Научная статья на тему 'Секретные объекты промышленной собственности'

Секретные объекты промышленной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
456
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЕКРЕТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдрахманова Сайма Жангельдиновна

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования секретных объектов промышленной собственности в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдрахманова Сайма Жангельдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Секретные объекты промышленной собственности»

Абдрахманова Сайма Жангельдиновна,

старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юриспруденции

СЕКРЕТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Секретные объекты промышленной собственности являются сложным объектом правового регулирования их отличие от несекретных в содержании сведений, составляющих государственные секреты.

Особенность правовой охраны секретных объектов промышленной собственности обусловлена двуединым применением к объекту норм гражданского законодательства, которое регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанных на равенстве и норм законодательства о государственных секретах, основанных на принципах административного подчинения. Объем исключительного права на секретные объекты промышленной собственности отличается от исключительного права на несекретные объекты.

По критерию выдачи патентов на секретные объекты промышленной собственности можно выделить три группы стран:

страны, в которых патент не выдается Великобритания, Франция);

страны, в которых выдача патента откладывается либо приостанавливается (Нидерланды, СшА, Канада, Италия);

страны, в которых патент выдается (Германия, Австрия, Индия, Греция, Дания, Россия)1.

Казахстанским законодательством регулирование секретных объектов промышленности обеспечивается Патентным законом т 16 июля 1999 года №427, Законом Республики Казахстан от 15 марта 1999 года N 349-1 «О государственных секретах», Правилами обращения с секретными объектами промышленной собственности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2012 года № 888 (далее - Правила), Инструкцией по обращению с секретными объектами промышленной собственности, создаваемыми в Республике Казахстан, утвержденной приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 14 сентября 2007 года № 260.

в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Патент-

ного закона Республики Казахстан 16 июля 1999 года № 427 правовая охрана не предоставляется объектам промышленной собственности, признанным государством секретными. Если при рассмотрении заявки будет установлено, что в ней содержатся сведения, составляющие государственные секреты, заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.

Под секретными объектами промышленной собственности изобретения, полезные модели и промышленные образцы, содержащие сведения, составляющие государственные секреты.

в Законе РК «О государственных секретах» установлено, что государственные секреты - защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права.

Государственные секреты сгруппированы по определенным областям деятельности государства:

сведения в военной области, относимые к государственным секретам Республики Казахстан;

сведения в области экономики, образования, науки и техники, относимые к государственным секретам Республики Казахстан;

сведения во внешнеполитической и внешнеэкономической области, относимые к государственным секретам Республики Казахстан;

сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к государственным секретам Республики Казахстан.

так, к государственным секретам в области экономики, образования, науки и техники относятся:

1 Городов О.А. Патентное право: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 231

1) сведения о показателях, определяющих подготовку экономики Республики Казахстан к устойчивому функционированию в военное время;

2) сведения, раскрывающие существо новейших достижений в области науки и техники, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных отраслях экономики, а также определяющие качественно новый уровень возможностей вооружения и военной техники, повышения их боевой эффективности, разглашение которых может нанести ущерб интересам государства;

3) сведения, раскрывающие содержание и (или) направленность научно-исследовательских, опытно-конструкторских или проектных работ, проводимых в интересах обороны и безопасности государства;

4) сведения о подготовке или распределении кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в интересах безопасности государства и т.д.

Согласно статье 18 Закона РК «О государственных секретах» степень секретности сведений, составляющих государственные секреты, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который нанесен или может быть нанесен национальной безопасности Республики Казахстан или интересам государственных органов и организаций вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственные секреты, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Сведениям, составляющим государственную тайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно».

Сведениям, составляющим служебную тайну, присваивается гриф секретности «секретно».

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственным секретам, а также присвоение указанным сведениям иных ограничительных грифов не допускаются.

В соответствии со статьей 20 Закона РК «О государственных секретах» основанием для засекречивания сведений, полученных (разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности государственных органов, организаций и граждан, является их соответствие действующим в государственных органах и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

При невозможности идентификации полу-

ченных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующих перечнях, должностные лица государственных органов и организаций, граждане обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего соответствующий перечень, предложения по его дополнению (изменению).

Должностные лица, утвердившие перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности. Порядок засекречивания сведений и их носителей определяется Правительством Республики Казахстан.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственные секреты, не должен превышать тридцати лет. в исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению уполномоченного государственного органа по защите государственных секретов.

Обращение с секретными объектами промышленной собственности

Заявка на выдачу охранного документа на объект промышленной собственности подается в экспертную организацию уполномоченного органа в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рассматривается в соответствии с Патентным законом и Правилами.

Заявка, поступившая в экспертную организацию, рассматривается на предмет наличия в ней сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, разработанными и принятыми государственными органами.

В случае установления в заявке сведений, составляющих государственные секреты, по предложению экспертной организации уполномоченным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов образуется межведомственная комиссия по секретным объектам промышленной собственности с приглашением специалистов соответствующих государственных органов, к компетенции которых относится засекречивание соответствующего объекта промышленной собственности, определенных в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2000 года «Об утверждении Перечня должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан».

Комиссия в течение пяти рабочих дней

определяет государственный орган, к компетенции которого относится засекречивание объекта промышленной собственности, и не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявки направляет ему соответствующие материалы заявки для принятия решения о засекречивании объекта промышленной собственности согласно Инструкции по обеспечению режима секретности в Республике Казахстан.

в случае принятия решения о засекречивании объекта промышленной собственности, заявителю направляется соответствующее уведомление.

По поступившей заявке на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности, по которой подтверждена необходимость засекречивания, экспертиза проводится экспертной организацией в соответствии с Патентным законом в установленном порядке. При этом в отношении установления даты подачи и приоритета, порядка проведения экспертизы применяются требования нормативных правовых актов по проведению экспертизы заявок на несекретные объекты промышленной собственности.

Объекты промышленной собственности засекречиваются в соответствии с Законом о государственных секретах, на основании Инструкции и ведомственных перечней сведений, подлежащих засекречиванию.

Засекречивание объектов промышленной собственности в целях сохранения коммерческой тайны или по другим мотивам, не связанным с сохранением государственных секретов, не допускается.

Заявка на предполагаемый секретный объект промышленной собственности подается в соответствующие государственные органы или в экспертную организацию уполномоченного органа в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рассматривается в соответствии с Патентным законом и Инструкцией по обращению с секретными объектами промышленной собственности, создаваемыми в Республике Казахстан.

Заявка на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности, для которого установлена степень секретности «особой важности», «совершенно секретно» или «секретно», а также на секретный объект промышленной собственности, который относится к сведениям в военной области, в области экономики, науки и техники, во внешнеполитической и внешнеэкономической области, в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, относимые к государственным секретам Республики Казахстан, подается на рассмотрение в соответствующий государственный орган в зависимости

от их отраслевой принадлежности.

Заявка на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности, поданная иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не рассматривается.

Заявка на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности подается автором, работодателем или их правопреемником.

Физические и юридические лица, выполняющие договоры на разработку и производство специальной продукции с установленной степенью секретности, подают заявки на выдачу охранных документов, на такую продукцию через подразделения по защите государственных секретов заявителя, которые сопровождаются обоснованием установленной степени секретности изобретений и сроков их пересмотра.

Физические и юридические лица, не связанные с выполнением договоров на разработку и производство специальной продукции, но предполагающие, что в этой продукции имеются сведения, открытое опубликование которых может нанести ущерб национальной безопасности, подают заявки на выдачу охранных документов на секретные объекты промышленной собственности, содержащие такие сведения, секретной почтой через подразделения по защите государственных секретов по месту работы или службы, а при отсутствии такой возможности - через местные исполнительные органы по месту жительства или месту нахождения. Заявка в этом случае сопровождается ходатайством заявителя о засекречивании объекта промышленной собственности и подается в экспертную организацию.

Право на получение охранного документа на секретный объект промышленной собственности принадлежит автору, работодателю или их правопреемникам.

в отношении заявки на предполагаемый секретный объект промышленной собственности, поступившей в государственный орган, к сфере деятельности которого относится данный объект промышленной собственности, рассматривается обоснованность его засекречивания и установления степени секретности, которая должна быть завершена в течение трех месяцев с даты поступления заявки.

Если достаточных оснований для засекречивания заявленного объекта промышленной собственности не будет установлено, заявителю направляется мотивированное заключение о снижении степени секретности, рассекречивании или об исключении из материалов заявки секретных сведений, не относящихся к сущности заявленного решения.

Если заявитель в течение двух месяцев с даты

получения такого заключения не снизит степень секретности, не рассекретит, не исключит из материалов заявки секретные сведения, не относящиеся к сущности заявленного объекта, или не предоставит мотивированную просьбу о продлении указанного срока, то заявителю направляется мотивированный отказ.

По поступившей заявке на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности, по которой подтверждена необходимость засекречивания, экспертиза проводится государственным органом, подтвердившим степень секретности, в соответствии с Патентным законом в установленном порядке. При этом в отношении установления даты подачи и приоритета, условий критериев охраноспособности, порядка проведения экспертизы применяются требования нормативных правовых актов по проведению экспертизы заявок на несекретные объекты промышленной собственности.

Возражения на результаты экспертизы об отказе в выдаче охранного документа на секретный объект промышленной собственности рассматриваются по месту проведения экспертизы. Окончательные решения, принятые по указанным возражениям, могут быть обжалованы в соответствии с нормами Патентного закона.

Государственный орган, принявший решение о выдаче охранного документа на секретный объект промышленной собственности, направляет в уполномоченный орган в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов уведомление о принятии такого решения.

Выдача охранного документа на секретный объект промышленной собственности осуществляется уполномоченным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.

Сведения об охранных документах на секретный объект промышленной собственности не публикуются. Передача сведений об охранных документах на секретные объекты промышленной собственности осуществляется в соответствии с Законом о государственных секретах.

Охранный документ на секретный объект промышленной собственности удостоверяет авторство изобретения, приоритет и право на его использование.

Охранный документ действует в течение срока засекречивания объекта промышленной собственности, но не более установленного срока действия охранного документа на несекретный объект промышленной собственности.

Охранный документ на секретный объект промышленной собственности может быть признан недействительным только по решению государственного органа, принявшего решение о засекречивании объекта промышленной собственности.

Изменение степени секретности и рассекречивание объекта промышленной собственности, а также изменение и снятие грифов секретности с документов заявки и охранного документа на секретный объект промышленной собственности осуществляется в порядке, установленном Законом о государственных секретах.

Согласно статье 22 Закона о государственных секретах основания рассекречивания сведений являются:

принятие Республикой Казахстан международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Республике Казахстан государственные секреты;

изменение объективных обстоятельств, вследствие чего дальнейшая защита сведений, составляющих государственные секреты, является нецелесообразной;

изменение Перечня сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определенного статьями 11, 12, 13 и 14 настоящего Закона;

окончание срока засекречивания сведений, составляющих государственные секреты;

необходимость использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.

Государственные органы и организации, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам, обязаны периодически, но не реже, чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих в этих органах и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Правом изменения действующих в государственных органах и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, подлежащих засекречиванию, подлежат согласованию с уполномоченным государственным органом по защите государственных секретов и Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.

Рассмотрение необходимости изменения установленной степени секретности объекта промышленной собственности может проводиться и по инициативе заявителя или патентообладателя.

Решение о рассекречивании принимается государственным органом с участием при необходимости заявителя или патентообладателя. По секретным объектам промышленной собствен-

ности, созданным при выполнении договоров на разработку и производство специальной продукции, решение о рассекречивании согласуется с заказчиком этой продукции.

При рассекречивании объекта промышленной собственности государственный орган, принявший решение о выдаче охранного документа на секретный объект промышленной собственности, передает имеющиеся у него рассекреченные материалы заявки на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности в уполномоченный орган в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Дальнейшее рассмотрение заявки, делопроизводство по которой к моменту рассекречивания не завершено уполномоченным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, осуществляется экспертной организацией.

Решение о рассекречивании объекта промышленной собственности сообщается заявителю или патентообладателю и публикуется в официальном бюллетене экспертной организации.

На рассекреченный объект промышленной собственности заявитель или патентообладатель может в течение одного года с даты рассекречивания подать в экспертную организацию ходатайство о выдаче охранного документа по процедуре, предусмотренной законодательством для рассмотрения несекретных объектов промышленной собственности, на оставшийся срок его действия с оплатой действий по рассмотрению в установленном размере.

Срок подачи ходатайства может быть продлен уполномоченным органом в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов по мотивированной просьбе заявителя или патентообладателя, но не более чем на два месяца. Ходатайства, поступившие с нарушением установленного срока, к рассмотрению не принимаются.

Экспертная организация рассматривает заявочные материалы на рассекреченный объект промышленной собственности с учетом ранее проведенной по ним государственным органом экспертизы.

выдача охранного документа на рассекреченный объект промышленной собственности производится в соответствии с Патентным законом с сохранением приоритета, установленного по первоначально поданной заявке на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности.

Срок действия охранного документа на рассекреченный объект промышленной собственности исчисляется с даты подачи первоначальной заявки на выдачу охранного документа на секретный объект промышленной собственности. Охранный документ, выданный на рассекреченный объект

промышленной собственности, действует согласно пункту 3 статьи 5 Патентного закона.

Использование и предоставление права на использование секретного объекта промышленной собственности

Право на использование секретного объекта промышленной собственности принадлежит патентообладателю, а также лицам, к которым это право перешло на законном основании.

Право на использование секретного объекта промышленной собственности, созданного при выполнении договора на разработку и производство специальной продукции, принадлежит заказчику, если указанным договором не предусмотрено иное.

Уступка охранного документа на секретный объект промышленной собственности и предоставление права на использование секретного объекта промышленной собственности другим лицам осуществляется на основе договора с соблюдением Закона о государственных секретах.

Лицензионный договор на использование секретного объекта промышленной собственности и договор уступки охранного документа на секретный объект промышленной собственности заключаются в письменной форме и подлежат регистрации в уполномоченном органе в сфере охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов. Несоблюдение письменной формы или требования о регистрации влечет за собой недействительность договора.

Использование патентообладателем в своем производстве, не связанном со специальной продукцией, и предоставление им третьим лицам права на использование секретного объекта промышленной собственности, созданного при выполнении договоров на разработку и производство специальной продукции, производятся с разрешения заказчика на разработку этой продукции, если договором не установлено иное.

При невозможности достичь с патентообладателем соглашения об использовании охранного документа на секретный объект промышленной собственности Правительство Республики Казахстан может разрешить другому лицу в интересах национальной безопасности использование секретного объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя.

За юридически значимые действия, связанные с подачей и рассмотрением заявок на секретный объект промышленной собственности, взимается соответствующая оплата в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и государственная пошлина.

Государственная пошлина и оплата за выдачу охранного документа и поддержание его в силе не взимаются.

Мацалада Казацстан Республикасында енеркэсттж меншлктщ цупия объект1лерт цуцыцтыц реттеу мэселелер1 царастырылган.

TyuIh свздер: внеркэс!пт!к менш!кт!ц цупия объектглерг, интеллектуалдыц меншгк, интеллектуалдыц цуцыцтар, мемлекеттЫ цупиялар.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования секретных объектов промышленной собственности в Республике Казахстан.

Ключевые слова: секретные объекты промышленной собственности, интеллектуальная собственность, интеллектуальные права, государственные секреты.

In article questions of legal regulation of secret industrial property in the Republic of Kazakhstan are considered.

Keywords: secret industrial property, intellectual property, intellectual rights, state secrets.

Сайма Жангелдщызы Эбдiрахманова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КР Зац шыгару институты азаматтыщ, азаматтыщ ic жYргiзу зацнамасы жэне ащарушылыщ ic жYргiзу бeлiмшщ ага гылыми ^ызметкер^ зац магис^

Энеркэсштж меншжтщ к^пия объектiлерi

Абдрахманова Сайма Жангельдиновна,

старший научный сотрудник отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства РК, магистр юриспруденции

Секретные объекты промышленной собственности

Abdrakhmanova Saima Zhangeldinovna,

senior research fellow of Department of the civil, civil-proceeding legislation and execution of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, master of juridicial science

Secret industrial property

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.