Научная статья на тему 'Секрет производства (ноу-хау), в комплексе исключительных прав передаваемых по договору коммерческой концессии'

Секрет производства (ноу-хау), в комплексе исключительных прав передаваемых по договору коммерческой концессии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1480
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) / КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лысенко Е. С.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением и правовым регулированием таких специфических объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по договору коммерческой концессии, как «секрет производства (ноу-хау)» и «охраняемая коммерческая информация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given article covers the questions concerning correlation and legal regulation of such specific objects of intellectual property as know-now and securable commercial information, that are passed transmitted according to the agreement of commercial concession.

Текст научной работы на тему «Секрет производства (ноу-хау), в комплексе исключительных прав передаваемых по договору коммерческой концессии»

Ьв

гъ съ §

Гражданское право, *

гражданским процесс |

JV 5 i

УДК 347.4 С

5

Е.С. Лысенко* i

5 Vs

Секрет производства (ноу-хау) §

в комплексе исключительных прав, 3

передаваемых по договору коммерческой концессии с

я

3

В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением и правовым регулированием таких специфических объектов интеллектуальной собственности, передаваемых по договору коммерческой концессии, как «секрет производства (ноу-хау)» и «охраняемая коммерческая информация».

The given article covers the questions concerning correlation and legal regulation of such specific objects of intellectual property as “know-now” and “ securable commercial information”, that are passed transmitted according to the agreement of commercial concession. .

Ключевые слова: договор коммерческой концессии; интеллектуальная собственность; секрет СЪ производства (ноу-хау); коммерческая информация; коммерческая тайна.

СЪ Я Я

Коммерческая концессия - эффективное средство построения предпринимательских отношений, приносящее выгоду как сторонам указанных правоотношений, так и всему обществу в целом - путем позитивного влияния на экономику страны. ^

Коммерческая концессия ценна прежде всего для развития малого предпринимательства в ^

России. Главное преимущество коммерческой концессии для начинающих предпринимателей в том, что она позволяет сэкономить время и силы, которые уходят на формирование структуры любого нового бизнеса - системы поставок, продаж, маркетинга, работы с персоналом. Предприниматель ^ приобретает у крупной известной компании право пользоваться ее интеллектуальной собственностью (комплексом исключительных прав, который может включать торговый знак, знак обслуживания, секрет производства [ноу-хау], коммерческое обозначение).

* Соискатель кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии МВД России, преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России.

Гражданское право, гражданский процесс

Как известно, по договору коммерческой концессии одна сторона - правообладатель - обязуется предоставить другой стороне - пользователю - право использовать комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (в т.ч. и на охраняемую коммерческую информацию), а другая сторона обязуется использовать полученные права в своей предпринимательской деятельности в обусловленном договором объеме и выплачивать вознаграждение (ст. 1027 ГК).

После вступления в силу четвертой части ГК РФ понятие «секрет производства (ноу-хау)» ^ заменит в комплексе исключительных прав передаваемых по договору коммерческой концессии ^ (франчайзинга) понятие «охраняемая коммерческая информация». В связи с этим представляет интерес исследование соотношения понятий «охраняемая коммерческая информация» и «секрет производства (ноу-хау)».

Значимость информации в современном обществе все более возрастает. Информация становится наиболее важным, наиболее значимым товаром, поскольку без наличия необходимой ^ информации невозможно развитие высокотехнологичных производств, обеспечивающих жизнедеятельность современного человечества. Преимущественным трудом становится процесс создания и переработки информации. Так, например, в США к нему привлечено уже более 70% ^ дееспособного населения1. В связи с этим информацию зачастую называют четвертым основным ^ экономическим ресурсом наравне с природными ресурсами, капиталом и трудом, являющимся при этом необходимым условием их эффективного использования. Именно поэтому при классификации «коммерческой информации» прежде всего необходимо обращать внимание на такой ее признак, как товарный характер, способность быть объектом гражданского оборота. а Таким образом, передача права использования в своей деятельности коммерчески значимой

информации в комплексе исключительных прав по договору коммерческой концессии имеет одно из ключевых значений. Действительно, предоставление правообладателем некой совокупности оборудования для использования в организации предпринимательской деятельности (по договору коммерческой концессии) без предоставления соответствующей информации по ее правильному использованию может стать не только бесполезным для пользователя, но и причинить вред интересам 3 правообладателя. В этом смысле информация становится ключевым ресурсом для извлечения ^ прибыли, т.е. приобретает статус коммерчески значимой.

^ Прежде всего следует согласиться с мнением В.О. Калятина, который считает, что хотя ноу-

^ хау, вроде бы и очень хорошо известный объект, но в действительности являлся определенным 15 фантомом, поскольку, не имея точного определения, постоянно смешивался с конфиденциальной ^ информацией, коммерческой тайной, секретами промысла и т.д. Содержание всех этих терминов ^ обычно определялось более взглядами того или иного исследователя, нежели ясно определенными ^ критериями2.

^ Думается, сказанное выше можно отнести и к понятиям «коммерческая информация» или

N «охраняемая коммерческая информация». Непонятна правовая природа данного права, в связи с чем возникает проблема предоставления этому виду информации правовой охраны.

Существуют разнообразные определения понятия «коммерческая информация», приводимые в различных авторских публикациях. Например, М.В. Моисеев3 считает, что коммерческая информация

- это те знания и методы ведения бизнеса (например, по системе организации обслуживания посетителей), ^ которые необходимы для осуществления деятельности пользователем. По мнению А.Г. Карташяна4, коммерческая информация - это информация, имеющая отношение к предпринимательской деятельности, в силу чего к ней относится любая информация, являющаяся товаром (объектом гражданского оборота), а также корпоративная информация, и не относится информация о гражданах (персональные данные). ^ Безусловно, эти определения имеют право на существование, потому что отражают такой признак ^ коммерческой информации, о котором мы уже упоминали, - значимость для предпринимательской ^ деятельности (значимость для извлечения прибыли).

■£ Опираясь на ранее приведенные выводы о «коммерческой деятельности», мы приходим к

^ тому, что «коммерческая информация» - это такая информация, которая имеет исключительное значение для извлечения прибыли. Ее исключительностью в этом смысле является то, что при ее ^ отсутствии извлечение прибыли будет просто невозможно либо существенно затруднено.

^ В комментарии к ГК РФ под редакцией О.Н. Садикова5 приводится мнение, что под

«коммерческой информацией» имеется в виду конфиденциальная информация, признаваемая коммерческой тайной в соответствии со ст. 139 ГК РФ, т.е. информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью. Такого же мнения придерживается О. А. Городов6, который считает, что отождествление «коммерческой информации» с «информацией, составляющей служебную или коммерческую тайну» (п. 1 ст. 139 ГК РФ), имеет право на существование на доктринальном уровне восприятия предлагаемого законодателем термина.

На самом деле такое подтверждение существует и на законодательном уровне. Например, в ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик говорится, что обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

- эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

- к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Как известно, данный нормативный акт должен применяться в части, не противоречащей ГК

РФ, а поэтому указанная норма может применяться для квалификации указанных отношений.

Еще одно легальное определение «ноу-хау», содержится в разд. 1 Постановления Госкомстата РФ от 16 августа 1999 г. № 75 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за транспортом, услугами и жилищно-коммунальным хозяйством на 2000 год», в соответствии с которым к ноу-хау относится не защищенная охранными документами (например, патентами) и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами. Это могут быть новые технологии, технические или иные решения, знания, опыт, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности.

Как видно, «коммерческая информация» понимается лишь как составная часть секрета производства (ноу-хау), и защита ей может быть предоставлена только на основе ее неизвестности третьим лицам, отсутствия к ней свободного доступа и наличия мер по охране и конфиденциальности, принимаемых правообладателем (подпункты 1, 2 и 3 указанной статьи).

Последнее подтверждается также подпунктом 2 ст. 3 закона «О коммерческой тайне»7, определяющим, что информация, составляющая коммерческую тайну, - это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в т.ч. составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Если согласиться с тем, что «коммерческая информация» и «информация, составляющая служебную или коммерческую тайну» являются сходными понятиями, то возникает вопрос о существовании исключительного права на такую информацию у ее обладателя.

По этому поводу в учебной литературе высказывается мнение о том, что «деловая репутация и коммерческий опыт (ноу-хау) есть не что иное, как объект исключительных прав»8. Данная позиция представляется нам ошибочной. Из анализа ст. 138 ГК РФ следует, что для отнесения того или иного продукта интеллектуальной деятельности к объектам исключительных прав (интеллектуальной собственности) требуется прямое указание закона. В отношении деловой репутации, коммерческого опыта, ноу-хау и охраняемой коммерческой информации такого указания не существует.

Кроме того, режим информации, составляющей коммерческую тайну (имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность), регулируется отдельной нормой ГК РФ ст. 139, т.е. здесь следует совершенно очевидный вывод о том, что законодатель сознательно отделил такую информацию от объектов исключительных прав.

Сама природа коммерческой тайны (секрета производства, ноу-хау), предполагающая ее секретный характер настолько долго, насколько это возможно, исключает ее публикацию, а затем передачу в общественное достояние по прошествии определенного времени. В свою очередь, государство не предоставляет обладателю коммерческой тайны временной монополии, являющейся сердцевиной исключительного права, не проводит экспертизу в лице государственного органа исполнительной власти и не выдает от своего имени охранный документ (свидетельство или патент), подтверждающий государственную монополию и закрепляющий за обладателем исключительное право.

В литературе правильно подчеркивается, что если обладатель новых знаний (ноу-хау) не хочет делиться ими с обществом, то и государство предоставляет их обладателю не исключительные права, а лишь охрану от несанкционированного заимствования этой информации третьими лицами, т.е., упрощая до аналогии с частной собственностью, охрану от воровства9.

Таким образом, можно сделать вывод, что исключительных прав на «охраняемую коммерческую информацию» у ее правообладателя не существует, поэтому включение этого понятия

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

Гражданское право, гражданский процесс

в комплекс исключительных прав по договору коммерческой концессии вызывает некоторое недоумение.

С учетом приведенных положений в научной литературе высказывалось мнение по поводу внесения изменений в ст. 1027 ГК РФ: в п. 1 ст. 1027 ГК после слов «в том числе право на фирменное наименование (и) или коммерческое обозначение правообладателя» включить следующие слова: ^ «товарный знак, знак обслуживания и т.д., а также на предусмотренную договором охраняемую коммерческую информацию»10.

^ Позиция В.И. Еременко представляется нам весьма обоснованной ввиду положений,

приведенных выше.

^ Принятие четвертой части ГК РФ устанавливает некоторые изменения, касающиеся

рассматриваемой проблемы. Изменения в рассматриваемом вопросе касаются того, что в комплексе ^ исключительных прав, передаваемых по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), понятие ^ «охраняемая коммерческая информация» заменено понятием «секрет производства (ноу-хау)».

В связи с этим следует отметить, что секрет производства (ноу-хау) включен в перечень результатов интеллектуальной деятельности (пп. 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Ст. 1226 и ст. 1466 ГК РФ, ^ соответственно, признают исключительное право на секрет производства (ноу-хау). Таким образом, ^ следует констатировать, что данные изменения устраняют вышеназванную проблему.

Секретам производства (ноу-хау) посвящена гл. 75 четвертой части ГК РФ. Она, по сути, должна будет являться основным регулятором отношений в данной области.

Вступление в силу четвертой части ГК РФ также влечет следующие изменения В законодательства в указанной области:

- ст. 138, 139 ГК РФ утрачивают силу;

- вносится ряд изменений в Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой

>11.

При этом нормы данного закона, хотя и в обновленной редакции, имеют сходство с нормами гл. 75 ГК РФ. Для удобства ниже мы будем приводить нормы закона «О коммерческой тайне», в 3 редакции, которая должна вступить в силу вместе с четвертой частью ГК РФ.

^ В ст. 3 Закона о коммерческой тайне указано, что информацией, составляющей коммерческую

^ тайну, считаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, ^ организационные и другие), в т.ч. о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической 15 сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют

у

действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, ^ к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых ^ обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

^ В ст. 1465 ГК РФ секрет производства (ноу-хау) определяется как сведения любого характера

N (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в т.ч. о результатах ^ интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную ^ коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений е введен режим коммерческой тайны.

Нетрудно заметить, что данные определения абсолютно идентичны, в связи с чем непонятно дублирование данного определения в обоих нормативных источниках.

Думается, данное определение необходимо оставить лишь в четвертой части ГК РФ, а в ^ законе «О коммерческой тайне» установить лишь отсылочную норму при условии, что данный закон ^ вообще будет существовать в российской правовой системе в будущем (это представляется нам О весьма сомнительным).

££ Здесь необходимо отметить, что весьма важно разграничение понятий «ноу-хау (секрет

3 производства)» и «коммерческая тайна». П. 1 ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом «О введении в действие части четвертой ^ Гражданского кодекса Российской Федерации») устанавливает, что коммерческая тайна - это режим е конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных В обстоятельствах увеличить доход, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Таким образом, коммерческая тайна - это режим, совокупность мер, обеспечивающих конфиденциальность информации, а секрет производства (ноу-хау) - сами сведения.

Получается, что ГК РФ определяет понятие коммерчески значимой информации (ноу-хау), порядок его перехода от одного лица к другому, ответственность за нарушение исключительного

права на секрет производства, а закон «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау).

Нам представляется целесообразным, следуя логике законодателя (стремление его к кодификации), упраздняющего законы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ, закон «О коммерческой тайне» также упразднить. Нормы данного закона, касающиеся установления режима «коммерческой тайны» в отношении секрета производства (ноу-хау), определить в четвертой части ГК РФ, в гл. 75 ГК РФ «Право на секрет производства (ноу-хау)».

1 См.: Букреев И.Н. Социальные аспекты информационной безопасности // Информационное общество. 1998. № 1. С. 42.

2 См.: Калятин В.О. Изменения системы объектов интеллектуальных прав в связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса // Закон. 2007. № 4.

3 См.: Моисеев М.В. Правовые аспекты коммерческой концессии // Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. 2007. № 1, январь.

4 См.: Карташян А.Г. Коммерческая информация в гражданском праве России // Юрист. 2006. № 7.

5 См.: Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2004. С. 896.

6 См.: Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. Волтерс Клувер, 2006. С. 240

7 Российская газета. 2004. 5 августа.

8 Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 736.

9 См.: Смирнов В. Ноу-хау в российском законодательстве // Интеллектуальная собственность. 2000. № 1. С. 36.

10 Об этом см.: В.И. Еременко Об интеллектуальной собственности в гражданском кодексе РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 5.

11 СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283; 2006. № 6. Ст. 636.

P.H. Яхонтов*

Договор хранения. История вопроса

Договор хранения как один из основных договоров гражданско-правового оборота за всю свою многовековую историю претерпел, как представляется, довольно большие трансформации.

Если подойти к развитию исторического процесса с известной долей условности, то хронологические рамки эволюции складского хранения выглядят следующим образом:

- договор хранения в римском праве (античный период);

- договор хранения в гражданском праве Древней Руси (древнерусский период);

- договор хранения в Средневековой Руси;

- договор хранения в Российской империи;

- договор хранения в послереволюционный период 1917 г.;

- договор хранения в период после принятия Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- современный период развития договора хранения.

В римском праве договор хранения характеризовался как реальный контракт (contractus rei), по которому лицо, получившее от другого лица индивидуально-определенную вещь (поклажеприниматель, хранитель, депозитарий), обязывалось безвозмездно хранить ее в течение определенного срока или до востребования, и по окончании хранения возвратить в целости и сохранности лицу, передавшему ее на хранение (поклажедателю, депоненту)1. Основные признаки договора сводились к следующему:

* Адъюнкт заочного обучения кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России старший лейтенант милиции

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (36) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.