Научная статья на тему 'Сексуальное поведение и установки студентов: различия по полу и религиозной идентичности [1]'

Сексуальное поведение и установки студентов: различия по полу и религиозной идентичности [1] Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1125
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / МОЛОДЕЖЬ / СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / УСТАНОВКИ / ПОЛ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / STUDENTS / YOUTH / SEXUAL BEHAVIOR / ATTITUDES / GENDER / RELIGIOUS IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарченко Вера Сергеевна

В статье представлены результаты исследования сексуального поведения студентов-старшекурсников специалистов различных направлений подготовки в возрасте 20-24 лет, проведенного в 2019 г. в Москве и Ставрополе. Описываются различия возраста сексуального дебюта и возраста первого сексуального партнера, цели вступления в сексуальные отношения, установки на добрачные сексуальные отношения, применение контрацепции в зависимости от пола и религиозной принадлежности студентов. Отмечается, что установки и сексуальное поведение студентов в большей степени различаются по религиозной идентичности, нежели по полу. Студенты-мусульмане более консервативны в вопросах сексуальных отношений. Потребность организма, желание, сексуальное влечение основные цели вступления в сексуальные отношения у студентов. Наблюдается динамика либерализации взглядов в вопросах добрачного сексуального поведения. Представлены результаты опроса о предпочитаемых каналах получения информации по проблемам сексуальных отношений, применении контрацепции и поведении в случае незапланированной беременности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sexual Behavior and Attitudes of Students: Differences in Gender and Religious Identity [1]

The paper presents the results of a study on sexual behavior of seniors aged 20-24 majoring in various fields. The study was conducted in Moscow and Stavropol in 2019. The paper describes the differences in the age of sexual debut and the age of a first sexual partner, the purpose of sexual intercourse, the attitude to premarital sexual relations, and the use of contraception depending on gender and religious affiliation of students. The author notes that students' attitudes and sexual behavior differ more in religious identity than in gender. Muslim students are more conservative about sexual relations. The body's need, desire, and sexual attraction are the main purposes of students' sexual relations. There is a dynamic liberalization of views on premarital sexual behavior. The study identifies the preferred channels for getting information on sexual relations, contraception, and behavior towards unplanned pregnancy by students.

Текст научной работы на тему «Сексуальное поведение и установки студентов: различия по полу и религиозной идентичности [1]»

УДК 316.6:613.8-057.875

https://doi.org/1 Q.24158/spp.2Q2Q.1.4

Тарченко Вера Сергеевна

аспирант отдела исследования динамики социальной адаптации Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук

СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ: РАЗЛИЧИЯ ПО ПОЛУ И РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ [1]

Tarchenko Vera Sergeyevna

PhD student, Department of Social Adaptation Dynamics Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

SEXUAL BEHAVIOR AND ATTITUDES

OF STUDENTS: DIFFERENCES IN GENDER AND RELIGIOUS IDENTITY [1]

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования сексуального поведения студентов-старшекурсников - специалистов различных направлений подготовки в возрасте 20-24 лет, проведенного в 2019 г. в Москве и Ставрополе. Описываются различия возраста сексуального дебюта и возраста первого сексуального партнера, цели вступления в сексуальные отношения, установки на добрачные сексуальные отношения, применение контрацепции в зависимости от пола и религиозной принадлежности студентов. Отмечается, что установки и сексуальное поведение студентов в большей степени различаются по религиозной идентичности, нежели по полу. Студенты-мусульмане более консервативны в вопросах сексуальных отношений. Потребность организма, желание, сексуальное влечение - основные цели вступления в сексуальные отношения у студентов. Наблюдается динамика либерализации взглядов в вопросах добрачного сексуального поведения. Представлены результаты опроса о предпочитаемых каналах получения информации по проблемам сексуальных отношений, применении контрацепции и поведении в случае незапланированной беременности.

Summary:

The paper presents the results of a study on sexual behavior of seniors aged 20-24 majoring in various fields. The study was conducted in Moscow and Stavropol in 2019. The paper describes the differences in the age of sexual debut and the age of a first sexual partner, the purpose of sexual intercourse, the attitude to premarital sexual relations, and the use of contraception depending on gender and religious affiliation of students. The author notes that students' attitudes and sexual behavior differ more in religious identity than in gender. Muslim students are more conservative about sexual relations. The body's need, desire, and sexual attraction are the main purposes of students' sexual relations. There is a dynamic liberalization of views on premarital sexual behavior. The study identifies the preferred channels for getting information on sexual relations, contraception, and behavior towards unplanned pregnancy by students.

Ключевые слова:

студенты, молодежь, сексуальное поведение, установки, пол, религиозная идентичность.

Keywords:

students, youth, sexual behavior, attitudes, gender, religious identity.

В настоящее время откладывание брака и разводы увеличивают продолжительность времени сексуальных отношений вне брака. Новыми темами исследований стали частота сексуальных отношений с разными партнерами (hooking up), интернет-знакомства, гостевые отношения, сожительство, серийные партнерства [2, p. 557].

Российские исследователи описывают последствия «незрелого» сексуального поведения: беспорядочные сексуальные связи, рост количества венерических заболеваний и СПИДа, незапланированных беременностей и абортов. Отмечается зависимость между сексуальной активностью молодежи и употреблением алкоголя, психоактивных веществ. Кроме того, раннее начало сексуальной жизни не только способствует завоеванию авторитета, но и часто приводит к разочарованию и неуверенности в себе [3, с. 290-299].

Американские авторы отмечают снижение сексуальной активности среди подростков, подчеркивая при этом этнические различия, связывая их с культурными, экономическими и социальными факторами [4, p. 236]. Изучаются влияние секса на удовлетворенность отношениями между партнерами, зависимость сексуальной активности от удовлетворенности отношениями, причем объектом исследования становятся и гомосексуальные пары [5, p. 1007-1008].

Происходит трансформация сексуальных установок как у юношей, так и у девушек, причем у последних в большей степени. Это связано в первую очередь с самореализацией, открытием новых перспектив и жизненных путей у молодежи, во вторую - с либерализацией взглядов и сближением установок в вопросах сексуального добрачного поведения.

Выборка и методы

Исследование студентов проведено в апреле - июне 2019 г. в Москве и Ставрополе, автор статьи являлась членом исследовательского коллектива. В каждом городе опрошено по 500 студентов по квотам, всего 1000. Объектом исследования стали студенты старших курсов бакалавриата и магистратуры в возрасте 20-24 лет. Выбор возрастного интервала был связан в первую очередь с выделением этой возрастной группы в статистических данных Росстата. Кроме того, в российском законодательстве обучающихся очной формы в возрасте до 23 лет относят к иждивенцам, т. е. они представляют гомогенную группу по данному признаку.

Формирование квот выборки студентов по полу и специальностям в 2019 г. основывалось на опубликованных Росстатом данных Минобразования по выпуску бакалавров, специалистов, магистров образовательными организациями высшего образования по группам специальностей и направлениям подготовки в 2015-2016 гг. [6, с. 72-73; 7, с. 186]. В выборку в каждом городе в 2019 г. включены 25 % студентов, обучающихся по техническим специальностям (75 % юношей и 25 % девушек), 38 % студентов гуманитарных специальностей (30 % юношей и 70 % девушек) и 37 % студентов по специальностям «экономика и управление» (50 % юношей и 50 % девушек).

Для анализа результатов исследования по религиозной идентичности ответы на вопрос: «К какому вероисповеданию Вы себя относите?» - разделены на 4 группы: православные, мусульмане, другие (буддисты, иудаисты, католики) и агностики или не относящие себя ни к какой религии. В выборке 2019 г. 55 % православных, 9 % мусульман, 3 % других и 33 % не относящих себя ни к какой религии. В статье при описании результатов в таблицах третья группа исключена из-за малочисленности.

Инструментарий - самозаполняемая анкета, включающая закрытые и открытые вопросы, которые кодировались при обработке. Результаты обработаны в IBM SPSS Statistics-23.

Для выявления динамики и различий по полу и религиозной идентичности были изучены:

- установки на допустимость сексуальных отношений до брака;

- практики сексуальных отношений;

- возраст сексуального дебюта и возраст первого сексуального партнера;

- цели вступления в сексуальные отношения (открытый, прожективный вопрос);

- регулярность, число сексуальных партнеров, кто является инициатором;

- практики контрацепции и установки в отношении незапланированной беременности;

- предпочитаемые каналы информации по вопросам сексуальных отношений и контрацепции.

Установки на допустимость сексуальных отношений до брака

Ответы студентов об отношении к добрачным сексуальным отношениям свидетельствуют, что наиболее консервативны девушки-мусульманки, только 6 % из них оправдывают сексуальные отношения до официального брака, и юноши-мусульмане - 18 %. Как и предполагалось, наиболее либеральны и юноши, и девушки, не относящие себя ни к какой религии, а также чуть в меньшей степени православные (таблица 1). Представители деревенской культуры более консервативны: только 54 % юношей и 45 % девушек, которые выросли в селе, кишлаке, ауле, оправдывают сексуальные отношения до брака в сравнении с 70 % юношей и 65 % девушек, которые выросли в городе.

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к сексуальным

отношениям до официального брака?», % *

Вариант ответа Православные n = 550 Мусульмане n = 93 Не относящие себя ни к какой религии n = 326 Всего n = 969

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Оправдываю 71 66 18 6 80 78 68 64

Осуждаю 8 6 52 75 5 4 12 11

И осуждаю, и оправдываю 21 28 30 19 15 18 20 25

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

* Здесь и далее представители других религий не включались в анализ.

Двойственное отношение «и осуждаю, и оправдываю» выражают представители всех трех групп студентов, что свидетельствует о размывании норм в данной сфере. В целом же, например, в сравнении с данными исследования студентов С.И. Голода в середине 1960-х гг. наблюдается либерализация взглядов, особенно девушек: тогда оправдывали добрачные сексуальные связи 53 % юношей и только 38 % девушек [8, с. 54].

Практики сексуальных отношений

Установки на добрачный секс в зависимости от пола и религиозной идентичности сходны с сексуальным поведением студентов. Так, больше православных и неверующих юношей уже имели сексуальные отношения в сравнении с юношами-мусульманами. Среди девушек-мусульманок только 6 % вступали в сексуальные отношения до брака (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Были ли у Вас сексуальные отношения?», %

Вариант ответа Православные П =550 Мусульмане П = 93 Не относящие себя ни к какой религии П = 326 Всего п = 969

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Да 80 58 56 6 74 61 75 55

Нет 16 39 37 92 24 38 22 43

Нет ответа 4 3 7 2 1 >1 3 2

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Если сравнить эти данные с результатами исследований 1920-х гг., можно констатировать, что доля студентов, имеющих сексуальные отношения, немного снизилась, студенток - осталась примерной такой же. Результаты исследований И. Гельмана показали, что в нелегитимных сексуальных отношениях состояли 85 % студентов и 53 % студенток. По данным Д. Ласса, такие связи имели 88 % студентов и 48 % студенток. Показатели, приведенные З. Гуревичем, - 95 и 62 % соответственно [9, с. 74]. По данным исследования студентов МГУ в 1997 г., опыт сексуальных отношений имели 62 % юношей и 45 % девушек [10, с. 84]. Доля студентов, имеющих сексуальные отношения, в исследовании 2019 г. выше, возможно, за счет того, что опрашивались старшекурсники. Среди них несколько больше и юношей, и девушек, которые в школьные годы проживали в городе (соответственно 77 и 56 %) или поселке городского типа (77 и 59 %), и меньше тех, кто вырос в селе, кишлаке, ауле (63 и 45 %).

Возраст сексуального дебюта

Европейские исследователи отмечают, что первый сексуальный опыт является решающей ступенью в жизни человека [11, р. 38]. И если раньше, например, начало сексуальной жизни у женщин было тесно связано с замужеством, то в XXI в. наблюдается утрата этой связи на фоне ослабления статуса брака, влияния религии и родительского контроля. Кроме того, авторы отмечают, что изменения культурных установок и эмансипация женщин скорректировали изменение по отношению к взрослой сексуальности у женщин в большей мере, нежели у мужчин [12, р. 38-39].

В разных странах наблюдаются различные модели «сексуальной инициации». Например, в южной группе, включая Грецию и Португалию, сохраняется четкий двойной стандарт, т. е. разница в возрасте первого полового акта юношей и девушек. Средиземноморские мужчины всегда были не по годам развиты и начинали свою сексуальную жизнь задолго до вступления в брак, в то время как женщины в этих странах лишь недавно получили ограниченный доступ к добрачному сексу. Напротив, ярко выраженная эгалитарная тенденция наблюдается в социальной, профессиональной и сексуальной сфере в скандинавской группе стран, включая Данию, Финляндию, Исландию и Норвегию. Французская модель сходна с южными странами, в то время как Великобритания приближается к скандинавской модели [13, р. 47-48].

Российские исследования 1990-х гг. свидетельствуют о том, что происходит снижение возраста начала сексуальной жизни среди молодежи, при этом интенсивнее у девушек. Многолетние исследования С.И. Голода выявили эту тенденцию применительно к студентам вузов Санкт-Петербурга (Ленинграда) [14, с. 80]. При сравнительном анализе данных опроса студентов МГУ и сходных показателей в западных странах наблюдалось сходство как в отношении возраста сексуального дебюта, так и в установках студентов разных стран к добрачной сексуальной жизни [15]. Опрос в Нижнем Новгороде продемонстрировал тенденцию исчезновения двойного стандарта в добрачных сексуальных отношениях [16, с. 93]. С.И. Голод отмечал, что «тенденция к снижению с конца 1980-х гг. границы эротического дебюта в нашей стране свидетельствует о "встроенности" в этом отношении российской молодежи в общеевропейский контекст» [17, с. 60].

По данным репрезентативного исследования сексуального поведения, проведенного в 2001 г. в рамках РМЭЗ (Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения), средний возраст первого сексуального контакта для поколения 41-49-летних женщин составил 20,2 года, мужчин - 19,0; для 31-40-летних -19,3 и 18,4; 21-30-летних - 17,8 и 17,1; 14-20-летних - 16,2 и 15,6 года соответственно, т.е. возраст первого сексуального контакта постоянно снижался [18].

Согласно данным исследования 2019 г., значительная часть и юношей, и девушек рано начинают сексуальную жизнь: 25 % юношей и 13 % девушек до 16 лет, всего 21 % (таблица 3). По данным С.И. Голода, в 1965 г. до 16 лет только 6 % студентов имели сексуальные контакты, в 1972 г. - 8 % [19, с. 23].

Средний возраст начала сексуальной жизни юношей - 17,4 года, девушек - 18 лет. По сравнению с исследованием студентов МГУ 1997 г., когда у юношей этот возраст составлял 17,7 года, а у девушек - 18,9 года [20, с. 86], возраст сексуального дебюта в выборке 2019 г. несколько ниже. Причем у юношей возраст снизился несущественно по сравнению с девушками, что лишний раз свидетельствует об исчезновении двойного стандарта.

Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «В каком возрасте Вы впервые вступили в сексуальные отношения?», % *_

Вариант ответа Православные п = 370 Мусульмане п = 32 Не относящие себя ни к какой религии п = 223 Всего п = 629

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

До 16 лет 24 13 19 0 27 15 25 13

17 лет 26 19 28 50 26 35 26 24

18 и старше 50 68 53 50 47 50 49 63

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Для таблиц 3, 4, 6-9 - среди тех, кто вступал в сексуальные отношения.

Возраст первого сексуального партнера

Важным фактором, который может оказать влияние на будущее сексуальное поведение, является возраст первого сексуального партнера. Так, исследование студентов МГУ 1997 г. выявило существенные различия в зависимости от пола: почти у 50 % юношей и только у 18 % девушек первый половой партнер был старше на 6 и более лет [21, с. 86].

С.И. Голод отмечал изменение отношения к первому сексуальному партнеру у девушек: «...во главе по-прежнему "друг" (44 %), далее высветилась новая фигура - мужчина значительно старше по возрасту и с иными интересами (33 %), "жених" же разделил судьбу "мужа" - он оказался вытесненным на задворки» [22, с. 107].

Согласно данным И.С. Кона, среди опрошенных в 1995 г. 16-19-летних россиян 35 % девушек и 15 % юношей сказали, что были влюблены в своего первого сексуального партнера. Остальные довольствовались симпатией или вообще ничего романтического не чувствовали (так ответил почти каждый четвертый юноша). 21 % юношей и 11 % девушек начали свою сексуальную жизнь с человеком, которого до этого вовсе не знали, 19 % юношей и 9 % девушек были знакомы около недели. Только 22 % юношей и 34 % девушек были знакомы со своим избранником год или больше. Это подтверждает и международное обследование студентов: почти у каждого третьего юноши и каждой десятой девушки первый сексуальный партнер был малознакомым человеком. Услуги проституток использовали почти 15 % российских юношей (в Европе эти цифры значительно ниже) [23, с. 290-295].

Исследование 2019 г. показало, что большинство и юношей (83 %), и девушек (73 %) выбирают в качестве первого сексуального партнера своего ровесника. Все опрошенные девушки-мусульманки, имевшие сексуальные отношения, а также 40 % юношей-мусульман вступили в первую сексуальную связь с партнером/партнершей старше их более чем на 3 года. Четверть православных и неверующих девушек предпочли первого сексуального партнера старше по возрасту (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос: «Ваш(а) партнер (партнерша) был(а)...», %

Вариант ответа Православные п = 370 Мусульмане п = 32 Не относящие себя ни к какой религии п = 223 Всего п = 629

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Ровесник(ровесница), старше или младше менее чем на 3 года 84 72 59 0 87 74 83 73

Старше более чем на 3 года 14 26 41 100 11 24 15 26

Младше более чем на 3 года 2 2 0 0 2 2 2 1

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Цели вступления в сексуальные отношения

Зарубежные исследователи отмечают большую вовлеченность молодежи в сексуальные отношения и меньшую - в эмоциональные отношения с партнерами в сравнении с предыдущими поколениями. В то же время девушки по-прежнему чаще переживают после одноразовых сексуальных отношений, нежели юноши [24, р. 563].

На мотивы сексуального поведения современных студентов оказывают влияние различные факторы: наличие в обществе доступной информации о сексе и развитие повышенного интереса к данной теме у молодежи, либеральное отношение общественности к добрачным отношениям, стремление молодых людей проявить себя, доступность информации о контрацепции и защите от ЗППП и СПИДа.

По данным опроса молодежи в возрасте 16-29 лет в 2006 г. (п = 1775), для 44 % юношей и 16 % девушек основной мотивацией вступления в сексуальные отношения было сексуальное влечение; 29 и 14 % - любопытство; 16 и 5 % - «желание быть как все»; 10 и 1 % - «самоутверждение»; 10 и 2 % - «потребность повышения самооценки» [25, с. 290-299].

В исследовании 2019 г. был использован открытый, прожективный вопрос для выяснения цели вступления в сексуальные отношения у юношей и девушек. Ответы кодировались и были сгруппированы в четыре основные группы. По мнению большинства опрошенных как юношей, так и девушек, целью сексуальных отношений (не для себя, а для их окружения) является «физическое удовлетворение, желание», для примерно пятой части - «любовь, чувства» и лишь для 12 % юношей-мусульман и 8 % девушек-мусульманок - «создание семьи» (таблица 5). Результаты фокус-групп со студентами Москвы и Ставрополя в 2018 г. подтверждают эти данные о сближении целей сексуального поведения юношей и девушек. Многие девушки так же, как и юноши, расценивают секс как удовольствие, такого мнения придерживались даже студенты консервативного юга, утверждая, что девушки стали более раскрепощенными [26, с. 202-203]. Анализ ответов на этот открытый вопрос выявил, что сохраняются различия и по полу. Девушки чаще, чем юноши, выбирали такие ответы, как: «любовь», «удержать партнера», а юноши - «укрепление своего авторитета», «получение удовольствия», «ради развлечения», «убить время».

Таблица 5 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, с какой целью

юноши и девушки сегодня вступают в сексуальные отношения?», %

Вариант ответа Православные п = 550 Мусульмане п = 93 Не относящие себя ни к какой религии п = 326 Всего п = 969

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Потребность организма, желание, сек- 49 49 46 42 54 53 50 49

суальное влечение

Новые эмоции, интерес, быть как все 14 12 11 8 13 12 13 10

Любовь, чувства 17 19 9 13 17 17 16 20

Создание семьи 5 5 12 8 4 4 6 5

Затрудняюсь ответить 6 7 10 18 8 9 8 10

Нет ответа 9 8 12 11 4 5 7 6

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Характер сексуальных отношений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При опросе студентов вуза и колледжей в возрасте 17-18 лет на небольшой выборке Екатеринбурга в 2015 г. было установлено, что одного постоянного партнера имеют большинство опрошенных (40,7 %), эпизодические половые контакты - 20,9 % студентов, постоянные связи с несколькими партнерами - 12,6 %, случайные половые связи с различными партнерами - 25,8 % [27, с. 88].

Согласно данным исследования 2019 г., доля студентов, имеющих регулярные сексуальные отношения с одним постоянным партнером, практически не различается у юношей (30 %) и девушек (27 %) и значительно выше среди православных студентов.

Эпизодические сексуальные отношения с разными партнерами чаще имеют юноши (9 %), нежели девушки (2 %), причем чаще других юноши-мусульмане (18 %) (таблица 6).

Большинство студентов отмечают, что в сексуальные отношения они вступают по обоюдному согласию вне зависимости от пола и религиозной идентичности (таблица 7).

Большинство студентов предохраняются и делают это по обоюдной инициативе, т. е. ответственность берут на себя оба партнера. Среди тех, кто встречается более трех месяцев и имеет с партнером сексуальные отношения, используют средства контрацепции 88 % юношей и 89 % девушек (таблица 8). Если сравнивать эти данные с результатами исследования студентов МГУ в 1997 г. [28, с. 87], то доля студентов, которые используют средства контрацепции, увеличилась с 65-67 до 89 %. Таким образом, студенты стали относиться к вопросам контрацепции более ответственно, что, возможно, связано с распространением информации посредством СМИ, рекламы, с заботой о собственном здоровье и пропагандой здорового образа жизни. Инициатива предохранения, согласно данным, чаще является обоюдной.

Таблица 6 - Распределение ответов на вопрос: «В настоящее время у Вас...», % *

Православные п = 550 Мусульмане п = 93 Не относящие себя ни к какой религии п = 326 Всего п = 969

Вариант ответа юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Нет сексуальных отношений 34 54 56 94 44 62 41 60

Регулярные сексуальные отношения с одним партнером/партнершей 42 32 12 3 21 22 30 27

Эпизодические сексуальные отношения с одним партнером/партнершей 12 9 7 0 17 6 13 8

Регулярные сексуальные отношения с разными партнерами 2 >1 2 0 6 2 3 1

Эпизодические сексуальные отношения с разными партнерами 5 1 18 0 10 4 9 2

Нет ответа 5 3 5 3 2 4 4 2

Итого 100 100 100 100 100 100 0 100

Таблица 7 - Распределение ответов на вопрос: «По чьей инициативе был секс?», %

Вариант ответа Православные п = 249 Мусульмане п = 10 Не относящие себя ни к какой религии п = 120 Всего п = 379

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Юноши 16 17 22 0 18 16 17 16

Девушки 6 1 0 0 6 0 6 1

Обоюдная инициатива 78 82 78 100 76 84 77 83

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Таблица 8 - Распределение ответов на вопрос: «Предохраняетесь ли Вы?», %

Вариант ответа Православные п = 249 Мусульмане п = 10 Не относящие себя ни к какой религии п = 120 Всего п = 379

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Да 86 88 100 100 90 92 88 89

Нет 14 12 0 0 10 8 12 11

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Контрацепция и незапланированная беременность

В исследовании была поставлена задача выяснить, предохраняются ли студенты и по чьей инициативе, как они поступят в случае незапланированной беременности (таблица 9).

Таблица 9 - Распределение ответов на вопрос: «Как Вы поступите в случае незапланированной беременности?», %_

Вариант ответа Православные п = 249 Мусульмане п = 10 Не относящие себя ни к какой религии п = 120 Всего п = 379

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

Рожу/предложу родить 53 68 34 100 41 33 48 58

Сделаю аборт / предложу сделать аборт 22 14 33 0 37 55 28 25

Другое 25 18 33 0 22 12 24 17

Итого 100 100 100 100 100 100 100 100

Предпочитаемые каналы информации по вопросам сексуальных отношений и контрацепции

Больше всего студентов готовы консультироваться в вопросах сексуальных отношений и контрацепции с врачами (55 % юношей и 67 % девушек), с друзьями/подругами (42 % юношей и

36 % девушек) и меньше - с родителями (16 % юношей и 27 % девушек) и приглашенными специалистами (11 % юношей и 6 % девушек). Больше девушек-мусульманок и православных доверяют родителям, в отличие от неверующих (таблица 10). В варианте «другое» 11 % юношей указали, что готовы искать информацию в интернете, социальных сетях, специализированной литературе, среди девушек таких 6 %. Таким образом, вероятно, имеет смысл просвещать студентов по вопросам сексуальных отношений и контрацепции путем приглашения специалистов в вузы. Этот вывод подтверждает и интервью автора с представителями руководства вузов в процессе проведения исследования.

Таблица 10 - Распределение ответов на вопрос: «С кем Вы готовы консультироваться

по вопросам сексуальных отношений и контрацепции?», % *

Вариант ответа Православные n = 550 Мусульмане n = 93 Не относящие себя ни к какой религии n = 326 Всего n = 969

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

С друзьями/подругами 48 39 39 22 37 35 42 36

С родителями 17 30 14 31 15 21 16 27

С врачами 54 64 35 53 63 75 55 67

С приглашенными в вуз специалистами 7 11 7 8 13 16 9 12

Другое 7 6 16 5 11 6 11 6

Итого 133 150 111 119 139 153 133 148

* Из-за возможности выбрать несколько вариантов ответа сумма ответов превышает 100 %.

Выводы

Проведенный эмпирический анализ сексуального поведения и установок студентов позволяет сделать несколько выводов.

В сравнении с данными исследования студентов середины 1960-х гг. наблюдается либерализация взглядов, больше студентов оправдывают добрачные сексуальные связи.

Религиозная идентичность оказывает влияние на сексуальное поведение и установки студентов, особенно это характерно для мусульманских студентов. Имели сексуальные отношения больше православных и неверующих юношей в сравнении с юношами-мусульманами. Среди девушек-мусульманок только единицы вступали в сексуальные отношения в сравнении с более чем половиной православных и неверующих. Значительная часть и юношей, и девушек рано начинают сексуальную жизнь, за исключением девушек-мусульманок. Возраст сексуального дебюта у юношей снизился в меньшей мере, чем у девушек, в сравнении с 1990-ми гг., что лишь подтверждает исчезновение двойного стандарта.

Большинство и юношей, и девушек выбирают в качестве первого сексуального партнера своего ровесника. В то же время все опрошенные девушки-мусульманки, имевшие сексуальные отношения, четверть православных и неверующих девушек предпочли первого сексуального партнера старше по возрасту более чем на 3 года.

Мнения юношей и девушек по поводу того, с какой целью студенты вступают в сексуальные отношения, сходны в том, что в первую очередь это потребность организма, желание, сексуальное влечение, как выражается современная молодежь - «физика». Цели создания семьи указываются редко.

В целом же анализ данных исследования свидетельствует, что установки и сексуальное поведение студентов в большей мере различаются по религиозной идентичности, нежели по полу. Юноши и девушки - мусульмане более консервативны в вопросах сексуальных отношений.

Студенты ответственно подходят к вопросам контрацепции и нежелательной беременности, выбирая в качестве основного канала получения информации врачей.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках проекта «Динамика представлений студентов в сферах гендерных, этнокультурных и брачно-семейных отношений», грант РФФИ № 18-011-00580.

2. Sassler Sh. Partnering Across the Life Course: Sex, Relationships, and Mate Selection // Journal of Marriage and Family. 2010. Vol. 72, iss. 3. P. 557-575. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2010.00718.x.

3. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины. М., 2017. 704 с.

4. Browning C.R., Burrington L.A. Racial Differences in Sexual and Fertility Attitudes in an Urban Setting // Journal of Marriage and Family. 2006. Vol. 68, no. 1. P. 236-251. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2006.00244.x.

5. Scott F.C., Sprecher S. Sexuality in Marriage, Dating, and Other Relationships: A Decade Review // Ibid. 2000. Vol. 62, no. 4. P. 999-1017. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2000.00999.x.

6. Женщины и мужчины России. 2016 : стат. сб. М., 2016. 208 с.

7. Труд и занятость в России. 2017 : стат. сб. M., 2017. 261 с.

8. Голод С.И. Трансформация эротико-эмоциональных отношений молодежи на протяжении XX столетия // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. XIII, № 2. С. 52-71.

9. Цит. по: Голод С.И. Трансформация эротико-эмоциональных отношений молодежи на протяжении XX в. // Там же. Т. XIII, № 1. С. 69-89.

10. Денисенко М.Б., Дулла Зуанна Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 83-87.

11. Bozon M., Kontula O. Sexual Initiation and Gender: A Cross-Cultural Analysis of Trends in the 20th Century // Sexual Behaviour and HIV/AIDS in Europe: Comparisons of National Surveys / ed. by M. Hubert, N. Bajos, T. Sandfort. L., 1998. P. 37-67.

12. Ibid. P. 38-39.

13. Ibid. P. 47-48.

14. Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996. 341 с.

15. Денисенко М.Б., Дулла Зуанна Ж.-П. Указ. соч.

16. Анурин В.Ф. Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 88-95.

17. Голод С.И. Трансформация эротико-эмоциональных отношений молодежи на протяжении XX столетия. С. 60.

18. Vannappagari V., Ryder R. Monitoring Sexual Behavior in the Russian Federation: The Russia Longitudinal Monitoring Survey 2001 : Report. 2002.

19. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990. 30 с.

20. Денисенко М.Б., Дулла Зуанна Ж.-П. Указ. соч. С. 86.

21. Там же.

22. Голод С.И. Сексуальная эмансипация женщин и проблема другого // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2, № 2. С. 105-107.

23. Кон И.С. Указ. соч. С. 290-295.

24. Sassler Sh. Op. cit. P. 563.

25. Цит. по: Кон И.С. Указ. соч. С. 290-299.

26. Гурко Т.А., Мамиконян М.С. Установки студентов в брачно-семейной сфере и отношениях между полами // Вестник Института социологии. 2018. № 27. C. 192-226. https://doi.org/10.19181/vis.2018.27.4.547.

27. Рогачева Т.В., Маликова Н.Н., Захаров М.А. Сексуальное поведение современной российской молодежи с позиции гендера // Управление здравоохранением. 2015. № 1 (43). С. 78-102.

28. Денисенко М.Б., Дулла Зуанна Ж.-П. Указ. соч. С. 87.

References:

Anurin, VF 2000, 'Sexual Revolution: a Double Standard', Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 9, pp. 88-95, (in Russian). Bozon, M & Kontula, O 1998, 'Sexual Initiation and Gender: A Cross-Cultural Analysis of Trends in the 20th Century', in M Hubert, N Bajos & T Sandfort (eds), Sexual Behaviour and HIV/AIDS in Europe: Comparisons of National Surveys, London, pp. 37-67.

Browning, CR & Burrington, LA 2006, 'Racial Differences in Sexual and Fertility Attitudes in an Urban Setting', Journal of Marriage and Family, vol. 68, no. 1, pp. 236-251, https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2006.00244.x.

Denisenko, MB & Dulla Zuanna, Zh-P 2001, 'Sexual Behavior of Russian Youth', Sotsiologicheskie issledovaniya, no. 2, pp. 83-87, (in Russian).

Golod, SI 1996, The 20th Century and Trends in Sexual Relations in Russia, St. Petersburg, 341 p., (in Russian). Golod, SI 1999, 'Female Sexual Emancipation and the Problem of the Other', Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii, vol. 2, no. 2, pp. 105-107, (in Russian).

Golod, Si 2010a, 'The Transformation of Erotic and Emotional Relations of Young People Throughout the 20th Century', Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii, vol. XIII, no. 1, pp. 69-89, (in Russian).

Golod, SI 2010b, 'The Transformation of Erotic and Emotional Relations of Young People Throughout the 20th Century', Zhurnal sotsiologii i sotsialnoi antropologii, vol. XIII, no. 2, pp. 52-71, (in Russian).

Gurko, TA & Mamikonyan, MS 2018, 'Students' Attitudes When It Comes to Marriage, Family and Relationships Bet ween Genders', Vestnik Instituta sotsiologii, no. 27, pp. 192-226, https://doi.org/10.19181/vis.2018.27A547, (in Russian). Kon, IS 2017, The Boy is the Father of the Man, Moscow, 704 p., (in Russian). Labor and Employment in Russia 2017: a Statistical Compilation 2017, Moscow, 261 p., (in Russian). Rogacheva, TV, Malikova, NN & Zakharov, MA 2015, 'Sexual Behavior of Modern Russian Youth from a Gender Perspective', Upravlenie zdravookhraneniem, no. 1 (43), pp. 78-102, (in Russian).

Sassler, Sh 2010, 'Partnering Across the Life Course: Sex, Relationships, and Mate Selection', Journal of Marriage and Family, vol. 72, iss. 3, pp. 557-575, https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2010.00718.x.

Scott, FC & Sprecher, S 2000, 'Sexuality in Marriage, Dating, and Other Relationships: A Decade Review', Journal of Marriage and the Family, vol. 62, no. 4, pp. 999-1017, https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2000.00999.x.

Vannappagari, V & Ryder, R 2002, Monitoring Sexual Behavior in the Russian Federation: The Russia Longitudinal Monitoring Survey 2001. Report.

Women and Men of Russia. 2016: a Statistical Compilation 2016, Moscow, 208 p., (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Редактор: Смирнова Светлана Леонидовна Переводчик: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.