and celebrities, formed in the information society. Celebrity identity is a special characteristic among the youth. The article shows the social and psychological conditions of celebrity identify formation, its distinctive features and age peculiarities. Considerable attention is paid to the formation of the possible personal and social problems and the syndrome of worship celebrities among them.

Текст научной работы на тему «Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества»

ТЕМА НОМЕРА

А.Н. Крылов

Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества

Роль традиционных идентичностей в современном обществе ослабевает, на смену им приходят новые формы и виды самоидентификации личности. В качестве новой идентичности выделена — селебрити-идентичность, дающая возможность человеку идентифицировать себя со звездами и знаменитостями, сформировавшимися в условиях информационного общества. Особенно характерна селебрити-идентичность для молодежной среды. В статье показаны социальные и психологические условия формирования селебрити-идентичности, ее отличительные черты и возрастные особенности. Значительное внимание уделено формированию в контексте утверждения се-лебрити-идентичности возможных личностных и социальных проблем, в числе которых — формирование синдрома поклонения знаменитостям.

Ключевые слова: селебрити-идентичность, эволюция идентичностей, подражание знаменитостям, идентичность молодежи, субидентичность, синдром поклонения знаменитостям, идеализация, конструктивная педагогика, фэн-группы, фэн-объекты, постиндустриальное общество, СМИ, информационное общество.

В то время как в условиях постиндустриального и информационного общества традиционные формы идентификации постепенно утрачивают свою доминирующую роль, появляются новые виды идентичности и новые формы личностной самоидентификации. Эти новые виды и формы особенно ярко проявляются в молодежной среде, потому что эта молодежная среда сама по себе более открыта изменениям. Поиск собственной идентичности осуществляется в данном случае, с одной стороны, на основе выделения себя из общей массы, противопоставления себя авторитетам в лице родителей и взрослого поколения в целом, а с другой стороны — на основе поиска объединяющих факторов с лидерами и законодателями мод из собственной молодежной среды. Конечно, новые виды и формы идентичности выбираются молодым поколением бессознательно. Никто

© Крылов А.Н., 2011

из представителей молодежи не ставит себе сознательной задачи найти объект для подражания и формирования на этом фоне собственной идентичности. Другое дело, что вопросы, особенно остро формируемые человеком в период юношества, вопросы о том, «Кто Я?», «С кем Я?» и «Что есть мое Я?» являются не только вопросами внутренней экзистенциальной потребности о ценностях и смыслах, но и стимулируют к поиску ответов на языке и в стиле, наиболее адекватных своему времени. Процесс изменения форм и видов идентификации, в котором традиционные идентичности не исчезают, но теряют свое значение, в то время как у человека появляются новые, не существовавшие ранее виды идентичности, был определен в одноименной монографии как «эволюция идентичностей» [4].

В рамках вынесенной в заголовок проблемы рассматривается один из видов новых идентичностей — селебрити-идентичность. На фоне других видов новых идентичностей (корпоративная, потребительская и проч.), се-лебрити-идентичность имеет наиболее ярко выраженные возрастные характеристики и специфична большей частью для молодежной среды. Селебрити-идентичность является по своей сути — субидентичностью, потому и степень отождествления находится в зависимости от социальных и психологических условий, в которых находится конкретный индивид. Под селебрити-идентичностью (от англ. celebrity — известная личность) понимается отождествление себя индивидом как поклонника избранной им знаменитости (известной персоны или группы) и/или чувство принадлежности к группе поклонников, с принятием или формированием соответствующих представлений и норм поведения. В контексте селебрити-идентичности часто используются такие понятия как «звезда», «кумир», «знаменитость», «фэн» («фан», «фанат»), «поклонник».

Формирование феномена селебрити-идентичности происходит с XIX века, с развития массовой культуры и массовых коммуникаций [2, р. 60, 133]. Конечно, и в далеком прошлом человеку было присуще идентифицировать себя с какими-либо героями, «знаменитостями» своего времени. В средневековье это проявлялось в подражании святым, в эпоху просвещения и нового времени объектами подражания стали герои романов. Педагоги разных времен стремились создать для подрастающего поколения образцы для подражания и использовали потребность в подражании для воспитательной работы. Между подражанием и идентификацией, конечно, существуют значительные различия. В подражании субъект стремится брать пример относительно отдельных элементов. Это может быть работа, черты характера, отношения. В случае идентификации объект воспринимается целостно, всё должно ему соответствовать.

Насколько можно говорить о селебрити-идентичности как новом социальном явлении? Чем отличается идентификация современного человека с «героями нашего времени» от идентификации человека прошлых исторических периодов с героями своего времени? Какую роль в этом процессе играет

состояние общества и как это отражается на психике отдельно взятого человека? В каких условиях селебрити-идентичность становится актуальной, почему одни люди формируют свою идентичность, используя образы знаменитостей, а другие нет. Эти вопросы, представляющие существенный интерес для социологии, психологии и философии, порождают собой новые вопросы.

Изменилось и отношение современной педагогики к проблеме героя и подражания. В классической педагогике примером для ученика являлся мастер, наставник, а ученик стремился этому мастеру соответствовать. Современная критично-конструктивная педагогика исходит из идей внутреннего развития личности. Личность другого как пример для подражания используется в новом контексте. Современное воспитание строится не на одном ярком образе или примере, а на разнообразии и множестве примеров. В конструктивной педагогике такие образы для воспитания как мастер, герой, учитель теряют свое значение. Вместе с тем, в тех условиях, когда педагогическая теория уводит педагога от воспитания на примере выдающейся личности, отдельные воспитанники находятся в самостоятельном поиске героев, не всегда из-за собственного ограниченного опыта имея возможность оценить состоятельность найденного себе кумира.

Необходимо учесть, что современная знаменитость значительно отличается от героев минувшего времени. В прошлом объектом идентификации становились персоны, имеющие выдающиеся заслуги или достоинства, иногда вымышленные или романтизированные персонажи. Сегодня это наши современники, причем для того, чтобы стать звездой и быть образцом для подражания в наши дни, не нужно обладать мифическим героизмом, огромной силой или ловкостью, особыми моральными качествами, выдающимися умственными способностями. Наоборот, современная знаменитость имеет слабости и пороки. Эта знаменитость, с одной стороны, больше не является сверхчеловеком, а с другой — получает значительное общественное признание, обещающее субъекту идентификации проецировать часть этого признания на самого себя.

Обращаясь к психоанализу, стремление к идентификации со знаменитостями можно объяснить посредством явления идеализации. Под идеализацией понимается процесс, с помощью которого положительные качества и достоинства объекта преувеличиваются, а сам он трактуется как нечто совершенное. Самоотождествление с идеализированным объектом способствует образованию и развитию в личности так называемых идеальных инстанций. Психоанализ, как правило, обращается к вопросу об идеализации применительно к области любовных чувств. В работах о нарциссизме

З. Фрейд писал, что идеализация — это процесс, при котором объект, не меняя своей природы, превозносится и возвеличивается в сознании субъекта. Идеализация, особенно по отношению к родителям — это необходимый этап формирования в субъекте идеальных инстанций. Вместе с тем, идеализация по З. Фрейду не тождественна формированию идеалов

личности; она фактически может относится и к внешнему объекту, как в случае идеализации объектов любви. В этом случае она ярко окрашена нарциссом: «Мы видим, что объект отождествляется с собственным Я, вследствие чего, например, влюбленный переносит на объект большую часть своего нарциссического либидо» [5, с. 154—155].

Существенной отличительной чертой современной знаменитости является ее медийная зависимость и обусловленность. Р. Маттинг считает, что современные звезды являются исключительно творениями средств массовой информации, которые лишь в редких случаях вступают в прямой контакт со своей публикой. Информация о мире звезд достигает поклонников исключительно через средства массовой информации. По словам культуролога Й. Тиле, диалог между звездами и поклонниками происходит в противоречии понятий: «близость-дистанция», «возбуждение-отторжение». А социальный психолог К. Зоммер отмечает, что в данном диалоге особенную роль играют миф и тайна. На этой основе базируются как близость, так и сложность отношений между звездой и ее публикой, что иногда воспринимается в виде каких-то волшебных чар [1, р. 43].

Показательной иллюстрацией к теме взаимосвязи средств массовой коммуникации, информационного общества и селебрити-идентичности стали жизнь и смерть Майкла Джексона. Его творчество на протяжении всей жизни сопровождалось разного рода паблисити, постоянно привлекающих внимание не только и не столько к творчеству, сколько к самой персоне. Смерть и все связанные с нею траурные церемонии еще лучше показали профессиональность и целенаправленность работы с поклонниками. На каждом этапе ослабления внимания в средствах массовой информации появлялись новые подробности, касающиеся знаменитости или новые поводы для ее обсуждения. Прощание с М. Джексоном стало действом глобального масштаба, объединившим и идентифицирующим поклонников. В Берлине поклонники М. Джексона собирались на площадях, зажигая большое количество поминальных свечей перед изображением собственного поп-идола. Памяти артиста посвящены выступления его двойников. Музей мадам Тюс-со положил перед восковой фигурой М. Джексона книгу соболезнований, чем привлек значительное количество посетителей. Большой спортивно-развлекательный комплекс в Берлине был почти полностью заполнен зрителями, желающими посмотреть на экране трансляцию прощальной церемонии из США. Аналогичные и несопоставимые по своему глобальному размаху действия происходили в метрополиях всего мира. Общество впервые смогло увидеть, каким влиянием и какой действенностью может обладать звезда шоу-бизнеса и профессионально организованная кампания.

Само обращение к теме знаменитостей выполняет в обществе собственную коммуникационную роль. Обсуждение жизни кумиров дает основу поиску общих интересов для малознакомых людей, а давно знакомым помогает найти темы для разговоров. Уже обсуждение знаменитостей поз-

воляет выделить сообщество людей, разделяющих одинаковые ценности. Кроме того, обращение к внешности, достижениям, достатку знаменитостей может повлиять и на систему ценностей человека. Немаловажную роль в формировании селебрити-идентичности играет характер освещения знаменитости в СМИ. Особенно в «желтой» прессе они наделяются чертами и качествами, отвечающими массовому сознанию и способствующими их идеализации.

Отдельным категориям поклонников свойственно идеализировать своих кумиров: кумиры представляются самыми красивыми, самыми талантливыми, самыми креативными. В отличие от примеров классического психоанализа в нашем случае идеализируется не тот объект, с которым субъект связан или как минимум знаком в реальной жизни; речь идет об объекте, представления о котором сформировались, как правило, через средства массовой информации или в процессе общения с другими поклонниками. Идеализация характерна не для всех поклонников. Футбольный болельщик не идеализирует личность футболиста. Для футбольного болельщика большее значение имеет групповая принадлежность, результаты матчей и собственная преданность команде. По-другому происходит в отношении звезд музыки, кино и шоу-бизнеса. Кино и музыка, а также характер сообщений об исполнителях в СМИ, имеют большую чувственную направленность и больше подходят для индивидуальной идентификации. В такой идентификации субъект имеет возможность сформировать собственные идеалистические представления об объекте, может отождествлять себя с ним индивидуально. Вопросы групповой принадлежности играют в этом случае другую роль: эта принадлежность становится важной как осознание того, что интересы и действия субъекта находят понимание и признание у других людей. При этом, отождествление с объектом и проекция происходит на индивидуальном уровне.

Посещение мероприятий с участием фэн-объектов [2, р. 17]

спорт музыка кино

никогда 3,1 0,4 0,2

редко 12,9 0,5 2,6

периодически 25,6 6,7 19,8

часто 30,4 39,6 46,6

всегда 28,4 52,8 30,8

По завершении исследований и анализа многочисленных интервью с поклонниками поп-звезд (фэнов), Р. Маттиг выделил два типа музыкальных фэнов:

1. Ценители музыки (посещают концерты, следят за новинками, покупают диски, исполняют сами);

2. Ценители сообщества (для них важно нахождение как в горизонтальных, так и вертикальных сообществах).

Сообщества играют для фэнов особую роль. Горизонтальными сообществами фэнов являются группы, включающие таких же фэнов, в которых имеют место определенные коллективные действия (пение и танцы), позволяющие образовать определенный дух и слиться в единое тело. Вертикальные сообщества ориентированы на отношение между звездой и фэнами. В данном случае предполагается подчиненное положение фэна, идентификация себя со звездой. И в первом и во втором случае ориентация на сообщество обозначает не только включение себя в группу одних, но и отторжение себя от других [1].

По содержательной ориентированности выделяются:

а) ориентированные на продукт (для них важны музыкальные или другие творческих результаты, они являются потребителями готового продукта);

б) сексуально-ориентированные поклонники (для них знаменитость выступает как носитель сексуальности);

в) романтически ориентированные поклонники (для них важен сценический образ знаменитости, то, как этот образ подан, насколько он сочетается с музыкой, личностью кумира).

По уровню привязанности выделяются: почитатели (они интересуются, но недостаточно прочно привязаны к знаменитости или фэн-группе и не идентифицируют себя с фэн-объектом); фэны (согласно приведенному выше определению М. С. Шеферу и Й. Розе) и фэны-сталкеры (увлечение знаменитостью переходит на уровень маниакального фанатизма).

Проведенное в ФРГ социологическое исследование показало, что явное большинство опрошенных фэнов подтвердило, что они в полном восторге от фэн-объекта. 10% опрошенных отметили, что в случае выбора между друзьями и фэн-объектом, выбор будет в пользу фэн-объекта. Между 5 и 10% опрошенных отметили, что фэн-объект определяет их повседневность, 10% сказали, что хотели бы стать такими же, как их фэн-объект [2].

Вернемся к некоторым возрастным особенностям селебрити-идентич-ности. Селебрити-идентичность в юношеском и зрелом возрасте имеет существенные качественные отличия. В подростковом возрасте происходит поиск новых авторитетов, на смену авторитету родителей приходят другие авторитеты, помогающие подростку осознать себя и окружающий мир. Кроме того, селебрити-идентичность в этот период содействует гендерной идентификации. Так, музыкальными кумирами мальчиков чаще становятся артисты мужского пола, а кумирами девочек — женского, а также исполнители-мужчины или солисты мужских коллективов. Девочки, выбирая кумира, формируют в себе стереотипы, эталоны идеального современного мужчины. Для девочек более характерно при выборе музыкального кумира ориентироваться на привлекательную внешность исполнителя,

на его модность, а для мальчиков более значимыми мотивами выбора кумира являются мотивы: «слушают мои ровесники», «музыка помогает в общении со сверстниками» [3]. У взрослого человека селебрити-идентич-ность проявляется в другом качестве. Она определяется потребностью в ориентации, желанием продемонстрировать превосходство и, наконец, заполнить определенный экзистенциальный вакуум.

Экзистенциальный аспект селебрити-идентичности объясняется поиском смысла собственного существования. Идентификация со знаменитостью дает возможность жить жизнью другого человека, пользоваться его ценностями, наделять при его помощи свою собственную жизнь смыслом. Другим аспектом, как в случае с виртуальной идентичностью, является бегство от реальных и повседневных проблем. Вместо того, чтобы жить собственной жизнью, человек сосредотачивается на жизни другого, а наполнение содержания собственной жизни и заполнение свободного времени происходит за счет ориентации на знаменитость, отслеживание ее жизни, поездки на концерты и матчи.

Случаи фанатизма и полной замены собственной идентичности идентичностью избранной селебрити получили название «синдром поклонения знаменитостям» (анг.: Celebrity Worship Syndrome, нем.: Star-Anhimmelungs-syndrom).

Характеристика синдрома поклонения знаменитостям была дана в 2003 году Л. МакКатчеоном из Университета Деври, Флорида и Дж. Хьюраном из Университета Южного Иллинойса сразу в нескольких ведущих изданиях по психологии. Работы, посвященные синдрому, вызвали большую научную дискуссию, в частности была оспорена версификация приводимых данных. Особенно остро критиковалась идея биологической и наследственной обусловленности рассматриваемого заболевания. Тем не менее, даже критики синдрома отмечали актуальность и значимость темы для современного общества. Авторы статей, посвященных синдрому, выделяют три категории развития синдрома поклонения знаменитостям: 1) социальноразвлекательная, 2) интенсивно-личностная, 3) погранично-патологическая.

Социально-развлекательная категория характерна для поклонников-экстравертов, интересующихся жизнью звезд. Данный интерес является для них своего рода развлечением. Знаменитости становятся для этих людей неотъемлемой частью их активной жизни и свободного времени. Такие поклонники получают зависимость от информации о частной жизни знаменитости. Их интересуют любые детали: от марок одежды до отношений с окружающими. Непродолжительное отсутствие информации о жизни звезды развивает в таких поклонниках чувство тревоги, беспокойства и может стать причиной депрессии. К данной категории относится примерно 20 % поклонников.

У поклонников, отнесенных ко второй категории, закрепляется уверенность в своей особой связи с избранной знаменитостью. Выражается это по-разному: от убежденности в неком астральном контакте («Если что-

то случается с кумиром, я чувствую это так, как будто это случилось со мной») до уверенности в кровном родстве. Поклонник становится более зависимым от знаменитости, нервным, напряженным, излишне эмоциональным, страдает перепадами настроения. К этой категории относятся примерно 10 % населения, наиболее склонного к депрессиям.

Категория погранично-патологическая граничит с маниакальностью. Такие поклонники преследуют знаменитостей, хотят всегда находиться рядом, из-за ревности способны причинить вред и даже совершить криминальные поступки («Если ради моего кумира потребуется сделать что-то противозаконное, я смогу пойти на это»). Такое поведение плохо подается контролю и сопряжено с разного рода фантазиями. К третьей категории относится примерно 1 % населения.

В работах большинства авторов, занимающихся проблемой синдрома поклонения знаменитостям, в числе причин развития синдрома отмечаются кризисы или конфликты идентичности, сам синдром определяется как «опасная для общества психопатология». Синдрому подвержены интересующиеся разными областями общественной жизни — спортом, музыкой, телевидением, кино. Главным объединяющим фактором для них является одно: объект поклонения должен быть знаменитым.

Причины, по которым частью идентичности человека становится его селебрити-идентичность, имеют как социальный, так и индивидуальный характер. Многочисленные исследования показывают, что поклонники, для которых знаменитость становится важной частью их жизни и даже частью собственного «Я», имеют к этому определенную психическую предрасположенность. Ярко выраженная селебрити-идентичность может быть связана с более негативным общим отношением к себе, заниженным самоуважением, неуверенностью.

В рамках темы селебрити-идентичности следует рассматривать и идентификацию с героями телесериалов. Даже с учетом того, что эти герои и не являются реально существующими персонами, идентификация зрителей с ними происходит по сценарию, аналогичному идентификации со знаменитостями. Кроме того, герои телесериалов более очеловечены, они живут в сознании зрителя обычной человеческой жизнью и сталкиваются с обычными жизненными трудностями. Даже в том случае, когда зрители никогда не оказывались в представленных в сериале проблемных ситуациях, они убеждены, что в реальной жизни все происходит именно так, как это показано на экране. Повторяемость встречи с одними и теми же героями в значительной мере способствует идентификации с ними. Зритель видит героев в разных ситуациях, додумывает за них определенные действия, ставит себя на место этих героев, в отдельных случаях воспринимает их как реальных соседей или знакомых.

Селебрити-идентичность классифицируется как одна из форм субидентичностей и играет в становлении Я-идентичности человека большей

частью вспомогательную роль. Ее развитие непосредственно связано с социальными и психологическими условиями экзистенции личности в постиндустриальном обществе и объясняется новыми и альтернативными вариантами поиска современной молодежью собственных ответов на извечные человеческие проблемы, связанные с определением ценностей и смыслов.

Литература

1. Mattig, R. Roch und Pop als Ritual. bber das erwachsen Werden in der Mitgliedschaft. Bielefeld: Transcript Veralg, 2009.

2. Roose J, Schдfer M.S., Schmidt-Lux Th. (Hrsg.): Fans. Soziologische Perspektiven. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2010.

3. Белобрагин В. В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.05. — Москва, 2005.

4. Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества

и новое самосознание индивида. М.: Издательство НИБ, 2010.

5. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с франц. —

М.: Высш.шк., 1996. С. 154—155.

6. Оберемко В. Фанатизм или идиотизм? Ради кумира поклонники ломают кости и ложатся под нож. Аргументы и факты. № 31, 4.08.2010.

7. Чалдини Р. Психология влияния. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2001.

8. Круглый стол «Проблемы национальной и личностной идентичности в условиях глобализирующегося мира» // Ценности и смыслы. — 2010. — №5(8). — С. 5—21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.