СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ г. ВЛАДИВОСТОКА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
Романова Ирина Матвеевна,
д. э. н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и коммерции Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток [email protected]
Троценко Анастасия Николаевна,
специалист кафедры маркетинга и коммерции Школы экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), г. Владивосток [email protected],
На мировом автомобильном рынке наблюдается очень жесткая конкуренция среди производителей за рынки сбыта автомобилей. Так, на автомобильном рынке России представлены автомобили российских, европейских, американских, японских, корейских и китайских производителей. Удаленность (близость) расположения того или иного региона России от производителя (дилера) влияет на формирование потребительских предпочтений относительно выбора и покупки автомобиля определенной марки. Так, на автомобильном рынке Приморского края, в частности г. Владивостока, лидерами рынка являются
японские автопроизводители. Несмотря на близкое расположение китайских и корейских автопроизводителей к Владивостоку, автомобили данных производителей имеют низкую долю продаж, что объясняется качественным превосходством японских автомобилей. Автомобили американских и европейских производителей на дорогах г. Владивостока встречаются очень редко. В последнее время российская автомобильная промышленность при поддержке Правительства РФ пытается решить проблему низкого спроса на отечественные автомобили в России, в частности на Дальнем Востоке. В рамках решения
этой проблемы исследование потребительских предпочтений является особенно актуальным. Результаты анализа потребительских предпочтений могут служить основой для сегментирования автомобильного рынка, что важно для производителей, дилеров и др.
В рамках данной работы было проведено сегментирование автомобильного рынка г. Владивостока на основе анализа потребительских предпочтений. Предметом исследования являлись потребительские предпочтения автовладельцев, а также жителей Владивостока, собирающихся приобрести автомобиль в ближайшее время на автомобильном рынке Владивостока. Целью исследования было выделение целевых сегментов автомобильного рынка Владивостока на основе анализа потребительских предпочтений. Объем выборки составил 360 респондентов. Использовалась квотная детерминированная выборка, квоты были сформированы по возрасту потребителей. Было опрошено респондентов: в возрасте 18—23 лет — 8,3%, 24-29 лет - 20%, 30-39 лет - 33,3%, 40-49 лет -16,7%, 50-59 лет - 13,4%,
старше 60 лет — 8,3%. Представленность квот в выборке приблизительно равна представленности квот в генеральной совокупности. Таким образом, опрос проводился среди жителей г. Владивостока, достигших 18 лет, которые, согласно Положению о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений1, могут управлять автомобилем, а также быть автовладельцами и позволить себе приобрести автомобиль. Выбор квотированной выборки по возрасту был связан с тем, что Владивосток является самым автомобилизи-рованным городом России, где на 1 000 жителей приходится 556 легковых автомобилей, т. е. каждый второй житель г. Владивостока имеет автомобиль2.
Опрос проводился по заранее разработанной и протестированной анкете методом личного интервью. В анкету вошли вопросы, связанные с предпочтениями респондентов относительно автомобильных производителей, марок, моделей и типов кузова легковых автомобилей, места и формы оплаты покупки автомобиля, диапазона цен, а также вопросы, определяю-
щие степень важности критериев при выборе автомобиля, факторы, влияющие на выбор места покупки автомобиля, и искомые выгоды от владения автомобилем.
Сроки полевого этапа исследования — 1 декабря — 31 декабря 2011 года. После проведения опроса заполненные анкеты были проверены на достоверность заполнения с помощью разнообразных фильтров3. Анкеты, которые не вызвали подозрений, заносились в базу данных для дальнейшей обработки и анализа.
Среди опрошенных 87,3% респондентов являются автовладельцами в настоящее время, а 12,7% не имеют автомобиль (рис. 1)4. Из рисунка 1 видно, что респонденты, не имеющие автомобиль на момент проведения опроса, подразделяются на две равные группы: 1) 6,35% рес-
пондентов, планирующих покупку автомобиля, так называемые «будущие автовладельцы»; 2) 6,35% опрошенных, не планирующих приобретение автомобиля, которых условно назовем «пешеходами». Причинами предполагаемого отказа от приобретения автомобиля для половины «пешеходов» является недостаточное количество денежных средств на покупку желаемого автомобиля, а менее дешевый автомобиль нет желания приобретать. Другая половина «пешеходов» не испытывает необходимости в покупке автомобиля, так как они боятся сидеть за рулем либо их возят на автомобиле родственники, друзья, знакомые.
На автомобильном рынке Владивостока 96,5% автомобилистов владеют легковыми автомобилями и только 3,5% — гру-
Авто владельцы 87,3%
"Пешеходы" 6,35%
Будущие автовладельцы 6,35%
Рисунок 1. Соотношение респондентов по наличию автомобиля, %
1 Положение о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приема экзаменов и выдачи гражданам водительских удостоверений [Электронный ресурс]. - Электронный портал «Законы России» - Режим доступа: URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_105/docl05a858x645.htm (Дата обращения 21.01.2012).
2 Эксперты оценили уровень автомобилизации России [Электронный ресурс]. - Информационный канал «Торгово-промышленная палата РФ» - Режим доступа: URL: http://www.cci.ru/main/NewsAMShow.asp?id=25625 (дата обращения 21.01.2012).
3 Мартышенко С.Н. Многомерные статистические методы повышения достоверности маркетинговых данных / С. Н. Мартышенко, Н. С. Мартышенко, Д. А. Кустов // Практический маркетинг. - 2007. - № 1 (119). - С. 20-30.
4 На рисунках 1-18 приведены результаты исследования автомобильного рынка г. Владивостока в декабре 2011 г.
зовыми автомобилями малой грузоподъемности. Наиболее популярными типами кузова легкового автомобиля на рынке Владивостока являются седан (24,1%), универсал, хэтчбэк, внедорожник (по 16,7% соответственно), минивэн (13%), кроссовер (7,4%), купе (1,9%) (рис. 2).
В ходе опроса среди респондентов 98,1% оказались владельцами автомобилей японского производства и лишь 1,9% — владельцы автомобилей американского производства. Лидером среди автомобилей японских производителей на рынке Владивостока является марка Toyota (52,8%), при этом наиболее популярны такие модели автомобилей марки Toyota, как Corolla (7,6%) и Mark II (5,7%). Японские автомобили марки Honda, по сравнению с Toyota, имеют в 4 раза меньше автомобилистов Владивостока — 13,2%. Наиболее распространенной моделью Honda является Fit (3,7%). Автомобилями марок Mitsubishi и Nissan владеют 9,4 и 9,5% респондентов, соответственно. Наиболее популярной моделью марки Mitsubishi среди автомобилистов г. Владивостока является Pajero (3,7%). Среди автомобилей марки Nissan все модели пользуются одинаковой популярностью на автомобильном рынке г. Владивостока (табл. 1)5.
В ходе анкетного опроса было установлено, что в первую очередь для 42,1% респондентов автомобиль — это средство передвижения, также для 24,6% опрошенных автомобиль — это предмет первой необходимости. Автомобиль для 15,8% респондентов — это возможность поез-
дки на дачу, за город, в путешествие (рис. 3).
Анализ результатов опроса показал, что большая часть мужчин-автовладельцев (55%) лично занимается обслуживанием автомобиля, 37,5% мужчин обращаются в сервисный центр
Седан
1,90%
Рисунок 2. Распределение автомобилей респондентов в зависимости от вида автомобиля и типа кузова, %
Таблица 1
Распределение респондентов в зависимости от марки и модели имеющегося автомобиля, %, декабрь 2011
Марка Модель Доля респондентов, % Марка Модель Доля респондентов, %
Toyota 52,8 Z 1,9
Corolla 7,6 Accord 1,9
Mark II 5,7 HR-V 19
Hilux Surf 3,7 GR-V 1,9
Ipsum 3,7 Mitsubishi 9,4
Prius 3,7 Pajero 3,7
Vitz 3,7 Deiica 1,9
Allion 1,9 Lancer 1,9
Auris 1,9 Libero 1,9
Camry 1,9 Nissan 9,5
Corona 1,9 Largo 1,9
Crown 1,9 180SX 1,9
Dyna 1,9 Teana 1,9
Harrier 1,9 Patroi 1,9
Hiace 1,9 Tiida 1,9
Land Cruiser 1,9 Daihatsu Terios kid 5,6
Nadia 1,9 Suzuki 3,8
Premio 1,9 Aerio 1,9
Rav4 19 Escudo 1,9
Townace 1,9 Infiniti Fx35 1,9
Honda 13,2 Subaru Legasi Б4 1,9
Fit 3,7
Prelude 1,9 Ford Escape 1,9
5 В таблицах 1-3 приведены результаты исследования автомобильного рынка г. Владивостока в декабре 2011 г.
[email protected], www.bci-marketing.ru
и только 7,5% мужчин обслуживают автомобиль друзья, знакомые или родственники. Обслуживанием автомобилей женщин-автовладельцев занимаются друзья, знакомые или родственники (42,9%), другие 42,9% женщин обращаются в сервисный центр, только 14,2% лично занимаются обслуживанием автомобиля (рис. 4).
Планы по смене автомобиля зависят от степени удовлетворенности от обладания автомобилем (рис. 5) и от времени владения автомобилем (рис. 6). Выделяются несколько групп респондентов. Чаще всего планируют смену автомобиля респонденты, владеющие автомобилем более 11 лет (66,7%), что обусловлено физическим износом автомобиля. Есть респонденты, меняющие автомобиль после 2—5 лет пользования (31,6%). Эта категория автовладельцев предпочитает систематическую замену автомобиля после пробега на российских дорогах, чтобы «ездить спокойно, не занимаясь ремонтом». Выделяется группа респондентов, владеющих автомобилем менее 1 года и планирующих его замену (11,1%), как правило, таких автовладельцев что-то не устраивает в автомобиле.
«Будущие» и настоящие автовладельцы, планирующие сменить свой автомобиль, хотели бы стать владельцами следующих марок: 39,1% — Toyota, 13% - Nissan, 13% - Honda (рис. 7).
Средство для дополнительного заработка
3,5%
Элемент престижа статуса 6,1%
Возможность поездки на дачу, за город, в путешествие 15,8%
Источник удовольствия
3,5%
Способ самовы ражения 2,6%
Обязательное условие в трудовом контракте 1,8%
Средство для передвижения 42,1%
Предмет первой необходимости 24,6%
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов относительно предназначения
автомобиля, %
100 90 * 80 13 70 | 60 I 50
I 40 | 30 20 10 0
Мужчины
Женщины
Рисунок 4. Распределение респондентов в зависимости от того, кто занимается обслуживанием автомобилей, %
Удовлетворены Скорее удовлетворены, чем неудовлетворены Абсолютно удовлетворены
20 40 60 80
Доля респондентов, %
0
100
■ не планируют сменить
пла нируют смен ить
Рисунок 5. Распределение ответов респондентов относительно планов сменить автомобиль в зависимости от степени удовлетворенности обладания автомобилем, %
0 20 40 60 80 100
Доля респондентов, %
■ не планируют сменить ■ планируют сменить
Рисунок 6. Распределение ответов респондентов относительно планов смены автомобиля в ближайшее время в зависимости от времени владения автомобилем, %
Основными факторами, влияющими на приобретение нового автомобиля, являются «надоел» старый автомобиль (40%), отсутствие автомобиля (16,7%), достаточно старый автомобиль (13,3%), частая поломка автомобиля (10%), автомобиль придает статус (10%) (рис. 8).
При выборе автомобиля большое значение имеет тип кузова. 25% «будущих» и настоящих автовладельцев, планирующих приобрести легковой автомобиль, отдают большее предпочтение типу кузова внедорожник, 21,7% респондентов - кроссоверу, 16,7% - универсалу, 15% - седану и 13,3% - минивэну (рис. 9).
Важными критериями при выборе автомобиля являются наличие подушек безопасности, тип привода, наличие кондиционера в автомобиле, тип коробки передачи, вид двигателя, наличие АБС, усилитель руля, модель марки автомобиля (табл. 2). На основании анализа таблицы 2 можно сделать вывод о том, что все перечислен-
KIA; 4,4%
Lexus; 4,4%
Mazda; 4,4%
Mitsubishi; 4,4%
Chevrolet; 4,4%
BMW; 8,7%
Toyota; 39,1%
Honda; 13%
Рисунок 7. Распределение ответов «будущих» и настоящих автовладельцев относительно марки планируемого к приобретению автомобиля, %
Попадание в ДТП Выпустили автомобиль с улучшенными техн. характеристиками
Автомобиль придает статус
£ га
е
Частая поломка автомобиля У меня сейчас достаточно старый автомобиль Отсутствие автомобиля
Надоел старый автомобиль
13,3
0 10 20 30 40
Доля респондентов, %
Рисунок 8. Распределение ответов респондентов относительно факторов, влияющих на приобретение нового автомобиля, %
Купе 3,3%
Внедорожник 25%
Кроссовер
Хэтчбэк 5%
Минивэн 13,3%
21,7
Седан 15%
Универсал
Рисунок 9. Распределение ответов респондентов относительно предпочтений при выборе типа кузова легкового автомобиля, %
Таблица 2
Распределение ответов респондентов относительно степени важности критериев при выборе автомобиля, %
6,7
10
10
16,7
40
Критерии при выборе автомобиля Распределение ответов респондентов относительно степени важности, %
Абсолютно неважно Скорее неважно, чем важно Все равно Скорее важно, чем неважно Очень важно
1 2 3 4 5 6
Наличие подушек безопасности - - 6,7 15 78,3
Тип привода - 1,7 8,3 20 70
Наличие кондиционера - - 3,3 28,3 68,3
Тип коробки передач 1,7 13,3 18,3 66,7
Вид двигателя - 3,3 1,7 31,7 63,3
Тип кузова - 1,7 8,3 28,3 61,7
Антиблокировочная система тормозов (АБС) 1,7 1,7 11,7 23,3 61,6
Усилитель руля 6,7 31,7 61,6
Таблица 2 (Окончание)
1 2 3 4 5 6
Модель марки автомобиля - 3,3 8,3 30 58,4
Минимальный расход топлива - 3,3 3,3 41,7 51,7
Маневренность автомобиля на дорогах - - - 50 50
Мощность двигателя - - 5 46,7 48,3
Новый год выпуска автомобиля - - 8,3 45 46,7
Отличная обзорность из автомобиля 1,7 - 6,7 45 46,6
Комфорт сидений - 3,3 15 36,7 45
Удобная панель управления 5 3,3 8,3 43,4 40
Объем двигателя - 3,3 6,7 51,7 38,3
Известность, популярность марки автомобиля 3,3 3,3 21,7 40 31,7
Размер автомобиля 8,3 1,7 13,3 46,7 30
Количество дверей 3,3 1,7 20 45 30
Максимальная скорость 1,7 1,7 20 48,3 28,3
Большой объем багажника 3,3 6,7 16,7 45 28,3
Количество мест 1,7 1,7 20 51,6 25
Цвет автомобиля 6,7 8,3 26,7 33,3 25
Обивка салона 13,3 1,7 26,7 33,3 25
Наличие бортового компьютера 10 8,3 25 33,4 23,3
Наличие вРв-навигатора 18,3 11,7 26,7 20 23,3
Расположение руля в автомобиле (слева, справа) 8,3 5 15 33,3 38,4
ные критерии скорее важны, чем неважны при выборе автомобиля. Такие критерии, как наличие GPS-навигатора, обивка салона не имеют существенного значения для автомобилистов Владивостока.
При выборе и покупке большая часть респондентов выбирают автомобиль, который имеет среднелитражный объем двигателя — 63,3% респондентов (рис. 10), бензиновый тип двигателя — 63,3% (рис. 11), полный привод — 79,7% (рис. 12), автоматическую коробку передач — 76,7% (рис. 13).
На выбор места покупки автомобиля существенное влияние оказывает материальное положение будущего автовладельца. Респонденты, которые испытывают материальные затруднения, живут «от зарплаты до зарплаты», чаще покупают автомобили «с пробегом» у частных лиц, «с рук». Респонденты, ко-
Микролитражный 3,3%
Среднелит-ражный
Не имеет значения 6,7%
Крупнолит-ражный 10%
Малолитражный 16,7%
Рисунок 10. Распределение ответов респондентов относительно предпочитаемого объема двигателя автомобиля, %
Дизельный 6,7%
Гибридный 13,3%
Электрический 1,7%
Не имеет значения 15%
Бензиновый
63,3%
Рисунок 11. Распределение ответов респондентов относительно предпочитаемого типа двигателя автомобиля, %
Не имеет значения 10,2%
Полный 79,6%
Передний
8,5%
Задний 1,7%
Рисунок 12. Распределение ответов респондентов относительно предпочитаемого типа привода автомобиля, %
торые могут купить дорогой автомобиль только с привлечением заемных средств, выбирают чаще для покупки авторынки (43,4%), реже приобретают автомобиль у частных лиц (24,5%), на автомобильных аукционах (22,6%). Респонденты, которые могут купить дорогой автомобиль, дом или квартиру, предпочитают такие места для покупки, как авторынки, либо через автомобильных дилеров или на автомобильных аукционах (рис. 14).
Важными факторами, влияющими на выбор места покупки, являются приемлемые цены для 73,3% респондентов, предоставляемая гарантия качества автомобиля (59,3%), личный опыт (53,3%), оформление документов на месте (51,7%), широкий ассортимент автомобилей (46,7%) (рис. 15).
Не имеет значения
13,3
Автоматическая 76,7%
Рисунок 13. Распределение ответов респондентов относительно предпочитаемого типа коробки передач автомобиля, %
Могут купить дорогой автомобиль, дом, кварти ру
Покупка дорогого автомобиля возможна с привлечением заемных средств Денег не хватает на покупку крупных товаров (быт. техники) Испытывают материальные затруднения, живут «от зарплаты до зарплаты»
20 40 60 80 100 Доля респондентов, %
I Авторынки
I Автомобильные аукционы
□ Автосалоны дилеров ■ Покупка авто у частного лица
Рисунок 14. Распределение ответов респондентов относительно выбора места покупки автомобиля в зависимости от уровня материального положения, %
По совету
родственников/друзей/знакомых/профессионалов По личному опыту
Удобное месторасположение
ы
£ Возможность тест-драйва
тк
к Высокий сервис обслуживания
Высокий имидж автосалона/аукциона
Оформление документов на месте Предоставление гарантийного, сервисного обслуживания Гарантия качества автомобиля
Постоянное обновление ассортимента
Широкий ассортимент автомобилей
Предоставление скидок
Возможность покупки автомобиля в кредит
Приемлемые цены
1 1 1 1
11,7 41,7 40
18,3 10 31,7 31,7
40 50 60 Доля респондентов, %
70
80
90
100
абсолютно неважно
|скорее неважно, чем важно □ все равно
скорее важно, чем неважно
очень важно
Рисунок 15. Распределение ответов респондентов относительно факторов, влияющих на выбор места
покупки автомобиля, %
0
73,3
Более 1501 1101 - 1500 901 - 1100 701 - 900 501 - 700 301 - 500 201 - 300Е6 6,6 До 200
0
15 20 25 30 Доля респондентов, %
35 40 45
Рисунок 16. Распределение ответов респондентов относительно предпочитаемой формы оплаты покупки автомобиля в зависимости от диапазона цен, %
Больше 1 года; 6,
До 1 месяца; 35%
1-3 месяца; 36,7%
Рисунок 17. Распределение ответов респондентов относительно времени принятия решения о покупке автомобиля, %
Сегмент 5
8,3%
Сегмент 4 26,7%
Сегмент 3
3,3%
Сегмент 1
16,7%
Сегмент 2 45%
Рисунок 18. Распределение опрошенных потребителей по принадлежности к выделенным кластерам, %
В ходе проведенного исследования было установлено, что 36,1% респондентов стараются покупать автомобиль в ценовом диапазоне 301—500 тыс руб, при этом предпочитаемая форма оплаты — оплата наличными. 16,4% респондентов покупают автомобиль в диапазоне 501 — 700 тыс руб. 8,2% респондентов выбирают и покупают автомобиль в ценовом диапазоне 701 — 900 тыс руб (рис. 16).
Принятие решения о покупке автомобиля занимает разное количество времени у жителей г. Владивостока: 36,7% респондентов требуется 1—3 месяца, 35% — быстро принимают решение о покупке автомобиля, примерно за 1 месяц, 16,7% — требуется полгода на принятие решения, а 6,7% — принимают решение больше года (рис. 17).
Таким образом, на основе всех представленных выше данных, и проведенного анализа, была собрана необходимая информация о предпочтениях потребителей для проведения сегментирования автомобильного рынка г. Владивостока.
Для сегментирования автомобильного рынка г. Владивостока были выбраны демографический (уровень доходов) и поведенческий (искомые выгоды) признаки.
Для решения поставленной задачи наиболее подходящим методом сегментирования является кластерный анализ методом Варда и метрики квадрата Евклидовых расстояний с помо-
щью статистической программы Statgraphics Plus 5.1. В результате кластерного анализа была построена дендограмма, на которой представлены пять клас-
■ Оплата в кредит
■ Оплата наличными
■ Оплата безналичными
теров. Первый кластер объединил 16,7% респондентов, второй — 45%, третий — 3,3%, четвертый и пятый — 26,7% и 8,3% соответственно (рис. 18).
Таблица 3
Профиль сегментов автомобильного рынка г. Владивостока
Название сегмента и его доля,% Характеристика сегмента
1 2
«Статусные по положению» 16,7% Этот сегмент представляют автомобилисты в возрасте старше 40 лет, состоящие в браке и достигшие высокого карьерного роста. Меняют автомобиль раз в 2-4 года. Автомобиль - это элемент престижа и статуса, способ самовыражения. Критерии выбора автомобиля: новая известная модель марки, тип кузова - внедорожник, бензиновый двигатель, наличие кондиционера и подушек безопасностей, комфорт сидений, кожаная обивка салона, удобная панель управления. Предпочитают покупать новый автомобиль в автосалонах дилеров, что объясняется предоставлением гарантийного и сервисного обслуживания, высоким имиджем дилеров. При выборе и покупке придерживаются ценового диапазона выше 901 тыс руб.
Автомобилисты, предпочитающие сочетание комфорта и экономности 45% (массовый потребитель) Меняют автомобиль раз в 2-4 года. Автомобиль - это просто средство передвижения. Критерии выбора автомобиля: тип кузова - седан или хэтчбэк, бензиновый двигатель, малолитражный объем двигателя, автоматическая коробка передач, маневренность на дорогах, отличная обзорность из автомобиля, наличие кондиционера и подушек безопасностей, комфорт сидений, удобная панель управления, вРБ-навигатор. Предпочитают покупать подержанный автомобиль на авторынке, что объясняется приемлемыми ценами, скидками, широким ассортиментом. Обслуживанием автомобиля занимаются лично сами или знакомые. При выборе и покупке придерживаются ценового диапазона 301-500 тыс руб.
«Работяги» 3,3% Смена автомобиля происходит раз в 5-10 лет. Автомобиль - это средство для заработка. Критерии выбора автомобиля: большой багажник, маневренность на дорогах, среднелитражный объем двигателя, наличие кондиционера. Предпочитают покупать подержанный автомобиль у частных лиц, что объясняется низкой стоимостью. При выборе и покупке придерживаются ценового диапазона до 300 тыс руб.
«Путешественники» 26,7% Этот сегмент представляют автомобилисты в возрасте старше 30 лет, состоящие в браке, которые могут позволить приобрести автомобиль с помощью заемных средств. Смена автомобиля происходит раз в 5-10 лет. Автомобиль - это возможность поездки на дачу, за город, в путешествие. Критерии выбора автомобиля: тип кузова - универсал или седан, среднелитражный объем двигателя, полный привод, маневренность на дорогах, большой багажник, наличие вРБ-навигатора, кондиционера и подушек безопасности. Предпочитают покупать подержанный автомобиль у частных лиц, что объясняется приемлемой ценой. При выборе и покупке придерживаются ценового диапазона 301-500 тыс руб.
«Статусные по устремлению» 8,3% Этот сегмент представляют молодые автомобилисты в возрасте до 29 лет, не состоящие в браке, для которых автомобиль - это показатель статуса, успешности, состоятельности, удовлетворения своих амбиций, а также центр внимания в кругу своих друзей. При выборе и покупке будут придерживаться ценового диапазона 500-700 тыс руб. Критерии выбора автомобиля: тип кузова (купе, внедорожник, кроссовер или седан), модель марки, относительно новый год автомобиля, мощность двигателя, максимальная скорость, цвет автомобиля. Если не хватит денег на покупку желаемого автомобиля в автосалоне дилера, то приобретут его на авторынке.
Распределение опрошенных респондентов по кластерам представлено в таблице 3.
Таким образом, анализ потребительских предпочтений и описание выделенных сег-
ментов позволили составить более четкое представление о предъявляемых требованиях потребителей к автомобилям на региональном рынке. Результаты данной работы могут быть полезны для автосалонов
дилеров, автомобильных аукционов, компаний, занимающихся перепродажей подержанных автомобилей, а также для автомобильных производителей.