УДК|ШС: 778.5
DOI: 10.24412/2618-9313-2022-118-13-15
«Сегодня звонил Вам весь вечер...». Письмо Андрея Тарковского
Долгопят Е. О.
Для цитирования
Долгопят Е. О. «Сегодня звонил Вам весь вечер...» Письмо Андрея Тарковского // Телекинет. 2022. N 1(18). С. 13-16. Сведения об авторе
Долгопят Елена Олеговна, ORCID ГО: 0000-0003-1616-466Х, писатель, сценарист, научный сотрудник Государственного
центрального музея кино, Москва, Россия.
dolgopiat.l@yandex.ru
Аффилиация
ФГБУК «Государственный центральный музей кино», 129223, Москва, Проспект мира, д. 119, стр. 36.
Публикация вводит в научный оборот письмо выдающегося отечественного режиссера А. Тарковского И. Маневичу (19071976), главному редактору «Мосфильм», преподавателю Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК). В письме Тарковский просит оказать помощь в продвижении сценария Баграта Оганесяна, проходившего стажировку на съемках фильма «Андрей Рублев». Материал позволяет более точно определить место творческой интеллигенции в кинопроцессе и реалии кинопроизводства в СССР 1970-х гг.
Ключевые слова
Тарковский, Маневич, ВГИК, Оганесян, «Андрей Рублев», «Мосфильм», кино СССР, кино Армении
"I've been calling you all evening today..." A Letter from Andrey Tarkovsky
DOLGOPYAT, E. O. For Citation
Dolgopyat, E. O. "I've been calling you all evening today..." A Letter from Andrey Tarkovsky. Telekinet, 2022, n 1(18), p. 7-12. About the Contributor
Dolgopyat, Elena Olegovna, ORCID ID: 0000-0003-1616-466X, writer, screenwriter, researcher at the State Central Film Museum,
Moscow, Russia.
dolgopiat.l@yandex.ru
Affiliation
State Central Film Museum, 119 (housing 36) Prospekt mira St., Moscow, 129223, Russian Federation.
This publication introduces into scholarly discourse a letter from the outstanding Russian director Andrey Tarkovsky to Iosif Manevich (1907-1976), the then editor-in-chief of Mosfilm and lecturer at the Gerasimov Institute of Cinematography (VGIK). In his letter, Tarkovsky asks for assistance in promoting the script of Bagrat Oganesyan, who was an intern on the set of the film Andrei Rublev. The material allows us to more accurately determine the place of artistic intelligentsia in the film process and the realities of film production in the USSR in the 1970s.
Keywords
Tarkovsky, Manevich, VGIK, Oganesyan, Andrei Rublev, Mosfilm, USSR film
Во второй половине девяностых (1996-1997, точнее не вспомню) в Музей кино пришла Лена Маневич. Она всю жизнь (так она любила говорить: «всю жизнь») проработала на «Мосфильме» художником по костюму, немалое время была замужем за актером Петром Вельяминовым. Ее отец, Иосиф Моисеевич Маневич (1907-1976), был сценаристом, редактором, в том числе главным редактором Главного Управления кинематографии (1936-1954) и главным редактором «Мосфильма» (1954—
Данное издание соблюдает принципы лицензирования контента с помощью лицензии Creative Commons Creative Commons License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution-Non-Commercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Аннотация
Abstract
ТЕЛЕКИНЕТ 2022. Март. #1(18)
I а а я Н
о ■1
IS =
5 —
, 1960), преподавал во ВГИКе (с 1944) сценарное мастерство (Валерий
^бмхле . Приемыхов — один из его выпускников)1 [6].
^ ^^ ^ ^ Итак, Лена знала киношный мир, и, главное, киношный мир ее знал. Она
с стала комплектатором в Музее. Несколько раз я ездила вместе с Леной
/ ^о.м/у^ к старикам (киноведам, редакторам, сценаристам) забирать архивы.
^ /^^¿¿и-^о М^^- у-^у Но прежде всего Лена принесла в Музей архив отца. Фантастически
интересные воспоминания. Несколько глав были опубликованы
о ^ ^ л^^/ м , я в «Киноведческих записках»; затем Лена и ее старшая сестра Галя (она
/ г/-» /г была замужем за выдающимся художником Эдуардом Штейнбергом)
'' ■ ' 'издали воспоминания отца отдельной книгой (к сожалению, не все было
^ расшифровано точно; я убедилась в этом, готовя к публикации фрагмент
ш) ■ ' г , '¿с^ау-л об эвакуации Кинокомитета) [2].
¿гг*Много любопытного сохранилось в архиве Иосифа Моисеевича. (Например, переписка с В. Мотылем и Г. Шпаликовым (Маневич работал
^^ ) э^0 " ¿¿гг^у^&гя со Шпаликовым над сценарием о декабристах для режиссера Мотыля;
^ >2 фильм так никогда и не был снят). Или — письмо А. Тарковского.
Й ^^" 0 публикусмом матеРиале
^ Ф V Видимо, письмо А. Тарковского следует датировать 1970-1972 гг.—
? время работы над «Солярисом» [1].
^ ^ ц письме идет речь о фильме Баграта Ованнисяна «Терпкий виноград»
о.; с2>ъ ' (армянский вариант названия — «Давильня»)2. Вот что можно прочесть
и^е^м/' ' / 0 картине на сайхе «Армянский музей Москвы»: «Фильм снят в 1973 году.
¿-¿¿¿¿^¿сл^ в основу сценария Рубен Овсепян положил свой рассказ «Наша норма
^ ^'"су^^обеда» и повесть «Крик». Режиссер фильма — Баграт Ованнисян3,
художественный руководитель картины — Андрей Тарковский. К сожалению, этот фильм, как и многие жемчужины армянского кинематографа 1970-х, в то время прошел незамеченным» [5]. На сайте кино Кино-Театр.РУ можно найти биографическую справку: «Оганесян Баграт Галустович. Родился 13 августа 1929 года в Баку... В 1956 году окончил романо-германское отделение Ереванского госуниверситета, в 1957-1961 гг. учился в аспирантуре Института литературы в Ереване, а затем — Института мировой литературы в Москве. С 1961 г.—на к/с "Арменфильм", редактор, ассистент режиссера, режиссер. Работал в качестве режиссера-стажера на фильме "Андрей Рублев". Ушел из жизни 7 апреля 1990 года в Ереване»4.
В 2004 году в апрельском номере журнала «Искусство кино» были опубликованы «Хроники Тарковского. «Солярис». Дневниковые записи с комментариями» киноведа, друга Тарковского О. Сурковой [4]. В одной из глав она подробно описывает съемки эпизода «Соляриса», в котором Оганесян сыграл роль профессора Тархье. Кроме того, Суркова упоминает (в скобках) о роли, сыгранной Оганесяном, в «Андрее Рублеве»: «Баграт играл крошечную роль — испанского гостя в сцене "Освящение колокола"».
Вступительная статья, подготовка текста, публикация научного сотрудника Музея кино Е. О. Долгопят.
Литература
1. ГЦМК. Ф. 63. Оп.1. Ед. хр. 22. <Письмо А. А. Тарковского — И. М. Маневичу. Крайние даты 1970-1972 гг.>.
2. Маневич И. М. За экраном: разрозненные листки записанных наспех раздумий над прошлым. М.: Новое издательство, 2006. 338 с.
3. Ревич В. О границах кинематографа и литературы // Вопросы литературы. 1967. № 2. C. 196-199.
4. Суркова О. Хроники Тарковского. «Солярис». Дневниковые записи с комментариями // Искусство кино. 2004. № 4. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2002/04/n4-article16
5. Мхитарян Н. Кинозал Армянского музея: «Давильня» — терпкий вкус войны [электронный ресурс]. URL: https://www. armmuseum.ru/news-blog/2017/6/24/-22128
6. ГЦМК. Ф. 63. Оп. 2. Ед. хр. 14/2. <Личный листок по учету кадров И. М. Маневича>.
References
1. Gosudarstvennyj central'nyj muzej kino [State Central Museum of Cinema]. Fond 63. Opis. 1. Edinitsa hraneniya 22. <Pismo A.A. Tarkovskogo — I. M. Manevichu. Krajnie daty 1970-1972 gg.>. (in Russian)
2. Manevich, I. M. Za ekranom: razroznennye listki zapisannyh naspekh razdumij nad proshlym [Behind the screen: razroznen-nye listki zapisannyh naspekh razdumij over proshlym]. Moscow: Novoe izdatelstvo, 2006. 338 p. (in Russian)
3. Revich, V O granicah kinematografa i literatury [About the boundaries of cinema and literature]. Voprosy literatury. 1967. N2. P. 196-199. (in Russian)
4. Surkova, O. Hroniki Tarkovskogo. "Solyaris". Dnevnikovye zapisi s kommentariyami [Chronicles of Tarkovsky. "Solaris". Diary entries with comments]. Iskusstvo kino. 2004. N4. URL: https://old.kinoart.ru/archive/2002/04/n4-article16 (in Russian)
5. Mhitaryan, N. Kinozal Armyanskogo muzeya: «Davilnya» — terpkij vkus vojny [Armenian Museum Cinema Hall: "Da-
1 О научной деятельности И. Маневича см., напр., [3, с. 196-199]. — Прим. ред.
2 Значение режиссера для кинематографа Армении отразилось и в известном справочном издании «Кино. Энциклопедический словарь» (М., 1987), где ему была посвящена статья в разделе «Дополнения», в котором фиксировались новые фигуры
в отечественном и зарубежном кинопроцессе, возникшие за время составления словаря. «ОГАНЕСЯН Баграт Галустович (р. 13.VIII. 1929), советский режиссер. В 1956 окончил Ереванский университет. С 1961 на киностудии «Армен-фильм». Поставил короткометражный фильм «Честь бедняка» (1970), а также фильм «Терпкий виноград» (1973), «Осеннее солнце» (1979), «Хозяин» (1984) [с. 533].— Прим. ред.
3 Тарковский пишет «Оганесян», Нуне Мхитарян - «Ованнисян».— Прим. авт.
4 Кино-Театр.РУ. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/22520/bio/ (дата обращения 01.03.2022)
TELEKINET ISSN 2618-9313
vilnya" — the tart taste of war] [elektronnyj resurs]. URL: https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/6724/-22128 (in Russian) 6. Gosudarstvennyj central'nyj muzej kino [State Central Museum of Cinema]. Fond 63. Opis. 2. Edinitsa hraneniya 14/2. <Lichnyj listok po uchetu kadrov I. M. Manevicha> (in Russian)
15 января
Уважаемый Иосиф Моисеевич!
Сегодня звонил Вам весь вечер, но не дозвонился. А большая нужда с Вами встретиться по делу. Беда в том, что через час я уезжаю в Ленинград, в командировку. Поэтому извините, что обращаюсь не лично, а письмом. Дело в том, что к Вам на консультацию по поводу сценария приехали или того и гляди приедут кто-то из Армении. Дело в том, что сценарий этот предназначался для Баграта Оганесяна (я очень хорошо его знаю, это мой стажер-режиссер, работавший на «Рублеве», которого я очень высоко ценю). Кажется, там (в Ереване) кто-то интригует и отодвигает Баграта от этого сценария. Я только что звонил в Ереван — мне сказали, что от Вашего мнения очень много зависит в судьбе Б. Оганесяна. Умоляю, сделайте что-нибудь возможное или невозможное для того, чтобы ставил сценарий (по поводу которого с Вами консультируются) Оганесян. Тем более, что они все время имели отношения связи друг с другом: сценарий и режиссер Б. Оганесян. Помогите, прошу Вас!
Уже несколько лет пытаюсь всячески помочь Баграту, а постановка, которая наметилась, может сорваться из-за того, что кому-то из местных гангстеров захотелось заграбастать чужой замысел. При возвращении из Ленинграда позвоню и объяснюсь членораздельнее.
Всегда готовый к услугам Андрей Тарковский