Научная статья на тему 'Сектор финансовых услуг Великобритании: значение и перспективы после Брекзита'

Сектор финансовых услуг Великобритании: значение и перспективы после Брекзита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1504
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ / ЭКСПОРТ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / ПОСЛЕДСТВИЯ БРЕКЗИТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сектор финансовых услуг Великобритании: значение и перспективы после Брекзита»

Список литературы

1. Gillet K. Bahrain's banks see a future in fintech // The Banker. - L., 2019. - 01.03. -Mode of access: https://www.thebanker.com/World/Middle-East/Bahrain/Bahrain-s-banks-see-a-future-in-fintech/(language)/eng-GB2

2. King J. The Banker's top Islamic GCC Banks ranking 2019: Al Rajhi heads a healthy table // The Banker. - L., 2019. - 01.03. - Mode of access: https:// www.thebanker.com/Banker-Data/Banker-Rankings/The-Banker-s-Top-Islamic-GCC-Banks-ranking-2019-Al-Rajhi-heads-a-healthy-table/(language)/eng-GB

3. King J. Smaller and stronger: Will consolidation shake up Middle East banking? // The Banker. - L., 2019. - 01.03. - Mode of access: https://www.thebanker.com/ World/Middle-East/Smaller-and-stronger-will-consolidation-shake-up-Middle-East-banking

4. World finance Islamic finance awards 2019. - Mode of access: https://www.worldfi nance. com/islamic-finance-awards

2019.04.019. Г.В. СЕМЕКО. СЕКТОР ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ЗНАЧЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕ БРЕКЗИТА. (Обзор).

Ключевые слова: Великобритания; финансовые услуги; экспорт финансовых услуг; последствия Брекзита.

В обзоре рассматриваются проблемы развития сектора финансовых услуг в Великобритании в контексте выхода страны из ЕС.

В исследовании TheCityUK, ведущей частной компании Великобритании, занимающейся поддержкой и продвижением на международном уровне национальных провайдеров финансовых и связанных с ними профессиональных услуг, собрана информация, позволяющая количественно оценить вклад сектора финансовых услуг в экономику Великобритании [3]. В категорию финансовых услуг включены собственно финансовые и страховые услуги, а также связанные с ними профессиональные услуги (бухгалтерские, юридические, консультационные услуги и услуги бизнес-менеджмента).

Индустрия финансовых услуг, отмечают эксперты, играет важную роль в повседневной жизни людей и в деятельности предприятий. Традиционные финансовые услуги, такие как сберегательные вклады и ипотечное кредитование, инвестиционный менеджмент (управление активами) и страхование, позволяют

сохранять и наращивать активы частных лиц и компаний и защищают их от финансовых рисков. Отрасль оказывает поддержку компаниям, в частности посредством банковского кредитования, акционерного финансирования и выпуска облигаций. Инвестиции в инфраструктуру повышают эффективность и производительность экономики.

Вклад в занятость. Сектор финансовых услуг играет серьезную роль в обеспечении занятости населения. Согласно данным Управления национальной статистики (Office for National Statistics, ONS), по состоянию на январь 2019 г. здесь работают около 2,3 млн человек, что составляет 7,3% всех занятых в стране. Две трети работников сектора финансовых услуг трудятся за пределами Лондона. Особенно много занятых в рассматриваемом секторе в Бирмингеме, Бристоле, Эдинбурге, Глазго, Манчестере (свыше 30 тыс. человек в каждом).

Собственно в сфере финансовых услуг заняты около 1,1 млн человек, в том числе в банковском секторе (394 тыс.) и страховании (304 тыс.). На инвестиционный менеджмент приходится 51 тыс. занятых, на прочие услуги - 313 тыс. В сфере связанных с финансами профессиональных услуг (1,2 млн человек) больше всего занятых в консультировании по вопросам менеджмента (495 тыс.), далее следуют консультирование по вопросам бухучета (400 тыс.) и юридическая поддержка (339 тыс.) [3, p. 8].

Вклад в ВВП. В 2017 г. доля финансовых услуг в ВВП страны составила 10% (190 млрд ф. ст.), что заметно больше, чем в других крупных европейских странах. По данным ONS, производительность труда в рассматриваемом секторе вдвое опережает среднюю по стране: в 2017 г. объем произведенного продукта в расчете на одного занятого составил 119,013 тыс. ф. ст. против 54,843 тыс. в среднем по всем отраслям экономики. По данному показателю рассматриваемый сектор находится на втором месте после операций с недвижимостью (449,833 тыс. ф. ст.) [3, p. 8].

Сектор финансовых услуг является важным источником налоговых поступлений, которые составили в 2017/2018 фин. г. 75 млрд ф. ст., т.е. 10,9% всех налоговых поступлений и 3,7% ВВП Великобритании. Основная часть налоговых изъятий (32,9 млрд) приходится на подоходный налог с работников и социальные взносы работодателей [3, p. 11].

Британские компании, оказывающие финансовые услуги, являются «лицом британского бизнеса» по всему миру благодаря своим коммерческим успехам. Внешняя торговля финансовыми услугами ежегодно приносит существенный доход: в 2017 г. -75,1 млрд ф. ст., что эквивалентно 3,7% ВВП. Профицит торгового баланса отрасли эквивалентен суммарному профициту всех других отраслей экономики Великобритании. Он помогает частично компенсировать стране дефицит торговли товарами. Профицит торгового баланса по статье финансовых и связанных с ними профессиональных услуг превышает сумму аналогичных показателей трех стран мира - США, Швейцарии и Люксембурга [3, р. 11].

Прямые иностранные инвестиции. Сектор финансовых услуг Великобритании остается ключевым пунктом назначения существенной части мировых инвестиционных потоков. В 2017 г. эта отрасль привлекла прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на сумму 15,9 млрд ф. ст., что составляет 31,4% всего притока ПИИ в Великобританию [3, р. 12].

Расширение возможностей доступа к финансовым продуктам и услугам и повышение благосостояния населения. Розничные финансы переживают в последние годы цифровую революцию, которая приносит выгоды как провайдерам финансовых услуг, так и их клиентам. Внедрение цифровых технологий позволяет ускорить банковские операции, снизить риски, упростить обслуживание клиентов и т.д. Инновационные способы оплаты вытесняют традиционные платежные средства (наличные деньги, чеки и т.п.). Объем платежей с помощью чеков в 2017 г. по сравнению с 2007 г. сократился на 75% (до 401 млн ф. ст.). По прогнозам к 2027 г. объем платежей с помощью чеков уменьшится до 147 млн. В последние годы стремительно росли бесконтактные платежи. По данным министерства финансов Соединенного Королевства, количество операций с бесконтактными платежными картами достиг в 2017 г. 5,6 млрд ф. ст., что на 97% больше, чем годом ранее. Доля британцев, пользующихся мобильным банкингом, за десятилетие выросла с 34 до 69%. 41% населения страны использует мобильные банковские приложения для смартфонов и планшетов [3, р. 13].

Сектор финансовых услуг оказывает поддержку бизнесу различными способами, начиная от оплаты счетов до страхования активов. Для финансирования бизнеса финансовые посредники все

шире используют наряду с традиционными (кредитование, эмиссия акций и облигаций, прямое инвестирование в акционерный капитал) альтернативные инструменты, например краудфандинг на базе онлайн-платформ. Объем кредитования бизнеса ведущими банками страны достиг 477 млрд ф. ст. в конце 2018 г., в том числе 34,8% кредитов получили мелкие и средние предприятия [3, р. 18].

Экспорт финансовых услуг. В исследовании ТЪеСЛуИК [2] рассматривается роль экспорта финансовых услуг в экономике страны и отдельных ее регионов в контексте предстоящего выхода страны из ЕС. Экспорт финансовых услуг вносит основной вклад в профицит торгового баланса Соединенного Королевства. По данным ОК8, в 2017 г. на него приходилась почти половина всего экспорта страны.

На основе последних имеющихся региональных данных ОК8 и налоговых органов, а также собственных оценок эксперты ТЪеСйуик пришли к выводу, что экспорт финансовых услуг имеет большое значение не только для Лондона, как ведущего национального и международного финансового центра, но и для других частей страны. Около половины экспорта отрасли приходится на регионы. Юго-Восток является крупнейшим экспортером финансовых услуг после столицы. В 2017 г. на Лондон приходилось 52% всего экспорта финансовых услуг, на втором месте Юго-Восток (11), далее идут Шотландия (7), Северо-Запад (6), Западный Мид-ленд (5%) и т.д. [2, р. 5].

Чтобы представить масштабы экспорта финансовых услуг на региональном уровне, эксперты ТЪеС^уИК приводят следующие сравнения: в 2017 г. экспорт финансовых услуг регионов Северо-Запада Великобритании был эквивалентен почти 40% экспорта финансовых услуг всей Франции, а регионов Юго-Востока - более 50% французского экспорта финансовых услуг [2, р. 6].

Эти данные отражают тот факт, что Великобритания является вторым экспортером финансовых услуг в мире после США.

Экспорт финансовых услуг вносит значительный вклад в развитие экономики Лондона. В 2017 г. его стоимость составила 50 млрд ф. ст. (64,8 млрд долл.). В 2016 г. при общем объеме экспорта в 117,3 млрд ф. ст. экспорт финансовых услуг равнялся 47,9 млрд, т.е. превышал товарный экспорт, достигавший 31,7 млрд ф. ст. Лондон является единственным регионом, где экспорт услуг

явно доминирует и где размер экспорта финансовых услуг в абсолютном выражении самый высокий.

В Англии и Шотландии экспорт услуг в абсолютном выражении близок к экспорту товаров, а по абсолютному размеру экспорта финансовых услуг эти регионы занимают соответственно второе и третье места после Лондона.

Хотя Лондон сохраняет ведущую роль в сфере финансов, в 2012-2016 гг. рост экспорта финансовых услуг в нескольких регионах страны был более сильным, чем в столице. В частности, Шотландия и Уэльс продемонстрировали самые высокие темпы роста этого показателя (в среднем на 7% в год) [2, р. 5]. В 2017 г. рост экспорта финансовых услуг из этих регионов составил 3% и его объем достиг 96,9 млрд ф. ст. Причем положительная динамика была характерна для всех регионов страны.

Доля экспорта финансовых услуг в общем объеме экспорта услуг в 2016 г. варьирует по регионам: от 27% на Юго-Востоке до 50% в Уэльсе. В среднем по Великобритании этот показатель составляет 37%. При этом доля экспорта финансовых услуг в общем объеме экспорта услуг составила в Лондоне 41%, а в регионах этот показатель был выше: в Йоркшире и Хамбере - 46%, в Западном Мидленде - 48, а в Уэльсе - 50% [2, р. 8].

Если рассматривать экспорт финансовых услуг в процентах от общего объема экспорта (включая товары и услуги), то у Лондона этот показатель равнялся в 2016 г. 32%. В Йоркшире, Хамбере и Шотландии он составил 16%, а на Юго-Западе и в Уэльсе - 14% [2, р. 8].

Поддерживающая политика правительства, считают эксперты ТЪеС^уИК, может способствовать созданию условий, благоприятных для успешного развития британских экспортеров финансовых услуг после выхода страны из ЕС [2]. При этом государственная политика будет наиболее эффективной, подчеркивают эксперты ТЪеСйуиК, если она будет опираться на точную и релевантную информацию о состоянии сектора финансовых услуг, имеющихся здесь трудностях и проблемах.

Последствия Брекзита. При оценке последствий Брекзита для Великобритании следует иметь в виду, что зарубежная деятельность финансовых компаний приносит огромные доходы ее экономике. На Великобританию приходится 37% мировой торгов-

ли иностранной валютой, 39 - внебиржевой торговли процентными деривативами и 16% трансграничного банковского кредитования. На страховую отрасль Великобритании приходится 21% европейских страховых премий. Почти треть профицита торговли финансовыми услугами приходится на торговлю с ЕС-27 [1, p. 3].

Эксперты сходятся во мнении, что выход Великобритании из ЕС окажет негативное влияние на темпы ее экономического роста, занятость, внешнюю торговлю, развитие сектора финансовых услуг и т.д., так как усложнит работу британских компаний на европейских рынках. Однако самым болезненным последствием Брекзита для Великобритании может стать значительный отток из страны компаний-инвесторов. Многие ведущие финансовые ТНК могут перевести свои активы из лондонского Сити во Франкфурт-на-Майне или другие финансовые центры вне ЕС (например, в Азии).

По оценкам консалтинговой компании PricewaterhouseCoo-pers (PwC), в краткосрочной перспективе потери валовой добавленной стоимости (ВДС) британского сектора финансовых услуг в результате Брекзита по сравнению с тем, что могло бы быть, если бы Великобритания осталась в составе ЕС, к 2020 г. составят 5,79,5%, т.е. в денежном выражении - примерно 7-12 млрд. ф. ст. Со временем они уменьшатся: к 2030 г. до 1,8-4%. Потери ВДС приведут к сокращению занятости на 70-100 тыс. человек к 2020 г., но к 2030 г. таких сокращений будет меньше - 10-30 тыс. рабочих мест в год [4, c. 1].

Несмотря на большие потери, Брекзит не разрушит сектор финансовых услуг Великобритании. Эту точку зрения высказывает М. Болеа, старший научный сотрудник Центра европейских реформ (Лондон, Великобритания), который занимается вопросами улучшения работы Евросоюза и укреплением его роли в мире [1]. Отрасль будет адаптироваться, но это, вероятно, приведет к сокращению доли европейцев, работающих в Лондоне и в целом в Великобритании. Чтобы смягчить ущерб, правительство, по его мнению, должно, во-первых, попытаться остаться членом единого европейского рынка, что позволит сохранить влияние на действующие в его рамках правила регулирования. Это может быть достигнуто путем присоединения к европейскому экономическому пространству (European Economic Area, EEA). Во-вторых, правительство должно добиваться от ЕС согласия на взаимное признание

правил регулирования и надзора, а также на создание механизма урегулирования разногласий. Если пребывание на едином европейском рынке окажется политически неприемлемым, такое взаимное признание будет хорошим решением для корпораций и правительства.

Ряд факторов, отмечает автор, способствуют взаимовыгодному урегулированию отношений Великобритании с ЕС после Брекзита. Так, некоторые страны ЕС заинтересованы в экспорте финансовых услуг из Лондона. Кроме того, деятельность значительной части предприятий индустрии финансовых услуг Великобритании носит международный характер; они предоставляют услуги правительствам, корпорациям и частным лицам во всем мире. Лондон был международным финансовым центром до вступления Великобритании в ЕС, и членство в ЕС, несомненно, укрепило его статус. В результате финансовые услуги вносят гораздо больший вклад в занятость и налоговые поступления в Великобритании, чем в любой другой крупной стране.

Список литературы

1. Boleat M. Brexit and the financial services industry: The story so far. - L.: Centre for European reform, 2018. - 14 p. - Mode of access: https://www.cer.eu/ sites/default/files/pbrief_brexit_city_boleat_march18.pdf

2. Exporting from across Britain: Financial and related professional services 2019. -L.: TheCityUk, 2019. - 36 p. - Mode of access: https://www.thecityuk.com/ assets/2019/Report-PDFs/9baaa1 d776/Exporting-from-across-Britain.pdf

3. Key facts about UK-based financial and related professional services 2019. - L.: TheCityUk, 2019. - 28 p. - Mode of access: https://www.thecityuk.com/research/ key-facts-about-uk-based-financial-and-related-professional-services-2019/

4. Leaving the EU: Implications for the UK financial services sector. - L.: PricewaterhouseCoopers, 2016. - 56 p. - Mode of access: https://www.pwc.co.uk/ financial-services/assets/Leaving-the-EU-implications-for-the-UK-FS-sector.pdf

5. Pavoni S. How Brexit could affect UK financial services exports // The Banker. - L., 2019. - 01.05. - Mode of access: https://www.thebanker.com/World/Western-Europe/UK/How-Brexit-could-affect-UK-financial-services-exports

2019.04.020. ЕЕ. ЛУЦКАЯ. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКОГО ЮАНЯ. (Обзор).

Ключевые слова: китайский юань; резервная валюта; валютный курс; рынок капитала; дедолларизация торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.