Научная статья на тему 'Секторальные меры как стимулятор развития неконкурентоспособных отраслей российской экономики'

Секторальные меры как стимулятор развития неконкурентоспособных отраслей российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПИИ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микаелян Инга Ваагновна

В статье поднимается проблематика перехода российской экономики на инновационный путь развития. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях падения цен на энергоресурсы, а также ослабления курса рубля. В этих условиях перед государством возникает задача стимулирования развития экономики. Для эффективного стимулирования государственная политика должна быть направлена на создание экономически благоприятных условий для инвестирования в рамках отдельных неконкурентоспособных отраслей путем их налогового регулирования, предполагающего изменение вида налогов, налоговых ставок, установление налоговых льгот. Для оценки величины налогового стимулирования в статье предлагается комплекс моделей для стимулирования притока иностранных инвестиций в неконкурентоспособные отрасли российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTORAL DEVELOPMENT AS A STIMULANT OF UNCOMPETITIVE RUSSIAN INDUSTRY

This article raises the problems of transition the Russian economy to the Innovative path of development. This problem becomes critical in conditions of the fall in energy prices and the weakening of the ruble. In these circumstances, the State has a task of the economic development. For effective stimulation, State policy should be aimed at creating favorable conditions for investment in selected non-competitive sectors. For this should be worked out tax regulation methods, implying a change in the form of taxes, tax rates, tax deductions. To assess the tax incentives in the article proposes a set of models to encourage foreign investment in non-competitive sectors of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Секторальные меры как стимулятор развития неконкурентоспособных отраслей российской экономики»

УДК 338.242.4:332.012.3

ИВ. Микаелян СЕКТОРАЛЬНЫЕ МЕРЫ КАК СТИМУЛЯТОР

РАЗВИТИЯ НЕКОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ОТРАСЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье поднимается проблематика перехода российской экономики на инновационный путь развития. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях падения цен на энергоресурсы, а также ослабления курса рубля. В этих условиях перед государством возникает задача стимулирования развития экономики. Для эффективного стимулирования государственная политика должна быть направлена на создание экономически благоприятных условий для инвестирования в рамках отдельных неконкурентоспособных отраслей путем их налогового регулирования, предполагающего изменение вида налогов, налоговых ставок, установление налоговых льгот. Для оценки величины налогового стимулирования в статье предлагается комплекс моделей для стимулирования притока иностранных инвестиций в неконкурентоспособные отрасли российской экономики.

Ключевые слова: ПИИ, инвестиции, конкурентоспособность.

Inga Mikadyan SECTORAL DEVELOPMENT AS A STIMULANT

OF UNCOMPETITIVE RUSSIAN INDUSTRY

Annotation. This article raises the problems of transition the Russian economy to the Innovative path of development. This problem becomes critical in conditions of the fall in energy prices and the weakening of the ruble. In these circumstances, the State has a task of the economic development. For effective stimulation, State policy should be aimed at creating favorable conditions for investment in selected non-competitive sectors. For this should be worked out tax regulation methods, implying a change in the form of taxes, tax rates, tax deductions. To assess the tax incentives in the article proposes a set of models to encourage foreign investment in non-competitive sectors of the Russian economy. Keywords: FDI, investment, competitiveness.

На сегодняшний день основной задачей России является переход на инновационную траекторию развития, что требует мощной активизации инвестиционных процессов, создания современных научно-технических разработок, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности производства. Это особенно актуально в сложившихся условиях, учитывая сырьевую направленность развития экономики России. Ослабление рубля в конце 2014 года как рентген проявило все проблемы, свойственные российской экономике. Существенное подорожание импортной продукции четко обозначило наиболее слабые отрасли страны. Впрочем, утрата конкурентоспособности отечественных производителей, о чем свидетельствует увеличение импорта и падение экспорта, к сожалению, актуально для многих отраслей народного хозяйства. Их ориентированность исключительно на внутренний рынок сбыта, связанная с низкой конкурентоспособностью продукции за пределами страны, говорит о необходимости принятия определенных решений, направленных не столько на модернизацию конкретных отраслей, сколько на использование и внедрение передовых практик и инновационных технологий. Согласно данным официальной статистики, в 2013 году лишь для 22 из 96 товарных групп характерно преобладание экспорта над импортом. При исключении экспорта сырья можно говорить о конкурентоспособности продукции военно-промышленного комплекса (в частности авиационной и ракетно-космической отрасли), химической промышленности, а также металлургии и металлообрабатывающей промышленности. При этом именно на эти группы приходится около 90 % экспорта страны.

© Микаелян И.В., 2015

Таким образом, внедрение инновационных технологий в производство стало не только необходимостью, но вопросом существования России как независимого государства. Ведь решение давно назревших проблем нужно для обеспечения экономической и продовольственной безопасности страны, о котором так яро в течение последних 20-30 лет пишут представители научного сообщества России [1; 2; 4].

Однако, переход на инновационные рельсы развития довольно сложная задача, требующая определенного технологического скачка, осуществить который самостоятельно трудно и не всегда возможно. Для этого требуются соответствующие людские ресурсы, проработанная научная и технологическая база, что не всегда имеется в наличии. Впрочем, в последнем случае решение проблемы связано с привлечением не столько российских, сколько иностранных инвестиций, направленных на перенос передового опыта в управлении и производстве внутрь страны. С этой точки зрения сегодня невозможно переоценить роль государства как регулятора, создающего условия развития отдельных отраслей российской экономики. Но в условиях наличия неограниченного инструментария арсенал мер по стимулированию перехода экономики на инновационный путь развития практически не используется, а если и используется, то не в полной мере.

На сегодняшний день основная сложность на пути к созданию реально работающих решений, которые бы повлияли на текущие реалии отраслей с целью стимулирования развития отечественных предприятий, заключается в особенностях сложной организации каждого из секторов российской экономики. Наличие разных «узких мест», ограничивающих производственный потенциал, с точки зрения качества конечной продукции или ее себестоимости, в рамках отдельных отраслей экономики делает невозможным и неэффективным применение единых принципов государственного регулирования. В этой связи необходимость применения секторальных мер не вызывает сомнений.

До августа 2012 года основным инструментом по поддержке отечественных производителей, а также привлечения иностранных инвестиций было применение мер таможенного регулирования [3]. Так, введение высоких таможенных пошлин на ввоз иномарок, появление платежеспособного спроса внутри страны, а также реализация мер государственной поддержки путем введения режима промышленной сборки в автомобильной отрасли привели к приходу на российский рынок иностранных автоконцернов. Секторальный характер данных мер позволил создать условия, при которых производство автомобилей внутри страны стало более выгодным, чем их ввоз в Россию. Ограничения, установленные на уровень локализации, при которых действовал режим промышленной сборки, способствовали притоку новых технологий в отрасль. Однако, вступление России в ВТО существенно ограничило возможности применения мер таможенного регулирования.

В сложившихся условиях государственная политика должна быть направлена на создание экономически благоприятных условий для инвестирования в рамках отдельных неконкурентоспособных отраслей путем их налогового регулирования, предполагающего изменение вида налогов, налоговых ставок, установление налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Многие страны мира уже активно используют налоговое регулирование с целью усиления конкурентоспособности отдельных отраслей экономики, а также для поддержки местных производителей. Существенные налоговые льготы получают высокотехнологичные проекты, компании, осуществляющие инвестиции в НИОКР, экспортоориентированные предприятия и т.д.

Однако наряду с пониманием необходимости применения мер налогового регулирования для развития отдельных отраслей экономики страны возникает задача по определению размеров налоговых льгот, которые будут способствовать привлечению иностранных инвестиций в отрасль. Предлагается модель, которая позволяет определить объем налоговых льгот или прямых финансовых субсидий и основывается на следующей логике: компания при определении стратегии обслуживания

рынка сравнивает две альтернативные стратегии (см. рисунок).

Стратегия 1 предполагает продолжение обслуживания рынка страны 1 путем экспорта товаров из страны 2. В этом случае ожидаемая прибыль компании (Пх) составит:

пх =Т-

[qt •(Pi,t —cu)-(i-Ли)J

(1)

t=1 (i + i)

Стратегии 2 предполагает организацию производства внутри потенциальной страны-

импортера. При этом ожидаемая прибыль компании (п F ) составит;

qt [(P2,t — С2,t )J(l Л2,t )- If,

nF =Z

t=1

(1+j )t

(2)

где T — период, в течение которого фирма планирует производить товара A для обслуживания рынка страны 1, p1t (p2 t)—цена единицы товара А, по которой она реализуется в стране 2 в t-ом периоде

при выборе стратегии 1 (2), c1t (c2t) — себестоимость производства единицы товара А в стране 1 (стране 2) в t-ом периоде, qt — количество товара А, которое будет реализовано на рынке страны 1 в t-ом периоде, вне зависимости от выбранной стратегии, 7/1t (л)—ставка налога на прибыль страны 1 (страны 2) в t-ом периоде, If t — объем прямых иностранных инвестиций, вклад нерезидента для организации производства товара А в стране 2 в t-ом периоде, Т2 — коэффициент, показывающий насколько ввозные таможенные пошлины страны 2 увеличивают стоимость конечного товара А, i (j)— ставка дисконтирования при выборе стратегии 1 (2). Стратегия производства Ml

Страна 1

Страна 2

Обслуживание

\ рынка страны 1 \ Производство

1 > товара А

Оценка рынка > <

страны 1

Экспорт товара А

Обслуживание [ рынка cmj)(i/ibi 2

Оценка рынка, анализ спроса, предпочтений потребителей на рынке страны 2

Стратегия производства №.2 Страна 1

Обслуживание

! рынка страны 1 Производство

1 » товара А

Оценка рынка

страны 1

Страна 2

Обмен технологиями

производства и ^ маркетинга ^

| Одслулсиваниё

траны 2 Производство

1-► товара А

Оценка рынка страны 2

Рис. 1 Стратегии обслуживания рынка страны-импортера Выбор стратегии производства товара А зависит от значений функций Пх и П¥, а также от

знака щ = ПР — Пх . При щ < 0 значение || будет представлять собой минимально-необходимый

объем государственного стимулирования (финансовых субсидий), при котором для иностранного инвестора будут одинаково эффективны обе стратегии обслуживания рынка страны 2.

На практике чаще всего в качестве методов стимулирования притока ПИИ применяются налоговые льготы. Тогда экономический эффект от предоставления налоговых льгот должен быть эквивалентен значению ||.

В случае снижения ставки налога на прибыль для компаний с участием ПИИ со ставки % до % значение сниженной ставки налога на прибыль, действующей в течение N лет, определяется следующим образом:

N

И, 'к, — ,2,)к —*)"

= И- (3)

= И. (4)

(1 +1)

При предоставлении «налоговых каникул», в течение которых компания не будет выплачивать налог на прибыль, срок действия налоговых льгот N определяется следующим образом:

1 [(Р2,, — с2, )]

_ (1+1У _

Проведение модельных расчетов в рамках нескольких типовых проектов, ориентированных на определенную отрасль, позволят определить диапазон показателей финансовых и налоговых льгот (||, N , %), обеспечивающих привлекательные условия для притока ПИИ. Помимо этого применение агрегированных среднеотраслевых данных также позволит определить меры государственного стимулирования, которые улучшат инвестиционный климат в отрасли.

Библиографический список

1. Водянова, В. В. Экономическая безопасность. Системное представление: монография / В. В. Водянова. -М. : ГУУ, 2010. - 176 с.

2. Заичкин, Н. И. Продовольственная безопасность России в условиях санкций / Н.И. Заичкин, И.В. Микае-лян // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. — № 2. - С. 90—93.

3. Микаелян, И. В. Таможенное регулирование как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций / И. В. Микаелян // Материалы 16-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2011». - 2011. — Выпуск 2. - С. 17—18

4. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / В. К. Сенчагов, В. И. Павлов, М. И. Гельвановский [и др.] ; под ред. В. К. Сенчагова. — 4-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 815 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.