Научная статья на тему 'СЕКСИСТСКАЯ УРБОРЕКЛАМА В "ОКНЕ ОВЕРТОНА": ОТ ЭПАТАЖА К ЛЕГИТИМИЗАЦИИ'

СЕКСИСТСКАЯ УРБОРЕКЛАМА В "ОКНЕ ОВЕРТОНА": ОТ ЭПАТАЖА К ЛЕГИТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИСТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА (УРБОРЕКЛАМА) / ВРАЖДЕБНЫЙ СЕКСИЗМ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН / МОДЕЛЬ "ОКНО ОВЕРТОНА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилина Анжела Григорьевна

В докладе описаны шесть этапов изучения визуальных и вербальных практик враждебного сексизма по отношению к женщинам в урбанистической рекламе. Когнитивно-коммуникативная модель «Окно Овертона» является теоретико-методологической основой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шилина Анжела Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEXIST URBAN ADVERTISING IN THE "OVERTON WINDOW": FROM SHOCKING TO LEGITIMIZATION

Six stages of studying visual and verbal practices of hostile sexism towards women in the urban advertisements are described in the report. Cognitive and communicative model of the “Overton Window” is the theoretical and methodological basis of the research.

Текст научной работы на тему «СЕКСИСТСКАЯ УРБОРЕКЛАМА В "ОКНЕ ОВЕРТОНА": ОТ ЭПАТАЖА К ЛЕГИТИМИЗАЦИИ»

Нужно принимать во внимание цветовой круг, так как он помогает найти удачные сочетания цветов, которые гармонируют друг с другом. Дизайн фирменного стиля - это трудоёмкий процесс, базирующийся на тесном сотрудничестве дизайнеров и предпринимателей. Перед разработкой фирменного стиля необходимо учесть все эти факторы.

Выводы. В условиях современности, значение фирменного стиля играет большую роль для компании. Независимо от сферы деятельности, будь то торговля, производство, либо совершенно другая сфера услуг, все компании стремятся к завоеванию успешных позиций на рынке, они стремятся к престижности и известности, хотят создать благоприятный имидж для своей компании и продукции. И все это зависит от системности и грамотности реализации фирменного стиля.

Список литературы:

1. Кумова М., Айдентика: [альбом] / КАК Проект, Grey Matter. - M.: КАК Проект, Grey Matter, 2014. - 7 с.

2. Нестеров Д.И., Графический дизайн элементов фирменного стиля [Текст]: учебное пособие / Д.И. Нестеров, М.А. Лебедева; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т, Каф. дизайна. - Челябинск.: Изд. центр ЮУрГУ, 2014. - 44 с.

3. Гордон Ю., Книга про буквы от Аа до Яя [Текст]: Издательство студии Артемия Лебедева. - Москва, 2006. - 59 с.

4. Туэмлоу Э., Графический дизайн: фирменный стиль, новйшие технологии и креативные идеи. - М.: Астрель, АСТ, 2006. - 226 с.

5. Эйри Д.Э. Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера. - СПб.: Питер, 2011. - 181 с.

УДК 659.11

СЕКСИСТСКАЯ УРБОРЕКЛАМА В «ОКНЕ ОВЕРТОНА»: ОТ ЭПАТАЖА К

ЛЕГИТИМИЗАЦИИ

Шилина Анжела Григорьевна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В докладе описаны шесть этапов изучения визуальных и вербальных практик враждебного сексизма по отношению к женщинам в урбанистической рекламе. Когнитивно-коммуникативная модель «Окно Овертона» является теоретико-методологической основой исследования.

Ключевые слова: урбанистическая реклама (урбореклама), враждебный сексизм в отношении женщин, модель «Окно Овертона».

Annotation. Six stages of studying visual and verbal practices of hostile sexism towards women in the urban advertisements are described in the report. Cognitive and communicative model of the "Overton Window" is the theoretical and methodological basis of the research.

Keywords: urban advertisement, hostile sexism towards women, model of the "Overton Window".

Постановка проблемы. В предлагаемой статье рассматривается наружная урбанистическая реклама (урбореклама), формирующая сексистские установки в сознании (и подсознании) адресата в отношении женщины как объекта.

Наша исследовательская гипотеза заключается в том, что сексистская урбореклама являет собой форму воплощения внеязыкового и языкового бытия русскоговорящего Homo reclamicus.

Гипотеза реализуется поэтапно.

1 этап - терминологический. В исследовании используются такие термины:

сексизм - «идеология и практика дискриминации людей по признаку пола» [5];

сексизм в отношении женщин - дискриминация женщин на основании их половой

принадлежности;

враждебный (агрессивный) сексизм - политика восприятия женщины как сексуального объекта: объективация женщины путем отрицания ее человеческой свободы действий [7, с. 333].

2 этап - выбор материала исследования. В нашей базе имеется более 400 изображений сексистских реклам, зафиксированных в городах Крыма за период с 2005 г. по февраль 2020 г.

3 этап - методологический. Анализировать материал предлагается с помощью модели «Окно Овертона».

Джозеф Овертон (1960-2003 гг.), интерпретируя политические события, использовал метафору «окно политических возможностей». Исследователи «Центра публичной политики МакКинака» («Mackinac Center for Public Policy», Мидленд, штат Мичиган, США), старшим вице-президентом которого был Джозеф Овертон [1], развили и «оформили» эту метафору в модель (теорию) «Окно Овертона» («Overton Window»).

«Окно Овертона» - когнитивно-коммуникативная модель, фиксирующая границы общественных идей и демонстрирующая, как изменяются эти идеи во времени.

Идеи локализируются в «окне» или находятся за его пределами: «окно Овертона» может как «сдвигаться», так и меняться в размерах, «расширяться», тем самым либо увеличивая, либо сокращая количество идей, которые могут быть поддержаны политиками и гражданами [8].

Изложение основного материала. Для того чтобы идея закрепилась в сознании социума («разместилась» в «окне Овертона»), она должна пройти 5 стадий:

• первая стадия: от неприемлемого к радикальному (неприемлемое ^ радикальное). Сначала идея категорически отвергается, затем рассматривается со слоганом «Почему бы и нет?»;

• вторая стадия: от радикального к приемлемому (радикальное ^ приемлемое). Идея со слоганом «Почему бы и нет?» принимается для обсуждения;

• третья стадия: от приемлемого к рациональному (приемлемое ^ рациональное). Проводится дискуссия по поводу идеи, в ходе которой находятся аргументы, подтверждающие ее необходимость и прикладное значение;

• четвертая стадия: от рационального к популярному (рациональное ^ популярное). «Доказанную» идею начинают транслировать, «продвигать» СМИ и медиаперсоны;

• пятая стадия: от популярного к актуальному, определяющему политику социума (популярное ^ актуальная политика (власть). Популяризаторство идеи приводит к ее лоббированию с последующей легализацией.

4 этап - идентификация сексистских урбореклам в системе двух «окон Овертона».

«Первое окно». Идея сексистской рекламы, объективации тела женщины,

обозначилась после Второй мировой войны и «благополучно» существовала до 60-70-х гг. ХХ века.

С 60-70-х гг. ХХ века она постепенно начала подвергаться сомнениям: «Почему бы и не создавать несексистскую рекламу?»; «Разве сексистская реклама не унижает женщин?».

Далее идею противостояния сексизму в рекламе обсуждали (и продолжают обсуждать), приводились (приводятся) аргументы в пользу несексистской рекламы, что комментировалось (и комментируется) медиаличностями в СМИ.

Результатом всех этих действий становится лоббирование идеи антисексизма в рекламе с последующим принятием закона. В российской правовой сфере это прежде всего Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе», согласно которому в рекламе «не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола (курсив наш. - А.Ш.), расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина <...>» [6].

«Второе окно». В российском информационном пространстве идея сексистской рекламы в отношении женщин постепенно возвращается из «неприемлемой ссылки». Слоганы типа: «А почему реклама не имеет права быть сексистской?!», «Даешь сексистскую рекламу для привлечения клиентов!» - продуктивны и популярны. В СМИ ведутся дискуссии о «происках феминисток», надуманности проблемы сексизма.

Российские маркетологи и рекламисты, нарушая Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе», «протаскивают» сексистскую рекламу [3; 4], «прикрываясь» эпатажем [2], делают ее текстуальной практикой влияния на сознание (и подсознание) российских мужчин и женщин.

5 этап - обеспечение доказательствами факта существования «Второго окна» для понимания сексистского рекламного дискурса, а именно: создание классификации сексистских урбореклам.

В качестве примера приведем три позиции из разработанной классификации.

• «Изображение полуобнаженной молодой женщины - «фона» для предметов, обеспечивающих бытовой комфорт» (Рис. 1):

Рисунок 1. Реклама автомойки «Grass», г. Севастополь

• «Изображение полуобнаженных частей женского тела, расположение которых вызывает аналогию с предметами быта + саркастический слоган, побуждающий мужчину к активным физическим действиям в отношении женщины» (Рис. 2):

Рисунок 2. Реклама фитнес-клуба «Safari Sport», г. Севастополь

• «Провокационный сексуально коннотированный слоган + изображение женщины с ярким макияжем + изображение оттиска красной губной помады» (Рис. 3):

ЗАЛОГ ПОД АВТО

ПН БЫЛ +7-978-100-61-6J oeшоссе,2 ОН ддо^^омбард ^втола^бард»

ДОВОЛЕН)))

Рисунок 3. Реклама ООО «Ломбард-Автоломбард», г. Севастополь

6 этап - научное резюмирование. Проведенное исследование дает возможность удостовериться в том, что «окно Овертона», используемое при изучении сексистской урборекламы, представляет собой динамическую когнитивно-коммуникативную модель. Она может видоизменяться: идея сексизма в рекламе становится то «неприемлемой», то «определяющей».

Выводы. На наш взгляд, «первое окно Овертона» сместилось и запрет на агрессивную сексистскую рекламу в городах уже не находится в его границах. Через «второе окно Овертона» можно наблюдать, как прагматический эпатаж формирует сексуально объективированный образ женщины в сознании (и подсознании) Homo reclamicus и тем самым имплицитно легализует сексистские практики в урборекламном дискурсе.

Список литературы:

1. «Окна Овертона». Правда и вымысел [Электронный ресурс]. - URL: https://nousaction.livejournal.com/6002.html (Дата обращения: 30.04.2020).

2. Голая правда рекламы. - Российская газета - Федеральный выпуск. - 2016. - № 84 (6952) [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2016/04/19/nikitina-nekotorye-kompanii-osoznanno-narushaiut-zakona-o-reklame.html (Дата обращения: 27.04.2020).

3. Практика рассмотрения рекламных споров органом рекламного саморегулирования [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.ru/blog/2020/1/13/praktika_rassmotreniya_reklamnyh_sporov_organom_reklamno go_samoregulirovaniya (Дата обращения: 27.04.2020).

4. Сексизм и сексуальная объективизация в рекламе [Электронный ресурс]. - URL: https://zakon.ru/blog/2019/12/23/seksizm_i_seksualnaya_obektivizaciya_v_reklame (Дата обращения: 27.04.2020).

5. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс] / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с. - URL: http://www.owl.ru/gender/237.htm (Дата обращения: 25.04.2020).

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О рекламе»: принят Гос. Думой 22 февраля 2006 г., одобр. Советом Федерации 03 марта 2006 г. -URL:

http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=328127&fld=134&dst= 1000000001,0&rnd=0.7926481895494899#04009340664084857 (Дата обращения: 27.04.2020).

7. Glick P., Fiske S.T. Ambivalent sexism revisited. Psychology of Women Quarterly. 2011. September; 35(3): 530-535

8. The Overton Window [Электронный ресурс]. - URL: https://www.mackinac.org/OvertonWindow (Дата обращения: 30.04.2020).

УДК 655.4/.5

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ИМИДЖЕВОГО БРЕНДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА «НАСТЯ И НИКИТА»

Шум Ольга Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связи с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Боюрова Анна Алексеевна,

обучающаяся направления подготовки: «Издательское дело» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена характеристике развития брендинга в деятельности издательства «Настя и Никита». Охарактеризованы три наиболее важных и экономически эффективных инструментов создания бренда издательства в книгоиздании. Выявлена специфика подходов к реализации указанных брендов в деятельности современного издательства детской литературы. Проанализирована редакционная политика издательства, кратко охарактеризован дизайн продукции фирмы, а также её рекламная компания.

Ключевые слова: бренд, брендинг, реклама, автор, стиль, книжная серия.

Annotation. The article is devoted to the characteristic of branding development in the activities of the publishing house «Nastya and Nikita». Three of the most important and economically effective brand creation tools of publishing house in book publishing are described. The specificity of approaches to the implementation of these brands in the activities of the modern publishing house of children's literature is revealed. The editorial policy of the publishing house is analyzed, the design of the company's products is briefly described and its advertising company.

Keywords: brand, branding, advertising, author, style, book series.

Постановка проблемы. В издательской деятельности практический опыт использования технологии брендинга невелик. Вместе с тем для начинающих специализированных издательств построение собственного бренда - это самый эффективный прием формирования своей целевой аудитории, сознательного читателя, выделившего для себя издательства, за книжными новинками которых он следит. Грамотно применяя брендирование с учетом особенностей издательской и книготорговой отрасли, можно формировать предпочтения целевой аудитории, а значит прогнозировать продажи, снижая риски.

Указанная проблема не обойдена вниманием исследователей (см., например, работы А.Д. Кривоносова [3], Н.Г. Пряхина [6], И.Н. Моргачевой [5] и др.).

С точки зрения теоретиков, технология брендинга в бизнесе предполагает наличие комплекса знаний о методах и средствах управления процессом брендирования. Являясь неотъемлемой частью коммуникативной и маркетинговой деятельности, понятие «брендинг» включает современные представления о языковой культуре [3, с. 135-138]; уровне образования; жизненных и общественных приоритетах целевой аудитории и её ценностных ориентиров; психологических особенностях социума; игровой индустрии; нравственно-духовной проблематике, возникающей в ходе рекламирования и продвижения продукции [6, с. 184-186].

Вместе с тем о полноте реализации технологии брендирования, по мнению исследователей, в книжном деле говорить сложно: «Для создания и раскрутки бренда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.