Научная статья на тему 'Сектор услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «Глобальных изменений»: состояние, функции, перспективы'

Сектор услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «Глобальных изменений»: состояние, функции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL SYSTEM / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ФУНКЦИИ / FUNCTION / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / СЕКТОР УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / SECTOR / HIGHER EDUCATION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гречко М.В.

Предмет. Статья посвящена исследованию состояния и функций сектора услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «глобальных изменений», что является одной из значимых и актуальных задач в экономическом анализе. Цели и задачи. В качестве научной цели обозначена проблема формального описания состояния, трендов и функций сектора услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «глобальных изменений» с позиций политэкономической, эволюционной и институциональной экономической теории. Автор исходит из предположения о том, что на существующем этапе социально-экономического развития страны необходим сопряженный характер развития образования и остальных сфер национальной экономики. С учетом задач исследования идентифицированы основные функции сектора услуг высшего образования отечественной экономики, а также дано концептуальное обоснование особой роли сферы образования, выступающей основным драйвером происходящих «глобальных изменений». Методология. Исследование базируется на общей политэкономической теории, а также эволюционной и институциональной экономической теории, позволивших доказать, что в условиях высокой скорости обновления знаний и информации требуется соответствующий уровень адаптации основных субъектов рынка к изменяющимся внешним условиям и факторам. Это подразумевает внутреннюю модернизацию сектора услуг высшего образования, выражающуюся в индивидуализации образовательных траекторий, создании игровых онлайн-сред, дистанционных школ и университетов, использовании электронных наставников и др. Результаты. С помощью теории интеллектуального капитала, методов структурного, институционального, системного анализа и инструментального проектирования показано, что переход к инновационному образованию должен строиться на новой функциональной основе. Это обусловливает вычленение качественно иных функций сектора услуг высшего образования в условиях эпохи «глобальных изменений», меняющих всю парадигму развития высшей школы. Выводы и значимость. Полученные результаты могут стать основой для формирования фундамента опережающего развития национальной экономики при переходе ее к постиндустриальному этапу, повышения как внутренней, так и внешней ее эффективности. Практические результаты могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегии социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гречко М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sector of higher education services during the era of global changes: current condition, functions, prospects

Importance The article investigates the sector of higher education services, its condition and functions during global changes. Objectives The research formally describes the conditions, trends and functions of the higher education sector during global changes in terms of political economy, evolutionary and institutional theory of economics. I assume that currently the country needs education and other economic sectors develop consistently. Methods The research draws upon the general theory of political economy, and evolutionary and institutional theory of economics. Results Drawing upon the theory of intellectual capital, methods of structural, institutional, systems analysis and instrumental design, I demonstrate that the country needs a new functional framework to expand innovative education. Conclusions and Relevance The outcome may underlie the accelerated development of the national economy, when it enters its post-industrial phase; increase its internal and external efficiency. The practical results can be used by governmental authorities to formulate the national socio-economic development strategy.

Текст научной работы на тему «Сектор услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «Глобальных изменений»: состояние, функции, перспективы»

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 2 (2016) 17-26 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) Устойчивое развитие экономики

ISSN 2073-2872 (Print)

СЕКТОР УСЛУГ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ В ЭПОХУ «ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ»: СОСТОЯНИЕ, ФУНКЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Михаил Викторович ГРЕЧКО

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса, Южный федеральный университет,

Ростов-на-Дону, Российская Федерация

MVGrechko@mail.ru

История статьи:

Принята 30.10.2015 Принята в доработанном виде 20.11.2015 Одобрена 14.12.2015

УДК 334.7

JEL: А22, 121, L50, 047

Ключевые слова: система образования, интеллектуальный капитал, функции, информационные технологии, сектор услуг высшего образования

Аннотация

Предмет. Статья посвящена исследованию состояния и функций сектора услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «глобальных изменений», что является одной из значимых и актуальных задач в экономическом анализе.

Цели и задачи. В качестве научной цели обозначена проблема формального описания состояния, трендов и функций сектора услуг высшего образования отечественной экономики в эпоху «глобальных изменений» с позиций политэкономической, эволюционной и институциональной экономической теории. Автор исходит из предположения о том, что на существующем этапе социально-экономического развития страны необходим сопряженный характер развития образования и остальных сфер национальной экономики. С учетом задач исследования идентифицированы основные функции сектора услуг высшего образования отечественной экономики, а также дано концептуальное обоснование особой роли сферы образования, выступающей основным драйвером происходящих «глобальных изменений». Методология. Исследование базируется на общей политэкономической теории, а также эволюционной и институциональной экономической теории, позволивших доказать, что в условиях высокой скорости обновления знаний и информации требуется соответствующий уровень адаптации основных субъектов рынка к изменяющимся внешним условиям и факторам. Это подразумевает внутреннюю модернизацию сектора услуг высшего образования, выражающуюся в индивидуализации образовательных траекторий, создании игровых онлайн-сред, дистанционных школ и университетов, использовании электронных наставников и др.

Результаты. С помощью теории интеллектуального капитала, методов структурного, институционального, системного анализа и инструментального проектирования показано, что переход к инновационному образованию должен строиться на новой функциональной основе. Это обусловливает вычленение качественно иных функций сектора услуг высшего образования в условиях эпохи «глобальных изменений», меняющих всю парадигму развития высшей школы.

Выводы и значимость. Полученные результаты могут стать основой для формирования фундамента опережающего развития национальной экономики при переходе ее к постиндустриальному этапу, повышения как внутренней, так и внешней ее эффективности. Практические результаты могут быть использованы органами государственной власти при разработке стратегии социально-экономического развития страны.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение. Контекст рассматриваемой проблемы

Необходимость углубленной разработки научной проблемы - исследования состояния, выявления отклонений, причин, их детерминирующих, и идентификации функций сектора услуг высшего образования экономики России обусловлена следующей совокупностью взаимосвязанных обстоятельств. В начале XXI в. мы наблюдаем ряд системных процессов, меняющих всю архитектуру общественной жизни и социально-экономических отношений. Идет революция, связанная с внедрением автоматизированных решений, и ее атрибутивными характеристиками выступают следующие процессы:

1) происходит развитие неиерархических организаций (сообществ независимых производителей), которые при помощи 1Т-технологий имеют возможность координировать продажи, производство, инвестиции в оборудование и человеческий капитал. Главными задачами управления является поиск механизмов распределенного управления (формирование, координация и оценка распределенных мобильных команд специалистов под конкретные проекты);

2) возрастает роль «секторов генерации знаний» по отношению к остальным отраслям экономики. Помимо привычного обучения навыкам и знаниям, развиваются когнитивные навыки, позволяющие осваивать продуктивные

состояния сознания неформализованные знания»;

и

«извлекать

3) наблюдается сопряжение информационных технологий со всеми отраслями экономики и процессами, там протекающими -проектирование, транспортировка, управление ресурсами (материальными), маркетинг, управление ресурсами (нематериальными). Наблюдается рост связанности мира за счет телекоммуникационных решений, цифровые решения становятся все более мобильными, развиваются новые среды для работы, образования и досуга;

4) изменяется устройство индивидуальной и общественной жизни, влекущее за собой устаревание профессий. Этот процесс проходит эволюционно в три стадии: а) эксперименты по замене профессий новыми технологическими решениями; б) массовый характер замены в отраслях реального сектора экономики; в) «смерть профессии».

Необходимо отметить, что скорость обозначенных изменений увеличивается, а сложность профессиональных задач и необходимых для их решения навыков и компетенций существенно возрастает1. Особая роль в указанном контексте принадлежит образованию, выступающему основным драйвером происходящих «глобальных изменений». Все это актуализирует внимание многих ученых и практиков к исследованию обозначенной сферы и секторов, в нее входящих, с целью определения дальнейшей траектории ее развития, принимая во внимание тезис о сопряженном характере развития сферы образования и остальных сфер национальной экономики.

Эпоха «глобальных изменений» и образование: состояние, тренды

Сопряженный характер развития сферы образования и остальных секторов национальной экономики означает, что при высоких темпах экономического развития высшее образование должно развиваться опережающими темпами для формирования критического объема

интеллектуального капитала, особенно при формировании инновационной модели развития экономики. В противном случае будет возникать

1 Научный потенциал и инновационная активность в России - 2007: стат. сб. / под ред. Е.В. Семенова. М.: Знак, 2008. 200 с.; ЧенцоваМ.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы // Вестник Финансовой академии. 2008. № 2. С. 118-125.

разрыв между развитием сферы образования и плацдармами новой экономики, что чревато падением темпов экономического роста. Для перехода на траекторию инновационного развития и закрепления плацдармов преобразований необходимо эффективно управлять

существующими интеллектуальными ресурсами и организовывать их активное воспроизводство в сфере образования. Образование, как один из секторов генерации знаний, обеспечивает воспроизводство человеческого капитала необходимого качества и структуры как альтернативы сырьевой ориентации и активного элемента реализации инновационной стратегии функционирования общества.

Обозначим четыре исходных (инварианты последующего анализа):

положения

1) эпоха «глобальных изменений» - это временной промежуток, характеризующийся высокой скоростью обновления знаний и информации и требующий соответствующего уровня адаптации основных субъектов рынка к изменяющимся внешним условиям и факторам;

2) образование (несмотря на то, что считается консервативной сферой) в последние десятилетия начинает претерпевать серьезные трансформации, обусловленные развитием и применением новых информационных и коммуникационных технологий (онлайн-курсы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры и др.);

3) образование становится еще более индивидуализированным, то есть происходит точечная адаптация содержания и процесса обучения под запросы учащегося и его индивидуальные особенности (скорость обучения, форма обучения и др.);

4) образование перестает быть этапом жизни индивида, а становится непрерывным процессом, сопровождающим его на протяжении всей жизни.

Трансформация сферы образования,

обусловленная развитием новых 1Т-инструментов и технологий, предполагает использование кросс-отраслевой специализации, проявляющейся в формировании у индивида особого набора знаний, навыков и компетенций, предоставляющей ему эксклюзивную возможность быть востребованным в условиях отраслевой интеграции. Указанный процесс обусловлен увеличением объема передаваемых данных и моделей для их обработки

(big data), построение семантических систем, развитие нейроинтерфейсов и др. В ответ на указанные трансформационные изменения появляются новые виды и механизмы занятости. Показательно, что около 60% общего прироста рынка труда в США 2014 г. происходило за счет специальностей, которых не существовало еще 10 лет назад. В опубликованном недавно Атласе перспективных профессий отражен список перспективных профессий, востребованных через 15-20 лет (табл. 1).

Анализ данных табл. 1 дает возможность констатировать, что изменяющееся устройство социально-экономической системы детерминирует трансформацию «карты профессий». Не вызывает сомнений, что в скором будущем трансформируется и вся структура занятости. Научно указанный процесс нашел свое подтверждение в теории Д. Аутора, который построил кривую, отражающую изменение занятости в отраслях промышленности США с 1980 по 2005 г. в зависимости от квалификации работников.

Анализ кривой позволяет зафиксировать динамику роста занятости среди низко- и высококвалифицированных работников и сокращение ее среди работников средней квалификации. Это обусловлено тем обстоятельством, что работники среднего уровня квалификации обладают типизированным набором компетенций, которые могут быть легко автоматизируемыми. Широкое распространение автоматизированных решений для задач среднего уровня сложности является экономически привлекательным (более дешевым) и вытесняет человека из указанного процесса создания добавочной стоимости.

Задачи, выполняемые специалистами среднего уровня квалификации, полностью переходят к интеллектуальным программам. Объем данных и их сложность возрастает, человеку становится сложно быстро и качественно обрабатывать подобный поток информации. Возрастающие темпы обновления знаний (5% фундаментальных и 20% профессиональных знаний в год), а также темпы удвоения объема информации (период составляет 1,5-2 года) способствуют устареванию компетенций работника и определяют необходимость непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной жизни индивида[2].

Развитие современного общества показывает, что изрядная часть практических навыков и накопленных интерпретаций в хозяйственной

жизни устаревает в течение 5-10 лет. Отсюда -стремление оценить результаты образования с позиции морального устаревания ранее полученного образования и накопленного практического опыта, что востребовано и для измерения результатов воспроизводства интеллектуального капитала. Так, А. Шапиро предложил использовать своеобразную единицу измерения устаревания знаний специалистов - так называемый период полураспада компетентности (термин заимствован из ядерной физики). По мнению ученого, период полураспада знаний определяется как время после завершения обучения, в течение которого у профессионалов обесценивается половина первоначально полученных компетенций [3].

В выявленном тренде формирования общества высокого контента востребована подготовка так называемых многофункциональных менеджеров. Им присуща зигзагообразная карьера, выражающаяся в цикле «госсектор - бизнес -госсектор», а также способность управления при изменениях и быстрая адаптация, формирование соответствующих ценностных ориентиров.

Указанные тенденции, обусловленные ростом сложности профессиональных задач и необходимых для их решения навыков и компетенций, с одной стороны, и изменения, протекающие в самой сфере образования (индивидуализация образовательных траекторий, игровые онлайн-среды, дистанционные школы и университеты, электронные наставники и др.) - с другой, поставили новые задачи перед отечественной системой высшего образования, обусловив необходимость ее глубокой модернизации. Модернизация сектора услуг высшего образования отечественной экономики обусловлена также возросшим значением знания в экономике, уровнем глобализации экономики и сферы образования. Адекватным ответом на это требование времени стала разработка концептуальных основ инновационного образования, строящегося на новой функциональной основе, что определяет вычленение качественно иных функций сектора услуг высшего образования в условиях эпохи «глобальных изменений», меняющих всю парадигму развития высшей школы.

Функции сектора услуг высшего образования отечественной экономики в координатах эпохи «глобальных изменений»

Прежде всего следует отметить, что значение понятия «функции» в современной российской и западной научной литературе определяется

различным образом. Это приводит к дальнейшим расхождениям в результатах исследований. Приведем необходимые разъяснения и аргументы. В мировоззренческом и общетеоретическом отношении правомерно выделить следующие аспекты понятия «функция»:

1) аспект нацеленности на определенные изменения, целевую ориентацию какой-то деятельности, конкретную роль составляющей или отдельного элемента в рамках некоторой системы, в которой данная роль объективно востребована;

2) внешнее проявление характеристик, способностей к активной деятельности элемента в системе отношений;

3) совокупность обычных или особенных проявлений личностного потенциала отдельных людей, организаций, пространственных образований и иных субъектов, которые обусловлены характером данных субъектов и потребностями их существования и развития;

4) наличие у отдельного человека, организации, пространственного образования и иных субъектов специфических обязанностей, вмененных им по их общественной позиции, долгу службы, имеющимся обязательствам и т.п.2

[4].

Сущность исследуемого нами сектора услуг обусловливает фокусирование внимания на втором аспекте понятия «функция», поскольку он касается способностей к активной деятельности элемента (в нашем случае - субъекта) в системе отношений. Однако это лишь первый шаг к раскрытию функций сектора услуг высшего образования.

Реализация функциональных возможностей взятого в качестве базового для исследования системного подхода предполагает преобразование понятия «функция» применительно к исследованию интересующего нас сектора -сектора услуг высшего образования. При этом необходимо:

• определить функции сектора услуг высшего образования на основе положения о возрастающей отдаче вложений в процесс образования;

• раскрыть их содержание с учетом доминирующей роли интеллектуального капитала в процессе осуществления постиндустриальных преобразований;

• разграничить внешние и внутренние для данного сектора функциональные цели.

С учетом природы феномена образования и ключевых задач сектора услуг высшего образования в обеспечении постиндустриальных преобразований приоритетной функциональной целью внешнего порядка выступает подготовка «корпуса активных субъектов» для осуществления совокупности глубоких и масштабных изменений в системе национальной экономики. Соответственно, в данном отношении востребована особая функция исследуемого процесса - функция подготовки системных преобразований в общественном хозяйстве.

Выделим основные факторы, определяющие эффективность реализации указанной функции:

1) адресное инвестирование в приоритетные направления развития ключевых компетенций у «корпуса активных субъектов» (читай -интеллектуального капитала), востребованных для осуществления преобразований. Такие направления устанавливаются в процессе взаимодействия рыночных субъектов национальной экономики, образовательных организаций и регулирующих органов;

2) формирование необходимых условий для мобильности обладателей ключевых компетенций, востребованных для осуществления преобразований. При этом важно обеспечить эффективный общественный контроль над совокупными издержками такого движения;

3) подготовка организационных механизмов, необходимых для формирования указанных ранее капитальных комбинаций на различных направлениях системных преобразований национальной экономики и обеспечение необходимой привлекательности таких капитальных комбинаций для обладателей ключевых компетенций.

Функция подготовки системных преобразований в общественном хозяйстве предполагает, что обладатели интеллектуального капитала способны:

2Ахполова В.Б. Функциональное содержание социально- • осуществлять технологические преобразования; экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10. С. 13; МарченкоМ.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Наука, 1998. 376 с.

• формировать качественно новые организационные механизмы;

• выращивать новые институты;

• разрабатывать новые ресурсы хозяйственного процесса3.

Приоритетной функциональной целью

внутреннего порядка сектора услуг высшего образования выступает превращение всей сферы образования в одну из движущих сил процесса становления новой экономики. Соответственно, в данном отношении востребована особая функция исследуемого процесса - функция превращения образования в локомотив эпохи «глобальных изменений».

Выделим приоритетные направления развития сектора услуг высшего образования в условиях реализации указанной функции4 [14].

1. Обеспечение устойчивого и адекватного потребностям развития сектора притока инвестиций на основе комбинирования различных ресурсов (федеральных, региональных, местных, корпоративных, благотворительных и др.). Отметим, что в настоящее время образовательные организации высшей школы развиваются преимущественно на основе двух видов ресурсов: ресурсов федерального бюджета, достающихся исключительно государственным или автономным (бывшим государственным) организациям, и ресурсов домохозяйств и частных лиц, выделяемых на оплату договоров о предоставлении образовательных услуг и распределяемых между государственными, автономными и частными организациями.

2. Реинтеграция научной и образовательной ветвей деятельности в организациях сектора, наполнение процесса обучения во всех формах организации высшей школы извлечением элементов нового знания. Оценивая возможности интеграции науки и образования во внутренней среде организаций высшего образования, необходимо учитывать следующие объективные обстоятельства: во-первых, доминирующую тенденцию интеграции процесса мирового хозяйственного развития, благодаря которой мировое хозяйство ежегодно пополняется тысячами многообразных интегрированных структур, ей противостоит тенденция

3 Среднее образование и предвузовская подготовка в Великобритании: особенности и преимущества. URL: http://marketing.rbc. ru/reviews//education/111005/2. shtml

4 URL: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/8365.html

дезинтеграции, обусловливающая распад многих коммерческих и пространственных, национальных и транснациональных хозяйственных систем; во-вторых, то, что возможности интеграции в секторе услуг высшего образования существенно ограничены в институциональном отношении. Господствующий в данном секторе принцип некоммерческой деятельности означает

фактический запрет на создание современных научно-образовательных холдинговых структур, взамен которых возникают продукты административных поглощений.

В данном отношении характерен пример создания федеральных университетов.

3. Отказ от избыточного бюрократического давления на высшее образование, обеспечение реальной автономии государственных университетов, снижение бюрократических транзакционных издержек в секторе. Отметим, что преподаватели высшей школы последовательно превращаются в людей, проводящих занятия и заполняющих документы до и после начала указанных занятий. Доля затрат времени на научную работу и повышение квалификации крайне низка. Во многом указанные обстоятельства обусловлены разрастанием и формализацией государственного регулирования высшего образования, а также крайне низкой заработной платой, которую получают преподаватели, что вынуждает их работать в нескольких образовательных организациях. Потребности воспроизводства интеллектуального капитала приносятся в жертву экстенсивному расширению пространства и времени преподавателей высшей школы5.

4. Обеспечение реального равноправия образовательных организаций различных форм собственности (допуск частных образовательных организаций к распределению государственного заказа на подготовку специалистов) . Существующая фактическая монополизация государственного заказа обусловливает следующие негативные результаты: снижение мотивации к обеспечению конкурентоспособности государственных образовательных организаций, маргинальную рыночную позицию частных образовательных организаций, вынужденных довольствоваться «остаточным» спросом на услуги высшего образования6.

5 Киргуев А. Т. Социально-экономическая система региона под углом зрения интеграции // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 15. С. 21.

6 Городникова НВ., Гохберг ЛМ и др. Индикаторы инновационной деятельности: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 456 с.

5. Формирование эффективных институтов развития данного сектора, отказ от переноса в него чужеродных институтов, избыточных по отношению к адаптивным возможностям собственной институциональной среды.

6. Создание «специальных зон» расширенного воспроизводства интеллектуального капитала в секторе с учетом возможностей, имеющихся в регионах, обеспечение условий для диффузии интеллектуального капитала в хозяйственном пространстве национальной экономики. Насколько востребованы указанные зоны, свидетельствуют результаты анализа

^ ^ 7

инновационного развития российской экономики'. В частности, аргументировано, что национальная инновационная система России удовлетворительна на «входе» (ресурсное обеспечение) и неудовлетворительна на «выходе» (эффективность использования).

Наконец, еще одной приоритетной функциональной целью внутреннего порядка для процесса воспроизводства интеллектуального капитала в секторе услуг высшего образования выступает обеспечение институциональной стабилизации развития организаций сектора услуг высшего образования в условиях взаимосвязи совокупности динамичных и глубоких преобразований во внешней среде. Соответственно, в данном отношении востребована особая функция исследуемого процесса - функция институциональной стабилизации сектора услуг высшего образования.

Поясним, что понимается под институциональной стабилизацией развития организаций сектора услуг высшего образования. Указанная стабилизация предполагает поэтапную и сбалансированную адаптацию существующих параметров институциональной среды, типов контрактов, статусов и форм экономического поведения организаций сектора услуг высшего образования к значимым для них изменениям внешней среды.

Реализация указанной функции предполагает поэтапное и сбалансированное приспособление существующих параметров институциональной среды, типов контрактов, статусов и форм экономического поведения организаций сектора услуг высшего образования к значимым для них изменениям, происходящим в двух взаимосвязанных сферах:

7 Гречко М.В. Оценка состояния инновационного развития национальной экономики России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 6. С. 29-35.

22 №р://йп-^й.г

• на национальном рынке образовательных услуг, интегрированном в общее пространство глобального развития;

• в сфере формирования и реализации государственной социально-экономической политики.

Конкретизируем данную функцию применительно к существующей системе высшего образования России. Несмотря на заявления Правительства РФ о приоритетном характере развития науки и образования, происходит дальнейшее ухудшение институционально-правовой среды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

функционирования обозначенных секторов, отсутствуют институты создания маржинальных продуктов, технологических разработок. Свидетельство тому - принятые федеральные законы «Об образовании в РФ» и «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Исходя из содержания указанных законов, можно сделать вывод, что система целенаправленного формирования человеческих ресурсов, адекватная потребностям инновационного развития экономики, будет дезорганизована и фрагментирована и не сможет быть адаптирована в соответствии с потребностями инновационного развития.

Низкое качество образовательных услуг отечественной высшей школы приводит к структурным рассогласованиям в экономической системе и выражается в отрыве когнитивного наполнения образования от потребностей развития практики. Ликвидацией обозначенного разрыва призваны заниматься образовательные

организации, в стенах которых и происходят основные сдвиги в науке и социальной жизни8. Они поставлены перед необходимостью более гибко и оперативно адаптировать свои реакции в соответствии с новыми изменениями в реальном секторе. Сам механизм адаптации должен учитывать величину рассогласования с внешней средой и вырабатывать реакции (правила адаптации) адекватно каждой фазе развития. Необходимо осуществлять прогноз коренных изменений в секторах национальной экономики и формировать задачи для образования в соответствии с ними. Так происходит формирование основы для новой технологической

8 Using Nanotechnology to Cure Disease At the Cellular Level. URL:

http://researchcaucus.org/documents/2012GlobalRDFundingForec ast EventInvitation.pdf

платформы и перехода к новому технологическому

9

укладу .

Заключение. Выводы

Проведенное исследование позволило получить эмпирические выводы, суть которых отражают следующие положения.

Во-первых, сформулированы атрибутивные характеристики протекающей революции, связанной с внедрением автоматизированных решений: развитие неиерархических организаций, увеличение роли «секторов генерации знаний» по отношению к остальным отраслям экономики, сопряжение информационных технологий со всеми отраслями экономики и процессами там протекающими, изменение устройства

индивидуальной и общественной жизни, влекущее за собой устаревание профессий.

Во-вторых, представлена авторская трактовка эпохи «глобальных изменений», под которой понимается временной промежуток,

характеризующийся высокой скоростью обновления знаний и информации, и требующий соответствующего уровня адаптации основных субъектов рынка к изменяющимся внешним условиям и факторам.

В-третьих, раскрыты основные тренды образования в эпоху «глобальных изменений»: непрерывный характер образования на протяжении всей жизни; точечное преломление содержания и процесса обучения под запросы учащегося и его индивидуальные особенности; необходимость подготовки многофункциональных менеджеров.

В-четвертых, выявлены функции сектора услуг высшего образования отечественной экономики в координатах эпохи «глобальных изменений»: функция подготовки системных преобразований в общественном хозяйстве; функция превращения образования в локомотив эпохи «глобальных изменений»; функция институциональной стабилизации сектора услуг высшего образования.

9Миндели Л.Э. Современное состояние и перспективы российской науки. URL:

http://issras.ru/conference_2011/pr2011/L.E.Mindeli.pdf; Гречко М.В. Трансформация механизмов развития системы образования. URL: http://sovman.ru/all-numbers/archive-2012/march2012/item/70-02-03-12.html

Таблица 1

Некоторые перспективные профессии, востребованные через 15-20 лет

Профессия Суть профессии Образовательные учреждения, в которых можно получить данную профессию

1. 1Т-генетик Программирование генома для лечения наследственных заболеваний и генетических проблем у детей РНИМУ им. Пирогова. Московский государственный медицинский университет им. Сеченова. Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Павлова. Нижегородская государственная медицинская академия. Новосибирская государственная медицинская академия. Смоленская государственная медицинская академия. Кубанская государственная медицинская академия

2. Строитель «умных» дорог Выбор и устройство «умного» дорожного покрытия с датчиками контроля состояния дороги, а также «умных» знаков, разметки и системы видеонаблюдения Московский государственный университет путей сообщения. Московский государственный технологический университет. Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Московский автомобильно-дорожный институт. Московский государственный институт электроники и математики. Сибирский федеральный университет. Ижевский государственный технический университет им. Калашникова

3. Оценщик интеллектуальной собственности Определение стоимости нематериальных активов: идей, изобретений, бизнес-моделей и т.п. Высшая школа экономики. Российский экономический университет им. Плеханова. Финансовая академия при Правительстве РФ. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Санкт-Петербургский государственный университет. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

4. Молекулярный диетолог Разработка индивидуальной схемы питания исходя из молекулярного состава пищи и результатов генетического анализа человека РНИМУ им. Пирогова. Московский государственный медицинский университет им. Сеченова. Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. Павлова. Нижегородская государственная медицинская академия. Новосибирская государственная медицинская академия. Смоленская государственная медицинская академия. Кубанская государственная медицинская академия

5. Дизайнер виртуальных миров Создание виртуальных миров со своей природой, архитектурой и своими законами Московский государственный университет. Московский физико-технический институт. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Национальный исследовательский ядерный университет. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева. Московский технический университет связи и информатики

6. Проектировщик «умной» среды Создание программных и технологических решений, позволяющих домам и офисам реагировать на запросы пользователей Московский физико-технический институт. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС». Российский химико-технологический университет им. Менделеева. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Московская государственная академия тонкой химической технологии им. Ломоносова. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Нижегородский государственный университет им. Лобачевского. Уральский федеральный университет им. Ельцина

7. Сетевой юрист Разработка законодательства для виртуального мира и сетей, вопросы защиты виртуальной собственности Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета. Московский физико-технический институт. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Томский политехнический университет

8. Цифровой лингвист Разработка лингвистических систем семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в Интернете) и новых интерфейсов общения между человеком и компьютером на естественных языках Московский государственный университет. Московский физико-технический институт. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Томский политехнический университет. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Томский государственный университет

Источник: [1]

Список литературы

1. Атлас новых профессий. М.: Агентство стратегических инициатив. Сколково, 2014. 168 с. URL: http://skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.

2. Долятовский В.А., Топилина Н.В. Инновационное управление вузом при адаптации к рынку образовательных услуг: монография. Таганрог: ТГПИ, 2013. С. 12-18.

3. Новиков В.С. Государственно-частное партнерство как механизм трансформации сферы образовательных услуг: монография. Краснодар: ЮИМ, 2013. С. 12-18.

4. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 248 с.

ISSN 2311-875X (Online) Sustainable Development of Economy

ISSN 2073-2872 (Print)

THE SECTOR OF HIGHER EDUCATION SERVICES DURING THE ERA OF GLOBAL CHANGES: CURRENT CONDITION, FUNCTIONS, PROSPECTS

Mikhail V. GRECHKO

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation MVGrechko@mail.ru

Article history: Abstract

Received 30 October 2015 Importance The article investigates the sector of higher education services, its condition and

Received in revised form functions during global changes.

20 November 2015 Objectives The research formally describes the conditions, trends and functions of the higher

Accepted 14 December 2015 education sector during global changes in terms of political economy, evolutionary and institutional

theory of economics. I assume that currently the country needs education and other economic JEL classification: A22, I21, L50, sectors develop consistently.

O47 Methods The research draws upon the general theory of political economy, and evolutionary and

institutional theory of economics.

Results Drawing upon the theory of intellectual capital, methods of structural, institutional, systems analysis and instrumental design, I demonstrate that the country needs a new functional framework to expand innovative education.

Keywords: educational system, Conclusions and Relevance The outcome may underlie the accelerated development of the national intellectual capital, function, economy, when it enters its post-industrial phase; increase its internal and external efficiency. The

information technology, sector, practical results can be used by governmental authorities to formulate the national socio-economic higher education services development strategy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Atlas novykh professii [Map of new professions]. Moscow, Agentstvo strategicheskikh initiativ, Skolkovo Publ., 2014, 168 p. Available at: http://skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/ SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf.

2. Dolyatovskii VA., Topilina N.V. Innovatsionnoe upravlenie vuzom pri adaptatsii k rynku obrazovatel'nykh uslug: monografiya [Innovative University management to adapt to the market of educational services: a monograph]. Taganrog, TSPI Publ., 2013, pp. 12-18.

3. Novikov V.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm transformatsii sfery obrazovatel'nykh uslug: monografiya [Public-private partnership as a mechanism for transforming the sector of educational services: a monograph]. Krasnodar, YuIM Publ., 2013, pp. 12-18.

4. Sapir J. K ekonomicheskoi teorii neodnorodnykh sistem [Théorie économique des systèmes hétérogènes: essai sur l'étude des économies décentralisées]. Moscow, HSE Publ., 2001, 248 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.